адажио что это такое в балете
Адажио
Ада́жио (итал. Adagio [ада́джо]) — медленно, спокойно.
Содержание
В музыке
Оно составляет вторую степень главных музыкальных движений и обозначает более скорое движение, чем largo («ла́рго» — самое медленное), но медленнее andante («анда́нте» — более подвижное). У Г.Генделя и в музыке его времени Adagio считалось безусловно медленнее, чем largo.
В крупных произведениях инструментальной и камерной музыки (симфониях, сонатах, квартетах) обыкновенно встречается вторая или третья часть с таким обозначением темпа; Адажио служит необходимым контрастом по сравнению с быстрым и бурным движением в предыдущей и последующих частях.
Размер тактов Адажио должен быть большой (9/8—12/8), имея в виду, с одной стороны, широкую, певучую мелодию, с другой же — чтобы дать место вариациям этой мелодии. Верная и прочувствованная передача адажио составляет пробный камень в искусстве исполнения каждого музыканта и певца. Вместе с тем адажио является несомненным показателем степени истинной талантливости, признаком настоящего таланта композитора, потому что как в адажио, так и в Largo, полных внутренней музыкальной содержательности и богатства мысли, и обнаруживается главным образом талант и мастерство композитора.
В балете
Это медленная часть танца, сопровождается соответствующей музыкой лирического характера и состоит в основном из комбинаций плавных, широких движений. Иногда самостоятельный танцевальный эпизод (па-де-де, па-де-труа, па д’аксьон, гран па), возможно — часть урока классического танца, при помощи которого у танцовщика развиваются навыки устойчивости.
Видео
См. также
Литература
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные
Полезное
Смотреть что такое «Адажио» в других словарях:
АДАЖИО — 1) тихое, медленное пение или музыка того же характера; 2) вторая часть классического музык. произведения сонаты и симфонии, также медленный темп. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АДАЖИО 1) тихое,… … Словарь иностранных слов русского языка
АДАЖИО — (точнее ададжо; итал. adagio) (муз.). 1. нареч. Медленно, протяжно (о темпе исполнения музыкальных произведении). 2. нескл., ср. Музыкальная пьеса или часть ее, исполняемая в темпе адажио. Лунная соната Бетховена начинается певучим адажио.… … Толковый словарь Ушакова
Адажио — (Архипо Осиповка,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Мосркая 12, Архипо … Каталог отелей
АДАЖИО — (итальянское adagio спокойно, медленно, свободно, вольно), обозначение медленного темпа, а также название отдельного произведения или части цикла сочинений (обычно 2 й) в темпе адажио. В классическом балете медленный, как правило дуэтный, номер … Современная энциклопедия
АДАЖИО — (ададжо) (итал. adagio букв. спокойно, медленно), в музыке 1) медленный темп.2) Название произведения или части (обычно 2 й) циклического сочетания в темпе адажио.3) Медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете … Большой Энциклопедический словарь
Адажио — (итальянское adagio спокойно, медленно, свободно, вольно), обозначение медленного темпа, а также название отдельного произведения или части цикла сочинений (обычно 2 й) в темпе адажио. В классическом балете медленный, как правило дуэтный, номер.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АДАЖИО — ср. несклон. итал. муз. протяжный, тихий, медленный размер (лад, мера, такт); музыкальное сочинение этого размера … Современная энциклопедия
АДАЖИО — (спец.). 1. нареч. О темпе исполнения музыкальных произведений: медленно, протяжно. 2. нескл., ср. Музыкальное произведение или часть его в таком темпе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АДАЖИО — ср., нескл., итал., муз. протяжный, тихий, медленный размер (лад, мера, такт); музыкальное сочинение этого размера. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
адажио — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Ко дню балета. Видео-энциклопедия. Адажио в классическом балете
Впервые о термине узнали в XV веке. Его переводили с итальянского как «покойно», «вольготно» и даже «удобно». Использовали для указания характера музыки. В старинных музыкальных произведениях встречаются похожие слова из венецианского наречия. Они писались как Adgio, Adago, Ado, Ad’, Adgo и Adasio. Словарь Броссара дает следующее толкование слову: «удобно, покойно, всегда медленно, растягивая тему, протяжно». Источники XVIII – начала XIX века трактуют термин как «удобно» или «покойно». Исследователь Яворский разъясняет, что адажио – это не значит «инертно», а значит «покойно». Энергия сосредоточена в таком ровном и напряженном состоянии, а после переходит в страсть или в активную форму. В определенные времена слово означало «умеренный темп». В конце XVII века такое определение ему дали Перселл, Вольф, Броссар, Коррет. Среди характеристик можно было прочитать и такие: «среднемедленный, очень медленный, самый медленный». Все разногласия связаны с тем, что темп музыке в былые времена задавал эмоциональный подтекст произведения, а не то, что указывалось рядом с нотами. Самое оригинальное значение слову дали Дробиш и Гунке. Слово они переводят как «старость» и указывают, что исполнять произведение необходимо «по-стариковски медленно». Вероятнее всего, Дробиш и Гунке перепутали итальянское adagio с французским age, что означает возраст.
Адажио в балете
Что такое адажио в балете? Этим словом называют дуэт главных героев лирического содержания. Балетные адажио – это широкие, распевные и романтические мелодии. Часть танца состоит из плавных и широких движений. Иногда это самостоятельный эпизод танца в таких танцевальных формах, как па-де-де, па-де-труа, гран па, па д’аксьон. Известные балетные адажио – это части из «Лебединого озера», «Щелкунчика», «Спартака». В хореографических классах есть обучающее движение под таким названием. Его начинают изучать с начальных классов, усложняя из года в год поворотами, длительностью и скоростью выполнения, переходами. При помощи этого упражнения у детей вырабатывается устойчивость, способность уверенно владеть корпусом, плавность движения рук. Эта танцевальная форма полезна для изучения в мужских и женских танцевальных классах.
Автор: Наталья Снегирева
Выход Авроры и адажио с кавалерами из балета «Спящая красавица»
Адажио принцессы Флорины и Голубой птицы из балета «Спящая красавица»
Адажио из балета «Щелкунчик»
Адажио из балета «Раймонда»
Белое адажио из балета «Лебединое озеро»
Адажио из балета «Спящая красавица»
Сцена с адажио из балета «Баядерка»
Рубрики: | Балет Музыкальный словарь |
Метки: адажио
Процитировано 20 раз
Понравилось: 31 пользователям
Адажио — как звучит нежность
Адажио – слово итальянского происхождения, что появилось в употреблении музыкантов в XVII веке. Им называли медленный, плавный, вольный музыкальный ритм.
В XVIII веке слово adagio прочно закрепилось в словаре музыкальных терминов. Наши современники произнося адажио могут подразумевать целую пьесу, написанную в спокойном ритме, медленную часть танца или музыку для исполнения парных акробатических элементов.
Адажио и классическая музыка
В XVIII веке вторая или третья часть сонаты, симфонии или другого крупного инструментального произведения создавалась в медленном темпе. Такой прием был необходим, чтобы сделать смысловой контраст между быстрыми отрывками.
В адажио предполагался большой размер музыкальных тактов, чтобы автор мог развивать вариации на тему заданной мелодии. Считается, что именно в адажио раскрывается полнота таланта и мастерства композитора, именно здесь улавливаются неуловимые полутона и полунамеки.
Даниэль Ф. Герхартц «Скрипач»
Безымянные медленные части симфонии или сонаты, узнаваемые даже обывателями, иногда выделяют в отдельные произведения под общим названием адажио. Приведу маленький список моих любимых классических музыкальных отрывков в ритме адажио:
Слушайте Адажио — zenmusaget на Яндекс.Музыке
Балет
Танцевальный фрагмент под медленную музыку или последовательность упражнений у балетного станка в мире классического танца также называют адажио.
Удивительной красоты постановки Мариуса Петипа на музыку Петра Чайковского известны во всем мире. Adagio балетов «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» позволяют нам, зрителям, войти во внутренний мир персонажей, ощутить глубину переживаемых ими эмоций. Сдержанная музыка помогает выразить красоту и грацию движений.
