автоматические системы управления профессия что делает
Инженер АСУ ТП
Инженер АСУ ТП
Это ключевой специалист на любом современном технологическом предприятии. В зону его ответственности входит создание и поддержание работоспособности систем технического управления технологическими процессами.
Расшифровывается или переводится название данной специальности как – инженер автоматизированных систем управления технологическим процессом.
Инженер АСУ ТП – это специалист с высшим техническим образованием. Из-за специфики своей деятельности должен обладать обширным набором квалификаций: от программирования до пониманий физических процессов, протекающих на производственных линиях.
Что должен уметь?
Инженер АСУ ТП должен одновременно обладать навыками разных специальностей:
Программирование, алгоритмизация, базы данных, информационные каналы связи – это лишь базовая часть IT-направлений, которыми должен обладать такой специалист.
Также он должен хорошо разбираться в электротехнике для понимания процесса формирования управляющих и информационных сигналов, связывающих программный код и физический технологический процесс.
Таким образом, это специалист, который, в виде автоматизированных систем управления технологическим процессом, создаёт инструмент, позволяющий технологическому персоналу контролировать и управлять технологическим процессом в автоматизированном режиме, ведь в самом названии специальности, есть слово «система».
В АСУ ТП система – это комплекс программных, аппаратных средств, предназначенных для управления технологическим процессом.
Где учиться?
Из-за большого объёма необходимых квалификаций, обычно инженер АСУ ТП – это выпускник высших учебных заведений по направлениям, связанным с техническим управлением. На данных направлениях затрагиваются основные и углубленнее навыки и знания необходимых квалификаций.
Однако и инженеры других специальностей (программисты, технологи) могут стать инженерами АСУ ТП, пройдя курсы повышения квалификации или переподготовки специалистов.
Нередко слесаря по КИПиА становятся инженерами АСУ ТП.
Чем отличается слесарь по КИПиА от инженера АСУ ТП?
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике (КИПиА) — это специалист, занимающийся эксплуатацией и ремонтом оборудования автоматизированных систем управления, что в себя включают и обязанности инженера АСУ ТП, но в обязанности последнего включены и многие другие производственные необходимости.
Имея некоторый опыт в автоматизированных системах управления, слесарю по КИПиА возможно проще стать инженером АСУ ТП, пройдя необходимое обучение.
Какие функции выполняет АСУ ТП и для чего она предназначена?
Из чего состоит автоматизированная система управления технологическим процессом и как она работает?
Часто АСУ ТП делят на 3 уровня:
На нижнем уровне обобщают всё, что непосредственно взаимодействует с технологическим процессом: датчики, которые измеряют параметры процесса, исполнительные механизмы, которые воздействуют на процесс. Слесарь по КИПиА занят только на этом уровне, что его и отличает от инженера АСУ ТП.
На среднем уровне располагается оборудование, которое управляет технологическим процессом — программируемые логические контроллеры (ПЛК). На контроллерах реализованы алгоритмы управления, по которым они и производят управляющие воздействия не технологический процесс.
Что входит в обязанности на среднем уровне?
На этом этапе инженеру АСУ ТП нужна квалификация программиста и знание технологии.
Программист, кто это?
Как программист, инженер реализует алгоритмы в программный код. Алгоритмы составляют технологи и проектировщики, они досконально знают физику технологического процесса, но не обладают квалификацией программиста.
Разработанные ими алгоритмы инженер АСУ ТП должен перенести в программный код для загрузки в ПЛК.
Верхний уровень, что это, если нижний и средний уровень обеспечивают автоматическое управление технологическим процессом?
Верхний уровень необходим для взаимодействия человека с технологическим процессом. Инженер АСУ ТП создаёт на нём человеко-машинный интерфейс, базы данных и другие инструменты обработки информации.
Какие особенности присущи современным инженерам АСУ ТП?
Развитие науки и техники не стоит на месте — появляются новые технологии, новые тенденции и принципы. Современный специалист должен быть в курсе всех новых технологий, касающихся управления в технических системах, осваивать их и быть готовым внедрять.
Как объект КИИ (критической информационной инфраструктурой) АСУ ТП может относиться к любым категориям значимости: от третьей категории для небольших объектов до первой категории для крупных и важных объектов автоматизации. Он должен уметь различать категории значимости и применяемые для каждой категории технологии и оборудование.
Подводя некоторый итог, можно ответить на вопрос: как стать инженером АСУ ТП и где учиться?
Есть несколько путей:
Мой путь в пром. автоматизацию. Инженер-программист АСУТП
Опишу вкратце саму специальность, обязанности и как я к этому пришел. Будет много текста.
В общем выполнение работ по автоматизации проходит следующие стадии (упрощенно, на самом деле все немного сложнее):
1. Если участвуют несколько отделов в реализации проекта, то, когда приходит запрос из отдела продаж, каждый отдел предоставляет часы, которые потратит специалист на реализацию своей части. Далее это все суммируется и возвращается в отдел продаж. Они офигевают и ообычно на этом этапе уменьшаются часы, заложенные различными заинтересованными отделами, ибо дорого, и нужно продать. Ненавижу за это «продажников», хотя и понимаю, что это бизнес. Чтобы было понятно, в компании, где было больше 200 сотрудников были: департамент проектирования, департамент разработки ПО, департамент пуско-наладочных работ. И каждое подразделения выдавало кол-во часов на этот проект, необходимое для выполнения их части работ. И как итог выиграли тендер (если повезло, не будем говорить про остальные схемы).
2. На этом этапе обычно пишется ТЗ (технологическое задание) программистом на автоматизацию, хотя должно быть наоборот, заказчик должен предоставить описание того, что он хочет получить. Но у меня было так, как описываю. Дальше это ТЗ долго и нудно согласовывается с заказчиком, вносятся правки, ставятся подписи. Хотя это совсем не гарантия того, что ТЗ останется неизменным. Правки могут прийти, когда до начала пуско-наладочных осталось совсем немного времени, но почти всегда фирма-исполнитель прогибается под заказчика и программист потом в панике вносит изменения, что приводит к тому, что ПО будет не протестировано до конца, что приводит к задержкам при вводе в эксплуатацию и т.д. Но никого это обычно не волнует, хоть спи на объекте, но оно должно работать.
4. Тестирование программы на стенде или в симуляторах. Отлично работающая программа в симуляторе не равно иногда даже работающей на «живом объекте».
5. И самый интересный момент — это пуско-наладка (ПН). Об этом напишу подробнее.
Итак, что должен делать инженер во время ПН. Для удобства разделю на этапы.
1. I/O check проверка правильности подключения всех входов/выходов ПЛК (программируемый логический контроллер). И если что-то неправильно – то исправление. На данном этапе никакого ручного управления, не говоря уже про автоматизацию нет. Просто в контроллере можно жестко активировать выход и посмотреть, тот ли механизм включился. С входами проще, бегаешь вокруг механизма и тыкаешь кнопки, замыкаешь вручную концевые выключатели и смотришь, соответствует ли это тому, что ты заложил в программу. Для тех, кто не в теме, каждый контроллер имеет входа и выхода. Входа используются для сбора данных с механизма (всякого рода датчики, кнопки и т.д.). Выхода же нужны для управления устройством, например включить двигатель, закрыть задвижку и т.д. Это если очень упрощенно и не вдаваясь в подробности.
2. Если предыдущий этап закончился успешно и все собрано правильно (на более-менее больших объектах с первого раза никогда все правильно собрано не будет) – то приступаем к проверке в ручном режиме. Для этого либо со SCADA либо HMI включаем/выключаем узел агрегата и смотрим все ли правильно работает и все ли правильно отображается. Часто бывают ошибки (если используется визуализация) в привязках переменных к объекту на визуализации. Например, запустили один механизм, а на панели/скаде отображается, что включился другой, хотя работает правильный ну и т.д. Эти ошибки сразу же исправляются и процесс проверки продолжается.
3. Когда закончили ручное тестирование – переходим к самому сложному и интересному (вот тут симулятор, если тестировалась программа на нем, и дает прикурить иногда). Автоматический режим. Ну с ним все ясно, перевели все механизмы в автомат и запустили объект.
С этим режимом всегда могут быть проблемы. И когда вы пишете программу нужно учитывать максимально возможные варианты. Например, на двигателе перестал работать датчик температуры и из-за этого запускать этот узел в автоматическом режиме нельзя (ведь датчик не просто так там установлен), но если этот узел нельзя запустить в автомате, то и остальные по идее тоже нельзя, так как в автоматическом режиме реализовываются блокировки, которые отключат механизм при неисправности. Неисправность одного узла не дает запустить другой от него зависящий ну и т.д. И теперь нужно ждать пока починят неисправность, а производство в это время стоит. И владелец кричит какие в обще все, хм, хорошие люди. Но обычно так не делается. Почти всегда есть возможность запустить все в автомате, даже если какой-то из узлов агрегата не может работать в автомате. Часто дается возможность отключить контроль какого-то сигнала, например, тот же датчик. Активируем эту функцию и все у нас работает в автомате, так как сигнал от датчика не учитывается и в дальнейшем это может привести к проблемам, но это уже ответственность заказчика. Все эти режимы описываются в инструкции и с большими предупреждающими знаками. При использовании систем визуализации часто делают так называемый лог событий сюда входят аварии (это всегда делается) и действия оператора (имя оператора, что нажал, какой режим выбрал, что изменил и т.д.). И если возникает поломка механизма по вине заказчика, так как отключили какой-то элемент контроля – то это уже не гарантийный случай и фирма, что делала автоматизацию не попала на деньги. Так как любой гарантийный ремонт делается за счет изготовителя, а в этом случае они сами виноваты.
На этом пока хочу закончить. И так уже вышел далеко за рамки того объема, который хотел написать. Возможно получилось как-то не слишком структурировано, но я старался))) Будет кому-то интересно возможно продолжу еще что-то по теме автоматизации писать.
Автоматические системы управления профессия что делает
Инженер по автоматизации: чем занимается и в чём специфика работы
к.т.н, эксперт по автоматизации производства,
Начнём с того, что функции инженера по автоматизации сильно завияст от того, на каком этапе жизненного цикла и в каком состоянии находится АСУ ТП на предприятии. И в целом от предприятия к предприятию функционал может немного отличаться.
Если на промышленном предприятии происходит внедрение или модернизация АСУ ТП, то инженер по автоматизации принимает непосредственное участие в этом процессе:
Все эти работы могут выполняться непосредственно инженером АСУ ТП или же он может только выступать в роли заказчика и приемщика тех или иных частей системы при сборке, испытаниях и вводе в эксплуатацию системы в целом. В таком случае эти работы выполняет сторонний подрядчик (инжиниринговая компания) в рамках ТЗ и проекта на систему АСУ ТП.
Теперь расскажем о том, чем занимается инженер по автоматизации на ежедневной основе после ввода АСУ ТП в эксплуатацию или в случае, если на предприятии не происходит внедрения и модернизации АСУ ТП:
Кроме этого, инженер по автоматизации проводит обучение для оперативного персонала по обслуживанию оборудования АСУ ТП, участвует в расследовании технологических нарушений, связанных с оборудованием АСУ ТП.
Инженер по автоматизации работает на “среднем уровне АСУ ТП” (ПЛК, SCADA, и др.). Зона ответственности таких специалистов начинается от шкафа автоматизации АСУ ТП, включая компоненты этого шкафа, такие как ПЛК, HMI панели, частотные преобразователи.
Но стоит отметить, что за электрическую составляющую шкафа ответственность несёт уже главный энергетик предприятия и его подчиненные. Однако инженер АСУ ТП должен разбираться в электрических схемах и при необходимости произвести необходимую диагностику и ремонт шкафа автоматизации.
Зона ответственности инженера по автоматизации заканчивается на верхнем уровне АСУ ТП. Под “верхним уровнем” АСУ ТП обычно понимают SCADA системы.
В зону ответственности входят также все системы, которые непосредственно связаны с системой АСУ ТП на данном конкретном объекте, например, серверы БД, в которых хранятся архивы технологических параметров.
Местом работы инженера по автоматизации (инжнера АСУ ТП), в основном, является непосредственно производственный объект (завод, электростанция и т.д.).
Однако возможны случаи, когда инженер АСУ ТП находится непосредственно в офисе компании и лишь по необходимости появляется на производстве, когда персонал на объекте не может решить ту или иную задачу или проблему, например:
В остальных случаях не специфические проблемы в отсутствие инженера АСУ ТП зачастую могут решить другие специалисты, например, Инженер КИП или IT служба или даже электрики.
Ну и в заключение несколько утверждений:
Каждый Инженер АСУ ТП знает основы построения сетей, но не каждый Системный Администратор знает основы АСУ ТП!
Каждый Инженер АСУ ТП знает основы программирования на нескольких языках, но не каждый программист высокого уровня знает основы АСУ ТП!
Каждый Инженер АСУ ТП знает основы электрики и имеет допуск электробезопасности, но не каждый электрик сможет запрограммировать ПЛК или создать SCADA систему!
Профессии будущего: кто такой инженер АСУ ТП
Профессии будущего: кто такой инженер АСУ ТП
По данным компании HeadHunter, самыми востребованными специалистами, окончившими вузы в 2021 году, стали инженерно-технические кадры. Конечно, не все в равной степени. Какая профессия и почему на рынке труда котируется выше других?
Лидер онлайн-ректуринга сообщил, что в ходе опроса работодателей выяснилось: менее всего они нуждаются в выпускниках естественнонаучных (5%), педагогических (6%), аграрных (7%) и медицинских/фармацевтических (8%) направлений. Самую высокую заинтересованность компании выражают в отношении бывших студентов строительных (20%) и социально-экономических (31%) факультетов, а также новоиспеченных технических специалистов (56%).
Аспирант Санкт-Петербургского горного университета Владимир Пайор родился и вырос в Красноярске. Юноша окончил физико-математическую школу. Еще в старших классах он участвовал в тематических чемпионатах. Например, в XX региональном конкурсе ИТ-проектов «Soft-парад», проводимом среди талантливых разработчиков Сибирского федерального округа, молодой человек победил в одной из номинаций с проектом «Дополненная реальность». Особенностью состязания была его ориентация на реальные потребности рынка. После окончания школы выпускник стал перед выбором дальнейшего пути.
Где учиться
В 2015 году молодой человек поступил на специальность «Автоматизация технологических процессов и производств» в Горный университет. Свой выбор объясняет сразу несколькими причинами.
По его словам, университет дает научно-исследовательскую среду и возможность знакомиться с современными инструментами автоматизации в лабораториях вуза – полноценной конвейерной линией, шкафами управления, контроллерами и многим другим. Реальный пример задания для студентов: написать ПО, которое позволит видеокамере распознать бракованное изделие, захватить его роборукой и поместить либо в отсек для брака, либо на линию конвейера.
Чем занимается инженер АСУ ТП
Как правило, любая система автоматизации состоит из трех уровней. Первый – то, чем непосредственно управляют (различные исполнительные устройства). Вторая – контроллеры. Это мозг и сердце всей структуры. Они получают сигналы от датчиков и в зависимости от заложенной программы координируют действия. Помимо этого, обрабатывают и архивируют информацию о ходе всего процесса. Третья часть – единый центр операторского управления в виде одного или нескольких пультов, к которым подключено множество контроллеров.
Функции специалиста зависят от того, на какой стадии находится система автоматизации в компании. Требуется ли только обслуживание оборудования; разработка проекта с нуля, подбор комплектующих и внедрение, или же модернизация и объединение с бизнес-процессами. По сути, это три разных варианта и три разных уровня квалификации инженера.
Во втором случае сотрудник должен знать порядок и способы разработки проектов систем автоматизации, уметь осуществлять монтаж и пусконаладку установок, программировать промышленные контроллеры.
Где строить карьеру
Инженеры АСУ сегодня работают в строительстве, машиностроении и приборостроении, но основной массив преобразований происходит в энергетике и минерально-сырьевом комплексе.
По его словам, спецификой металлургии является тот факт, что инженеры АСУ ТП дают небольшой прирост производительности – 2-3% от одной разработки. Но если пересчитать это в денежном эквиваленте, при оборотах в сотни тысяч тонн получатся миллионы долларов в год.
Статистика заработанных плат
Доходы напрямую коррелируются с опытом сотрудника и региона. Кроме того, имеет значение, будет местом работы производственное предприятие или компания, являющаяся поставщиком информационных технологий и компонентов систем автоматизации для сырьевых организаций.
На стартовом уровне в Санкт-Петербурге или Москве зарплата специалиста начинается от 60-70 тысяч рублей. Проработав год-два, он уже может рассчитывать на сумму от 100 тысяч рублей. Сотрудник, способный модернизировать и внедрять новые решения, получает 180-200 тысяч рублей. Профессионал, который занимается трансформацией технологических процессов, зарабатывает от 300 тысяч рублей.
Ситуация, когда в крупной российской нефтегазовой компании инженер может выстроить карьеру до начальника Управления АСУ ТП с зарплатой в 700 тысяч рублей в месяц, вполне реальна. В зону его ответственности будет входить закупка оборудования, общения с подрядчиками, составление технического задания и контроль его выполнения.
Если в мегаполисах инженеры АСУ могут столкнуться с конкуренцией на рынке труда, то в Сибири выбирать будут не их, а они. Спрос на специалистов, готовых работать вахтовым методом в штате производственных предприятий в Ноябрьске или Сургуте, высочайший. Там благодаря северным надбавкам будет отличаться и заработанная плата.
Для сравнения: уже сегодня на том же HeadHunter только в Санкт-Петербурге инженеров по автоматизации требуется в три раза больше, чем экономистов, и на 20%, чем юристов.
Инженер АСУ ТП
Чем занимается инженер АСУ ТП
В функционал специалистов данной профессии входят:
проведение изысканий для усовершенствования применяемого автоматизированного и роботизированного оборудования;
подготовка технических заданий на подготовку средств автоматизации для производственных линий и отделов компаний;
анализ эффективности применяемых средств автоматизации и роботизации, устранение выявленных недостатков;
контроль за правильностью эксплуатации оборудования, входящего в структуру АСУ ТП.
Наиболее востребована профессия инженера АСУ ТП в промышленности, приборостроении, машиностроении и строительстве.
Структура систем АСУ ТП
В состав программно-технических комплексов АСУ ТП входят три уровня оборудования, соединенные передающими данные и команды управления сетями:
средний уровень состоит из программируемых логических контроллеров и терминальных модулей (PLC, PAC, RTU и других), передающих информацию от высшего уровня к полевому. Управление контроллерами осуществляется при помощи предварительно написанных циклических алгоритмов (прием данных – обработка – выдача управляющих команд). Чаще всего программируемые логические контроллеры задействуются в работе станков с ЧПУ;
на высшем уровне проводятся визуализация, мониторинг и сбор данных, которые осуществляются диспетчером через персональный компьютер. При этом, если контролируется работа локального агрегата, для компьютеров разрабатывается ПО человеко-машинного интерфейсе (HMI-панели), а для контроля над системой агрегатов, машин и механизмов используются комплексы диспетчеризации (SCADA-системы), для которых инженером АСУ ТП также создается программное обеспечение.
Программируемые логические контроллеры, контроллеры для управления сервоприводами, телеметрические и ПК-совместимые контроллеры, предназначенные для автоматизации технологических процессов, также работают на базе ПО, созданного инженером АСУ ТП.
Как стать инженером АСУ ТП
Обучение профессии инженера АСУ ТП можно пройти на курсах, предлагаемых ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. В рамках данных курсов любой желающий сможет научиться работать с аппаратными и программными средствами систем АСУ ТП, с технологиями проектирования систем, со средами программирования и метриками оценки трудоемкости разработки ПО.