а нежность это такая вещь которая иногда просто спасает жизнь

Архимандрит Савва (Мажуко): Апостол нежности

№41 (986)

– Друзья мои, один из моих любимых авторов (думаю, любим он не только мной, но и вами), апостол Павел почти в каждом из своих посланий после громоздких догматических, богословских построений непременно начинает говорить голосом простым, понятным, общедоступным – и говорит он о вещах, которые тревожат каждого из нас. Обычно в богословской литературе эти части посланий называют нравственным приложением (или нравственным учением) апостола Павла. Мне это определение не нравится – оно слишком научное, – но без этого никак нельзя. А того, о чем он говорит, вполне достаточно, чтобы назвать апостола Павла апостолом любви: хотя мы называем апостолом любви Иоанна Богослова, на самом деле каждый из учеников Христовых проповедовал не что иное как любовь и доброту. И мир покорялся не силе, славе и величию Христа, христианства, христианской Церкви – он покорялся любви, доброте и нежности.

У апостола Павла встречается это замечательное слово – нежность: он призывает своих учеников: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью». Я эту фразу могу повторять многократно, потому что, как мне кажется, в ней апостол Павел раскрывается с неожиданной стороны: это не величественный муж, которого мы часто видим на иконах с мечом, в римской тоге, со взором ревнителя (он действительно был ревнителем и ходил в римской одежде – правда, не уверен по поводу меча, – апостолы для нас – мужи фундаментальные, скульптурные, иконические), и тут, из уст этого богослова, мыслителя, ярчайшего деятеля христианской истории, звучит слово нежность, и он раскрывается совсем с другой стороны, открывая сердце и показывая, чем он живет.

Не только нам, христианам, важно увидеть это свидетельство нежности со стороны святых угодников Божиих, отличавшихся необыкновенной ревностью, но важно еще и доверчиво раскрывать этот опыт нежности людям, которые только-только приходят к Церкви: делая акцент на «ревности по Бозе» – опаляющей, пламенеющей, которая, конечно, присутствует в нашем христианском опыте, мы забываем о самом главном: что апостол есть свидетель Бога любви и каждый христианин есть ученик Бога любви – ученик Бога нежности и доброты, а нежность – это такая вещь, которая иногда просто спасает жизнь. Ее одной иногда достаточно, чтобы человек вдруг оттаял, вернул себе волю к жизни и совершенно по-другому ощутил этот мир – мир, которому естественно быть добрым и нежным.

В посланиях апостола Павла довольно часто встречается еще слово совесть – категория, которую, как говорят исследователи, христианство заимствовало из словаря стоиков – философов, тщательно разработавших этическую структуру нашего опыта: они отрефлексировали, вырисовали ее ключевые моменты, описали добродетели и пороки и так далее. Но, мне кажется, для апостола Павла эта категория звучала совсем в другой тональности, ибо совесть есть просто голос естества, то есть настоящего, натурального, это своего рода этическая транскрипция инстинкта самосохранения: если совесть нас в чем-то обличает, то это не моральные принципы, навязанные нам обществом, а сама природа говорит, что ты поступаешь не по-доброму, ты поступаешь против закона любви.

Закон любви – это нечто, что естественно каждому из нас, но это длинные холодные разговоры, а вот у замечательного французского писателя Ромена Гари (у которого русские корни, и русский язык был для него родным) есть чудесная книга «Обещание на рассвете», посвященная его матери. В ней есть свидетельство, что нежность делает с человеком. Ромен Гари прожил непростую жизнь, его мама выбивалась из сил, чтобы поставить на ноги своего дорогого Ромочку, и одним из самых тяжелых периодов была их жизнь в Вильнюсе, когда мама была вынуждена скитаться по квартирам, унижаться. Однажды это унижение достигло такого накала, что весь дом, где они снимали свой нищенский угол, смеялся над матерью, а она в слезах пыталась отстоять свое достоинство, и все это происходило на глазах у маленького Ромы. И чтобы не видеть этого (ведь весь этот ужас не пережить), он решил покончить с собой. Мальчику тогда было 8 лет – представляете, что должно было произойти с человеком, чтобы он в 8 лет решил покончить жизнь самоубийством?

Рядом с домом находился огромный склад дров, пятиметровая глыба, в которой этот малыш прорыл себе туннель и забрался в него. Ему было достаточно немного напрячься, чтобы обрушить на себя эту пятиметровую глыбу и быть погребенным под ней. Вот он улегся и уже протянул руки, чтобы толкнуть на себя эту гору дров. Он рыдал, сотрясаясь от слез и растирая маленьким кулачком слезы по своему детскому личику… И тут он вспомнил, что у него в кармане есть украденный накануне маковый пирог. И он решил все-таки съесть его перед смертью. Вытащил пирог и, захлебываясь слезами, начал есть. Догрыз, потянулся к дровам и тут увидел, что в его тайный лаз проник известный дворовой рыжий кот, страшный бандит, лишайный, с разорванным ухом и поцарапанным носом. Кот потянулся к мальчику и стал вылизывать его заплаканное лицо, к которому прилипли крошки от макового пирога. И этого мальчику было достаточно, чтобы оставить свою мысль. Кот вылизывал его, вылизывал (и Ромен Гари вспоминает: «Я, конечно, знаю, что он вылизывал меня небескорыстно, все это было ради пирога»), потом замурлыкал, прижался к мальчику, и они оба заснули. Никто никогда не ожидал от этого облезлого кота приступа нежности, но эта нежность вернула человека к жизни.

Знаете, друзья мои, вокруг нас столько одиночества, столько людей, которые нуждаются просто в ободряющей улыбке… Не обязательно их гладить, дарить им маковые пироги (хотя и это тоже очень важно), но бывает достаточно простого внимания, участия, чтобы человек оттаял, чтобы к нему вернулась воля к жизни – и это все о той самой нежности, о которой свидетельствовал апостол Павел.

Мы часто воспринимаем христианство как нечто строгое, массивное, фундаментальное. На самом деле вся сила его как раз в этом свидетельстве любви и нежности, потому что именно на них держится наш мир. Именно доброте, нежности, ласковым словам, участливым улыбкам, объятиям или молчанию или, может быть, когда человек просто посмотрит на сидящего рядом с ним и вместе с ним поплачет, сочувствует ему – вот этим крупицам нежности мы обязаны тем, что наш мир все еще жив. Поэтому мы, христиане, свидетели Бога нежности, должны не забывать о своем высоком служении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *