а что значит жить как люди
Как научиться жить по-человечески?
Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось теперь научиться жить как люди. (Б. Шоу) Неважно, в кого или во что верит человек, главное, чтобы он жил по-человечески. Есть люди, которые много говорят о вере, о Боге, о душе, но на деле словам своим не соответствуют.
Они могут быть сколь угодно умными, успешными, начитанными, но в сердце своём продолжают оставаться черствыми. И встречаются простые люди, живущие тихо и праведно, особо не «премудрые», но настолько открытые, искренние и добрые, что, глядя на них, понимаешь, что истина здесь, что именно они живут правильно.
Можно много говорить, рассуждать, понимать, но не делать. А можно и не знать многого, но быть ближе к истине, чувствуя и проявляя свою любовь в действии. Что же всё-таки важнее? Кто ближе к истине? Человек, который много говорит о Боге, но не знает его, или человек, который мало говорит, но много делает, кто своими поступками доказывает, что он ближе к Богу, чем многие церковные служащие?
«Вокзал видел больше искренних поцелуев, чем ЗАГС. А стены больницы, возможно, слышали больше искренних молитв, чем церковь».
В мире существует огромное множество религий, но почему же из-за вопросов веры, из-за принадлежности к той или иной церкви возникает столько споров и разногласий? Ведь все мы люди, все мы дети одной планеты, живущие на ней под одним и тем же солнцем, общим для всех, мечтающие под одним и тем же небом. Что же нам делить?! Неважно, какому Богу вы служите, что считаете истиной для себя, но существуют общие для всех принципы человечности, и они будут верны для любого, кто хочет пребывать в мире с собой и с Богом.
Не осуждайте!
Кто нам дал такое право осуждать своих близких?! Почему мы постоянно вешаем на них «ярлыки», критикуем их, пытаемся переделать? Кто из нас является идеальным, совершенным, имеющим моральное право выносить другому человеку вердикт? Никто. Жизнь мудрее нас, она всё расставит по своим местам, поэтому лучше следить за собой, спрашивать с себя и заниматься собственным развитием, а не критикой других людей.
Любите!
Любовь — это основа основ, начало начал. Без любви вообще никуда. Давайте вспомним первое послание к Коринфянам святого апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы»/ (Коринфянам, гл. 13, ст. 1,2,3).
Самое главное жизни — проявлять свою любовь в действии, любить не на словах, а на делах, а именно: помогать ближним, не осуждать, прощать, доверять, совершать бескорыстные поступки.
Благодарите!
Важно научиться, совершая добрые дела для других, не ждать и не требовать за это благодарности, а считать это своим святым долгом, своим «служением» людям. Это так же просто, как накормить голодного, помочь нуждающемуся, это поступки, которые может и должен совершать Человек. Разве вы пройдете мимо умирающего человека, мимо брошенного ребенка, разве ваше сердце не дрогнет в этот момент от сострадания? Помогая другим, мы сами становимся лучше, благороднее. За саму возможность помочь другому нужно уже быть благодарными. За то, что нам позволили проявить свою любовь в действии, за то, что жизнь наполнилась ещё каким-то смыслом, за то, что душа испытала радость, когда человек стал счастливее благодаря вам. Неважно, словом вы помогли ему или едой, главное, что в мире стало на одного счастливого и благодарного вам человека больше. В мире стало от этого светлее.
Не оставаться равнодушным к чужой беде — вот одна из главных заповедей для человека.
Прощайте!
«Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны — все равно прощайте им», — так говорила мать Тереза. Истинно верующий человек умеет прощать своих близких. Он способен на это. Порой нам неизвестны причины совершения какого-то человеческого проступка. Может быть, оказавшись в такой ситуации, вы поступили бы точно так же или ещё хуже.
«Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь — как правильно жить!» (Рафаэль Бенитес)
Каждый Человек — частица Вселенной. Плох он или хорош, судить не вам. Постарайтесь понять его, он ведь в силу каких-то обстоятельств стал именно таким, как сейчас. Может быть, ему, наоборот, стоит посочувствовать, ведь вы же не знаете его историю.
Мы все очень хрупкие, ранимые и нужные друг другу. Мы близки хотя бы тем, что одинаково дышим и умираем, одинаково рождаемся и растем, испытываем похожие радости и горести, так же плача и веселясь. Мы все немножко родные друг другу люди. Как говорят Христиане: «Мы все — братья и сестры». Так давайте постараемся относиться друг к другу бережнее, нести в этот мир свет и любовь, давайте постараемся понимать и слышать друг друга, ведь мы рождаемся для сотрудничества, для совместного пребывания на этой Земле. Каждому из нас нужно стремиться стать человечнее и добрее.
Я знаю и верю, что эти простые истины вам известны, мне просто хотелось лишний раз их напомнить, потому что очень часто в повседневной реальности мы об этом забываем.
8 принципов, которые помогут тебе проживать свою жизнь осознанно
Хоть мы все и соглашаемся с утверждением, что нужно стараться жить осознанно, не каждый из нас понимает, что на самом деле скрывается за этим словосочетанием. Да, важно быть «здесь и сейчас» и принимать себя таким, какой ты есть, но никто не дает нам инструкции, как воплотить это в реальность. Есть несколько принципов, которые помогут тебе приблизиться к «осознанному образу жизни».
1. Не предъявляй претензий
Человек, живущий осознанно, понимает, что ему никто ничего не должен. Существуют только взаимные договоренности и решения, принятые без давления или обязательств. Если человек не выполняет договоренностей, нужно подумать, как в дальнейшем взаимодействовать с ним и стоит ли вообще продолжать общение. А еще в таких ситуациях не мешало бы разбираться, почему так произошло и чему ты можешь научиться благодаря этому.
2. Не предавай себя и свои ценности
Окружающие люди ждут от нас следования шаблонным стандартам поведения, и если мы соглашаемся с этим утверждением и действуем в рамках общепринятого, то мы предаем самих себя. Конечно, есть исключения — вещи, которые попадают в категорию «надо», — но все-таки следует понять для чего. Нельзя заниматься самообманом, пытаясь соответствовать ожиданиям окружающих людей. Если ты постоянно чувствуешь себя измотанным, не испытываешь удовлетворения от достижения цели, то, вероятнее всего, ты делаешь что-то не так.
3. Бери ответственность за свою жизнь
И за всё, что в ней происходит. Любая ситуация, с которой ты сталкиваешься, является всего лишь результатом твоих мыслей, решений и действий в прошлом. Неприятные эпизоды твоей жизни случаются вовсе не по вине внешних обстоятельств, сверхъестественных сил или злого рока. Нет. Наш путь ничем и никем не предопределен, а значит, всё в наших руках. Мы можем быть как жертвой обстоятельств, так и творцами собственной жизни. Выбор всегда только за нами.
4. Признавай, что за всё в жизни приходится платить
Каждый из нас разрабатывает в своей голове грандиозные планы, но не берется за их осуществление просто потому, что не хочет или боится преодолевать трудности. Но разве путь к масштабной цели и исполнению мечты может быть простым? Тебе придется карабкаться наверх, иногда оступаясь, совершая ошибки, переживая провалы и поражения. Вытерпеть всё это легче, если цель действительно стоит твоих стараний (а иногда и страданий). Если таких целей у тебя нет, то выйти за рамки привычного «родился, пожил немного и умер» у тебя вряд ли получится, как бы печально это ни звучало.
5. Ищи ответы внутри себя
Как? Да очень просто. Прежде чем обращаться с вопросом к другим людям, осознанный человек прислушивается к себе — к своему сердцу, голосу разума и интуиции. Пойти путем сбора советов, конечно, намного легче: у тебя будет готовый план действий. Но задумайся: разве есть кто-то, кроме тебя, кто знает, как тебе будет лучше?
6. Не пытайся держать под контролем всё
Чем раньше ты поймешь, что не в силах держать под контролем всё, что происходит в твоей жизни, тем скорее у тебя получится расслабиться и начать наслаждаться происходящим. Есть вещи, которые от тебя не зависят, и как бы ты ни старался — исход будет один и тот же. Нужно ли тебе зря тратить время, энергию и душевное спокойствие? Решение принимай сам. Но мы не советуем.
7. Живи моментом
Ты живешь здесь и сейчас, и на то, чтобы предпринять что-либо, у тебя есть всего лишь эта самая минута. Нет смысла вспоминать, какие ошибки были допущены тобой в прошлом, или строить планы на далекое будущее. Слишком часто оглядываясь назад или, напротив, забегая вперед, ты теряешь возможность наслаждаться тем самым моментом, который проживаешь. Думай о том, что ты можешь сделать сейчас, а не когда-либо еще.
8. Не жди оценок других людей
У осознанного человека есть свой взгляд на окружающий мир и самого себя. Поэтому его не заботит то, что о нём думают другие. Все многочисленные обсуждения и осуждения он оставляет на совести тех, кто этим занимается. Тем более это их мысли, которые дают характеристику им самим, а не объекту их внимания.
Человек, живущий осознанной жизнью, не старается добиться чьего-то расположения. Он смотрит в глубь себя и ищет состояние спокойствия и комфорта.
15 признаков, что ты растрачиваешь свою жизнь впустую
1. Ты боишься покинуть свою зону комфорта
Зона комфорта — это жизнь, к которой ты привык. Тебе не приходится делать что-то новое, менять свои привычки, рисковать и т. д. Это безопасная жизнь, лишенная всякого развития: ты можешь долгие годы топтаться на одном месте, не предпринимая попыток расти и добиваться поставленных целей. Помни, что успех рождается лишь тогда, когда ты отказываешься от комфорта.
2. Ты недоволен собой, даже когда достигаешь поставленных целей
Казалось бы, ты добиваешься поставленных целей, и ты должен чувствовать себя счастливым, но ты испытываешь лишь недовольство. Это сигнал о том, что твои цели навязаны тебе извне или не соответствуют уровню твоих знаний и умений. Когда ты можешь добиться успеха в карьере, заняв место генерального директора, а вместо этого ставишь себе скромную цель вроде “получить премию в этом месяце”, ты пренебрегаешь своими возможностями.
3. У тебя нет сил на то, чтобы заботиться о своем здоровье
Для того чтобы продолжать менять свою жизнь к лучшему, ты должен прежде всего поддерживать свое здоровье — как физическое, так и душевное. Но когда ты подсознательно понимаешь, что тебе некуда стремиться, и не знаешь, чего хочешь, ты не находишь в себе энергию и мотивацию заботиться о своем самочувствии.
4. За последние несколько месяцев ты не можешь вспомнить ни одного значительного события
Когда ты тратишь жизнь впустую, в ней не происходит никаких особенных событий, которые могут отложиться в памяти. Человек, живущий полной жизнью, может назвать хотя бы пару запоминающихся событий, произошедших с ним в последние несколько месяцев, будь то небольшое путешествие, повышение на работе, интересные знакомства с единомышленниками или исполнение заветного желания. Если же твоя жизнь скучна или до ужаса однообразна, советуем тебе как можно раньше начать исправлять это недоразумение.
5. Ты постоянно жалуешься на свою жизнь, но ничего не меняешь
Пустые жалобы на жизнь больше похожи на попытки привлечь к себе внимание и снять с себя ответственность. Человек, который не хочет прожигать свою жизнь, при первом же недовольстве начнет вносить в нее изменения. Тот же, кому наплевать на себя и свое будущее, будет продолжать жить в тех условиях, которые не удовлетворяют его требованиям.
6. Ты завидуешь успехам других людей
Когда у тебя всё хорошо и твоя жизнь тебя полностью устраивает, ты не тратишь время и силы на зависть. Тебе некогда заниматься этим, да и желания отвлекаться от всего происходящего вокруг тебя нет. Если же ты периодически замечаешь, что чужие успехи вызывают у тебя негативные реакции (агрессию и зависть), то присмотрись повнимательнее к себе: ты явно чем-то недоволен. Постарайся исправить сложившуюся ситуацию, направив все свои ресурсы в нужное русло.
7. Ты считаешь, что уже научился всему, чему нужно
Считать, что у знаний и навыков есть предел, который можно достичь, — большая ошибка. Если ты хочешь прожить интересную жизнь, наполненную смыслом, добиться успеха и реализовать свой потенциал, ты не прекратишь учиться никогда. Совершенства достичь невозможно: в мире постоянно появляется что-то новое, и знания должны обновляться регулярно. Не пытайся лгать себе о том, что ты уже знаешь и умеешь всё, что тебе понадобится в жизни.
8. Тебя больше волнует чужая жизнь, нежели твоя собственная
Слухи, сплетни, постоянное желание влезть в разговор с непрошеным советом — всё это признаки того, что твоя жизнь протекает скучно и бессмысленно. Осознание этого факта ты пытаешься отодвинуть на задний план, отвлекая себя чужими историями и проблемами. Вместо этого попробуй для начала разрешить свои и обозначить для себя направление движения.
9. У тебя нет планов на будущее
Бесцельная жизнь — это отсутствие планов на будущее. Ты не стараешься воплотить какие-то мечты, у тебя нет стремлений и целей. Ты живешь как придется, делая то же, что и все. Ну а будущее остается для тебя полным неизвестности, однако это тебя не беспокоит.
10. Ты не контролируешь, какие люди входят в твой круг общения
Тебе всё равно, с кем ты общаешься — с людьми, которые мотивируют окружающих становиться лучше, или с теми, кто тянет тебя на самое дно. Ты выбираешь свое окружение бездумно или вовсе не контролируешь, кто становится твоим товарищем или другом. Еще хуже, если ты не имеешь своего мнения и не придерживаешься каких-либо ценностей и убеждений, — в таком случае люди, которые тебя окружают, могут свободно тобой манипулировать.
11. Ты воплощаешь чужие мечты и надежды
Отличный способ потратить жизнь впустую — это поставить чужие цели, интересы и ожидания превыше собственных. Ты можешь годами строить карьеру в сфере, которая тебе неинтересна, выглядеть так, как считается приемлемым в обществе, и забыть о своем хобби только потому, что твои близкие считают его несерьезным или бесполезным. Важно как можно скорее осознать, что ты занимаешься воплощением не своих целей и мечтаний, а ожиданий других людей. В противном случае чувство неудовлетворенности своей жизнью будет преследовать тебя до самой старости.
12. Ты врешь самому себе
Ты пытаешься заставить себя поверить в то, что жизнь, которой ты живешь, не так уж и плоха. Возможно, ты даже свято веришь в то, что все окружающие тебя люди так же бессмысленно прожигают отмеренное им время.
