авторская песня что это такое кратко

бардовская песня

Смотреть что такое «бардовская песня» в других словарях:

бардовская песня — см. Авторская песня … Энциклопедический словарь

бардовская песня — см. авторская песня … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Бардовская песня — … Википедия

Песня — Гусляры, картина В. М. Васнецова, 1899 год … Википедия

Авторская песня — Направление: Песня Истоки: Студенческая и туристическая самодеятельность в СССР, зонги в Германии и других странах Место и время возникновения: 1950 е годы … Википедия

Блатная песня — Направление: Песня Истоки: Тюремный фольклор Место и время возникновения: XIX век, Россия Годы расцвета: начало XX века, конец XX века … Википедия

Как здорово (песня) — Как здорово первый куплет Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно, Струна осколком эха пронзит тугую высь. Качнётся купол неба, большой и звёздно снежный… Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! 1978 «Как здорово, что все мы здесь сегодня … Википедия

авторская песня — небольшое лирическое произведение, то же, что и литературная песня, но получившая распространение в исполнении автора, барда. Рубрика: роды и жанры литературы Синоним: бардовская песня Род: песня Персоналии: В. Высоцкий, А. Галич, Н. Матвеева, Б … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

авторская песня — (бардовская песня), жанр современной городской культуры. Зародился в Москве в конце 1950 х гг.; среди основоположников Б. Ш. Окуджава, А. А. Галич, Н. Н. Матвеева, Ю. И. Визбор. Исполняется главным образом авторами под собственный аккомпанемент… … Энциклопедический словарь

Авторская песня — 1) Музыкально поэтические произв., отличающиеся шир. жанрово стилистическими характеристиками, созданные проф. и самодеятельными авторами и вошедшие в нар. песенный репертуар в результате свободного отбора. В процессе бытования подвергаются… … Уральская историческая энциклопедия

Источник

Авторская песня: прошлое и настоящее

Авторская песня: прошлое и настоящее

«Как дышится, так и поется»

«Молю, чтоб боль души не сделать ремеслом,

Чтоб наше слово в музыке звучало…»

Все больше музыкальных сердец завоевывает современная авторская песня, порой опережая рок, поп и другие музыкальные направления. Раньше, еще несколько десятков лет назад, когда душа просила романтики, творчества, лесного отдыха, лирики, любители авторской песни уезжали на туристические слеты, на фестивали, с гитарой в лес. Сегодня, чтобы послушать авторскую песню, достаточно прийти на концерт в любом городе. Современная авторская песня выросла из узкого круга у костра, проникла на эстраду, льется отовсюду, со всех концертных площадок, из всех динамиков. Круг любителей и ценителей авторской песни расширился, как и само ее понятие.

Авторская песня или бардовская песня?

Авторская песня и бардовская песня – одно и то же или нет? Что понимают под этими словами авторы, композиторы, исполнители и неравнодушные люди? Задумавшись над этой темой, я была уверена в одном, но, перелопатив гору литературы и узнав мнение профессионалов, пришла совсем к другим выводам.

Википедия практически сравняла оба жанра, называя главным его признаком объединение в одном лице автора текста, композитора, исполнителя, а также наличие гитарного сопровождения и значимости текста перед музыкой.

Классиками жанра авторской песни принято считать А. Галича, Ю. Визбора, Б. Окуджаву, В. Высоцкого, А. Городницкого, В. Долину, В. Матвееву, А. Дольского, Ю. Кима и других.

В. Высоцкий называл себя представителем этого жанра, раскрывая его суть как доверительную беседу со слушателем и зрителем в дружественной атмосфере доверия, где автор рассказывает о том, что его беспокоит и волнует.

Один из знаменитых бардов Урала, поэт, организатор бардовских фестивалей А. Гильман считает, что к представителям авторской песни можно отнести и современных И. Николаева, С. Трофимова, И. Крутого, А. Розенбаума, О. Газманова и других известных эстрадных личностей, всех тех, кто сам пишет и исполняет. Они же авторы, сами пишут, сами исполняют, многие под гитару.

К сожалению, многие представители современной авторской песни, эстрадные личности, не вкладывают особого смысла в свои тексты: несколько строчек, запоминающийся припев, цепляющая слушателя музыка – и шлягер готов.

В понятие «бард» А. Гильман вкладывает иной смысл. Для него бард – это, в первую очередь, поэт, чьи строки идут от сердца, «как дышится, так и поется», «в моем сердце потребность писать и творить». Творчество барда не рассчитано на эстрадную популярность и зарабатывание денег, он реализует свое нравственное начало в своих, наполненных смыслом, песнях. Потому А. Гильмана и называют «ценителем и хранителем жанра бардовской песни», что будучи организатором регионального фестиваля «Голоса» и судьей множества других уральских фестивалей, на отборочных турах он не пропускает к соревнованию авторов и исполнителей, в чьих выступлениях есть намек на другие творческие направления, будь то шансон, рок, эстрадное направление, либо что – то еще. К тому же, исторически бард – это не только поэт и певец у древних племен галлов и кельтов, это хранитель традиций и ритуалов.

В вышеописанном понимании авторской и бардовской музыки к представителям современной авторской песни можно отнести не только всех известных нам бардов, но и популярных эстрадных исполнителей. Получается, что понятие авторской песни намного шире, чем бардовской.

К слову, А. Розенбаум также разделяет два этих понятия и бардом себя не считает, как не считал себя бардом и В. Высоцкий.

Стили и направления современной авторской песни

В конце 20 века авторская песня уже начала приобретать современные черты. Когда барды шагнули на сцену, многие из них уже перестали быть чисто бардами. К примеру, легенда советского времени, кумир миллионов, поэт и композитор В. Цой отчасти тоже считался бардом, его стихотворные произведения относят к неоромантизму, гитара была его неизменной спутницей, а на сцене он начинал в стиле панк — рок.

Б. Гребенщикова и А. Макаревича считают бард – рокерами.

И. Тальков – поэт, композитор, бард, актер: он вышел с гитарой на сцену, расширил свою аудиторию, пытаясь донести до слушателя свою гражданскую позицию и лирические позывы. Его творчество получило выражение на стыке нескольких жанров — от авторской песни до рок – музыки и поп — музыки.

А. Розенбаум – представитель современной авторской песни, он сам исполняет свои произведения под гитару, но стилистика его исполнения очень широка – от джаза до рок-н-ролла.

В 21 веке, когда авторская песня стала активно развиваться на эстраде, когда авторам не надо скрываться в лесах и подпольных кружках от цензуры и они могут свободно выражать свое творчество на сцене, возникли современные стили и направления.

К примеру, С.В. Трофимов (Трофим) очень любим современным слушателем и понятен каждому, его творчество подходит полностью под определение авторской песни, но он работает не только в этом жанре, это также рок и «русский шансон».

Д. Майданов – современный автор, поэт, композитор, исполнитель, с гитарой на сцене он слету завоевывает зрителя рок – композициями. Нет сомнений, что он поет от души, но здесь нет приоритета текста над музыкой и выражена яркая эстрадная направленность, он работает на зрителя.

Есть мнение, что и С. Слепаков с его злободневными юмористическими песенками под гитару, также является представителем современной авторской песни.

Духовно — нравственное начало, присущее традиционной авторской песне, также можно проследить в творчестве каждого из этих талантливых людей, однако не в той мере, как это присутствует в песне бардов, «поющих поэтов».

Какая же она, современная авторская песня? Неужели эта «постмодернистская смесь», собирающая стадионы? Наверное, все же, та, в которой реализуется культурно — нравственное начало, а не самовыражение любой ценой, в которой смысл преобладает над формой, которая интеллигентно берет за душу нежной мелодией и имеет целью доверительную беседу все в той же дружественной обстановке. Та, которую надо слушать, а не классифицировать. Просто сходить на концерт Олега Митяева, выбраться на любой бардовский фестиваль и вдохнуть полной грудью.

Источник

Авторская песня

Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, появившийся в середине XX века в СССР. Истоки жанра берут своё начало в 1950—1960-е гг. из художественной самодеятельности, независимо от культурной политики советских властей, и очень быстро жанр достиг большой популярности. Основной упор делается на поэтичность текста.

Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского.

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Некоторые произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М. Анчарова). Обычно исполнители песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки — отсюда и название.

В начале 1950-х большое количество авторских песен появились в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ (самыми известными авторами стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Большую популярность авторская песня получила в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали постоянно сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева.

Позднее, в 1960-х и 70-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Владимир Туриянский, Александр Дольский, в 80-х и 90-х к ним добавились М. Щербаков и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»). К авторской песне также примыкает творчество Тимура Шаова.

Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников».

Чёткой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Иногда термины «авторская песня» и «бардовская песня» употребляют как тождественные. Но, например, Владимир Высоцкий категорически не любил, чтобы его называли «бардом» или «менестрелем».

Хроники показывают, что в 1950-х и начале 1960-х годов наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня» — его, в частности, применяли в отношении самих себя и сами авторы.

На стыке авторской песни и фолк-музыки в 90-е годы сформировалось движение «менестрелей», связанное с поклонниками ролевых игр и исторической реконструкции. Его ярчайшие представители Тэм и Йовин, Айрэ и Саруман, Элхэ Ниэннах, которые исполняют акустические песни собственного сочинения, часто на тематику Средневековья либо фэнтези.

Источник

Об авторских песнях и о песенном творчестве

Авторская песня может стать народной, а все песни берут начало в народном творчестве.

» День за днем» («Стою на полустаночке…»), музыка И. Катаева, исп. Валентины Толкуновой «Не шуми, океан, не пугай…» (по стихам А. Грина) Прощальная дальневосточная (стихи В. Инбер). «Песенка о моём друге-художнике» «Рыжим морем на зеленых скамьях…» (стихи М. Анчарова и В. Туркина) «Пыхом клубит пар…» «Прощание с Москвой» «Куранты» «Сорок первый» «Русалочка» «Баллада о мечтах» «Песенка про психа из больницы имени Ганнушкина, который не отдавал санитарам свою пограничную фуражку» «Кап-кап» «Песня про низкорослого человека, который остановил ночью девушку возле метро «Электрозаводская»»» Песня про деда-игрушечника с Благуши» «Цыган-Маша» «Песня про циркача, который едет по кругу на белой лошади, и вообще он недавно женился» «Песня об истине» «Песня об органисте, который в концерте Аллы Соленковой заполнял паузы, пока певица отдыхала» «Баллада об относительности возраста» «МАЗ» «Мещанский вальс «Рынок» «Час потехи» «Одуванчики»» Про поэзию» Салют, ребята!» «Любовницы»» Аэлита» «Белый туман» «Глоток воды» «Она была во всем права…»» Баллада о парашютах» «Воскресная застольная» «Село Миксуницу» «Песня о Красоте» «Баллада о танке Т-34, который стоит в чужом городе на высоком красивом постаменте» «Король велосипеда» «Антимещанская песня» «Песня про радость» «Большая апрельская баллада» «Детский плыл кораблик» «Песня о России», «Мне приснились сырые проталинки», «Песня об относительности возраста» «Слово товарищ» «Я ночью шла по улице».

Основоположник советской авторской песни М. Анчаров писал песни на свои стихи, стихи А.Грина, В.Инбер, В. Туркина.

Владимир Высоцкий написал более 800 известных песен.

«Besame, besame mucho, Como si fuera esta noche la ultima vez. Besame, besame mucho, Que tengo miedo tenerte, y perderte despues. Quiero tenerte muy cerca, Mirarme en tus ojos, Verte junto a mi Piensa que tal vez manana, Yo ya estare lejos, Muy lejos de aqui. Besame, besame mucho, Como si fuera esta noche la ultima vez. Besame, besame mucho, Que tengo miedo tenerte, y perderte despues.»

Для тех, кто рассматривает авторскую песню как жанр, где подпевают под стихи, кажется, что если автор спел какие-то стихи, то у него возникают авторские права на эту песню. Но стихи и музыка не имеют срока действия, а теряют свою жизнеспособность из-за несовершенств формы и содержания, то подпевание может надоедать; при появлении музыки на стихи, и настоящей песни, у такого автора может возникать естественное раздражение, претензии и даже судебные иски.

«Белой акации грозди душистые
Вновь ароматом полны,
Вновь разливается песнь соловьиная
В тихом сиянии, сиянии луны.

Вновь разливается песнь соловьиная
В тихом сиянии, сиянии луны.

Годы давно прошли, страсти умолкли,
Молодость жизни прошла.
Но белой акации цветы молчаливые
Мне не забыть, не забыть никогда.

Но белой акации цветы белоснежные
Мне не забыть, не забыть никогда.»

Исполнитель Жанна Бичевская оформила авторство на «Поручик Галицын» и не ссылается на Николая Верёвкина в песне «Чёрный ворон».

Лучшей музыкой на все времена является классическая музыка, а все музыкальные жанры, в том числе, и песенные, заимствуют музыкальную основу из классической музыки и из произведений других авторов в различных песенных жанрах.

Константин Райкин говорил о том, что песни и пьесы так же важны, как государственная безопасность страны. Кроме всех качеств, человеку дана совесть, и совесть должна быть самым большим судьёй в творчестве, и собственным мерилом своих действий у творцов и их почитателей. Авторам и слушателям следует отдавать себе отчёт, что в будущем будут перемены в отношении к всем «великим» и к мало известным авторам, и что всем придётся конкурировать с лучшими зарубежными произведениями в том числе, и потому, что языковые барьеры становятся всё менее значительными. Всем творцам произведений рано или поздно придётся держать ответ не только перед Всевышним, но и перед будущими ценителями их творчества.

Источник

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

Авторская песня — песенный жанр, возникший в середине 20-го века в СССР, выразительными средствами и отличительными чертами которого являются: смысловая и качественная нагрузка на поэтический текст; напевность, естественность, мелодичность и гармоническая функциональность музыкального материала; настроение доверительного общения; камерность исполнения; и идеалистическая, либеральная направленность. Наиболее известные барды: Анчаров, Михаил Леонидович Берковский, Виктор Семенович Визбор, Юрий Иосифович Высоцкий, Владимир Семенович Галич, Александр Аркадьевич Городницкий, Александр Моисеевич Долина, Вероника Аркадьевна Дольский, Александр Александрович Дулов, Александр Андреевич Егоров, Вадим Владимирович ИвасиКане, Михаил Азриэльевич Ким, Юлий Черсанович Клячкин, Евгений Исаакович Крупп, Арон Яковлевич Кукин, Юрий Алексеевич Матвеева, Новелла Николаевна Митяев, Олег Григорьевич Никитин, Сергей Яковлевич Окуджава, Булат Шалвович Щербаков, Михаил Константинович

Смотреть что такое АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ в других словарях:

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

жанр, возникший во второй половине 1950-х гг. в среде студенчества и интеллигенции, отмеченный особым вниманием к поэтическому тексту, опорой на традиции городского романса, ориентацией на доверительное камерное общение. Российская история ХХ в. вполне может быть описана путем анализа песенной культуры, запечатлевшей как исторические события и социальные сдвиги, так и атмосферу времени, сотканную из множества индивидуальных судеб, настроений, бытописания. Так, динамика и пестрота картины музыкального быта 1920-х — первой половины 1930-х гг., отразившей энергетику послереволюционного времени, сменились монополией массовой государственной песни. Однако конец сталинской диктатуры сразу же привел к тому, что этот песенный монолит начал размываться глубинными и бурными песенными потоками: блатная и дворовая песня, студенческая, туристская, поэтическая, несколько позже — рок-музыка. Общепризнано, что рождение авторской песни связано с хрущевской оттепелью. Порыв к свободе, изменивший самоощущение личности, привел к всплеску народного творчества. Жанр А.П. сложился очень быстро. Если 1953–1955 гг. отмечены лишь отдельными робкими попытками песнетворчества, то уже в 1957–1959 гг. песенная эпидемия охватывает целые институты (первые «очаги» распевания А.П. в Москве — МГУ, МГПИ, МЭИ, МИФИ). Появляется плеяда популярных авторов, создавших раннюю песенную классику этого жанра, — М. Анчаров, Ю. Визбор, А. Якушева, А. Городницкий, Ю. Кукин, А. Дулов, В. Берковский, Н. Матвеева и другие. Это было время романтики, простоты и цельности, обаяния дилетантизма, наивной веры в обновление общества — его вспоминают с ностальгией. В ранних песнях еще не было инакомыслия, они вполне вписывались в идеалы советской системы (та же «Гренада» Берковского или образы «комиссаров в пыльных шлемах» Окуджавы). Однако самодеятельные песни, искренние и непосредственные, лишенные декларативности и казенщины официальной песни, все равно воспринимались как эстетическая альтернатива, поэтому их невинные строчки тайно переписывались в блокноты, и был в этом некий оттенок неповиновения. Наряду с молодежными (студенческими, туристскими) в конце 1950-х гг. появляются песни Окуджавы (или «песенки», как называл свои творения сам поэт). Н. Богомолов, рассматривая первые песни Окуджавы, показывает, как их стилистика разрушала советские песенные каноны на всех уровнях текста. Например, «в “Песенке о Ваньке Морозове” сразу названо имя героя, и не условнопоэтическое, вроде “Вася-Василек”, а вполне бытовое. Московскую топонимикупредставляет абсолютно невозможное в официальной песне название ресторана. Внушительная оркестровая музыка заменена двумя аккордами, а возвышенная сложная мелодия — интимным говорком. Вместо мастерских рифм — что-то совсем непристойное: “виноват–виноват”, “полюбил–полюбил”. Песня становится многоплановой, сам механизм ее устройства не давал с ходу воспринять ладно сбитый смысл». Поэтому песенки Окуджавы были встречены столь неоднозначно: восторженное отношение противостояло не только партийному осуждению, но и вполне искреннему негодованию простых советских граждан. Появление бытовых магнитофонов обеспечило новым песням быстрое распространение по всей стране. Магнитная запись как нельзя лучше соответствовала сущности жанра, сохраняя не только саму песню, но и бытовой звуковой фон и атмосферу дружеской компании, в которой она звучала, перемежаясь с непринужденными разговорами и звоном рюмок. Генетическая память жанра связана с традициями студенческих песен XIX в., городским романсом, творчеством Вертинского. Как сфера городской культуры, А.П. впитала в себя многие интонационные пласты — это и советская песня (особенно ее лирическая ветвь), лагерная и дворовая песня, кино- и театральная музыка (последняя менее известна, однако именно на сцене драматического театра создавалась та манера подачи песни, которая близка А.П.) и т. д. У А.П. сразу сложился свой неповторимый звуковой облик, позволяющий безошибочно определить принадлежность произведения к данной сфере. Основа А.П. — распевание стихов под гитарный аккомпанемент. Поэзия — доминанта жанра, наиболее важный компонент песенного синтеза. Но без музыки многие любительские тексты воспринимаются с трудом, они словно нуждаются в мелодической поддержке для своего завершения. Конечный результат этого синтеза подчас даже зависит не от качества отдельных компонентов, а, скорее, от их загадочной химической реакции (стихи могут быть посредственные, мелодия — слабая, а песня — хорошая). Весьма богатую информацию несет в себе исполнительская интонация — сложная, многогранная и тонкая составная часть песенного текста, почти ускользающая от фиксации и анализа. Именно манера интонирования становится в А.П. одной из основ ее художественной выразительности и индивидуального стиля. Простота, неброскость, аскетизм — свойство многих самодеятельных песен. Любительская мелодия чаще всего не претендует на оригинальность, она опирается на расхожие музыкальные интонации, пользуясь ими, как словами языка. Создать определенное настроение, стать эмоциональным резонатором стиха — вот ее задача. Здесь песня проявляет себя как вполне демократический жанр, выполняющий не только художественные, но и прикладные задачи. Однако этот эстетический минимализм может быть особым и достаточно выразительным приемом, соответствующим внутреннему смыслу А.П. Соединяя поэта-композитора-исполнителя в одном лице («человек-жанр»), А.П. становится способом самовыражения, отсюда — ее камерность, неэстрадный вокал, тихое гитарное сопровождение (близкое по диапазону, не громче голоса). Цель автора — не понравиться публике, не произвести впечатление, а быть услышанным и понятым в искреннем исповедальном разговоре с близкими людьми, которым смотришь в глаза. Необходимые в этой ситуации доверительность, свобода высказывания(в стране, где еще недавно почти в каждой компании сидел сексот) сделали А.П. не только культурным, но и социальным явлением. А.П. существует в бытовом контексте, она неотделима от обстановки, в которой царит атмосфера открытости, раскрепощенности и уюта. Советские кухни и туристические походы актуализируют архетипы дома и тепла: кухня как образ семейного очага, палатка как символ дома на природе, огонь костра, столь созвучный теплу человеческого общения под гитару. Вполне естественно, что именно российская интеллигенция, с ее неуклонной потребностью в задушевном общении, создала столь органичный для нее песенный жанр. В отличие от массовой песни, мыслящей общими понятиями, тематика А.П., рождаясь в условиях реальной жизни, насыщена конкретикой, живыми деталями, ее сюжеты могут быть посвящены частным ситуациям, поэтому неудивительно, что многие песни бытуют лишь в своей локальной среде. В процессе эволюции А.П., конечно, изменила свой первоначальный облик, но в недрах движения всегда сохраняется память о его корнях, всегда звучит ранняя классика, в новых направлениях и формах бытования так или иначе удерживаются родовые черты жанра. Например, рост популярности автора приводит к расширению его аудитории — так домашние посиделки перерастают в концерт, который по идее требует совсем других — эстрадных, артистических — качеств. Однако бардовский концерт сохраняет непосредственную атмосферу дружеской компании, ведь основа аудитории — свои (родственники, друзья), а для остальной публики — комментарии между песнями, восполняющие недостающий контекст. Авторский монолог непринужденно переходит в беседу — можно задавать вопросы (вслух или прислать записку), попросить исполнить ту или иную полюбившуюся песню, а после концерта запросто подойти и пообщаться с автором. Поэтому образ популярного барда иначе бытует в общественном сознании, чем образ эстрадной звезды, — он не порождает института фанатов (скорее — ценителей, единомышленников, собеседников), вокруг его имени не складываются легенды, поскольку в исповедальном творчестве не много материала для мифологии. 1960-е — золотой век А.П., время ее расцвета. Она еще целостна, как дерево, растущее из одного корня, уже разнообразна и динамична, но пока лишена противоречий и негативных тенденций, которые появятся в дальнейшем. А.П. как жанр прекрасно вписалась в контекст этого времени, ее самоощущение рождалось в максимальном резонансе с набиравшими силу тенденциями: повышение престижа высшего образования, студенчество как образ жизни, рост самосознания интеллигенции, высокий статус науки и вообще интеллектуальности, бум поэзии… Однако недолгая оттепель сменилась похолоданием, а период лояльности властям — усилением оппозиционных настроений. Даже вполне аполитичная А.П. вызывала подозрение как область личной свободы, а проявление диссидентства в ее среде, связанное прежде всего с именами А. Галича, Ю. Кима, В. Высоцкого, привело к запретам и гонениям. Уже в конце 1960-х гг. А.П. перешла на полулегальное положение, ее вытеснили из радиоэфира, начали травить в прессе, проведение любых мероприятий было сопряжено с риском. Яркий пример, передающий атмосферу времени, — новосибирский фестиваль 1968 г. В аэропорту участников встречал двусмысленный плакат: «Барды,вас ждет Сибирь!» На фестиваль приехал уже опальный тогда А. Галич. Его песню «Памяти Пастернака» зал слушал стоя. И хотя ему был присужден Гран-при, начальство запретило его выступление в финальном концерте. Тогда каждый лауреат помимо собственной спел по одной песне Галича. Скорее всего, кто-то поплатился за это карьерой. В 1960-е А.П. приобретает вид организационно оформленного движения. В 1962 г. Клуб самодеятельной песни создается в Ленинграде, в 1966 г. — в Москве, а затем и в других городах Советского Союза. Главные функции КСП были связаны с подготовкой массовых мероприятий (концертов, фестивалей, слетов), а также собиранием и хранением фонотеки, архива, оказанием помощи авторам и др. А.П. 1970–80-х гг. представляет собой многообразную и неоднородную картину. Развиваясь и усложняясь, движение А.П. расслаивается на поколения, на различные направления и модификации (не случайно для обозначения А.П. применяется столько терминов). Внутри жанра существуют своеобразные полюса, между которыми возникает поле напряжения. Одна из разновидностей А.П. восходит к ранним студенческим и туристским песням, она близка по смыслу и способам бытования к городскому фольклору. Такие песни обычно служат консолидации определенной социальной среды, отражают ценности группового сознания. Для них характерно создание ключевых образов, эпитетов, интонаций, которые становятся знаковыми в данной группе (например, в туристских песнях это образы дороги, костра, тяжелого рюкзака, романтики дальних странствий и т. д.). Однако этот тип песни, выдвинутый на авансцену в 1950-е и 1960-е гг., постепенно утрачивает свою привлекательность и отходит на задний план. Более актуальной становится песня индивидуализированная, психологичная, сосредоточенная на переживаниях личности, что характерно для творчества В. Долиной, В. Матвеевой, В. Бережкова, В. Луферова и др. Такая песня уже не выполняет функцию объединения единомышленников и предназначена для слушания, а не для группового пения. Важным для развития А.П. этого периода становится творчество авторов, пишущих на чужие стихи, таких, как С. Никитин, А. Суханов, А. Мирзаян (наряду с песнями на собственные стихи) и др. «Литературная» песня вносит новую струю, связанную как с воплощением современной и классической поэзии, так и с развитием музыкально-выразительных средств. Авторы 1970-х гораздо больше внимания, чем их предшественники, уделяли музыкальной привлекательности песен — лучшие произведения этого времени отличает мелодичность, усложнение гармонии и песенной формы, хорошее владение гитарой. Это течение привносит в А.П. исполнительский артистизм и даже определенный эстрадный потенциал. Таким образом, границы социокультурного пространства А.П. размываются, а накопление инородных эстрадных генов может приводить к отторжению тех или иных явлений. В А.П. сильны охранительные тенденции и отбор по принципу «свое–чужое». Известный пример — А. Розенбаум, которого сначала восторженно приняли как своего, а затем столь же категорично отвергли (на основании того, что он артист, а не бард). Однако если автор признан своим, то поют любые его песни, даже те, которые далеки от жанра А.П. Это, например, песни Ю. Кима для театральных спектаклей и мюзиклов, которые имеют совсем другую природу и стилистику.Перестройка и постсоветский период — новая страница А.П. Наступила эпоха гласности и свободы, все запреты и препоны пали, и А.П. была не только реабилитирована, но и вознесена на пьедестал. В этом контексте она потеряла изрядную долю своего былого величия, ведь именно благодаря сопротивлению властей движение получало мощный стимул к развитию и питало чувство своей общественной значимости. Выйдя из большой социальной игры, А.П. изменила и свой статус. Вероятно, именно по этой причине многие говорили о смерти А.П., предлагали исторически ограничить историю жанра началом 1990-х гг. (такого мнения придерживался и Окуджава). Другая черта этого периода — профессионализация бардов. Собственно, этот процесс начался еще в СССР и продолжился в эпоху рынка, когда в жестких условиях шоу-бизнеса целому ряду авторов (как заслуженных, имеющих имя, так и молодых) удалось «выйти в люди». Одни нашли себя в концертной деятельности, другие — на телевидении и радио, третьи — в театре, мюзикле (среди них, например, О. Митяев. А. Иващенко и Г. Васильев, Т. Шаов). Конечно, весьма немногие оказались конкурентоспособны, и это не всегда зависело от качества их искусства. Сама специфика А.