Марьино отцы и дети это что

Тема дворянской усадьбы в романе Тургенева «Отцы и дети»

ТЕМА ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ»

До революции большинство писателей и поэтов были представителями дворянства, так как дворянство являлось средоточием культуры и духовной жизни России. И у каждого дворянина была своя усадьба, свое родовое гнездо. Естественно, что писатели не обошли стороной проблемы своих родителей, своей маленькой родины. Описание дворянской усадьбы мы можем встретить у Пушкина в «Евгении Онегине», у Гончарова в «Обломове», у Тургенева в «Дворянском гнезде» и, конечно, в «Отцах и детях».

Наибольшее развитие тема дворянской усадьбы получает у Гоголя в «Мертвых душах». Он связывает возрождение России с приведением в порядок дворянских хозяйств. Но со времен Гоголя до тургеневских положение имений в стране не изменилось.

В романе «Отцы и дети» мы встречаем описание трех дворянских усадеб: Марьино, Никольское и небольшое имение Базарова.

Состояние дворянской усадьбы в основном зависит от ее хозяина. Поэтому, говоря о дворянской усадьбе, необходимо сказать и о людях, ее населяющих, а не только об архитектуре, природе и состоянии хозяйства.

В самом начале романа автор описывает родовое гнездо Аркадия Кирсанова. Печальную картину можно увидеть: поля, поля, низкие кустарники — все серое, неприглядное, мужики оборванные, крыши покосившиеся, все свидетельствует не в пользу хозяина. Вся усадьба состоит из нового деревянного дома, выкрашенного серой краской и покрытого железной красной крышей, который стоит на ровном и голом поле, службы и фермы, пруда с соленой водой, сада с плохо растущими деревьями и крестьянских деревенек. Лучше всего прижилась у Николая Петровича беседка из сиреней и акаций. Эти сирени и акации свидетельствуют о чистоте его души. А саму беседку можно сравнить с «храмом уединенного размышления» у Манилова. В отношениях с крестьянами у Николая Петровича не все складывается как надо — они обленились, и приказчик — большой плут. Но Николая Петровича нельзя осуждать, он все-таки старается что-то сделать для улучшения своего хозяйства. Жизнь в доме Николая Петровича проходит размеренно, без потрясений. Все конфликты хозяин сглаживает как может. Крестьяне под стать хозяину, мягкие, даже ленивые. В доме Николая Петровича лишними являются люди с характером: Павел Петрович и Базаров.

После свадьбы Аркадий, сын Николая Петровича, принялся сам за хозяйство. Он оказался более приспособленным к практической деятельности, и «ферма» начала приносить доход. Этим автор хочет показать, что усадьбу можно вырвать из упадка молодыми силами и умом, он, как и Гоголь, предлагает свой путь спасения. То же самое происходит и в Обломовке у Гончарова: стоит появиться молодому практичному хозяину, как он заражает энтузиазмом мужиков или просто заставляет их действовать, а не спать. Усадьба Одинцовой полностью отражает характер хозяйки. Темные деревья сада, аллея стриженых елок — все дышит холодностью и расчетом, строгим порядком жизни Одинцовой. Дом ее стоит на пологом открытом холме, словно показывает, как она неприступна. По архитектуре он красивее дома Кирсанова, был задуман в Александровском стиле, но этот дом выкрашен желтой краской, что напоминает тюрьму (ограничение свободы). Даже церковь была похожа на строгого могучего воина. Единственным местом, свободным от строгих устоев, был портик, заросший кустами, где можно было ощущать невидимое движение жизни. Этого портика боится Одинцова, так как увидела в нем ужа. Внутреннее убранство поражает своей строгостью, даже запах в доме — как в министерском учреждении. Строгостью, надменностью и старомодностью дышат все вещи и даже лакеи. У Одинцовой в доме жили по раз и навсегда заведенному порядку: чай — утром в 8 часов, до завтрака каждый занимался чем хотел, перед обедом общество сходилось для беседы и чтения, вечер посвящали прогулке, игре в карты или музыке, ровно в половине одиннадцатого хозяйка уходила спать. Такой же порядок можно увидеть в доме Дарьи Михайловны Ласунской, что так смущало Рудина и к чему никак не мог привыкнуть Базаров. На примере этой усадьбы можно рассмотреть другой тип помещика России, тех, у которых вся жизнь проходит по плану и «катится словно по рельсам». Зато Одинцова управляет хозяйством, и крестьяне у нее поставлены на оброк.

