а ниточки то гнилые что значит
«Творчество автора давно известно как аморальное». На отрывок из произведения Линор Горалик в школьной олимпиаде пожаловались в Минпросвещения
Писательница Линор Горалик на своей странице в фейсбуке рассказала, что на отрывок из ее произведения в школьной олимпиаде пожаловались в Министерство просвещения
«Стучат-с», — коротко прокомментировала она.
В защиту Горалик под ее постом выступила другая писательница, а также школьный учитель Александра Шалашова: «Мы с учениками уже давным-давно ваши стихи читаем и обсуждаем, и все хорошо, и я рада, что этот текст был в олимпиаде… Я вот сейчас вспомнила, что это чуть ли не первое «современное» стихотворение, что я прочитала в свое время. А то, что происходит — невероятно, невероятно грустно».
Кто пожаловался:
Автором жалобы стала Ирина Ушакова — постоянный автор издания «Русская народная линия», лозунг которого звучит так: «Православие. Самодержавие. Народность».
Ушакова пишет, что выступает от лица «учителей литературы нескольких московских школ и родителей». Они будто бы возмущены тем, что в муниципальный этап олимпиады школьников по литературе по Московской области включено произведение Линор Горалик «Как в норе лежали они с волчком…».
«Творчество этого автора давно известно как аморальное: нецензурная брань, кощунство, болезненная психика», — считает Ушакова. В редакции «Русская народная линия» добавили, что их автор поднимает «крайне» актуальную тему: «как попадают в школьные олимпиады и другие публичные мероприятия для детей авторы сомнительного нравственного облика, использующие нецензурную брань, пропагандирующие чуждые нашей культуре ценности».
Какой отрывок возмутил Ушакову:
«Где Москва-река упадает в Лету,
о гнилую решетку клетчатые бока
обивает корабль складчатый,
и кривуль карандашный нежившего пассажира, —
безо рта, но с ***** (название кириллической буквы “х” в азбуке. Устар. «Две черты крест-накрест») от пятой строчки и до полей, —
то как шмякнется плоской рожей, то глянет издалека
в глаз крысиный сводчатый, черный издалека,
а вблизи такой, словно глазика-то и нету…»
Этот отрывок не из стихотворения «Как в норе лежали они с волчком…».
Что важно знать:
В конце августа на портале «Русская народная линия» выходила обвинительная статья против другой российской поэтессы и писательницы Оксаны Васякиной. Православные активисты возмутились тем, что лесбиянку пригласили на литфестиваль в Тульской области. В итоге это мероприятие не состоялось.
Против современной литературы днем ранее выступили в Чечне. Министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ахмед Дудаев заявил, что в республике «пресекли попытки продажи» фэнтези «Синтонимы. Больно быть с тем, кто…» писательницы Медины Мирай. Якобы книга «пропагандирует чуждые для народа ценности».
Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь
А ниточки то гнилые что значит
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и их афористичными высказываниями.
ПЕРСОНАЖИ | ВЫСКАЗЫВАНИЕ |
A) Лука B) Актер | 1) «А ниточки-то гнилые. » 2) «Образование — чепуха, главное — Талант». 3) «Человек! Это — великолепно! Это звучит. гордо!» 4) «Мяли много, оттого и мягок. » |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Актер (останавливается, не затворяя двери, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит). Старик, эй! Ты где? Я — вспомнил. слушай.
Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает.
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Наташа является сзади Актера в двери.
Если б завтра земли нашей путь
Осветить наше солнце забыло,
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь.
Наташа (смеется). Чучело! Нализался.
Актер (оборачиваясь к ней). А-а, это ты? А — где старичок. милый старикашка? Здесь, по-видимому, — никого нет. Наташа, прощай! Прощай. да!
Наташа (входя). Не здоровался, а прощаешься.
Актер (загораживает ей дорогу). Я — уезжаю, ухожу. Настанет весна — и меня больше нет.
Наташа. Пусти-ка. куда это ты?
Актер. Искать город. лечиться. Ты — тоже уходи. Офелия. иди в монастырь. Понимаешь — есть лечебница для организмов. для пьяниц. Превосходная лечебница. Мрамор. мраморный пол! Свет. чистота, пища. все — даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь и. снова буду. Я на пути к возрожденью. как сказал. король. Лир! Наташа. по сцене мое имя Сверчков- Заволжский. никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени. Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички.
Наташа осторожно обходит Актера, останавливается у кровати Анны, смотрит.
