Лучше хорошо молчать чем плохо говорить
Авиценна, Пушкин, Хайям и Тютчев о том, почему следует как можно меньше общаться с людьми
По снежной улице, в вечерний этот час
Собачий слышен лай и запад не погас,
И попадаются прохожие навстречу.
Не говори со мной! Что я тебе отвечу?
Я раньше часами могла висеть на телефоне, обсуждая с подругами, кто во что был одет, кто что сказал и как посмотрел. Но пришло время, когда мне стало нестерпимо жаль тратить свое время на это. Ведь существует прекрасная альтернатива: кинематограф, музыка, литература. Они не вынуждают нас открывать рот, но наполняют до краев изнутри.
Эти гениальные рифмы принадлежат перу Александра Пушкина:
От многоречия отрёкшись добровольно,
В собранье полном слов не вижу пользы я;
Для счастия души, поверьте мне, друзья,
Иль слишком мало всех, иль одного довольно.
В Древнем Китае чтили мудрость:
Говори лишь тогда, когда твои слова будут значить больше, чем молчание. Не говори, если это не изменяет тишину к лучшему.
Тайн хранить не умеет глупец и бахвал,
Осторожность поистине выше похвал.
Тайна — пленница, если ее бережешь ты,
Ты у тайны в плену, лишь ее разболтал.
Восточные философы, ученые и поэты жили во времена заговоров и козней, когда одно неверное, необдуманное, невзвешенное слово могло стоить жизни.
Омар Хайям:
В этом мире неверном не будь дураком:
Полагаться не вздумай на тех, кто кругом.
Трезвым оком взгляни на ближайшего друга —
Друг, возможно, окажется злейшим врагом.
Одна моя знакомая устроилась на работу. Ей стали платить, причем щедро. Этот факт так распирал ее изнутри, так не давал покоя и так возвышал над остальными, что она рассказала своим подругам о том, какая теперь у нее зарплата. Такая, что за год миллион легко можно отложить и поехать отдыхать. Или ремонт сделать.
А у себя дома упрекали мужей на тему: «Почему другие живут достойно, а мы вынуждены влачить жалкое существование». И вот эти мужья разнесли информацию дальше, о том, что кто-то хорошо зарабатывает.
И дошла она до ушей квартирных воров.
А ведь держала бы она язык за зубами, все сложилось бы иначе. Врагами при ближайшем рассмотрении оказались лучшие подруги.
Хотя нет, не подруги.
Много ли толку в разговорах?
Федор Тютчев мастерски перевел на русский язык стихотворение Микеланджело Буонарроти, который был не только скульптором и художником, но и поэтом:
Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный.
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
(1855)
Лучше хорошо молчать чем плохо говорить
Между тем, молчать гораздо полезнее, чем болтать без умолку. Если во время общения с человеком у вас не закрывается рот, вы рискуете не только прославиться болтушкой, но и испортить отношения. «Вынося сор из избы», обсуждая тонкости своей болезни, финансовое состояние семьи, плохое поведение своих близких и детей с мамой, подругой или коллегой по работе, вы на тонком плане лишаете себя и своих близких семейной защиты и размыкаете связующий вас энергетический канал. Такое нарушение связи и является причиной многочисленных проблем в жизни ваших родных и близких, оно может привести даже к разрыву отношений.
Конечно, молчать, находясь в обществе близких нам людей и друзей, тоже неуместно. Они могут задавать вопросы и отвечать на них нужно, чтобы поддерживать беседу.Но вопросы не исчерпаются, их станет все больше и больше, если вы не сумеете вовремя замолчать. Как бы это не было сложно, научитесь больше молчать, чем много говорить. Это очень важно, потому что молчание:
1. Привлекает внимание. Человек, который в шумной компании молчит, притягивает на себя внимание окружающих. Поэтому если хотите, чтобы к вашим словам прислушивались, то во время разговора всегда старайтесь избегать обсуждения несерьезных тем и помните, что одним из самых ценных качеств человека является умение говорить только то, что принесет ему пользу. Вспомните, как вела себя учительница в школе, чтобы унять расшалившихся учеников. Она применяла такой трюк: просто стояла и молча, ждала, пока дети угомонятся. И это действительно помогало.
2. Создает образ эмпата. Молча слушая собеседника, вы даете ему возможность выговориться, рассказать то, что у него на душе. Все любят, когда их внимательно слушают, понимают и сопереживают. То есть, проявляют сочувствие. А заработать себе имидж сочувствующего человека можно только молчанием, а не красноречием. Поэтому людей, умеющих «контролировать свой базар», принимают за доброго и заботливого человека. У них всегда много друзей.
3. Улучшает отношения. Когда вы болтаете без умолку, ваш муж не может сосредоточиться и понять, что вы от него хотите. Поэтому вопреки распространенному мнению, что для наилучшего взаимопонимания супруги должны больше разговаривать, иногда гораздо полезнее просто молча смотреть на мужа «особым» взглядом. И он поймет, что настало время ему проявить инициативу и обнять вас! Особенно это актуально в случаях, когда вами доминирует не разум, а эмоции, и все ваши слова выражается в форме гневных эпитетов и ничего хорошего впоследствии не принесут. Если же муж увидит, что вы вместо того, чтобы доказать свою правоту и выразить свои претензии, молчите, он обязательно оценит ваше поведение и поступит так, как вы хотите.
Если тема разговора для вас действительно интересна, и вы хотите обсудить ее с собеседником глубже, не спешите углубиться в полемику и высказать своё мнение. Лучше просто молчите, слушайте и наблюдайте. Выслушайте сначала аргументы всех участников. Так вы узнаете намного больше, чем будете пытаться одерживать победу в ораторской дискуссии, излагая свою версию. Молчание чаще всего свидетельствует о высоком уме. Молчаливая женщина, производит впечатление спокойной и умной особы, которая умеет себя вести.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить
В каждом букве есть нота, в каждом слове – мелодия.
В зеркале речи мозги не отражаются.
Дар убеждения бледнеет без дара речи.
Когда нет своего голоса, поют с чужого.
«Толкать речь» нужно так, чтобы она запала в душу.
Не овладев языком, не овладеешь аудиторией.
Витиеватость речи – признак блуждающей мысли.
Слова имеют вес лишь там, где их взвешивают.
Язык, идущий впереди мысли, делает её невидимой.
За высокими словами мысли не видны.
В звуках сладкой речи много фальшивых нот.
Глубину слов создают подводные течения мысли.
Совершенство человеческой речи – в умении выходить за её пределы.
Короткому уму свойственны длинные речи.
Не блистая умом, трудно блистать красноречием.
Философ не может говорить простым языком: его этому не учат.
Слово, брошенное против ветра, редко попадает в цель.
Острый язык притупляется о тупые головы.
Трудно выбирать выражение, когда не хватает слов.
Не развязав язык, трудно завязать отношения.
Самый задушевный разговор – с самим собой.
Голова с закрытым ртом лучше соображает.
Кто говорит, что думает, тот думает, что говорит.
Чтобы слова имели вес, их надо взвешивать.
Лучший способ не нарушать данного слова – никогда его не давать.
С открытым ртом легче поймать глупость, чем истину.
У длинного языка короткие мысли.
Язык без мозгов – пища грубая.
Иному, чтобы закрыть рот, нужно открыть глаза.
Любители говорить редко выходят в профессионалы.
Одни черпают силу в разговоре, другие – в молчании.
Язык, стеснённый мыслью, реже болтает.
Как правило, бросают слова на ветер те, у кого их много.
Хорошего собеседника узнаёшь по молчанию.
Молчание – чаще признак ума, чем глупости.
Кто много говорит, тот долго слушать не умеет.
Для рассказчика нет благодарности лучше, чем молчание слушателя.
И молчание бывает словом, если оно долгое.
Молчание бывает не только золотом, но и кучей дерьма.
Глаза могут выдать, язык – никогда.
Легче говорить прописные истины, чем им следовать.
Чего только с языка не слетит, когда он слабо подвешен.
Когда не могут выразится, выражаются.
Всё, что трудно выразить словами, выражают матом.
Когда нечем крыть, кроют матом.
Сильные выражения не для слабого пола.
Больного человека видно сразу – по словесному поносу.
Всезнающий язык сродни всё слышащему уху.
Трудно убедить человека, не сказав ему пару ласковых слов.
Благой мат убеждает быстрее, чем отменный.
Не нормативная лексика становится нормативной.
Кто питается слухами, редко их пережёвывает.
Ничто так не портит слухи, как их пересказ.
Те, кто разносит слухи, умеют их преподнести.
Чего только не выдавишь из себя, когда на тебя давят.
Трудно заглянуть человеку в душу, когда его рот на замке.
В споре побеждает не истина, а длинный язык.
Диалог не состоится, если в нём есть монолог.
Разделяя взгляды, каждый остаётся при своём…
Если оппонент льстит, значит не сдаётся.
Чаще всего впечатлениями делятся те, у кого за душой пусто.
Говорить – не разговаривать: много ума не надо.
Лучшими собеседниками являются те, один из которых говорит, другой – слушает.
Если в споре родилось предложение выпить, значит, спор не закончен.
Нет доводов, которые бы убеждали всех.
Взгляды чаще совпадают, когда пересекаются.
Нет точки зрения после которой нельзя было бы поставить многоточие.
В любом споре побеждает сомневающийся.
Точка зрения не камень: можно отодвинуть.
Сапог и валенок быстрее находя общий язык, чем два лакированных ботинка.
Самый убедительный тон, не требующий возражений.
Последнее слово всегда за теми, кто впереди.
С низким интеллектом не спорят, его перешагивают.
При ветре перемен подвешенный язык подобен знамени.
Точка зрения не дружит с запятой.
Советы стоят дорого лишь тогда, когда ими руководствуешься.
К сладкой речи горькую правду не подают.
Шутка должна быть приправой, а не гарниром.
Остроумным надо быть кстати, а не к сожалению.
Смешное надо говорить всерьёз, иначе не поверят.
Хорошо смеётся тот, кто смеётся над собой.
Причин для смеха всегда больше, чем оснований для него.
Первым смеётся тот, кому не досталось последнее.
Чтобы язык не чесался, набери в рот воды.
Те, кто разносит слухи, умеют их преподнести.
На вечные вопросы есть вечные ответы.
Будь в начале дело, не было бы столько слов.
Вечный двигатель давно создан: это человеческий язык.
«Лучше молчать, чем говорить»
Умение понимать, когда говорить, а когда молчать — большое искусство. Не стоит, к примеру, делиться проблемами и переживаниями, если потом придётся успокаивать слушателя. Именно так часто бывает с любящими родственниками — родителями, бабушками, тётушками и т. д. Вместо того чтобы услышать ободряющие слова поддержки или мудрый совет, вы вынуждены терпеть ахи и охи. А затем убеждать их, что не всё так страшно, и в срочном порядке нести успокаивающие таблетки
Поэтому делитесь с близкими лишь тогда, когда они в состоянии воспринимать ваши слова нормально. И — ещё лучше — готовы вам помочь. Например, говорите, что на работе у вас сейчас сложный период и вы вынуждены задерживаться сверх положенного времени. А они в ответ предлагают забрать вашего ребёнка из детского сада и посидеть с ним до вашего прихода или купить продукты и приготовить ужин.
Когда молчать
«П ротивопоказаниями» для искренности являются такие заведомо известные реакции противной стороны, как упрёки, нравоучения, претензии, ненужные и невыполнимые советы. Возьмём всё тот же пример с ненормированным рабочим днём. Вместо сочувствия и предположений о помощи вы получаете набор сентенций от «обожающей» вас свекрови: «Меньше надо работать и нечего строить из себя карьеристку! Пора подумать о семье! У такой нерадивой матери ребёнок скоро превратится в беспризорника, а муж бросит, потому что ты никудышная хозяйка».
Не делитесь чужими секретами, даже когда вам скучно или вы чужим примером хотите кого-то поддержать. Добрые побуждения могут легко обернуться против вас. В крайнем случае, сделайте свой рассказ абстрактным, заменив имена участников событий.
О себе вы можете говорить всё что угодно, если есть такая потребность. Но чужая жизнь — табу, если вы не хотите испортить отношения с людьми и стать источником сплетен.
Не стоит также говорить что-то необдуманно и «резать правду-матку», когда ваши слова могут оскорбить, обидеть или расстроить человека, который в данной ситуации ничего не может изменить. Например, кого-то неудачно подстригли и вид у него не ахти. Что толку, если вы ему об этом сообщите? И кому нужна такая правда?
Помните: вы совершенно не обязаны кому бы то ни было рассказывать о себе то, что вам не хочется
«Перемывание костей» другим людям или переливание из пустого в порожнее — тоже повод, чтобы прекратить разговор и замолчать. Не тратьте время на пустую болтовню: это ничего не даёт ни уму, ни сердцу, а лишь крадёт время.
Не грузите ненужными новостями и тем более своими проблемами другого человека так, чтобы у него от вас болела голова как в прямом, так и в переносном смысле. От такого общения он в лучшем случае начнёт вас избегать. Также молчите, когда желание поговорить будет воспринято как навязчивость, а ваша откровенность превратится позднее в ненужные домыслы и пересуды. Такое часто бывает в трудовых коллективах, общих компаниях и в общении с соседями.
Стоит помнить, что излишняя откровенность нередко порождает сплетни. Поэтому если вы не хотите, чтобы по месту службы за вашей спиной шептались, старайтесь «не выносить сор из своей семейной избы» и не рассказывайте о перипетиях личной жизни.
Не говорите о том, что вас беспокоит и в том случае, когда сам рассказ вам тяжёл и неприятен. Такое бывает, если вы тратите много душевных сил, чтобы справиться с травмирующей ситуацией и адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам.
И если вы принимаетесь повествовать о том, что у вас происходит, и рассказывать о своих чувствах по этому поводу, то вновь начинаете погружаться в негатив и опять переживать острую боль. Это заставляет вас тратить всё больше энергии, что истощает последние ресурсы (психологические и даже физические). Поэтому душевной ране надо дать зажить, а не «расковыривать» её собственными откровениями. Лучший выход в данных обстоятельствах — уйти от прямого ответа и переменить тему. Помалкивайте также, если «плаваете» в обсуждаемой теме и не хотите выглядеть в глазах окружающих некомпетентным и недалёким человеком.
Молчание, сопровождающееся каким-либо занятием (например, созерцанием красот природы или рукоделием) способствует успокоению и умиротворению. Поэтому периодически слушайте тишину, обходясь без болтовни и лишних звуков.
Не обращайте внимания, если ваши сдержанность и скрытность воспринимаются неправильно, например, как демарш или нежелание общаться. Как говорится, умные люди поймут, а дураку объяснять бесполезно.
Помните: вы совершенно не обязаны кому бы то ни было рассказывать о себе то, что вам не хочется или претит. Вы не должны объяснять свои действия, комментировать личную жизнь, делиться мыслями и чувствами, оправдываться за поступки, которые других никоим образом не касаются. Поэтому вы вправе отказаться беседовать на «заданную тему».
Когда говорить
У мение вступать в диалог и выставлять свои аргументы — это показатель образованности, опыта и зрелости личности, а также демонстрация знаний и способностей. Если вы хотите наладить контакт с людьми, то, как правило, проще всего это сделать вербально, а не молча. С помощью речи быстрее и легче завоевать расположение других. Не зря же политики перед выборами активно выступают перед избирателями, а, добившись цели, часто уходят в тень, так как не желают отвечать за собственные щедрые обещания.
Говорите, если хотите прояснить ситуацию и расставить точки над «i». Иной раз лучше узнать горькую правду, чем изводиться догадками и теряться в домыслах.
Рассказывайте о себе. Делитесь переживаниями и событиями, если нуждаетесь в сочувствии, поддержке и помощи. Например, если вы потеряли кого-то из близких, то слова соболезнования, сказанные кем-то искренне, способны ободрить вас в трудную минуту. При этом окружающим станет понятно, почему вы опечалены и находитесь в подавленном состоянии.