Самое скромное и бедненькое имение в «Отцах и детях» у Василия Ивановича Базарова. Оно даже не столько принадлежит ему, сколько его жене, обедневшей дворянке. Им принадлежала небольшая деревушка и господский домик, с соломенной крышей и шестью маленькими комнатками, флигелем же служила баня. Зато этот крошечный уголок гораздо ближе к природе, чем имения Кирсанова и Одинцовой. Маленький домик окружен березовой рощей. Именно в имении своего отца Базаров впервые ощущает себя ничтожным по сравнению с окружающим миром. Мужики в этой деревне были немного распущенны, но добры. Василий Иванович жил не за счет доходов от своей деревни, а за счет лечения людей.

Из описания дворянских усадеб в произведении «Отцы и дети» можно сделать вывод, что они приходили в упадок, в них жили люди, отрезанные от Петербурга и от всего остального мира. Это своего рода Обломовки — тихие, спокойные, сонные уголки, где жизнь почти не движется. Но автор надеется на лучшее, может быть, он, как и Гоголь, хотел показать способы возрождения России, а для этого нужны люди с сильной волей и глубоким умом. Хотя даже Аркадий, которого нельзя назвать человеком с сильной волей, смог справиться со своим хозяйством.

А пока существуют такие уголки, автор и в них старается уловить что-то хорошее: людей, любящих красоту, как Николай Петрович, или приносящих пользу, как Василий Иванович. Автор любит этих людей, любит русскую природу и русских мужиков.

Источник

Закрыла я последнюю страницу романа Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883) «Отцы и дети» (1861) и с удивлением подумала: да ведь весь этот роман о ЛЮБВИ. О любви в самых разных её проявлениях.

О беззаветной любви родителей к своим детям, отцов к своим сыновьям.

О принимающей, самоуверенной любви детей к своим родителям.

О любви мужчины и женщины, которая бывает сильнее всех умозрительных теорий и может как даровать силы человеку, так и отнять у него последние, даже саму жизнь.

О любви и близости между людьми, родными и неродными…

В самом начале романа автор знакомит читателя с Николаем Петровичем Кирсановым, нетерпеливо ожидающим на постоялом дворе в пятнадцати верстах от своего имения Марьино приезда сына Аркадия, только что закончившего курс в университете в Петербурге и «получившего, как некогда он сам, звание кандидата»*.

Несколько лениво и даже не сразу подаёт руку при знакомстве с отцом своего приятеля Евгений Базаров, его старший товарищ, спокойно вылезая из тарантаса и принимая радушное приглашение Николая Петровича погостить в их усадьбе.

Наблюдая за короткой встречей отца и сына, читатель словно через замочную скважину может заглянуть в будущие отношения «отцов и детей» в романе Тургенева.

Как терпеливы и внимательны отцы к своим детям! И Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия, и Василий Иванович Базаров, отец Евгения, проявляют искреннее желание понять своих детей, быть рядом с ними, жить их интересами и заботами, на что далеко не всегда отзываются сыновья.

Каждый раз приезжая в Петербург к Аркадию во время его учёбы в университете, Николай Петрович Кирсанов пытается сблизиться с друзьями сына, понять их интересы. Он следит за литературой и новыми веяниями в философии, политике и очень боится отстать от устремлений молодых.

В доме Кирсановых эпатажные тирады Базарова и юношеское поддакивание Аркадия вызывают активный протест Павла Петровича и печальную растерянность его младшего брата, мечтавшего духовно сойтись со своим сыном.

Некоторое неожиданное облегчение приносит «старичкам» поездка молодых людей в губернский город*** по приглашению знатного родственника Кирсановых.

Приехав в город***, Аркадий и Базаров на балу у губернатора знакомятся с молодой красивой вдовой Анной Сергеевной Одинцовой, которая приглашает их погостить в своё имение Никольское. Каждый по-своему очарован этой женщиной, и они, не колеблясь, отправляются к ней.

Особым, словно заколдованным местом становится усадьба Одинцовой в романе Тургенева, расположенная между имениями Кирсановых и Базаровых. Как Вещий камень в русских былинах лежит она на развилке путей-дорог и будто пророчит путнику его судьбу.

Именно в середине романа оказываются молодые люди в этом заколдованном месте, которое совершенно изменит жизнь каждого из них. В усадьбе Одинцовой произойдёт столь важное для романного героя «испытание женщиной», «испытание любовью».

Для Базарова эта встреча станет началом страданий и сердечной боли, которая в итоге приведет его к скоропостижной смерти. Для Аркадия станет встречей, которая укажет ему дорогу к счастью, встречей со своей будущей женой – младшей сестрой Одинцовой – Катей.

Одно очень важное признание делает Базаров Аркадию по дороге в усадьбу Одинцовой, всю значимость которого читатель сможет оценить только впоследствии, закрыв последнюю страницу романа.

Материалистический в своём подходе к женщинам, как, впрочем, и ко всему остальному, Евгений Базаров ценит в них главным образом плоть. Несколько циничных замечаний легкомысленно отпускает он и в адрес красавицы-вдовы.

Тем удивительней, какой жгучей и безнадежной страстью воспылает Базаров к Одинцовой! Но не ответит на его чувство красавица-вдова. Только страх и жалость вызовет у неё бушующая любовь Базарова.

Эту страсть не смогут утолить ни тепло и обожание родительского дома, ни усилия порадовать сына его несчастных матери и отца. Холод нелюбви к Базарову Анны Сергеевны вырвет из сильного, бесстрашного, целеустремлённого, самоуверенного мужчины желание жить и бороться.

Что-то неладное распознает сердце матери и отца, когда уже раненный безответной любовью, появится их «Енюшенька» на пороге родительского дома, вскоре распознает что-то неладное. И ещё до прихода физической болезни, от которой умрёт их единственный сын, они любящим сердцем почувствуют в нём духовную перемену, какой-то духовный надлом.

Поздно! поздно доберутся приятели до этого теплого спасительного островка любви, едва вырвавшись из-под чар Одинцовой во второй части романа.

С не меньшим рвением, чем Николай Петрович Кирсанов по отношению к Аркадию, отец Базарова старается быть в курсе всех новых направлений, новых открытий, особенно в медицине и естественных науках, которыми занимается его сын Евгений.

Родительская любовь в доме Базаровых не ставит под сомнение ни единого слова обожаемого сына, ни единого его желания. И на Базарова изливаются волны родительского поклонения.

Печально, что ни малейшего снисхождения от Евгения не выпадет на долю родителей. Ради новой встречи с Одинцовой, Базаров через три дня после приезда оставляет своих стареньких отца и мать и вместе с Аркадием вновь возвращается в её дом, где совсем недавно гостили приятели, а потом поселяется в имении Кирсановых, где ему сподручнее работается.

Внезапный отъезд сына как громом поражает Ивана Васильевича и Арину Власьевну, и их одинокое жилище погружается в печаль. Даже Аркадий колеблется: «Мне твою мать особенно жалко…» Но Базаров непреклонен в своём решении: « А я все-таки уеду».

Зачем все эти вопросы о любви? Ничего не изменить в отношении Базарова к своим «старичкам». Не имеет успеха и попытка Аркадия как-то оттянуть отъезд. Конечно, нелегко Базарову объявить о своём неожиданном решении. Ведь понимает же он, в конце-то концов, что вмиг разрушит столь долгожданное счастье отца и матери. Однако даже жалость, не чуждая его сердцу, не может поколебать его в эгоистичном намерении.

И в итоге лишь неожиданно свалившаяся на голову Евгения дуэль с Павлом Петровичем и рана последнего заставят Базарова срочно покинуть усадьбу Кирсановых и вновь вернуться под родительский кров.

Как врач, Василий Иванович не может не понимать, что Евгений скорее всего заразился смертельным недугом. Но как отец, он боится даже допустить эту мысль, он потрясён и раздавлен: «До самого вечера и в течение следующего дня Василий Иванович придирался ко всем возможным предлогам, чтобы входить в комнату сына»… Вскоре становится ясно, что Базаров заразился и умирает.

Какой же силы была любовь Базарова, в которой он раньше не смел признаться даже себе, если перед уходом он так жаждал последней встречи с этой не любившей его никогда женщиной!

После ранения в ногу, которое он получает во время дуэли с Базаровым, – Павел Петрович вынужден отлеживаться в постели. И мрачные мысли мучают его: «А я, как только он женится (брат – Е.С.), уеду куда-нибудь подальше, в Дрезден или во Флоренцию, и буду там жить, пока околею». В конце ХХIV главы романа автор безжалостно произносит приговор своему герою: «Освещенная ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Живой мертвец.

После всех житейских бурь многие герои романа Тургенева обретают в конце свою тихую гавань – вьют своё гнездо. Супружескими узами соединяются Аркадий и Катя, Николай Петрович и его бывшая дворовая Феничка, Анна Сергеевна Одинцова и «известный законник»…

Но не забыта и могила Евгения Базарова. Не забыт он в сердце молодой пары Аркадия и Кати. Помнят и продолжают любить своего дорогого «Енюшу» Василий Иванович и Арина Власьевна.

Не свидетелями «равнодушной» природы глядят цветы, растущие на могиле Базарова, но посланниками из жизни вечной, посланниками из мира всех примиряющей красоты, а значит, и любви негаснущей.

17 января 2018 года, Москва

Здесь и далее цит. по: Тургенев И. Накануне. Отцы и дети: Романы. М., Изд-во АСТ, 2017.

Источник

Место действия романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Действие романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева происходит между пятью пунктами где-то в глубинке Российской Империи:

Марьино → город *** → Никольское → имение Базаровых → Никольское → город *** → Марьино → город *** → Никольское → имение Базаровых.

Промежуточным пунктом являются Хохловские выселки находящиеся в 15-ти верстах от Марьино. Это место в романе лишь упоминается, но здесь не происходит никаких событий. В начале романа, в Хохловских выселках Николай Петрович Кирсанов встречает сына возвращающегося из Петербурга, и здесь же Базаров и Аркадий запрягают лошадей по пути из Никольского в имение родителей Базарова.

Более важным пунктом является город ***. Здесь происходит знакомство Базарова с Одинцовой, появляются образы Ситникова и Кукшиной. Поэтому город *** является важным пунктом передвижения героев в романе, наравне с Марьином, Никольским и деревней родителей Базарова.

Географическое положение

Точное место действия Тургенев намеренно не указывает, но в черновом плане произведения присутствует подсказка: в плане романа указано, но зачёркнуто, что усадьба Одинцовой, Никольское, находится недалеко от города Орла. В романе указанно, что Никольское, находится в 40 верстах (42 км) от губернского города:

Имела ли усадьба конкретный прототип — точно неизвестно. Тургенев заканчивал писать роман в 1861 году в своей усадьбе Спасское-Лутовиново, в Мценском районе Орловской области. Спасское находится в 60 км. от Орла.

Однако, по мнению краеведа В. А. Новикова название усадьбы в романе реальное — речь идёт о селе Ситово (второе название — Никольское), ныне в Тульской области (80 км от Спасского, 120 км от Орла, 100 км от Тулы):

О времени проведённом в Ситово-Никольское писатель тепло вспоминал в письме А. И. Свечиной от 2 марта 1859 года:

Усадьба в селе Ситово-Никольском — не сохранилась, церковь при ней — ныне в полуразрушенном состоянии.