Актер. Без имени — нет человека.
Наташа. Гляди. голубчик. померла ведь.
Актер (качая головой). Не может быть.
Наташа (отступая). Ей-богу. смотри.
Бубнов (в двери). Чего смотреть?
Наташа. Анна-то. померла!
Бубнов. Кашлять перестала, значит. (Идет к постели Анны, смотрит, идет на свое место.) Надо Клещу сказать. это — его дело.
Актер. Я иду. скажу. потеряла имя. (Уходит.) Наташа (посреди комнаты). Вот и я. когда-нибудь так же. в подвале. забитая.
Бубнов (расстилая на своих нарах какое-то тряпье). Чего? Ты чего бормочешь?
Наташа. Так. про себя.
Назовите имя «старичка», о котором упоминает Актер.
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
ПЕРСОНАЖИ | ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА |
А) Лука В) Актер | 1) хотел бы иметь бесплатный трактир 2) внезапно исчез из ночлежки 3) удавился на пустыре 4)убивает хозяина ночлежки |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А—2: Лука внезапно исчез из ночлежки. Л. исчезает неожиданно, во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева. Такое исчезновение воспринимается неоднозначно. В последнем действии ночлежники вспоминают о Л., высказывая различные точки зрения на ложь утешительную.
Б—1: Бубнов хотел бы иметь бесплатный трактир.
Речь Актера является развернутым высказыванием. Как называется этот тип высказывания в драматическом произведении?
Этот тип высказывания называется монолог. Дадим определение.
Монолог — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
В речи Актера много скрытых цитат из классических трагедий (фрагмент со слов «Искать город. »). Укажите фамилию великого драматурга, чьи произведения вспоминает Актер.
Фрагмент со слов «Искать город. », действительно, отсылает нас к трагедиям Шекспира.
Актер вспоминает стихотворение Пьера Беранже «Безумцы», но этот фрагмент идёт выше.
Актер цитирует строки из стихотворения «Безумцы» французского поэта Пьера Жана Беранже (1780—1857) в переводе (1862) Василия Степановича Курочкина (1831 — 1875):
Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Какова главная тема данного фрагмента и как драматургические средства помогают ее раскрыть?
Наташа также, размышляя о своём смутном будущем, говорит односложно, недоговаривая фраз: «Вот и я. когда-нибудь так же. в подвале. забитая. »
Бубнов остается равнодушным и к страданиям Актёра, и к смерти Анны, он ни во что не верит, ни к чему не стремится. Таким образом, Горькому-драматургу удаётся создать ощущение безысходности, безнадёжности жизни обитателей ночлежки.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
В пьесе «На дне» М. Горьким представлен социальный ______ между хозяевами жизни и обитателями ночлежки, а еще шире — между российской действительностью и судьбами людей, которые оказались выброшенными из активной жизни на дно. В особые моменты автор вкладывает в уста своих героев ______________восклицания, чтобы привлечь внимание к этим моментам.
В пьесе «На дне» Горьким представлен социальный конфликт между хозяевами жизни и обитателями ночлежки, а еще шире — между российской действительностью и судьбами людей, которые оказались выброшенными из активной жизни на дно. В особые моменты автор вкладывает в уста своих героев риторические восклицания, чтобы привлечь внимание к этим моментам.
Почему спор о лжи и правде был актуален для творчества Горького и в каком произведении русской литературы или зарубежной раскрывается та же проблема?
Проблема столкновения лжи и правды поднимается в драме Островского «Гроза». Катерина не может лгать, не умеет притворяться, протестует против существующих устоев «тёмного царства», в то время как Варвара нашла свою нишу в жизни. Её девиз: никому ничего не рассказывай и делай своё.
Проблема столкновения лжи и правды — вечная тема русской литературы.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Какова главная тема данного фрагмента и как драматургические средства помогают ее раскрыть?
5.2. И. Ф. Анненский пишет: «…приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может…» Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.
Наташа также, размышляя о своём смутном будущем, говорит односложно, недоговаривая фраз: «Вот и я. когда-нибудь так же. в подвале. забитая. »
Бубнов остается равнодушным и к страданиям Актёра, и к смерти Анны, он ни во что не верит, ни к чему не стремится. Таким образом, Горькому-драматургу удаётся создать ощущение безысходности, безнадёжности жизни обитателей ночлежки.
5.2. Странник Лука всем жителям ночлежки, оказавшимся на самом дне жизни, внушает доверие и надежду. С его приходом у ночлежников появляется вера, что всё ещё можно в жизни изменить. Но вера эта тут же рассеивается. В приведённом фрагменте пьесы как раз и происходит крушение надежд. Именно об этом и пишет И. Ф. Анненский. Анна умерла. Актёр осознаёт, что лечебницы никакой нет, его речь – пьяный лепет, ведь он уже даже имени не имеет, а «Без имени — нет человека…» Наташа понимает, что её жизнь когда-нибудь тоже оборвётся в «подвале». Кого спас Лука? Кого ложью сподвиг на действие? Никого.
Сочинение на литературную тему в 11-м классе
На прилавках книжных магазинов сегодняшние школьники могут найти разнообразные сборники готовых сочинений. Эти издания привлекают заманчивыми заголовками: «500 золотых сочинений», «2000 лучших», «Лучшие выпускные сочинения». Не секрет, что старшеклассники активно используют подобные книжки — и учителю литературы всё сложнее работать над этим трудным и в то же время интересным жанром — школьным сочинением.
Следует заметить, что в большинстве своём готовые работы излишне академичны, лишены индивидуальности, а иногда откровенно слабы, но их можно с пользой применять в процессе обучения сочинению в старших классах. Вашему вниманию предлагается один из таких уроков.
Цели урока. Подготовка к сочинению по пьесе М.Горького «На дне»; устное рецензирование готовой работы, анализ её с точки зрения требований, предъявляемых к школьному сочинению как особому жанру.
Подготовительный материал (на доске).
Анализ сочинения (критерии оценки):
— соразмерность частей сочинения;
— идея автора работы;
I. Вступление. (Подход к теме сочинения.)
II. Основная часть. (Тезис, который надо доказать.)
1. (Доказательства и примеры).
III. Заключение. (Вывод по теме.)
1) Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
2) Методологические принципы, лежащие в основе какой-нибудь науки.
3) Отвлечённые, не относящиеся к делу рассуждения.
План (на обратной стороне или свободной части доски)
I. Философская мудрость пьесы Горького «На дне»: осмысление сложных вопросов жизни.
II. “Три правды” и их столкновение в драме: правда факта, правда утешительной лжи и правда веры в Человека.
1. Образ Луки. Значение имени.
2. Правда и мудрость странника: необходимость “золотого сна”.
3. Правда “голого факта” Барона.
4. Жестокая, бескрылая правда Бубнова.
5. Сатин и его отношение ко лжи.
6. Правда о свободном Человеке.
III. Правда и смысл жизни в наши дни.
Предварительное домашнее задание (тексты работы выданы учащимся накануне).
1. Дать оценку формулировке темы.
2. Составить сложный план данного сочинения.
3. Проанализировать речевое оформление работы, отметить ошибки.
Философские проблемы пьесы М.Горького «На дне»
Если бы меня спросили, что больше всего привлекло меня в горьковской пьесе, я бы сказала: её философская мудрость. Меня поразило, как Горькому удалось погрузить нас в быт костылёвской ночлежки, заставить задуматься над теми проблемами, которые волнуют его, драматурга, и некоторых из его героев. И ещё меня захватило то, что среди грязи, тряпья, пьяных криков, карточных игр, шулерства, денежных расчётов живут и не растворяются в том быте люди, способные подниматься до философских высот в осмыслении сложных и трудных вопросов жизни.
Прежде всего обращает на себя внимание Лука, явившийся в середине первого действия в костылёвскую ночлежку. Примечательно имя этого героя. С одной стороны, оно явно происходит от слова “лукавый”, которое имеет двоякий смысл. Это хитрый, себе на уме, скрытный, обманывающий — и в то же время добродушный, игривый, шутливый человек. Оба эти смысловые полюса заключены в слове “лукавый” и в характере этого персонажа. С другой стороны, имя это напоминает об одном из апостолов, создателе Евангелия от Луки. Значит, перед нами некий носитель мудрости, несущий людям какое-то новое, своё евангелие — определённую правду. Не зря ведь он странник. Понятие это часто соприкасалось с понятием “правдоискатель”.
В чём же состоит правда мудрости Луки? Этот герой убеждён, что человека надо пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Эта позиция по-своему близка нам сегодня, когда мы много думаем о милосердии, о помощи обездоленным людям; но это сострадание обретает у Луки весьма своеобразную форму. Он полагает, что людям страшнее подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, “обух для людей”. Чтобы облегчить их положение, нужно приукрасить их жизнь, привнести в неё сказку, красивый обман, розовую мечту, “золотой сон”. Любопытно, что после рассуждений Луки Актёр, который внимательно слушает его, неожиданно вспоминает стихи на эту тему.