Правда в том, что это не так, и именно поэтому, когда ты встречаешь искренне увлеченного человека, ты чувствуешь по отношению к нему негатив. Такие люди разрушают твою картину мира, которую ты создавал, пытаясь закрыться от реальности.
13. Ничто не может принести тебе вдохновение
В твоей жизни нет ничего, что могло бы заставить тебя просыпаться с утра в отличном настроении и заряжало бы энергией на весь день. Если твоя жизнь тратится впустую, каждый новый день похож на предыдущий. Ты ненавидишь свою работу, не любишь общаться с друзьями, не восхищаешься своей девушкой, не занимаешься хобби и не хочешь развиваться. Ты стоишь на месте, не находя мотивации начать жить полной жизнью.
14. Ты не думаешь о последствиях
Когда ты тратишь жизнь впустую, не ставя перед собой каких-то целей, ты не забиваешь голову мыслями о возможных последствиях своих решений. Ты делаешь то, что доставляет тебе краткосрочное удовольствие здесь и сейчас. Главное — испытать положительные эмоции, а что будет потом — вопрос времени.
15. Ты живешь и работаешь ради развлечений
Главное для тебя в жизни — это развлечения и получение удовольствия. Ради этого ты работаешь, ради этого живешь. Других целей в жизни у тебя нет. Веселье и развлечения — это твой способ получения положительных эмоций, который приносит тебе временное удовлетворение и мешает задумываться о том, что ты упускаешь.
Смысл жизни. Очень интересная статья. Часть 1
Статья скопирована с одного православного сайта. Интересно узнать различные мнения об этой статье (согласен, не согласен и т.п.). Ссылки к сожалению не осталось, вручную не смог найти.
Жизнь – это поезд в никуда?
«Несчастье современного человека велико:
ему не хватает главного – смысла жизни»
Вслед за постигшим горем всегда идут его спутники. Эти спутники стучаться к нам, не отпускают нас и не дают спокойствия. Днем и ночью они отнимают наши силы, занимают наши мысли, отвлекают нас, требуя ответов… Кто эти спутники? Эти вечные вопросы «Зачем жить?», «Как дальше быть и куда идти?», «В чем смысл жизни?»
Подобного рода вопросы обязательно должны быть разрешены. При всем трагизме ситуации, которую переживает горюющий человек, понимание смысла жизни может стать важнейшим трамплином для понимания себя, преображения своей жизни, жизни окружающих, придания ей настоящего смысла, о котором, к сожалению, мы заботимся обычно только в кризисные этапы своей жизни. Человек, понявший смысл жизни, может понять и смысл смерти. Это послужит не только утешением самому горюющему, но и тому, кого мы оплакиваем, по кому тоскуем.
Прочитайте эту статью. Она достаточно длинная, но уверяем, что польза полученная от нее, превзойдет затраченное время и старания по ее прочтению и пониманию. Если дочитав до конца, вам покажется, что у вас остались вопросы, то прочитайте статью еще раз. С первого раза не всегда просто понять этот сложнейшую тему.
Пожелаем вам в этом удачи.
Зачем человеку знать смысл жизни, можно ли как-нибудь прожить без него?
Ни одно животное не нуждается в этом понимании. Именно желание понять цель своего прихода в этот мир отличает человека от животных. Человек – высшее из живых существ, ему недостаточно только питаться и размножаться. Ограничивая свои потребности только физиологией, он не может быть по-настоящему счастлив. Имея смысл жизни, мы получаем цель, к которой мы можем стремиться. Смысл жизни – это мерило того, что важно, а что – нет, что полезно, а что вредно для достижения нашей главной цели. Это компас, который показывает нам направление нашей жизни.
В таком сложном мире, в котором мы живем, без компаса обойтись очень трудно. Без него мы неминуемо сбиваемся с пути, попадаем в лабиринт, упираемся в тупики. Именно об этом говорил выдающийся философ древности Сенека: «Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает».
День за днем, месяц за месяцем, год за годом мы блуждаем по тупикам, не видя выхода. В итоге это хаотическое путешествие приводит нас к отчаянию. И вот, застряв в очередном кризисе, мы чувствуем, что у нас нет уже ни сил, ни желания идти дальше. Мы понимаем, что мы обречены всю жизнь попадать из одного тупика в другой, мы теряем цель жизни, мы существуем, а не живем. Иногда в такие минуты нас захлестывает отчаяние. Действительно, зачем жить, если нельзя никуда выйти из этого ужасного лабиринта?
Как оценить, насколько верен определенный смысл жизни
Мы видим человека, который что-то делает в механизме своей машины. Есть смысл в том, что он делает или нет? Странный вопрос, скажете вы. Если он починит машину и отвезет на ней семью на дачу (или соседа в поликлинику), то, конечно, есть. А если он целый день копается в своей раздолбанной машине, вместо того, чтобы уделить время своей семье, помочь жене, прочитать хорошую книгу, и никуда на ней не ездит, то, конечно, смысла нет.
Вот так и во всём. Смысл деятельности определяется по её результату.
Смысл человеческой жизни тоже нужно оценивать через итог. Итог для человека – момент смерти. Нет ничего более определенного, чем момент смерти. Если мы запутались в лабиринте жизни и не можем размотать этот клубок с начала, с рождения человека, то давайте его размотаем с другого, очевидного и точно известного конца – смерти.
ИЛЛЮЗОРНЫЕ СМЫСЛЫ ЖИЗНИ
Самые примитивные ответы на вопрос о смысле жизни
Среди ответов на вопрос о смысле жизни есть три самых примитивных и очень глупых. Обычно такие ответы дают люди, которые серьезно не задумывались над этим вопросом. Ответы настолько примитивны и лишены логики (и на самом деле обусловлены лишь ленью трудиться над поисками смысла жизни), что нет смысла рассматривать их подробно. Однако, давайте коротко рассмотрим их.
1. «Все так живут, не задумываясь, и я проживу»
Во-первых, так живут не все. Во-вторых, уверены ли Вы, что эти «все» счастливы? И счастливы ли Вы, живя «как все», не задумываясь? В-третьих, что смотреть на всех, у каждого своя жизнь, и каждый сам ее строит. И когда что-то не заладится, не «всех» винить придется, а себя… В-четвертых, рано или поздно большинство «всех», оказавшись в каком-либо серьезном кризисе, все-таки тоже задумается о смысле своего существования.
Так что, может быть, не стоит ориентироваться на «всех»? Еще Сенека предупреждал: «Когда возникает вопрос о смысле жизни — люди никогда не рассуждают, а всегда верят другим, а между тем зря: примыкать к идущим впереди опасно». Может быть, стоит прислушаться к этим словам?
2. «Смысл жизни – в самой жизни, нужно просто жить»
Несмотря на то, что эти фразы красивы, претензициозны, они могут сработать в группе детей или низкоинтеллектуальных людей, но в них нет никакого смысла.
Любому человеку понятно, что смысл сна не в том, чтобы спать, а в восстановлении систем организма. Мы понимаем, что смысл дыхания не в том, чтобы дышать, а в том, чтобы могли происходить окислительные процессы в клетках, без которых жизнь невозможна. Мы понимаем, что смысл работы не в том, чтобы просто работать, а чтобы принести пользу себе и людям на этой работе, смысл похода в магазин не в самом движении, в а в покупках которые последуют. Так что разговоры о том, что смысл жизни в самой жизни – детские отговорки для тех, кто не хочет над этим думать серьезно. Это удобная философия для тех, кто не хочет признаваться в отсутствии у него смысла жизни и не хочет его искать. Смысл не может заключаться в самом процессе его поиска, а обязательно должен быть вынесен на финал этого процесса.