Источник

Жизнь в Марьино ( По роману отцы и дети) Какова жизнь в Марьино? ( Роман Отцы и дети)

В романе “Отцы и дети” мы встречаем описание трех дворянских усадеб: Марьино, Никольское и небольшое имение Базарова. Состояние дворянской усадьбы в основном зависит от ее хозяина. Поэтому, говоря о дворянской усадьбе, необходимо сказать и о людях, ее населяющих, а не только об архитектуре, природе и состоянии хозяйства. В самом начале романа автор описывает родовое гнездо Аркадия Кирсанова. Печальную картину можно увидеть: поля, поля, низкие кустарники — все серое, неприглядное, мужики оборванные, крыши покосившиеся, все свидетельствует не в пользу хозяина. Вся усадьба состоит из нового деревянного дома, выкрашенного серой краской и покрытого железной красной крышей, который стоит на ровном и голом поле, службы и фермы, пруда с соленой водой, сада с плохо растущими деревьями и крестьянских деревенек. Лучше всего прижилась у Николая Петровича беседка из сиреней и акаций. Эти сирени и акации свидетельствуют о чистоте его души. А саму беседку можно сравнить с “храмом уединенного размышления” у Манилова. В отношениях с крестьянами у Николая Петровича не все складывается как надо — они обленились, и приказчик —большой плут. Но Николая Петровича нельзя осуждать, он все-таки старается что-то сделать для улучшения своего хозяйства. Жизнь в доме Николая Петровича проходит размеренно, без потрясений. Все конфликты хозяин сглаживает как может. Крестьяне под стать хозяину, мягкие, даже ленивые. В доме Николая Петровича лишними являются люди с характером: Павел Петрович и Базаров. После свадьбы Аркадий, сын Николая Петровича, принялся сам за хозяйство. Он оказался более приспособленным к практической деятельности, и “ферма” начала приносить доход. Этим автор хочет показать, что усадьбу можно вырвать из упадка молодыми силами и умом.

Источник

Сочинение: Тема дворянской усадьбы в романе Тургенева «Отцы и дети»

ТЕМА ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”

До революции большинство писателей и поэтов были представи­телями дворянства, так как дворянство являлось средоточием куль­туры и духовной жизни России. И у каждого дворянина была своя усадьба, свое родовое гнездо. Естественно, что писатели не обошлистороной проблемы своих родителей, своей маленькой родины. Описание дворянской усадьбы мы можем встретить у Пушкина в “Евгении Онегине”, у Гончарова в “Обломове”, у Тургенева в “Дво­рянском гнезде” и, конечно, в “Отцах и детях”.

Наибольшее развитие тема дворянской усадьбы получает у Гого­ля в “Мертвых душах”. Он связывает возрождение России с приве­дением в порядок дворянских хозяйств. Но со времен Гоголя до тургеневских положение имений в стране не изменилось.

В романе “Отцы и дети” мы встречаем описание трех дворян­ских усадеб: Марьино, Никольское и небольшое имение Базарова.

Состояние дворянской усадьбы в основном зависит от ее хозяи­на. Поэтому, говоря о дворянской усадьбе, необходимо сказать и о людях, ее населяющих, а не только об архитектуре, природе и со­стоянии хозяйства.

В самом начале романа автор описывает родовое гнездо Арка­дия Кирсанова. Печальную картину можно увидеть: поля, поля, низкие кустарники — все серое, неприглядное, мужики оборван­ные, крыши покосившиеся, все свидетельствует не в пользу хозяи­на. Вся усадьба состоит из нового деревянного дома, выкрашенного серой краской и покрытого железной красной крышей, который стоит на ровном и голом поле, службы и фермы, пруда с соленой водой, сада с плохо растущими деревьями и крестьянских дереве­нек. Лучше всего прижилась у Николая Петровича беседка из сире­ней и акаций. Эти сирени и акации свидетельствуют о чистоте его души. А саму беседку можно сравнить с “храмом уединенного раз­мышления” у Манилова. В отношениях с крестьянами у Николая Петровича не все складывается как надо — они обленились, и при­казчик — большой плут. Но Николая Петровича нельзя осуждать, он все-таки старается что-то сделать для улучшения своего хозяйст­ва. Жизнь в доме Николая Петровича проходит размеренно, без по­трясений. Все конфликты хозяин сглаживает как может. Крестьяне под стать хозяину, мягкие, даже ленивые. В доме Николая Петро­вича лишними являются люди с характером: Павел Петрович и Ба­заров.

После свадьбы Аркадий, сын Николая Петровича, принялся сам за хозяйство. Он оказался более приспособленным к практической деятельности, и “ферма” начала приносить доход. Этим автор хочет показать, что усадьбу можно вырвать из упадка молодыми силами и умом, он, как и Гоголь, предлагает свой путь спасения. То же самое происходит и в Обломовке у Гончарова: стоит появиться мо­лодому практичному хозяину, как он заражает энтузиазмом мужи­ков или просто заставляет их действовать, а не спать. Усадьба Одинцовой полностью отражает характер хозяйки. Темные деревья сада, аллея стриженых елок — все дышит холодностью и расчетом, строгим порядком жизни Одинцовой. Дом ее стоит на пологом от­крытом холме, словно показывает, как она неприступна. По архи­тектуре он красивее дома Кирсанова, был задуман в Александров­ском стиле, но этот дом выкрашен желтой краской, что напоминает тюрьму (ограничение свободы). Даже церковь была похожа на стро­гого могучего воина. Единственным местом, свободным от строгих устоев, был портик, заросший кустами, где можно было ощущатьневидимое движение жизни. Этого портика боится Одинцова, так как увидела в нем ужа. Внутреннее убранство поражает своей стро­гостью, даже запах в доме — как в министерском учреждении. Строгостью, надменностью и старомодностью дышат все вещи и даже лакеи. У Одинцовой в доме жили по раз и навсегда заведенно­му порядку: чай — утром в 8 часов, до завтрака каждый занимался чем хотел, перед обедом общество сходилось для беседы и чтения, вечер посвящали прогулке, игре в карты или музыке, ровно в поло­вине одиннадцатого хозяйка уходила спать. Такой же порядок можно увидеть в доме Дарьи Михайловны Ласунской, что так сму­щало Рудина и к чему никак не мог привыкнуть Базаров. На при­мере этой усадьбы можно рассмотреть другой тип помещика Рос­сии, тех, у которых вся жизнь проходит по плану и “катится слов­но по рельсам”. Зато Одинцова управляет хозяйством, и крестьяне у нее поставлены на оброк.

Самое скромное и бедненькое имение в “Отцах и детях” у Васи­лия Ивановича Базарова. Оно даже не столько принадлежит ему, сколько его жене, обедневшей дворянке. Им принадлежала неболь­шая деревушка и господский домик, с соломенной крышей и шес­тью маленькими комнатками, флигелем же служила баня. Зато этот крошечный уголок гораздо ближе к природе, чем имения Кир­санова и Одинцовой. Маленький домик окружен березовой рощей. Именно в имении своего отца Базаров впервые ощущает себя ни­чтожным по сравнению с окружающим миром. Мужики в этой де­ревне были немного распущенны, но добры. Василий Иванович жил не за счет доходов от своей деревни, а за счет лечения людей.

Из описания дворянских усадеб в произведении “Отцы и дети” можно сделать вывод, что они приходили в упадок, в них жили люди, отрезанные от Петербурга и от всего остального мира. Это своего рода Обломовки — тихие, спокойные, сонные уголки, где жизнь почти не движется. Но автор надеется на лучшее, может быть, он, как и Гоголь, хотел показать способы возрождения Рос­сии, а для этого нужны люди с сильной волей и глубоким умом. Хотя даже Аркадий, которого нельзя назвать человеком с сильной волей, смог справиться со своим хозяйством.

А пока существуют такие уголки, автор и в них старается уло­вить что-то хорошее: людей, любящих красоту, как Николай Пет­рович, или приносящих пользу, как Василий Иванович. Автор любит этих людей, любит русскую природу и русских мужиков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Тема дворянской усадьбы в романе Тургенева «Отцы и дети»
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 16:58:47 17 июля 2001 Похожие работы
Просмотров: 1706 Комментариев: 18 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.2 Оценка: неизвестно Скачать