Следует выбирать форму, время и место для откровений и задушевных бесед
Делитесь с другими своими проблемами, если чувствуете, что это вам реально поможет. Например, вы рассчитываете на совет, анализ ситуации, сторонний взгляд, непредвзятое мнение доброжелательного и умного человека. К тому же проговаривание вслух нередко помогает выплеснуть накопившиеся эмоции, упорядочить мысли и чувства и найти выход из сложившегося положения. Поэтому даже если у вас нет собеседника или слушателя на тот момент, то поговорите сами с собой. Таким незамысловатым способом вы систематизируете хаос в голове, что поможет вам начать размышлять и действовать более трезво и продуктивно.
Не забывайте делиться с окружающими не только тревогами и горестями, но и радостями. Рассказывайте о том, что вас интересует, восхищает, удивляет. Не упускайте благоприятного шанса показать свою осведомлённость в теме, волнующей других. Это создаст вам имидж знающего и приятного в общении человека, что, в свою очередь, поможет как в личной жизни, так и в карьере. Ведь никто не захочет, чтобы рядом находилась постоянно ноющая и унылая жена. Да и сотрудник-меланхолик не вызывает энтузиазма ни у коллег, ни у начальства. Ему вряд ли можно поручить серьёзное и ответственное задание, поскольку он не замотивирован на положительный результат, а изначально настроен на неуспех. А ещё у него мало энергии, поэтому он приложит заведомо меньше усилий, чем остальные — холерики, сангвиники или даже флегматики. Ведь часто залог успеха — именно оптимизм.
Ну и, конечно, следует выбирать форму, время и место для откровений и задушевных бесед. Иначе и себя, и собеседников-слушателей можно поставить в неловкое положение. И главное правило: всегда соблюдайте деликатность, будьте тактичны, чтобы никого не ранить.
Научиться молчать
Почему Арсений Великий говорил о том, что нередко раскаивался в сказанном, но никогда не сожалел о молчании? Возможно, он вспоминал при этом о годах, проведенных в столице, в ее блеске, в ее «высшем свете», в котором света на самом деле так мало и так много самой настоящей тьмы – мало правды и много лживых, льстивых, неискренних речей. Возможно, ему на ум приходили ситуации, когда его собственные слова, произнесенные под влиянием определенных обстоятельств и чувств, спустя какое-то время оказывались не соответствующими действительности, что не могло не уязвлять его чистую душу. Возможно, когда-то ему случалось давать кому-либо не очень удачные советы, и впоследствии он об этом скорбел… Но всё это относилось к прежней – многозаботливой, многопопечительной, наполненной суетой жизни, а уж никак, кажется, не к тому преподобническому житию, которое проводил он в пустыне.
Почему это «раскаяние в сказанном» оставалось для подвижника по-прежнему живым и сильным? Отчего он, безмолвник, напоминал об опасности, которую таит в себе наш собственный язык, – другим и наравне с ними себе самому? Или даже в первую очередь – себе самому?
Когда мы говорим безудержно и беспорядочно, нам очень трудно уследить за всем, что взошло откуда-то из недр нашего сердца на язык, покрутилось на нем да и сорвалось с него. Мы чувствуем вечером опустошенность, усталость, какую-то неясную тяжесть на душе и относим всё это к впечатлениям прошедшего дня, к его обстоятельствам – иногда непростым, иногда прямо искусительным. Но нам часто невдомек, что в значительной степени усталостью и опустошенностью этими обязаны мы самим себе – тому, что и как мы говорили, тому, насколько невнимательными мы были по отношению к «исходящему из уст».
Это кажется нам настолько естественным, настолько привычным – общаться, поддерживать разговор, беседовать… Это представляется нам чем-то совершенно необходимым, видится неотъемлемой частью нашей жизни, пребывания в сообществе с другими людьми. И, пожалуй, именно так это и есть. Но редко, редко кто отдает себе отчет в том, что каждый раз, прежде чем произнести то или иное слово, необходимо хотя бы немного поразмыслить, взвесить его на весах своего сердца, понять, будет ли сказанное правдой или окажется ложью, принесет оно кому-то пользу или навредит, доброе оно или злое. Мы чаще всего говорим просто потому, что захотели что-то сказать, повинуясь внутреннему импульсу, не проанализировав его, не оценив – прежде всего с точки зрения евангельской.
«От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37) – это предупреждение зачастую кажется нам иносказанием: что такое слово, важны дела! Но Господь – не мы. И если что-то сказано Им, то сказанное – истина.
Произносимое нами оказывает колоссальное влияние на нас, во многом нас формирует
Есть огромная, теснейшая связь между тем, что мы говорим, и нами самими. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» – не только в жизни, судьбе других людей, но и, прежде всего, в нашей собственной. Произносимое нами оказывает колоссальное влияние на нас, во многом нас формирует – неким вторичным, но очень действенным образом. И либо мы управляем своим словом, сознательно и ответственно относясь к нему, либо оно управляет нами.
То, что мы говорим, всегда так или иначе проявляет какую-то часть содержания нашей жизни, нашего сердца, нас самих – в том числе и сказанное «случайно», между делом, без рассуждения и осмысления. Проявляет, а вслед за тем закрепляет, взращивает это содержание в нас, и горе нам, если закрепляемое и взращиваемое – не лучшее из того, что вообще может быть в человеке. Оттого-то и образуется это единство произносимого и жизни человека, даже в том случае, если он лжет.
Можно снова вспомнить преподобного Антония Великого: «Бог хранит тебя до тех пор, пока ты хранишь уста свои». То есть хранимы мы до тех пор, пока готовы созидать, пока внимательны к себе, пока продолжается внутренняя работа, и не хранимы – когда начинаем сами свое внутреннее разорять, перестаем следить за тем, что рождается в сердце и исходит потом из уст. Потому что близок Бог к боящимся Его, и далеки от Него те, кто говорит необдуманно, бесстрашно и много.
Уста точно двери дома: если они часто открываются, то тепло из дома уходит
Много говорить небезопасно ведь не только оттого, что внимание трудно сохранять и посему «во многословии не избежишь греха» (Притч. 10: 19). Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк объясняют своему ученику, впоследствии известному всему христианскому миру наставнику аскетической жизни, в то время еще не авве, а просто Дорофею: «Ты так много говоришь только потому, что не познал еще, какой это приносит вред». Какой? Помимо выше приведенного объяснения из Священного Писания отцы дают объяснение свое, не менее, пожалуй, убедительное: уста точно двери дома: если они часто открываются, то тепло из дома уходит.
Тепло… Это то самое тепло, радующее наше сердце и сообщающее жизни ощущение ее подлинности, которое мы испытываем, хорошо помолившись, умилившись сердцем при чтении святоотеческих книг или же во время богослужения, когда поемое и читаемое особенно сильно трогает душу. То, которое мы так быстро теряем и даже не замечаем – как и почему. Были бы внимательнее, замечали бы: теряем сразу же, как только начинаем много и «неосторожно» говорить, причем не только о вещах суетных и пустых, но и о вещах душеполезных – просто много. Были бы внимательнее – многое бы и помимо того замечали…
…Очень важно – понять эту огромную внутреннюю связь, связь между тем, что пребывает внутри нас, и тем, что исходит вовне. Понять, насколько одно влияет на другое. Насколько зависит наше слово от нашей жизни и жизнь – от нашего слова. Потому, опять же, за каждое слово праздное, то есть лишнее, и дадим мы ответ на Суде (см.: Мф. 12: 36). Если лишним, ненужным было оно, то лишнее и ненужное взрастило и укрепило оно в нас, вытеснив из нашего сердца то, что было жизненно необходимо, не оставив для него достаточно места. Если, хуже того, злым, гнилым оно было, то умножило и утвердило оно в нас злобу и гниль. Как же научиться оценивать то, что ты хочешь сказать прежде, чем вырвется оно на волю. Как овладеть искусством взвешивать слова на весах своей совести. Как же это трудно…
Лишь в молчании рождается это дивное умение: понимать самого себя, свои мысли и свои слова
И как же хорошо понимал это тот, кто часто сожалел о сказанном и никогда не раскаивался в молчании! Потому что лишь в молчании рождается это дивное умение: понимать самого себя, свои мысли и свои слова. Парадоксально, но так.
И потому – еще парадоксальней: чтобы научиться правильно говорить, обязательно нужно научиться молчать.