3. «Смысла в жизни нет».
Логика здесь такая: «Я не нашел смысла, значит его нет». Слово «найти» подразумевает, что человек предпринимал некие действия по поиску (смысла). Однако, по правде говоря, многие ли из тех, кто утверждает, что смысла нет, действительно искали его? Не будет ли честнее сказать так: «Я и не пытался найти смысл жизни, но полагаю, что его нет».
Вам нравится это высказывание? Вряд ли оно выглядит разумным, скорее оно звучит просто по-детски. Дикому папуасу может показаться совершенно ненужным, бессмысленным предметом калькулятор, лыжи, прикуриватель в автомобиле. Он просто не знает, для чего нужен этот предмет! Чтобы уяснить пользу от этих предметов, необходимо изучить их со всех сторон, постараться понять, как ими правильно пользоваться.
Кто-то возразит: «Я действительно искал смысл». Тут возникает следующий вопрос: а там ли Вы его искали?
Самореализация как смысл жизни
Очень часто можно слышать о том, что смысл жизни – в самореализации. Самореализация – это реализация своих возможностей с целью достижения успехов. Реализовать себя можно в разных сферах жизни: семье, бизнесе, искусстве, политике и пр.
Этот взгляд не нов, так считал еще Аристотель. Он говорил о том, что смысл жизни – в доблестной жизни, успехах и достижениях. И именно в этом саморазвитии большинство и сейчас видит смысл жизни.
Человек, конечно, должен реализовать себя. Но делать самореализацию основным смыслом жизни – неправильно.
Можно сказать, что останутся на земле плоды этой самой самореализации. Но во-первых, эти плоды разные, и, к сожалению, не всегда хорошего качества, а во-вторых, даже если они самого лучшего качества, то толку самому человеку, который их оставил, – ноль. Он не может воспользоваться результатами своих успехов. Он уже ушел из этой жизни.
Смысл жизни – в сохранении красоты и здоровья
Хотя древнегреческий философ Метродор и утверждал, что смысл жизни в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться, большинству людей все же понятно, что это не может быть смыслом.
Потребление, удовольствия как смысл жизни
«Приобретение вещей и их потребление не может придать нашей жизни смысл.
Накопление материальных вещей не может заполнить
пустоту жизни тех, у кого нет уверенности и цели»
(Купец-миллионер Савва Морозов)
Философия потребления появилась не сегодня. Еще известный древнегреческий философ Эпикур (341-270 до Р.Х.) считал, что смысл жизни — в избежании неприятностей и страданий, получении удовольствий от жизни, достижении покоя и блаженства. Можно также назвать эту философию культом удовольствия.
Этот культ царит и в современном обществе. Но даже Эпикур оговаривал, что нельзя жить только ради получения удовольствия, при этом не согласуясь с этикой. Мы же сейчас дошли до царствования гедонизма (проще говоря, жизнь только ради наслаждения), в котором и с этикой свои поступки уже особо никто не согласует. Нас настраивают на это реклама, статьи в журналах, светские хроники, телевизионные ток-шоу, бесконечные сериалы, реалити-шоу. Этим пронизана вся наша повседневность. Везде мы слышим, видим, читаем призывы жить в свое удовольствие, брать от жизни все, ловить момент удачи, «отрываться» по полной…
С культом удовольствия теснейшим образом связан культ потребления. Для того, чтобы получить удовольствие, мы должны что-то купить, выиграть, заказать. Потом потребить это, и всё заново: увидеть рекламу, купить, употребить по назначению, получить удовольствие. Нам начинает казаться, что смысл жизни в том и заключается, чтобы пользоваться тем, что повсеместно рекламируется, а именно: определенные товары, услуги, чувственные удовольствия («секс»); впечатления, доставляющие удовольствие (путешествия); недвижимость; разнообразное «чтиво» (глянцевые журналы, дешевые детективы, дамские романы, книги по мотивам сериалов) и т.д.
Таким образом, мы (не без помощи СМИ, однако по своей воле) часто превращаем себя в обессмысленных полулюдей, чья задача – только есть, пить, спать, гулять, выпивать, удовлетворять половой инстинкт, наряжаться… Человек сам низводит себя до такого уровня, ограничивая цель своей жизни удовлетворением примитивных потребностей.
Тем не менее, испробовав к определенному возрасту все мыслимые удовольствия, человек пресыщается и чувствует, что, несмотря на разнообразные наслаждения, жизнь его пуста и в ней чего-то важного не хватает. Чего же? Смысла. Ведь в удовольствии смысла не найти.
Удовольствие не может быть смыслом существования хотя бы потому, что оно проходит и, следовательно, перестает быть наслаждением. Любая потребность удовлетворяется лишь на определенное время, а потом заявляет о себе снова и снова, причем с новой силой. Мы в своей погоне за наслаждением похожи на наркоманов: получаем некое удовольствие, оно скоро проходит, нам необходима следующая доза удовольствия – но оно тоже проходит…
И вот мы уже не можем без удовольствий: у нас вся жизнь на этом построена. Причем чем больше мы получаем удовольствия, тем больше нам опять хочется, т.к. потребности всегда растут пропорционально степени их удовлетворения. Все это похоже на жизнь наркомана, с той лишь разницей, что наркоман гонится за наркотиком, а мы за разными другими наслаждениями. Еще это напоминает ослика, бегущего за привязанной впереди морковкой: хотим поймать, а догнать не можем.
Смысл жизни – в достижении власти
Властолюбивые люди смысл видят в том, чтобы доказать себе и окружающим, что могут возвыситься над другими, достичь того, чего другие не смогли. Ну и в чем же этот смысл? В том, что человек может иметь кабинет, назначать и увольнять, принимать важные решения? Это смысл? Ради того, чтобы получить и удержать власть, они зарабатывают деньги, ищут и поддерживают нужные деловые связи и делают многое другое, нередко переступают через свою совесть…
Разумно ли видеть смысл своей жизни в реализации власти над людьми? На пороге жизни и смерти, оглянувшись назад, человек поймет, что всю жизнь он прожил зря, то ради чего он жил, уходит от него, и он остается ни с чем. Сотни тысяч людей имели огромную, а иногда даже невероятную власть (вспомним Александра Македонского, Чингисхана, Наполеона, Гитлера). Но в один момент они ее теряли.
И никого еще власть не сделала бессмертным. И настоящего смысла человеческой жизни власть тоже не придала.
Смысл жизни – в приумножении материальных благ
Сейчас очень многие думают, что человек живет для того, чтобы зарабатывать деньги. Именно в приумножении богатства (а не в удовольствии его тратить, о чем мы говорили выше) они видят смысл своей жизни.
Это очень странно. Если не является смыслом всё то, что можно купить за деньги, – удовольствия, память, власть, то как могут быть смыслом сами деньги? Ведь ни одну копейку, ни миллиарды долларов нельзя будет использовать после смерти.
Богатые похороны будут слабым утешением. Ведь душа уйдет уже в другой мир, где не сможет использовать свои накопления.
ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ЖИЗНИ, НО НЕ СМЫСЛ
Смысл жизни – жизнь ради близких
Очень часто нам кажется, что жизнь ради близких – это как раз и является главным смыслом. Многие люди видят смысл своей жизни в близком человеке, в ребенке, супруге, реже – родителе. Они нередко так и говорят: «Я живу ради него», живут не своей, а его жизнью.
Безусловно, любить своих близких, жертвовать чем-то ради них, помогать идти по жизни – это необходимо, естественно и правильно. Большинство людей на земле хочет жить, получая радость от семьи, воспитывать детей, заботиться о родителях и друзьях.
Но может ли это быть главным смыслом жизни?
Надо признать, что боготворить близких, видеть только в них смысл всей жизни, всех своих дел — это тупиковый путь.
Мы часто отождествляем себя с близким, проживаем не свою, а его жизнь. Мы радуемся не своим, а исключительно его радостям, иногда мы даже забываем о важнейших потребностях своей души ради мелких житейских потребностей близкого человека.
Тем не менее, любой человек смертен, и если он стал смыслом вашей жизни, то лишившись его, Вы почти неизбежно потеряете желание жить дальше. Наступит серьезнейший кризис, выйти из которого можно, только найдя иной, истинный смысл. Можно, конечно, «переключиться» на другого человека, и жить теперь ради него. Нередко люди так и поступают, т.к. они привыкли к подобной симбиотической связи и жить по-другому просто не умеют. Таким образом, человек постоянно находится в нездоровой психологической зависимости от другого, и излечиться от нее он не может, потому что не понимает, что болен.
Некоторые живут не чужую, а свою жизнь с надеждой, что могут оставить близким наследство, материальные ценности, статус и.т.п. Только мы хорошо знаем, что это не всегда хорошо. Ценности могут в некоторых случаях развратить, потомки (если не ближние, то дальние) могут остаться неблагодарными, с самими потомками может что-то случится и нить порвется. И для чего же тогда человек жил? В этом случае получится, что живя только для других, сам человек прожил свою жизнь без смысла.
Смысл жизни – работа, творчество
Другой распространенный вариант ответа на вопрос о смысле жизни – работа, творчество, некое «дело жизни».
Если мы видим смысл своего существования в каком-либо занятии, пусть даже полезном для общества, в творчестве, в работе — то мы, будучи мыслящими людьми, рано или поздно задумаемся над вопросом: «А что будет со всем этим, когда я умру? И какая польза будет мне от всего этого, когда я буду лежать при смерти?» Ведь все мы прекрасно понимаем, что ни дом, ни дерево не вечны, они не простоят и нескольких сотен лет… И те занятия, которым мы посвящали все свое время, все свои силы, – если они не принесли пользы нашей душе, то имели ли они смысл? В могилу мы не возьмем с собой никаких плодов своего труда – ни произведений искусства, ни сады посаженных нами деревьев, ни наши самые гениальные научные разработки, ни любимые книги, ни власть, ни самых больших банковских счетов …
«Дела жизни» бывают разными. Для одного дело жизни это служение культуре, другого – служение народу, третьего – служение науке, а четвертого – служение ради «светлого будущего потомков», как он его понимает.
Даже если «дело жизни» и поможет поколениям других людей (многие ли из нас способны сделать так много для человечества?), то все равно это не может помочь самому человеку. Все «дела жизни» придется оставить здесь. А для вечной души необходимо совсем другое.
СМЫСЛ ЖИЗНИ: ГДЕ ОН ЕСТЬ
«Познавший свое значение усматривает и назначение свое.
Назначение человека – быть сосудом и орудием Божества».
Был ли известен смысл жизни до нас?
Если искать смысл жизни среди вышеперечисленного, то найти его невозможно. И неудивительно, что, пытаясь найти его там, человек отчаивается и приходит к выводу, что смысла нет. А на самом деле он просто не там искал…
Метафорично поиски смысла можно изобразить следующим образом. Человек, ищущий смысл и его не находящий, подобен заблудившемуся путнику, оказавшемуся в овраге и ищущему нужную дорогу. Он бродит среди густых, колючих, высоких кустов, растущих в овраге, пытаясь найти выход к той дороге, с которой он сбился, к тому пути, который его приведет к нужной цели.
Но таким способом найти правильную дорогу невозможно. Необходимо сначала вылезти из оврага, подняться на гору – и оттуда, сверху, можно увидеть верный путь. Так же и нам, ищущим смысл жизни, нужно для начала поменять точку обзора, потому что из ямы кризиса нам не увидеть ничего. Без приложения определенных усилий мы никогда не выберемся из нее, и уж точно никогда не найдем верный путь к осмыслению жизни.
Почему же мы, когда дело касается научных разработок, достижений медицины, полезных изобретений, облегчающих наш быт, разнообразных практических знаний в той или иной профессиональной сфере и т.п. – широко используем опыт и открытия наших предков, а в вопросах столь важных, как смысл жизни, существование и бессмертие души – мы считаем себя умнее всех предшествующих поколений, и с гордостью (нередко и с презрением) отвергаем их знания, их опыт, причем чаще всего отвергаем заранее, даже не изучая и не пытаясь понять? Разумно ли это?
Не более ли разумным представляется следующее: изучить опыт и достижения предков, или как минимум, ознакомиться с ними, поразмышлять, и только потом делать для себя вывод, правы ли были предшествующие поколения или нет, может ли их опыт быть нам полезен, стоит ли нам учиться их мудрости? Почему мы отвергаем их знания, даже не пытаясь вникнуть? Не потому ли, что это проще всего?
Действительно, для того, чтобы сказать, что наши предки мыслили примитивно, а мы гораздо умнее и прогрессивнее их, большого ума не нужно. Голословно утверждать – очень легко. А изучить мудрость предыдущих поколений без труда не получится. Нужно сначала ознакомиться с их опытом, их знаниями, пропустить через себя их философию жизни, попытаться для этого хоть несколько дней прожить в соответствии с ней, а потом оценить, что этот подход к жизни несет на самом деле – радость или тоску, надежду или отчаяние, душевное спокойствие или смятение, свет или мрак. И уж тогда человек сможет с полным правом судить, верен ли был тот смысл, который видели в своей жизни его предки.
что за чушь я прочитал
Смысла жизни нет, мы просто боимся смерти. Конец
Бесполезно искать смысл жизни в самой жизни
А что принесет? Может, тогда не стоит рассматривать «смысл» с позиции конечного результата?
Я бы разделил ветви рассуждений на «в чем смысл жизни» и «зачем мы рождаемся». Оба вопроса чисто философские и субъективные, однако кое-что можно выделить, что подходило бы почти всем.
В наслаждении жизненным процессом. Не стоит упрощать и думать, что речь только о жратве/власти/похоти/лени. Ни в коем случае. Человек, удовлетворяющий только базовые потребности, не будет всегда этим наслаждаться, скорее томиться.
Или писать занудные тексты на пикабу, уверяя себя, что хотим научить окружающих собственной мудрости.
«Зачем мы рождаемся»
Тут можно вполне согласиться с категоричностью ТСа: после смерти все будет неважно.
Ну, выходит, и рождаемся мы, только чтобы умереть.
Мудреца спросили, встретив:
«Какова сей жизни цель?»
(Хочешь, верь тут иль не верь)
«В чём, хотя бы, смысл жизни?»
Что же Мудрость говорит?»
Улыбнулся тихо старец.
