что он рассказывает о своей дочери соне
Вторая встреча Раскольникова с Соней Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
Вторая встреча главных героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой происходит после похорон господина Мармеладова, отца Сони, который попал под повозку. На поминальном обеде Лужин обвиняет Соню в воровстве денег, которые сам ей дал. К счастью, за девушку вступается господин Лебезятников, который доказывает ее невиновность. После скандала Соня убегает к себе на квартиру, вскоре к ней приходит Раскольников.
Эта встреча описывается в части 5, главе IV.
Именно при этой встрече Раскольников признается Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы и ее сутры Лизаветы.
После своего откровения Раскольников просит у Сони совета о том, что ему теперь делать. Соня советует ему покаяться. Однако Раскольников не готов к этому шагу. На этом заканчивается вторая встреча героев.
Цитаты описывающие второй разговор Раскольникова и Сони
Во время этого второго визита Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу. Но на этот раз Соня не выдерживает и просит молодого человека «не мучить» ее. Наконец Раскольников решает сорвать с себя маску циничности и холодности перед доброй и чистой Соней:
Доброта и любовь девушки обезоруживают Раскольникова, он начинает говорить с ней по-другому:
Признание Раскольникова
Реакция Сони на признание Раскольникова
Соня понимает, что Раскольников и есть убийца. Узнав страшную правду, Соня не отворачивается от него, а, напротив, сочувствует и сопереживает ему:
Раскольников о причинах преступления
Раскольников объясняет Соне причины своего преступления и рассказывает о своей теории:
Он говорит, что не смотря на то, что ему были нужны деньги, истинной причиной преступления были вовсе не они — Раскольников хотел доказать самому себе что относится к «необыкновенным» людям, таким как Наполеон, в соответствии с его безумной теорией:
О душевном состоянии Раскольникова
Раскольников просит у Сони совет о том, что ему делать в его страшном положении. Соня советует ему покаяться в содеянном:
Однако Раскольников еще не готов покаяться. Кроме того, он уверенно говорит о том, что у следователя нет стоящих улик против него:
В конце беседы Соня предлагает Раскольникову надеть ее крест. Но молодой человек говорит, что крест лучше надеть «потом». Девушка соглашается с ним:
Встреча заканчивается тем, что в комнату Софьи постучал господин Лебезятников с сообщением о сумасшествии Катерины Ивановны:
Соня Мармеладова
Софья (Соня) Семеновна Мармеладова — героиня романа «Преступление и наказание» (1866) Ф. М. Достоевского. Дочь спившегося чиновника Мармеладова от первого брака, «лет восемнадцати». Вынуждена торговать собой чтобы содержать семью. Девушка считает себя «великой грешницей». Соню и Раскольникова объединяет то, что оба они, руководствуясь разными мотивами, преступили евангельские заповеди.
Соне в романе отведена значительная роль — девушка оказала огромное влияние на Раскольникова, став для него спасением и любовью. Именно она убеждает Раскольникова покаяться в содеянном, и добровольно отправляется вслед за ним на каторгу.
Внешность Сони Мармеладовой
На момент описанных в романе событий Соне было 18 лет, но внешне она казалась почти ребенком:
К тому же, она была худая и маленького роста:
Для работы на улице Соня носит специальный разукрашенный, «уличный» наряд, который ясно заявляет о ее профессии:
Характер Сони
Соня Мармеладова — кроткая, робкая девушка которую «всякий мог обидеть»:
Девушка боится новых знакомств:
При этом Соня очень доверчивая девушка, которую легко обмануть. Так, она она берет деньги господина Лужина веря, что он от чистого сердца хочет помочь ей, но в последствии он публично обвиняет Соню в воровстве. К счастью, за девушку вступается господин Лебезятников, который вместе с Раскольниковым доказывают ее невиновность:
Соня — добрая девушка, которая в ущерб себе поможет любому нуждающемуся, по словам ее мачехи:
«…да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!
Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!»
— Часть 5, глава III
По словам Мармеладова, Соня является честной и трудолюбивой девушкой без особых талантов:
Соня имеет минимальное образование. Она умеет читать, но у нее нет глубоких знаний по каким-либо наукам, так как некому было ее обучать. Тем не менее, она с интересом прочла довольно сложную научно-популярную книгу «Физиология обыденной жизни» (1861) Д. Г. Льюиса:
При этом Соня является глубоко верующей девушкой. Она читает и хорошо знает «Евангелие». Вера в Бога помогает ей выжить в невыносимых обстоятельствах ее жизни:
Трагическая судьба Сони Мармеладовой
Соня — дочь бывшего титулярного советника Семена Захаровича Мармеладова, который потерял работу в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить. Матери Соня лишилась еще в детстве. Первоначально Мармеладовы живут в глубинке, а затем они переезжают в Петербург, однако и здесь отец не может найти работу.