П., с ее камерностью, задушевностью и интеллигентностью, противится законам шоу-рынка. А для того, чтобы иметь свою аудиторию, можно воспользоваться давно отлаженным альтернативным каналом выхода к слушателям, исключающим коммерческую раскрутку, — КСП. Естественно, в сознании любителей А.П. авторы делятся на «массовых» и «элитарных», которые почти неизвестны за пределами КСП. Среди последних — представители младшего поколения А.П.: Л. Захарченко, О. Качанова, А. Козловский, Е. Казанцева, Е. Фролова и др. Еще одно следствие легализации — А.П. начинают активно публиковать и изучать. Выходят диски, кассеты, книги, антологии, справочники, нотные и поэтические сборники; появляются научные исследования (в т. ч. около десяти зарубежных диссертаций), функционирует научная библиотека А.П. при Домемузее Высоцкого. В последнее время большое значение приобретают интернетсайты и форумы, посвященные А.П. Если 1990-е гг. были в целом кризисными для движения (особенно это относилось к его организационным структурам), то в настоящее время А.П. вышла из тупика и набирает популярность. Наряду с каэспэшной системой концертов появились разнообразные бард-кафе (в Москве самое известное — «Гнездо глухаря»), центры и театры А.П., различные объединения. Один из масштабных проектов последнего времени, имевший огромный успех, — «Песни нашего века», в рамках которого исполнялась классика А.П. разных поколений. Любопытно, что в нынешней среде А.П. проявляется ностальгия по советским временам (передача об А.П. оказалась вполне уместной именно на телеканале «Ностальгия»!), когда и социальная роль А.П. была гораздо значительнее, и душевность советского человека вполне под стать душевности самого жанра. Но главное — были ясные нравственные принципы и цели, связанные с необходимостью отстаивать человеческое достоинство. Сейчас же социальные ориентиры утрачены, нет общепринятых норм и идеалов. В этой ситуации самооценка движения А.П. становится либо необычайно высокой (например, А.П. определяется как «иммунная система нации» или даже предлагается на роль спасительной национальной идеи), либо закомплексованной и уничижительной. Однако естьсовременная форма бытования, в которой А.П. развивается в гармоничном соответствии со своей природой, — это ее экспортный вариант. Именно в эмигрантской среде песня выполняет свою естественную роль единения малого социума, становится языком духовного и эмоционального общения. Движение А.П. есть во многих странах ближнего и дальнего зарубежья, но особый размах оно получило в Израиле, Германии, Канаде и США. (М. К.) Лит.: Богомолов В. Булат Окуджава и массовая культура // Вопросы литературы. 2002. № 3; Андреев Ю.А. Наша авторская: История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М., 1991; Аннинский Л. Барды. М., 1999; Соколова И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М., 2002; Сухарев Д. Антология авторской песни. Екатеринбург, 2004; Городской фольклор и авторская песня: Песни, интервью, исследования. Воронеж, 2002; От костра к микрофону: Из истории самодеятельной песни в Ленинграде в 50–60-х гг. СПб., 1996; Ничипоров И.Б. Авторская песня в русской поэзии 1950– 1970-х гг.: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи. М., 2006; Каманкина М.В. Самодеятельная авторская песня 1950–1970-х годов: К проблеме типологии и эволюции жанра. М., 1989. Канд. диссертация; Клявина И.И. Авторская песня как феномен молодежной субкультуры в России 1950–60-х гг. Кемерово, 2002. Канд. диссертация; Жебровска А.И. Авторская песня в восприятии критики, 1960–1980-е годы. М., 1994. Докт. диссертация. смотреть

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

1) Музыкально-поэтические произв., отличающиеся шир. жанрово-стилистическими характеристиками, созданные проф. и самодеятельными авторами и вошедшие. смотреть

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

небольшое лирическое произведение, то же, что и литературная песня, но получившая распространение в исполнении автора, барда. Рубрика: роды и жанры лит. смотреть

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

— музыкальный стиль, характеризуется исполнением под акустическую гитару, главенством текста на музыкой и мелодии над ритмом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *