агафуровские дачи почему так называются
«Агафуровские дачи»
До революции 1917 года в Екатеринбурге жили известные купцы по фамилии Агафуровы.
Начало этой купеческой династии положил в 1870-е годы Хисаметдин Агафуров. Первое время он торговал ходовым товаром – фруктами, табаком. За это получил свидетельство купца второй гильдии.
Сыновья Хисаметдина Агафурова – Камалетдин и Зайнетдин – расширили бизнес и создали ставший широко известным «Торговый дом «Братья Агафуровы». Торговля шла успешно. Агафуровы продавали в своих магазинах золотые и серебряные изделия, часы, парфюмерию, принадлежности для охоты, обувь, канцелярские товары и т.д.
К 1903 году Торговый дом имел отделения в Перми, Тюмени, Ирбитской ярмарке, а позже магазины открылись в Москве и даже в Варшаве. Непосредственно перед революцией 1917 года деятельность Торгового дома простиралась на огромную территорию.
Но нас больше интересует Екатеринбург, где и жили успешные купцы. Здесь располагался главный магазин торговой империи Агафуровых, пользовавшийся большой популярностью. Он находился на улице Успенской (ныне — Вайнера). Агафуровы заботились о репутации фирмы, поэтому торговали только высококачественными товарами, а персонал отличался вежливостью. При покупке дорогих вещей горожане могли воспользоваться кредитом или рассрочкой.
Один из братьев – Зайнетдин Агафуров – занимался общественной деятельностью. Он не раз избирался гласным екатеринбургской городской думы, был председателем мусульманского благотворительного общества. Принимал участие в подготовке Всероссийского съезда мусульман. При поддержке Агафуровых в Екатеринбурге были созданы велодром и павильон для конькобежцев на берегу пруда.
Но вот страна погрузилась в революционную смуту. Агафуровы были вынуждены покинуть Россию и эмигрировали в Японию. До наших дней в «стране восходящего солнца» живут потомки известных уральских купцов.
В Екатеринбурге сохранились дома, в которых жили Агафуровы. Первый дом, расположенный ныне по адресу Сакко и Ванцетти, 24 (до революции – Усольцевская улица), построил еще основатель купеческой династии — Хисаметдин Агафуров. В наши дни в этом памятнике истории и архитектуры располагается представительство республики Татарстан в Свердловской области.
Второй дом Агафуровы построили поблизости (Сакко и Ванцетти, 28). Под домом – огромные подземные сооружения, использовавшиеся купцами под склад и погреб. Сейчас в этой доме – музей быта старого Екатеринбурга.
В то время знатные люди Екатеринбурга строили свои особняки из долговечного камня, однако Агафуровы почему-то предпочли камню дерево.
Первый дом был построен по проекту архитектора Ю.И. Дютеля, а архитектора второго дома установить не удалось. В декоре зданий использованы восточные мотивы и мусульманская символика.
В 1934 году под каменной опорой ворот нашли клад – увесистый золотой слиток. Согласно легенде, этот клад далеко не единственный.
Оба дома, в которых жили купцы Агафуровы, прекрасно выглядят и в наше время. Красивые, украшенные деревянной резьбой, эти дома притягивают взгляд любого, кто оказывается в этой части города.
«Агафуровские дачи»
Большинство екатеринбуржцев слышали такое устоявшееся выражение, как «агафуровские дачи». Этим топонимом и сейчас именуют психбольницу на Сибирском тракте. Однако у Агафуровых с психическим здоровьем было все в полном порядке. Откуда же пошло это название? Дело в том, что до прихода советской власти в сосновом бору на Сибирском тракте располагалась дача купцов Агафуровых. И когда в 1914 году на 8-м километре Сибирского тракта открыли психиатрическую лечебницу, то давали привязку «рядом с дачей Агафуровых». Вскоре слово «рядом» стерлось и психбольницу стали называть «агафуровскими дачами».
Знакомство с Екатеринбургом: агафуровские владения (продолжение)
В конце 1908 года торговый дом «Братья Агафуровы» отмечал своё 25-летие. Накануне этой даты братья открыли для своих служащих ссудо-сберегательную кассу. Её фонд был составлен из денег, вырученных от продажи подарков многочисленных поставщиков торгового дома к юбилею, и части личных сбережений — всего 25 000 рублей. К тому времени только в Екатеринбурге братья имели 12 магазинов разной площади.
По воспоминаниям старожилов, магазины Агафуровых были самыми популярными в городе. Приказчики в них были крайне любезны с покупателями, стремились как можно полнее и выгоднее представить свой товар. При этом социальный статус покупателя не имел значения: и крестьянин, и состоятельный мещанин могли быть уверены, что их обслужат по «высшей категории». Известно, что приказчики агафуровских магазинов обучались у специальных преподавателей хорошим манерам, грамотной речи и даже танцам, которые, как известно, способствуют выработке красивой осанки. Раз в неделю для них приглашали парикмахеров. Да и самих приказчиков выбирали очень тщательно: соискатель должен был быть красив и хорошо сложен.
Эти требования были не пустой прихотью хозяев. На заре прошлого века магазины братьев Агафуровых во всех городах, где они имелись, начали торговать «дамскими товарами»: украшениями из драгоценных металлов, самоцветных камней, предметами дамского туалета, женским бельём, парфюмерией, посудой из серебра и мельхиора, а также «галантерейными, игольными и изящными» товарами — иными словами, всем, от чего замирало сердце девушек и домохозяек в те времена. Впрочем, не забывали купцы и о мужчинах: трости и зонты, принадлежности для рыбалки и охоты, патефоны и фотокамеры — всё можно было найти в агафуровских «супермаркетах».
Кроме Екатеринбурга, агафуровские универсальные магазины работали ещё в нескольких городах: Перми, Ирбите, Тюмени, Томске, а также за рубежом — в Йокогаме (Япония) и Харбине (Китай). Для привлечения покупателей в магазинах разрешалась покупка товаров в кредит. Если товар становился неходовым, на него сразу же снижалась цена. Традицией стали маленькие подарки постоянным покупателям: дамам вручались флакончики духов, сопровождавшим их детям дарили шоколадные «бомбы» с сюрпризами. Фирменным в магазинах Агафуровых было всё, вплоть до упаковочных коробок.
Отдельного разговора заслуживает и отношение братьев Агафуровых к рекламе. Практически с самого начала своей коммерческой деятельности Камалетдин, Зайнетдин и Кашафетдин старались максимально использовать возможности рекламы и рекламного рынка. Начиная с 1887 года не было в Екатеринбурге такого издания, где бы Агафуровы не размещали рекламу своих магазинов. Например, в 1890-м братья выкупили в газете «Деловой корреспондент» постоянное место для рекламы своего торгового дома. Тогда же они начали распространять рекламу на листовках, которые раздавали прохожим на улицах подростки.
Листовки также расклеивались на афишных тумбах. Рекламировали Агафуровы не только свои магазины, но и товары. В особенности новые товары.
Ряд товаров Агафуровы снабжали бирками с названием своего торгового дома — это считалось чем-то вроде гарантии качества товара. Название торгового дома печаталось также на упаковочных материалах: бумаге, пакетах, коробках, ящиках. Всё это должно было постоянно напоминать покупателю, где он приобрёл тот или иной товар.
Добросовестность и честность в ведении дел способствовали расширению круга деловых партнёров фирмы. Часть прибыли Агафуровы начали вкладывать в совместные предприятия. Так, Зайнетдин Агафуров вошёл в товарищество «Агафуров, Железнов и Ко», созданное для покупки у Волжско-Камского банка пшеницы для переработки и продажи. При участии торгового дома «Братья Агафуровы» в Екатеринбурге появилась фабрика для покраски мануфактуры. А в 1906 году Агафуровы стали соучредителями газеты «Уральский край» наряду с такими известными купцами, как Поклевские-Козелл, Ошурковы, Злоказовы. Не гнушались Агафуровы «войти в интерес» и с менее именитыми торговцами.
Долгое время по Екатеринбургу ходили рассказы о благотворительной деятельности Агафуровых. Братья состояли членами Екатеринбургского благотворительного общества, ежегодно внося в его фонд по две-три тысячи рублей, устраивали бесплатные киносеансы, организовывали мусульманские праздники. На деньги Агафуровых содержались магометанские молельные в Екатеринбурге и Перми, земские школы, больницы и приюты. На деньги Агафуровых были построены две мечети — в Нижнем Новгороде и Перми.
Самый деятельный из трёх братьев — Зайнетдин — активно способствовал развитию торговли в тех городах, где Агафуровы вели коммерческую деятельность. Так, при его непосредственной поддержке в Пермской губернии появилась торговая сеть Валитовых, торговавших свежими и сушёными фруктами. «Фруктовые погреба» Валитовых были открыты в Перми, Екатеринбурге, Верхотурье, Кунгуре и на Нижнетагильском заводе.
Кроме жилых домов и торговых зданий, у Агафуровых имелась недвижимость и за городом.
Когда старший из братьев Камалетдин начал часто болеть, врачи посоветовали ему «лечиться водами и лесным воздухом». Тогда семейство решило завести загородную усадьбу, где, как утверждали врачи, астма, мучившая Камалетдина уже несколько лет, могла бы быть побеждена. Место для усадьбы выбрали тихое и спокойное, в восьми верстах от города по Сибирскому тракту. Здесь, в окружении сосен и елей, и началось строительство дачи. Первым был выстроен причудливый деревянный павильон с башенками и открытыми верандами. Широкая анфилада лестниц вела к небольшому пруду с закрытыми купальнями для женщин и лодками для катания с детьми и внуками.
Немного позднее появились ещё два дома — такие же просторные, удобные, украшенные красивой резьбой на карнизах и наличниках. Согласно городским легендам, один из домов настолько приглянулся старшему Агафурову, что он жил в нём постоянно.
В другом доме чаще всего отдыхал младший из братьев — Кашафетдин. Сюда не раз приезжали известные персоны Екатеринбурга и губернии. Бывал здесь и Фёдор Шаляпин, водивший дружбу с Кашафетдином Агафуровым. Здесь же проводились благотворительные вечера с детьми служащих торгового дома.
Большое семейство Агафуровых старалось проводить на даче всё свободное время. Сюда приглашали приехавших в гости родственников, сюда привозили на ужин наиболее уважаемых партнёров по бизнесу.
Судьба дачи купцов Агафуровых сложилась драматически. В 1919 году она была реквизирована в пользу советской власти, а в 1920-м на её площадях был открыт детский противотуберкулёзный санаторий. В 30-х годах деревянные постройки сгорели в результате лесного пожара, а на их месте выстроили новые корпуса санатория по конструктивистскому проекту архитектора Голубева.
Детский тубсанаторий проработал до 2002 года, после чего его постигла участь больницы в Зелёной Роще: учреждение было закрыто на капитальный ремонт, и тех пор оно стоит фактически бесхозное…
Впрочем, для большинства жителей Екатеринбурга топоним «агафуровские дачи» знаком совершенно в другой связи. Здесь, на 8-м километре Сибирского тракта, находится Свердловская областная клиническая психиатрическая больница (СОКПБ), история которой началась буквально на глазах у Агафуровых. В 1914 году по решению Пермского губернского земства в Екатеринбурге было начато строительство Зауральской психиатрической лечебницы, которая должна была стать крупнейшей больницей губернии такого профиля. Всего планировалось построить 30 корпусов общей стоимостью один миллион рублей. Финансирование обеспечивалось государственной казной и губернским земством. По решению сессии губернского земства от 23 мая 1914 года работы по строительству должны были быть закончены к 1918 году.
Под застройку было отведено 100 десятин земли в сосновом бору по Сибирскому тракту, буквально в двух километрах от дачи купцов Агафуровых. Из-за этой близости у местных жителей за больницей закрепилось шутливое название «агафуровские дачи». Сами купцы отнеслись к строительству с пониманием. Правда, по-настоящему строительство началось только в 1922 году. Впрочем, об истории детского тубсанатория и психбольницы будет уместно рассказать отдельно.
Февральскую революцию Агафуровы встретили по-разному. Старший Камалетдин не был политически активным человеком, да к тому же находился в преклонном возрасте. Кашафетдин также отнёсся к переменам равнодушно. Зато средний брат Зайнетдин открыто приветствовал новую власть и с энтузиазмом включился в политическую жизнь Екатеринбурга. Он полагал, что перемены дадут больше возможностей для предпринимателей и будут способствовать процветанию России. Мало того, Зайнетдин Агафуров спонсировал создание одного из первых красногвардейских отрядов в Екатеринбурге, созданного преимущественно из мусульман.
Но за февралём наступил октябрь, и Зайнетдин Хисаметдинович быстро разочаровался в новой власти. Не смог он найти взаимопонимания и с колчаковской администрацией, хотя и был выдвинут в городской совет от мусульманской общины Екатеринбурга. В 1919-м всё большое семейство Агафуровых покинуло Урал и оказалось сначала в Харбине, а затем и в Японии.
Здесь, вдали от Родины, и закончили свой жизненный путь все три брата Агафуровы. Камалетдин умер 1 июля 1922 года в Иокогаме. Его похоронили там же, на Интернациональном кладбище. Два года спустя ушёл из жизни средний брат Зайнетдин. Любопытно, что за год до смерти он получил от советской власти официальное приглашение вернуться на Урал. Поговаривали, что Зайнетдин уже собирал вещи и оформлял документы, для чего переехал в Харбин, но внезапно умер во сне от остановки сердца.