4 года назад, когда Соне было 14 лет, ее отец женился второй раз — на молодой вдове Катерине Ивановне, взяв ее с тремя детьми от первого брака:
Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную женщину:
Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. Кроме того, был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу. В результате семья потеряла последнюю надежду выбраться из нищеты:
Мачеха упрекала Соню в том, что девушка не приносит в дом денег:
Катерина Ивановна не стесняется в выражениях и говорит о том, что Соня могла бы даже пойти на панель чтобы заработать денег:
В итоге Мачеха доводит Соню до того, что девушка идёт торговать собой, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:
Из-за позорной профессии Сони, хозяйка квартиры и постояльцы (в том числе и Лебезятников добивавшийся ее расположения) вынудили Соню съехать от семьи и снять отдельную комнату в том же районе. Она вынуждена жить отдельно от своей семьи как недостойная, обречена носить вульгарные одежды и прятать в пол глаза при виде «честных» дам.
Символично, что Соня Мармеладова снимает комнату у портного с фамилией Капернаумов. Это как бы связывает Соню Мармеладову с образом евангельской блудницы Марии Магдалины из города Магдалы близ Капернаума. С другой стороны, «капернаумами» в просторечии называли «питейные заведения».
Это был типичный доходный дом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим:
Несчастная Соня содержит всю семью: пяницу-отца, больную чахоткой мачеху и ее троих детей. За это Раскольников называет ее «колодцем», которым уже привыкли пользоваться Мармеладовы:
Даже осознавая, что деньги достаются Соне ценой унижений и страданий, ее отец не бросает пить, и даже берет у нее деньги на выпивку:
Сама себя Соня считает бесчестной девушкой и великой грешницей из-за своего ремесла. Девушка уверена, что она великая грешница, которая не достойна быть в одном помещении с приличными людьми. Для неё табу присесть рядом с мамой Родиона или пожать руку Дуне. Она застывает в нерешительности на пороге родительского дома, боясь своим присутствием оскорбить гостей, которые, как и она, пришли проститься с погибшим Мармеладовым. Мысль о своей позоре и бесчестье терзает ее:
По словам Раскольникова, в жизни Сони удивительным образом совмещаются две противоположности — позор и низость ее профессии, с одной стороны, и доброта и другие святые чувства, с другой стороны:
Но не смотря на ужасное положение, в котором оказалась Соня, ей все же удалось сохранить чистоту души:
В конце концов Соня Мармеладова остается круглой сиротой: ее отец погибает, попав под лошадь на улице, а мачеха в день похорон мужа умирает от чахотки. Трое детей покойной женщины попадают в детский дом.
Соня и Раскольников
На протяжении всего романа Раскольников приходит в комнату к Соне Мармеладовой, где они беседуют наедине. Расскольников видит в девушке родственную душу, ведь, хотя и руководствуясь разными мотивами, они оба преступили евангельские заповеди.
После признания, Раскольникова судят и приговаривают к 8 годам каторги в Сибири. Соня неожиданно получает в подарок от Свидригайлова в подарок 3 000 рублей и бросает свое позорное ремесло. Но она не оставляетРаскольникова и, подобно женам декабристов, следует за ним. На каторге девушка поддерживает молодого человека и живет только его жизнью:
В то время как Раскольников отбывает наказание, Соня зарабатывает себе на жизнь шитьем. Вскоре она становится уважаемой в городе модисткой (портнихой):
На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь:
В конце концов Раскольников и Соня решают быть вместе. Они покорно ожидают окончания каторги, чтобы начать новую, счастливую жизнь вдвоем:
Соня Мармеладова
Соня Мармеладова играет важную роль в романе «Преступление и наказание». Первоначально героиня занимала второстепенное место в повествовании, однако Ф. М. Достоевский с помощью образа Сони выразил свои христианские мысли, что сделало образ героини действительно важным в идейном содержании.
Биография
Важна история жизни данного образа. Мармеладова Софья Семеновна родилась в бедной семье. На момент повествования героине было 18 лет. Матери Соня лишилась еще в детстве. Отец был человеком пьющим, из-за чего положение их семьи было крайне бедным. Первоначально вместе с семьей Соня живет в глубинке, а затем переезжает в Петербург, однако и там отец не может найти работу. Ради отца и его новой жены Катерины Ивановны, у которой было трое детей, Сонечка зарабатывает деньги сначала швеей. За работу она получала ничтожно мало, а иногда ей и вовсе не платили. Поэтому она приняла решение ради своей семьи пойти по «желтому билету», чего очень сильно стыдилась.
Судьба Сони тяжела и трагична. Однако героиня не опускает руки и продолжает проходить все испытания на своем пути. Встреча Сонечки с Родионом Раскольниковым имеет композиционное значение. Два важных персонажа в повествовании встречаются и оказывают друг на друга влияние. После признания Раскольникова в убийстве Соня отправляется за ним в Сибирь. Она счастлива, что через семь лет они будут вместе.
Характер
Анализ образа Сони невозможен без рассмотрения ее внутренних качества. Сонечка Мармеладова – чистая и милосердная девушка, которая способна к самопожертвованию ради каждого человека, близкого ей или малознакомого. Уже то, что она помогает пьющему отцу и Катерине Ивановне, которая не является ей настоящей матерью, говорит о том, что Соня добра и милосердна. Причем помогает людям героиня без каких-либо корыстных целей, от всего чистого сердца. Настоящим подвигом является ее желание помочь другим людям и ее способность к самопожертвованию.
Смирение – вот образ жизни героини. Однако нельзя назвать ее характер слабым, это по-настоящему один из самых сильных женских образов в русской литературе. Никакие жизненные препятствия не ломают Сонечку, она готова идти напролом.
Помогает выдержать все несчастия Соне ее вера в Бога. Она не ропщет на Бога из-за своего бедственного и трагичного положения, она верит в справедливость. Именно эта вера помогает Сонечке продолжать свой жизненный путь самой и светить своей человечностью другим людям.
Еще одним стимулом к жизни для Сони является любовь. Она искренна и добродушна.
Значение образа
Образ Сони имеет большое значение в романе «Преступление и наказание». Ее воздействие на образ Раскольникова действительно велико. Персонажи много времени проводят за разговорами, в которых находят утешение. Соня является поддержкой Родиона, благодаря ее нравственным качествам Раскольников «вдруг переменился»: «выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез». Герой признается в убийстве старухи-процентщицы.
Сонечка не оставляет главного героя, она отправляется вместе с ним. Героиня даже в убийце смогла найти человека. Для Раскольникова она стала нравственным спасением, раскаянием за теорию. За характер и душевные качества ее любят все заключенные, она становится для них символом раскаяния и прощения. Так, роман Ф. М. Достоевского показывает, что Сонечка Мармеладова несет божественное начало, способное воздействовать на других людей.
Соня, подобно Христу, сознательно ведет себя к греху. Делает она это не из корыстных побуждений, а ради того, чтобы помочь своей семье. Ее падение – в то же время подвиг. Не каждый человек способен пойти на такой шаг, чтобы спасти близких людей.
Как и многие герои романа, Мармеладова имеет свою теорию – теорию Бога. Узнав о мировоззрении Раскольникова, она говорит ему, что не поддерживает его теорию, что в мире не может быть разделения на «право имеющих» и «тварей дрожащих», что все люди равны и что ни один человек не может вершить судьбу другого человека. Равны все люди, по мнению Сони, именно перед Богом.
Данная теория показывает героиню как настоящего христианина, что и пытался передать Ф. М. Достоевский.
Веря в Бога, Соня не призывает Раскольникова к этому, она хочет, чтобы он сам дошел до веры. Персонаж постепенно приходит к выводу, что ее убеждения – это теперь и его убеждения.
Значение Сони не только в том, что она ведет Родиона по верному пути к Богу, но и в том, что героиня является выразителем идей самого Федора Михайловича Достоевского, для которого религия занимала важное место в жизни. Образом Сонечки Мармеладовой он показал идеальный женский образ, чья вера способна возродить не только себя, но и других людей.
Признание Раскольникова в убийстве Соне в романе «Преступление и наказание»
Раскольников и Соня (фильм 1969 г.) |
Признание Раскольникова в убийстве Соне является очень важным эпизодом в романе «Преступление и наказание» Достоевского.
Признание Раскольникова в убийстве Соне в романе «Преступление и наказание», описание, краткое содержание
Почему Раскольников признается Соне в преступлении?
Вскоре Раскольников лично знакомится с Соней. Это происходит в день, когда Мармеладов попадает под лошадей и погибает. С этого дня между Раскольниковым и Соней завязываются доверительные, дружеские отношения.
Как и когда происходит признание?
Делая свое признание, молодой человек не говорит Соне прямо, что это он совершил преступление. Он лишь сообщает ей, что знает человека, убившего старуху, и рассказывает некоторые детали преступления. В результате Соня понимает, что убийцей является именно Раскольников.
Молодой человек объясняет Соне, что совершил преступление, основываясь на своей теории об обычных и великих людях. Он признается, что пошел на преступление не ради денег, а из-за этой теории, которая в конце концов потерпела крах.
Соня внимательно выслушивает Раскольникова и пытается поддержать его. Девушка советует Раскольникову признаться прямо сейчас в преступлении, но тот отказывается делать это. После этого признания Соня и Раскольников понимают, что теперь они — «блудница» и убийца — должны идти вместе по жизни.
Это было краткое содержание эпизода с признанием Раскольникова в убийстве Соне в романе «Преступление и наказание» Достоевского.
Образ Сони в романе «Преступление и наказание»
Бессмертный образ
Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.
Знакомство с героиней
Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.
В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.
Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.
Портрет Сони Мармеладовой
Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.
Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой
Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.
Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.
Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе
Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.
Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.