авиатрисса зверева кто такая
Зверева Лидия Виссарионовна
Первая дипломированная русская женщина-пилот. Первая из женщин выполнила мертвую петлю, штопор, пикирование с выключенным мотором. Сочетала педагогическую деятельность с участием в усовершенствовании самолетов и показательными полетами.
Лидия Зверева родилась в 1890 году в городе Санкт-Петербург. Росла в семье генерала русской армии, героя войны на Балканах Виссариона Лебедева. В детстве обожала механические игрушки и часто разбирала какую-нибудь из них на детальки, желая узнать, как та устроена. Будучи гимназисткой, наблюдала за полетами аэростатов, а через пару лет сама поднялась в воздух на воздушном шаре. В 1907 году окончила Мариинский институт благородных девиц.
Решив посвятить себя авиации, Зверева 5 июня 1911 года приступила к занятиям в авиационной школе «Гамаюн» Первого российского товарищества воздухоплавания в Гатчине. Через десять дней впервые поднялась в воздух на биплане «Фарман IV» с инструктором Владимиром Слюсаренко. Летать приходилось мало и с большими перерывами, так как школа располагала только одним учебным летательным аппаратом.
Лидия Зверева 30 июля 1911 года совершила на биплане «Фарман IV» два первых самостоятельных полета над Гатчинским аэродромом. Каждый тренировочный полет продолжался 10 минут, во время которых поднималась на высоту 50-60 метров.
Сдав положенные испытания на Гатчинском аэродроме, 10 августа 1911 года Зверева получила диплом пилота-авиатора №31 от Всероссийского аэроклуба, став, первой русской авиатриссой.
В начале января 1912 года Зверева принимала участие в бакинской авиационной неделе. Затем отправились всей группой в Тифлис, а в марте со своим аэропланом находилась уже в Риге. Полет 1 апреля чуть не стоил ей жизни. Лидия поднялась на «Фармане» с поля ипподрома. Сильный ветер начал сносить машину к трибунам, заполненным зрителями. Авиатрисса сделала резкий маневр. Аэроплан опрокинулся. При ударе о землю ее выбросило вперед и придавило обломками.
Лидия Виссарионовна Зверева умерла 15 мая 1916 года от брюшного тифа. Похоронена на Никольское кладбище Александро-Невской лавры. Во время похорон над кладбищем кружили аэропланы с Комендантского аэродрома.
Память о Лидии Зверевой
В честь Лидии Виссарионовны Зверевой названа улица в Приморском районе Санкт-Петербурга и одна из улиц микрорайона Аэродром в Гатчине.
В сквере имени Льва Мациевича на бывшем Комендантском аэродроме в Санкт-Петербурге установлен бюст лётчицы Лидии Зверевой.
Семья Лидии Зверевой
Зверева Лидия Виссарионовна — первая летчица России.
Зверева Лидия Виссарионовна — первая летчица России.
В начале века в столице Российской империи Санкт-Петербурге жила, в очень обеспеченной семье генерала русской армии, юная гимназистка Лидия Зверева. Родные видели Лидию дамой аристократических салонов. После окончания гимназии ее, дочь известного русского генерала, героя войны на Балканах 1877-1878 годов Виссариона Ивановича Зверева, отдают в институт благородных девиц. Но Лида мечтает о другой карьере — авиатрисы. Первый свой полет она совершила в детстве — съехала с крыши сарая на обычном зонтике. Полет завершился падением в крапиву и родительским наказанием. Уже гимназисткой в Петербурге она как завороженная наблюдала за полетами аэростатов, а через пару лет сама поднялась в воздух на воздушном шаре.
В июне 1911 года, вскоре после окончания аристократического института Лидия поступает в только что открывшуюся в Гатчине авиационную школу «Гамаюн». А уже через несколько недель рисковая ученица впервые поднимается в воздух — правда, еще с инструктором.
В августе того же года прошел и первый самостоятельный полет девушки. Сведения о нем удалось разыскать в одной из санкт-петербургских газет: «На Гатчинском военном аэродроме экзаменовалась на звание пилота Л.В.Зверева. В четыре часа утра на аэродроме собралось несколько авиаторов, военных летчиков и много посторонней публики. Смелая авиатриса спокойно села в аэроплан «Фарман» и, взлетев на высоту пятьдесят-шестьдесят метров, описала в воздухе пять восьмерок. Госпожа Зверева сумела сделать и весьма точный спуск.»
23 августа 1911 года Лидии был вручен диплом пилота-авиатора. А шел тогда авиатору в юбке всего 21-й год. С радостью она приняла авиаторский диплом под № 31. Это означало, что Лидия Зверева стала 31-м пилотом, получившим диплом в России и первой россиянкой, обучившейся управлять аэропланом.
В том же, 1911-м, году авиатрисами стали еще три русские женщины: Евгения Анатра, артистка Любовь Голанчикова и княгиня Евгения Шаховская.
Тогда авиаторы нередко демонстрировали полеты на аэропланах перед публикой. Авиация была новинкой, и люди охотно платили деньги, чтобы своими глазами увидеть чудо XX века. Вместе с пилотами Петром Евсюковым, Александром Агафоновым и Владимиром Слюсаренко в начале 1912 года Лидия Виссарионовна отправилась в Баку. Затем летали в Тифлисе. В марте она со своим аэропланом была уже в Риге.
Полет здесь 1 апреля чуть не стоил ей жизни. Она поднялась на «Фармане» с рижского ипподрома. Сильный ветер начал сносить машину к трибунам, заполненным зрителями. Зверева сделала резкий маневр. Аэроплан опрокинулся. При ударе о землю авиатрису выбросило вперед и придавило обломками.
«У всех невольно вырвался крик ужаса,» — писала местная газета — «Никто не сомневался, что авиатриса погибла. К счастью, этого не случилось, но последствия аварии были серьезные. «Еле жива, — писала она в одном из писем. — При падении чуть не сломала ногу. До сих пор чувствую боль. Совершенно плохо обстоит дело с легкими. Врачи во что бы то ни стало требуют поездки на юг, а я хочу летать. При непослушании сулят скоротечную чахотку. Вот она, судьба авиаторская.»
В школе воздухоплавания Зверева познакомилась и с будущим своим супругом-пилотом-инструктором Владимиром Слюсаренко. В 1911-1912 годах они участвуют в демонстрационных полетах в разных городах России. Полеты становятся их единственным источником существования. Мало сказать, что полеты в те годы были опасными. «Фарманы», на которых поднимались в воздух, не имели закрытой кабины, были очень неустойчивы и при сильном порыве ветра могли перевернуться. Не случайно их называли летающими этажерками. Мировая статистика за 1912 год свидетельствует о гибели 112 авиаторов. Причина падения большинства самолетов — сильный ветер.
Вот на подобной «этажерке» Зверева и Слюсаренко выступали с демонстрационными полетами в центральных регионах России, на Кавказе.
Риск был огромный, а денег авиаторы получали немного. Порой после выступления нечем было расплатиться за гостиницу. В Тифлисе во время урагана «фарман» авиаторов был разрушен и чтобы оплатить издержки им пришлось отдать организаторам выступления свою последнюю ценность — уцелевший мотор.
После Тифлиса судьба привела летчиков в Ригу. Лидию — во второй раз.
Супруги не случайно приехали в Ригу. Город в то время считался центром российской авиации. В 1911 году строительство летательных машин начинается на знаменитом Руссо-Балте (Русско-Балтийском вагоностроительном заводе), чуть позже — на заводе «Мотор». (Там выпускали и самые первые в России авиационные двигатели).
«Мотор» находился в то время за чертой города, в Зассенгофе. Там, в нынешнем Засулауксе, на улице Шампетера, д. 41, и получили Зверева и Слюсаренко разрешение не только испытывать самолеты, но и их строить. Добро на возведение «фарманов» дало военное ведомство.
Уже в октябре 1913 года их предприятие изготавливает первые две машины — самолеты-разведчики «Фарман-XVI». Испытания проходят успешно, и авиаторы получают новый заказ — на изготовление восьми машин. И с этим заданием они справились «на отлично». Супруги мечтали о новых конструкциях, о строительстве еще одного — современного аэродрома, но помешала война. Авиамастерские были эвакуированы в Петроград.
И все же годы, проведенные в Риге, были самыми счастливыми в жизни Зверевой. Здесь она не только испытывала и конструировала самолеты, но и основала собственную школу пилотов. По свидетельству современников, среди ее подопечных были и дамы, а плата за обучение в школе была самой низкой в России. В Золитуде Зверева и совершила полет, который навсегда вошел в историю авиации — мертвую петлю.
В мае 1914 года в Ригу приехал русский авиатор Евгений Шпицберг — «король мертвых петель». Первый его полет состоялся 4 мая. На ипподроме собралась «вся Рига». Подобного рижане еще не видели. Перевороты через крыло, падения на хвост, крутые виражи, и, конечно, «мертвые петли».
Нечего и говорить, что Лидия Виссарионовна была в тот вечер на ипподроме. А на следующий день полетела вместе со Шпицбергом, чтобы на себе испытать «мертвую петлю», высший пилотаж. Что тут было! После полета авиатора и его отважную пассажирку зрители встретили громкими аплодисментами и осыпали цветами.
Вот что писала об этом полете, который Лидия совершила 19 мая 1914 года на моноплане «Моран», газета «Рижский вестник»:
«Моран быстро набирал высоту. 500, 600, 700 метров. На отметке 800 аэроплан неожиданно завис в воздухе и нырнул вниз. «Ах. » — почти одновременно вырвалось у собравшихся внизу зрителей. Но через несколько секунд вновь раздался рокот мотора — аэроплан устремился вверх и описал «петлю». Затаившая дыхание толпа взорвалась аплодисментами. А спустя еще несколько мгновений красивой спиралью самолет спланировал к самым трибунам.
Браво! Браво! — летело со всех сторон…»
Другая рижская газета в статье под заголовком «Первой русской авиатрисе — слава!» писала:
«Госпожа Зверева останется у рижан в благодарной памяти как первая из дочерей Евы, познакомившая нас с высшей школой авиации…»
Когда началась Первая Мировая война, Слюсаренко возвратились в Санкт-Петербург и перевели туда завод. Они получили военный заказ на постройку самолетов. Испытывали и свой самолет, скоростной истребитель.
В Санкт-Петербурге, куда из Риги переехало авиапредприятие Зверевой-Слюсаренко, все на первых порах тоже складывалось удачно — супруги выпустили около 80 «фарманов» и «моранов» нескольких военных типов. Там уже были не просто авиамастерские, а завод, на котором работали 300 человек.
Но идиллия продолжалась недолго — 15 мая 1916 года Лидия скончалась. Тиф. А было ей всего 25. Похоронили авиатрису на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Во время похорон над лаврой кружили «фарманы» — друзья прощались со своим товарищем.
Зверева была не только мужественным, но и скромным человеком. Лишь после смерти в ее шкатулке обнаружили письмо короля русской авиации, автора мертвой петли Петра Нестерова, в котором он восхищался тем ее «солитудским полетом»…
После революции Владимир Викторович Слюсаренко покинул родину. Судьба забросила его в Австралию, в городок Сандгэйт на восточном побережье далекой страны. Работал автомехаником. С авиацией он полностью не расстался. В Австралии построил легкий спортивный самолет, который сохранился и даже до сих пор летает. Побывать на родине старому авиатору так и не удалось, хотя он очень мечтал об этом. Умер Владимир Викторович в 1969 году в возрасте 80-ти лет.
В Австралии, в городе Сиднее, живет племянник Владимира Викторовича — инженер-электрик Саша Уайт — студент Сиднейского университета. Саше В.В.Слюсаренко приходится двоюродным дедом. В его семье бережно хранят все, что связано с их знаменитыми родственниками, пионерами русской авиации.
В настоящее время надгробие на могиле Лидии Виссарионовны на Никольском кладбище не сохранилось. Известно только что могила находится в южном углу кладбища.
Диплом авиатриссы Л.В.Зверевой.
Лидия Зверева с курсантами и инструкторами авиашколы «Гамаюн» на аэродроме в Гатчине. 1910 год.
Лидия Зверева у первого русского самолета «Кудашев-1».
П.В.Евсюков на «Фармане», в центре, слева Л.В.Зверева, первая авиатрисса России.
Лидия Виссарионовна перед полётом на самолете «Фарман-4». 1911 год.
Лидия Виссарионовна с участниками перелёта СПб — Москва 1911 года.
Список источников:
Геннадий Черненко. Лидия Зверева — русская авиатриса.
Александр Гурин. Лидия Зверева.
Лидия Виссарионовна Зверева — первая летчица России. (http://fontanka-su.livejournal.com/60364.html).
Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам
Представляем и рекомендуем наших партнёров:
Авиатрисса зверева кто такая
Мой комментарий.
Что бы собрать материал пришлось походить по сайтам и по крохам собрать, что кому известно. Особая благодарность Натану и Ренате которые сделали свой материал доступным для людей.
________________________________________ _______________
Зверева Лидия Виссарионовна (1890—1916), первая российская лётчица.
В начале века в столице Российской империи Санкт-Петербурге жила в очень обеспеченной семье генерала русской армии юная гимназистка Лидия Зверева.
Родные видели Лидию дамой аристократических салонов. После окончания гимназии ее, дочь известного русского генерала, героя войны на Балканах 1877 — 78 годов Виссариона Ивановича Зверева, отдают в институт благородных девиц. Но Лида мечтает о другой карьере — авиатрисы. Первый свой полет она совершила в детстве — съехала с крыши сарая на обычном зонтике. Полет завершился падением в крапиву и родительским наказанием. Уже гимназисткой в Петербурге она как завороженная наблюдала за полетами аэростатов, а через пару лет сама поднялась в воздух на воздушном шаре.
Слово Renate:
В июне 1911-го, вскоре после окончания аристократического института Лидия поступает в только что открывшуюся в Гатчине авиационную школу «Гамаюн». А уже через несколько недель рисковая ученица впервые поднимается в воздух — правда, еще с инструктором.
В августе того же года прошел и первый самостоятельный полет девушки. Сведения о нем мне удалось разыскать в одной из петербургских газет. «На Гатчинском военном аэродроме экзаменовалась на звание пилота Л. В. Зверева. В четыре часа утра на аэродроме собралось несколько авиаторов, военных летчиков и много посторонней публики. Смелая авиатриса спокойно села в аэроплан «Фарман» и, взлетев на высоту пятьдесят-шестьдесят метров, описала в воздухе пять восьмерок. Госпожа Зверева сумела сделать и весьма точный спуск».
23 августа 1911 года Лидии был вручен диплом пилота-авиатора за номером 31. А шел тогда авиатору в юбке всего 21-й год.
С радостью она приняла авиаторский диплом под N 31. Это означало, что Лидия Зверева стала 31-м пилотом, получившим диплом в России, и первой россиянкой, обучившейся управлять аэропланом.
В том же, 1911, году авиатрисами стали еще три русские женщины: Евгения Анатра, артистка Любовь Голанчикова и княгиня Евгения Шаховская.
На грани гибели
Тогда авиаторы нередко демонстрировали полеты на аэропланах перед публикой. Авиация была новинкой, и люди охотно платили деньги, чтобы своими глазами увидеть чудо XX века. Вместе с пилотами Петром Евсюковым, Александром Агафоновым и Владимиром Слюсаренко в начале 1912 года Лидия Виссарионовна отправилась в Баку. Затем летали в Тифлисе. В марте она со своим аэропланом была уже в Риге.
Полет здесь 1 апреля чуть не стоил ей жизни. Она поднялась на «Фармане» с рижского ипподрома. Сильный ветер начал сносить машину к трибунам, заполненным зрителями. Зверева сделала резкий маневр. Аэроплан опрокинулся. При ударе о землю авиатрису выбросило вперед и придавило обломками.
«У всех невольно вырвался крик ужаса», — писала местная газета. Никто не сомневался, что авиатриса погибла. К счастью, этого не случилось, но последствия аварии были серьезные. «Еле жива, — писала она в одном из писем. — При падении чуть не сломала ногу. До сих пор чувствую боль. Совершенно плохо обстоит дело с легкими. Врачи во что бы то ни стало требуют поездки на юг, а я хочу летать. При непослушании сулят скоротечную чахотку. Вот она, судьба авиаторская».
От Тифлиса до Риги
В школе воздухоплавания Зверева познакомилась и с будущим своим супругом-пилотом-инструктором Владимиром Слюсаренко. В 1911-12 годах они участвуют в демонстрационных полетах в разных городах России. Полеты становятся их единственным источником существования.
Мало сказать, что полеты в те годы были опасными. «Фарманы», на которых поднимались в воздух, не имели закрытой кабины, были очень неустойчивы и при сильном порыве ветра могли перевернуться. Не случайно их называли летающими этажерками. Мировая статистика за 1912 год свидетельствует о гибели 112 авиаторов. Причина падения большинства самолетов — сильный ветер.
Вот на подобной «этажерке» Зверева и Слюсаренко выступали с демонстрационными полетами в центральных регионах России, на Кавказе.
Риск был огромный, а денег авиаторы получали немного. Порой после выступления нечем было расплатиться за гостиницу. В Тифлисе во время урагана «фарман» авиаторов был разрушен и чтобы оплатить издержки им пришлось отдать организаторам выступления свою последнюю ценность — уцелевший мотор.
После Тифлиса судьба привела летчиков в Ригу. Лидию — во второй раз.
Как в сказке!
Супруги не случайно приехали в Ригу. Город в то время считался центром российской авиации. В 1911—м строительство летательных машин начинается на знаменитом Руссо-Балте (Русско-Балтийском вагоностроительном заводе), чуть позже — на заводе «Мотор». ( Там выпускали и самые первые в России авиационные двигатели).
«Мотор» находился в то время за чертой города, в Зассенгофе. Там, в нынешнем Засулауксе, на улице Шампетера,41, и получили Зверева и Слюсаренко разрешение не только испытывать самолеты, но и их строить. Добро на возведение «фарманов» дало военное ведомство.
Уже в октябре 1913-го с конвейера их предприятия сходят первые две машины — самолеты-разведчики «Фарман — XVI». Испытания проходят успешно, и авиаторы получают новый заказ — на изготовление восьми машин. И с этим заданием они справились «на отлично». Супруги мечтали о новых конструкциях, о
строительстве еще одного — современного аэродрома, но помешала война. Авиамастерские были эвакуированы в Петроград.
И все же годы, проведенные в Риге, были самыми счастливыми в жизни Зверевой. Здесь она не только испытывала и конструировала самолеты, но и основала собственную школу пилотов. По свидетельству современников, среди ее подопечных были и дамы, а плата за обучение в школе была самой низкой в России. В Золитуде Зверева и совершила полет, который навсегда вошел в историю авиации — мертвую петлю.
В мае 1914 года в Ригу приехал русский авиатор Евгений Шпицберг — «король мертвых петель». Первый его полет состоялся 4 мая. На ипподроме собралась «вся Рига». Подобного рижане еще не видели. Перевороты через крыло, падения на хвост, крутые виражи, и, конечно, «мертвые петли».
Нечего и говорить, что Лидия Виссарионовна была в тот вечер на ипподроме. А на следующий день полетела вместе со Шпицбергом, чтобы на себе испытать «мертвую петлю», высший пилотаж. Что тут было! После полета авиатора и его отважную пассажирку зрители встретили громкими аплодисментами и осыпали цветами.
«Первая из дочерей Евы»
Вот что писала об этом полете, который Лидия совершила 19 мая 1914 года на моноплане «Моран», газета «Рижский вестник»: «Моран быстро набирал высоту. 500, 600, 700 метров. На отметке 800 аэроплан неожиданно завис в воздухе и нырнул вниз. «Ах. » — почти одновременно вырвалось у собравшихся внизу зрителей. Но через несколько секунд вновь раздался рокот мотора — аэроплан устремился вверх и описал «петлю». Затаившая дыхание толпа взорвалась аплодисментами. А спустя еще несколько мгновений красивой спиралью самолет спланировал к самым трибунам.
Браво! Браво! — летело со всех сторон. » Другая рижская газета в статье под заголовком «Первой русской авиатрисе — слава!» писала: «Госпожа Зверева останется у рижан в благодарной памяти как первая из дочерей Евы, познакомившая нас с высшей школой авиации. »
Когда началась Первая мировая война, Слюсаренко возвратились в Петербург и перевели туда завод. Они получили военный заказ на постройку самолетов. Испытывали и свой самолет, скоростной истребитель.
Легкое дыхание
В Петербурге, куда из Риги переехало авиапредприятие Зверевой-Слюсаренко, все на первых порах тоже складывалось удачно — супруги выпустили около 80 «фарманов» и «моранов» нескольких военных типов. Там уже были не просто авиамастерские, а завод, на котором работали 300 человек.
Но идиллия продолжалась недолго — 15 мая 1916 года Лидия скончалась. Тиф. А было ей всего 25.
Похоронили авиатрису на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Во время похорон над лаврой кружили «фарманы» — друзья прощались со своим товарищем.
Зверева была не только мужественным, но и скромным человеком. Лишь после смерти в ее шкатулке обнаружили письмо короля русской авиации, автора мертвой петли Петра Нестерова, в котором он восхищался тем ее «солитудским полетом».
Слово Renate:
. В 60-е годы в гости к моему отцу пришел старый авиатор по фамилии Алсуфьев. Оказывается, он встречался с супругами в Петербурге во время первой мировой. Мне, старшекласснику, присутствовавшему при беседе, не все запомнилось в рассказе летчика. Алсуфьев рассказал, что во время гражданской, в 20—м, муж Лидии Владимир Слюсаренко уехал в Австралию. О дальнейшей его судьбе ничего неизвестно. Запомнился и такой эпизод. Незадолго до смерти Лидии в «Русском слове» появился рассказ Бунина «Легкое дыхание». История жизни гимназистки, которая считала, что у красивой женщины должно быть легкое дыхание, поразила авиатрису. «А ведь она права, — повторяла Зверева. — У красивой женщины должно быть легкое дыхание».
Когда бываю в Золитуде, в тех местах, где был знаменитый ипподром, откуда поднималась в небо легендарная летчица, на память приходят строки из бунинского рассказа: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».
После революции Владимир Викторович Слюсаренко покинул родину. Судьба забросила его в Австралию, в городок Сандгэйт на восточном побережье далекой страны. Работал автомехаником. С авиацией он полностью не расстался. В Австралии построил легкий спортивный самолет, который сохранился и даже до сих пор летает.
Побывать на родине старому авиатору так и не удалось, хотя он очень мечтал об этом. Умер Владимир Викторович в 1969 году в возрасте 80-ти лет.
В Австралии, в городе Сиднее, живет племянник Владимира Викторовича — инженер-электрик Саша Уайт — студент Сиднейского университета. Саше В. В. Слюсаренко приходится двоюродным дедом. В его семье бережно хранят все, что связано с их знаменитыми родственниками, пионерами русской авиации
(дополнение с некоторые втавки от Геннадия Черненко с сайта «Костер»)
Из истории русских авиатрис
Начало XX века. Осуществилась извечная мечта человечества: оно обрело крылья, впервые совершены управляемые полеты на аппаратах тяжелее воздуха. Мир восхищается первыми полетами братьев Райт, Анри и Мориса Фарманов, Луи Блерио и Сантоса Дюмона, открывшими в 1903 году эру авиации.
Еще до этих успешных полетов в России вопросами авиации начали заниматься патриархи отечественной науки: Д. Менделеев, А. Можайский, Н. Жуковский, К. Циолковский. Они еще в девятнадцатом веке размышляли не только над проблемами воздухоплавания, но и над теорией управляемых полетов. Вопросы развития авиации находят широкое освещение в отечественной печати. Только с 1908 по 1914 год в России выходило более 20-ти журналов, специально посвященных воздухоплаванию и авиации. В январском номере «Воздухоплавателя» за 1908 год поднимается идея создания Всероссийского аэроклуба. В том же году он создается, и журнал становится его органом.
В марте 1910 года газеты приветствовали первый полет в России русского летчика Михаила Ефимова, окончившего во Франции школу Фармана и получившего мировую известность после состязаний в Нанси, где он завоевал все призы. А весной 1910 года в Петербурге проводится первая неделя авиации, в которой участвует другой русский авиатор, Николай Попов, завоевавший приз за полет на наибольшую дальность без остановки (полет длился два часа четыре минуты) и высоту полета, составившую 454 метра. С тех пор авиационные недели стали проходить в Петербурге регулярно, весной и осенью. И все они имели большой успех.
Желание летать охватило в России тысячи людей. Вслед за крылатыми героями устремляются в небо и отважные женщины, смело и убедительно показавшие, что полет — это удел не только мужчин.
Первой русской женщиной, получившей официальный диплом летчицы, стала Лидия Виссарионовна Зверева, родившаяся в 1890 году. Еще гимназисткой, живя в Петербурге, она часами наблюдала за подъемами аэростатов. Проявив незаурядную смелость, она несколько раз поднималась в воздух на этих аппаратах. То были, увы, еще неуправляемые полеты, но и они дали ей первую возможность «почувствовать» воздушную стихию и не изменять ей до конца своей короткой жизни.
Отец Лидии Виссарионовны, Виссарион Иванович Зверев, старый генерал, герой Балканской войны 1878 годов, поддержал дочь в ее необычайно смелых устремлениях, и 18 июня 1911 года, Лидия начала учебу 1877-в авиашколе «Гамаюн» Первого российского товарищества воздухоплавания. Пройдя наземную подготовку, она уже через десять дней впервые совершила полет на «Фармане» с инструктором В. Слюсаренко.
В июле 1911 года должен был состояться перелет Петербург-Москва. Зверева тоже готовилась к этому перелету. Но женщине разрешили участвовать в нем в качестве пассажирки. Лидия Виссарионовна не пала духом, успешно продолжает осваивать полеты. Приближались экзамены.
«На Гатчинском военном аэродроме, — писалось в газетах летом 1911 года, — экзаменовалась на звание пилота Л.В. Зверева. Ранним утром на летном поле собралось несколько пилотов, военных и много публики. Храбрая авиатриса, смело села в аэроплан «Фарман» и, взлетев в высь на шестьдесят метров, описала над публикой пять восьмерок. После чего госпожа Зверева весьма точно выполнила спуск».
23 августа 1911 года Лидии Зверевой был вручен диплом за № 31 пилота-авиатора, прошедшего подготовку в авиашколе «Гамаюн» на самолете «Фарман». Так сбылась мечта смелой двадцатилетней девушки, которой суждено было стать первой русской летчицей. Получение диплома дало Зверевой возможность выполнять публичные полеты в российских городах.
Первые ее показательные полеты должны были состояться 14 апреля 1912 года в Риге. Во время поездки в поезде Лидия Виссарионовна сильно простудилась (температура — тридцать девять), но отменить полет отказалась, не желая обмануть ожидания тысяч зрителей. Из-за сильного порывистого ветра посадка на скаковое поле, откуда был произведен взлет, оказалась невозможной. При подъеме на большую высоту ветер оказался еще более сильным, ее аэроплан был опрокинут. Звереву выбросило вперед, а затем придавило обломками. К счастью, она отделалась ушибом ноги и царапинами. Но беда не кончилась на этом: сказавшаяся простуда привела к крупозному воспалению легких.
Выздоравливала Зверева долго и трудно. И все же в июне Лидия Виссарионовна снова начала летать. Популярность уже не прельщает ее, и она ставит перед собой новые цели: мечтает о своей школе пилотов и авиационных мастерских. Помощь в исполнении планов пришла со стороны директора завода «Мотор», инженера Ф.Г. Калепа и авиатора В.В. Слюсаренко, который вскоре стал мужем Зверевой. Так, кстати, возникла первая авиационная семья.
В середине апреля 1913 года новое предприятие было открыто. Молодые супруги сами испытывали аэропланы на поле завода «Мотор» в Зассенгофе под Ригой. Выпускаемые их мастерскими аэропланы и плата за обучение на пилота в летной школе, оказались самыми низкими в России. Так осуществилась и эта мечта первой нашей летчицы.
Неуемная в своих замыслах и их успешном воплощении, Лидия Виссарионовна стала и первой женщиной-пилотом, выполнившей в мае 1914 года на самолете «Моран» сложнейшую фигуру высшего пилотажа — «мертвую петлю», автором которой был отважный русский военный летчик Петр Николаевич Нестеров. После выполнения «мертвой петли» Зверева получила множество поздравлений и среди них письмо от самого П. Нестерова, в котором он свидетельствовал свое восхищение.
Приближалась мировая война. В ее начале мастерские Слюсаренко и Зверевой были переведены в Петроград, где они были реорганизованы в небольшой завод («Авиационная фабрика Слюсаренко»). До мая 1916 года ими было выпущено около 80-ти аэропланов марки «Фарман» и «Моран». Сбылись, кажется, все мечты первой русской авиатрисы. Но пришла беда: 15 мая 1916 года Лидия Зверева скончалась от тифа на двадцать шестом году жизни. Над Никольским кладбищем Александро-Невской лавры, где ее хоронили, летчики с Комендантского аэродрома дали ей последний салют.
Вслед за Лидией Виссарионовной, еще при ее жизни, тем же Всероссийским аэроклубом были выданы пилотские свидетельства прошедшим летную подготовку в авиационной школе «Гамаюн» на «Фармане»: Евдокии Анатра (16.10.1911 г.) — диплом № 54 и Любови Голанчиковой (22.10.1911г.) — диплом № 59.
Удивительно интересна и разнообразна жизнь и судьба Любови Голанчиковой, получившей пилотский диплом всего двумя месяцами позже Л.В. Зверевой. Ей, девушке из бедной петербургской семьи, в раннем возрасте не пришлось задумываться и мечтать о небе. В семье Голанчиковых были более прозаические проблемы, далекие от такой мечты. Необходимо было думать, как зарабатывать на жизнь. По решению отца ей пришлось пойти на бухгалтерские курсы.
Однако столь заурядная профессия не могла привлечь девушку с сильным характером и наделенную, к тому же, природной незаурядной внешностью. Ее все больше увлекает искусство. Она становится постоянной посетительницей петербургского Народного дома. Здесь Любовь Александровна пела, танцевала, принимала участие в любительских спектаклях. Там ее увидел и оценил ее искусство антрепренер эстрадной группы «Фолли Бержер», которая гастролировала в находящемся вблизи Коломяжского ипподрома, ресторане «Вилла Роде». Он пригласил ее в свою труппу. Люба дала согласие, хотя по просьбе антрепренера ей, на французский манер, пришлось сменить имя и фамилию. Она стала Молли Море. Это имя и стало значиться теперь на афишах, извещавших о выступлениях на сцене с ее участием.
Но вскоре волей судьбы Любе Голанчиковой суждено было поменять свое увлечение изящным искусством на искусство полета и стать не просто одной из первых русских летчиц, но и первой русской рекордсменкой и испытателем. И «помогла» этому обстоятельству авиационная неделя, проводившаяся весной 1910 года в Петербурге. На Коломяжском ипподроме прошло торжественное открытие недели. С раннего утра улицы, по направлению к ипподрому, были заполнены народом. Среди зрителей была и будущая авиатриса Любовь Голанчикова, со своими подругами. Авиационный праздник взбудоражил столицу. Вокруг только и говорили о полетах и красавцах пилотах. «Заболела» авиацией и Любовь Александровна.
Вместо намечавшейся недели состязания пилотов на Коломяжском ипподроме продолжались восемнадцать дней. Успех «Недели» оказался настолько высок, что ее организаторы уже через 4 месяца устроили «Всероссийский праздник воздухоплавания». Он проходил на новом, Комендантском аэродроме. Тон на этом празднике задавали русские авиаторы: М. Ефимов, С. Уточкин, военные летчики Е. Руднев, Г. Горшков, С. Ульянин. Немало восторгов и аплодисментов выпало на долю участвовавшей во «Всероссийском празднике воздухоплавания» и первой в мире женщине-авиатору француженке Раймонде де Ларош, также начавшей свою карьеру в искусстве (она была артисткой парижского театра Сары Бернар).
Демонстрационные полеты на Коломяжском ипподроме (затем и на Комендантском аэродроме), участие во «Всероссийском празднике воздухоплавания» Раймонды де Ларош не могли не привлечь внимание Любови Александровны к воздушной стихии. Она с упоением читает все, что имело отношение к авиации, а главное, ей удалось непосредственно познакомиться с настоящими пилотами. Эти «люди-птицы», как назвал их писатель Куприн, не могли не увлечь ее своей смелостью, отвагой, романтикой неба.
Любовь Александровна упросила знаменитого Ефимова прокатить ее на самолете и поднялась с ним в небо. Накопив за зиму деньги, Голанчикова весной 1911 года поступает в летную школу «Первого российского товарищества воздухоплавания» к инструктору И.В. Еасюкову, который разглядел у девушки незаурядные способности к летному делу. Мечта ее осуществилась: осенью 1911 года она успешно сдает экзамены и получает пилотский диплом с правом полетов на аэропланах типа «Фарман».
Казалось бы, все трудности позади. Голанчикова добилась своего, стала авиатрисой. Новой ее мечтой становится: устроиться на какой-нибудь авиазавод, где требовались пилоты-сдатчики. Однако ей вежливо отвечают, что испытательные полеты — не женское дело. Но небо уже «захватило» ее. Она выбирает путь летчика-спортсмена, подобно М. Ефимову, С. Уточкину и другим. Оставаться на сцене она уже не в силах. Любовь Александровна выбирает нелегкую жизнь, связанную с переездами из города в город, хлопотами об аренде ипподромов, ремонтом аппаратов, отдачи части жалованья антрепренерам, мотористам — трудной участи авиаторов-спортсменов, попадавших в кабалу к ростовщикам-банкирам.
Весной 1912 года имя Молли Море навсегда покидает столичные афиши. Фото женщины-авиатрисы, затянутой в кожаный костюм, опирающейся на крыло «Фармана», все чаще появляется на рекламных тумбах различных городов России, а затем и других государств Европы. Женщина-авиатриса — это ново и интересно: публика охотно шла на демонстрационные полеты Голанчиковой.
В 1912 году на втором военном конкурсе аэропланов в Петербурге, куда прибыли отечественные и зарубежные конструкторы и летчики, Любе удалось полетать на самолетах других конструкторов. Она удостаивается внимания самоуверенного конструктора Антони Фоккера. Мировая пресса начинает превозносить его как новатора авиатехники. Фоккер просит «фройлен Голанчикову» полетать на его новом аэроплане и дать ему оценку. И она блестяще опробует первую его машину. Фоккер восторгается способностью Голанчиковой летать на незнакомых аппаратах и особенно выполнению ею зарождающихся элементов высшего пилотажа, что позволяет считать ее также и одной из родоначальниц этого вида летного мастерства.
Фоккер приглашает Голанчикову в Германию, где она совершенствуется в полетах на аэродроме Иоганисталь, под Берлином. 12 ноября 1912 года, ею устанавливается, зарегистрированный спортивными комиссиями, новый мировой рекорд высоты полета для женщин — 2400 метров, что почти втрое превышает прежний рекорд равный 805 метрам, принадлежащий немецкой летчицы Безе. Вдохновленный рекордом, Фоккер предложил Голанчиковой работу в своей фирме. Согласно заключенному контракту, Любовь на время становится шеф-пилотом фирмы, демонстрирует полеты в разных городах Европы, рекламирует самолеты Фоккера.
Летом 1913 года Голанчиковой представился случай совершить международный перелет Берлин — Париж, на двухместном самолете известного авиаконструктора Морана, по трудному горно-лесному маршруту. На этот раз она выступила в качестве летчика-наблюдателя (теперь бы сказали — штурмана). Пилотом был пилот фирмы Моран — Летор. Почти весь перелет проходил над облаками, вне видимости земли, исключительно по компасу и карте. В бортовом журнале Голанчикова запишет: «…Этот перелет я выполнила исключительно с научной целью и получила в нем огромный опыт».
Парижские авиаторы устроили в честь Летора и Голанчиковой большой прием. В корзине цветов оказались визитные карточки. В одной из них содержалась такая просьба: Ф.Ф. Терещенко, наследник крупного украинского сахарозаводчика, хозяин Червоненской аэропланной мастерской, просил Голанчикову о встрече. Терещенко подолгу жил в Париже, увлекся авиацией, стал авиаконструктором. В России им было построено несколько самолетов. В местечке Червонном, Терещенко организовал аэропланные мастерские и, добился у русского военного ведомства заказы на самолеты. В июле 1913 года он отправился в европейские страны для закупки необходимых материалов и оборудования. Мастерским также был нужен летчик-испытатель. Конечно, Червоненские мастерские были маломощными, но то, что Терещенко первым из отечественных конструкторов пригласил Голанчикову испытывать самолеты, означало признание на Родине ее летного мастерства. Л. Голанчикова и Ф. Терещенко заключили контракт, и Любовь Александровна стала первой русской летчицей-испытателем. Через несколько дней 24-летняя Л. Голанчикова взлетела с Червоненского летного поля на новом самолет отечественной конструкции. К сожалению после революции Любовь Александровна Голанчикова оказалась с мужем за границей.
Вслед за Л. Зверевой, Е. Анатра и Л. Голанчиковой русскими летчицами стали: Е.П. Самсонова, С.А. Долгорукая, Е.М. Шаховская, В.И. Чуприна. Первые отечественные женщины-летчицы не уступали мужчинам в овладении и другими авиационными специальностями: штурмана (аэронавигатора), инструктора летных школ, летчика-испытателя и другими.
Одной из первых русских советских летчиц была и Валентина Степановна Гризодубова, получившая свое первое «воздушное крещение» в возрасте двух лет, когда ее в полет (на самолете своей оригинальной конструкции «Гризодубов-4») взял отец — один из первых русских авиаторов и авиаконструкторов С. В. Гризодубов. По окончанию Пензенского аэроклуба, в возрасте девятнадцати лет В. Гризодубова, стала
летчиком-инструктором. 24 сентября 1938 года экипаж советских летчиц в составе В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко и М.М. Расковой выполнил беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток на двухмоторном самолете «Родина» (АНТ-37-бис), установив женский мировой рекорд дальности полета.
Особенные качества, подлинное мужество наши летчицы проявили в годы Великой Отечественной войны. Были созданы женские авиационные полки. Их было поручено формировать прославленному штурману страны, Герою Советского Союза Марине Михайловне Расковой. Командование полков было подобрано из кадровых офицеров-женщин, которых назначали на должности комиссаров, инженеров, штурманов частей. Большинство же девушек-добровольцев впервые надели военную форму и в минимальные сроки овладевали летным мастерством.
Но были на фронте и летчицы опытные. На бомбардировщике Су-2 отважная летчица 135-го ближнебомбардировочного полка Екатерина Ивановна Зеленко. 12 сентября 1941 года над селом Анастасьевка Сумской области, в своем последнем полете совершила бессмертный подвиг и стала единственной женщиной-летчицей, таранившей в воздушном бою вражеский самолет. В декабре 1941 года посмертно она была награждена орденом Ленина. А в 1990 году ей было присвоено звание Героя Советского Союза.
Закончилась Великая Отечественная война. В мирном небе отважные советские летчицы демонстрировали свое мастерство в овладении новой авиационной техникой. Так, летчик-испытатель Нина Ивановна Русакова при испытании одного из новых самолетов на большой высоте сделала, казалось бы, невозможное: выполнила двести сорок фигур высшего пилотажа! За 25 лет службы в авиации заслуженный летчик-испытатель полковник Н.И. Русакова налетала на сорока типах самолетов более 4200 часов.
Только в середине семидесятых годов советскими военными и гражданскими летчицами Л. Улановой, М. Попович, И. Вертипраховой, С. Савицкой, Е. Мартовой, М. Соловьевой, Л. Зайцевой, Н. Прохановой было установлено тридцать женских рекордов. При этом С. Савицкой, Л. Улановой. И. Вертипраховой, М. Попович рекорды устанавливались неоднократно. Среди самолетов, на которых были установлены ими рекорды, были турбовинтовые и реактивные самолеты, гражданские и военные: Ил-18, Ил-62М, Е-33, Е-76, Е-133, Е-66Б. Так, по прямой (на базе 15-25 километров) 2 июня 1975 года Е. Мартова на самолете Е-76 достигла скорости 2683,44 километра в час.
Упорство, мастерство в овладении воздушной стихией, проявленные первыми летчицами России, были приумножены летчицами советской эпохи. Все они наравне с мужчинами внесли свой вклад в овладение воздушной стихией, а затем и космосом.
Источники:
Орлов Б. Небо покорялось не только мужчинам // Гражданская авиация. 2005. №3. С. 30-33.
Соловьев А. Русские авиатрисы // Родная газета. № 9(304). 1 июня 2011.
Матулевич Б. Крылатые дочери России // Гражданская авиация. 1995. №5. С. 33-35.
Игнатьев Д. С эстрады в облака // Латвийские вести. 5 марта 2015.
Аверина Е. Авиатрисы // Труд. 12 апреля 2012.