а ботинок так и остался висеть в воздухе
Моё кино / CinEmotions
Thursday, 26 July 2007
«Любовь и голуби» (1984) цитаты и кадры из фильма / Lyubov i golubi / Love and Doves
Надюха: Добро б ведь на како дело! А то – голуби.
Людка: Зато не пьёт.
Дядя Митя: Ну не пил я! Не пил! Хотя повод есть. День взятия Бастилии впустую прошел. «80 лет со дня рождения. » Ух ты! А ей уж 80!
Ой, кака красавица-то получилась!
— Ты чё наделала-то?
— Погладила.
Дядя Митя: Простится с другом имею право.
Надя: Принес, что ль?
Дядя Митя: Таможня.
Дядя Митя: Летишь, значит? Как это место называется?
Вася: Курорт органов движения, ёшкин кот!
Тётя Шура: О, и мой вдовец-молодец тут!
Дядя Митя: Ты посмотри по телеку: как культурный – так в галстуке.
Оля: Ракушек мне привези. И пальму.
Вася: Ой, дочь, пальму-то на себе переть?
Раиса: Осторожней, товарищ, вы меня всю забрызгали! Я уже мокрая с головы до ног!
Раиса: Товарищ Кузькин?
Вася: Ага. Кузякин.
Раиса: Владимир Валентинович?
Вася: Ага. Василий Егорович.
Раиса: А, ну правильно, у меня профессиональная память.
Раиса: Я вас с ней обязательно познакомлю. Только ни-ни.
Вася: Понял, могила.
Раиса: А то ведь как экстрасенса выявляют, его же сразу на учёт ставят. Он тогда работает в государственном масштабе – провидит, что происходит зарубежом. Чуть что, правительство к экстрасенсу обращается: так, мол, и так, мол, – как? Через астральные тела приходит ответ и только после этого правительство решение принимает. Но это же губительно для экстрасенса, нервная система не выдерживает!
Вася: Ну так еще бы – каждый день за правительство думать!
— 16 гуманоидов нашли на месте аварии. Знаете, такие мудрые грустные глаза!
— Вы чё их, видели, Раиса Захарна?
— Я? видела? Их никто не видел.
(Киноляп: Вася в галстуке, который они по сюжету еще не купили).
— И как это случилось, что вы и я оказались здесь вместе? Под этим южным волшебным небом – как, Василий?!
— Так по путевкам. Одна организация.
— Вы голубей разводите? Какая прелесть!
— Раиса Захарна! Да вы чё? Я ж не на продажу, я ж для души!
— Мой папа очень хотел мальчика, а родилась девочка.
— Как назвали-то?
— Кого?
— Девчушку-то?
— Раиса Захаровна…
— Не понял.
Из Васиного письма: «Чувствую себя наверное хорошо – еще не понял. »
Людка (читает): «Безусловно, жить теперь друг без друга мы не сможем».
Надюха: Людк, ничё не пойму – кто пишет-то? Сосед его, что ль?
Надюха: Ой, горе мне, горе, ой, как горе-то! Ой, чё делать-то! Лёшк, поросятам дал?
Раиса: Я работаю в отделе кадров.
Надюха: О, что ж так плохо за кадрами-то смотрите? Бегают куда хотят ваши кадры, а вам и дела нет.
Раиса: Вообще-то, знаете, у нас текучки нет.
Надюха: А у нас тякучка, ой, кака страшна у нас тякучка!
Раиса: Девушки, уймите вашу мать!
Сыроедка, любительница Масне и нетрадиционной медицины – и Василий. Трудно придумать более нелепый союз.
— Зачем я тебе, Рая? Вон, носки и рубахи стирать не умею.
— Но ты уже научился!
— Матерюсь!
— А мне нравится, это пикантно; я привыкла. Хочешь, я тоже: ёшкин кот!
— Ты идёшь к этой Горгоне?
— Не, я к жене.
Как обычно в кино – пустой чемодан (приезд Василия домой). Неужели актёры перетрудятся, если им в кино-портфели хоть книжку какую положат – для весу, чтобы их «реквизит» на ветру не качался?
Тётя Шура: Помру – Ваську на поминки позову, а тебя, охламонку, не пущу!
Надюха: Ну и пусть будет, что она была. Разлучница наша, Рис-Писа твоя. Знать, не беда это была, когда вон мне как всё показала. Как я тебя люблю, как ты меня любишь.
Лёшка: Скажи ты ей!
Вася: А чё сказать-то?
Лёшка: Чтоб не ревела!
Вася: Надюха, не реви!
Дядя Митя: Санька, может, мы тоже пойдем с тобой, состругаем себе Снегорочку?
Советская эзотерика 3 часть
Говоря о советской эзотерике, не нужно забывать о том, в какую эпоху происходило приобщение трудящихся Страны Советов к миру паранормального и сверхъестественного. Это была эпоха Холодной войны, то есть, противостояния социалистического лагеря во главе с Советским Союзом и капиталистического лагеря во главе с США. Прямых военных столкновений между противостоящими сторонами не было. Противники сражались в основном в странах «третьего мира», как правило, используя руки и жизни его обитателей. Главными аренами противостояния между миром социализма и миром капитализма являлись, конечно, экономика и идеология. Холодная война была, прежде всего, экономической и идеологической битвой между «отжившим миром загнивающего капитализма» и «передовым миром процветающего развитого социализма». Вот, как определялся в словаре «Коммунистическое воспитание» (1984) термин «идеологическая борьба»:
Одним из направлений идеологической войны, которую запад вёл против советских людей, безусловно, являлась обработка сознания трудящихся Страны Советов при помощи религии и эзотерики. Западных идеологов и пропагандонов их советские коллеги называли «ловцами душ» (в «Комсомольской правде» даже рубрика такая была – «Ловцы душ»). В «мире чистогана» пресловутые «ловцы душ» орудовали беспрепятственно, пудря мозги несчастным жителям капиталистических стран. В мире социализма на пути «тлетворной западной пропаганды» стояли надёжные заслоны: пограничные войска, таможенную служба, а также «стройную систему материалистического взгляда на мир», которая была сконцентрирована в «бессмертном учении В.И.Ленина» и постановлениях ЦК КПСС. Однако даже такие плотные и надёжные военные, экономические и идеологические заслоны не всегда срабатывали, и тогда западным «ловцам душ» удавалось совершить «идеологическую диверсию». Объектами идеологических диверсий являлись:
«Социалистическое содружество в целом; отдельные социалистические страны; определённые социальные группы социалистического общества (научно-техническая или творческая интеллигенция, молодёжь, национальные группы); отдельные граждане» («Коммунистическое воспитание»)
Разоблачая «реакционную сущность буржуазной массовой культуры», советские пропагандоны писали:
«Увлечение искусством, спекулирующим или на религиозных предрассудках, или на «тёмных» рудиментах человеческой психики, или на различных формах «религиозности без религии», или на эмоционально-психологической вере в сверхъестественное, служит безусловным симптомом общественной духовной депрессии, которая имеет достаточно широкий упаднический, минорный спектр – от чувства неуверенности и беспокойства до осознания полной исторической бесперспективности» (Александр Кукаркин «Буржуазная массовая культура», 1985)
Если обратить эти слова на Советский Союз 1965-1991 годов, то они покажутся удивительно верными, описывающими болезненное состояние «единого могучего» в тот переломный период истории. Конечно, в СССР не снимали «фильмы ужасов» (в их качестве фигурировали такие вполне невинные по современным меркам ленты, как «Вий», снятый в 1967 году), однако «спекуляция на предрассудках и рудиментах психики» в СССР также имела место. Пользуясь выводом того же Кукаркина, можно констатировать, что
«Искусство и философия ужаса, безысходности, дегуманизации всегда сопутствовали жизни общества, которое переживает духовный кризис».
Ведь если в материалистическом социалистическом СССР начала пускать ростки эзотерика (во всех её проявлениях), то впору говорить о том, что советское общество переживает духовный кризис.
Впрочем, советские пропагандоны никоим образом не признавали того очевидного факта, что СССР вступает в полосу кризисного развития, ведь по их мнению, Советский Союз был «обществом без кризисов» (как политических, так экономических и духовных). А если в СССР не было кризисов, то и «духовной депрессии» советские люди испытывать не станут, и «дистрофии рационального восприятия» у них не возникнет.
Социалистические идеологи утверждали, что
«От дистрофии рационального восприятия, как правило, избавлены здравомыслящие люди на Западе, а тем более сформировавшиеся в условиях социалистического строя» (Кукаркин)
И всё-таки необходимо всегда быть начеку, находиться на страже интересов и завоеваний социализма:
«Нельзя недооценивать реальной опасности влияния буржуазной цивилизации на социалистическую культуру, на души советских людей. Опасность этих влияний возрастает потому, что шесть с небольшим десятилетий – слишком незначительный в истории срок, чтобы думать, будто мелкобуржуазное сознание, буржуазная потребительская психология канули в Лету окончательно и навсегда. Они резко сдали свои позиции, но – существуют» (из статьи первого секретаря правления Московской писательской организации Феликса Кузнецова, «Литературная газета», январь 1983 г.)
Вот оно чё. Оказывается, за шесть десятилетий Советской власти так и не удалось полностью переформатировать сознание советских людей. Осталось в нём ещё много «мелкобуржуазного» и поэтому опасность распространения западных «продуктов духовного геноцида» в СССР сохраняется. И в такой ситуации
«Обретают особое значение общеполитическая, идейная и культурная подготовка людей, воспитание у них иммунитета к враждебной идеологической пропаганде» (Кукаркин)
Вот для того, чтобы западные «продукты духовного геноцида» (в том числе и эзотерика) не распространялись среди советских людей, советские идеологи занялись распространением мягкой версии «продуктов духовного геноцида». Над обработкой сознания представителей «новой исторической общности – советского народа» трудились отечественные коммунистические пропагандоны из общества «Знание», Академии наук и Агитпропа СССР.
И вот пока официальные советские идеологи говорили, что
«Нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, ещё не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики» («История ВКП(б). Краткий курс», 1938),
другие советские идеологи развлекали читателей публикациями о сверхъестественном и загадочном.
На кино- и телеэкранах демонстрировался документальный фильм «На прицеле – ваш мозг» (1984), разоблачавший современные технологии манипуляции массовым сознанием, и в то же время журнал «Техника-молодёжи» пудрил советским трудящимся мозги статьями о пришельцах и телекинезе.
Ленинградская рок-тусовка увлекалась восточными религиями и учениями, в частности, дзэн-буддизмом, а в это же время (1991 год) альманах «Атеистические чтения» публиковал о дзэне разгромную статью:
«Влияние дзэн на Западе в наши дни несомненно. Однако, нет никакого основания соглашаться с мнением некоторых исследователей, что буддизм – мировоззрение, которое, будучи усвоенным западной культурой, «помогает её отдельным представителям обрести себя как личность в мире социального неравенства». Субъективно-идеалистическое учение дзэн уводит людей с единственно верного реального пути борьбы за подлинное земное счастье – пути революционного преобразования общества».
Если рассматривать эзотеризацию СССР в контексте Холодной войны, можно констатировать, что войну эту советский режим проиграл задолго до распада страны в 1991 году. Советский публицист Эдуард Розенталь писал в 1985 году следующее:
«Явление ухода от поиска истины к отказу от неё отнюдь не ново. Оно повторялось в истории не однажды. И как правило, социальной деградации того или иного общества предшествовала деградация моральная, сопровождавшаяся гонением на науку и разгулом мистицизма. Достаточно вспомнить хотя бы закат Римской империи или эпоху средневековой инквизиции. Капитализм в этом смысле не исключение. Жизнь на Западе сегодня заполнена всевозможного рода гороскопами и амулетами, кристаллическими шарами, криптограммами и прочими атрибутами белой и чёрной магии. Нет недостатка и в оракулах» («Парадоксы протеста. Очерки о молодёжи Запада»)
Перед нами – типичное советское описание бездуховности Запада. Как видим, оно полностью применимо и к Советскому Союзу 1960-1980 годов. А если учесть, что в СССР изначально «жизнь была заполнена всевозможного рода гороскопами» (учением Ленина), «амулетами, криптограммами и прочими атрибутами магии» (серпом и молотом, звёздами, рабочими и колхозницами, пионерскими галстуками и комсомольскими значками), что в СССР «не было недостатка в оракулах» (Хрущёв предсказывал построение коммунизма к 1980 году), то можно твёрдо заявить, что «морально деградировать» советское общество начало сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года.
ТОШНИТ ОТ ЭЗОТЕРИКИ
«Только заражённое проказой антинауки и мистической мифологией, неуверенностью человека в завтрашнем дне можно объяснить возникновение в недавнем прошлом многочисленных антиинституционных форм религиозности, вроде «церкви сатаны», трансцендентальной медитации, дзен-буддизма, культа «сознания Кришны» и т.п.
Александр Кукаркин «Буржуазная массовая культура», 1985
«Наше общество построено на новых социальных началах. Можно говорить о каких-то видах суеверий, сохранившихся в бытовых привычках отдельных людей, но не общества в целом. Однако и сегодня иногда вдруг из учреждения в учреждение, а то из школы в школу пронесётся астрологическая волна, несущая перепечатанную, замусоленную рукопись предсказаний по знакам Зодиака или же старинный, из бабушкиного сундука, толкователь снов» («Атеистические чтения», 1981)
Однако никакие «новые социальные начала» совершенно не мешали советским людям интересоваться и увлекаться толкователями снов, перепечатывать «замусоленную рукопись предсказаний» и читать статьи о сверхъестественном в советской прессе, которую издавал Агитпроп ЦК КПСС.
Впрочем, находились в Советским Союзе различные «отщепенцы», которые относились к спущенной сверху тотальной эзотеризации недоверчиво или даже с насмешкой.
Я уже упоминал весёлую песню Владимира Высоцкого о Бермудах (1977). Популярный советский бард талантливо высмеивает доморощенных эзотериков, сравнивая их с сумасшедшими:
Тех, кто был особо боек,
Прикрутили к спинкам коек —
Бился в пене параноик,
Как ведьмак на шабаше:
Развяжите полотенцы,
Иноверы, изуверцы, —
Нам бермуторно на сердце
И бермудно на душе!
В 1982 году ленинградский рок-исполнитель Майк Науменко (группа «Зоопарк») в «Песне гуру» (альбом LV) иронично припечатал своих рок-коллег, увлекающихся восточными учениями:
Нужно сказать, что одними из первых в СССР на эзотерику подсели творческие люди, в том числе, и представители советского рок-подполья. Рассадником эзотерических знаний была тусовка советских хиппи. «Волосатики» приобщались к восточным учениям, принимали препараты для расширения сознания и открывали для себя новые горизонты бытия.
Вот как описывал свою духовную практику начала 1980-х Борис Гребенщиков (группа «Аквариум»):
«Нам в руки попала книга про «Ветер и Поток». Это было такое движение в среде китайских мыслителей, как принято говорить у нас. Движение состояло в том, что мыслители нажирались в стельку и старались постоянно поддерживать это состояние, применяя ещё расширяющее сознание средство в виде грибов. И в таком состоянии писали стихи. Насколько я помню, трезвыми им было западло писать стихи. Или они просто не могли. Мы были потрясены такой схожестью взглядов между нами и этими товарищами из «Ветра и Потока» и вознамерились испробовать этот метод. После чего каждую пятницу, поскольку детей ещё не было и все были свободны, мы закупали на сколько хватало денег вина, но не меньше ящика – обычно из расчёта четыре бутылки на человека, а получалось больше – хорошо, и ехали к ним (к Цою). Продолжалось это довольно долго – несколько месяцев, наверно. Наливались чаши с вином, пускались по воде. К сожалению, реки не было рядом, поэтому приходилось в ванне пускать, когда добирались до ванны. И в общем и целом, мы достигли полного духовного единства с «Ветром и Потоком» («Виктор Цой», Марианна Цой, Александр Житинский, 1991)
От эзотерики подташнивало и митьков. Сами-то они в эзотерике нифига не смыслили, но ленинградская богема, которая их окружала, была весьма подвержена влиянию модных течений нью-эйдж. Высмеивая эзотерические увлечения своих товарищей, митёк Владимир Шинкарёв сочинял байки, которые позднее были включены в книгу «Максим и Фёдор». По утверждению самого Шинкарёва, это были самые настоящие «дзен-буддистские притчи и коаны». Вот лишь некоторые из них:
«- Выпей из дуршлага тогда! – молвил Максим в ответ на хвастливые заявления Петра, что человеку, мол, всё доступно и прочая.
Поражённый Пётр выпил».
«Как-то ночью, проснувшись с сильного похмелья, Фёдор очень захотел пить. Не зажигая света, он вышел на кухню, нащупал на полке бутыль и начал пить. Сделав первый же глоток, он понял, что ошибся и в бутылке не вода, как он предполагал, а керосин. Однако Фёдор с такой силой овладел дзен-буддизмом, что нашёл в себе мужество не исправлять ошибку и спокойно допил бутылку до конца».
Приблизительно так и выглядел советский дзен-буддизм ленинградского разлива во времена «застоя».
Над продвинутыми в эзотерическом смысле согражданами мягко потешался и советский кинематограф. Так, в фильме «Влюблён по собственному желанию» (1982) его герои (заточник и библиотекарша) занимаются моднейшим аутотренингом, пытаясь влюбиться друг в друга. Социолог Сусанна, героиня комедии «Самая обаятельная и привлекательная» (1985) использует аутотренинг, чтобы убедить себя и свою подругу в том, что они являются «самыми обаятельными и привлекательными»:
«Все мужчины без ума от меня.
У меня стройная фигура, красивые ноги.
Я могу менять мужчин как перчатки.
Крутить и вертеть ими как жонглер булавами».
Герой фильма «Фантазии Фарятьева» (1979) зубной врач Павел Фарятьев – нелепый и странный человек. Он увлечён идеей о том, что планета Земля не является родиной человечества, поэтому людям здесь так грустно, одиноко и страшно:
«Мы, все люди, живём не на той планете. Мы инопланетяне, так сказать. Дело в том, что когда-то очень давно люди из далёкого мира прилетели на эту планету и остались здесь по воле обстоятельств. Потом родились наши предки, а потом мы. Мы мучаемся над мелкими домашними проблемами, мы тратим наши мысли и чувства впустую. Мы от рождения смотрим себе под ноги, только под ноги. Мы умираем, так и не поняв – кто мы, зачем мы здесь. А между тем где-то глубоко в нас живёт одно стремление – туда, ввысь, в тот далёкий мир, откуда мы пришли, где живут такие же люди, как мы. Мне даже кажется иногда, что они думают о нас».
Всё это Фарьятьев говорит своей невесте, которая скептически воспринимает его эзотерические откровения. Итог предсказуем: семья гипотетической супруги считает Фарятьева человеком «с придурью», а сама она отворачивается от этого стрёмного жениха.
В фильме «Блондинка за углом» (1984) зрители снова встречаются человеком не от мира сего. Бывший астрофизик Николай Порываев работает грузчиком в универсаме. Полтора десятка лет он посвятил поискам внеземных цивилизаций, но поиски не увенчались успехом. Личная жизнь у «главного по тарелочкам» тоже не складывается. Он сбегает со своей свадьбы, чтобы отправиться в Заполярье, где находится свободный радиотелескоп, с помощью которого, возможно, будет установлен контакт с инопланетянами.
«- Мне этот климат посоветовала моя экстрасенс.
— Экстра… кто?
— Сенс. Она будущее провидит. Вы что разве об этом ничего не слышали?
— Я ведь всё по хозяйству…
— Ну, знаете ли, сейчас все газеты об этом и пишут»
«- Она взяла ботинок, обыкновенный ботинок. Так, приподняла его за шнурок и отпустила руку. А ботинок так и остался висеть в воздухе.
— Раиса Захаровна, а как это?
— Телекинез! Движение предметов при помощи взгляда. Сейчас это явление широко изучается специальными экстрасенсами и лабораториями. Разумеется, пока не на официальных началах. Но ведь генетику тоже не признавали, помните? Но прогресс неумолим! Вы согласны со мной?
— Точно!»
«- Я вас с ней (с экстрасенсом) обязательно познакомлю. Только – никому! А то ведь как экстрасенса выявляют, его же сразу на учёт ставят. Он работает в государственном масштабе, провидит, что происходит за рубежом, да!
— Вот чего!
— Чуть что, правительство к экстрасенсу обращается. Экстрасенс делает запрос в космос: «Так, мол, и так, мол. Как?». Через астральные тела приходит ответ, и только после этого правительство решение принимает. Но это же губительно для экстрасенса: его нервная система не выдерживает!
— Ну, так ещё бы. Каждый день за правительство думать»
«- Шестнадцать гуманоидов нашли на месте аварии. Небольшого роста, в среднем метр двадцать. Зелёного цвета. Бесполые! Знаете, такие мудрые грустные глаза…
— А вы, чё, их видели, Раиса Захаровна?
— Что, видела? Их никто не видел! Минуту полежали на солнце – и растаяли!
— Да?
— Да. Превратились вот в такие шестнадцать пятнышек. Только об этом ни-ни, это же военная тайна.
— Понял. Могила.
— И наши, и американцы скрывают, а сами уже давно общаются с ними.
— С кем?
— С пришельцами, с гуманоидами. Уже точно установлено, что люди произошли от них. Это так, в учебниках договорились писать, что от обезьян. Дичь какая-то!»
И так далее.
Раиса Захаровна рассказывала Василию о ясновидении и иглоукалывании, посвятила его в таинство практики филиппинских врачей. Василия очень впечатлили эти истории, он ушёл жить к мудрой Раисе Захаровне. Она оказалась сторонником ЗОЖа, сидела на диете: не употребляла соль («белый яд»), сахар («сладкий яд»), хлеб («это вообще отрава»), питалась исключительно овощами. В конце концов, Василий не выдерживает диеты, ЗОЖа и эзотерики и сбегает от этой прогрессивной дамы к своей жене («Горгоне», по определению Раисы Захаровны). Пытаясь удержать Василия, Раиса Захаровна в отчаянии призналась, что «сама любит пироги и научится их печь», лишь бы угодить этому простаку.
То есть, оказалось, что никакая эзотерика и никакие экстрасенсы не смогут заменить элементарного человеческого тепла и традиционных семейных ценностей, а также – уничтожить любовь к пирогам.
Но, несмотря на эти известные всем банальные истины, несмотря на усилия идеологов, боровшихся с западными «идеологическими диверсиями», советские трудящиеся продолжали живо интересоваться эзотерическими вопросами и постижением мира потусторонних явлений.
В итоге весь народ Страны Советов оказался подвержен всеобщей эзотеризации. Никто из советских трудящихся не остался в стороне от этого процесса. Идеология марксизма-ленинизма потерпела сокрушительное поражение, нанесённое ей идеологией западного «потребительства, стяжательства и мракобесия», и была выброшена на свалку истории. Страна Советов развалилась и сгинула во мраке. На обломках СССР восторжествовала пародия на капитализм западного типа со всеми, присущими ему идеологическими атрибутами. Мистика, оккультизм, эзотерика, религиозный синкретизм и другие направления «религии нового века – нью-эйдж» окончательно овладели умами и душами постсоветского человека. В 1990-х годах на просторах б.СССР наблюдался небывалый эзотерический бум: появились сотни, тысячи разнообразных печатных тематических изданий; открывались бесчисленные салоны астрологов, гадалок, хиромантов, экстрасенсов, предсказателей, целителей; возникали и орудовали деструктивные секты; телеэкран заполонили передачи эзотерического характера, которые пудрили мозги зрителям совершеннейшей дичью. Печатались руководства по хиромантии, левитации, «диагностике кармы», гаданию на бараньей лопатке и кофейной гуще, оккультизму, чёрной и белой магии. Многочисленные экстрасенсы колесили по просторам бывших советских республик, выступая перед полными залами доверчивых сограждан. Позднее появились целые телеканалы(!), на которых в течение всего дня зрителей консультировали «потомственные колдуньи», попутно торгуя разнообразными магическими атрибутами и псевдолечебными препаратами. Газеты пестрели объявлениями о «профессиональных колдунах», «потомственных знахарях», «целителях» и «ясновидящих», которые
— оказывают весь спектр магических услуг;
— снимают порчу и сглаз;
— избавляют от одиночества;
— предсказывают судьбу на картах Таро;
— исправляют ошибки других магов;
— ставят защиту;
— открывают дорогу в бизнесе;
— устанавливают ангела-хранителя и так далее.
Позднее на телевидении появился Дружко, потом началась бесконечная «Битва экстрасенсов», которая, говорят, продолжатся до сих пор. Но это уже совершенно другая история.