Господа, если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.
Эти стихи французского поэта Беранже, конечно же, адресуются Луке или таким, как он. В роли безумца, навевающего золотой сон для каждого из ночлежников, выступает именно Лука. Поэтому он так ласков с людьми, называя их “милый”, “голубка”, “детынька”; поэтому он рассказывает Анне о загробной жизни, Пеплу — о золотой стране Сибири, а Актёру — о лечебнице с мраморными полами. Всё это разновидности того же самого “золотого сна”. На вопрос Пепла: “Зачем ты всё врёшь?” — Лука отвечает: “И что тебе правда больно нужна, подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя”.
Совершенно иной точки зрения придерживаются в ночлежке два других её обитателя — Барон и Бубнов. Некогда богатый аристократ, опустившийся до положения сутенёра, Барон оставил далеко в прошлом сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками по утрам в постели и прекрасно понимает, что всего этого уже не вернуть. Да и Сатин метко замечает ему: “В карете прошлого далеко не уедешь”. И ныне Барон полностью опустошённый, ни во что не верит, ни о чём не мечтает. И это стало его позицией, философией. Он произносит, например, такую заветную свою фразу: “Я — ничего не жду. Всё уже… было! Прошло… кончено!” Поэтому он никого не утешает, настаивает на голых фактах, от которых никуда не уйдёшь.
Нетрудно увидеть в этих рассуждениях ту философию голого факта, которую Бубнов исповедует. Он говорит: “Люди все живут… как щепки по реке плывут”. Правда Бубнова — это очень жестокая, бескрылая правда.
Третью философскую позицию в пьесе выражает и отстаивает Сатин. Это бывший телеграфист, который когда-то много читал, выступал на сцене. Читая, он не слепо доверял написанному, а анализировал, проверял усвоенное своим незаурядным критическим умом. Сатин отвергает ложь, разного рода иллюзии, золотые сны, сказки о жизни. По его словам, “ложь — это религия рабов и хозяев”. Костылёвым ложь нужна, чтобы обманывать таких, как ночлежники. А последним она нужна, чтобы оправдать своё униженное и бесправное положение или чтобы утешать себя жалкими и тщетными надеждами. Поэтому Сатин совершенно откровенно говорит, что Лука врал, вводил всех в заблуждение.
В то же время Сатин выступает и против бесчеловечной “правды” Бубнова и Барона. По мнению Сатина, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, отрывающейся от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда. Такая правда, в основе которой лежит глубокая вера в человека, в его бесконечные возможности, в его исключительные потенциальные силы, является “Богом свободного человека”. Сатин размышляет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это именно философский взгляд на жизнь. И тут вспоминается замечательный сатинский монолог: “Что такое человек? Это не ты, не я, не они, нет — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном. Это — огромно! В этом — все начала и концы”. Это значит, что не будет одинокого, обособленного, отчуждённого человека. Настанет такое время, когда люди будут сплочены и объединены общими делами и идеями. Более всего в этом обществе будет цениться человек. Он станет свободным, полноправным, гармонически развитым, прекрасным и величественным. Всё будет в человеке и всё — для человека. Вот почему, утверждает Сатин, нужно уважать человека; не жалеть, не унижать его жалостью, а именно уважать. Это будет основой морали общества будущего, поэтому имя Человека будет звучать гордо.
Пожалуй, Сатин напрасно отрицает сострадание, жалость, милосердие. Эти чувства, мне кажется, могут прекрасно уживаться с уважением к человеку. Но Сатину дорого то внимание к человеческой личности, чуткость к ней, которые проявлял Лука. Именно поэтому Сатин заявляет: “Старик не шарлатан… он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету”; иначе говоря, Лука дал горьковскому герою импульс для размышлений и для его широких обобщений, которые вобрали в себя высокую философскую правду жизни. Горький здесь доверил Сатину свои собственные сокровенные мысли.
Вот это столкновение трёх основных позиций в горьковской пьесе высекает удивительные искры. Они дают пищу уму. Они глубоко волнуют меня и не оставляют равнодушной. Ведь и сегодня, через девяносто пять лет после написания пьесы, мы размышляем о том, в чём правда и смысл жизни, нужно ли постоянно говорить в газетах, по радио и телевидению, в быту о её трудностях, не скрывая правды от людей, или, может быть, нужно доверяться оптимистическим прогнозам, пророчествам экстрасенсов, политологов, гадалок. И сегодня мы размышляем о сострадании к человеку, которому особенно тяжко живётся в наши дни. А разобраться во всём этом помогает горьковская пьеса, её глубокая философская мудрость.
Ход урока
Коллективная работа над текстом сочинения
Учитель читает работу вслух. Задание: слушаем и соотносим содержание работы с планом, который каждый составил дома, с требованиями, предъявляемыми к сочинению на литературную тему; думаем, о каких философских проблемах идёт речь в данном сочинении.
— Как работалось над планом? Что получилось?
(Зачитываются два-три плана. Ребята отмечают, что трудно было сформулировать тезис II.)
Открывается план на доске.
— У вас не возникло вопросов по поводу правильности формулировки темы?
(Главный недостаток: не сформулирован тезис — основная мысль, идея сочинения. Рассуждение начинается сразу с образа Луки.)
— Удачно ли сформулирован тезис в плане, представленном на доске? Ваши варианты.
— Проанализируем композицию основной части рассуждения. Что удачно? Ваши замечания.
(Содержит вывод по теме сочинения и может быть принято.)
— Какова, по-вашему, идея автора сочинения?
(“Три правды” в пьесе Горького.)
— Не слишком ли узко для раскрытия темы «Философская проблематика…»? Обратимся к толкованию слов “философия” и “философский”. Только ли в вопросе о “трёх правдах” заключается философская проблематика пьесы «На дне»?
— Достаточно ли полно раскрывается в работе заявленная тема? Ваши варианты формулировки темы.
(1. Три правды и их трагическое столкновение в пьесе А.М. Горького «На дне». 2. Спор о человеке в пьесе М.Горького «На дне».)
— Что необходимо изменить в плане, чтобы отредактировать сочинение, сделать его соответствующим заявленной теме?
(Вступление. Социально-философская пьеса А.М. Горького «На дне», но можно оставить прежний вариант. 2. Тезис. Философские проблемы и их решение в драме «На дне». Первое доказательство: костылёвская ночлежка и её обитатели.)
Запишем необходимые изменения в план, прочитаем отредактированный вариант плана.
— Теперь обратимся к ещё одному важному критерию — стилевому единству. Ваши наблюдения над речью, грамматикой.
(Учащиеся отмечают речевые и грамматические ошибки — неоправданные повторы, лишние слова, употребление слов в несвойственном значении, неправильное построение словосочетаний и предложений.)
— Вернёмся к началу урока, а затем подведём итоги работы.
Домашнее задание. Сочинение по творчеству М.Горького (темы берутся из комплектов экзаменационных сочинений).
Урок в 11 классе «Спор о правде и лжи в пьесе А. М. Горького «На дне»
Бубнов является одним из главных персонажей произведения, проживающих в ночлежном доме.
Бубнов в своем недалеком прошлом являлся собственником небольшой красильной фабрики, а ныне – обычный картузник, опустившийся на дно жизни и обитающий в ночлежке взаймы.
Описывая поступки и слова Бубнова писатель раскрывает его характерные качества, которые пронизаны скепсисом, фатализмом, жестокостью и цинизмом к окружающим. В человеческой сущности Бубнов выделяет лишь низкие, эгоистические признаки, не веря в силу людей и не принимая необратимый процесс развития общественной и культурной жизни. Он активно поддерживает и приветствует людей, которые используют в общении с другими вранье, ложь, лесть, так как рассматривает ложь в качестве пользы для человека. Но сам по отношению к окружающим не стесняется в выражениях, напрямую говоря все, что он думает о человеке.
Такая позиция героя пьесы обусловлена отсутствием веры в человечность. По словам Бубнова, люди на этом свете всегда будут лишними, а опустившись до дна обнажаются и раскрывают подлинную свою натуру. Отношение к окружающим ярко иллюстрирует его сравнение людей и щепок, плывущих по течению в неизвестном направлении. В пьесе у Бубнова есть не только противоположные герои (Лука, Сатин), но и единомышленники в виде Барона.
Не стесняясь мужчина признается в том, что чувство совести ему не ведомо, впрочем, как и наличие денег в кармане, ему чужды моральная поддержка и сострадание. Однако это не мешает ему предаваться мечтаниям о богатой и спокойной жизни.
Бубнов убежден, что человек бессилен перед сложившейся ситуацией и поэтому необходимо просто смириться с данным фактом и принять все как есть. В своей неудавшейся жизни Бубнов не намерен ничего менять. Когда-то его жена изменила ему с мастеровым, от отчаяния Бубнов уходит из дома, оставив все имущество неверной супруге и оказывается в ночлежном приюте без средств к существованию.
Будучи не старым мужчиной, сорока пяти лет, он решает, что его жизнь закончена и считает ночлежку своей последней пристанью.
Свято верив в свою правоту, Бубнов не обращает внимание на попытки обитателей дома переубедить его и пересмотреть свое отношение к жизни.
Выброшенный из нормальной человеческой жизни, Бубнов равнодушен к происходящим событиям.
Описывая образ Бубнова, писатель показывает отношение безвольного человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и опустившего руки.
Вариант 2
Знаменитая пьеса Максима Горького «На дне» является драматическим произведением, повествующем о жизни людей, оказавшихся на самом «дне» своей жизни.
Одним из главных и достаточно интересным персонажем в пьесе является господин Бубнов. Это зрелый мужчина 45 лет, не имеющий собственного дома. Он живет в небольшой ночлежке для бедных людей, которую предоставляют Коростылевы. Бубнов, в прошлом, был скорняком. Он изготавливал кожаные и меховые изделия. У него даже была когда-то своя красильная фабрика. Известно так же что у него была жена, но она предала его, изменив Бубнову, с рабочим из его мастерской. Разозлившись, он избил свою супругу, и в какой-то момент хотел избавиться от нее преступным методом, но подумав, отступился от этой мысли и просто ушел. Из-за этого он потерял все что, имел и остался нищим. Оставшись без крыши над головой, он стал зарабатывать себе «на хлеб» изготовлением шапок и картузов. В ночлежке он живет взаймы, так как денег на оплату не хватает.
Все его поступки и произнесенные слова пропитаны жестокостью, цинизмом и скепсисом по отношению к окружающим. Для Бубнова человек – это низкое, эгоистичное существо. Он категорически не хочет верить в культуру и силу духа окружающего общества. Он является сторонником лживых и лестных отношений между людьми, считая, что такие взаимоотношения приносят большую пользу. В разговоре с собеседником он не стесняется в выражениях и высказывает все, что думает.
Такое отрицание и пессимизм происходят от отсутствия веры в человеческую доброту, честность и открытость. Бубнов сравнивает людей со щепками, которые плывут по воде, не имея определенного направления. Человек, опустившись на «самое дно» своего существования полностью раскрывает свою натуру. Его единомышленником в пьесе является Барон. Бубнов признает, что не имеет совести, он лишен чувства сострадания, как и наличия денег. При всем при этом он продолжает мечтать о богатстве и счастливой жизни.
Несмотря на свой, далеко не старый возраст, Бубнов считает ночлежку кровом, где он проведет остаток своих дней. Он не хочет ничего менять в своей жизни, отказывается от советов других людей.
Образ Бубнова – это образ безвольного, слабого человека, который попав в сложную жизненную ситуацию, отказывается от помощи других и не хочет попытаться, что-то изменить в своей жизни. Он просто опускает руки и прячется за собственной слабостью и никчемностью.
Сочинение Бубнов в рассказе На дне
Характер героя пьесы М.Горького «На Дне» определить не сложно, ведь автор очень точно описывает образы людей, попавших в непростые жизненные ситуации и живущих, так сказать, «на дне» жизни.
Герои пьесы размещаются в подвале у Костылева, а встретить там можно и рабочих людей, и актеров, и даже дворян, которые перестали видеть перспективы и смысл своей жизни, и просто мирятся со своим жалким существованием. Среди них и живет Бубнов, заслуживающий особого внимания к своей персоне.
Бубнов имеет как сторонников своих взглядов, таких как Барон, так и тех, кто его взгляды на жизнь не разделяют, таких, как Лука и Сатин. Бубнов придерживается того, что человек бессилен перед жизненными обстоятельствами, и что, если на роду написано попасть в трудную жизненную ситуацию, то этого невозможно избежать, а нужно с этим смириться. Он сравнивает людей с щепками, плывущими по течению и не знающими, куда оно их вынесет.
Бубнов абсолютно ничего не пытается менять в своей жизни, он вообще ни к чему не стремится. Ему всего 45 лет, но он уже решил, что его жизнь кончена и подвал, в котором все они обитают, станет его последним прибежищем. Он даже слушать никого не хочет, когда его пытаются переубедить, потому что верен своим взглядам. Он очень равнодушен не только к себе и к своей жизни, но и к жизням других людей, ему не знакомы такие чувства, как жалость и сострадание, ведь когда Анна, находясь при смерти, просит говорить потише, он говорит, что шум не может помешать ее смерти, а когда Анна все-таки умирает, Бубнов и тогда говорит о ней плохо. Он считает, что ложь должна приветствоваться, если в ней есть хоть какая-то польза, он так же может в глаза сказать каждому, кто с ним живет в ночлежке, что тот из себя представляет, ничего не приукрашивая и не утаивая.
Однако, Бубнов – это мечтатель, который любит размышлять о том, как бы он жил, если бы был богатым, ведь раньше он владел мастерской, пусть и небольшой. Но потом, узнав, что его жена завела себе любовника, который работал у Бубнова помощником, хотел сначала отомстить ей, но передумал и просто ушел. И каждый читатель сам решает, какие чувства вызывает у него такой персонаж, как Бубнов, то ли его жалеть из-за его печальной судьбы, то ли осуждать за его слова и отношение к людям.
Урок литературы в 11 классе. «Три правды» в пьесе М.Горького «На дне».
Урок литературы в 11 классе.
«Три правды» в пьесе М.Горького «На дне»: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в Человека (Сатин). Авторская позиция и способы ее выражения.
Человек – вот правда!
М. Горький. Пьеса «На дне»
Эпиграф под портретом М. Горького:
Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо. Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью … уважать надо!
Один из героев пьесы «На дне» Сатин сказал о Луке, что тот подействовал на него, «как кислота на старую и грязную монету». Такой же резонанс имела пьеса в обществе начала XX века, когда была написана. Через 103 года после ее создания она продолжает волновать умы думающих людей. Не случайно. Вы читаете пьесу-размышление, все ситуации которой вызваны одним замыслом – ПРАВДА. «Человек – вот, правда!» — провозгласил Горький М. устами Сатина. Сам писатель так говорил об основном вопросе, поставленном в пьесе: «Что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»
На уроке рассмотрим правду Бубнова, Луки и Сатина и выясним, какую позицию в споре о человеке занимает автор.
Сложность чтения и понимания драматического произведения в том, что в нем отсутствует авторская речь. Понять персонаж (его отношение к миру, людям и т.д.) можно, если внимательно вчитываться в то, что говорит персонаж и как.
— Что говорит о человеке Бубнов?
(Примерное выступление учащихся. Жизнь сделала Бубнова равнодушным циником, ни во что не верящим человеком. Он констатирует правду жизни: «А я вот не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, как она есть! Что стесняться?» и Бубнов не стесняется. Он изрекает свои истины, словно каркающий ворон. Не случайно Пепел так и называет его: ворон. Вот Анна умоляет ночлежников не шуметь, дать ей возможность умереть спокойно. Бубнов констатирует: «Шум смерти не помеха». Вот Пепел говорит Наташе о своей любви, обещает ее сделать счастливой. А Бубнов изрекает: «А ниточки-то гнилые. Он вроде говорит о своем, ибо шьет картуз, пользуясь гнилыми нитками, но фраза эта имеет и другой смысл: все, о чем говорит Пепел, шито гнилыми нитками. Настя, задумавшая оставить подвал, восклицает: «Лишняя я здесь!», на что Бубнов реагирует так: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле лишние…». Сообщают о смерти Анны. Бубнов равнодушно говорит: «Кашлять перестала, значит». Мечты всех людей Бубнов объявляет ненужными. «Раскрашивай, ворона, перья… валяй!»- говорит он Насте, мечтающей о счастливой любви.)
— В чем правда Бубнова?
— Учитель. Правда Бубнова – это та правда факта, против которой с самого начала своего творческого пути восставал Горький. В ней – презрение к человеку, скептицизм, в основе которого – отрицание прекрасных задатков в человеке. Правда Бубнова лишена духовности, а это страшно.
— Как относится Лука к правде факта?
(Он ее не признает. «Она, правда-то, может, обух для тебя…» — говорит он Пеплу. Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой человека вылечишь. И рассказывает притчу о праведной земле. Звучит она после того, как в спор о правде вступил Клещ, только что похоронивший Анну. Он кричит исступленным голосом: «Какая – правда? Где – правда? (Треплет руками лохмотья на себе). Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она – правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват? За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда!»
