адекватным считается такое отношение родителей к ребенку с нарушением зрения при котором
Адекватным считается такое отношение родителей к ребенку с нарушением зрения при котором
Одной из актуальных проблем современной специальной педагогики и психологии является создание эффективной системы квалифицированной медико-социальной и психолого-педагогической помощи молодым семьям, воспитывающим детей с нарушениями зрения. Актуальность обусловлена неуклонным ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточным вниманием, уделяемым организации их воспитания в семье сотрудниками социальных служб и образовательных организаций. Так, согласно результатам проведенных исследований, в Нижегородской области преобладающее число таких семей практически не охвачено социально-психологической поддержкой [1,3,7].
Общепризнано, что для достижения наилучшего результата, приоритетное внимание необходимо обращать на организацию эффективного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения начиная с раннего возраста. Неоценимая роль в данном процессе принадлежит активному участию в нем семьи. Молодым родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима своевременная, квалифицированная и качественная помощь для преодоления их отчужденности в обществе, развитию поддержки и взаимопомощи среди них.
Однако, современные исследования свидетельствуют о наличии негативной тенденции, проявляющейся в снижении воспитательного и духовно-нравственного потенциала семьи и определяют ее состояние как кризисное. Отмечается значительное снижение роли и статуса семьи в общественном и индивидуальном сознании. Наблюдается трансформация семьи и семейно-брачных отношений, при которой традиционная семья постепенно исчезает и утрачивает свои функции. Наиболее остро комплекс социально-психологических проблем переживает молодая семья, опыт семейной жизни которой находится на этапе становления. Кризисы первых лет многократно усиливаются, если в семье появляется ребенок со зрительной патологией.
В современном обществе наблюдается серьезный дефицит доступной информации о накопленном отечественном и зарубежном опыте работы с такими детьми. Дошкольный возраст является значимым в становлении базовых анатомо-физиологических, психологических и личностных новообразований. На данном этапе закладываются основы социально-адаптивного поведения, социальной рефлексии и перцепции. Следовательно, этот период считается сенситивным для создания условий, направленных на первичную социализацию слепых и слабовидящих детей, развитие у них компенсаторных механизмов, навыков адекватного взаимодействия с окружающими, расширение кругозора и мотивационно-потребностной сферы. При реализации данных условий открываются перспективы для успешной подготовки детей с глубокими нарушениями зрения к обучению в школе и профилактики школьной дезадаптации [5,8].
Современные исследователи подчеркивают, что с появлением слепого или слабовидящего ребенка в семье первоочередное значение приобретает оказание своевременной психолого-педагогической помощи родителям. Они нуждаются в осознании потенциальных возможностей собственного ребенка и в организации для него специальной коррекционно-развивающей среды. В семье, как главном факторе детерминирующем личность, с появлением ребенка со зрительной недостаточностью, родительская реакция на это событие носит стадиальный характер. Первоначальная радость родителей сменяется депрессией. Затем срабатывают механизмы психологической защиты, и родители начинают искать способы рациональной деятельности. Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями зрения, находится в изоляции, переживает сильный психологический стресс и не имеет возможности поделиться своими проблемами в кругу единомышленников и специалистов с целью совместного поиска решений. При этом молодые родители не стремятся к дальнейшему расширению семьи [6,7].
Все это определяет необходимость помощи специалистов по коррекции семейных взаимоотношений. Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка со зрительной патологией, позволит научить ближайшее окружение понимать его актуальные потребности и адекватно оценивать перспективы психического развития, узнать специфику и закономерности формирования личности в условиях зрительной недостаточности.
Поддержка семьи в выполнении воспитательных функций должна рассматриваться как форма интеграции усилий разных специалистов. Их взаимодействие предполагает не только наличие глубоких системных знаний, но и максимальное приложение профессиональных усилий в определении адекватных средств и способов эффективного партнёрства с семьей.
Непосредственное влияние на семью оказывают и качественные изменения макросреды, влияющие на ее социальный статус, состав и образ жизни. Это определяет увеличение количества малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей, в которых происходит первичная социализация ребенка и закладываются основы его личностного развития. Оптимизация детско-родительских отношений и семейного микроклимата возможна усилиями достаточно широкого круга специалистов, которые окажут психологическую, педагогическую, консультативную и юридическую помощь семье, воспитывающей ребенка со зрительной патологией. Важным моментом в организации социально-психологической поддержки этих семей является их объедение в различные группы взаимопомощи, где они смогут поделится своими проблемами и достижениями в воспитании незрячего или слабовидящего ребенка с единомышленниками.
В качестве одного из способов авторами предложена программа «Клуб молодой семьи». Он был создан из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов по зрению. Участие в работе клуба позволило значительному числу молодых родителей адаптироваться в изменившихся жизненных условиях, обрести уверенность в себе и своих силах, расширить представления о значимости семейного воспитательного процесса, скомпенсировать и предупредить вторичные нарушения в развитии детей.
На микросоциальном уровне программа позволила создать условия для социализации ребенка с нарушением зрения через квалифицированную родительскую помощь, повысить социальную компетентность и рефлексию родителей.
Деятельность в рамках реализуемой программы позволила решить следующие задачи:
В результате деятельности клуба квалифицированными специалистами была оказана психологическая консультативная помощь, проводилась научно-просветительская работа, были созданы условия для взаимодействия в решении актуальных проблем и оказания влияния на формирование адекватной гражданской позиции по отношению к детской инвалидности. Поступавшая информация накапливалась в конфиденциальном банке данных. Затем проводилось систематические анкетирование и интервьюирование с целью выявления интересов и потребностей родителей, поиска оптимальных способов и путей взаимопомощи.
На регулярной основе была организована консультативная помощь психологов молодым родителям с целью коррекции стиля детско-родительских отношений, устранения и предупреждения внутрисемейных конфликтов, укрепления межличностных отношений через правильное понимание семейно-этических норм.
Квалифицированные тифлопедагоги давали родителям рекомендации по организации коррекционно-развивающей среды в домашних условиях, показывали основные упражнения, приемы и способы работы с маленькими незрячими и слабовидящими детьми, оценивали в динамике уровень актуального и ближайшего развития ребенка. Они учили родителей возможным способам формирования у детей специальных навыков ориентации в пространстве, элементарным навыкам самообслуживания и умению пользоваться сохранными анализаторами и остаточным зрением.
Консультации по вопросам социальной и правовой защиты молодой семьи оказывали специалисты-юристы, которые знакомили их с основами российского законодательства, отечественной ментальностью семейных отношений, раскрывали механизмы и пути грамотной реализации своих прав и обязанностей. Кроме того, деятельность «Клуба молодой семьи» предусматривала организацию досуга и отдыха молодых родителей.
Проведение ежемесячных тренингов способствовало развитию социальной компетенции молодых родителей.
По нашему мнению, уникальность и практическая значимость предложенной программы состоит в том, что впервые в регионе было организовано координационное научно-методическое объединение, поставившее своей целью организацию системы взаимодействия семей, воспитывающих детей-инвалидов, с государственными структурами, службами социальной защиты населения, образовательными и различными благотворительными общественными организациями.
По нашему мнению, одним из способов формирования эффективной системы квалифицированной медико-социальной и психолого-педагогической помощи молодым семьям, воспитывающим детей с нарушениями зрения, может явиться создание подобных клубов. В условиях неуклонного роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья, перспективность дальнейшей деятельности «Клуба молодой семьи» обусловлена возможностью использования на практике и распространения полученных в рамках реализации программы знаний, умений, методических материалов среди родителей и их социального окружения. Это значительно расширит аудиторию молодых семей, не боящихся трудностей, связанных с воспитанием детей с нарушениями зрения. Систематизированный практический опыт создаст базу для научных исследований, направленных на разработку программ социальных, правовых и реабилитационных мероприятий, их методического сопровождения и позволит усовершенствовать имеющуюся нормативную базу в области комплексной поддержки молодых семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения.
Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления, НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород.
Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.
АНАЛИЗ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С РЕБЕНКОМ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Многие исследования говорят о том, что рождение слепого ребенка в семье с двумя незрячими родителями не является поводом для создания психотравмирующей ситуации, способной разрушить семью. С появлением слепого ребенка в семье у здоровых родителей возникает иная психологическая обстановка. Состояние родителей близко к шоковому. Родители не знают, как будет функционировать семья в дальнейшем, чему можно обучать незрячего ребенка, родителям не ясна перспектива его психического развития. Основными негативными чувствами родителей слепого ребенка нередко являются вины и собственной неполноценности. Это отрицательно отражается на их психическом состоянии: они замыкаются в своих переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей, знакомых. В такой ситуации от родителей требуется мужество, совместный труд со специалистами и разумная позиция по отношению к незрячему ребенку.
Специалисты, работающие с семьей указывают, что родители не должны сомневаться в способности своего ребенка к обучению только из-за отсутствия у него зрения. Однако они должны ясно представлять, что от них потребуется больше усилий и времени для обучения и воспитания ребенка. При правильном воспитании слепой ребенок может достигнуть высокого уровня физического и духовного развития. Овладев профессией, соответствующей его способностям, он может стать хорошим специалистом, добившись многого в своей профессии.
Особенно важными являются первые три года жизни ребенка, когда родители могут оказать решающее воздействие на развитие ребенка. Одна из важнейших задач родителей: противостоять сенсорной депривации (лишение ребенка зрительной информации). Последняя может проявиться в снижении общей активности ребенка, его двигательном недоразвитии, стереотипных движениях.
Воспитание слепого ребенка должно с самого раннего детства основываться на любви, чуткости и терпении. В то же время не следует жалеть усилий на развитие самостоятельности ребенка. В случае воспитания в условиях гиперопеки ребенок растет инфантильным, отстает от своих сверстников по развитию и зависит от окружающих.
Вместе с тем многие авторы, изучающие проблему семейного воспитания детей с различными формами дизонтогенеза сходятся во мнении-родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.
Исходя из вышесказанного родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефекту могут быть адекватными и неадекватными (Хорош, 1991г.).
Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. При этом ребенок и недостаточность у него зрения родителями принимаются. Принятие означает способность родителей примириться с фактом наличия у ребенка особенностей, связанных с нарушением зрения, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Родители видят в своем малыше прежде всего ребенка, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а также присущее лишь ему своеобразие. Такая позиция становится необходимой предпосылкой создания в семье условий для полноценного развития ребенка. Родители делают все возможное для того, чтобы он стал полноценной личностью, а качество его жизни было бы достаточно высоким.
Неадекватность родительской позиции может выражаться по-разному. Наиболее часто встречаются семьи, где ребенок с нарушениями зрения воспринимается как жертва обстоятельств, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. При этом родители (чаще матери) испытывают чувство вины перед ним, которую они постоянно пытаются искупить. Ребенок растет привыкшим к опеке и плохо приспособленным к жизни. У такого ребенка не формируются своевременно навыки самообслуживания, усугубляется задержка развития предметной деятельности, характерная для глубоких нарушений зрения, недостаточно развиваются сохранные анализаторы, и в первую очередь осязание.
Неадекватной и неблагоприятной для психического развития ребенка является такая позиция родителей, когда с недостатком зрения они смирились, но не принимают уже самого ребенка. Мать считает, что у нее не мог родиться незрячий ребенок. Анкетирование этой категории матерей показало, что они воспринимают рождение такого ребенка, как роковую ошибку, и они считают, что не обязаны расплачиваться за чужие ошибки. Ребенок вызывает у них раздражение. Они психологически отвергают ребенка, мало с ним занимается и стараются отдать его на воспитание родственникам или другим лицам. Такие матери охотно ищут хороших специалистов своим детям, но при этом не следуют их советам и не выполняют требований и заданий специалистов.
Весьма сложная ситуация создается и в результате такого отношения к ребенку, когда родители принимают ребенка, но отрицают наличие у него каких-либо особенностей. Казалось бы, в данном случае родители (так же как и при адекватном отношении) относятся к ребенку, как к здоровому. Но при этом не принимаются в расчет специфические особенности ребенка, поскольку родители не допускают и мысли о том, что они его не вылечат. Такие родители либо создают ребенку неадекватные учебные условия, не учитывающие сложный характер его нарушения, что создает перенапряжение его нервной системы и отрицательно сказывается на формирование его личности, либо откладывают коррекционно-развивающие мероприятия на потом, когда ребенок «вылечится»
Последняя из позиций родителей по отношению к незрячему ребенку предполагает неприятие как недостатка, так и самого ребенка. У родителей появляется желание избавиться от ребенка. Если дефект выявлен уже при рождении ребенка и оба родителя занимают указанную позицию, то они, как правило, отказываются от ребенка.
Так же достаточно распространенной является ситуация, когда мать и отец занимают разные позиции по отношению к ребенку и его дефекту. Это создает почву для конфликтов в семье и может привести к ее распаду. Наиболее остро комплекс социально-психологических проблем переживает молодая семья, опыт семейной жизни которой находится на этапе становления. Кризисы первых лет многократно усиливаются, если в семье появляется ребенок со зрительной патологией.
А.И. Захаров в результате своих исследований приходит к выводу, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у него невротических состояний.
Все это определяет необходимость помощи специалистов по коррекции семейных взаимоотношений. Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка со зрительной патологией, позволит научить ближайшее окружение понимать его актуальные потребности и адекватно оценивать перспективы психического развития, узнать специфику и закономерности формирования личности в условиях зрительной недостаточности.
Литература:
1. Ермаков ВЛ., Якушин ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Учебное пособие для вузов. — М., 2000.
2. Гасанова З.З., Омарова П.О. Проблемы развития инклюзивного образования в современных условиях // В сборнике: Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне – Махачкала: ДГПУ, 2015. С. 137-139.
3. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Салихова К.А. Особенности гендерной социализации детей-сирот младшего школьного возраста // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2008. № 4. С. 27.
4. Мишина ГА. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением психофизического развития // Дефектология. — 2017. — № 1.
5. Омарова П.О., Гасанова З.З. Клинико-психологическое сопровождение ребенка с психосоматическими расстройствами в условиях инклюзивного образования //В сборнике: Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики /Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.М. Далгатова, А.М. Муталимовой. 2016. С. 182-187.
6.Рудакова Л А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. — М., 1995.
7.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. — М., 1993.
Адекватным считается такое отношение родителей к ребенку с нарушением зрения при котором
Поступление в детский сад для ребенка является первым шагом к самопроизвольному формированию представлений общественных отношений вне домашних условий.
Незнакомое окружение, непривычная обстановка, также другие требования все это вызывает страх у ребенка.
Дети с нарушением зрения находятся в более тяжелых условиях, поскольку плохо видят окружающее пространство, внешний облик людей. В связи с этим, специалистами проводится активная работа по адаптации детей в социуме, которые имеют зрительные нарушения. Знакомство начинается в условиях зоны групп: приемная, туалетная комната, игровые зоны, спальня.
Для того, чтобы ребенок приспособился к непривычным ему условиям, для начала следует рассказать об назначении различных помещений группы, правилах поведения. Данные действия помогут преодолеть страх у ребенка перед незнакомым ему пространством.
Данные действия желательно проводить в игровой форме. При работе педагогу следует учитывать состояние зрительного анализатора и возможность формирования зрительных функций педагогическими средствами.
По рекомендациям врачей офтальмологов, а зависимости от периода восстановительного лечения, педагог должен проводить с детьми разные дидактические игры и упражнения, направленные на активизацию и стимуляцию зрительных функций у ребенка [2, с. 26].
Роль зрительных функций в жизни человека невозможно недооценить. Все, что человек видит, существенным образом влияет на самочувствие. Психологи отмечают роль зрения в качестве ведущего сенсорного анализатора. Нарушение зрения, образование зрительной патологии в раннем возрасте является серьезной проблемой, которая требует более тщательного изучения.
Актуальность данной проблематики ставит задачу научить ребенка беречь глаза, понимать в дошкольном периоде значимость того, что зрение является важным фактором для жизни человека.
Дети с нарушением зрения видят мир в искаженной форме, в соответствии со своим заболеванием. У таких детей значительно затруднено выделение свойств и качеств предметов.
Для детей актуализируется педагогическая потребность, которая заключается в научении педагогом видеть ребенком окружающий мир согласно общепринятым эталонам, соотносить свою индивидуальность, особенную картину с общепринятой. Решение данных проблем – функциональная обязанность педагога. Вся система коррекционно-развивающей работы должна быть построена с учетом развития зрительного восприятия, развития у ребенка навыков зрительного обследования. Дети в дошкольном периоде учатся определять цвет, форму, величину предмета; анализировать его строение; определять с помощью зрения, из чего сделан предмет, его предназначения. У ребенка в данном периоде образуется система представлений о предмете, об окружающей действительности. Важным разделом работы с детьми с нарушением зрения является формирование навыков гигиены органа зрения и ухода за очками. Чистота – залог здоровья. Данное высказывание является верным также и для здоровья глаз. С целью предотвращения различных инфекционных заболеваний следует тщательным образом промывать глаза.
Очки являются важным моментом для ребенка патологией зрения. Чистота стекол чрезвычайна актуальна для адекватного представления об окружающем мире. Ребенок дошкольного периода должен уметь самостоятельно следить и поддерживать чистоту стекол очков, в более младшем возрасте следить за чистотой очков должны родители и педагоги. По научным исследованиям установлено, что почти 80 % зрения восстанавливают очки.
У ребенка дошкольного периода формируется осознанное соотношение к зрительной работе. С целью сохранения зрительных функций следует соблюдать основные требования к рабочему пространству:
Перечисленные требования следует соблюдать не только детям с нарушением зрения, а также нормально видящим дошкольникам. Выполнение данных правил является гарантом для сохранения и улучшения зрительных функций у ребенка [3, с. 61].
Гимнастика для глаз является важным моментом с целью профилактики нарушения зрения.
Выполнение упражнений позволяет снизить напряжений с глаз и укрепить глазные мышцы. Глаза при этом получают возможность свободно двигаться, поскольку тренируются мышцы, которые управляют движения глаза.
Упражнения позволяют активизировать кровообращение в области глаз, хорошо снимают умственное утомление.
Гимнастика для глаз также важна для детей дошкольного периода.
Упражнения для укрепления глазодвигательных мышц. Следует выполнять около 5-6 минут:
Известен тот факт, что при систематической зрительной релаксации, соблюдении зрительного режима и выполнении гимнастики для глаз, можно улучшить все зрительные функции, а также предупредить развитие патологии в младшем дошкольном периоде. Особенна значима эта роль для ребенка с функциональными расстройствами органа зрения. Поскольку в период плеоптического лечения, составной частью которого является окклюзия, ребенок смотрит и работает только амблиоптичным глазом, которому свойственна утомляемость по сравнению со взрослым человеком.
Значительно повышается зрительная нагрузка, возрастают эмоциональное и психическое напряжение. И, соответственно, ухудшается общее психофизическое состояние. Восприятие материала на занятиях становится неполным, дети хуже справляются с поставленными задачами. У ребенка может пропасть интерес к занятиях, ухудшается общее самочувствие, падает работоспособность. С целью оптимизации учебного процесса каждые 7-10 минут зрительной работы с детьми дошкольного периода при патологии зрения следует организовать отдых для глаз.
Такой отдых также является эффективным и для детей дошкольного периода. Для этого требуется проводить 2-3 минутный перерыв, который должен быть заполнен рационально, например, с помощью гимнастики для глаз и других видов упражнений.
Специальные упражнения для глаз можно вносить в разные формы занятий: коррекционные, общеобразовательные, занятия по физической культуре в форме физкультминуток.
Выполнение общеразвивающих упражнений в совокупности с движениями глаз может оказать общее укрепляющее влияние как на организм ослабленного ребенка, выполняя профилактическую, тренирующую и восстановительную функции для глаз [3, с. 79].
Основные особенности и отличия учреждений, где находятся дети с нарушениями зрения, заключаются в организации лечебно-восстановительной работы по коррекции органов зрения детей и постоянного контроля за изменением зрения.
В МБОУ С(К)-НШ ДС № 3 в г. Нерюнгри РС (Я) основными видами работы с детьми нарушениями зрения являются лечебно-восстановительная и профилактическая виды работ. Коррекционный процесс в учреждении строится на основе ряда программ:
Методическое сопровождении коррекционных программ осуществляется на адаптированном материале следующих пособий:
Лечебно-восстановительную коррекцию в учреждении осуществляет медицинский коллектив, в состав которого входят врач-педиатр, врач-офтальмолог, медицинские сестры.
В учреждении проводится компьютерное лечение, плеоптическая, оптическая и ортоптическая коррекция органов зрения детей, ведется просветительская работа с коллективом педагогов и родителей.
Лечение детей с амблиопией проводится методом прямой и переменной окклюзии в сочетании с засветами импульсной вспышкой с цветными фильтрами (общий и локально), а также на БО-58, с последующей зрительной нагрузкой и гимнастикой для мышц глаза. Дети с косоглазием, миопией, амблиопией, спазмом аккомодации получают лечение на компьютере по трем программам «Relax», «Contur», «e-Ye-P», а также на синоптофоре, аккомодатконвергенцтренере, амблиотренере.
Особенность лечебно-восстановительной работы заключается в следующем:
Врач направляет и контролирует выполнение специальных профилактических мероприятий в условиях дошкольного учреждения. Он производит лечение и осуществляет контроль за выполнением зрительных нагрузок.
Специальное оборудование при лечении оказывает способствующие функции, что позволяет облегчить и улучшить в дальнейшем степень усвоение общеобразовательного материала.
Медицинская коррекция зрения подразумевает под собой профилактическое лечение: медикаментозное–применение медикаментозных препаратов; местное применение – мази, закапывания. Лечение направленно на стабилизацию патологических процессов, что по возможности позволит устранить осложнения, развивающихся на фоне основного заболевания и предотвращения образования новых заболевания.
Для детей со зрительной патологией следует придерживаться современного и правильного подхода в выборе очков.
Закрепление результатов осуществляется педагогами в процессе всех видов детской деятельности путем соблюдения зрительных нагрузок, строгого выполнения рекомендаций врача-офтальмолога, соблюдения офтальмо-гигиенических требований при подготовке и проведении уроков, общеобразовательных и коррекционных занятий.
Цель коррекционно-образовательной работы с(к)-нш дс № 3 в г. Нерюнгри заключается во всестороннем развитии ребенка и подготовке его к школе. Вся работа воспитателя ведется согласно рекомендациям врача-офтальмолога. Каждый вид деятельности, занятия имеет, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность, которая вытекает из совместного с врачами-офтальмологами плана работа. Работа медицинского и педагогического персонала является равноценно важным составляющим в системе реабилитации детей дошкольного периода в условиях специализированного дошкольного учреждения.
Комплексная работа, которые содержатся в специальных приемах по коррекции зрительного восприятия, повышают уровень обучения, обеспечивая нормальные условия для развития ребенка.
Дошкольное специализированное учреждение работает по следующим направлениям:
Основные принципы организации деятельности в условиях специализированного учреждения состоят в следующем:
Таким образом, весь персонал данного специализированного учреждения работает с целью формирования у ребенка чувства полноценности, что позволят в дальнейшем добиться жизненных целей у ребенка даже с низким зрением.