Что читала соня раскольникову

Сцена чтения Евангелия Раскольникову. Анализ эпизода

Сцена чтения Евангелия Раскольникову (4 часть, 4 глава) очень важна в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Сцена эта имеет большое значение в развитии сюжетной линии романа, а также проясняет характеры героев, философский смысл произведения.

Соня читает притчу о воскресении Лазаря, и эта сцена в романе символична. Автор говорит нам о том, что Раскольников после совершения преступления подобен мертвецу. Однако человек, по мысли Ф. М. Достоевского, способен к душевному возрождению, нравственному воскресению, если он примет помощь Бога.

Эта сцена проясняет и характеры, и душевное состояние главных героев. Соня Мармеладова — глубоко верующий человек. Ей свойственны доброта, самоотверженность, любовь к ближнему. Она способна на духовный подвиг.

Евангелие передаёт сокровенные тайны её души, её убеждения. И она пытается помочь Раскольникову, разделяя его боль и страдание. Возможно, подсознательно Соня понимает, что Родион загубил свою жизнь, догадывается о его преступлениях. Героиня испытывает смятение, взволнованность, голос её дрожит. Она словно пытается передать Раскольникову собственную веру. Герой же в этой сцене достаточно груб и резок, раздражителен. Совершив преступление, Родион испытывает муки совести и пытается разделить их с Соней, видя в её поведении преступление против морали.

Однако эти образы 13 романе в определенной степени антитетичны. Раскольников эгоистичен, он отстаивает свою теорию, мечтает «Наполеоном сделаться». В душе его пока нет веры. Соня же являет собой нравственный идеал писателя: она воплощенная доброта и сострадание, жертвует собой ради близких. Критики отмечали, что Соня является определённым духовным двойником главного героя. Однако, на мой взгляд, эта параллель лишь внешняя. Глубинное же содержание этих образов различно.

Данная сцена входит в развитие действия (кульминацией внешней интриги является признание Родиона в участке).

Из композиционных средств в рассматриваемом эпизоде присутствует диалог, в котором раскрывается психологическое состояние персонажей. Кроме того, мы видим непосредственный авторский комментарий: у Сони «в глазах темнело», она читала Евангелие «громко и восторженно»; Раскольников же угрюмо смотрел в сторону.

Таким образом, центральной идеей этого эпизода является воскресение грешника благодаря вере. Соне Мармеладовой её убеждения дают силы жить дальше, несмотря на окружающий её быт. Она считает, что и Раскольников способен к нравственному возрождению, если в душе его поселится вера. Таково же и мнение автора.

Источник

Анализ эпизода чтения евангелия о Воскрешении Лазаря в романе «Преступление и наказание».

Притча о Воскресении Лазаря, это рассказ о великом чуде, о великой вере в бога и истинной любви.

Не случайно сцена из Евангелия включена в роман почти целиком, это показывает акцент автора на данной теме. Благодаря этой сцене мы можем почувствовать глубокий религиозный смысл романа, его суть.

В этом эпизоде многие детали имеют значение.

Раскольников приходит к дому в канаве, это то место где жила Соня. Её местоположение в пространстве обозначает её близость к спаду в «канаву». Она как бы находится на обрыве. Немало важно то, что комната её была «единственная отдававшаяся от Капернаумовых». Эти люди были очень добрые и ласковые. Они жили большой дружной семьёй. Сонина комната напоминала «сарай». В этом всём мы можем увидеть частичку библейского сюжета. Она словно Иисус находилась какое-то время в сарае. Но ещё больше вызывает интерес фамилия хозяев этой комнаты. Капернаум упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес. Получается автор хочет нам показать что комната Сонечки Мармеладовой «от жильцов» является неким местом где случаются чудеса. И это чудо может произойти с Раскольниковым, и оно постепенно после чтения Лазаря произойдёт.

Раскольников живёт разумом, протестует, не принимает жизнь, а Соня полная противоположность ему, она живёт, ведь главное в жизни для неё любовь и вера в бога. Соня для Раскольникова является родственной душой и он пытается вызвать протест в её душе, говоря о несчастной будущности её и найти поддержку для его преступления под девизом «Одна жизнь и тысячи жизней взамен!». Но соня не бунтует, она смиряется и верит в бога. Раскольников почувствовал её силу! Её сила заключалась в вере, и он тоже захотел уверовать. Позор и низость в Соне совмещаются с противоположными святыми чувствами, она оказывается духовно выше, сильнее Раскольникова. Соня сердцем верит в существование высшего божественного смысла жизни.

«На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперёд, замечал её. Это был Новый завет в русском переводе ». Придя к Соне, Раскольников недаром несколько раз заметил Новый завет, этим он положил дорогу становления на путь истинный. Раскольников обращается к Евангелию и по мнению автора именно там он должен найти ответы на мучающие его вопросы. Он как бы должен встать на путь исправления. Достоевский предполагает, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа и станет жить по его заповедям.

Тот факт что книгу принесла убитая им Лизавета, которая по мнению Сони «бога узрит» показывает на связь этой книги с Раскольниковым. Ближе к концу книги будет эпизод который подтверждает таинственную связь между Раскольниковым и Лизаветой. (Когда Раскольников отправится на каторгу, то есть примет страдание, Сонечка даст ему кипарисовый крестик, который раньше принадлежал убитой им Лизавете) Лизавета как будто помогает ему искупить грехи.

При чтении последнего стиха она передаёт «сомнение, укор и хулу неверующим», подразумевая под ними Раскольникова. И он тоже услышит и уверует, мечталось Соне и она «дрожала от радостного ожидания», как бы предвкушая победу над неверием. «Ибо четыре дни как он во гробе». Соня сделала ударение на слово четыре, дабы дать Родиону понять, что не всё потеряно, что есть ещё шансы на воскрешение. Недаром Соня читает эту притчу в четвёртой главе четвёртой части романа. Более того Соня читает Раскольникову Лазаря на четвёртый день после преступления, в чём тоже есть своя символичность. Именно срок четыре дня становится таким сроком когда ещё не всё потеряно и можно начинать жить заново, даже если ты уже «мёртвый на протяжении четырёх дней». В то же время не является совпадением то, что старуха-процентщица, то есть жертва Раскольникова живёт на четвёртом этаже и комната Семёна Мармеладова находится так же на четвёртом этаже. Полицейская контора находится на четвёртом этаже. Соня советует Раскольникову поклониться на все четыре стороны. Следовательно число четыре в данном случае как число искупления греха, то число, с помощью которого наш герой сможет возродиться. И при прочтении самого финала сцены она громко и восторженно его произнесла, так, чтобы Раскольников поверил в чудо. Чтобы он смог воскреснуть.

Таким эмоциональным прочтением данного эпизода Соня пытается донести до Раскольникова смысл. Возможно поэтому Раскольников решил открыться Соне целиком и полностью, тем самым избавиться от части греха.

Вдруг Раскольников с решимостью во взгляде заговорил: «Пойдем вместе, если я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!»

На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего – с телом и мысли он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Всё разом в нём размягчилось, и хлынули слёзы… он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем». Это он покаялся, кланяясь перед народом и на душе ему сразу же стало легче.

Что читала соня раскольникову. Смотреть фото Что читала соня раскольникову. Смотреть картинку Что читала соня раскольникову. Картинка про Что читала соня раскольникову. Фото Что читала соня раскольниковуПреступление и наказание

Сцена коленопреклонения характерна для церковных сюжетов. Преклонить колени — означает отдать должное человеку более высокого положения, умолять о чем-то, признать свое подчинение и более низкое положение. Следовательно Раскольников преклоняет колени дважды: первый раз «всему человеческому страданию» в лице Сони, а второй раз по просьбе Сони он преклоняет колени на площади. И оба раза он это делает непроизвольно, как будто бессознательно.

В итоге Раскольников сам сознаётся в убийстве и идёт на каторгу.

Евангелия от Иоанна о воскрешении Лазаря показывает человеку к чему приводит вера в бога и покаяние, ведь истинная вера в бога способна творить чудеса. И в нашем случае Раскольников принимает этот путь и идёт верным путём очищения через великое страдание.

Источник

Анализ эпизода. “Соня и Раскольников читают Евангелие” из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” помогите

Анализ эпизода. Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание» (часть 4-я, глава 4)

2. Как этот эпизод включается в контекст всего романа?

1) Почему этот разговор Сони и Раскольникова автор даёт услышать именно Свидригайлову?

3. Как связан этот эпизод с непосредственно предшествующими ему событиями?

1) Как и почему Раскольников прощается
с матерью и сестрой?

3) Что происходит между Раскольниковым и Разумихиным?

5. Как раскрывается Раскольников в этом эпизоде?

1) Какие вопросы и с какой целью он задаёт Соне?

2) Зачем просит почитать Евангелие?

3) Как Раскольников относится к Соне? Докажите свою мысль.

6. Как раскрывается Соня в этом эпизоде?

1) Как она выглядит? На какие детали её внешности обращает внимание автор?

2) Каково отношение Сони к своей семье?

3) Каково отношение Сони к Раскольникову?

4) Какие переживания испытывает Соня на протяжении эпизода? С чем они связаны? (При ответе используйте короткие 3-4 слова цитаты. )

6) На каком контрасте строится изображение Сони в этом эпизоде?

7. Что общего во взглядах друг на друга (взаимооценках) у Сони и Раскольникова? Почему?

8. Какие пути возможны для Сони? Каков её выход из жизненного тупика?

9. Каков смысл читаемой евангельской истории в контексте эпизода и всего романа?

10. Принимает ли Раскольников Сонин путь?

11. Как следующий в романе эпизод (второе посещение Раскольниковым Порфирия Петровича) связан с результатом разговора Сони и Раскольникова?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *