агриков меч что это такое

Меч-кладенец сына Ирода и настоящее кольцо всевластия. Истории сказочных артефактов

Почти библейский богатырь

Тут, конечно, сложно говорить о реальности прототипа. Скорее, можно утверждать, что в древних исторических документах есть эпизоды, которые поражали воображение, могли быть множество раз пересказаны и в конце концов превратиться в сказку.

Что с ним (мечом) происходит в течение следующей тысячи с лишним лет, вообще тайна. А потом он возникает в древнерусских летописях. Во времена Юрия Долгорукова (стало быть, XII век) тамплиеры (представители Ордена бедных рыцарей Христа) провели раскопки на территории храма Соломона в Иерусалиме. И нашли в числе прочего легендарный святой Грааль и тот самый Агриков меч. А сын князя Юрия Андрей Боголюбский, надо сказать, вступил в орден тамплиеров и участвовал в крестовых походах. И рыцари в благодарность наградили его удивительным артефактом. Причём новому владельцу довелось испытать его мощь. Летопись гласит, что в 1149 году во время одного из междоусобных сражений он оказался во вражеском кольце верхом на израненном коне. И в этот момент он поднимает над головой меч. Светился он, нет ли — неясно, а только войска противника в ужасе начали расступаться, и Андрей без всякой драки вышел из окружения и присоединился к своим.

агриков меч что это такое. Смотреть фото агриков меч что это такое. Смотреть картинку агриков меч что это такое. Картинка про агриков меч что это такое. Фото агриков меч что это такое

Фото © Public Domain

Эту информацию мгновенно расшифровали. Пётр — это брат мужа. Агриков меч — это Агриков меч. Пётр, правда, не знал, где именно его спрятали. Ермолай-Еразм пишет, что он пришёл в храм молиться, ему было явление: ангел показал, куда идти. Меч лежал в алтарной стене, в щели между камнями. Кладенец, понимаете? Пётр берёт его, идёт домой и заходит в покои брата. Там сидит Павел. Один. Далее Пётр направляется в покои княгини. Там с ней Павел. Младший князь всё понял. Он вернулся обратно, велел брату никуда не уходить, снова пошёл к снохе и со всего размаху этим мечом по подложному князю ударил.

агриков меч что это такое. Смотреть фото агриков меч что это такое. Смотреть картинку агриков меч что это такое. Картинка про агриков меч что это такое. Фото агриков меч что это такое

Кадр из мультфильма «Сказ о Петре и Февронии»

Кровь змея забрызгала Петра, и его кожа покрылась гнойными струпьями, он заболел проказой. И тут начинается его история любви. Все вокруг развели руками, мол, знахарство тут бессильно. А потом больному приснилось, что его вылечит одна девушка, которая живёт в Рязанском княжестве. И имя во сне назвали — Феврония. И село — Ласково. В общем, чёткое направление. Кстати, не сочтите, пожалуйста, за кощунство, просто удивительный эпизод: Феврония-то Петра, можно сказать, шантажом вынудила жениться! Она выдвинула это как непременное условие излечения. Пётр думал было уклониться, тем более что родня категорически против неравного брака была: он — князь, а она — дочь простого бортника, пчеловода то есть. Так вот, опять женская смекалка сработала: Пётр жениться не стал, но того не знал, что один струп умная девушка ему принципиально не стала долечивать. Легко себе представить, как он, довольный, уезжает, а она загадочно улыбается и машет ему рукой. В общем, вероломный пациент довольно скоро вернулся.

Наверное, настоящего Голлума звали Сильвианом, раз он так горевал из-за этого кольца. Но, судя по всему, ему «его прелесть» даже перед смертью так и не досталась. Итак, знаменитой саги не было бы, если бы не один простой крестьянин из деревни Силчестер в графстве Гэмпшир на юге Великобритании. Однажды в 1785 году он просто вспахивал поле и нашёл в земле кольцо. Вот это самое.

агриков меч что это такое. Смотреть фото агриков меч что это такое. Смотреть картинку агриков меч что это такое. Картинка про агриков меч что это такое. Фото агриков меч что это такое

Кольцо Сильвиана в историческом поместье Вайн (Гэмпшир, Великобритания). Фото © Flickr / Richard Turner

Золотое, с печатью и какой-то надписью. Диаметр — 25 миллиметров. Явно на мужскую руку. А надпись такая: SENICIANE VIVAS IIN DE. Нетрудно догадаться, что это латынь. Однако, по мнению специалистов, тут сразу две ошибки: почему-то в слове IIN два раза выгравирована буква I и в конце фразы нет буквы О — для неё, получается, просто места не осталось. То есть должно было быть так: SENICIANE VIVAS IN DEO. Тогда это можно было бы перевести как «Сенициан, живи в Боге». Считается, что это довольно традиционная надпись для римских христиан. Впоследствии было установлено, что в этих местах в своё время действительно было обширное римское поселение. И да, на кольце отпечатано лицо богини Венеры. Во всяком случае, подпись гласит, что изображена она.

Так вот. Казалось бы, любопытно, но не более того. По основной версии, хозяин расположенного неподалёку поместья оказался коллекционером древностей и выкупил эту вещь у фермера. Много лет кольцо просто лежало в доме. Упоминание о нём осталось в фамильных книгах. Вот, собственно, и всё. И вдруг в начале XIX века в 130 километрах к северо-западу от Силчестера, а именно в городке Лидни, начинаются археологические раскопки. На этом самом месте, по мнению учёных, был храм, посвящённый древнему кельтскому божеству Ноденсу. Он был седой, бородатый, вроде Деда Мороза, только более грозный, пожалуй. Покровительствовал охоте, да и сам промышлял ловлей разных, между прочим, страшных и ужасных мифических существ. А ещё ему молились насчёт здоровья. И на руинах этого храма находят свинцовую табличку. Тоже с надписью, тоже на латыни, и содержатся там самые что ни на есть отчаянные проклятия.

агриков меч что это такое. Смотреть фото агриков меч что это такое. Смотреть картинку агриков меч что это такое. Картинка про агриков меч что это такое. Фото агриков меч что это такое

«DEVO NODENTI SILVIANVS ANILVM PERDEDIT DEMEDIAM PARTEM DONAVIT NODENTI INTER QVIBVS NOMEN SENICIANI NOLLIS PETMITTAS SANITATEM DONEC PERFERA VSQVE TEMPLVM DENTIS».

Попытаемся перевести так:

Богу Ноденсу. Сильвиан потерял кольцо и жертвует половину (его стоимости. — Прим. Лайфа) Ноденсу. Пусть никому из тех, кто носит имя Сенициана, не будет хорошего здоровья, пока кольцо не вернут в храм Ноденса

Судя по тому, что кольцо нашли не в храме, мы можем сделать вывод, что похищенное так и не вернули. Если это всё так, какой, однако, подлец этот Сенициан: украл и под себя переписал — ни стыда ни совести. Так ещё и малограмотный. Но всё-таки: что ж так убиваться-то? Жаль, конечно, но если у тебя был такой золотой перстень, то, надо думать, ты был вообще человек состоятельный. Что это кольцо могло такого значить для безутешного Сильвиана? Память? О чём? О ком? А может, действительно, символ власти какой-то? Вроде официального документа, подтверждающего, что ты властелин.

Исследователям очень понравилась эта история. Особенно выдающемуся археологу сэру Мортимеру Уилеру. В 1929 году он побывал на месте раскопок, ознакомился с табличкой, осмотрел кольцо. В какой-то момент он понял, что ему нужна консультация филолога, и обратился к лучшему, на его взгляд, специалисту в стране — профессору Оксфордского университета. И звали этого профессора. Правильно. Джон Рональд Руэл Толкин.

агриков меч что это такое. Смотреть фото агриков меч что это такое. Смотреть картинку агриков меч что это такое. Картинка про агриков меч что это такое. Фото агриков меч что это такое

Если он именно чёрный, в форме квадрата или параллелепипеда, да ещё и с какими-то надписями, то сразу возникают прямо-таки многочисленные книжные образы. Тут тебе и «Мифы Ктулху» Говарда Лавкрафта, и «Заповедник гоблинов» Клиффорда Саймака. Да что там, даже в «Космической одиссее» Артура Кларка есть загадочный, правда, идеально ровный чёрный монолит, который прислали инопланетяне, чтобы сделать из полуобезьян разумных людей. Естественно, не стоит утверждать однозначно, но всё-таки это факт: все эти произведения написаны через много лет после того, как знаменитый итальянский археолог Джакомо Бони устроил раскопки на Римском форуме. Этот человек мечтал о новом возрождении Римской империи. Даже интересовался нацистской идеологией — считал, что это ближе к античности. Того, что эти нацисты творили, он увидеть не успел — умер в 1925-м. А в 1899 году он добился снесения нескольких «новодельных» зданий, которые стояли у него на пути, и начал искать. В древних источниках он прочёл, что именно в этом месте, рядом с храмом Антонина и Фаустины, находится некий чёрный камень. И что никто толком не знает, почему он там стоит. В воспоминаниях очевидцев сохранились описания того, как аккуратный, похожий на врача интеллигентный человек копался в траншее, вынимал из земли какую-то гадость. Даже поднимался над местом раскопок на воздушном шаре. И в конце концов нашёл.

агриков меч что это такое. Смотреть фото агриков меч что это такое. Смотреть картинку агриков меч что это такое. Картинка про агриков меч что это такое. Фото агриков меч что это такое

Обелиск сделан из чёрного мрамора. Кстати, в Италии находится одно из крупнейших месторождений этого редкого камня, и именно древние римляне начали его добывать. То, что на этом камне написано, представляет собой древнейший образец латинской письменности. Половины слов не видно. Правда, сохранилась, к примеру, фраза о том, что тревожить это место, мягко говоря… да. Не рекомендуется.

Источник

агриков меч что это такое. Смотреть фото агриков меч что это такое. Смотреть картинку агриков меч что это такое. Картинка про агриков меч что это такое. Фото агриков меч что это такоеalexnumis

Записки заядлого нумизмата

У Агрикова меча было много имен: Меч Ареса, Меч Войны, Сенусертов (Сесострисов) меч, Агриканов меч, Меч Ория, Меч Добрыни. Он упоминается в исторических писаниях времен Древнего Египта, в европейских средневековых трактатах, в болгарских и русских сказаниях. Согласно преданиям, меч приносил победу в войне, и именно по этой причине за ним охотились спецслужбы Наполеона и Гитлера. Не прекратились поиски меча и в наши дни: его пытаются найти и археологи, и историки-энтузиасты, да и спецслужбы.

«Я не ставил себе целью что-то раскрыть или опровергнуть чьи-то мнения, просто мне интересно было изучать историю разных народов: их летописи, легенды и предания, данные археологических раскопок и т. д. Плюс к этому у меня был доступ к некоторым из закрытых исторических документов и к различным лабораторным данным. Более того, я специально ездил к окскому острову, где, согласно полученным данным, захоронен Атилла, пробыл на нём пять дней. Место действительно странное. Там снятся очень яркие и цветные сны. Над островом три дня подряд грохочут грозы — на берегу не падает ни капли. Связано это с могилой Атиллы или нет, точно неизвестно, но аномальность этого места сомнения не вызывает», — уточняет Ю.А. Серёгин.

И так, обо всём по порядку.

ХОЛОДНАЯ ОСЕНЬ 1941 ГОДА

МЕЧ, СОЗДАННЫЙ ДЛЯ ПРАВОГО БОЯ

В 1700 году до нашей эры воинственный фараон Древнего Египта Сенусерт III (другая транскрипция имени — Сесострис), который покорил к тому времени чуть ли не половину Азии, собрался войной на Скифию: скифы разоряли его империю опустошительными набегами.

Благословляя фараона на победу, жрецы преподнесли ему подарок — Божественный Меч Войны (греки называли его Мечом Ареса). Владелец его имел поддержку богов в бою, но при одном условии: война должна вестись за правое дело.

Пока войска Сенусерта освобождали от скифов земли империи, война проходила очень успешно для египтян. Но фараон повел армию дальше — война оборонительная превратилась в захватническую. И тут удача навсегда покинула Сенусерта. Его войско было разгромлено объединенной армией болгар, сам же фараон едва успел сбежать. А по возвращении в Египет его ждали отравители.

Меч Войны был утерян Сенусертом во время бегства. Судя по косвенным данным, им завладели болгарские волхвы и на долгое время стали хранителями артефакта.

Источник

Агриков меч что это такое

агриков меч что это такое. Смотреть фото агриков меч что это такое. Смотреть картинку агриков меч что это такое. Картинка про агриков меч что это такое. Фото агриков меч что это такое

агриков меч что это такое. Смотреть фото агриков меч что это такое. Смотреть картинку агриков меч что это такое. Картинка про агриков меч что это такое. Фото агриков меч что это такое

Василиса Премудрая запись закреплена

Существует предание об Агриковом мече, утерянном артефакте древности. По легенде его изготовил Агрик, сын царя Ирода, известного своей жестокостью царя. Этот клинок мог как масло рубить стальные доспехи, светился в темноте ярким синеватым светом и давал в бою такое преимущество, что одним своим видом мог обратить в бегство абсолютно любое войско.

Князь Андрей Боголюбский, окруженный врагами в 1149 году, смог спастись от смерти или плена, просто высоко подняв меч над головой. Упоминался этот артефакт и в легенде о Петре и Февронии. Непобедимый клинок пытался разыскать Адольф Гитлер, на побережье реки Ока он даже послал специальную экспедицию. Как и следовало ожидать, никаких результатов это не принесло.

Преданий о непобедимом мече на Руси существовало огромное количество. Сейчас никто не может точно знать был ли этот образ собирательным или действительно существовал великий магический артефакт невиданной силы, способный подарить неограниченную власть.

агриков меч что это такое. Смотреть фото агриков меч что это такое. Смотреть картинку агриков меч что это такое. Картинка про агриков меч что это такое. Фото агриков меч что это такое

Почти библейский богатырь

По преданию, меч этот испускал во тьме голубоватое свечение и имел сверхъестественные свойства: рубил в шепки любые воинские доспехи. В бой с богатырём, вооружённым мечом Агрика, враги даже не вступали, поворачивали вспять.
Показать полностью.

Тут, конечно, сложно говорить о реальности прототипа. Скорее, можно утверждать, что в древних исторических документах есть эпизоды, которые поражали воображение, могли быть множество раз пересказаны и в конце концов превратиться в сказку.

Что с ним (мечом) происходит в течение следующей тысячи с лишним лет, вообще тайна. А потом он возникает в древнерусских летописях.

Как меч оказался на Руси?

На этот вопрос нет ответа. В былинах есть только рассказы о том, как меч-кладенец богатыри получают из рук Святогора или находят его в глубокой пещере.

Но вот что интересно. Летописи свидетельствуют, что одним из самых бесстрашных полководцев Древней Руси был князь Андрей Боголюбский (род. около 1109 г.). В 1149 году «обеступленный» (окружённый) врагами, на раненом коне, князь выхватил меч и, просто высоко держа его над головой, сумел прорваться к своим.

Очевидно, это был тот самый момент, когда для устрашения врага достаточно было лишь продемонстрировать чудо-оружие.

В Крестовоздвиженском храме князю Петру является отрок и показывает Агриков меч, лежащий в расщелине алтарной стены

Так при каких же обстоятельствах у Андрея Боголюбского появился заветный меч? А вот при каких.

Отцом Андрея был Юрий Владимирович Долгорукий, князь Ростовско-Суздальской земли. До 1149 года летописные источники о жизни молодого князя ничего не говорят. Исследователи А. Рыбалка и А. Синельников в книге «Тайны русских соборов» делают предположение о том, что после смерти жены-половчанки Юрий Долгорукий отправил свадебное посольство во главе со своим сыном-отроком Андреем в Византию, к Елене Комнин.

Сватовство прошло успешно, и невеста увезла на Русь в качестве приданого, кроме прочего, икону Богородицы «Умиление», написанную самим Лукой Евангелистом, прославившуюся впоследствии как икона Владимирской Божией Матери.

Но как после этого сложилась судьба самого Андрея Боголюбского, «основоположника обустроенной русской государственности» (так назвал его известный русский историк СМ. Соловьёв)? По мнению вышеназванных исследователей, Боголюбский принял участие в крестовых походах и вступил в орден тамплиеров.

В подтверждение своей точки зрения эти авторы приводят следующие строки из старообрядского «Жития Андрея Боголюбского»: «Многая леты в Святая Земли Иерушаломе Граде бываху у Святого Гроба в посте и молитве, служа присно дево Марии Богородице вправду и без корысти, премногая мудрости наповняхусь, яко бе Шоло-мон царь, во храме его Святая Святых пребывахом». Нелишним при этом будет напомнить, что полное название ордена тамплиеров звучит так: «Братство бедных слуг Христовых, всадников Девы Марии, Иерусалимской Богородицы Соломонова храма».

агриков меч что это такое. Смотреть фото агриков меч что это такое. Смотреть картинку агриков меч что это такое. Картинка про агриков меч что это такое. Фото агриков меч что это такое

Существует труд церковного историка Ермолая-Еразма под названием «Повесть о Петре и Февронии». Содержание «Повести о Петре и Февронии», принадлежащей перу церковного писателя Ермолая-Еразма, известно читателям. Зачин её, основанный на муромских преданиях и легендах, содержит упоминание об Агриковом мече.
Показать полностью.

Началось всё в Муроме в годы правления князя Павла, старшего брата Петра. У Павла была красавица жена, к которой в отсутствие мужа повадился прилетать крылатый змей, принимавший его облик, и сама того не ведая, она ему изменяла. В какой-то момент подлог всё-таки был обнаружен, княгиня обо всём поведала мужу.

Младший брат Павла Пётр слышал об Агриковом мече, но не знал, где его искать. Решив уповать на помощь Бога, пошёл молодой князь в церковь и стал в уединении молиться. И явился ему ангел в образе отрока и сказал: «Я укажу тебе, где скрыт Агриков меч, иди за мной».

Он повёл Петра в алтарь, где в щели между камнями алтарной стены лежал этот меч. Поговорив с Павлом в его покоях и показав ему меч. Пётр пошёл навестить княгиню. И что же он видит? Рядом с княгиней сидит его брат, которого он только что оставил в дальних покоях. Удостоверившись, что в покоях княгини оборотень, Пётр поразил его Агриковым мечом. Но в предсмертных судорогах змей забрызгал князя своей кровью, и тот покрылся гноящимися язвами.

Ну а дальше — рассказ о выздоровлении князя благодаря врачеванию девы Февронии. Все вокруг развели руками, мол, знахарство тут бессильно. А потом больному приснилось, что его вылечит одна девушка, которая живёт в Рязанском княжестве. И имя во сне назвали — Феврония. И село — Ласково. В общем, чёткое направление. И тут начинается его история любви.

Кстати,Феврония-то Петра, можно сказать, шантажом вынудила жениться! Она выдвинула это как непременное условие излечения. Пётр думал было уклониться, тем более что родня категорически против неравного брака была: он — князь, а она — дочь простого бортника, пчеловода то есть. Так вот, опять женская смекалка сработала: Пётр жениться не стал, но того не знал, что один струп умная девушка ему принципиально не стала долечивать. Легко себе представить, как он, довольный, уезжает, а она загадочно улыбается и машет ему рукой. В общем, вероломный пациент довольно скоро вернулся.

агриков меч что это такое. Смотреть фото агриков меч что это такое. Смотреть картинку агриков меч что это такое. Картинка про агриков меч что это такое. Фото агриков меч что это такое

И сошлись Хостоврул с Евпатием

Летопись сообщает: «И обступили Евпатия сильные полки татарские, желая живым его взять. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассёк Хостоврула на полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних на полы рассекал, а других до седла разрубал».

В быстротечной схватке отряд Хостоврула был практически весь уничтожен, что озадачило Батыя. Даже если признать, что Евпатий Коловрат был богатырём из богатырей, всё равно как он мог один расправиться с десятками хорошо вооружённых врагов? Может, у Коловрата в руках был Агриков меч? Может, за ним и отлучался он из Рязани, когда узнал о надвигающейся угрозе?

Столкнувшись с невиданным доселе сопротивлением, Батый решил окружить стоянку отряда Коловрата, у которого в живых остались лишь четыреста дружинников, многотысячным войском и подвезти «пороки» (метательные орудия). Не вступая в открытую схватку, монголы забросали отважных русичей камнями. А потом по приказу Батыя воины принесли к нему тело Евпатия Коловрата. В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится: «И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О, Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».

Знал ли Батый о существовании Агрикова меча? Трудно сказать. По крайней мере, приведённые слова из «Повести о разорении Рязани» внушают надежду, что чудо-меч был вынесен с поля боя оставшимися в живых русскими воинами.

Подтверждением того, что пределов Руси меч не покидал, являются события, случившиеся более чем через семьсот лет после той битвы.

По некоторым данным (материалы засекреченной организации «Аненербе», действовавшей в составе СС), в декабре 1941 года фельдмаршал фон Бок получил директиву Гитлера о запрете обстрелов и бомбёжек пятикилометровой зоны вдоль Оки, от Рязани до Мурома. В эти места была десантирована группа коммандос из «Аненербе», занимавшейся самыми секретными делами рейха: от создания «техно-магических» дисколётов и другого Wunderwaffe («чудо-оружия») до поиска чаши Грааля и Агрикова меча. Декабрь, конечно, не самый подходящий месяц для поисков и раскопок, тем более в условиях боевых действий.

Надо знать, что идеология фашизма произрастала из оккультно-мистических корней, питаемых всем, чем угодно: от теории превосходства «нордической расы» до «откровений» германских языческих жрецов. Находилось в ней место и артефактам, которые Гитлер хотел «поставить рядом с собой для ощущения вселенской силы и могущества».

Что касается гитлеровских коммандос, засланных в муромские леса, то, говорят, выбраться за линию фронта смогли только двое из них, с обмороженными и пустыми руками.

Источник

А был ли змий?

Загадочные места «Повести о Петре и Февронии Муромских»

агриков меч что это такое. Смотреть фото агриков меч что это такое. Смотреть картинку агриков меч что это такое. Картинка про агриков меч что это такое. Фото агриков меч что это такое

О том, что святые Петр и Феврония Муромские являются покровителями семьи и супружества, а день их памяти объявлен федеральным праздником семьи, любви и верности, известно почти каждому жителю России. И это не может не радовать. Но с тех пор, как был установлен особый праздник в их честь и почитание Петра и Февронии приобрело широкий размах, не смолкают споры вокруг их имен. Больше всего недоумений и вопросов вызывает не их каноническое житие, включенное в Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского, а знаменитая «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Одни считают ее единственным и безоговорочным источником сведений о благоверных князьях, другие – вымыслом и красивой легендой, не имеющей ничего общего с их реальной биографией. Давайте попробуем разобраться, таким ли легендарным и фольклорным является этот замечательный памятник русской письменности. Кстати говоря, даже совершенно светские исследователи считают «Повесть…» одним из лучших образцов древнерусского творчества, вершиной отечественной литературы XVI века.

Сие сказание есть творение соборного священника Ермолая-Еразма, написанное им по заказу митрополита Макария после канонизации святых благоверных Петра и Февронии на Московском Соборе 1547 года. Однако митрополит Макарий не стал включать данное произведение в свои знаменитые Великие Четьи-Минеи. Видимо, он счел ее не совсем подходящей по стилю и содержанию к привычному агиографическому жанру.

Насколько мы можем доверять «Повести о Петре и Февронии»? Дело в том, что отец Ермолай вовсе не был каким-то сказителем, подвизающимся в художественно-литературном жанре. Он был выдающимся богословом, писателем, публицистом, человеком высокообразованным. На тот момент он уже написал значительное количество произведений, поэтому святитель Макарий, сам весьма ученый муж, и поручил ему составить житие муромских чудотворцев. В том, что он, конечно же, не сам выдумал данное сказание, но лишь обработал существующие предания о благоверных Петре и Февронии, не сомневаются даже самые жесткие критики «Повести…». К сожалению, Ермолай-Еразм, видимо, действительно опирался в своих исследованиях только на устные народные предания о муромском князе и его супруге. Но так ли далеко он ушел от летописей, и можно ли считать «Повесть о Петре и Февронии» действительным источником сведений об их жизни?

Народные свидетельства о жизни и чудесах святых являются серьезным источником при составлении житий

Дело в том, что народное почитание и свидетельства о жизни и чудесах святых являются и поныне очень серьезным источником при составлении житий канонизированных святых. А в XVI веке и, конечно, в более ранний период устное творчество было самым главным источником информации. Царь Иван Васильевич Грозный решил провести канонизацию благоверных Петра и Февронии, но известно, что народное почитание этих святых началось еще задолго до их церковного прославления. Для составителя житий святых народные устные рассказы, предания о жизни подвижников благочестия такой же источник, как и летописи. О многих святых мы узнаём почти исключительно из их житий, других письменных источников просто не сохранилось.

Жития святых – это особый жанр, очень близкий к литературному. Так, святитель Димитрий Ростовский включает в свой многотомный сборник жития мучеников, написанные на основании мученических актов, которые велись в Римской империи, но мы видим, что вместе с тем в эти жизнеописания включены также многочисленные диалоги и подробности, которые никак не могли содержаться в сухих судебных документах.

Заслуга священника Ермолая в том, что он бережно собрал все, на его взгляд, достоверные сказания и предания о святых Петре и Февронии и, отредактировав их, донес до читателя. Именно благодаря ему мы имеем не только летописные данные о них, но и сохраненные устные сведения о святой муромской чете. И за это ему большое спасибо от благодарных потомков. Ошибка же этого древнего писателя в том, что он не соединил устные предания с данными летописных исторических документов.

Кроме весьма краткого канонического жития, включенного в Минеи святителя Димитрия, кроме других более поздних, но куда более полных житий и непосредственно самой «Повести…» Ермолая-Еразма есть еще одно житие Петра и Февронии. На мой взгляд, оно является самым объективным и исторически выверенным источником. Это жизнеописание составлено святителем Филаретом (Гумилевским), блестящим богословом, очень авторитетным историком XIX века, и включено им в книгу «Избранные жития святых». Чем для нас особенно ценен труд святителя Филарета? Он, как профессиональный историк, опирается на исторические источники: русские летописи (Никоновскую, летописи Переславля Суздальского и другие), родословную Муромских князей, историю Рязанского и Муромского княжеств, «Пролог», сочинения историков Татищева и Карамзина. Поэтому его житие можно назвать самым достоверным с исторической точки зрения.

Но вернемся к «Повести…» Ермолая. То, что это произведение является также источником сведений о жизни любимейших русских святых, несомненно, ведь даже святитель Филарет (Гумилевский), несмотря на то, что подходит к «Повести…» критически, все же широко использует ее при написании своей версии жития. Он корректирует некоторые места и убирает все, с его точки зрения, лишнее.

Но пора уже обратиться к самой «Повести о Петре и Февронии». Очень интересно будет разобраться в том, что в этом сказании можно признать вполне достоверным с духовной и агиографической точек зрения, а что вызывает сомнения. Проверить некоторые события и моменты с исторической точки зрения не представляется возможным за давностью лет и недостатком документальных источников. Но раз «Повесть…» так прочно вошла в наш православный обиход и пользуется такой известностью и уважением у церковного народа, мы не можем не признавать за ней права быть источником сведений о земной жизни небесных покровителей брака. Посмотрим же, какие загадочные места сразу бросаются в глаза в Ермолаевской «Повести…».

Княжеские имена

Согласно летописям, Давид и Евфросинья – мирские имена муромских князей, принявших монашество как Петр и Феврония

В «Повести о Петре и Февронии» муромские князья имеют крещальные имена Петр и Феврония, а в конце жизни принимают монашество с именами Давид и Евфросиния. Это, конечно, явная ошибка. Согласно летописям и родословиям муромских князей, в Муроме с 1205 по 1228 год правила княжеская чета Давид Юрьевич и его супруга княгиня Евфросинья. Святитель Филарет (Гумилевский), опираясь на «Родословную книгу князей и дворян российских и выезжих» и другие источники, пишет: «Когда князь и княгиня достигли глубокой старости, то в одно время облеклись в иноческое одеяние, один с именем Петра, другая с именем Февронии». В примечаниях к своему труду святитель Филарет говорит, что в «Повести…» мирские имена святых перепутаны с монашескими и что ошибка эта перешла и в печатный «Полный месяцеслов».

Почему отец Ермолай допустил эту неточность? Не сверившись с летописью, он более доверился устным рассказам, которые не смогли упомнить точного имени князей. В народе они были более известны как Петр и Феврония, вот народное сознание и решило, что такие имена святые имели до монашества. Думаю, что ошибка эта довольно простительна, особенно для древнерусского человека. Ведь на Руси многие люди, а князья в особенности, имели иногда по нескольку имен. Например, святой креститель Руси равноапостольный Владимир прославлен со своим славянским именем, а его крещальное имя – Василий – известно далеко не всем. Были князья, которые вошли в историю под двойным именем, к примеру старший внук Владимира Мономаха святой благоверный князь Всеволод Мстиславич, которого часто называют Всеволод-Гавриил.

агриков меч что это такое. Смотреть фото агриков меч что это такое. Смотреть картинку агриков меч что это такое. Картинка про агриков меч что это такое. Фото агриков меч что это такое

Еще одно княжеское имя вызывает вопрос в «Повести о Петре и Февронии». Согласно ей в Муроме до князя Петра (Давида) княжил его брат Павел. Летописные источники, действительно, говорят о том, что князь Давид принял муромский престол по смерти своего старшего брата, которого очень уважал. Но там он назван не Павлом, а Владимиром. Что тут можно сказать? Скорее всего, мы здесь опять сталкиваемся с княжеским обычаем давать и использовать в обиходе сразу несколько имен. Имя Владимир – чисто славянское, значит «владеющий миром». Видимо, при рождении ему было дано именно это, известное и славное на Руси имя. А при крещении он принял уже второе, в честь своего небесного покровителя апостола Павла.

Крылатый змей

Из «Повести…» мы узнаём, что у князя Павла (Владимира) была супруга. И вот «диавол, испокон веку ненавидящий благо человеческого рода, послал жене князя на блудное дело злого крылатого змея» (здесь и далее «Повесть…» цитируется в русском переводе. – прот. П.Г.). Этот змей почему-то видится некоторым исследователям самым фантастическим и нереальным персонажем данного сказания. Скептически настроенные, они тут же начинают видеть здесь сказки об Огненном змии и проводить параллели с какими-то уже совсем не славянскими мифами.

Змей, упомянутый в «Повести…», конечно же, просто некий виртуальный морок, личина, принимаемая на себя врагом рода человеческого, которого Священное Писание называет «великий дракон, древний змий…» (Откр. 12: 9). Диавол, как известно, падший ангел, бесплотный дух, но он может принимать вид любого одушевленного существа или неодушевленного предмета. В древние времена диавол любил являться нашим предкам (да и другим народам тоже) в виде чудовищного, часто огнедышащего ящера. Поэтому-то в былинах так и распространен образ змея, дракона, с тремя головами или с одной.

Это чудище в представлении людей прошлого было олицетворением зла, нечистой силы. Недаром лешие, русалки, всевозможные бабки-ежки, змеи-горынычи, прочие огненные змеи кратко именовались нечистью – как представители инфернального мира. И для человека древности весь этот мир был такой же реальностью, как для нас полтергейст и прочие потусторонние паранормальные, темные явления.

Итак, нечистый дух в виде змия прилетает к супружнице князя и совершает с ней блуд. Что это не просто какая-то рептилия, а темная духовная сущность, видно из того, что змий является в двух обличиях: как ящер и как человек. Он принимает облик князя Павла. Притом змей скоро настолько обнаглел, что уже не скрывает перед княгиней своего мерзкого вида, но при других в целях конспирации является в виде князя. «А посторонним людям казалось, что это сам князь с женою своею сидит». Наконец княгиня не выдерживает и рассказывает всё мужу. Тот советует жене хитростью выведать у змия, что может послужить причиной его смерти. В минуту откровенности злодей проболтался, что «смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча».

Давайте пока остановимся на этом моменте и поразмыслим над тем, могла ли такая история произойти в действительности. Если немного абстрагироваться от несомненно эпического, поэтического описания чуда со змеем, которое дает нам «Повесть…», мы не видим в данном эпизоде с точки зрения агиографии и духовного опыта Церкви ничего мифологического. Жена князя, видимо, подолгу находилась в разлуке со своим супругом. Князья тогда все время воевали и, отправляясь в продолжительные походы, надолго оставляли своих жен одних.

агриков меч что это такое. Смотреть фото агриков меч что это такое. Смотреть картинку агриков меч что это такое. Картинка про агриков меч что это такое. Фото агриков меч что это такое

Эпизод соблазнения княгини змием содержит несколько очень важных моментов, указывающих на реальность данного события. Такое, как говорится, нарочно не придумаешь. Дело в том, что опыт Церкви и святоотеческая литература свидетельствует: диавол, соблазняя людей, может являться в человеческом обличии и совершать с ними почти реальные блудные действия. Блудный демон может принимать вид как мужчины, так и женщины. Как пример можно привести случай, описанный в «Лавсаике» – произведении V века, повествующем о жизни святых подвижников. Вот что рассказывает авва Пахомий: «Враг принял вид эфиопской девицы, которую я видел в молодости, когда она летом собирала солому. Мне представилось, что она сидит у меня, и до того демон довел меня, что я думал, будто уже согрешил с ней. В исступлении я дал ей пощечину, и она исчезла. Поверь мне, два года не мог я стерпеть нестерпимого зловония от своей руки».

Демоны часто являются в тех образах, которые известны еще с языческих времен

Интересно, что представление об огненном змии – нечистом духе, который способен принимать то вид дракона, то облик человека и соблазнять женщин на блуд, – мы действительно находим в древних восточнославянских легендах. Согласно им, змий является тем женщинам, которые нарушали запрет сильно горевать по умершему или тосковать по находящемуся в отлучке мужу. Змий также получал доступ к женщине, потерявшей невинность до брака. Конечно, кто-то может назвать эти легенды пережитками язычества. Но демоны очень часто являлись нашим предкам в тех образах, которые были известны еще с языческих времен.

В западной христианской демонологии демон блуда, искушающий женщин, назывался инкубом. Если бес, напротив, принимал вид женщины, его именовали суккубом. Кстати, в средневековых католических трактатах говорится, что демон инкуб кроме человеческого обличия также принимает вид козла, собаки, оленя, быка, змеи и других животных.

Но приведу два примера уже не из средневековья, а из нашей, современной реальности. Одна моя знакомая, женщина среднего возраста, потеряла мужа. Через некоторое время после смерти супруга она рассказала мне, что муж стал приходить к ней и даже ложиться с ней на постель. Вдова эта была человеком церковным, часто исповедовалась и причащалась. Но у нее произошло какое-то бесовское помрачение. Она вроде бы прекрасно понимала, что приходящий к ней вовсе не ее покойный супруг. Тем более что далее она рассказала мне совсем уж жуткие вещи. Поведала о том, что этот мнимый муж может потом превратиться в пса с горящими глазами и, вскочив на перила балкона, спрыгнуть вниз. Но видя наяву все эти кошмары, осознавая умом, что творится что-то неладное, она совсем не испытывала страха, более того – ее как будто завлекали все эти видения.

Другая история. Одна пожилая дама попросила меня освятить квартиру. Ее супруг скончался незадолго до этого. Придя к ней домой, я увидел, что человек она не слишком церковный, и поэтому спросил: «Почему вы решили освятить свое жилище?» И она призналась, что муж после смерти стал являться ей: «Захожу в комнату, а он вот в этом кресле сидит. Бывает, что попросит что-нибудь ему приготовить, например рыбки пожарить». «Но странное дело, – добавила она, – ноги у него какие-то не такие, не как у людей, а как у лошади, шерстью покрыты и с копытами». Скажу честно, после всех этих откровений у меня по спине прошел очень ощутимый холодок. Но, самое удивительное, женщина рассказывала все эти ужасы совершенно спокойным голосом, как нечто уже привычное для нее. Однако, слава Богу, она почувствовала опасность подобных явлений и попросила священника освятить квартиру.

Должен заметить, что и первая знакомая мне женщина, и вторая находились на тот момент в здравом уме и трезвой памяти. Все виденное ими никак не могло быть болезненной галлюцинацией. Для себя я отметил интересную деталь: люди, общаясь с демоном, принимавшим вид их мужа, не испытывали страха. Хотя, несомненно, осознавали ненормальность всего происходящего. Заметьте: в «Повести о Петре и Февронии» жена князя Павла тоже не испытывает особого страха, несмотря на то, что прекрасно осознаёт, кто является ей и соблазняет на блуд. Помните, змей уже настолько взял власть над несчастной княгиней, что не скрывался перед ней, являясь в своем сатанинском обличии? Она спокойно беседует с ним, чтобы узнать, чем можно его одолеть. Знакомым мне женщинам демон также являлся, почти не таясь, то превращаясь в пса с огненными глазами, то показывая свои копыта. Этакий «смех сатаны». Пленив человека, диавол уже не прячется, а откровенно глумится над своей жертвой. В момент этого бесовского плена даже заложенный в нас от Бога страх, инстинкт самосохранения отключаются. Так что пусть каждый решит для себя сам, является ли правдоподобной история про соблазнение княгини змием или нет. Лично я в этой истории ничего сказочного не вижу. Если почитать жития уже неоднократно упомянутого святителя Димитрия Ростовского, то там мы можем найти не менее чудесные явления потустороннего мира.

О том, что история о противоборстве благоверного Петра со змием является неотъемлемой частью жизнеописания святых муромских чудотворцев, говорит еще один факт. В службе святым Петру и Февронии 25 июня (8 июля по новому стилю) неоднократно упоминается факт победы благоверного Петра над змием. Например, во втором тропаре третьей песни канона на утрени: «Якоже иногда змия убив, конечному безвестию предал еси, тако и ныне отечество борющих победи, треблаженне, да тя прославляем». Любому просвещенному церковному человеку известно, что богослужебные, литургические тексты – это часть Священного Предания. В отличие от протестантов, мы, православные, имеем твердым основанием не только Священное Писание, но и Священное Предание. Что в него входит? Каноны и правила апостолов и святых Соборов, творения святых отцов, жития святых и литургическое предание, богослужебные тексты. Раз Церковь сочла нужным почти сразу после канонизации включить в текст службы святым Петру и Февронии эпизод про змия, значит, так тому и быть – это часть церковного православного Предания.

Но как быть с «Агриковым мечом»? При всем моем огромном уважении к святителю Филарету все же позволю себе с ним не согласиться. То, что такой же меч упомянут в былине о Добрыне, ровным счетом ничего не значит. В былинах нередко упоминались совершенно реальные исторические деятели и события. Самый знаменитый герой отечественных былин Илья Муромец существовал в действительности, и некоторые сказания о нем имеют историческую основу. Хотя, конечно, в большинстве из них мало общего с его реальной жизнью. Даже богатыря Добрыню иногда отождествляют с воеводой Добрыней, дядей святого князя Владимира.

Что такое «Агриков меч», никто толком не знает. Скорее всего это просто символ духовной силы, которая дается после молитвы князю Петру для победы над змием. Может быть, этот меч действительно принадлежал какому-то неведомому святому человеку. Что же, для нас не секрет, что не только мощи святых, но и их личные вещи наделены особой духовной энергией, силой Божией и через них Господь творит чудеса и дарует победу над врагами.

Бестелесный дух и телесная болезнь

Могут ли представители разных миров – духовного и материального – сражаться друг с другом? Да, могут. И самый известный пример – это чудо великомученика Георгия о змии. Правда, там мы видим зеркальную ситуацию: святой Георгий уже после своей кончины является, чтобы спасти дочь царя от страшного ящера, которому приносили человеческие жертвы. И эта чудовищная рептилия, судя по всему, имела не инфернальное, а вполне земное происхождение. Некоторые исследователи считают его одним из сохранившихся динозавров. Мы знаем, что святой Георгий пронзил змия копьем, после чего великомученик приказал отвести змия в город, где он был показан жителям и обезглавлен мечом того же Георгия.

По попущению Божию бесы могут нанести человеку не только духовные, но телесные раны и язвы

Во время битвы змий наносит Петру раны: там, куда попала его кровь, появляются язвы, от которых князь испытывает тяжкие страдания, – его поражает болезнь, подобная проказе. Возможно ли это? Может ли бесплотный дух нанести урон плоти? Еще как может! И «тому в истории мы тьму примеров слышим». Сам апостол Павел говорит: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12: 7). Однажды диавол так вооружился на преподобного Антония Великого и подверг его таким ужасным побоям, что он долго лежал после этого без движения, не в силах сказать ни слова. Сам он говорил, что причиненные ему мучения превосходили все человеческие страдания. Святого Епифания Кипрского демоны избивали в течение десяти дней. В житиях святых мы часто читаем про тяжелые последствия бесовских воздействий. По попущению Божию бесы могут нанести человеку не только духовные, но телесные раны и язвы.

В продолжении этой статьи речь пойдет о том, почему мужчина должен держать свое слово, а князь особенно; были ли дети у покровителей брака; об изгнании святых князей и о том, почему день памяти благоверных Петра и Февронии совпадает с днем преподобномученицы Февронии девы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *