абрамов есть такое лекарство
Абрамов есть такое лекарство
Поиск
Есть, есть такое лекарство!
Есть, есть такое лекарство! Поучительный рассказ для детей
Избушечка у бабы Мани – бывшая банька, единственная в деревне постройка, которая уцелела от войны, при ней огородик величиной с волейбольную площадку, а деревьев всего одна береза, да и та инвалид Отечественной войны – будто культяпки, подняла к небу сухую развилку, обрубленную снарядом. Но любит, обожает птичий народ бабы Манину усадебку. Горластые воробьи-забияки разживаются на ней с утра до ночи, белобокие сороки запросто, как на качелях, качаются на березе, вороны, голуби справляют свои свадьбы. А у кого весной первую песню поет красавец скворец? У бабы Мани. На березе-инвалиде, к которой она еще в тот день, когда вместе с земляками вышла из партизанских лесов, приладила немудреную, наспех сколоченную скворечню. Соседям это было в диво. У них-то скворчиные дома – терема резные на шестах. И со всеми удобствами: тут тебе и леток с хитроумными дверками, тут тебе и полочка, и ветка березовая – садись куда хочешь да пой свои песни. А вот не рвутся скворцы в эти терема. Весной целыми днями за бабы Манину развалюху воюют, и только после окончательного дележа какой-нибудь неудачник поселялся в теремах. – Баба Маня, – допытывались соседи, – скажи нам свое птичье слово, которым скворчишек к себе приманиваешь. – Да какое у меня птичье слово? Никакого птичьего слова я не знаю. Разве иной раз от скуки выйдешь да поговоришь с ними. Вот и все мое птичье слово. В ту весну баба Маня решила немножко подновить свою скворечню, а то, чего доброго, рассердятся скворушки – к соседям улетят. Всякая божья тварь любит заботу о себе. В теплый солнечный день она вышла из дома, протоптала в снегу тропку к березе-инвалиду, затем принесла лесенку, приставила ее к стволу дерева. Старенькая, дряхлая была баба Маня. На первые три поперечины кое-как поднялась, а дальше – голова закружилась – свалилась в снег. Какое-то время она лежала в снегу без сознания, а потом слетелись на березу воробьи и давай кричать всем скопом: – Вставай, вставай, баба Маня! А то простудишься. Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких. Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха. Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых. Есть, есть такое лекарство! Его бабе Мане принесли скворцы. Однажды ранним утром пришла в себя баба Маня – и что такое? Кто стуком стучит во все окошечки ее убогой лачужки? Она подняла от подушки старую голову – и, боже ты мой: скворушки! Ее любимыши. Стучат, колотятся желтыми клювиками в рамы, бьют воронеными крылышками в стекло: – Вставай, вставай, баба Маня! Мы тебе здоровье принесли. Баба Маня от бессилия уронила голову на подушку, заплакала: – Нет, нет, не могу, ребята. Мне уж не подняться, не встретить вас больше. – Да как не встретить! Кто сказал, что у тебя сил нет? Баба Маня сделала над собой немыслимое усилие и поднялась. Не могла она умереть, не посмотрев последний раз на свою любимую птицу. Хватаясь руками за стены, за косяки дверей, она выползла на улицу, на теплое солнышко, оперлась на легкий, побелевший от старости, как она сама, батожок и долго так стояла с закрытыми глазами, с наслаждением вслушиваясь в весеннюю песню скворцов. С этого дня баба Маня пошла на поправку.
Презентация к рассказу Ф.А. Абрамова «Есть такое лекарство!»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Абрамов Есть такое лекарство.docx
Наизусть «Есть, есть такое лекарство!»
Избушечка у бабы Мани – бывшая банька, единственная в деревне постройка, которая уцелела от войны, при ней огородик величиной с волейбольную площадку, а деревьев всего одна береза, да и та инвалид Отечественной войны – будто культяпки, подняла к небу сухую развилку, обрубленную снарядом. Но любит, обожает птичий народ бабы Манину усадебку. Горластые воробьи-забияки разживаются на ней с утра до ночи, белобокие сороки запросто, как на качелях, качаются на березе, вороны, голуби справляют свои свадьбы.
А у кого весной первую песню поет красавец скворец? У бабы Мани. На березе-инвалиде, к которой она еще в тот день, когда вместе с земляками вышла из партизанских лесов, приладила немудреную, наспех сколоченную скворечню. Соседям это было в диво. У них-то скворчиные дома – терема резные на шестах. И со всеми удобствами: тут тебе и леток с хитроумными дверками, тут тебе и полочка, и ветка березовая – садись куда хочешь да пой свои песни. А вот не рвутся скворцы в эти терема.
Весной целыми днями за бабы Манину развалюху воюют, и только после окончательного дележа какой-нибудь неудачник поселялся в теремах. – Баба Маня, – допытывались соседи, – скажи нам свое птичье слово, которым скворчишек к себе приманиваешь. – Да какое у меня птичье слово? Никакого птичьего слова я не знаю. Разве иной раз от скуки выйдешь да поговоришь с ними. Вот и все мое птичье слово.
В ту весну баба Маня решила немножко подновить свою скворечню, а то, чего доброго, рассердятся скворушки – к соседям улетят. Всякая божья тварь любит заботу о себе. В теплый солнечный день она вышла из дома, протоптала в снегу тропку к березе-инвалиду, затем принесла лесенку, приставила ее к стволу дерева. Старенькая, дряхлая была баба Маня. На первые три поперечины кое-как поднялась, а дальше – голова закружилась – свалилась в снег. Какое-то время она лежала в снегу без сознания, а потом слетелись на березу воробьи и давай кричать всем скопом:
– Вставай, вставай, баба Маня! А то простудишься.
Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких. Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха. Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых.
Есть, есть такое лекарство! Его бабе Мане принесли скворцы. Однажды ранним утром пришла в себя баба Маня – и что такое? Кто стуком стучит во все окошечки ее убогой лачужки? Она подняла от подушки старую голову – и, боже ты мой: скворушки! Ее любимыши. Стучат, колотятся желтыми клювиками в рамы, бьют воронеными крылышками в стекло:
– Вставай, вставай, баба Маня! Мы тебе здоровье принесли.
Баба Маня от бессилия уронила голову на подушку, заплакала: – Нет, нет, не могу, ребята. Мне уж не подняться, не встретить вас больше.
– Да как не встретить! Кто сказал, что у тебя сил нет?
Баба Маня сделала над собой немыслимое усилие и поднялась. Не могла она умереть, не посмотрев последний раз на свою любимую птицу. Хватаясь руками за стены, за косяки дверей, она выползла на улицу, на теплое солнышко, оперлась на легкий, побелевший от старости, как она сама, батожок и долго так стояла с закрытыми глазами, с наслаждением вслушиваясь в весеннюю песню скворцов. С этого дня баба Маня пошла на поправку.
Урок русского языка в 5 классе «Обобщение и повторение изученного в 5 классе»(на материале рассказа Ф.А.Абрамова «Есть, есть такое лекарство!»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: « Обобщение и повторение изученного в пятом классе ».
2).Провести словарную работу, пополняя активный словарный запас учащихся.
3).Воспитывать на примере произведений Ф.А.Абрамова доброту, чуткое отношение к людям и всему окружающему.
Оборудование: портрет Ф.А.Абрамова, текст рассказа « Есть, есть такое лекарство!», толковые и фразеологические словари.
1).Вступительное слово учителя.
Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете о рассказать о жизни этого человека? О каких его произведениях мы говорили? Чем они вам запомнились?
Некоторые произведения писателя-земляка Ф.А.Абрамова мы с вами обсуждали, сегодня продолжим знакомство с его творчеством и на примере рассказа « Есть, есть такое лекарство!» попытаемся понять, как он сумел задеть наши сердца, заставить задуматься о проблемах жизни. Также попытаемся пополнить словарный запас, повторить изученное за год.
Дома вы прочитали этот рассказ, ответьте на вопросы:
-Чем понравился вам рассказ?
-Дайте название лекарству.
-Какова тема произведения? (Забота бабы Мани о птицах).
-Определите основную мысль. (Доброта может вылечить).
-Доброта. Обратимся к толковому словарю. Найдите лексическое значение этого слова.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Запишите предложение, объясните пунктограмму:
Доброта – это стремление делать добро другим. ( Ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им.п ).
Задание: к слову доброта подберите однокоренные слова разных частей речи, обозначьте морфемы.
Доброта, добро, добряк, добрый, подобреть.
— Подберите слова, близкие по смыслу ( синонимы): отзывчивость, благодеяние ( помощь, оказанная слабому и беззащитному).
— Слова, противоположные по смыслу ( антонимы): зло, недоброжелательность.
-Существует много пожеланий со словом добрый. Какие вы знаете? Кто затрудняется, может обратиться к фразеологическому словарю.
в добрый час – пожелание удачи,
в добрый путь – пожелание отъезжающему или в каком-нибудь начинании,
доброе утро – приветствие при встрече).
-Вернёмся к рассказу. Можно ли назвать бабу Маню доброй? Почему?( Она делает в жизни добро).
-Вспомним, из каких частей состоит рассказ и выделим эти части в рассказе Ф.А.Абрамова.
Завязка – дружба бабы Мани с птицами.
Развитие действия – баба Маня решила подновить скворешню.
Кульминация – долгая и тяжёлая болезнь старушки.
Развязка – благодаря любви пернатых баба Маня выздоровела.
-В тексте встретились непонятные слова. Какие? Выясним их значение.
-Культяпки – часть конечности, оставшаяся после ампутации, увечья.
-Батожок ( обл.)- палка, трость.
-Лачужка – бедная хижина, небольшой и плохой дом.
-Леток – отверстие для влёта и вылета.
-Вспомните, какие типы речи вы знаете. К какому типу относится данный текст?
( Повествование с элементами описания).
-Зачитайте описания ( описание усадебки, скворечники у соседей).
-Здесь нет описания скворечника у бабы Мани. Опишите его сами, пофантазируйте!
( Скворечник наспех сколоченный, простой, нет летка и хитроумных дверей, даже ветки настоящей, берёзовой).
— Как баба Маня относится к птицам? ( Заботится, любит их).
— А как автор относится к бабе Мане и к тому, что она делает?
( Автору нравится баба Маня, он любуется ею, восхищается её добротой).
— А как вы это почувствовали, ведь об этом прямо в тексте не сказано?
(Доброта бабы Мани подействовала и на автора, своё отношение к героине и её питомцам он показывает через употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
-Найдите такие слова и укажите суффиксы. ( Избушечка, старенькая, окошечки, клювиками, крылышками).
— Вернёмся к тексту. Как автор называет скворечники соседей? ( Терема).
— А у бабы Мани? ( Развалюха).
— Терем – развалюха. Что это за слова? ( Слова, противоположные по смыслу, это антонимы).
— Для чего автор употребляет их? ( Чтобы сопоставить птичьи жилища).
— Какое слово есть в тексте, близкое по значению слову РАЗВАЛЮХА? (Лачужка).
— В тексте есть много слов, близких по значению. Найдите их. ( Любит-обожает, старенькая-дряхлая, стучат-бьют, колотятся).
— Слово ОБОЖАЕТ, произведите фонетический разбор данного слова.
— Тип текста – повествование. Слова какой части речи преобладают, если описываются действия? ( Глагол).
— Выпишите из текста по 2 глагола на предложенные орфограммы, поясните:
А). Безударные проверяемые гласные в корне слова ( Уцелели-целый, качаются-качка…).
Б).Правописание Ь в глаголах 2 лица ед.ч. ( Простудишься, приманиваешь).
В).Гласный перед суффиксом Л ( Приладила- приладить, приставила –приставить).
— Найдите в тексте слова, написанные через дефис ( Воробьи-забияки, берёза-инвалид).
— Как вы думаете, каким членом предложения является второе слово? ( Это определение, выраженное именем существительным).
— Выпишите предложение, произведите синтаксический разбор.
А у кого весной первую песню споёт скворец? ( Вопросит., невоскл., простое, распр.).
— Слово ВЕСНОЙ какой части речи? ( Это наречие в данном предложении, но может быть и именем существительным. Придумайте такое предложение!)
Ранней весной расцветает подснежник.
— Предлагаю вам графический диктант. Я зачитываю вам предложения, а вы составляете только схемы этих предложений.
1).Но любит, обожает птичий народ бабы Манину усадебку.
2).Горластые воробьи-забияки разживаются на ней с утра до вечера, сороки качаются на берёзе, голуби справляют свои свадьбы.
3).Вставай, баба Маня!
5).Баба Маня от бессилия уронила голову на подушку, заплакала: «Нет, не могу».
— Баба Маня – человек доброй души. Какого человека, по-вашему, называют добрым?
Запишите в тетради начало фразы и закончите её:
Добрым называют человека, который…
Дома я попрошу вас написать небольшое сочинение « Самый добрый человек».
— О чём заставил вас задуматься рассказ Ф.А.Абрамова?
— Что познавательного вы узнали на уроке?
— Какие моменты урока вам запомнились?
— На что следует обратить внимание на следующем уроке?
Спасибо за урок, я рада, что у нас с вами произошла очередная встреча с творчеством писателя-земляка Ф.А.Абрамова. В добрый путь, ребята!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Цели урока : 1).Повторить изученные за год орфограммы и
2).Провести словарную работу, пополняя активный словарный
3).Воспитывать на примере произведений Ф.А.Абрамова доброту,
чуткое отношение к людям и всему окружающему.
Оборудование: портрет Ф.А.Абрамова, текст рассказа « Есть, есть
такое лекарство!», толковые и фразеологические словари.
В ходе урока учащиеся повторят несколько видов орфограмми
пунктограмм,закрепят знания о теме, основной мысли текста,
поработают со словарями,выполнят фонетический, синтаксический
разборы, графический диктант.
Номер материала: ДБ-1346888
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.