Младший из братьев Кашафетдин Агафуров ещё в течение девяти лет занимался коммерцией, а затем, выгодно продав бизнес, отошёл от дел. 24 марта 1935 года в Харбине, попав в автомобильную аварию, он умер от несовместимых с жизнью ран.
Существует легенда, что в 1934 году Кашафетдин и его жена Салия Султановна получили приглашение от Свердловского УНКВД «вернуться в город для выдачи ценностей, укрытых от советской власти». Якобы за добровольную выдачу ценностей супругам Агафуровым обещали позволить вернуться на Родину и даже возглавить ОРС крупного предприятия. Правда, документального подтверждения эта легенда до сих пор не нашла…
Дом Агафуровых
Словосочетание «Агафуровские дачи» давно стало нарицательным и ассоциируется с психиатрической больницей на Сибирском тракте, но почему она получила такое название мало кто знает.
В прошлый раз мы публиковали материал, в котором была раскрыта тайна Агафуровских дач, подробно рассказано о взлете и падении уральских купцов.
Агафуровы
Сегодня же мы отправляемся в один из жилых домов Агафуровых, где в декабре 2015 года был открыт Музейный клуб «Дом Агафуровых».
В дореволюционном Екатеринбурге нынешняя улица Сакко и Ванцетти называлась Усольцевской. Здесь в основном находились жилые дома и небольшие мастерские, такие как переплётная А.Р. Вельца, прачечная Елисеевых. Здесь же была построена усадьба Агафуровых, состоящая из трех домов и надворных построек.
Первый дом, который сейчас находится по адресу Сакко и Ванцетти, 24, был заложен еще основателем династии Хисаметдином Агафуровым — крестьянским сыном, ставшим впоследствии купцом второй гильдии. Хисаметдин внезапно скончался так и не став миллионером и не достроив первого дома.
Зато его два сына Камалетдин и Зайнетдин основали знаменитый торговый дом «Братья Агафуровы», стали известными торговцами не только в Екатеринбурге, но и в других городах Урала и Сибири. Предприимчивые братья достроили родительский дом и возвели еще один особняк для себя. Сейчас этот дом находится по адресу Сакко и Ванцетти, 28, является уникальным памятником деревянного зодчества и постоянно привлекает внимание горожан и гостей города. Удивляет и восхищает и внутренний декор, который находится в процессе восстановления. К сожалению, архитектор Дома Агафуровых по-прежнему остается неизвестным.
Эмигрировав после революции, Агафуровы оставили здесь хорошую библиотеку. Возможно, именно поэтому, в советское время, здесь были организованы трехгодичные мусульманские педагогические курсы для подготовки учителей татаро-башкирских школ. Во второй половине 30-х годов это учебное заведение объединяют с Русским педтехникумом (на ул. Карла Либкнехта). С 1938 по 1986 год в Доме располагается коммунальная квартира.
В 1988 году после расселения жильцов дом собирались снести. Об этом рассказал один из посетителей музея, бывший бульдозеристом, стоящий с приказом о сносе. Но рабочие не успели приступить к делу, приказ отменили. В конце-концов Дом был признан культурным наследием и был передан Свердловскому областному краеведческому музею.
Есть еще одна трогательная история, которая произошла с домом Агафуровых. Уезжая в эмиграцию, Агафуровы передали ключи одному из своих работников, просили сберечь дом. До самой старости он прожил в одной из комнат, уже тогда коммунальной квартиры, храня верность данному слову.
Но что такое музей в нашем с вами понимании? Картины на стенах, экспонаты за стеклом. И тут происходит некий диссонанс. Музей «Дома Аггафуровых» есть, а экспонатов, принадлежащих Агафуровым нет. Как же так, хочется спросить? Все просто. Бывший дом Агафуровых до конца не отреставрирован, музейные экспонаты здесь хранить пока что нельзя, они находятся в фондах музея. Поэтому здесь организован «Музейный клуб». Выставки, фестивали, концерты проводятся благодаря волонтерам. По сути у горожан появилась любопытнейшая площадка, на которой можно проедмонстрировать свое творчество.
Здесь проходят интерактивные программы, спектакли, квесты. можно посетить анти-кафе.
Как утверждают сотрудники музея, этот дом имеет какую-то свою неповторимую атмосферу. Видимо, Дом хранит дух своих первых владельцев, которые вели активный, открытй новым идеям образ жизни.
Если у вас есть какие-то интересные предложения, проекты, вы готовы продемонстрировать свои перфомансы или работы, это можно сделать в стенах «Дома Агафуровых», который, как и его первые хозяева, открыт для экспериментов и идет в ногу со временем.
«Недореставрация» стала главной «фишкой» музейного клуба «Дом Агафуровых». Так как в стенах музея еще пока что нет стационарной выставки, пространство особняка оказалось подвижным. Любой желающий может обратиться в клуб со своим проектом, и получить возможность самореализации.
На данный момент приведены в порядок всего несколько комнат, остальные закрыты для посетителей, но один зал все же хранители музея смогли обыграть. И теперь мы можем наблюдать потрясающую, не закрашенную лепнину, которая была сделана именно по вкусу своих первых владельцев Агафуровых.
На втором этаже расположилась экспозиция «Коммуналка». Стать частью истории, создателем фондов музея теперь может каждый житель нашего города. Если у вас есть предметы прошлого, которые давно пылятся на антресолях, несите в музей. Так, история вашей семьи может стать историей города.
Ну и хочется обратиться к бывшим жителям дома Агафуровых. Служители музея непременно ждут вас в гости, ведь вы можете стать летописцем истории Екатеринбурга. Каждое ваше воспоминание поможет воссоздать картину прошлых дней.
Общая информация:
Адрес: ул. Сакко и Ванцетти, 28
Телефон: +7 (343) 371-05-21
Агафуровы
Наш сегодняшний материал получился абсолютно внезапно. Просто мы попали в Музейный клуб «Дом Агафуровых», который произвел неизгладимое впечатление своим духом, лепниной на потолках, историями.
О доме мы расскажем в следующий раз, а сегодня мы публикуем историю семьи Агафуровых — известных на Урале купцах, чей Торговый Дом «Братья Агафуровы» вошел в историю Екатеринбурга и был важной состовляющей культуры того времени.
Существуют фамилии, интерес к которым по тем или иным причинам не ослабевает с течением времени, делая их в определенном смысле знаковыми. Агафуровы занимают среди них достойное место, символизируя выдающуюся коммерческую предприимчивость, в сочетании с человеколюбием и широкой благотворительной деятельностью.
Без малого сто лет минуло с тех пор, как рухнула агафуровская «торговая империя», но судьба оказалась благосклонной к самой фамилии. Она не забыта, и до сих пор некоторые дома, принадлежавшие знаменитой семье, называют в Екатеринбурге «агафуровскими». Не обошлось и без исторического курьеза. Известные в свое время дачи Агафуровых на Сибирском тракте, где отдыхали не только сами владельцы, но и семьи работников Торгового дома, где часто устраивались благотворительные акции для малоимущих, известны и сегодня, но почему-то как синоним «сумасшедшего дома». Причина в том, что в непосредственной близости от агафуровских дач еще в 1914 году было начато строительство психиатрической лечебницы, на которую молва и распространила «дачное» название.
Чем же прославили Агафуровы свою фамилию?
Начало всему положил Хисаметдин Агафуров, родившийся 10 октября 1831 г. в многодетной крестьянской семье в дер. Малые Елги Лаишевского уезда Казанской губернии.
Семья жила натуральным хозяйством и практически впроголодь. Земли для семейных нужд не хватало, т.к. по существовавшим тогда законам она выделялась в пользование только на мужской состав семьи, а Хисаметдин, на беду, был единственным сыном. Помимо него у крестьянина Гафура было ещё 5 дочерей. Однако в 1855 году произошло событие, которое можно считать отправной точкой в истории Агафуровской династии. Помещик, которому предстояло отправить одного из двух своих сыновей служить в царскую армию, предложил Гафуру выгодную сделку: за крупную сумму денег отправить в солдаты Хисаметдина вместо помещичьего отпрыска. И, хотя Хисаметдин к этому времени был уже женат, а его первенцу Камалетдину исполнилось 2 года, он согласился. Это был его единственный шанс помочь семье, а самому попытаться, вырвавшись из привычного уклада, выбиться в люди.
Служить довелось в Екатеринбурге. Через год сюда же переехала молодая жена с маленьким сыном и сняла угол недалеко от солдатских казарм. Отслужив положенные 12 лет, Хисаметдин Агафуров вышел в отставку в чине унтер-офицера, а в 1868 г. открыл собственное дело — розничную торговлю мелочным товаром в небольшой арендованной лавке на Торговой площади г. Екатеринбурга. Постепенно в оборот вводились новые предметы: папиросная бумага, спички, табак, мыло и др. Годовой оборот первоначально выражался относительно скромной суммой (около 5000 руб), а в торговом деле принимали участие только члены семьи: жена Биби-Азиза, старший сын Камалетдин, а чуть позже и второй сын Зайнетдин. Маленькие сыновья — будущие миллионеры — помогали отцу, торгуя с лотка спичками и папиросами собственной закрутки. Постепенное расширение торговли привело к необходимости найма служащих, тем более, что завязались торговые отношения на ярмарках: Ирбитской, Крестовской и Челябинской.
Однако осенью 1883 г. Хисаметдин Агафуров внезапно умирает. За свою короткую жизнь он успел достичь многого, пройдя путь от нищего крестьянина до состоятельного человека, купца II гильдии. Но по-настоящему богатым стать не успел. Во всяком случае, затеяв постройку большого особняка для своей ставшей многочисленной к тому времени семьи, он успел возвести лишь первый этаж. Это здание, достроенное уже сыновьями, и сегодня радует глаз: здесь размещается Постоянное представительство республики Татарстан в Свердловской области.
Точно так же и прочно поставленное Хисаметдином Агафуровым торговое дело стало лишь «первым этажом» огромного здания. Но само «здание» довелось построить уже его сыновьям: Камалетдину и Зайнетдину, которые в конце 1883 года учредили ставший впоследствии широко известным Торговый дом «Братья Агафуровы».
До 1890 года Торговый дом располагал только одним постоянным пунктом, в г. Екатеринбурге, и годовой оборот его достигал 150−200 тыс. руб. Торговля велась в арендованном под универсальный магазин здании на ул. Успенской (ныне улица Вайнера). При этом магазин на протяжении многих лет был едва ли не самым популярным в городе. Отчасти потом, что был в буквальном смысле универсальным. Здесь можно было купить действительно всё: от чая и табака до золота и бриллиантов. Это было чрезвычайно удобным для потенциального покупателя, особенно если учесть, что практически любой вид товара был представлен в широком разнообразии и в разных ценовых категориях.
Много покупателей и просто зевак было всегда и в отделе игрушек: здесь перед зачарованными взглядами ребятишек настоящий маленький паровозик, выпуская пар из котла, подогретого на маленькой спиртовке, тащил по рельсам состав с пассажирскими вагончиками, а среди игрушек — предмет вожделения всех мальчишек — стреляющий настоящими пульками пистолетик «Монте-Кристо».
Следует подчеркнуть, что для Агафуровых в торговле не существовало мелочей. Борьба за клиента начиналась у самого входа, где покупателя встречали опрятно одетые, неназойливо-учтивые приказчики, в основном молодые люди, готовые представить любой товар в самом лучшем виде. Подарочные сувениры в виде маленьких флакончиков духов для дам или шоколадных «бомб» с сюрпризом для детей делали особенно привлекательным посещение и покупки в этом магазине. Фирменный стиль Агафуровых, придающий лоск даже не самой дорогой покупке и в то же время демонстрирующий ответственность продавца за её качество проявлялся и в том, что практически на всей упаковке ставилось клеймо «Торгового дома» а, например, в коробку с парой обуви вкладывался никелированный рожок для обуви с таким же клеймом. Аналогичный подход к торговле Агафуровы демонстрировали не только в Екатеринбурге, но и всюду, куда доходило их торговое дело.
Развивая свою деятельность, члены Торгового Дома, число которых увеличилось вступлением достигшего совершеннолетия младшего брата Кашафеттдина, постепенно открывали отделения в городах Северо-Восточной России. Так, в 1890 году было открыто отделение в г. Тюмени, в 1894 г. — на Ирбитской ярмарке и в 1896 г. — в г. Перми. Для большего удобства оптовых закупок были открыты специальные конторы в Варшаве с 1898 г. и с 1908 г — в Москве. Для заключения торговых сделок братья выезжали в Польшу, Германию, Швейцарию, Францию, Китай, Японию. К моменту наивысшего взлета в 1913 году торговая «империя» братьев Агафуровых распространила свою деятельность от Варшавы на западе до Японии на востоке, включая Урал, Сибирь, Среднюю Азию и Северный Китай (Харбин). Годовой оборот Торгового Дома превысил 6,5 млн. рублей.
Но Агафуровы, вероятно, не были бы столь популярными и известными, если бы не широкая общественная и благотворительная деятельность, которую вели почти все взрослые члены большой семьи. Наиболее деятельным из них был Зайнетдин Агафуров.
Остаётся только восхищаться энергией этого человека. Занимая ведущее место в управлении Торговым домом, Зайнетдин неоднократно избирался гласным (депутатом) Екатеринбургской Городской Думы, членом податных присутствий г. Екатеринбурга: промыслового и квартирного; членом Биржевого Комитета в Екатеринбурге и Ирбите, председателем котировочной комиссии при бирже Екатеринбурга, членом учетных комитетов Екатеринбургских отделений Государственного и частных банков.
Богатство не ожесточило братьев, помнивших о своем простом происхождении. Может быть, поэтому столько сил и средств расходовалось ими на благотворительность. В одном из Агафуровских домов располагалась мусульманская молельня, в другом работала библиотека-читальня и проходили заседания Мусульманского благотворительного общества, первым председателем которого был Зайнетдин Агафуров. На его средства содержались медресе и мектебы как в самом Екатеринбурге, так и в уезде. При его непосредственном организационном и финансовом участии были построены мечети в Нижнем Новгороде и Перми.
Не оставалась в стороне и супруга Зайнетдина Агафурова — Асьма Садыковна, дочь уральского (троицкого) коннозаводчика Абдрашитова. Под ее попечительством существовала специальная мусульманская школа для девочек.
Агафуровы отметились и в спортивной жизни Екатеринбурга. При их активном участии было создано Общество велосипедистов и любителей физического развития (членами которого стали сами братья и некоторые из их детей), а также Общество охотников конского бега. На средства Камалетдина Агафурова в 1900 г. был построен современный по тем временам велодром.
В 1908 году, отмечая 25-летний юбилей Торгового Дома, Агафуровы открыли ссудо-сберегательную кассу для своих служащих, которые справедливо считались самыми зажиточными среди торговых служащих города. Свидетельством признания заслуг на ниве общественной и благотворительной деятельности стало награждение Зайнетдина Агафурова золотой медалью на Александровской ленте и званием потомственного почетного гражданина.
Февраль 17-ого Агафуровы встретили с воодушевлением. Благодаря высокому авторитету Зайнетдин Агафуров был даже командирован в Петроград для подготовки Всероссийского съезда мусульман. Однако очень скоро эйфория от буржуазно-демократических лозунгов полностью развеялась. Экономика погружалась в хаос. В Петрограде и Москве к власти пришли большевики. Начиналась гражданская война. Екатеринбург оказался во власти большевиков, а с классовыми врагами большевики не церемонились. С приближением к городу колчаковских войск репрессии против мирного населения усилились. Апофеозом их стало полное уничтожение царской семьи, находившейся в то время под домашним арестом в Екатеринбурге.
Жизнь богатого известного в городе семейства Агафуровых находилась под угрозой: Зайнетдин Агафуров попадает в подвалы ЧК в качестве заложника. К счастью, ему удается избежать участи десятков известных в городе людей, ставших заложниками и расстрелянных большевиками по злой иронии судьбы неподалеку от агафуровских дач.
Становилось ясно, что страна, охваченная гражданской войной, уже никогда не сможет стать прежней. Ничего не могло измениться и в тот короткий период, когда в город вошли белые. Все шло к своему закономерному финалу.
1918 год стал роковым для Зайнетдина: один за другим ушли из жизни два близких человека — жена Асма и сын Билял. В начале июля 1919 года все члены большого семейства Агафуровых, находившиеся на тот момент в Екатеринбурге, спешно покинули город с отступающими колчаковскими войсками. Столь же закономерным был и маршрут их исхода: сначала Сибирь, затем Дальний Восток и — короткий период в Японии, где в 1922 году завершились последние дни старшего из братьев, Камалетдина. Несчастья продолжали преследовать семью: 1 сентября 1923 года в одном из самых страшных землетрясений 20 века в Йокогаме погиб старший сын Зайнетдина Нуритдин вместе с женой Софией.
Долгая дорога завершилась, наконец, в китайском Харбине. Здесь на основе харбинского магазина Агафуровых продолжилось существование громкого торгового имени.
По-видимому, Зайнетдин Хисаметдинович все же не оставлял надежды вернуться на Родину. Тем более что основания для этого были. Достоверно известно, что в 1923 или 1924 году он в числе некоторых крупных специалистов торгового дела, эмигрировавших за рубеж, получил официальное приглашение Совнаркома вернуться для налаживания торговли в Советской России. Начинался непродолжительный эксперимент большевиков, названный Новой Экономической Политикой. Решился бы Зайнетдин Агафуров вернуться на Родину или нет, остается только гадать. В июне 1924 года он скоропостижно скончался в Харбине от очередного сердечного приступа.
В некрологе, напечатанном в харбинской газете «Новости жизни» были такие строки: «…В мире людей, выросших за прилавком, где все продажно и, где человек оценивается по толщине его бумажника, где в жизненное правило возведена мертвая хватка, где рубль — все: и Бог, и родина, и брат, и друг; в этом мире Зайнетдин Агафуров был совестью — единственным моральным моментом, единственным уклоном в человечность, в которой тепло, и светло, и радостно…»
После внезапной кончины Зайнетдина фирма просуществовала еще несколько лет под контролем последнего из братьев, Кашафетдина, а также сына Камалетдина Агафурова — Садретдина и двух сыновей Зайнетдина — Бурхана и Искандера, занимаясь преимущественно продажей игольно-швейных товаров. К 1933 году торговый «титаник» «Братья Агафуровы», завершив полувековой каботаж, окончательно ушел на дно, отправив оказавшихся в эмиграции членов большой семьи в свободное плавание.
Сведения об Агафуровых в эмиграции крайне скудны. Стало известно, что сын старшего из братьев, Камалетдина, Садретдин был членом ЦИК первого конгресса тюрко-татарской эмиграции на Дальнем Востоке, прошедшем в городе Кобе в 1934 году. Вместе со своей женой Марьям в январе 1939 года он стал членом общества Идель-Урал в Шанхае. Их младшая дочь Разия тоже впоследствии вошла в совет Шанхайской тюрко-татарской общины. Здесь, в Шанхае, она вышла замуж за известного в эмигрантской среде поэта, писателя Шах-Вели Кляули, публиковавшегося как в татароязычной газете «Милли Байрак», так и в русскоязычной эмигрантской прессе. И вдали от Родины Агафуровы сохранили активную жизненную позицию, любовь к родному языку и культуре.
Слева направо стоят: София (жена Нуритдина), Мурат, Марьям (жена Садретдина), Салия (жена Кашафетдина), Садретдин, Разия. В центре сидят: Зайнетдин, Камалетдин и Кашафетдин. На переднем плане: стоит — Энвер, сидят — Искандер, Нуритдин, Бурхан, Бадретдин (Иокогама, 1922 г.)
К концу 40-х годов ХХ века обстановка в теперь уже коммунистическом Китае стала сложной для эмигрантов. По существу они стали выдавливаться из страны. Кто-то из тех, кого судьба выбросила за границы новой России, с большим риском для себя, стал возвращаться на Родину, кто-то стал искать новое счастье в Гонконге, Австралии и Америке. Мусульманская община, в основном, потянулась в Турцию. Сюда переехали и оставшиеся в живых члены агафуровской семьи. Здесь их потомки, уже очень далекие от своих корней, живут и сегодня. Потомки Камалетдина проживают также и в Японии.
Зайнетдин Агафуров на празднике сакуры
Известна и судьба тех Агафуровых, кто остался на Родине, двух дочерей Камалетдина, Суфии и Марзии, и двух дочерей Зайнетдина, Магиры и Мариам. Они испытали все то, что выпало на долю их страны: голод, репрессии, войны. Но и сегодня в семьях их потомков, носящих другие фамилии, с гордостью вспоминают о своих замечательных предках.
Похороны Камалетдина Агафурова в Токио
К счастью, память об Агафуровых сохранилась не только у потомков знаменитой фамилии. В июне 2011 года в доме, где когда-то проживала большая семья, прошел званый вечер «В гостях у Агафуровых», на который пришли потомки братьев-меценатов, ныне живущие в России, а также известные деятели культуры, представители творческой интеллигенции и администрации города Екатеринбурга. Так Постоянное представительство Республики Татарстан в Уральском регионе решило отметить 150-летний юбилей одного из братьев — Зайнетдина Агафурова. Размещаясь в доме, принадлежавшем когда-то Агафуровым, Постпредство РТ бережно сохраняет не только само здание, но и историческую атмосферу гостеприимства легендарной семьи.
Сын Зайнетдина Агафурова Бурхан на могиле отца (Харбин, 1924 г.)
В декабре 2015 года произошло долгожданное событие — в отреставрированной части сохранившегося дома Камалетдина Агафурова открылся филиал Свердловского областного краеведческого музея — Музейный клуб «Дом Агафуровых». Сотрудники музея постепенно пополняют экспозиции музейного клуба новыми экспонатами и сведениями, отражающими жизнь известной екатеринбургской семьи.
Екатеринбуржцы любят историю своего города и, как знать, быть может, осуществится появившаяся несколько лет назад идея создания памятника Агафуровым.
Как памятник, установленный в самом начале расположенного неподалеку от домов Агафуровых бульвара, так и сам бульвар, который мог бы быть назван их именем, стали бы заметным украшением уральской столицы и своеобразной данью замечательной фамилии, вошедшей в историю Урала и России.
Автор текста: Бадри Девишев, правнук Зайнетдина Агафурова,
член Союза журналистов России.