автовоз что это такое
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР
В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть автовоз с машинами на дороге можно было гораздо реже, хотя в большой стране наряду с другими видами перевозок новые легковые автомобили транспортировали в том числе и с помощью специальной техники – автовозов, которые всегда вызывали оживление как у обычных прохожих, так и у автомобилистов. Но мало кто знает, что в СССР, кроме серийной продукции, существовало несколько весьма нетривиальных разработок полуприцепов-автовозов.
Начало
В тридцатые годы доставку автомобилей в СССР осуществляла транспортно-экспедиционная контора ТЭКАВТО, причем более 90% новых машин по стране перевозили по железной дороге. В 1935 году «самоходом» транспортировали всего около 10 000 машин, половину из которых составляли легковушки ГАЗ-А (4951 штука), а остальную часть – грузовики ЗИС (2079 штук), ГАЗ-АА (1950 штук) и ЯЗ (602 штуки).
Еще в начале сороковых годов в Горьком по инициативе изобретателя В. З. Баширова был изготовлен экспериментальный автопоезд, который состоял из тягача, одноосного полуприцепа и двухосного прицепа. Трехзвеньевой автопоезд был предназначен для перевозки шести автомобилей ГАЗ-ММ, которые размещались на полуприцепе и прицепе по три в один ярус. Увы, дальнейшим работам по необычному транспорту помешала Великая Отечественная война.
В частные руки в Советском Союзе автомобили начали продавать в 1948 году — именно в это время в Москве открылся первый специализированный магазин «Автомобили». И если в 1948-м советская автомобильная промышленность выпустила всего около 20 000 легковых машин, то два года спустя – уже почти 65 000, а к концу пятидесятых годов автозаводы ежегодно производили 110-120 тысяч легковушек. Поэтому довольно остро встал вопрос быстрой, а также надёжной транспортировки автомобилей внутри страны.
Ведь поначалу советским гражданам нередко приходилось самостоятельно преодолевать несколько тысяч километров, чтобы пригнать новую машину к себе домой, что называется, «ходом». Такой вид «доставки» был обычным явлением — особенно если речь шла не о личном, а государственном транспорте, который поступал на автобазы и предприятия.
В большинстве случаев путь от заводского конвейера в автомагазин новенькие легковушки проделывали с помощью железнодорожного транспорта – на специально оборудованных платформах.
Однако далеко не везде железнодорожная инфраструктура подходила достаточно близко к населённым пунктам — точнее, к автомагазинам, что вынуждало предприятия перегонять автомобили своим ходом. Несмотря на малую интенсивность движения, это было довольно рискованным мероприятием – ведь иногда водители-перегонщики за рулём новых машин попадали в аварийные ситуации и даже ДТП. Поэтому в пятидесятые годы в Советском Союзе занялись решением этого вопроса.
Дети экспериментов
Осенью 1959 года из ворот экспериментального цеха Павловского автобусного завода на заводские испытания отправился ПАЗ-740 — автопоезд с прицепом, созданный по заданию Минавтопрома.
Опытный полуприцеп Павловского автобусного завода
Конструкция прицепа была довольно простой: он состоял из профилей стандартного сечения, скомбинированных в продольные и поперечные пространственные фермы. Погрузка автомобилей производилась с помощью съемных балок-трапов швеллерного профиля, на которых были предусмотрены вертикальные опоры для заезда автомобилей на верхний или нижний ярус, где машины фиксировались с помощью цепей.
Вместе с тягачом ЗИЛ-ММЗ-164Н прицеп образовал автопоезд длиной 18 и высотой 4 метра, а при максимальной загрузке в пять автомобилей типа «Волга» он мог развивать до 55 км/ч.
Однако ПАЗ-740 так и не был запущен в серию, а опытный образец остался в единственном экземпляре.
Но годом ранее, в 1958-м, в Советском Союзе начались испытания гораздо более необычного автопоезда, разработанного Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) в сотрудничестве с Митинским и Павловским заводами.
Автопоезд обозначался как А-820, и ведущим автором его конструкции являлся всё тот же В.З. Баширов, который еще в 1940 году экспериментировал с автовозами в Горьком – человек, по сути, ставший «крёстным отцом советского автовоза», пусть и не серийного изготовления.
Экспериментальный автопоезд А-820 по конструкции радикально отличался от советских предшественников
В отличие от первой разработки, новый автовоз в качестве тягача использовал седельный МАЗ-200В, а его изюминкой был полуприцеп специальной конструкции. Он мог перевезти за раз девять Москвичей или шесть Побед или Волг, причем автомобили располагались на полуприцепе не только снаружи, но и внутри!
А-820 мог перевозить автомобиль не только снаружи, но и внутри полуприцепа!
По замыслу разработчиков, одна легковушка располагалась на раме над кабиной тягача, для чего на лонжеронах рамы в передней части была предусмотрена специальная ферма. Два автомобиля размещались на первом ярусе — внутри закрытого пространства, разделённого на несколько секций. По сути, это была несущая цельнометаллическая конструкция, состоявшая из вертикальных и горизонтальных панелей, приклепанных к пространственным фермам.
Нижний ярус являлся закрытым цельнометаллическим фургоном
На верхнем (открытом) ярусе автомобили размещались по-разному в зависимости от модели: более компактные Москвичи – по три машины в два ряда, в то время как машины Горьковского автозавода могли поместиться только по одной друг за другом.
Москвичи располагались на втором ярусе в два ряда, но погрузка и разгрузка автомобилей требовала много времени и терпения
На верхний «этаж» машины загружались и разгружались с помощи кранов, а внутрь фургона заезжали своим ходом — по трапу. Во время испытаний была отмечена довольно большая трудоёмкость крепления автомобилей, на что даже при наличии опыта у грузчиков уходило не менее двух человеко-часов на одну машину! А для разгрузки и погрузки автомобилей на верхний ярус требовались краны со специальными стропами. Вдобавок достаточно широкий полуприцеп был, по сути, негабаритным, а еще водитель при установленных вертикальных стойках передней фермы испытывал трудности с обзорностью.
Несмотря на всю необычность конструкции автопоезда А-820, она нашла применение — но не в СССР в середине прошлого века, а уже в наше время и в Китае, где встречаются полуприцепы с аналогичным решением — расширенным открытым ярусом сверху для перевозки автомобилей в два ряда. Правда, нижний ярус при этом не закрыт полностью, а лишь защищен боковыми щитами. Такая конструкция позволяет китайским перевозчикам брать на борт за один раз рекордные 15-20 легковушек!
Современный китайский автовоз. Не правда ли, чем-то напоминает экспериментальный А-820?
Серийные
В 1970 году в СССР произошло поистине эпохальное событие: в Тольятти началось серийное производство ВАЗ-2101 — новой советской малолитражки, являвшейся «русифицированной» версией итальянского автомобиля Fiat 124.
Новые автомобили ВАЗ возили по стране с помощью специальных полуприцепов. Причем тоже новой разработки!
И в этом же году на Мамонтовском опытно-экспериментальном заводе началось производство полуприцепа-автовоза ЦПКТБ-А409, который впоследствии выпускался Бесланским заводом объединения «Росавтоспецоборудование» (А409М). Двухъярусный прицеп предназначался для перевозки пяти Волг или шести-семи Москвичей и Жигулей, причем для загрузки машин на верхний ярус задняя часть верхней платформы наклонялась с помощью гидроподъемников. Именно этот полуприцеп и стал основной «развозной лошадкой» в Советском Союзе, причем в качестве седельных тягачей обычно использовались автомобили МАЗ семейства 500, но иногда — и менее мощный ЗИЛ-130В1. Эти же седельные тягачи в семидесятые годы работали «в сцепке» с полуприцепом ГКБ-9950, который одновременно мог перевозить семь автомобилей ВАЗ или АЗЛК.
ЦПКТБ-А409 – один из самых массовых полуприцепов-автовозов
Автовоз
Из Википедии — свободной энциклопедии
Автовоз (также автомобилевоз, англ. car transporter ) — специализированное транспортное средство, предназначенное для перевозки легковых автомобилей, автодома, мотоцикла и другой колесной техники. Автовоз состоит из тягача и специального прицепа (полуприцепа).
Существуют открытые и крытые автовозы (тентованные, с бортами).
Стандартный автовоз рассчитан на перевозку 7—8 автомобилей класса B (Renault Logan, Chevrolet Lanos), европейские прицепы могут перевозить до 9—10 автомобилей, в зависимости от их габаритов. В России максимальная разрешенная длина автовоза 20 м при высоте 4 м. В Германии — 20,75 м при той же высоте. Кроме того, существуют автовозы, рассчитанные на перевозку от одного до трех автомобилей. В основном такие прицепы используются как эвакуаторы.
Автовозы эксплуатируются как при национальных, так и при международных перевозках.
Прицепы производят европейские (Lohr (Франция), Kassbohrer (Австрия), Rolfo [en] (Италия)) и отечественные фирмы (ВЗТМ, МЗСА, Канашский завод «Стройтехника», Тролза и др.).
Автовозы
Автовоз – это транспортное средство, с большой грузоподъемностью, созданное специально для транспортировки машин различного типа: легковых и грузовых авто, мотоциклов и прочей техники на колесах.
Состоит автовоз из тягача и полуприцепа, либо из шасси с прицепом. Бывают автовозы с открытыми и покрытыми тентом полуприцепами. Тент позволяет более бережно перевозить автомобили, защищая их от воздействий климатических условий, загрязнения и повреждений, получаемых механическим путем. В зависимости от размеров и грузоподъемности полуприцепа, на него можно загрузить до одиннадцати легковых авто.
Дороги Российской Федерации, вовсе не препятствуют движению автовозов, эти машины прекрасно приспособлены даже к таким условиям. Транспортируемые автомобили очень надежно фиксируют в прицепах, используя для этого специальные ремни для крепления, обеспечивая неподвижное состояние перевозимого авто.
Человек управляющий автовозом, является одновременно и водителем, и экспедитором. Поэтому грамотное составление сопровождающей документации, необходимо, во избежание проблем у хозяина груза и органов ГИБДД.
Большинство автовозов имеют оборудование систем GPS-навигации и рации. Это необходимо, для того чтобы диспетчер контролирующий транспортировку груза, мог легко отследить и поддержать связь с водителем. При пожелании клиента, в любую минуту можно узнать, где находится автовоз.
Транспортировка автомобилей, при помощи автовоза, так же очень заманчива, тем что в отличии от других способов перевозки груза, происходит независимо от условий климата и погоды, за исключением природных катаклизмов, таких как: наводнение, сильные снегопады, понижение температуры до предельно низкой.
Так же, неотъемлемым качеством перевозки авто на автовозе, является скорость доставки груза. Автовоз справляется с поставленной задачей в более короткие сроки, чем железнодорожный или мореходный транспорт. А также, позволяет довезти груз до места назначения, что экономит не только время, но и денежные средства.
Перевозка автомобилей автовозом, дает возможность доставлять до места назначения большую часть легковых машин и техники на колесах. Однако, существует пара нюансов, ограничивающих эту возможность. Первое – это правила дорожного движения. Второе – технические свойства и предел возможностей автовоза.
Правилами дорожного движения высота транспорта, строго ограничена. В высоту – не более 4 метров, в ширину — 2,55 и в длину – 20 метров.
ВИДЫ АВТОВОЗОВ
На территории Российской Федерации эксплуатируются два основных типажа автовозов: одноярусные и двухъярусные.
По методам конструирования автовозы делятся на: отечественные и зарубежные.
Автовозы российского производства, как правило, представлены полуприцепами, изготовленными из металлического профиля. Очень редко, российские конструкторы создают копии автовозов заграничных производителей.
Главными производственными компаниями России, выпускающими автовозную продукцию, являются: завод Волгограда, КМЗ, КЗС, Невинномысский завод и Рой Моторс, расположенный в Санкт-Петербурге. Все эти заводы, выпускают конструкции, сваренные из простейших швеллеров. Отличаются они видом подвески, осей и видами верхних платформ.
Главными недостатками отечественных автовозов стали низкая вместимость и нехватка ширины полуприцепа, затрудняющая транспортировку иностранных внедорожников.
Достоинствами такого средства, для перевозки автомобилей, являются экономный расход топлива и невысокая цена.
Ведущими европейскими компаниями, по производству автовозов, являются LOHR (Франция), ROLFO (Италия) и KASSBOHRER (Австрия).
По конструкции автовозы, европейского производства делятся на две категории: классические модели и полуприцепы.
На модели классического типа, на шасси тягача установлена спец надстройка, которая занимает верхнюю часть кабины. На шасси тягача устанавливается прицеп с центральным осевым размещением. Поднятие и опускание верхних платформ тягача происходит, за счет винтовых и ножничных стоек. Все платформы тягача и прицепа оснащены «качалками», позволяющими вывешивать транспортные средства и «провалами» для колес. Нужно это, для того, чтобы обеспечить максимальную вместимость и универсальность транспортировки легковых транспортных средств, различного класса.
Вся механика, приводится в действие, благодаря гидравлической, электрической и воздушной системам. На российских дорогах из классических импортных автовозов, чаще всего встречаются EHR 1.21 EVOLUTION (LOHR), Formula Arctik 3.6 (Rolfo) и Supertrans (Kassbohrer).
Автовозы классического типа, отличаются повышенной маневренностью, что имеет немалое значение в тесных условиях города, при разгрузке в автодилерских центрах. Стандартная длина классического европейского перевозчика составляет 18,75 метров. Наиболее распространены такие автоперевозчики на международных трассах перевозок автомобильных транспортных средств из Европы в Российскую Федерацию.
Второй тип зарубежных перевозчиков – это полуприцепы для внутренней транспортировки груза, для выезда за границу такого автовоза требуется специальное габаритное разрешение. Конструкция состоит из тягача стандартного типа и полуприцепа. В среднем длина подобного автовоза 20 метров, что делает его более вместительным.
По конструкции платформы схожи с классическим автоперевозчиком. Такие же стойки и «качалки» с «провалами».
Автовозы-полуприцепы значительно хуже маневрируют, в отличии от классических. У полуприцепов повышен радиус разворотов.
Автовозы иностранного производства более дорогостоящие, чем российские, а также им требуется регулярное техобслуживание из-за сложности узлов и механизмов. Однако, европейские модели более вместительные, чем повышают рентабельность автоперевозок.
КАК ПРОИСХОДИТ ЗАКРЕПЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ НА АВТОВОЗЕ?
Автомобильный транспорт в исправном состоянии загоняется и выгоняется на автовоз самостоятельно, проезжая по специальным сходням.
Неисправные транспортные средства затягивают на автовоз лебедкой, или погружают с использованием крана.
Из-за колебаний перевозимого автомобильного средства на своей же подвеске, его не прикрепляют за детали кузова.
Правила перевозок автомобилей автовозами
Грузоперевозки — не только перевозка товаров для общего потребления, но и транспортировка более габаритных грузов, например, автомобилей. Часто покупка автомобиля происходит за границей или на больших рынках, поэтому востребована экономичная доставка, в том числе по России. Перевозка автомобилей автовозами наиболее популярна.
Общие сведения
Для доставки авто от места покупки в автосалон или к новому владельцу оптимально использовать автомобилевозы. В силу популярности этого способа стоит отметить, что перевозка автомобилей автовозами удобнее, экономичнее, чем другие способы.
Автовоз представляет собой подвижной состав, назначение которого заключается в перевозке транспортных средств различных габаритов. Большинство устроено так, что может единовременно перевозить до 8 легковых машин типа «седан», либо пару микроавтобусов.
Автовозы — доступный транспорт для длительных перевозок. Бывают крытыми, открытыми, с одним или двумя ярусами. Подобрать грузовик для конкретной поездки достаточно легко — арсенал современных транспортных компаний упростит задачу.
Требования к автомобилям
Трафик автотранспорта при помощи автомобилевозов довольно быстрый способ доставки, однако, для положительного результата необходима правильная подготовка.
Подготовка автовоза
Осмотренный и проверенный грузовик для перевозки автомобилей должен соответствовать утвержденным требованиям:
Подготовка груза
Для перевозимых автомобилей также имеются условия, которые желательно выполнять, чтобы впоследствии быстро и без происшествий осуществить погрузку.
Тщательная подготовка транспортных средств упрощает не только погрузку, но и перевозку в целом.
Особенности погрузки
Загрузка машин также состоит из этапов, соблюдение которых ускорит и облегчит процесс.
Контролирует все действия водитель — экспедитор автовоза. Он же проводит осмотр, сверяет VIN номера, комплектацию каждой единицы груза.
Для безопасной и успешной погрузки необходимо:
Во время поездки водитель автовоза должен двигаться в соответствии Правилам дорожного движения, не создавать помехи другим участникам движения.
Разгрузка
Разгрузка автовоза осуществляется под контролем водителя — экспедитора. Во время выгрузки запрещается:
После разгрузки, осмотра груза, проверки состояния, водитель — экспедитор подписывает акт приема — передачи.
Документация
Манипуляции перевозочного процесса контролируются сопроводительными документами. После подачи заявки составляется договор, просчитывается сколько стоит транспортировка, после чего оформляются остальные документы:
Для груза
Для автовоза
Для заказчика/перевозчика
Итоги
Перевозка автомобилей автовозами — востребованный и трудоемкий процесс. Транспортировка подобного груза требует скрупулезного просчета действий, основательной подготовки, а также слаженных действий персонала во время погрузочно — разгрузочных работ. Но, несмотря на трудности, перевозить машины автовозами наиболее безопасно и быстро, по сравнению с другими способами.
Правила перевозок автомобилей автовозами по России
Перевозка габаритных грузов – услуга востребованная, подразумевающая транспортировку различных объектов, от промышленного оборудования нестандартных размеров, до спецтехники и легковых автомобилей. Последнюю категорию грузов часто перемещают по автомобильным дорогам, используя специализированный транспорт – автовозы.
Автовоз – спецтранспорт для перевозки автомобилей
Автовоз – транспортное средство, конструкция и технические характеристики которого позволяют безопасно, надежно и максимально быстро перевезти спецтехнику, легковые автомобили, мототехнику. В составе автовоза – тягач и грузовая платформа (прицеп, полуприцеп). Для транспортировки авто используют различные типы грузовых платформ: тентованные, открытые, одно- или двуярусные, бортовые и без ограждений. В зависимости от габаритов, автовоз способен перевезти до 16 единиц легковых машин (платформа два яруса), до 8 единиц спецтехники.
Особенности перевозки авто в России
Российский рынок грузоперевозок в сегменте транспортировки автомобилей достаточно насыщен доступными предложениями: выбрать перевозчика и оперативно оформить заявку не сложно, это можно сделать даже из дома. При этом сроки доставки и связанные с этим расходы будут зависеть от местоположения груза и адресата.
Одна из особенностей перевозки автовозом зависит от географической протяженности автодорог: основной транспортный путь тянется от запада до востока страны с опорными площадками Москвой и Владивостоком. Между этими пунктами более 9000 км сложного и непредсказуемого пути.
Документация заказчика и перевозчика
Как и другие виды грузоперевозок, транспортировка автовозом должна сопровождаться соответствующей документацией. В первую очередь, составляется договор между перевозчиком и заказчиком данной услуги. На этом этапе рассчитывается стоимость перевозки, оговариваются сроки и маршрут доставки автомобиля до конечного пункта, указываются права и ответственности сторон. Кроме этого, необходимо подготовить сопроводительные документы на груз и транспорт для перевозки.
В пакет документов входят:
Принимается авто для перевозки на основании акта приемки, который имеет юридическую силу и может быть предоставлен в суде, если у заказчика возникнут претензии к перевозчику. Акт содержит такие позиции, как: марка автомобиля, его техническое состояние, в том числе перечень внешних повреждений, комплектация, опись личных вещей, которые находились в период транспортировки машины. На этом этапе следует сфотографировать автомобиль и приложить снимки к акту.
Подготовка автовоза и автомобиля для перевозки
Прежде чем, принять автомобиль для транспортировки автовозом, перевозчик проверяет соответствие груза установленным требованиям. Владелец авто должен предоставить к осмотру чистую машину, чтобы можно было зафиксировать все ее внешние повреждения. С поверхности авто следует удалить все выступающие элементы (антенна, багажник, боковые зеркала). Сиденья желательно защитить чехлами.
Регулируемую подвеску автомобиля необходимо перевести в положение «для транспортировки». Также нужно проверить заряд аккумулятора и наличие топлива в баке (от 5 до 10 л). Если машина оборудована сигнализацией, то ее следует отключить. Будет не лишним укомплектовать авто запасным колесом, дополнительным комплектом ключей, домкратом, тросом, которые удобно разместить в багажнике.
Существуют определенные требования и к транспортному средству, осуществляющему перевозку автомобилей. Помимо чистоты и технической исправности, во время осмотра тягача проверяется надежность крепежных ремней, оснащенных противоскользящими блоками, заграждений безопасности, боковых стоек. Необходимо убедиться в наличии достаточного количества упорных колодок.
Как правильно погрузить и разгрузить автовоз
Погрузка и разгрузка автовоза находится под контролем водителя-экспедитора, который несет ответственность за принятый груз. Водитель обязан проверить состояние и комплектацию машин по акту приемки, сверить VIN номера.
В перечне правил погрузки/разгрузки:
Разгрузка автовоза сопровождается осмотром груза, проверкой его состояния согласно акту приемки. После сдачи груза заказчик и водитель-экспедитор транспортной компании подписывают акт приема/передачи.
Перевозка машин на автовозе является самым распространённым и выгодным способом доставки определенного количества транспортных средств в нужное место назначения. При этом обеспечивается максимальная сохранность груза, минимальные сроки и стоимость доставки, по сравнению, к примеру, с железнодорожным вариантом перевозки. Благодаря надежному креплению машин в автовозе, снижается вероятность их повреждения.