bulk что значит материнская плата
Что означает приписка (Bulk)?
Что означает приписка (Bulk)?
Здравствуйте. В Bulk комплектации отсутствует коробка с фирменной полиграфией, аппаратно видеокарты аналогичны видеокартам в Retail комплектации, условия гарантии аналогичные.
эм, почему тогда тут у всех покупателей с фото есть коробка? или я что то не так понимаю?
В этом случае термин Bulk означает экземпляр видеокарты из обычных партий видеокарт с повреждённой при транспортировке коробкой, видеокарта исправна, для удобства в магазине перенесли в отдельную позицию на сайте магазина, видеокарты производства Palit Microsystems на базе RTX 3070 и на базе RTX 3080 серий GamingPro, JetStream и GameRock поставляются в Retail комплектации.
Только видеокарта, без коробки
Такой вид комплектации интересен сборщикам средних размеров, чтобы не возиться с кучей ненужного мусора.
С точки зрения розничного покупателя это просто разновидность OEM, когда в комплект не положили драйверы или кабели.
Объявление
Сказ о Bulk and new
Bulk and new
Что же такое ‘булк и нью’? Если вы когда-нибудь покупали микросхемы в Китае, вы наверно слышали эту абривиатуру. Нигде в мире кроме как в Китае вы ее не услышите. Это исключительно изобретение китайцев.
Немного истории, китайцы очень жадны, запасливы и экономны. Почти 80% населения крупных современных и молодых городов, таких как Шеньджень это селяне, жители близлежащих сел и рыбацких деревень. Они всегда жили бедно и привыкли ничего не выбрасывать. Мы все с вами знаем, на что похожа упаковка в Китае, тоненькая однослойная коробка, сверху газета ‘жэньминь жибао’ и все это обмотано фирменным желтым китайским скотчем. Так вот, покупая микросхемы с лейблом ‘булк и нью’ вы рискуете потратить свои деньги в пустую. Объясню почему.
1. Бывают китайские поставки микросхем просто ‘Булк’, это значит, что они могут быть откуда то сняты, не обязательно выпаяны. Мне попадались поставки запрограммированных контроллеров ATMEL с OPT областью, тоесть нестираемых, аккуратно вынутых из PLCC панелек, кассовых аппаратов. Так же попадались похожие микросхемы Моторола. Как правило год выпуска у них от 98 по 06. Если вы ищите микросхемы старых годов выпуска, или зип к своим приборам, то вы рискуете купить похожие микросхемы, которые будут в последствии выкинуты.
Иногда бывают таки большие коробки, в которые навалены 10 кило разных микросхем, где каждый желающий может попробовать отыскать себе нужную детальку.
2. Бывают поставки ‘булк но нью’, тут китайцы могут честно сказать, что о качестве ничего не знают, цена будет соответственно не высокая по сравнению с аналогами на других торговых площадках. На что вы можете рассчитывать покупая ‘булк но нью’. Первое, это старый год выпуска, на скажем 5ти или 6ти летние микросхемы. Мы все знаем что климат в ЮВА жаркий и влажный, упаковку китайцы не любят, за 5-6 лет с микросхемами может случиться все что угодно, позеленеют ножки, просто часть из них отвалится в процессе переноски и перекладываний. Второе, это в одной кассете/ленте/тубе вы можете увидеть микросхемы разных годов выпуска, и разных серий. Так же упаковка может отличаться от оригинальной заводской, скажем с завода отгружались в ленте по 2500 штук, а к вам приехали в тубе по 150 или 200 штук. Тут шанс получить подделку, брак, или вполне рабочие микросхемы но непригодные к автоматическому монтажу очень высок.
3. Бывают поставки ‘булк анд нью’, тут не все так однозначно. Могут быть поставки новых компонентов, просто перепакованные в другие упаковки, могут быть смешаны партии новых микросхем. Если продает ‘условно честный’ китаец, то шанс получить брак сравнительно не высок. В этом случае вы можете пострадать при пересылке. Вы наверно не раз получали микросхемы приклеенные скотчем на кусок картона, или при покупке скажем 10-20-50 штук, они приезжали в отломанном трее а сверху лежала картонка примотанная прозрачной лентой. Естественно без силика геля, без промокашки, без родной упаковки где указана партия, год и страна производства. Что может произойти в процессе транспортировки? Все может рассыпаться, ножки обломаться или погнуться, в итоге какой-нибудь TMS 30ти долларовый приедет к вам россыпью и при распаковке выпадет вам прямо в руки. Вроде покупали хорошие микросхемы а приехал как всегда хлам.
4. Ну и самый лучший вариант, это когда вам открывают заводскую вакуумную упаковку, отделяют от 10ка треев ваши 2-3, сверху закрепляют пустым трем, сматывают или лентой или стрейч пленкой, упаковывают в оригинальный пакет (или специально подготовленный) кладут внутрь силика гель, промокашку, сдувают воздух и запаивают, маркируют пакет, что и сколько внутри, полную маркировку и дату распаковки, время на воздухе. Кладут в фирменную коробку содержащую все рекомендации производителя, и фирменную этикетку производителя, аккуратно пакуют и отправляют в таком виде вам.
Если вы имеете такого поставщика, то вам повезло, берегите его, не жадничайте.
Компьютерный ликбез: материнская плата
Главным компонентом компьютера можно с уверенностью назвать материнскую плату. Она объединяет между собой абсолютно все устройства, входящие в состав компьютера, и выполняет большую часть общей работы. Материнской плате можно дать следующее определение: «Материнская плата – центральная комплексная печатная плата, предоставляющая электронную и логическую связь между всеми устройствами, входящими в состав персонального компьютера».
Оговоримся сразу, что мы будем рассматривать только стандартные материнские платы для настольных компьютеров. Дело в том, что производители ноутбуков сами разрабатывают платы для своих устройств, стараясь спроектировать их как можно более компактными, удобными и надёжными. То же и в случае с серверами, только там зачастую на первом месте не размер, а большое число разъёмов.
Материнские платы, кроме функциональности, отличаются друг от друга размерами. Эти размеры стандартизированы и называются формфакторами.
Формфактор | Размеры платы | Разработчик, год | Назначение, актуальность |
XT | 8,5х11″ (216х279 мм) | IBM, 1983 | IBM PC XT, устарел |
AT | 12х11–13″ (305х279–330 мм) | IBM, 1984 | IBM PC AT, устарел |
Baby-AT | 8,5х10–13″ (216х254-330 мм) | IBM, 1990 | IBM PC AT, устарел с 1996 года |
ATX | 12х9,6″ (305х244 мм) | Intel, 1995 | Архитектура PC, актуален |
eATX | 12х13″ (305х330 мм) | Архитектура PC, актуален | |
Mini-ATX | 11,2х8,2″ (284х208 мм) | Архитектура PC, актуален, для малых корпусов | |
microATX | 9,6х9,6″ (244х244 мм) | Intel, 1997 | Архитектура PC, актуален, для малых корпусов |
LPX | 9х11–13″ (229х279–330 мм) | Western Digital, 1987 | Для тонких ПК, устарел |
Mini-LPX | 8–9х10–11″ (203–229х254–279 мм) | Western Digital, 1987 | Для тонких ПК, устарел |
NLX | 8–9х10-13,6″ (203–229х254–345 мм) | Intel, 1997 | Развитие LPX, актуален, но малоприменим |
FlexATX | 9,6х7,5-9.6″ (244х?-244 мм) | Intel, 1999 | Замена microATX, актуален, но не получил популярности |
Mini-ITX | 6,7х6,7″ (170х170 мм) | VIA Technologies, 2003 | Для сверхмалых ПК, актуален и перспективен |
Nano-ITX | (120х120 мм) | VIA Technologies, 2004 | Для сверхмалых ПК, актуален и перспективен |
BTX | 12,8х10,5″ (325х267 мм) | Intel, 2004 | Разработан на замену ATX, не получил популярности. В 2006 году Intel отказалась от дальнейшей поддержки |
MicroBTX | 10,4х10,5″ (264х267 мм) | Intel, 2004 | Разработан на замену ATX, не получил популярности. В 2006 году Intel отказалась от дальнейшей поддержки |
PicoBTX | 8,0х10,5″ (203х267 мм) | Intel, 2004 | Разработан на замену ATX, не получил популярности. В 2006 году Intel отказалась от дальнейшей поддержки |
WTX | 14х16,75″ (355,6х425,4 мм) | 1999 | Для серверов и рабочих станций, актуален |
ETX и PC-104 | Для встраиваемых систем, актуален |
Сравнение размеров формфакторов с размером листа A4
Сравнение размеров формфакторов с размером листа A4
Очень часто встречается мнение, что главное в компьютере – процессор. Это мнение, в общем-то, обоснованно, так как центральный процессор выполняет все вычисления, управляет работой компьютера. А материнская плата предоставляет ему возможность «общаться» с другими подсистемами, выполняя как бы «обслуживающую» работу. Если проводить аналогию с автомобилем, центральный процессор – это двигатель, а материнская плата – это шасси. Двигатель без кузова, подвески и прочего – бесполезен, ехать всё равно невозможно. Шасси без двигателя – куча металла. Так и в ситуации с материнской платой и процессором.
Итак, вернёмся к теме. Примером нам будет служить точная копия эталонной материнской платы NVIDIA nForce 680i SLI – EliteGroup PN2 SLI2+.
Материнская плата EliteGroup PN2 SLI2+
Материнская плата EliteGroup PN2 SLI2+
Материнская плата, как уже говорилось, – это прежде всего сложная печатная плата. На неё нанесено огромное количество проводящих дорожек, объединяющих компоненты и разъёмы, и контактных площадок для микроконтроллеров и электронных компонентов. Причём плата состоит из нескольких слоев, изготовленных из диэлектрика текстолита, и каждый слой содержит такие дорожки. Выводы для установки компонентов, естественно, находятся только на верхнем слое. Сверху плата покрыта диэлектрическим лаком, чтобы предотвратить короткое замыкание и хоть немного защитить её от непредвиденных обстоятельств. Тем не менее это не означает, что плату можно класть на металлическую или иную проводящую поверхность: на обратной стороне находится огромное количество окончаний контактов, которые могут быть замкнуты, что приведёт к повреждению платы.
Проводящие дорожки объединяют между собой несколько ключевых подсистем, блоков материнской платы. Этими блоками являются: разъём (сокет) процессора и система его питания, подсистема памяти и разъёмы для установки модулей с собственной системой питания, разъёмы для установки карт расширения функциональности, разъёмы для подключения накопителей. Каждый набор таких дорожек может работать по собственному принципу (стандарту) и называется шиной. О современных шинах вы можете почитать тут.
Основой любой материнской платы является набор ключевых микросхем, также называемый набором логики или чипсетом. Разработкой таких наборов занимаются несколько крупнейших мировых компаний: Intel, NVIDIA, AMD, VIA, SIS. То, какой чипсет положен в основу материнской платы, определяет, какой процессор, какую оперативную память и в каком объёме можно установить, сколько устройств можно подключить и как быстро всё это будет работать.
Диаграмма чипсета NVIDIA nForce 680i SLI
Диаграмма чипсета NVIDIA nForce 680i SLI
Чипсет состоит из интегральных микросхем, называемых мостами. Чаще всего встречаются двухкомпонентные чипсеты, состоящие из северного и южного мостов. Своё «географическое» название они получили потому, что если материнскую плату поставить на ребро в том положении, в котором она устанавливается в системный блок, то северный мост будет выше южного, как бы «на север от него». Кроме того, если представить материнскую плату как блок-схему, то северный мост будет выше южного.
Северный мост NVIDIA nForce 680i SLI
Северный мост NVIDIA nForce 680i SLI
Северный мост (Northbridge или MCH, Memory Controller Hub) обеспечивает взаимосвязь между процессором, оперативной памятью и специализированными шинами (PCI, PCI Express и т.п.). Именно возможности северного моста определяют, какую оперативную память (SDRAM, DDR, DDR2, DDR3) можно установить в материнскую плату, какой максимальный объём можно установить, в каких режимах она может работать. В прошлом северный мост в обязательном порядке обеспечивал работу специальной шины AGP, по которой подключалась видеокарта. На сегодняшний день AGP практически отмерла, а её место заняла более универсальная шина PCI Express. Так как при скоростной передаче данных мост испытывает немалую нагрузку, он выделяет немало тепла и требует качественного охлаждения, поэтому на материнских платах мы часто видим замысловатые кулеры.
Южный мост NVIDIA nForce 680i SLI
Южный мост NVIDIA nForce 680i SLI
Северный мост соединён с южным мостом посредством специальной шины или через несколько каналов из шины PCI Express. Задачей южного моста является предоставление интерфейсов ввода-вывода для устройств компьютера. Поэтому по-английски он официально называется I/O Controller Hub (ICH) – контроллер-концентратор ввода-вывода. Он обеспечивает поддержку материнской платой низкоскоростных, но тем не менее важных шин. К таким устройствам, встроенным в южный мост, относятся контроллер DMA (Direct Memory Access), контроллер прерываний, контроллеры устройств хранения данных (IDE и SATA-жёстких дисков и оптических приводов), контроллер питания и другие. Кроме того, современные южные мосты чаще всего содержат встроенные звуковые, сетевые, USB, RAID-контроллеры. К функциям южного моста также относится работа часов (Real Time Clock, RTC), специальной шины I2C, позволяющей оперативное управление настройками платы, доступ к информации BIOS – базовой системы ввода-вывода. BIOS фактически является микропрограммой, позволяющей материнской плате обращаться к своим подсистемам и работать так, как нужно.
Интерфейсы для подключения Floppy, мыши и клавиатуры чаще всего не включаются в состав южного моста, эти функции осуществляются специальным контроллером, называемым SuperI/O. Кроме того, он следит за температурами, напряжениями и скоростями вращения вентиляторов.
Правила выбора – материнская плата. Что скрывается за цифрами из технических характеристик
В прошлом месяце мы открыли серию материалов «Правила выбора», посвященную основным техническим характеристикам компьютерного железа. Несмотря на общее название, каждая статья полностью самостоятельна и рассказывает не только о том, какими характеристиками обладает определенный тип железок, но и о том, на какие из них важно обращать внимание, а на какие не очень.
В прошлом выпуске мы подробно разобрались с процессорами, сегодня будем рассказывать о хитростях материнских плат.
Основы
Материнская плата — очень непростая штука. С одной стороны, это набор портов для всех наших комплектующих и периферии. Но стоит копнуть чуть глубже — и это уже запутанная сеть дорог (шин), силовых цепей и систем управления движением данных, связывающих разрозненные детали в единое целое. И хотя роль материнки в общей схеме уже не так высока, как раньше (см. врезку «Печаль оверклокера»), но именно она определяет, что же в итоге получится — простая офисная машина, отличная игровая система или мультимедийный центр. Разберемся, от чего это зависит.
Наш объект исследования делится на четыре главных части: процессорный разъем (сокет), система питания, чипсет и набор портов. Процессорный сокет — это первое, на что надо обращать внимание. Он определяет, какой камень встанет на плату. Считать контакты и изучать электрические схемы можно, но не обязательно. Достаточно посмотреть соответствующую строчку в ТТХ, написанное должно в точности совпадать с указанным на кристалле (допустим, Socket LGA1155), промахнетесь — пощады не ждите, компьютер не запустится.
А вот переживать за систему питания — цепочки транзистор/дроссель/конденсатор — вообще не стоит. Каждый такой набор называется фазой, и для всех процессоров их набирают не менее шести штук. Несмотря на то, что от них зависит правильность и стабильность питания, как правило, любая, даже самая дешевая материнка именитого производителя соответствует всем нормам и стандартам. А значит, может обеспечить штатный режим работы любого камня. За дорогими элементами с мощной системой охлаждения рекомендуем гнаться, только если вы будете собирать нереального монстра с прицелом на разгон. В остальных случаях лучше потратить деньги на что-то более полезное — к примеру, на продвинутый чипсет (набор логики).
Это управляющая микросхема, в обиходе называемая «мостом». Раньше у всех плат было два таких чипа: южный и северный. Первый отвечал за работу процессора, оперативной памяти и видеокарт. Второй — за количество доступных портов типа PS/2, SATA, USB, PCI. Сегодня все чуть упростилось. Intel южный мост выкинула и взвалила его функции на кристалл (uncore). AMD все еще использует этот чип, но отдувается он только за GPU.
С чипсетами Intel связаны и некоторые чисто функциональные нюансы. Часть ее наборов логики не поддерживает встроенное в процессор видеоядро (не работает без видеокарты) или разгон через разблокированный множитель. К сожалению, по маркировке об этом не догадаешься, поэтому придется мучить Google запросами типа «название чипсета specs». У AMD в этом смысле попроще. Каких-то особенных бонусов к своим платам она не прилагает, а стоимость логики определяется лишь количеством линий PCIe: чем старше модель, тем их больше.
Порты
Определившись с процессором и возможностями, перейдем к самому интересному — планированию ПК, а именно к обстоятельному выбору портов, которые понадобятся в будущем. Многие на этот аспект не обращают внимания и берут первое, что попадается, а зря — в дальнейшем это сулит кучу неприятностей.
Для начала надо не проморгать количество поддерживаемой оперативной памяти. От нее будет зависеть общая отзывчивость системы, а также некоторые игры (например, Battlefield 3). Главная засада в том, что бюджетные платы часто принимают всего две планки памяти или не могут работать с объемом свыше 16 ГБ — это мало. Отмечайте для себя и максимально возможную частоту DDR3. Пусть она практически не сказывается на производительности, но будет обидно, если у вас появятся быстрые планки, а раскрыть их потенциал не получится.
Еще один момент — расположение портов. Следите, чтобы они находились на почтительном расстоянии от сокета, иначе при установке особо большого процессорного кулера часть слотов перекроется. Если есть какие-то сомнения, не стесняйтесь просить в магазине кулер на примерку, ничего страшного в этом нет.
Следующий пункт — графические разъемы под видеокарты. Обозначаются они как PCIe x16 или x8. Цифры в названии указывают на количество линий, подведенных к порту, и теоретически должны влиять на производительность свежекупленного GeForce. На самом же деле что шестнадцать, что восемь каналов — количество fps остается тем же. Знать про это надо, чтобы не напрягаться при покупке платы с несколькими графическими разъемами. Так как количество линий жестко лимитировано возможностями процессора (Intel) или южного моста (AMD), производители зачастую соединяют разъемы по схеме x16+x8 или x8+x8. Это нормально, а вот отсутствие поддержки таких технологий, как NVIDIA SLI или AMD CrossFireX, — уже плохо.
Они могут сильно облегчить жизнь, когда Crysis 3 не пойдет с максимальными настройками на вашей GTX 660 Ti. В этом случае во второй PCIe x16 можно будет поставить еще одну GTX 660 Ti и объединить усилия видеокарт. Думать о том, что вы никогда не решитесь заниматься такой акробатикой и чураться материнок с несколькими PCIe x16, — плохая затея. Во-первых, еще один GTX 660 Ti окажется заметно дешевле топовой GTX 680. Во-вторых, не придется искать, куда пристроить старую видеокарту: разные GPU в тандеме не уживаются. В-третьих, «лишний» PCIe x16 может приютить любое другое устройство с интерфейсом PCIe, поскольку эти же линии используются для работы практически всех звуковых/Wi-Fi/ТВ-плат.
Как правило, под них устанавливают короткие PCIe x1 или PCIe x4. И если вы предполагаете напичкать свой ПК дополнительными картами, то следите, чтобы соответствующих портов было побольше. Плюс к этому учитывайте, как они установлены. Слот располагается сразу под видеокартой — его перекроет система охлаждения GPU. Внимательными надо быть и коллекционерам старых железок с интерфейсом PCI. Intel от его поддержки отказалась, и его наличие зависит только от производителя.
Зато о чем можно забыть, так это о версии PCIe. Сейчас производители продвигают третье, более быстрое поколение шины, однако оно никак не влияет на производительность и обратно совместимо с предыдущим PCIe 2.0.
Ну и, наконец, последний важный пункт — SATA под жесткие диски и USB для периферии. Тут нас должны волновать количество и версии этих разъемов. В моде сейчас SATA Rev. 3 и USB 3.0. Они обратно совместимы с предыдущими стандартами, однако скорость передачи отличается в несколько раз, поэтому экономить на этом не надо. Копирование файла в 15 ГБ по USB 2.0 занимает около 10-11 минут, с USB 3.0 на это уходит 3-4 минуты (при условии, что свежий разъем поддерживается еще и накопителем).
Что же касается количества, то, как показывает практика, в большинстве случаев хватает пяти-шести SATA и шести-восьми USB. С последними, правда, надо быть настороже. Читая ТТХ, держите в уме, что производители, да и многие журналы, грешат записью максимального числа портов. К примеру, 14 или 16 штук. К сожалению, это только возможности чипсета (реализуются через внешние карты расширения или лицевую панель корпуса), нас же интересуют выходы на задней панели. Именно в них мы будем втыкать наши мышки/клавиатуры, принтеры, флэшки. Идти на компромисс, надеясь потом подключить USB-хаб и добавить контактов, не желательно: скорость разделится между новыми выходами и флэшки будут читаться очень медленно.
Вообще, надо сказать, за панелью ввода/вывода нужен глаз да глаз. Место на ней жестко ограничено, и получить всего и побольше нереально, надо от чего-то отказываться.
Важные мелочи
В игровых системах жертвенный список возглавляют всякие DVI, D-sub (VGA), HDMI и DisplayPort. При наличии дискретной видеокарты они только съедают драгоценное место. За ними стоят eSATA; если у вас дома не завалялось соответствующего накопителя, забудьте об этом разъеме: USB 3.0 использовать гораздо удобнее, да и найти его на чужом компьютере проще.
А вот что касается FireWire (IEEE), то о нем стоит задуматься. В принципе, встречается он не то чтобы часто, но может пригодиться, если в вас проснется любовь к искусству, — интерфейс идеален для работы с музыкой и видео. В остальном следите только за тем, чтобы был LAN и, возможно, PS/2, если у вас старая клавиатура (мыши, думаем, у всех уже USB).
За звук волноваться не стоит. Встроенным аудиокодеком сегодня оснащаются все материнки. Как правило, это чип от Realtek либо Creative/ASUS. Последний предпочтительнее, но специально гнаться за ним нет смысла, понадобится хороший звук — купите отдельную плату. Лучше присматривайте за тем, сколько аудиовыходов размещено на задней панели. Часто в бюджетных материнках ограничиваются парой портов — под фронтальные колонки и микрофон, — а значит, многоканальную акустику к ним не подключишь.
Ну и последнее, о чем всегда надо помнить, — размеры материнской платы. Стандартные корпуса (Middle Tower) рассчитаны на ATX (305х244 мм), micro-ATX (244х244 мм) и mini-ITX (170х170 мм). Эти формфакторы берите смело, всякие XL-ATX или CEB покупайте только при уверенности, что они поместятся в ваш «ящик».
Как видите, ничего хитрого в материнских платах нет. Самых главных правил выбора всего два: определиться с сокетом и трезво оценить, что вам понадобится в будущем. Сильно не экономьте — всегда есть вероятность, что захочется поставить звуковую плату или вторую видеокарту. Но в то же время не спешите закупать самые дорогие решения: за каждый лишний порт придется платить двойную цену. Это же касается мощных систем охлаждения. По большей части, сегодня они нужны только тем, кто собирается заняться разгоном, в остальных случаях — это просто приятный бонус.
Печаль оверклокера
Если бы эта статья писалась лет пять назад, вряд ли мы уложились в четыре страницы. Как минимум еще столько же пришлось посвятить его величеству разгону. Смешно сейчас вспоминать, но тогда это была очень актуальная тема. Купив процессор за 3000 рублей, с помощью нехитрых манипуляций он превращался в модель за 5000 рублей. Делалось это очень просто.
Рабочая частота кристалла получается путем перемножения скорости шины на множитель процессора (200 МГц х 15). Подняв один из этих показателей, реально получить прирост производительности. В те времена множители, как правило, блокировались, а вот шина оставалась свободной для экспериментов. Благодаря тому, что всеми действиями управлял южный мост, творить позволялось все, что душе угодно. К примеру, увеличив частоту шины со стандартных 133 до 150 МГц, можно было добиться от камня прибавки в 500 МГц, что при штатных 1,8 ГГц было весьма чувствительно.
К сожалению, в последних поколениях камней этот путь заблокировали. К частоте системной шины привязали скорость практически всех компьютерных портов, изначально неспособных к разгону (вроде PCIe). Это привело к тому, что старый метод перестал работать, а тем, кто не мыслит себя без оверклокинга, предложили доплачивать за кристаллы с разблокированным множителем. В такой ситуации производителям материнок осталось упирать только на качественное питание, охлаждение и необычные методы разгона, к примеру, по Bluetooth.
Сколько мы себя помним, нас постоянно спрашивают, что же такое BIOS, за что он отвечает и нужно ли его обновлять. Сейчас обо всем расскажем.
BIOS — это базовая операционка, управляющая компьютером до запуска Windows. На старте она объясняет всем устройствам, что от них требуется и по каким параметрам надо работать. Через интерфейс управления можно вмешаться в эти алгоритмы и попытаться увеличить производительность железа. Проблема в том, что без должных знаний этого лучше не делать. И хотя сейчас сложно что-то испортить — неверные действия пресекают программы проверки — переступить грань и лишиться гарантии все же реально.
Что же касается обновления, то тут такая ситуация. По идее, родной BIOS должен идеально подходить материнской плате. Однако производители все же предлагают время от времени обновлять прошивку, чтобы исправить мелкие ошибки. С одной стороны, дело это хорошее, с другой — мы бы им заниматься не рекомендовали. Дополнительных fps в играх не получите, а вот случайно загубить плату, обнулив гарантию, вполне реально.
Прошивать BIOS стоит только в случае, если система работает нестабильно, выдает ошибки при загрузке, ну или программисты добавили поддержку необходимых вам новых процессоров. Впрочем, если потребность возникла, бояться не надо. Перезаписать управляющую программу можно прямо в Windows (соответствующее ПО есть у каждого уважающего себя производителя) или из-под BIOS при помощи утилиты, встроенной в материнскую плату. Со старыми моделями последний пункт может вызвать трудности (придется изучить сайт производителя), а вот с новым UEFI все окажется проще и нагляднее. Вместо унылых желтых надписей на синем фоне вас будет ожидать анимированное меню с поддержкой мышки и высоких разрешений.
Отметим, что UEFI — это не просто смена имиджа, а новая операционка, вытеснившая BIOS. Основных преимуществ у нее два. Первое: возможность использовать все ресурсы ПК (даже интернет) еще до загрузки ОС. Второе: интегрированная поддержка новых стандартов железа — например, объемных накопителей емкостью больше 2 ТБ. Интересно, что, хотя UEFI появился всего несколько лет назад, впервые о нем заговорили еще в 1998 году, с подачи Intel.