— В чем смысл притчи о праведной Земле?
(Лука хочет подтвердить свои слова о том, насколько опасна и губительная бывает для людей жестокая правда.)
— В чем правда Луки? Что он говорит о человеке?
(«Надо кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос – от всех жалел и нам так велел… вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!»
«Человека приласкать – никогда не вредно».
«Он (человек) – каков ни есть – всегда своей цены стоит…»
«Человек все может, лишь бы захотел».
«Кто ищет – найдет… Кто крепко хочет – найдет!»
«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня – добрый, завтра – злой…»
«А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут – все хуже, а хотят все лучше – упрямые!»
«Для лучшего люди живут! Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может…может, он родился-то на счастье нам, для большой нам пользы. Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте!»
«Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха…»
«Все мы на земле странники… Говорят, что и земля-то наша в небе странница».
«Всяк по-своему жизнь терпит».)
— Как относится Лука к обитателям ночлежки: Анне, Насте, Пеплу, Актеру?
— Чем руководствуется Лука, утешая Анну, обещая лечебницу Актеру и новую жизнь Пеплу?
(Облегчить страдания – вот чего хочет старец Лука. Это лучше всех понял Сатин: «Я понимаю старика… Он врал… но – это из жалости к вам… Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тому ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею…»)
— Почему же Луку обвиняют во лжи?
(Пепел:Врешь ты хорошо… сказки говоришь, приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!
Бубнов:Вот – Лука, примерно… много он врет… и без всякой пользы для себя)
– Согласны вы с этим?
(После высказывания детей. Актер, Наташа, Пепел, Настя тяжело переживают свое существование на «дне» жизни, и Лука стремится помочь им изменить свою судьбу. Лукавый старец будит в ночлежниках НАДЕЖДУ, так как надежда непременно предполагает, что в мире существуют условия, необходимые для ее осуществления. Но они существуют в мире, а не в самом человеке. Лука делает ставку не на внутренние силы человека, а ищет ему поддержки вне его.
— Как относится М. Горький к Луке?
(Поможет найти ответ на этот вопрос еще одно произведение Горького, написанное через год после создания пьесы «На дне». Это поэма «Человек» (1903 г.), которую автор назвал своим кредо.
Таким образом, Лука не врет в прямом смысле слова, но, по Горькому, он лжет в принципе. Потому-то Лука – представитель лжи. Актер несколько раз говорит о необходимости для человека верить в свои силы, по его мнению, из-за отсутствия веры в себя он и погиб. А вместо того, чтобы укреплять веру в собственные силы, в свою способность изменить жизнь, Лука предлагает героям пьесы жалкие костыли Надежды.Строки стихотворения французского поэта Беранже:
«Господа, если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой», —
конечно же, адресованы Луке. Лука соблазняет людей надеждой и губит их. Возможно, на этом основана ассоциация: Лука – лукавый).
— Почему писатель дал страннику имя Лука?
(Лука – имя одного из четырех апостолов, создателей Евангелия. Лука — проповедник христианской морали. Лукавый – коварный, хитрый.)
— Какую сторону характера Луки отразили И. Москвин и М. Тарханов?
(К. Станиславский – Сатин. Самые сокровенные мысли о человеке Горький доверил ему. Почему? Эта правда выражена в известном монологе Сатина).
3. Чтение монолога Сатина «Человек – вот правда!» учащимся.
— О каком человеке говорит Сатин?
И Сатин, и Лука утверждают, что человека нужно уважать. Для Луки человек не лишний на земле, он центр Вселенной, но все-таки он случайность в мире, всего лишь странник на земле: «Все мы на земле странники… Говорят, — слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница». И если это так, то главное – перетерпеть: «Всяк – по-своему жизнь терпит». Именно здесь на уровне цели человеческого существования и начинается расхождение Луки с Горьким. Как бы ни симпатизировал Горький Луке, их союз невозможен. В основе правды Сатина – Горького лежит глубокая вера в человека, в его безграничные возможности, в его исключительные потенциальные силы. Такая правда – Бог свободного человека. Такой человек не нуждается в жалости, он достоин уважения. Человек – это звучит гордо.
Пьеса прочитана, но разговор о ней не закончен. На вопрос: «Что лучше, истина или сострадание?» пьеса не дает однозначного ответа. Но она дает пищу уму, почву для размышлений, поделиться которыми я предлагаю вам в домашнем сочинении.
Написать сочинение «Кто прав в споре о правде?»