а зори здесь тихие что такое зори
Откровенно и правдоподобно: пять неожиданных фактов о культовом фильме «А зори здесь тихие»
В 1969 году Борис Васильев опубликовал пьесу «А зори здесь тихие» в журнале «Юность». Она мгновенно приобрела интерес публики и вскоре перекочевала на сцену театров. Уже спустя несколько лет на экраны вышел одноименный фильм Станислава Ростоцкого. Он сам прошел фронт и хотел сделать картину максимально реалистичной. После выхода фильм показали на Венецианском кинофестивале и даже номинировали на «Оскар» как лучшую картину на иностранном языке. Правда, статуэтку получила французская лента «Скромное обаяние буржуазии». Картина шла в советских кинотеатрах целый месяц и собрала рекордную прибыль в 1972 году.
Смотрите фильм «А зори здесь тихие» в субботу, 11 сентября, в 10:10 на телеканале «МИР».
В отряд старшины Федота Васкова, недовольного поведением своих солдат, присылают девушек-добровольцев. Многие из них только окончили школу. Васкову эта идея не нравится, но постепенно он проникается к девушкам симпатией, старается их оберегать. Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич выступают на перехват гитлеровцев, из леса выходят 16 диверсантов, начинается неравный бой.
«На фронте ничего существенного не произошло. »
Режиссер Станислав Ростоцкий, будучи на фронте, был сильно ранен и лишился ноги. Жизнь ему спасла медсестра, которая вытащила его с поля боя и выходила. Именно этот эпизод повлиял на желание Ростоцкого экранизировать книгу. «Фильм – благодарность ей и всем женщинам, ушедшим на войну», – признавался позже режиссер.
Несмотря на то, что картина стала настоящим хитом и вошла в топ лучших фильмов о войне в мире, оказалось, что немногие поняли главную идею фильма.
«И все же, когда фильм вышел на экраны, многие не обратили внимания на его главную идею. А она заключается в центральной фразе картины: «На таком-то фронте ничего существенного не произошло. », – рассказывал Ростоцкий.
Именно эту фразу часто слышали советские граждане по радио во время войны. Режиссер обращает внимание, что ничего существенного в масштабе всей войны, может быть, и не произошло, но были разрушены судьбы и погибли прекрасные люди.
Фото: кадр из фильма «А зори здесь тихие». Режиссер Станислав Ростоцкий. Производство К/ст им. М. Горького. 1972 год.
«Какой из него старшина?»
Изначально роль старшины Федота должна была достаться Вячеславу Тихонову, но его на тот момент уже утвердили в картине «Семнадцать мгновений весны». Тогда было принято решение пригласить на съемки неизвестных актеров, к которым зритель еще не привык.
Главная мужская роль досталась Андрею Мартынову, которому на момент съемок было всего 26 лет. Ему предстояло сыграть сорокалетнего Федота Васкова. Когда Мартынова привели на съемочную площадку, Ростоцкий был недоволен. Мужчина выглядел значительно моложе своего персонажа, к тому же был очень худым. «Какой из него старшина?» – возмущался режиссер. Кроме того, Мартынов не очень понравился автору пьесы Борису Васильеву.
«Я взял рукопись, открыл наугад, начал читать, увлекся и в какой-то момент расплакался. Так сильно пробрало! Поднимаю глаза, а у Ростоцкого тоже слезы блестят. Потом мы записали несколько проб с разными девочками. Я очень волновался, поскольку до того никогда не был на киностудии, понятия не имел, как вести себя перед камерой. В конце концов меня утвердили», – вспоминает актер.
Было принято решение провести анонимное голосование. На съемочной площадке в качестве экспертов присутствовали ветераны, все они единогласно проголосовал за кандидатуру Мартынова. Актеру пришлось отрастить усы, общаться с несвойственным ему говором и весь съемочный процесс носить накладки на плечи, чтобы скрыть худобу.
Съемочный процесс для Мартынова был нервным: Ростоцкий постоянно переживал за успех будущей картины и даже перестал разговаривать с некоторыми актерами.
«Несколькими годами ранее Станислав Иосифович снял картину «Герой нашего времени», пригласив на роль Печорина Володю Ивашова. Тот уже сыграл в «Балладе о солдате», был народным любимцем, но новая работа, что называется, не пошла. «Герой нашего времени» провалился в прокате, Ростоцкий уговорил Славу Тихонова озвучить Ивашова, чтобы хоть как-то вытянуть роль. Вот Станислав Иосифович и боялся еще одной осечки, делал бесконечное количество дублей, злился на нас. К счастью, люди, чьему мнению он доверял, постарались успокоить его, убедить, что все идет нормально», – рассказал журналистам Андрей Мартынов.
«Ой, пигалица какая! Разве это Женя?»
На роль девушек-фронтовиков отбирали и вовсе студенток театральных училищ. Например, на роль Лизы Бричкиной пробовались 16 актрис, в том числе уже известная Нина Русланова. Однако досталось роль Елене Драпеко, которая на тот момент почти не умела играть. Сама актриса до конца была не уверена, что подходит под типаж своей героини. Играть деревенскую девушку было сложно, так как сама Драпеко родилась в интеллигентной семье. Девушка научилась волгоградскому говору, ей перекрасили волосы и загримировали.
Сержанта Кирьянову сыграла Людмила Зайцева. Она сама пришла на киностудию имени Горького и попросила дать ей хоть какую-то роль. Актрисе до этого не везло в карьере, поэтому приходилось перебиваться ролями в массовке.
Ирина Шевчук изначально хотела сыграть Женьку Комелькову, пришла на пробы, но сразу услышала в свой адрес резкую критику: «Ой, пигалица какая! Разве это Женя?». Шевчук предложили поехать в Карелию и сняться в массовке, но она расстроилась и отказалась. В результате спустя некоторое время оператор Вячеслав Шумской убедил Ростоцкого дать Шевчук роль Риты Осяниной.
Лишь Ольге Остроумовой, которая ранее снималась в фильме Ростоцкого «Доживем до понедельника», предложили выбрать для себя роль из сценария самостоятельно. Актриса хотела сыграть Риту Осянину или Женю Комелькову, в итоге ей досталась роль Жени. Ей перекрасили волосы в рыжий, сделали химическую завивку, нарисовали веснушки и создали специальный грим для носа. От которого позже, правда, отказались: он слишком сильно портил внешние данные актрисы.
Фото: кадр и фильма «А зори здесь тихие». Режиссер Станислав Ростоцкий. Производство К/ст им. М. Горького. 1972 год.
«Красивым, молодым женщинам вместо того, чтобы рожать, приходится воевать»
Откровенная сцена в фильме далась всей съемочной команде с большим трудом. Речь идет об эпизоде в бане, где все героини обнажены. Актрисы долго отказывались от сцены, считали ее неоправданной. Режиссера уговорили пойти на компромисс и пригласить дублерш. Для этого на съемочную площадку позвали натурщиц из художественной школы, но в результате сцена режиссеру не понравилась. Натурщицы не были похожи на девушек с фронта. Ростоцкий принялся уговаривать актрис, и спустя четыре часа ему удалось добиться их согласия. Девушки поставили лишь одно условие: на площадке должны быть только женщины, за исключением режиссера и оператора.
Репетировали в купальниках, и лишь для финального дубля актрисы обнажились. Позже оказалось, что мужчины все равно подсматривали за девушками. Например, за сценой стояла специальная установка для выпуска пара. Работник, который ее регулировал, засмотрелся на обнаженных девушек, и дымовая машина взорвалась. К счастью, никто не пострадал. Режиссер позже объяснил, что сцена в бане несет серьезную смысловую нагрузку. Он хотел подчеркнуть, что красивым, молодым женщинам вместо того, чтобы рожать, приходится воевать.
«Выныривала из болота вся в грязи и тине»
В финале фильма выжил лишь Васков, все девушки погибли. Писатель Васильев объяснил это так: если бы в живых осталась хоть одна девушка, произведение получилось бы нереалистичным. Борис Васильев сам был на фронте в 1942 году и знал, что от немцев тогда воевали лучшие солдаты – одолеть их девушкам в меньшинстве было невозможно.
Съемки гибели стали для актрис настоящим испытанием. Режиссер хотел добиться правдоподобности, поэтому сцены были расписаны до мелочей.
«Съемки гибели каждой из нас были настолько натуральными, что члены съемочной группы плакали. Когда мою героиню убивали, рану мне мазали бычьей кровью. Представляете: жара, мухи кружат над окровавленным телом, полное ощущение смерти. Девчонки, которые не видели, как меня гримировали, когда посмотрели на меня, лежащую, испугались. Настолько все выглядело натурально», – описывает сцену гибели своей героини Сони Гуревич Ирина Долганова.
«Для съемок этой сцены пиротехник подложил мне заряд под гимнастерку на спине. Но, видимо, не рассчитал, много зарядил. Когда я побежала и заряды стали рваться, гимнастерка – в лохмотья, а меня с силой толкнуло. Я упала по-настоящему. Думала – сейчас погибну на самом деле. От ранения спасла дощечка, которую подложили на спине под заряд», – вспоминает гибель своей героини Гали Четвертак Екатерина Маркова.
«Я уходила под воду с головой несколько дублей. И страшно было, и противно. Выныривала из болота вся в грязи и тине. А рядом стоял художник и поливал меня из чайника, чтобы смыть все это. И тут же делали следующий дубль», – вспоминает Драпеко.
Три месяца картина пролежала на полке в Госкино: председатель Алексей Романов отказывался ее показывать. И лишь после того, как фильм увидел Брежнев, было принято решение выпустить его в широкий прокат.
ТЕСТ: Угадаете ли вы фильмы с «женскими» названиями по одному кадру?
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма инопланетянин!
ТЕСТ: Угадайте, из какого фильма жених!
История «Трёх богатырей»: как создаются знаменитые мультфильмы
Журнал
Интересные факты о фильме «А зори здесь тихие…»
Сколько экранизаций было у повести, кто сыграл в новом фильме и зачем на площадке дежурил врач с успокоительным.
Фильм Рената Давлетьярова вышел к 70-летию Победы. Режиссёр подчёркивал, что это не ремейк фильма 1972 года, а новая экранизация знаменитой повести Бориса Васильева.
«. А зори здесь тихие», к/с им. М. Горького, 1972, реж. С. Ростоцкий
«А зори здесь тихие…» Давлетьярова — уже третья экранизация. Первую снял Станислав Ростоцкий, драма «…А зори здесь тихие» 1972 года стала лидером проката и была номинирована на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. В 2005 году свой вариант повести «А зори здесь тихие…» сняли в Китае — там советская лента была популярна на протяжении многих лет. Главные роли в фильме сыграли российские актёры, а сценарий писали Лан Юнь и сам автор повести Борис Васильев. Помимо этого, в 1970-м году в Ленинградском театре юного зрителя по пьесе впервые поставили спектакль, а на данные момент существует уже более 20 постановок.
Ренат Давлетьяров: «С главным героем мы определились сразу, и мне было все понятно, а вот с девушками было очень сложно. Было бы преувеличением сказать, что я точно знал, что хочу увидеть. Это я делал вид, что знаю, а все было основано на ощущениях». [источник]
«А зори здесь тихие. », к/к «Интерфест», к/с Star Media, 2015, реж. Р. Давлетьяров
В фильме Станислава Ростоцкого роли девушек-зенитчиц играли начинающие актрисы и дебютантки. У Рената Давлетьярова дебютантка была только одна — певица и актриса Евгения Малахова, остальные роли сыграли уже опытные актрисы Анастасия Микульчина, Агния Кузнецова, Софья Лебедева и Кристина Асмус. В своей экранизации режиссёр решил рассказать о биографии каждой из девушек и добавить подробностей, которых не было в первом фильме. Ростоцкий специально не стал акцентироваться на биографиях — повесть в то время была очень популярна, большинство зрителей её читало и знало судьбы героев. Сейчас же имя Бориса Васильева для многих уже неизвестно, и даже почти все снимавшиеся актрисы впервые прочитали повесть только перед пробами.
«А зори здесь тихие. », к/к «Интерфест», к/с Star Media, 2015, реж. Р. Давлетьяров
На роль старшины Васкова режиссёр пригласил Петра Фёдорова, которого он уже снимал в фильме «Беглецы». Для роли ему пришлось прибавить за 1,5 месяца 18 килограмм.
Петр Фёдоров: «Мне даже как-то неловко говорить о каких-либо трудностях. Рядом со мной были очаровательные девушки, которые бесстрашно преодолевали болота, лазали по горам и лесам. Конечно, проще сниматься в теплых павильонах и заказывать еду на площадку из ресторана. Но самое увлекательное в процессе нашей работы — максимально приблизиться к реальным условиям, когда по-настоящему холодно, тяжело и страшно. Есть у нас даже присказка: актёру чем гаже, тем глаже». [источник]
«А зори здесь тихие. », к/к «Интерфест», к/с Star Media, 2015, реж. Р. Давлетьяров
На роли фашистских диверсантов, которых взял в плен старшина Васков, режиссёр пригласил немецких актёров Яна Штефана Вёлке и Бенджамина Шпилера. Она первый раз были в России и не представляли, что их ожидает. К концу съёмок два вегетарианца стали мясоедами, узнали, что такое похмелье, а Ян Штефан даже признался, что это были лучшие дни в его жизни.
«А зори здесь тихие. », к/к «Интерфест», к/с Star Media, 2015, реж. Р. Давлетьяров
Большая часть съёмок проходили в Карелии — в поселке Гирвас и деревне Падун. В Падуне за художники построили для съёмок два деревенских дома. Избы нашли в Тверской области — там их разобрали, привезли брёвна на съёмочную площадку и собрали заново. С нуля построили баню и казарму, что-то деревенской утвари нашли у реквизиторов «Ленфильма, что-то дал местный краеведческий музей, а для дома, где жил старшина Васков, купили три козы и десяток кур, которых потом подарили одной из местных жительниц.
«А зори здесь тихие. », к/к «Интерфест», к/с Star Media, 2015, реж. Р. Давлетьяров
Танки для съёмок предоставил Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, а погранзастава была построена в подмосковном посёлке Володарского — декорацию возводили по фотографиям 1930−40-х годов. Работа шла несколько недель, а на второй день съёмок «погранзаставу» взорвали и сожгли до тла.
Сцену в болоте снимали, по словам режиссёра, в «очень страшном месте». Эта сцена стала для героинь самой тяжёлой — им пришлось идти с винтовками по пояс в воде, спотыкаясь о коряги на дне. Шёл дождь, мокрой была не только не самая удобная военная форма с юбками, но и без того многокилограммовые скатки на спинах. На площадке дежурил врач с успокоительным, но никому оно не понадобилось.
«А зори здесь тихие. », к/к «Интерфест», к/с Star Media, 2015, реж. Р. Давлетьяров
Анастасия Микульчина: «То, что Осянина не совсем мой персонаж — правда. Если бы я проводила кастинг, я бы себе отвела роль Комельковой скорее. Но тем интереснее: попробовать что-то несвойственное моей природе, моей натуре».
Софья Лебедева: «Нам хочется, чтобы как можно больше молодых людей посмотрели наш фильм и научились понимать и уважать подвиг наших героев и многих других людей того времени. Именно молодежи нужно рассказывать, что такое война с человеческой точки зрения. Особенно Великая Отечественная, которая не так далеко от нас».
Кристина Асмус: «Готовясь к роли, я знакомилась с письмами фронтовиков. Каждое читала больше часа, хотя некоторые состояли всего из нескольких строчек. Ком стоял в горле… они пронизаны такой болью и отвагой, отчаянной и бесстрашной любовью к своей стране и всем людям».
«А зори здесь тихие. », к/к «Интерфест», к/с Star Media, 2015, реж. Р. Давлетьяров
Евгения Малахова: «Это была мечта, я когда поступала во ВГИК, я читала отрывок из этого произведения. Моя мама (она хотела быть режиссёром) хотела, чтобы ее дочка играла Женю Комелькову».
Агния Кузнецова:«Это моя первая картина на военную тему. Было сложно, мы тонули в болоте, носили военную форму, сбили себе все коленки о камни, ранили руки, стреляли из винтовок. Часто наше состояние в фильме — усталость, напряжение, переживания — не игра, это наши настоящие чувства». [источник]
А зори здесь тихие (повесть)
А зори здесь тихие | |
А зори здесь тихие | |
Обложка, поставленного по произведению в 1972 году Станиславом Ростоцким, фильма | |
Жанр: |
---|