«Смысл и цель, не так важны!
Чтоб без знанья не остались,
Нам примеры в том нужны.
Согласитесь, не иначе,
Коль пирог к столу подать;
Вкус его намного слаще,
Чем о нём лишь. рассуждать.
Верны, как прежде… то… и это…
Все толкованья Смысла Жизни.
Не предадим же укоризне –
ОСТАВИТЬ В ЖИЗНИ БОЛЬШЕ СВЕТА!
В раздумье, как многие, свесишь свой нос…
Но, коль всему миру ответ готов бросить,
Не стоит! Испортишь… красивый вопрос!
Подумалось тут.
Японская практичность в действии
Добрый КиШ
Ответ на пост «Не прокатило»
у всех есть такие родственники.
есть у меня замечательный дядя, которого я видел последний раз лет в 10. Спустя 20 лет он приехал в гости. По дороге его уставший от жизни жигуль тройка немного рыгнул трамблером. Приехал к нему с подкатом, жигуля погрузили и поехали на место семейной сходки.
по приезду дядя очень нахваливал мою машину, а потом, уже за столом, выдал что дарит мне свой жигуль: мол хоть и ломается, но это уже почти ретро и скоро я её смогу продать за все деньги мира. Ну пьяные базары, обычное дело.
потому радуйтесь что проебали отношения с таким замечательнейшим родственником 🙂
Мотивации пост
. а в пустыне она вообще бесценна.
Толерантность и терпимость
Рамзан Кадыров замечен в сепаратизме?
Как все уже знают, Кадыров пригрозил силой отнять у ингушей их земли.
Как это: часть страны решила отобрать территорию у другой части этой же страны?
Интересно, почему на него не заводят дело за призывы к силовому захвату или отчуждение территории?
А ведь это сепаратизм. Развал СССР тоже начался с взаимных претензий его республик. Если какой-то регион России, собирается силой захватить другой регион, то это уже не субьект Российской Федерации. Это самостоятельная государственная единица.
Как вы считаете, можно ли расценивать действия Рамзана Кадырова как прямой отказ подчиняться действущему законодательству России и проявлением сепаратизма?
ХедХантер и кладмены
В свете последних событий.
Галя! У нас отмена!
Форсаж в России
В поселке Харагун Читинской области русские жители, доведенные до отчаяния беспределом кавказских бандитов и бездействием местных властей, разгромили местную азербайджанскую мафию. Вместо благодарности прокуратура обвинила их в «организации массовых беспорядков».
События, происшедшие недавно в Харагуне, были фактически проигнорированы абсолютным большинством СМИ. Не считая нескольких ссылок на интернет-страницах, разгром азербайджанцев Харагуне, в котором участвовала почти вся деревня, и последовавшие репрессии против русского населения остаются неизвестными даже патриотической общественности.
Между тем, именно сегодня все русские патриоты должны знать о случившемся, ибо от нашего участия и поддержки сейчас зависит судьба двух десятков деревенских парней, защитивших от азербайджанских бандитов своих родных и близких и за это брошенных властью в застенки читинского СИЗО.
Харагунская история вызревала довольно долго. Все было — по нынешним российским меркам — вполне тривиально. В Харагуне давно уже вдрызг разорены все учреждения социального сектора, работы официально никакой нет, и большинство жителей по документам числятся безработными. На этом фоне в 2004-м году в поселок началось массовое нашествие азербайджанцев. В кратчайшие сроки в Харагуне оказалось около пятидесяти азербайджанских семей. Причем слово «семья» следует понимать весьма широко — это все близкие и дальние родственники какого-либо кавказца. Большинство из них живет в России без всякой регистрации.
Что же привлекло кавказцев в читинской глубинке? Лес! Русский лес — это деньги, это очень большие деньги. Азербайджанцы занялись массовой незаконной вырубкой местного леса.
Лесозаготовки в Забайкалье, и это ни для кого не секрет, редко проходят с соблюдением всех юридических норм. Лес воруют, и воруют в огромных масштабах. Однако большинство русских жителей Харагуна имеют официально выделенные им деляны. Из всех азербайджанцев официально зарегистрированный участок был лишь у одного — остальные же воровали лес, прикрываясь его документами.
Как только количество азербайджанских «колонистов» увеличилось, поведение их стало более чем вызывающим. Все чаще стали звучать угрозы поджечь деревню, местным жителям говорили, что жить здесь азербайджанцы будут до тех пор, пока «не срубят последнее дерево». Одновременно с появлением кавказской диаспоры в Харагуне стали распространяться наркотики и развернулась торговля спиртом, хотя раньше об этой беде харагунцы и не знали.
Наемные рабочие, которых кавказцы привозили из соседних сел, оказывались на положении рабов: у них отбирали документы (чтобы не могли убежать), работать заставляли силой, а единственным вознаграждением была водка. Неудивительно, что в такой атмосфере столкновения между русскими и азербайджанцами случались очень часто.
Харагунцы всячески пытались решить проблему законными, мирными средствами. В самые разные учреждения и самым разным лицам отправлялись обращения, публиковались открытые письма и т. д. В одном из них, напечатанном в газете «Забайкальский рабочий» 15 сентября 2005 г. говорилось:
«В настоящее время рядом с нами их (азербайджанцев) проживает человек 150-200, и каждый месяц еще появляется человек десять… Мы боимся за жизнь своих детей и внуков… Мы обращались и к местной власти, и в милицию, но там нам сказали, что выселить их может лишь миграционная служба. Но, наверное, пока не грянет гром, как у нас обычно бывает, ничего не произойдет… Просим принять срочные меры к гражданам Азербайджана, которые проживают у нас в селе, пока не случилась трагедия. Они угрожают нашим жизням и жизням наших детей и внуков».
Под этим обращением было 108 подписей. Милицейское начальство в ответ заявило, что оно «держит ситуацию в Харагуне на особом контроле» и не стало ничего предпринимать. Прошло девять месяцев, и плоды этого липового «контроля» проявились во всей красе…
На таком фоне особенно цинично и чудовищно выглядит следующий вопиющий факт: пока азербайджанцы воровали в Харагуне лес, совращали русских девчонок и избивали русских парней, говоря при этом, что они намерены всех Русских превратить в своих рабов, в областном центре шла усиленная борьба с… «русским фашизмом»!
При этом реальные — вполне фашистские (в смысле установления господства одной нации над другой) — действия азербайджанцев в Харагуне никого не взволновали. Главным гнездом фашизма был провозглашён Союз Русского Народа, местный отдел которого был открыт в Чите 10 декабря 2005 года. О нем писали статьи — одна другой лживей и подлей, им пугали местных евреев, голося о «реальной угрозе» погромов. А вот перманентный погром Русских в Харагуне почему-то не замечали…
15 мая 2006 г. в харагунском зале игровых автоматов, кроме азербайджанцев, находился один русский парень — В. С. Малютин. Через какое-то время находившийся там кавказец начал нецензурно оскорблять работавшую в заведении женщину. Виктор Малютин сделал ему замечание. Тут же гордые азербайджанцы (их было четверо) предложили ему «выйти поговорить». И всё бы прошло у них хорошо и гладко, да вот только на горе кавказцам рядом оказалось несколько друзей Малютина.
Произошла стычка, в результате которой кавказцы убежали, пообещав вскоре приехать разбираться с обидчиками вместе со своей «крышей».
На следующий день жители села обратились к азербайджанским старейшинам с предложением обсудить случившееся. Примечательно, что кавказцы признали вину своих молодых собратьев. Для того, чтобы выяснить все недоразумения, на 18 часов 17 мая кавказцами была назначена «стрелка». В качестве арбитров должны были выступать «крышевавшие» азербайджанцев читинские бандиты.
Очевидно, кавказцы надеялись, что напуганные появлением читинских уголовников харагунцы на встречу не придут. Однако случилось иначе. К 18 часам на «стрелку» явилось около пятидесяти русских мужиков, настроенных достаточно решительно. Кавказцы же на «забитую» ими «стрелку» так и не пришли.
После бесплодного ожидания раздражённые харагунцы подожгли два грузовика ЗИЛ, использовавшиеся азербайджанцами для перевозок ворованного леса. После этого азербайджанцы вновь появились, и один из них предложил собраться снова, уже вечером, в 23 часа. Другой к этому присовокупил обещание, что из города приедет бандитская «крыша» кавказцев, вооруженная автоматами, и перестреляет всех русских.
Угрозы возымели действие прямо противоположное тому, на которое рассчитывали азербайджанцы: к 23 часам почти все мужское население деревни, начиная с 14 лет и до пятидесяти, было вооружено охотничьими ружьями и твердо настроено на серьезный мужской разговор. Кавказцы же на «стрелку» не пришли вновь, а наиболее умные из них успели к этому времени уже уехать из поселка.
В итоге один азербайджанец от побоев все-таки скончался. Однако, можно с уверенностью сказать, что если бы русские мужики не сдерживались, в Харагуне кавказцев убили бы не меньше, чем в свое время евреев в Кишиневе. Примечательно и то, что били не всех подряд. Тех азербайджанцев, кто был известен своей порядочностью, вовсе не трогали. Например, азербайджанец — владелец местного магазина и сам не пострадал, и магазин его никто не тронул.
В итоге были сожжены несколько грузовиков, принадлежавших азербайджанцам, и подожжены несколько их домов. После этого все кавказцы, за исключением одного (женатого на русской) поселок покинули.
Местные СМИ, вместо того, чтобы непредвзято осветить случившееся, стали активно распространять лживую версию о «пьяной драке» и «грабежах». Действительно, дома некоторых азербайджанцев были разграблены, однако сделано это было уже после погрома — и сделано теми, кто решил нажиться по случаю. А харагунские мужики, которые громили кавказцев, делали это, как говорят сейчас в деревне, «за идею».
Вскоре после этого в село были переброшены подразделения ОМОНа. Однако рядовые омоновцы отнюдь не были склонны защищать кавказцев, прекрасно понимая, что те сами во всём виноваты. Тогда же состоялось несколько сельских сходов, потребовавших оградить русских жителей от беспредела кавказских бандитов. Никакой реакции на эти требования от местных властей не последовало, лишь дало им повод обвинить харагунцев наряду с «массовыми беспорядками» еще и в «несанкционированных митингах».
Однако местных жителей запугать было уже не легко. 20 мая 2006 года очередной сход принял резолюцию с такими требованиями к властям:
«1) задержать истинных зачинщиков — азербайджанцев и криминальных представителей;
2) все судебные заседания проводить в селе (выездные) в присутствии жителей села Харагун с обязательным информированием о них;
3) найти и вывести из леса азербайджанцев;
4) пока не будут выселены все азербайджанцы — ОМОН не выводить из села;
5) закрыть спиртные точки и игровые автоматы;
6) усилить охрану школ, детсада и больницы;
7) запретить отпуск винно-водочных изделий несовершеннолетним…»
Резолюцию подписали 77 человек, однако этот глас народа власти тоже не заинтересовал. Зато среди русского населения вскоре начались массовые аресты. В короткий срок было арестовано около 25 человек. В. С. Малютин, названный главным зачинщиком «массовых беспорядков», был объявлен в федеральный розыск и через некоторое время сдался сам.
Ныне дело это находится в областной прокуратуре, и ведет его следователь по особо важным делам. Арестованным вменяются в вину «хулиганские действия», «массовые беспорядки», «грабежи» и т. п. Так что сроки заключения могут оказаться двузначные.
Между тем, харагунцы всего лишь попытались защитить свой дом. Два года борьбы с кавказским бандитским гнездом в рамках нынешнего закона не дали никаких результатов. Когда же Русские мужики похватали свои гладкостволки и выкинули надоевших им оккупантов из деревни, их объявили в «грабителями» и «террористами».
Сегодня все Русские патриоты должны дать отпор кавказцам и продажным антинародным властям на этом маленьком и далеком, но значительном участке фронта Русского Национального Сопротивления.
Мы должны показать наше единство, свою готовность бороться везде и всегда за каждого Русского человека, должны сделать все, чтобы отстоять харагунских парней, которым грозит длительное тюремное заключение. Харагун далеко, но это — Русский поселок, на Русской земле и населенный Русскими людьми. И эти Русские люди нуждаются в помощи.
А закончилось всё это вот чем:
30 мая 2008 года в помещении Центрального районного суда г. Читы состоялось объявление приговора по делу о массовых беспорядках в с. Харагун Хилокского района Читинской области.
Подсудимыми были 33 жителя Харагуна, которые 17 мая 2006 года, когда кончилось терпение коренных харагунцев хамства, уничтожения леса, продажи спирта и наркотиков приезжими гражданами Азербайджана, просто взяли и выгнали их из села. Конечно, не обошлось без рукоприкладства, но азербайджанская сторона фактически спровоцировала стихийное выступление местных жителей, начав драку с вступившимися за женщину молодыми русскими парнями.
В результате драки, зачинщиков и многих участников которой следствие так и не выявило, незваные гости поселка, уже почувствовавшие было себя хозяевами, понесли некоторый имущественный ущерб и были вынуждены покинуть поселок.
Впрочем, ненадолго. Пока русские парни были под следствием и судом, многие из южан вернулись и снова продолжают заниматься варварской вырубкой леса. По-прежнему без гражданства, прописки и медицинских полисов, по-прежнему плюя на местные законы и местное население.
Текст приговора зачитывался целый день с перерывом на 30 минут. С каждой минутой нарастало ощущение, что это какой-то спектакль, настолько нелогичным, натянутым и предвзятым оказалось услышанное.
Интересно, что больше шести часов говоря о «преступлениях», якобы совершенных харагунцами, судья ни разу не пытался рассмотреть мотивы этих «преступлений». По крайней мере в том виде, как можно было ожидать, например: «С целью такой-то подсудимый совершил то-то…» А, как известно, нет мотива — нет и преступления, а есть всего лишь происшествие.
В ходе многомесячного судебного заседания все подсудимые отказались от прежних показаний, данных во время предварительного расследования, т. к. давали их под давлением следствия. Никто не признал свою вину. Но суд счел все обвинения доказанными на основании показаний, данных на предварительном следствии. Без затруднений проигнорированы доказательства алиби многих подсудимых. Возникают естественные вопросы: а зачем тогда вообще нужны судебные заседания, если показания, данные в суде, судьей проигнорированы?
И зачем тогда нужны адвокаты? Получается, что для вынесения приговора «правосудию» достаточно только следствия? Показания, «выбитые» следователем, достовернее, чем данные в суде под присягой? Кажется, раньше было наоборот.
Причем показания так называемых «пострадавших» — азербайджанцев — под сомнения не ставились в принципе. Получается, что прокуратура и суд с легкостью готовы верить показаниям тех, кто, не имея гражданства РФ и прописки, проживал незаконно, спаивал местное население китайским спиртом, продавал наркотики, варварски вырубал лес, хамил местным жителям, неоднократно насильничал и тому подобное, а подсудимым (которые все как один характеризуются исключительно положительно и по месту жительства, и по месту работы или учебы) и их родственникам и друзьям поверить не захотели. Почему? Как это объяснить? Это называется объективностью и беспристрастностью?
По показаниям азербайджанцев, их всех избивали русские, каждого группой по 10-30 человек, нанося десятки ударов руками и ногами, штакетинами, деревянными и металлическими палками, железными прутьями, металлическими трубами, ружейными прикладами, били ногами лежачих, топтались и прыгали на спине.
А по рассмотренным в суде медицинским справкам и результатам медэкспертиз только один получил тяжелые травмы в виде переломов ребер и сотрясения мозга, еще несколько имели только синяки и ссадины. Какие крепкие джигиты, просто деревянные какие-то! Как в кино. Его лупили прикладами и железными прутьями, а на нем только ссадины. О чем это говорит?
Более того, следствие и суд полностью приняли версию избиений, несмотря на то, что орудия «преступления» (металлические трубы, прутья, обрезки арматуры) не найдены. Ни одного. Опять та же схема: «преступление» есть, а орудия преступления нет. Да и откуда таким орудиям взяться? В селах уже давно весь металл сдали на лом, гвоздя ржавого не найдешь.
Любопытно, что пара азербайджанцев утверждали, что нападавшие харагунцы кричали: «Россия только для русских!» А между тем в деревне проживают и буряты, и китайцы, но к ним с такими лозунгами не бросаются, а по показаниям некоторых азербайджанцев, в нападениях принимали участие человек пять или шесть бурят.
Это уж ни в какие ворота! В деревне люди таких лозунгов не употребляют и не знают, у них вообще другие проблемы и заботы, а азербайджанцев явно кто-то подучил.
Но подучил плоховато, или отрепетировать не успели. Сложилось впечатление, что азербайджанцы приписывали харагунцам действия, которые, на взгляд азербайджанцев, погромщики в таких случаях обычно совершают:
— нападение толпой на одного;
— входя в дома, сразу требование денег;
— мародерство, рытье в сумках и домашних вещах;
— безсмысленное уничтожение домашнего имущества;
— убийство домашних животных;
Вот еще любопытная деталь: по многим показаниям азербайджанцев, они, увидев на улице толпу людей, бросались бежать. Это, интересно знать, почему же? Это так и должно быть — увидев толпу односельчан, пускаться наутек? Или это потому, что «знает кошка, чье мясо съела»? А ведь во всех показаниях, данных азербайджанцами, сказано, что конфликтов с местным населением у них прежде, якобы, никогда не было.
При чтении приговора постоянно упоминались автомашины, грузовые и легковые, принадлежавшие и принадлежащие азербайджанцам. Часть из них была сожжена, часть перевернута, у некоторых разбиты стекла. Но примечательно, что из длинного списка перечисленных машин только у четырех легковушек указан государственный регистрационный номер. Т. е. непрошенные гости с юга, приехавшие рубить забайкальский лес, не удосужились даже зарегистрировать свою технику. А может, она просто ворованная?
С машинами вообще все забавно выглядит. Все машины во дворах азербайджанцев стояли прямо в огороде, где часть из них и была сожжена. Хозяйством, получается, формально нигде не работавшие азербайджанцы не занимались. А чем же они тогда занимались? Понятно: либо лесозаготовкой (незаконной), либо торговлей (спиртом и наркотиками). Для следователя Хавкина и суда надежнее свидетелей и быть не могло.
Типичный пример «надежных» показаний: многие заявляли, что к ним в дом врывались одновременно по 30 человек русских харагунцев (вот какие хоромы здаются для временного проживания в забайкальских селах!), после чего человек 15-20 избивали бедного кроткого хозяина. Даже представить себе трудно, какова должна быть площадь комнат в деревенском доме, чтобы так развернуться. У них там спортзалы, что ли?
Все свидетельские показания об имеющихся алиби подсудимых были судом отвергнуты только на основании показаний азербайджанцев. Непонятно вообще, какие свидетельские показания могли бы перевесить показания воров, насильников и спекулянтов? Более того, алиби некоторых подсудимых могли подтвердить и азербайджанцы, но, несмотря на просьбу подсудимого и его адвоката допросить их, этого сделано не было.
Оцените: «Показания свидетелей защиты признаны несостоятельными, поскольку судом установлено участие» такого-то лица в описываемых действиях. Наш проницательный суд научился устанавливать факты без свидетельских показаний и вещественных доказательств. Это прорыв. Новое слово в юридической науке и практике. А фактически суд из множества свидетельских показаний просты выбрал только те, что подходят для решения задачи — во что бы то ни стало осудить и посадить тех, кто помешал «лесному бизнесу», покрываемому из областного (теперь краевого) центра. Всех свидетелей защиты, т. е. жителей Харагуна, суд фактически признал обманщиками и лжесвидетелями, а все доводы приезжих бандитов — безусловно состоятельными.
В приговоре есть строки, вообще удивительные с точки зрения логики и здравого смысла, вполне достойные, чтобы их зачитывал Жванецкий или Задорнов: «Доводы подсудимых о том, что на предварительном следствии их вынудили подписать чистые листы протоколов допроса, суд счел несостоятельными, потому что из содержания протоколов следует, что протокол ими прочитан, о чем они сами на каждом листе написали: Мной прочитано, с моих слов записано верно». Тут даже комментировать нечего.
При объявлении приговора судья мотивировал суровость наказания и необходимость изоляции особой опасностью подсудимых, представляющих большую угрозу обществу. Для какого общества они представляют опасность, судья не уточнил, но очевидно, что не для населения Харагуна, которое в подавляющем своем большинстве было и остается на стороне осужденных. Тогда для кого? Для тех, кто продает наркотики и рубит лес? Для тех, кто пришел на русскую землю, чтобы украсть все, что удастся, а остальное загадить? Для тех, кто оскорбляет русских стариков и насилует русских девчонок? Или для тех, кто наживается на уничтожении русской среды обитания, поджигая и вырубая лес для продажи в Китай?
Для тех, кто дорвался до власти в России и Забайкалье, и кому русское население, сердцем болеющее за родную землю, стоит поперек «бизнеса», основанного на разворовывании всего, что имеет цену за рубежом?
Приговор поверг в шок не только родственников осужденных, но и присутствовавших читинских журналистов:
Малютин — 6 лет строгого режима.
Кривоносенко, Бородкин, Роот, Тимофеев, Белов, Непомнящих, Коптев, Гаевский — по 5 лет и 6 месяцев строгого режима.
Шальгин — 3 года 6 месяцев строгого режима.
Филипушко и Трофимов — 3 года 6 месяцев и 3 года 3 месяца общего режима.
Шубин, Афанасьев, Болотнев, Фадеев, Машков, Мишин, Дубинин, Чугуевский, два брата Дудниковы, Горянов, Жамсаранов, Самойлов, Гайков, Носков, Щербаков, Шишкин, Кучин, Макаренко и Екатерина Писаренко осуждены условно.