Упражнения на середине зала служат для развития силы и выносливости, проработки различных поз, наклонов и вращений. Именно такой экзерсис позволяет развить музыкальность и художественную выразительность.
Адажио из балета «Лебединое озеро» / © Jack Devant / jackdevant.com/
Алина Сомова (Россия) в роли Одиллии-Одетты, Данила Корсунцев (Россия) в роли принца Зигфрида
на Новой сцене Мариинского театра в 2015 году
Знаменитые музыкальные композиции, основанные на адажио
Одним из самых исполняемых произведений XX века стало адажио соль минор для струнных инструментов и органа, больше известное как «Адажио Альбинони». Музыкальное произведение было впервые опубликовано в 1958 году и заявлено как реконструкция фрагмента начала XVIII века. На сегодняшний день искусствоведы считают пьесу мистификацией и не подтверждают авторство Томазо Альбинони.
Другие известные адажио XX века:
Слушайте Адажио XX века — zenmusaget на Яндекс.Музыке
Мне кажется, что испытывать меланхолическую грусть и нежность можно только в ритме адажио. Очень хрупкое, ускользающее чувство, которое пробуждает подобная музыка сравнимо только с впечатлением от искусства art nuoveau с его плавными витиеватыми линиями и бледными красками.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Юбилейный вечер Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой В честь 280-летия со дня основания.
Ко дню балета. Видео-энциклопедия. Адажио в классическом балете Впервые о термине узнали в XV.
Великий балетмейстер Мариус Иванович Петипа (1818-1910) Мариус Петипа родился 11 марта 1818 го.
—Метки
—Музыка
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Ко дню балета. Видео-энциклопедия. Адажио в классическом балете.
Ко дню балета. Видео-энциклопедия. Адажио в классическом балете
Впервые о термине узнали в XV веке. Его переводили с итальянского как «покойно», «вольготно» и даже «удобно». Использовали для указания характера музыки. В старинных музыкальных произведениях встречаются похожие слова из венецианского наречия. Они писались как Adgio, Adago, Ado, Ad’, Adgo и Adasio. Словарь Броссара дает следующее толкование слову: «удобно, покойно, всегда медленно, растягивая тему, протяжно». Источники XVIII – начала XIX века трактуют термин как «удобно» или «покойно». Исследователь Яворский разъясняет, что адажио – это не значит «инертно», а значит «покойно». Энергия сосредоточена в таком ровном и напряженном состоянии, а после переходит в страсть или в активную форму. В определенные времена слово означало «умеренный темп». В конце XVII века такое определение ему дали Перселл, Вольф, Броссар, Коррет. Среди характеристик можно было прочитать и такие: «среднемедленный, очень медленный, самый медленный». Все разногласия связаны с тем, что темп музыке в былые времена задавал эмоциональный подтекст произведения, а не то, что указывалось рядом с нотами. Самое оригинальное значение слову дали Дробиш и Гунке. Слово они переводят как «старость» и указывают, что исполнять произведение необходимо «по-стариковски медленно». Вероятнее всего, Дробиш и Гунке перепутали итальянское adagio с французским age, что означает возраст.
Адажио в балете
Что такое адажио в балете? Этим словом называют дуэт главных героев лирического содержания. Балетные адажио – это широкие, распевные и романтические мелодии. Часть танца состоит из плавных и широких движений. Иногда это самостоятельный эпизод танца в таких танцевальных формах, как па-де-де, па-де-труа, гран па, па д’аксьон. Известные балетные адажио – это части из «Лебединого озера», «Щелкунчика», «Спартака». В хореографических классах есть обучающее движение под таким названием. Его начинают изучать с начальных классов, усложняя из года в год поворотами, длительностью и скоростью выполнения, переходами. При помощи этого упражнения у детей вырабатывается устойчивость, способность уверенно владеть корпусом, плавность движения рук. Эта танцевальная форма полезна для изучения в мужских и женских танцевальных классах.
Автор: Наталья Снегирева
Выход Авроры и адажио с кавалерами из балета «Спящая красавица»
Адажио принцессы Флорины и Голубой птицы из балета «Спящая красавица»
Адажио из балета «Щелкунчик»
Адажио из балета «Раймонда»
Белое адажио из балета «Лебединое озеро»
Адажио из балета «Спящая красавица»
Сцена с адажио из балета «Баядерка»
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Село Дивеево Нижегородской области — жемчужина «Золотого кольца» России.
Hillwood Estate или Музей Хиллвуд обладает одной из лучших коллекций русского искусств.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Словарь основных балетных терминов
Так же как книга сложена из слов, дом из кирпичей, любой балет сложен из движений. Строгие, раз и навсегда установленные позиции рук и ног, позы, прыжки, вращения, связующие движения – основа классического танца. Соединяя эти движения, выстраивая их в определенном порядке, балетмейстер создает хореографический рисунок балета. Красота и сила движений зависят от того, точно ли они выражают характер музыки, и от того, какой смысл вкладывают в них постановщик – балетмейстер и исполнитель – артист балета. И оказывается, что одно и то же движение может выглядеть по-разному, может быть добрым и злым, отважным и трусливым, красивым и уродливым, и зависит это иногда от наклона головы, иногда от положения рук и корпуса, от силы и выразительности прыжка, от плавности и стремительности вращения. Потому так непохожи друг на друга балетные спектакли.
В балете существуют основные движения и понятия, которые каждый любитель этого искусства должен знать! Основные 4 позы в балете носят названия – Арабеск, Экарте, Алясгон и Аттитюд. Это позы, в которых исполнитель балансирует на одной ноге, держа другую в этот момент в воздухе.
АЛЯСГОН, АРАБЕСК, АТТИТЮД, ЭКАРТЕ. Основные позы, «киты», на которых держится классический балет. Во всех этих позах исполнитель стоит на одной ноге, а другая высоко поднята: в сторону (алясгон), назад (арабеск), назад с согнутым коленом (аттитюд), по диагонали вперед или назад (экарте).
Адажио – Танец двух или нескольких героев балета, нацеленный на раскрытие эмоционального состояния.
Па (фр. pas — шаг) — отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца.
Глиссад – специальное движение, основная цель которого подготовка перед прыжком.
Глиссе (от glisser — скользить) — шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Glisse р. в arabesque, повторенное несколько раз, — одно из самых красивых и выразительных движений классического танца.
Гранд батман (от фр. grands battements) — бросок ноги на максимальную высоту.
Плие (plié — складывать, мягко сгибать) — demi plié — небольшое приседание.
ЖЕТЕ. Прыжок с одной ноги на другую. Большие жете исполняются, как прыжок через воображаемое препятствие во всех основных позах балета – арабеске, аттитюде, алясгоне.
КАБРИОЛЬ. Прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. Ноги сильно вытянуты. Исполняется этот прыжок во всех направлениях: вперед, в сторону, назад.
Баллон (от фр. ballon, от balle – шар) — способность танцовщика сохранять в прыжке (в воздухе) позу и положение, принятые на земле, — танцовщик как бы замирает в воздухе.
Батри (от фр. batteries — бить) — прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка разведены в стороны).
Антре (от фр. entree — вступление, выход на сцену) — в балете выход на сцену одного или нескольких исполнителей. Вступительная часть в па де де, па де труа.
ПА-ДЕ-ДЕ. Главная танцевальная сцена в балете или в одном из актов балета. В па-де-де раскрываются взаимоотношения героев, показывается танцевальное мастерство исполнителей. Па-де-де состоит из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды – коротких, технически сложных танцевальных кусков танцовщика и балерины.
Кода (от фр. Coda) — быстрая, заключительная часть танца, следующая за вариацией
ПЯТАЯ ПОЗИЦИЯ. Основная позиция ног классического танца. Ноги развернуты на сто восемьдесят градусов. Пятка правой ноги плотно прижата к носку левой, а пятка левой ноги плотно прижата к носку правой. Из этой позиции чаще всего начинается танец, и этой позицией чаще всего заканчивается.
ПИРУЭТ. Вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной ноги. Пируэты бывают маленькие, когда во время вращения одна нога плотно прижата к другой спереди или сзади. Большие пируэты исполняются во всех основных позах.
Аронди (от фр. arrondie — округлённый) — округлённое положение руки.
СОТЕ. Прыжок, во время которого сильно вытянутые ноги находятся в первой, второй или пятой позициях.
ТУРЫ. Вращение вокруг своей оси во время прыжка. Туры делают с одним и двумя оборотами. Тур с двумя оборотами – элемент мужского танца.
Бризе (от фр. brisé — разбивать; обозначает лёгкий, порывистый морской ветер) — маленький прыжок, с продвижением вперёд или назад за ногой. Заканчивается прыжок в V позиции. Разновидность: brise dessus (вперёд) — dessous (назад).
ШАЖМАН ДЕ ПЬЕ. Прыжок, во время которого ноги находятся в пятой позиции и меняются местами.
Ронд дэ Жамб – если переводить дословно с французского – круг ногой. На самом деле в этом движении ногой описывается полукруг.
Шажман дэ Пье – специальный прыжок из пятой позиции, при котором ноги меняются местами.
Фуэте – самое известное движение балерины, а если точнее, вращение ее на пальцах одной ноги как волчок. Вращение балерины вокруг своей оси на пальцах одной ноги. Другую после каждого поворота она открывает в сторону. Фуэте обычно исполняется в очень быстром темпе шестнадцать или тридцать два раза подряд.
Entrechat (антраша́ — итал. intrecciato — плетёный, также определяется для того вида прыжка, как скрещенный) — вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги немного разводятся в воздухе и соединяются в V позиции вновь, при этом не ударяясь друг с другом, так как находятся в выворотном положении от бедра.
ВАРИАЦИЯ. Сольный танец, танцевальный монолог. Небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложнённый. Вариации бывают мужские и женские, terre a terre и прыжковые. Первые построены на мелких, технически сложных движениях, вторые — на больших прыжковых.
А ля згонд (от фр. a la seconde) — поза классического танца, когда нога поднята на II позицию в сторону на 90° и выше.
Элевация (от фр. elevation — возвышение, возвышенность) — в классическом танце означает высокий прыжок.
ПОДДЕРЖКА. Необходимый элемент классического танца. Во время танца танцовщик помогает балерине, поддерживает, поднимает ее.
Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
ПАЧКА. Костюм балерины, состоящий из многих коротеньких накрахмаленных тюлевых юбочек. Эти пышные и легкие юбочки делают пачку воздушной и невесомой.
ПУАНТЫ. Один из основных элементов женского танца в классическом балете – танец на кончиках вытянутых пальцев. Для этого нужны балетные туфли с твердым носком.
УРОК. Артисты балета никогда не перестают учиться. Каждый день они приходят в балетный класс на урок. Он длится не меньше часа. Урок делится на две половины: меньшая – экзерсис (упражнение) у станка и большая – экзерсис на середине зала. Во время урока совершенствуются и отрабатываются все движения, которые нужны в танце артисту балета.
БАЛЕТМЕЙСТЕР. Человек, который сочиняет, или, как говорят, ставит балет. Иногда балетмейстером, или балеруном, называют исполнителей мужских партий в балете. Это неправильно. Мужчина в балете называется танцовщиком.
Дивертисмент (от фр. divertiss-ment — увеселение, развлечение) — 1) Вставные (балетные или вокальные) номера, исполняемые между актами спектакля или в конце его, часто составлявшие единое развлекательное представление, не связанное с сюжетом основного; 2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертного соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр).
ЛИБРЕТТО. Литературный сценарий балета, его содержание.
Кордебалет (от фр. corps de ballet, от corps – личный состав и ballet — балет) — коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может выступать как самостоятельно, так и в массовых танцах.
Премьер (от фр. premier — первый) — солист балета, исполняющий главные партии в спектаклях балетной труппы; танцовщик высшей категории. Первым танцовщиком-премьером в истории балета был Пьер Бошан — солист балета Королевской академии музыки, созданной в 1669 году королём Людовиком XIV (танцевал с 1673 по 1687 год).
Изучив эти понятия, вы всегда будете понимать о чем говорят различные знатоки в антракте очередного прекрасного балета.
Процитировано 7 раз
Понравилось: 8 пользователям