blue origin почему такое название
Самый богатый человек у орбиты Земли. Всё о полёте Джеффа Безоса на корабле Blue Origin
Корабль New Shepard, названный в честь первого американского астронавта Алана Шепарда, стартовал с собственного космодрома Blue Origin в Техасе в 16:12 по московскому времени. Полёт, который транслировали в прямом эфире, продлился 10 с половиной минут, при этом ракета с пассажирами поднялась на высоту более 100 км над уровнем моря, перейдя так называемую линию Кармана, за которой международное космическое сообщество уже начинает отсчёт открытого космоса.
Достигнув орбитальной высоты, отделившаяся капсула с туристами несколько минут провела в невесомости, а после начала опускаться. На Землю аппарат спустился на специальном парашюте, приземлившись в пустынной местности западного Техаса. Поднявшая капсулу многоразовая ракета тем временем приземлилась на специальную площадку примерно в трёх километрах от места старта.
«Это было невероятно!» — так охарактеризовал полёт Безос сразу после приземления.
Таким образом, компания Blue Origin превзошла своих конкурентов из Virgin Galactic, 11 июля запустивших основателя компании Ричарда Брэнсона на ракетоплане VSS Unity на высоту 86 км над Землёй. Несмотря на то что в Blue Origin поздравили Брэнсона с успешным полётом, всё же Безос отказался считать его космическим. Хотя американское космическое агентство NASA признаёт высоту 80 км границей атмосферы Земли, а экипаж Брэнсона уже получил звание «коммерческих астронавтов», по международной классификации первым миллиардером в космосе всё же будет считаться Джефф Безос.
Перед запуском все они прошли 14-часовую подготовку, включающую обучение в классе, практику в тестовой капсуле и ряд других задач, которые должны уметь решать покорители космоса. Тем не менее общие требования к пассажирам New Shepard довольно лояльны. Они должны:
История одного полёта
Джефф Безос основал компанию Blue Origin в 2000 году. Испытания прототипа ракеты и капсулы New Shepard шли десять лет, и сейчас компания уже стала одним из лидеров коммерческой космической гонки. В этом направлении ей противостоят конкуренты в лице компании Илона Маска SpaceX, в основном обслуживающей заказы американского космического агентства, и Virgin Galactic, недавно так же, как и Blue Origin, получившей лицензию на «космический туризм».
Разработанная ракета New Shepard высотой более 18,2 м состоит из многоразового ракетного ускорителя и капсулы для пассажиров. Ещё одним предметом гордости для Blue Origin стали самые большие иллюминаторы, когда-либо бывшие в космическом корабле: размером 1 на 0,7 метров. Их сделали такими для лучшего обзора будущих космических туристов, желающих полюбоваться видами Земли и Луны с орбиты.
Отличием корабля New Shepard от ракетоплана VSS Unity стала не только преодолённая высота и форма, больше напоминающая классическую ракету, но и способность летать без пилотов. Первому коммерческому полёту космического корабля от Blue Origin с пассажирами предшествовали 15 успешно прошедших беспилотных испытательных запусков. Кроме того, конструкция New Shepard признана экспертами более безопасной для экипажа: в случае неполадок у ракеты-носителя капсула просто отстыковалась бы, в то время как у экипажа VSS Unity не было бы шансов на спасение при аварии.
Аэрокосмической компании Blue Origin Джеффа Безоса 20 лет: чего она уже добилась и к чему стремится Статьи редакции
Первую разработку компания протестировала в 2005 году. Ей стала Charon — модуль-платформа для вертикального взлёта и посадки на реактивном двигателе. Спустя год стартап протестировал суборбитальный корабль Goddard.
Из этих разработок появился суборбитальный корабль New Shepard, который может доставлять пассажиров и грузы к линии Кармана — границе между Землёй и космосом на высоте 100 км. Этот проект Blue Origin разрабатывала с 2006 года, но лишь к началу 2010-х смогла его воплотить в жизнь.
New Shepard состоит из двух частей: разгоночного модуля и шестиместной капсулы. На высоте 100 км первая ступень отстыковывается и направляется на землю, где приземляется сама, капсула возвращается позже, раскрыв три парашюта.
Всего компания создала три таких корабля. Первый частично разрушился во время испытательного запуска в 2015 году. Второй совершил пять успешных полётов. Третий New Shepard с 2016 года пережил шесть запусков и переправил на нижнюю орбиту несколько научных грузов.
С 2018-го Blue Origin планирует запуск четвёртого корабля, но с пассажирами. Однако запуск постоянно откладывается, компания не раскрывает причины.
Также Blue Origin готовит к пробному запуску тяжёлую ракету New Glenn в 2021 году. Будут версии с двумя и тремя ступенями, причём крупная сможет выйти за пределы околоземной орбиты. За один рейс New Glenn вывезет на орбиту Земли до 13 тонн груза.
Blue Origin участвует в миссии NASA «Назад на Луну», которая отправит астронавтов на Южный полюс спутника в 2024 году.
В апреле 2020 года организация выделила финансирование Blue Origin, SpaceX и Dynetics — на аппараты для спуска грузов на Луну с корабля Orion, им занимается сама NASA. Представить проекты они должны до февраля 2021 года.
Blue Origin конструирует посадочный модуль, Lockheed — элемент, который поднимет астронавтов обратно на орбиту, Northrop — модуль, соединяющий Blue Moon с кораблём Orion, а Draper отвечает за авионику. В основе конструкции — оригинальный спускаемый модуль времён миссий «Аполлон» в конце 1960-х — начале 1970-х.
Компания представила макет судна NASA в августе 2020 года. Прототип поможет сравнить дизайн и функции с теми, что есть у конкурентов.
Во время презентации Безос заметил, что одной из причин покинуть Землю — нехватка энергии в будущем. И если человечество хочет развиваться, а не стоять на месте, придётся переселиться в космос.
Я бы хотел отправиться в космос. Но это не самое главное для меня.
Я верю, что мы находимся в начале золотого века освоения космоса. Прямо на пороге. В свои 80 лет я буду гордиться, если Blue Origin так сильно снизит стоимость доступа к космосу, что случится предпринимательский бум в этом направлении. Так же, как в интернете в последние 20 лет
Космическая гонка миллиардеров. В чем отличие полетов Virgin Galactic и Blue Origin?
Космическая гонка миллиардеров набирает обороты. Сегодня, 20 июля, в годовщину первой высадки американских астронавтов на Луну, должен отправиться в космос самый богатый человек на Земле, основатель Amazon Джефф Безос. Он полетит на созданном его компанией Blue Origin корабле New Shepard. Чуть более недели назад космическое путешествие на своем ракетоплане VSS Unity совершил основатель Virgin Group Ричард Брэнсон. О том, как пройдет полет Безоса и чем он отличается от вояжа Virgin Galactic, — в материале Znak.com.
Blue Origin и Virgin Galactic преследуют одну цель — без участия госкорпораций отправлять туристов в космические экскурсии и делать научные эксперименты в суборбитальном пространстве, когда корабли пересекают границу атмосферы и космоса, но не выходят на околоземную орбиту.
Первопроходцем в этом стал основатель Virgin Galactic миллиардер Ричард Брэнсон, который слетал в космос с еще несколькими пассажирами 11 июля. Его ракетоплан VSS Unity поднялся примерно на 90 километров над уровнем моря. При задержке корабля на этой высоте на несколько минут туристы смогли испытать невесомость, после чего аппарат пошел на снижение и успешно приземлился на взлетно-посадочной полосе космопорта «Америка» в Нью-Мексико.
Корабль Blue Origin, в отличие от своего конкурента, способен подниматься более чем на 100 километров. На его борту, как и в VSS Unity, могут находиться шесть человек и рассматривать происходящее за бортом в иллюминаторы. Однако у двух полетов есть принципиальные отличия.
Капсула и ракетоплан
Virgin Galactic использует корабль-носитель, который на определенной высоте отсоединяет ракетоплан VSS Unity с туристами — тот запускает собственные двигатели и поднимается к суборбитальной орбите. У Blue Origin подход совершенно другой. Компания Безоса разработала ракету-носитель с герметичной пассажирской капсулой, отмечает nplus1.ru. Капсула отделяется от ракеты на высоте порядка 40 километров. После этого ракета-носитель самостоятельно садится на Землю, а капсула по инерции набирает высоту и на несколько минут выходит в космос. Возвращается на Землю капсула при помощи парашютов, перед приземлением запуская тормозные двигатели.
Важное отличие корабля New Shepard от ракетоплана Virgin Galactic в том, что весь полет проходит в полностью в автоматическом режиме, тогда как VSS Unity управляется пилотами. Таким образом, миссия Безоса станет первым беспилотным полетом в космос с экипажем, полностью состоящим из гражданских лиц. При этом ракетоплан Virgin Galactic не имеет системы аварийного спасения, и в случае аварии туристам и пилотам придется возвращаться на парашютах. В этом смысле, как отмечают эксперты, конструкция Blue Origin выглядит более надежной и безопасной.
Полет New Shepard
Корабль New Shepard будет запущен 20 июля из Техаса. Компанию Джеффу Безосу составят еще три пассажира: его брат Марк, 82-летняя летчица-астронавт Уолли Фанк и 18-летний студент Оливер Деймен — первый коммерческий клиент Blue Origin. Сообщалось, что за право впервые слетать в космос вместе с Безосами нужно было заплатить 28 млн долларов. Уолли Фанк станет самым возрастным человеком, когда-либо побывавшим за пределами земной атмосферы. Весь полет должен занять порядка 11 минут, три из которых космические туристы проведут в невесомости.
В компании Безоса ранее отказались признавать полет Брэнсона космическим. Причина — в непрекращающихся спорах о том, где заканчивается атмосфера Земли и начинается космическое пространство. С точки зрения ВВС США и Национального управления по аэронавтике, условная граница находится на высоте 80 километров, поэтому члены экипажа ракетоплана Virgin Galactic уже получили значки «коммерческих астронавтов». Но Международная авиационная федерация в качестве условной границы установила высоту в 100 км — по так называемой линии Кармана, которую не пересек ракетоплан Брэнсона, но точно преодолеет капсула Безоса.
На эту тему уже начали шутить в интернете. На одной из картинок Джефф Безос рассказывает Илону Маску, что скоро полетит в космос, а на вопрос Маска о том, выйдет ли его корабль на орбиту, отвечает многозначительной улыбкой. Маску, который уже отправляет свои корабли к Международной космической станции, шутка понравилась, он написал «хаха» под постом.
Что будет дальше?
Virgin Galactic и Blue Origin получили официальные разрешения на пилотируемые запуски. Если верить сообщениям Ричарда Брэнсона, билеты на полеты его ракетоплана купили уже не менее 600 человек (среди которых оказался также Илон Маск). Каждый билет стоит 250 тыс. долларов. Клиентам Blue Origin, как пишут СМИ, придется заплатить больше. Virgin Galactic при этом начала розыгрыш двух билетов на коммерческий рейс в космос. Требования к космическим туристам минимальные.
Войти в сферу космического туризма планирует и Илон Маск. В начале 2022 года его корабль Crew Dragon отправит путешественников на МКС. До этого в качестве туристов там побывали семь человек, все они были доставлены российскими кораблями «Союз».
Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин обычно отшучивается, когда ему задают вопросы об успехах американцев в космической сфере. Но после полета Ричарда Бренсона он признал, что это событие значимо с точки зрения развития технологий и расширения возможностей человечества.
«Можно согласиться с утверждением ряда экспертов, что суборбитальный полет не имеет отношения к профессиональной космонавтике, но тем не менее событие знаковое с точки зрения как развития технологий, так и расширения возможностей человечества взглянуть на нашу планету из космоса», — написал он в Twitter.
Журнал «Все о Космосе»
Полная история становления компании Blue Origin
Это такая огромная сумма, что он может каждый год отстёгивать по миллиарду долларов на свою детскую мечту, компанию Blue Origin. Деньги Безоса, заработанные благодаря Amazon, оплатили здание, где он сидит, кондиционеры в нём же и 18-метровую ракету, которая лежит в соседнем ангаре и ждёт, когда её выкатят на старт и запустят в термосферу. А также зарплаты 1500 работникам Blue Origin, включая 35 инженеров, находящихся в комнате, и ещё 10 на видеосвязи из штаб-квартиры в Кенте, Вашингтон. Пока они проходят по списку проверок в преддверии завтрашнего запуска той самой ракеты, New Shepard, Безос сидит позади и ни разу не отвлекается на телефон. Он задаёт только один вопрос — знают ли пилоты вертолётов, которые отслеживают полёт ракеты, что этой в зоне будут метеозонды? (Знают. Пункт в списке отмечается проверенным).
Со следующего года Безос планирует запускать New Shepard с пассажирами в космос. В стильных комбинезонах, напоминающих дизайны из “Звёздного пути”, они будут садиться в удобную капсулу и делать прыжок за атмосферу, чтобы посмотреть на родную планету через панорамные окна и ощутить невесомость. Хотя Blue Origin не объявили цену билета, по неофициальной информации она составит пару сотен тысяч долларов на человека, и Безос надеется нарастить темп до нескольких полётов в неделю. Но суборбитальный туризм — это только первая часть плана Blue Origin. Вторая часть уже строится на огромном заводе на мысе Канаверал во Флориде: внушительная ракета для полётов на орбиту и за её пределы.
Безос осторожничает, когда речь заходит о его бизнесе. Однако в начале года он предложил показать мне святую святых Blue Origin, с одним условием: я должен был пообещать, что прежде чем брать интервью о его долгосрочных планах, посмотрю недавно найденную им передачу PBS 1975 года выпуска.
И вот однажды вечером я сел за ноутбук и открыл ссылку от Безоса. Внезапно я перенёсся обратно в доцифровой мир, когда каналы по ТВ можно было пересчитать по пальцам рук, а удалённый шоппинг ограничивался заказами по почтовым каталогам. На чёрно-белых кадрах ведущий в костюме брал интервью у писателя Айзека Азимова и физика Джерарда О`Нила, одетого в модный пиджак с широкими лацканами и белую водолазку. К изумлению ведущего, О`Нил описывал будущее, в котором 90% людей будут жить на космических станциях высоко над поверхностью земли. Для большинства из нас Земля будет родиной, но не домом. Её будут использовать для отдыха и посещать как национальный парк. После чего люди будут возвращаться в космос, где человечество будет процветать как никогда раньше. Азимов, полностью соглашаясь с идеей, назвал её противников «планетарными шовинистами».
Такое видение будущего увлекло целое поколение космических энтузиастов, включая Безоса, который, будучи тогда смышлёным школьником, полностью в них поверил. Он верит в них и сейчас, с каждым годом всё сильнее. Каждому, кто ставит под сомнение его приоритеты, он терпеливо объясняет, что земные ресурсы закончатся. Человечеству нужен запасной план. Хотя он признаёт, что создание космической компании можно считать крутой затеей, в конечном итоге она существует для того, чтобы люди будущего жили в космосе. С удивлением и досадой он часто напоминает, что в космосе никогда не было больше 13 людей одновременно. Безос хочет это изменить и заложить фундамент для того, чтобы миллионы, миллиарды, а, может, и триллионы людей могли жить за пределами планеты.
Он не единственный техномагнат, чей взгляд стремится к звёздам. Хотя компании Безоса коснулись жизни гораздо большего количества людей, чем компании Илона Маска (доставок Prime больше, чем продаж Tesla), в отличие от SpaceX Blue Origin получает гораздо меньше внимания. (Подписчики в Twitter: SpaceX — 7 милллионов; Blue Origin — 123 тысячи). Отчасти это можно объяснить личностью Маска, однако у его компании и послужной список больше. SpaceX провели более 60 успешных пусков ракеты Falcon 9, в компании работает 6000 человек. Blue Origin продвигаются медленнее и не так впечатляюще. Другие мультимиллионеры — Ричард Брэнсон и Пол Аллен — тоже финансируют космические стартапы. Все четверо говорят о создании базовой инфраструктуры для лёгкого доступа в космос, проводя аналогии с железной дорогой или интернетом.
Первым делом, конечно, Безос должен показать, что его ракета не убьёт пассажиров. Завтрашний запуск, девятый для компании, покажет, может ли New Shepard выдержать аварийную ситуацию на границе космоса. Когда проверка готовности к запуску заканчивается, Безос берёт слово. Обычно он не читает напутственных речей перед стартом, но сегодня исключение.
«С этим полётом мы почти приблизились к запуску людей в космос. Я просто хочу попросить вас, чтобы завтра вы не забыли осознать важность и красоту того, чем вы занимаетесь. Мы уже так близко».
Так близко — к повторению подвига, который впервые удался человечеству в 1961-м. Но тогда для этого потребовались усилия всего народа, а в последние годы интерес правительства США сильно упал. По мнению Безоса, к мечтам о лунных базах и орбитальных поселениях нас приблизит запуск в космос обычных людей, а не астронавтов. Всё для подготовки к великому переселению, которое начнётся лишь через много лет после того, как Безос и все мы умрём.
Джефф Безос помнит, как ему было пять лет и он смотрел высадку Аполлон-11 на Луну по чёрно-белому телевизору. Это событие дало толчок многолетнему увлечению. Он провёл детство в Хьюстоне и к старшей школе переехал во Флориду, но лето он проводил на ферме своих бабушки и дедушки в Котулла, Техас. Там его дед, ранее занимавший высокую должность в министерстве обороны, познакомил Джеффа с обширной коллекцией научной фантастики в местной библиотеке. Он поглощал книги одну за другой, особенно интересуясь творчеством Роберта Хайнлайна и других классических писателей, исследовавших в своих рассказах космос.
Когда он был старшеклассником в школе Майами Пальметто, учительница физики Диана Руэль дала задание придумать элемент оборудования для детской площадки. Безос придумал построить её в условиях низкой гравитации. «Однажды у меня будет первый парк развлечений на Луне», — сказал он Руэл и пообещал ей билет. В интервью с журналистом, который заинтересовался его космическими интересами и писал про него газетную заметку, Безос повторял идеи О`Нила: «Земля конечна. Если мировая экономика и население продолжат расти, космос — единственный путь развития».
После Принстона Безос направил свои усилия в сферу финансирования и работал в хеджевом фонде. Оттуда он ушёл, чтобы переехать в Сиэттл и основать Amazon. Вскоре после этого он оказался на званом ужине рядом с писателем научной фантастики Нилом Стивенсоном. Их беседа быстро вышла за пределы Земли. «Это было как своеобразное соревнование, в котором поднимаешься по лестнице всё выше, пытаясь понять уровень увлечённости космосом по тому, насколько человек «в теме», — говорит Стивенсон. — Джефф был на этой лестнице очень высоко». Они стали вместе проводить выходные, запуская модели ракет.
В 1999 году Стивенсон и Безос пошли на сеанс фильма «Октябрьское небо» про одержимого ракетами парня, после чего остановились на чашечку кофе. Безос сказал, что давно думал основать космическую компанию. «Почему бы не сделать это сегодня?» — спросил Стивенсон. В следующем году Безос зарегистрировал компанию под названием Blue Operations LLC. Стивенсон арендовал площадь в бывшей фабрике конвертов в промышленной зоне на юге Сиэттла. Среди первых членов команды были самопровозглашённый хакер Паблос Холман и серийный изобретатель Дэнни Хиллис, разработавший проект огромных механических часов, которые могли бы работать на протяжении 10 тысяч лет. Безос также завербовал главного юрисконсульта Amazon Алана Каплана, который тоже увлекался космосом. Все эти люди были скорее мыслителями, чем ракетостроителями, но в начале Blue Origin был нужен мозговой штурм: есть ли обделённые вниманием идеи, которые могли бы встряхнуть космические путешествия так же, как было с интернетом и торговлей?
Ещё одним участником в самом начале был Джордж Дайсон, историк науки и сын физика Фримена Дайсона. На PC Forum в 1990 году, элитном техническом мероприятии, которое организовала сестра Дайсона Эстер, Безос сразу подошёл к Джорджу. В то время он писал про малоизвестную затею 1950-х под названием «проект Орион». Проект Орион рассматривал возможность использования ракетных двигателей на ядерных взрывах, и Безос хотел знать всё до мелочей. Как вспоминает Дайсон, Безос видел Орион как пример маленькой команды сумасшедших ребят, которые собираются отправиться в космос без ограничений, ожидавших государственные проекты. (Позднее Безос оставил отзыв о книге Дайсона на Amazon — в истории компании он делал такое только трижды). Через пару месяцев после этого Стивенсон попросил Дайсона консультировать компанию. И затем пригласил его присоединиться к Blue.
Когда Дайсон согласился, Blue Origin напоминала Общество космических путешествией Вернера фон Брауна. Как и та любительская команда блестящих учёных, Blue была больше похожа на клуб, а не компанию. Её члены были одержимы идеей найти замену химическому двигателю, который ужасно неэффективен в межпланетных путешествиях. «Мы перебрали длинный список не совсем безумных, но очень необычных проектов».
Их рассматривали на ежемесячных собраниях Blue Origin по субботам. Сессии начинались в девять утра и длились целый день. Безос их редко пропускал. «Просто невероятно, насколько Джефф был технически вовлечён в каждое обсуждение. Не было такого, чтобы сказали «оставим вопрос о клапане подачи водорода команде по клапану подачи водорода». Каким бы ни был вопрос, Джефф был технически подкован и участвовал в обсуждении».
Но экспериментируя с необычными способами запуска, Blue Origin начали понимать, почему большие трубы на химическом топливе всё ещё были в деле. Каждый новый вариант оказывался невозможным из-за стоимости, риска или технической сложности. «Можно усердно работать и придумать, по-твоему, супер оригинальную идею, и всегда окажется, что какой-нибудь русский парень уже 15 лет назад её испробовал» — рассказывает Стивенсон.
К 2003 году Безос начал нанимать опытных аэрокосмических инженеров, среди которых были те, кто раньше работал на проектом DC-X. Это был прототип многоразовой ракеты, которая могла бы вертикально приземляться. Безос рассказывает, что на протяжении трёх лет он изучал альтернативные варианты двигателей вместе с небольшой командой блестящих людей, и уверенно пришёл к выводу, что на самом деле ракеты не просто хороший способ оторваться от поверхности земли, а отличный способ. Но они должны быть многоразовыми.
Логика очевидна: никто не хочет выбрасывать ракету после одного полёта. Но возвращение ракет оказалось непростой задачей. Рассмотрев разные варианты приземления — на парашютах, воздушных подушках, выдвигаемых крыльях, — Безос остановился на вертикальной посадке с опорами. Теперь в Blue это главный принцип, почти заповедь. «У ракет есть ноги. Ракеты должны приземляться! Такие ракеты хочет видеть бог!»
В то время Маск пришёл к тому же выводу. Увидев, что две компании похожи, Томас Свитек, один из сотрудников Blue Origin, посоветовал Безосу скооперироваться с SpaceX. Осенью 2003 года Безос и Маск встретились за ужином, но из этого ничего не вышло. «Он хороший парень, мы близки по духу. Но мы решили заниматься каждый своим делом». Сейчас Безос описывает встречу скорее как светское мероприятие, приятный ужин с жёнами. Этот момент можно смело назвать пиком их отношений.
С ростом Blue Origin Безос начал видеть компанию как инфраструктуру, с помощью которой будущие космические предприниматели смогут строить ещё более классные вещи. Как говорит Безос, парочка ребят из общаги никак не сможет построить интересную и важную космическую компанию. Чтобы начать, нужно слишком много денег. «Если я могу дать возможности тысяче Цукербергов из следующего поколения, то нас ждёт такое, что и представить сейчас не можем».
И как эта инфраструктура будет выглядеть? «Многоразовое использование», — трижды повторяет он.
Для Blue Origin это значило сперва научиться вертикальной посадке. У них не было ракеты, поэтому в 2003 uгоду началось строительство макета, странноватой платформы высотой 18 метров на оставшихся из 60-х двигателях Rolls Royce Viper. Её назвали Харон, как перевозчика умерших душ из греческих мифов. Харон была похожа на миниатюрную нефтяную платформу, вокруг трубок вились провода, на каждом углу было по двигателю. Шарнирные опоры должны были сгибаться при посадке, выступая амортизаторами. С помощью крана инженеры не один раз поднимали и роняли платформу, чтобы увидеть, выдержат ли опоры падение.
5 марта 2005 года на озере Мозес собрались все сотрудники и их семьи, чтобы посмотреть на полёт Харона. Пока на огромном гриле готовились бургеры, все следили за тем, как платформа набирает высоту. Она задержалась на высоте 96 метров, после чего автономно управляемые двигатели опустили платформу обратно на старт под энергичные аплодисменты сотрудников. В синей каске и полный энтузиазма, Безос открыл трёхлитровую бутыль шампанского и разлил по бумажным стаканчикам. «За команду Харон!», — воскликнул он, смеясь своим характерным раскатистым смехом.
По словам Холмана, это было похоже на проект ученика младших классов. Но это было первое испытание, за которым последовало всё остальное.
Спустя годы после момента с Хароном Blue Origin удалось построить и испытать настоящие ракеты. Не всегда удачно: в 2011 году испытательный полёт завершился внезапным взрывом. В 2015 году New Shepard успешно отделил капсулу от своей единственной ступени, а немного позже в том же году совершил первую успешную посадку. Когда 8 месяцев спустя SpaceX тоже успешно посадит свою первую ступень Falcon 9, Безос напишет Маску твит «Добро пожаловать в клуб!» Джефф и сейчас настаивает на том, что это было просто искреннее поздравление.
К этому моменту Blue Origin всё больше напоминает обычную аэрокосмическую компанию. С небольшой фабрики она переместилась в новый современный завод в Кенте (примерно в 30 километрах к югу от Сиэтла). На построенных уже в новом месте ракетах Blue Origin провела девять успешных суборбитальных полётов. Безосу нравится гулять по фабрике — обычно он бывает там по средам — и спрашивать себя: «Что могло бы сегодня удивить Вернера фон Брауна?» Одним из реальных новшеств, которые по мнению Безоса способны бы были восхитить немецкого ракетостроителя — это гидростатические подшипники Blue Origin. Во время космического полёта обычные подшипники испытывают огромные перегрузки, из-за чего возникает избыточное трение. В Blue Origin были разработаны новые элементы: их подшипники находятся на тонкой жидкой плёнке под высоким давлением, что снижает нагрузку. Ещё одна гордость Безоса — новый сплав, называемый каскадиум, и покрытие, получившее имя rainerium [дословно — «дождиум», прим. пер.]
Тем не менее, по большинству показателей Blue Origin отстаёт от SpaceX, отправившей на орбиту десятки спутников и успешно доставляющей грузы на Международную космическую станцию. Безос отмечает, что темпы развития Blue Origin это определяющая особенность компании, а не медлительность. Талисманом компании является черепаха (кто является зайцем при этом не говорится). Девиз — фраза «Gradatim ferociter», что в переводе с латыни означает «Отважно, шаг за шагом!»
Пока Blue Origin строила средства отправки людей в космос, Безос искал место, откуда эту отправку можно осуществить. Он прочёсывал данные по малозаселённым районам и в итоге выбрал участок площадью 121000 га, расположенный к северу от крошечного городка Ван Хорн (Техас). Он граничит с горным хребтом Сьерра-Диабло, где проходила последняя битва между техасскими рейнджерами и апачами. Старое ранчо превратилось в семейный приют Безоса. И внутри одной из этих гор команда строит 10,000-летние часы, о которых когда-то мечтал Дэнни Хиллис.
Когда я прибыл на комплекс Blue Origin 17 июля, за день до очередного испытания New Shepard, Джефф выступил моим личным гидом. Он произнёс небольшую речь перед сотрудниками (её позже включат в анонсирующий ролик в Twitter компании) и отправился со мной через инженерную зону и центр управления к высокому зданию. Войдя в него, я увидел главную местную достопримечательность: ракету New Shepard. Свет внутри указывает на код «янтарь» — это значит, что сегодня введены дополнительные меры предосторожности, и мы должны оставить свои телефоны на входе. Как постоянно шутят люди в социальных сетях, New Shepard похож на большой фаллоимитатор. Дизайн отображает ориентацию Blue Origin на пассажиров. Как и в любой ракете, на его дне установлен двигатель, а верхняя часть «срезана» — на ней устанавливают вместительную капсулу. Для комфортного размещения шести космических туристов в отдельных креслах (а ведь им ещё нужно место чтобы покувыркаться в невесомости!) капсула должна иметь диаметр почти 4.5 метра, что делает её шире, чем ракету под ней. Инженеры использовали это несоответствие в своих интересах: оно позволило разместить на верхушке ракеты специальное широкое кольцо, которое при помощи панелей позволяет удерживать ракету в вертикальном положении при спуске.
Я только собрался прикоснулся к самой ракете, но Безос деликатно сообщает, что так делать не стоит. Мы поднимаемся вверх по конструкции обслуживания, стараясь не зацепить эту гигантскую трубу с логотипом компании в виде синего пера. Через окно капсулы я замечаю Мэнекина Скайуокера — манекен, который уже дважды побывал в космосе. Если всё пройдёт хорошо, примерно в 3 часа дня рабочие установят ракету на прицеп и повезут Скайуокера прямиком на стартовую площадку, которая находится в трёх километрах.
Завтрашний полёт позволит проверить: сможет ли капсула совершить эвакуацию на большой высоте. Если что-то пойдёт не так, сможет ли она на границе атмосферы оттолкнуться от ракеты и избежать взрыва? Это необходимость, ведь будущие космические путешественники предпочтут вернуться со своих мини-экскурсий живыми.
Безос утверждает, что Blue Origin запустит первых людей уже в первой половине 2019 года. Тогда предприниматель сможет запустить свой суборбитальный туристический бизнес до конца года. Поскольку сам полёт автоматизирован и рассчитан на полный комфорт, Безос предполагает, что его клиентам потребуется всего один день подготовки. Они станут астронавтами, правда, примерно в той мере, в которой священники Церкви всемирной жизни являются священниками. [стать священнослужителем этой церкви очень просто, однако полученный сан позволяет официально регистрировать браки]. Скорее всего, им придётся подписать небольшую форму — требование FAA — что-то вроде отказа об ответственности, который подписывают дайверы. Шесть чёрных сидений, похожие на кресла в парикмахерской, расположены по кругу. С каждого открывается отличный вид через панорамное окно (в центре капсулы пространство свободно!). Компьютерные дисплеи покажут кадры старта ракеты, разделение носителя и капсулы и другие важные события. Когда капсула пересечёт границу космоса, у туристов будет около 4-х минут невесомости, в которые они смогут расстегнуть ремни безопасности и полетать внутри. По завершению суборбитальной идиллии записанный заранее голос даст им указание вернуться на свои места.
В кормовой части New Shepard находятся выдвижные ноги, которые разворачиваются, когда ракета готовится к посадке.
Когда Безос говорит о предзаписанном голосе, и я удивляюсь: неужели там не будет бортпроводников? Я представляю себе волнение, которое будет испытывать судорожно застёгивающая ремни на высоте 100 километров компания «первополётчиков».
«Да, стюардесс не будет», подтверждает Безос. «В них нет необходимости. Капсула автоматизирована. В невесомости вам скорее всего будет гораздо проще попасть в кресло и застегнуться». Судя по всему, Джефф не задумывается о необходимости психологической поддержки в такой волнующий момент. Я считаю, что людям необходим будет помощник, который спокойным голосом подскажет, что делать. Позже я поделюсь этой мыслью с другими сотрудниками компании: они не против такой идеи.
Вся поездка продлится около 11 минут. И это будет самый дорогой аттракцион. Это почти заставляет меня подумать: почему Безос занялся таким простым и дорогим проектом в то время как его глобальные цели куда более высоки? У Джеффа нашёлся ответ и на этот вопрос: туризм станет не только источником дохода, но и чем-то большим. Это отличный способ сделать космические путешествия чем-то более привычным для людей. Если кто-то из ваших знакомых побывает на суборбите, вы и сами будете спокойнее относиться к такой затее. Раньше в этих краях часто курсировали коммерческие воздушные рейсы. Всякий раз перед стартом пассажиры читали молитву.
Кроме того, Blue Origin использует полёты для совершенствования своей ракеты. «Нам нужна миссия, которая совершит много полётов, — говорит Безос. — Запуск коммерческих спутников — это другая история: вам повезёт, если за год вы запустите парочку». Blue Origin нужны более частые пуски. Кстати, сам Безос пока что не сообщил о решении лететь. «Я точно полечу, но пока что не знаю, когда».
После осмотра New Shepard мы направляемся к стартовой площадке, расположенной в трёх километрах отсюда. К бетонной подушке примыкают несколько топливных баков, камер, невысокая башня обслуживания. Но Безос пока что объезжает их. Мы покидаем базу Blue Origin и направляемся на вершину горы высотой в 2 километра, внутри которой находятся его 10,000-летние часы. Гигантский механизм расположен в глубокой шахте, окружённой крутой винтовой лестницей. Спуск в эту тихую бездну и созерцание изысканных металлических конструкций… в почти монашеской обстановке это практически святой опыт. Согласно плану Хиллиса, часы будут издавать тик каждый год, каждое десятилетие, каждое столетие и тысячелетие.
Безос известен своими проектами на перспективу (Amazon — отличный тому пример), поэтому неудивительно, что он решил профинансировать проект часов, которые откроются для посещения в ближайшие несколько лет. «Часы призваны стать символом, который вдохновит на долгосрочное мышление, — говорит он. — Задумываясь о часах, люди будут создавать больше проектов вроде Blue Origin». Когда мы выбираемся на горную вершину по внутреннему подъёму, перед моим взглядом предстаёт вся земля Безоса, вместе с заметными невооружённым взглядом ракетными заводами и площадками.
Таким образом, интересы Безоса охватывают как пространство, так и время. Но для его критиков эти высокие материи кажутся чем-то бессмысленным по сравнению с насущными земными заботами. Говорят, что самый богатый в мире человек должен бороться с изменениями климата, нищетой, с болезнями, убивающими десятки тысяч человек… Один из американских сенаторов, Берни Сандерс, постоянно говорит, что благотворительность Безоса должна начинаться на его рабочем месте, а не в космосе. В своём резком письме Сандрес сказал, что для такого человека как Безос сама идея космической компании должна звучать «абсурдно». Когда я попросил его объяснить мысль, он сказал следующее: «Мне кажется абсурдным, что у него есть миллиарды долларов на собственные космические забавы, но не хватает денег для достойной зарплаты сотрудникам Amazon. Здесь, на планете Земля, а не в космосе».
Безос рассматривает космический туризм как нечто большее — лучший способ сделать космические путешествия чем-то привычным. Но в его видении это окажет наибольшее влияние на его бизнес. «У меня сейчас избыток ресурсов», говорит Джефф. «Я не хочу работать над чем-то, что в моём понимании не улучшит нашу цивилизацию. Я думаю, что в правильном направлении работает The Washington Post, в правильном направлении работает Amazon. И мне кажется, что Blue Origin тоже занимается правильными вещами. В конечном итоге именно Blue Origin является самым важным моим предприятием». Безос часто говорит о том, что его подход к долгосрочной перспективе вызывает у людей недопонимание. По его мнению, люди оценят его крестовый поход тогда, когда разрушительные изменения климата, истощение ресурсов и непригодный для дыхания воздух заставят людей отказаться от того, что Азимов много лет назад назвал «планетарным шовинизмом».
Со времён поколения О`Нила многие сторонники его взглядов успели разочароваться в идеях физика, а количество поклонников космоса очень сократилось. В книге об О`Ниле один из писателей даже назвал его видение «несостоявшимся будущим». Даже некоторые космические энтузиасты сомневаются в том, пришло ли время действовать. Сара Уокер, астробиолог из Аризонского государственного универститета, считает, что у нас нет необходимой экологической инженерии. Со времени идей О`Нила мы узнали о жизни на нашей планете гораздо больше: нам пока неизвестно, как воссоздать её в гигантской летающей банке. «Существует ли некий критический уровень биологического разнообразия?, — спрашивает она. — Мы не знаем». Другие говорят об этических проблемах: «Кто мы такие, чёрт побери, чтобы навязывать свою волю Вселенной?» Ещё хуже, когда «мы» — это богатые и успешные белые парни. (Та женщина из Принстона, говорившая об изнасиловании Вселенной, похоже, опередила своё время).
Безос не принимает подобные аргументы. Он считает выход человечества в космос единственно возможным вариантом. Он математически в этом уверен. Поэтому нам лучше начать работу задолго до того, как мы исчерпаем доступные ресурсы и столкнёмся с катастрофой. «Я просто строю инфраструктуру. И она будет готова к тому времени, как люди осознают её необходимость», говорит он. Как мы узнаем, что время пришло? Случится это через одно поколение, или через 10? «Ответ будет очевиден».
По мнению Безоса, оптимальное решение заключается в выходе за пределы земной магнитосферы — туда, где солнечная энергия, испускаемые светилом фотоны, позволит поддерживать существование бесчисленного количества людей. (Да, мы сможем выращивать в космосе фрукты). «Разве жизнь внуков ваших внуков не станет более захватывающей, если у них будет возможность пользоваться благами всей Вселенной и создавать невероятные вещи?»
«Если вы с этим не согласны, — говорит он, — забудьте всё, о чём мы говорили. АХ-ХАХ-ХАХ-ХАХ».
На мысе Канаверал, в 2000 километров от техасского ранчо, Безос построил новый объект стоимостью в 250 миллионов долларов. Никаких секретов; это здание-заявление: название Blue Origin выложено огромными синими буквами, оно видно всякому, кто приезжает в космический центр им. Кеннеди. Главная достопримечательность — холл. Справа здесь находится ракета, пять раз успешно слетавшая в космос и вернувшаяся на Землю. Слева — капсула, между окнами которой нарисованы шесть черепах. Они символизируют каждый из успешных стартов.
Именно здесь Blue Origin строит New Glenn. Если New Shepard — это «наживка» Безоса, которая должна приучить людей к полётам в космос, то New Glenn является уже полноценной рабочей лошадкой компании. Её высота больше, чем у Falcon Heavy от SpaceX, и составляет 86 метров. Её семь двигателей обеспечат 1.7 тысяч тонн тяги (сравните с 50 тоннами New Shepard). New Glenn полетит не ранее 2020 года, но Безос предполагает, что ракета будет востребована во всех сферах: «коммерческие спутники, межпланетные миссии, миссии NASA, заказы в интересах национальной безопасности, что угодно».
На данный момент Blue Origin подписала сделки с четырьмя компаниями, включая французского оператора связи Eutelsat, в чьих интересах будет запущен телекоммуникационный спутник. Компания также планирует продавать свой двигатель BE-4 (используемый в New Glenn) компании United Launch Alliance — традиционному подрядчику на государственных заказах. Судя по всему, New Glenn предстоит конкурировать с ракетами SpaceX, однако сейчас заказов хватает всем. К слову, SpaceX уже обошла Blue Origin в соревновании за пусковые площадки: исторический комплекс 39A, откуда стартовала миссия Аполлон 11, достался именно компании Илона Маска. Blue Origin получила менее исторически значимый комплекс 36.
Безос надеется, что со стартом запусков, наличием космических туристов, коммерческих и государственных контрактов, компании удастся получать прибыль. Хотя необходимое для этого время может быть придётся измерять часами, которые сейчас строятся в горе на его ранчо. «Сейчас бизнес-модель Blue Origin заключается в продаже акций Amazon, — говорит он. — Но я готов проявлять терпение десятилетиями».
Тем не менее, компания уже планирует свой проект лунного посадочного модуля Blue Moon — он позволит доставлять на поверхность нашего спутника до 4,5 тонн нагрузки. Пока что миссия планируется к 2023 году. «Луна — это важный шаг для создания колоний в стиле О`Нила», считает Безос.
Говоря о колониях, я спрашиваю Джеффа, не хотел бы он жить на одной из них.
«Хотел бы, — говорит он. — Они не будут такими, как вы себе представляете. В смысле, там будут фермы, реки, университеты; там смогут жить миллионы человек. Но я хотел бы иметь возможность вновь и вновь возвращаться на Землю».
18 июля, примерно в 15:00, New Shepard готовится к старту в техасской пустыне. Я нахожусь в VIP-зоне всего в нескольких километрах от края скалистого каньона. Среди моих коллег сегодня есть наблюдатели из Европейского космического агентства, гости сотрудников Blue Origin, и пилот SouthWest Airlines, который смог успешно посадить свой самолёт в Филадельфии, несмотря на взорвавшийся двигатель.
На горизонте мы замечаем дым, клубами распространяющийся от отдалённой точки, еле виднеющейся через дымку. Жёлто-оранжевый хвост огня толкает в небо иглу, низкий грохот двигателей через равнину заполняет каньон. Мы запрокидываем головы, наблюдая за движущимся пятнышком, пока от него не остаются только следы пара, закрученные ветром в причудливую форму. Ракета на пути к 100-километровой отметке. Хотя мы и не можем это наблюдать воочию, мы уже знаем, что капсула успешно отстрелилась от ступени, как и было запланировано. Нам ещё предстоит увидеть возвращение ракеты на посадочную площадку.
Наша группа забегает в транспортные средства, мы направляемся в штаб. Безос возглавляет конвой, который должен вновь объединить ракету и капсулу, приземлившиеся всего в полукилометре друг от друга. Дорога заканчивается в паре сотен метров от капсулы и дальше мы пробираемся через кустарник, выискивая под ногами гремучих змей. Специальный кран уже готов поднять New Shepard за нос и отвезти её в ангар.
Когда капсула отрывается от Земли, кто-то замечает, что под ней было небольшое живое существо. Рогатая ящерица замерла в замешательстве, а её открытый рот словно говорит «Какого чёрта?!» Рептилия занималась своими привычными делами — грелась под жаркими июльскими лучами солнца, как тут на неё решил приземлится объект из космоса! Смех Безоса слышен отсюда до самого Диаблоса.
Текст перевели Ирина Ларина и Павел Поцелуев.
Ранее в нашем журнале “Всё о Космосе” мы публиковали интересную статью на эту тему Jeff Bezos: “День первый” (перевод редакции журнала “Всё о Космосе”), можно прочитать здесь
Дорогие друзья! Желаете всегда быть в курсе последних событий во Вселенной? Подпишитесь на рассылку оповещений о новых статьях, нажав на кнопку с колокольчиком в правом нижнем углу экрана ➤ ➤ ➤