что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11

Что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11

Вольфганг Амадей Моцарт Соната №11 (A-dur)

что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть картинку что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Картинка про что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11Вольфганг Амадей Моцарт создавал сонаты на протяжении всей жизни. Первые сонаты для фортепиано были созданы еще в 1764 году, когда мальчику было всего 8 лет. Соната №11 относится к зрелому творчеству композитора и является образцом его стиля. Произведение уникально и неповторимо. В каждой ноте чувствуется почерк гения, его смелость в передаче музыкальных образов. Яркие мелодические рисунки сонаты моментально запечатлеваются в памяти. Сегодня соната №11 стала эмблемой фортепианной музыки Моцарта . Особенную популярность получила третья часть « Турецкое рондо », обладающее ярким янычарским колоритом.

Историю создания Сонаты №11 Моцарта, содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

Краткая история

Весной 1778 года Моцарт и его мать Анна Мария прибывают в Париж, в город, где его уже никто не ждет. Композитору приходится заново завоевывать любовь публики. На помощь к талантливому музыканту приходит давний друг Мельхиор Гримм. Он советует, как можно чаще наносить визиты к известным вельможам, чтобы продемонстрировать виртуозность и получить хорошую работу. Следуя советам друга, Вольфганг один за другим посещает дома известных людей, но вместо серьёзной работы находит лишь несколько учениц, которым дает уроки фортепиано за мизерное жалование.

что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть картинку что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Картинка про что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11

Активно композитор изучает оперные партитуры французских композиторов. Он планирует написать 2 оперы, но несовершенное знание языка препятствует исполнению задумок. Так, Париж становится городом, в котором Вольфганг Амадей сочинял преимущественно инструментальную музыку. Одним из парижских бриллиантов стала клавирная соната №11.

При создании произведения композитор опирался на вкусы парижан. Именно поэтому в ее композиции так много черт, относящихся к сюите. В отличие от классического сонатного цикла первая часть написана в форме вариаций, находящихся на вершине популярности во Франции.

Соната была опубликована в 1784 году. Еще при жизни композитора музыка приобрела популярность и часто исполнялась как автором, так и другими виртуозами того времени.

что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть картинку что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Картинка про что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11 что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть картинку что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Картинка про что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11

что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть картинку что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Картинка про что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11 что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть картинку что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Картинка про что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11

Интересные факты

Содержание Сонаты №11 (A-dur) Моцарта

Соната №11 представляет собой трехчастный цикл:

I часть – Вариации на тему;

III часть – Rondo alla Turca .

Единство цикла подчеркивается тем, что для всех трех частей композитор использует одну тональность – Ля мажор.

Первая часть. Andante grazioso. Вариации (A-dur). I часть строится не по принципу обострения контрастов, что характерно для сонатной формы, что оправдывает выбранную автором форму. Вариации позволяют выявить выразительные возможности темы. Грациозная мелодия темы сразу привлекает внимание слушателя своим песенным характером и изяществом. Пунктирный ритм и размер 6/8 выявляют яркие особенности итальянского жанра – сицилиана. Развитие темы будет происходить постепенно в 6 вариациях:

I часть представляет собой движение от песни к танцу. Один образ ярко изображается в разных гранях, переливается и расцвечивается с каждой вариацией по-новому.

Вторая часть. Menuetto. (A-dur). II часть представляет собой лирический вариант менуэта. Вопросительные, порой тревожные интонации демонстрируют, что герой оказывается в центре чужого праздника. Он лишь наблюдатель.

Форма произведения сложная трехчастная идеально подходит для передачи частой смены настроений. Часть изобилует разнообразными образами от света до мрачных вопросов.

Третья часть. Alla turca. Allegretto. (A-dur) . III часть написана в форме рондо, что в переводе означает круг. Поочередная смена эпизодов и рефренов будто бы создает ощущение бесконечной киноленты. Первый эпизод имеет минорную тональность, но отличается танцевальным характером. Кружевные фигурации являются основой яркой музыкальной ткани. В рефрене финала композитор использует свойственные турецкой музыке острые ритмы. Высокие звуки напоминают отзвуки тарелок.

что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть картинку что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Картинка про что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11

Второй эпизод погружает в мрак тональности фа-диез минор. Высокие звуки в флейтовом регистре усиливают ощущение тьмы. Рефрен вновь возвращает из горьких дум. Третий эпизод практически без изменений повторяет первый. При третьем проведении рефрена усиливается рельефность темы при помощи арпеджиато в левой руке.

Интересна и необычна кода. Она максимально передает ориентальность восточных мотивов. Экспрессивность и насыщенность достигается при помощи тират, аккордовым арпеджио и изобилием форшлагов. Создается ощущение отсутствия темперированного строя.

Использование музыки Сонаты №11 в кинематографе

что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть картинку что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Картинка про что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вольфганг Амадей Моцарт Соната №11 (A-dur)

Источник

Моцарт Соната №11 A-dur

К числу самых популярных моцартовских сонат относится соната A-dur, № 11 (KV 331)

Все 3 части сонаты связаны одной тональностью (что говорит о близости к сюите) и единством жизнерадостного настроения, лишенного драматизма.

Поскольку Менуэт в этой сонате заменяет медленную часть, в нем на первый план выдвигается песенно-лирическое начало (что не вполне традиционно). Его основная тема многоэлементна, благодаря чему возникает ощущение постоянной изменчивости музыкального материала. Сопоставление различных мотивов – энергичных и более мягких, нежных, певучих – сопровождается динамическими контрастами

D-dur’ноетрио своей фактурой и пасторальным характером перекликается с 4-й вариацией I части.

Финальное «турецкое рондо» приобрело широкую популярность благодаря яркости и демократичности музыкального языка, хотя восточный колорит его музыки весьма условен. Звуковые репетиции в сопровождении рефрена имитируют барабанную дробь; в коде же можно вообразить целый оркестр с барабанами, литаврами, тарелками, треугольником и флейтой piccolo.

Форму финала следует определить как сложную 3х частную с добавочным рефреном (припевом):

I II (трио) III (реприза)

А + R В + R A + R Coda

a-moll A-durfis-moll A-dur a-moll A-dur A-dur

Основной тон всей части задает рефрен. Празднично-оживленный, энергичный, он звучит очень бодро и темпераментно. Повторяясь после каждого раздела трехчастной формы, его музыка, действительно, придает финалу черты рондообразности. Кроме того, она играет тонально объединяющую роль (ее A-dur является одноименной для тональности первой темы и параллельной для тональности трио).

Двум другим темам также присуща танцевальность и они тоже звучат легко и задорно, поскольку их минорный колорит постоянно оттеняется яркими мажорными красками.

Источник

Как слушать сонату 11 Моцарта

Как слушать сонату № 11 Моцарта
ля мажор К.331

Навеяно миниатюрой Александра Багмета « Шопен и Скрябин»
Слово “Навеяно” повзаимствовано из словаря Дмитрия Сухарева,
который так называет свои вариации на стихи авторов Прозы.
Проза вообще удивительный ковер переплетений тем, отзывов,
впечатлений и взаимовдохновений.

Сонату можно послушать здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=dP9KWQ8hAYk
или здесь:
https://vimeo.com/112775551

Соната Моцарта №11 К331 произведение уникальное. Его знают практически все люди на земле. Даже те, кто совершенно не интересуется классической музыкой. Такого произведения больше нет. Когда я заинтересовался вопросом о ее популярности, я спросил в шутку одного знакомого мусульманина, знает ли он этот мотив. Он меня ошарашил так, что я до сих пор в себя прийти не могу. Он не только допел мелодию до конца, но рассказл, что у них в Турции (Ха-ха, Турция теперь не в моде) 2006 год был объявлен годом Моцарта, и сувенирные магазины продавали все что угодно с портретом Моцарта. И вообще, у них каждый год проводят фестивали Моцарта. Еще я задал этот вопрос знакомой из Кении. Моцартовских фестивалей в Кении не проводят, но мелодию она узнала мгновенно.

Соната состоит из трех частей, но мировую известность получила третья часть этой сонаты.
https://www.youtube.com/watch?v=drEIkUnhK9Y (здесь только третья часть)

Точно, когда Моцарт написал сонату неизвестно. Разные источники дают разные даты. Это тоже удивительно. У Моцарта многое неизвестно, включая и место захоронения и причину смерти.

В 1778 году в возрасте 22-х лет Моцарт поехал в Париж в поисках приличного места для работы. Моцарт уже был в Париже в раннем детстве, в пору своего грандиозного успеха. Но тогда он был вундеркиндом, чудом, на которое все хотели взглянуть. Он даже был приглашен в королевский дворец, где сказал знаменитую фразу о том, что хочет жениться на Марие Антуанетте (Моцарту было 7 лет). Мария Антуанетта была родной сестрой Австрийского короля Иосифа 2, у которого служил Моцарт последние 10 лет своей жизни, что показано в фильме «Амадеос».

Кстати, Мария Антуанетта, жена короля Людовика XVI, родилась на один год раньше Моцарта (1755) и умерла (казнена) на два года позже его (1793).

Детская «дружба» с королевой никак не помогла Моцарту в его попытке найти работу в Париже.

В Париж 22-летний Моцарт приехал из Мангейма с матерью, а не как всегда с предприимчивым отцом. Поездка эта окончилась полным фиаско. Мать умерла во время пребывания в Париже. (Нет еще одного Томаса Манна, чтобы написать о ней новеллу под названием «Смерть в Париже»). В Моцарте уже никто не видел чуда, а видели некрасивого человека, маленького роста, с заносчивым характером и скверными манерами. «Город огромный, все дорого, нужно делать визиты непрерывно, а карета стоит дорого». Моцарт хотел найти постоянную службу как оперный композитор, но в Париже все увлечены Глюком и Пиччинни, и, кроме того, Моцарт плохо владеет французским.

Хотя ему и предложили место органиста в Версале за 2000 ливров в год, но он не принял предложение. Его письмо к отцу хорошо все объясняет:

«Любимый Папа, печальная весть о кончине Мамы уже получена Вами, и я больше не буду останавливаться на трагических подробностях постигшего нас горя.
Мне предложили место органиста в Версале, с жалованьем 2000 ливров в год, но придется жить полгода при дворе и полгода в Париже. Кроме того, деньги эти, которые равняются 915 гульденам и в Германии представляли бы значительную сумму, в Париже — ничто; деньги тут прямо тают, а поэтому принять такое предложение было бы по меньшей мере неразумно. Да тут еще все в один голос твердят: пойти на службу к королю — значит быть забытым в Париже. А оставаться только органистом — ни за что!
Вы советуете мне, например, почаще делать визиты, заводить новые знакомства и возобновлять старые связи, но это невозможно. Расстояния здесь слишком большие, а улицы слишком грязные, чтобы ходить пешком; грязь под ногами такая, что трудно описать, нанять же экипаж или хотя бы портшез стоит четыре или пять ливров, а в Версале и того дороже. И все это — пустая трата времени, ибо тебе просто говорят комплименты и этим дело ограничивается. Просят прийти тогда-то — я прихожу, играю, а они восклицают: «Oh! C’est prodige, c’est inconcevable, с’est etonnantl Et adieu!» (О, это изумительно! Это трудно себе вообразить! Удивительно! И – прощайте (франц.)).

Но Моцарт оставался Моцартом и написал множество прекрасных инструментальных произведени, до которых никому нет дела. Среди них столь ослепительные, уму непостижимые работы, как Симфония Кончертанте (К364), знаменитый концерт для флейты и арфы, Парижская симфония №31 и, возможно, что среди них и была Соната №11. Но никто точно не знает. Может быть он написал ее, вернувшись из Парижа, уже в Зальцбурге.

У меня тоже мама умерла когда мне было 22 года. И ни в каких документах мое горевание по этому поводу никак не отмечено. И я довольно стойко держался и во время нахождения ее тела в доме, и прощания родственников, и выноса тела под оркестр, и долгого пешком шествия за гробом от дома до кладбища. Сорвался я только на кладбище, когда впал в истерику с рыданиями. Но переживал потом всю свою жизнь по сей день включительно. А произошло это потому, что вдруг понял, что смерь безвозвратна, и если что-то не успел сказать, уже никогда не скажешь.

Слушать ее очень сложно и даже опасно. Вот почему. Можно, конечно, прослушать ради любопытства, особенно не вникая, а музыка у нее насыщена содержанием и требует большого напряжения ума и души. За один и даже несколько раз не вникнешь, целая жизнь нужна. Но если вы достаточно подготовлены и позволите себе проникнуть в вас ее накалу страстей, чувств и мыслей, то берегитесь, ваша душа или ум треснут и начнут кровоточить.

https://www.youtube.com/watch?v=7vd1IhzVy9c (это очень хорошее исполнение, сама Губайдулина присутствовала на концерте, появляется в конце)

Вернемся к Одиннадцатой сонате.
В Париже были популярны не сонаты, а сюиты, соната была слишком сложная форма для парижан и поэтому, угождая вкусам парижан, Моцарт пишет странную сонату, где первая часть написана не в сонатной форме, а как чистая вариация на очень простую и красивую мелодию, вторая часть – менуэт, а третья, которую знает весь мир, написана в форме рондо.

Хотя речь все время идет о знаменитой третьей части, хочу распространиться несколько о первой, написанной в форме вариации.

Пусть вас не смущает, что в музыке просто есть некоторые произведения, называемые вариации. Бесчисленное количество. Вариации Моцарта или вариации на тему Моцарта, или вариации на тему Паганини или Верди, и так далее. К примеру, самые знаменитые вариации – Голдберговские вариации Баха и рахманиновские на тему Паганини.

Любая музыка есть вариация на какую нибудь тему.
В принципе, слушание музыки есть следование тому, как композитор варьирует какую нибудь мелодию. Для музыкантов-профессионалов следование вариациям есть увлекательный процесс.
До того увлекательный, что они иногда саму музыку не слушают, только следят за развитием темы.
Те, кто любят и понимают джаз, вариции объяснять не нужно. Джазисты именно варьированием какой-нибудь темы и занимаются на своих концертах.

Так что, если вам любопытно, послушайте первую часть сонаты, которая является лучшей в мире иллюстрацией вариации в музыке. Не пожалеете.

Источник

Вольфганг Амадей Моцарт

Сонаты номер 8, 10, 11, 12 и до минор

Сонаты Моцарта в исполнении разных музыкантов приобретают образное звучание, и это один из возможных ключей к тому, чтобы понять творческую вселенную композитора. Понаблюдаем за ключевыми произведениями.

Поговорим о 8-й сонате Моцарта и сонате до минор. Давайте узнаем, в каких обстоятельствах появлялась 8-я соната.

✍️ Моцарт написал 8 сонату в 1778 году, когда находился в Париже. Обстоятельства его жизни были тогда печальны: он никак не мог найти постоянный источник заработка, но главное, тогда заболела и умерла его мать. Эта соната часто трактуется как произведение, посвященное этому событию, и это довольно точная в психологическом смысле трактовка.

☝️ Конечно, если мы встанем на сторону музыковедения, нам, скорее всего, придется заключить, что в музыке нет никакого внемузыкального содержания. Да, это, с одной стороны, убережет от ошибки в научном поле, где все должно быть доказуемо и обосновано, а с другой — мы на нем и не находимся. Мы, если говорить высокопарно, занимаемся обогащением души, а на вопрос о ее существовании наука не дает внятного ответа. Однако то, как выстраивается в ракурсе смерти матери вся картина этой удивительной по своей красоте сонаты, довольно сильно свидетельствует в пользу этой версии.

Сперва разберем 1-ю и 2-ю часть сонаты.

1️⃣🎵 Второй раздел первой части сонаты, начавшись в параллельном ля минору до мажоре, заканчивается безысходно мрачно, что не было в традициях искусства классицизма. Такое могло быть в романтизма, барокко, которое все основывалось на определенных аффектах. Римский-Корсаков, услышав «Страсти по Матфею» Баха в начале 20 века, замечательно сказал об этом: «Барочные композиторы как никто умели длить состояния, это искусство сейчас потеряно». В барокко можно представить медленное разворачивание чувства, которое, по большому счету, не подвергается внутри себя сильным изменениям, хотя и развивается, и сопоставлено с чем-то контрастным. В классицизме же такое невозможно.

➡️ Пример непроходимой мрачности в барокко — это сарабанда Генделя. В классицизме такого нельзя вспомнить: что Гайдн, что Сальери — все они, даже начав в миноре, приходили к свету. Да и в «Дон Жуане» в финальном секстете все хорошо. А финал первой части 8-й сонаты Моцарта трагичен, и это не идет ни в какое сравнение с финалами классицизма.

2️⃣🎶 Вторая часть начинается в медленном темпе, который контрастирует с быстрым темпом первой части. Эта часть наполнена удивительной негой, музыка возвышенна, но это не холодные вершины духа, а что-то очень земное, теплое. Если мы смотрим на всю сонату, как на запечатленные переживание Моцарта по поводу смерти матери, то можно сказать, что это добрые воспоминания о ней, о детстве.

➡️ Вторая часть имеет нестрогую форму: А—B—А1, часть А после средней части повторяется, но завершается совершенно по-другому. Часть А — в фа мажоре, часть B — в до мажоре, что является как бы связью с первой частью сонаты. До мажор, начавшись так же идиллически, как и фа мажор начала второй части, вдруг срывается в минор, и, что удивительно. именно во вторую часть сонаты помещен ее самый трагический момент.

→ Георг Фридрих Гендель. Сарабанда.
Аудио-пример: https://disk.yandex.ru/i/ATybrnJhq93_oQ
⏱ Время прослушивания: 4 минуты

что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть картинку что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Картинка про что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11 что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть картинку что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Картинка про что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11

3️⃣🎶 Третья часть снова в ля миноре и снова в быстром темпе. Если давать субъективную оценку, то она напоминает похоронный звон колоколов. В ней как раз есть ощущение катарсиса, с которым скорбь, вызванная каким-то событием, выходит из человека — он переживает облегчение и вместе с тем становится глубже, может быть, мудрее. Такая трактовка может быть избыточно психологизирована, но такое восприятие — одна из возможных точек входа в музыку, один из способов сделать далекое близким, неизвестное и неприступное — понятным.

🔉 Давайте послушаем две трактовки этой сонаты. Первая — уникальное исполнение Марии Юдиной, великой артистки, которая исполняла всю музыку совершенно индивидуально. Второе исполнение — тоже женское, на записи играет пианистка Мария Жуан Пиреш. Это пример того, насколько по-разному великая музыка может звучать в интерпретации больших артистов. Что-то может нравиться больше, что-то меньше, но в цельности художественной концепции им обеим не откажешь. И вообще, интерпретация — это всегда то, на что нужно смотреть с допущением.

→ Мария Юдина. Соната №8 (1 часть)
Аудио-пример: https://disk.yandex.ru/i/UCdr2H2PAQaWGw
⏱ Время прослушивания: 6 минут

→ Мария Юдина. Соната №8 (2 часть)
Аудио-пример: https://disk.yandex.ru/i/Ki-XOzQ3XNxFOA
⏱ Время прослушивания: 7 минут

→ Мария Юдина. Соната №8 (3 часть)
Аудио-пример: https://disk.yandex.ru/i/PAG5DdRuy9gvEA
⏱ Время прослушивания: 2 минуты

🔊 А теперь сравним с другой записью

→ Мария Жуан Пиреш. Соната №8.
Аудио-пример: https://disk.yandex.ru/i/IdNEV6A429qkjQ
⏱ Время прослушивания: 20 минут

Послушаем сонату до минор и поговорим о характерных чертах музыки барокко.

🎵 Соната до минор была написана в 1784 году в венский период жизни Моцарта, когда он покинул зальцбургского архиепископа и отправился трудиться на вольные хлеба. Самый интересный момент в этой сонате — отзвуки барокко. Конечно, Моцарт прекрасно знал и барочных композиторов, и тех, кто им наследовал, и ранних классиков. Но здесь есть необычная строгость, сдержанность в проявлении чувств, которая не была свойственна барокко.

📍 Допустим, мужчине начала 18 века было совершенно необходимо держать лицо и строго следовать правилам этикета, как бы он к этому ни относился. Эта строгость есть в музыке Генделя, Баха при всем ее огромном эмоциональном заряде. Это строгость и достоинство, которых не то чтобы у Моцарта не было, но рос он в другое время, и у него совершенно иной темперамент.

🎩 Это можно связать с вступлением Моцарта в масонство, которое произошло, как только Моцарт приехал в Вену — естественно, к своим масонским обязанностям Моцарт относился весьма серьезно. Он переживал всю эту философию совершенствования души. В поздних письмах Моцарт писал о смерти и каким-то образом предчувствовал ее. Эти письма очень философские не в смысле сложности Спинозы или Канта, а в смысле мудрого и глубокого отношения к явлениям мира. Это, конечно, не вяжется с образом эксцентричного гениального остроумного чудака, каким Моцарт представлен в фильме Милоша Формана «Амадей». В этот период, очевидно, начинается новая ступень его эволюции — внутренней и духовной, и эта соната ее вполне отражает.

🎹 Мы послушаем сонату в исполнении Марии Гринберг — удивительной пианистки и непревзойденной исполнительницы музыки барокко и классицизма на советском пространстве, человека огромного таланта. Удивительно, что рояль под ее пальцами очень часто приобретает богатство интонаций, свойственное человеческой речи, а такое редко встретишь даже у самых выдающихся пианистов.

→ Мария Гринберг. Соната №8.
Аудио-пример: https://disk.yandex.ru/i/gMOz7NhwwrdPuw
⏱ Время прослушивания: 13 минут

Продолжим слушать великолепную Марию Гринберг и услышим ее исполнение фантазии до минор.

🎵 Принято говорить, что фантазия до минор предвосхищает сонаты Бетховена. Это так, но ведь очень многие произведения, например, Гайдна отчасти предвосхищают самые ранние сонаты Бетховена, Это был не единый творческий процесс, где один гений передавал другому эстафету, а скорее квантовый бульон мира искусства, и каждый из композиторов выхватывал из него что-то подходящее.

🎶 Фантазия Моцарта удивительна тем, что в ней есть видимость структуры без наличия этой строгой структуры. Он честно называет ее фантазией, а не сонатой и не сюитой, хотя по чередованию своих контрастов и тем она напоминает сюиту.

🎼 Начинается и заканчивается фантазия одной и той же темой, и равновесие всех контрастных элементов в ней настолько совершенно, что строгость формы не бросается поначалу в глаза. Если говорить о предвосхищении Бетховена, можно сказать что оно произошло с эмоциональной стороны, поскольку контрасты между лирическими и драматическими частями здесь очень сильны и остры. В последней четверти 18 века так писать было не принято, надо было все сглаживать и приводить в единую форму, а здесь, наоборот, контраст почти романтический.

→ Мария Гринберг. Фантазия до минор.
Аудио- пример: https://disk.yandex.ru/i/BCx9fCJ-GxJImg
⏱ Время прослушивания: 13:20–31:09

В продолжение разговора о сонатах Моцарта обсудим 10-ю, 11-ю и 12-ю сонаты.

🎵 10-я, 11-я и 12-я сонаты Моцарта были написаны в очень небольшой промежуток с 1782 по 1783 год. Они объединены в один опус скорее по факту издания, нежели по смыслу. В то время в жизни Моцарта начался новый период, он, наконец, освободился от службы, но со свободой пришла и некоторая неустроенность. Он искал заказы, создавал новые произведения отчасти в расчете на то, что понравится венской публике, которая была несколько более продвинутой, чем публика Зальцбурга.

🎼 Эти три сонаты очаровательно светские. В них нет ни психологических, ни философских глубин. Эта музыка развлекательная, чрезвычайно занимательная, и если попытаться подобрать какие-то образы к 10-й сонате, то это осторожный вход в новое, непривычное, светское общество.

❓ О чем части 10-й сонаты?

🎶 Первая часть сонаты может быть историей какого-то вечера. Вторая часть в некоторых моментах выразительности напоминает ноктюрн. Третья — просто способствует формированию целостного впечатления.

→ Даниель Баренбойм. 10-я соната Моцарта.
Видео: https://disk.yandex.ru/i/C8azCv1zJXyy1A
⏱ Время прослушивания: 18 минут

Давайте обсудим 11-ю сонату и узнаем, чем эти сонаты похожи между собой.

⭐️ Так бывает, что какая то часть сонаты или симфонии становится наиболее известной, а все остальные несколько теряют в славе по сравнению с ней. Это можно было бы связать с явлениями массовой культуры, но сделать всю сонату саундтреком к кино невозможно. Зато можно взять какую-то небольшую ее часть, буквально несколько тактов. Так, например, сделал Ларс фон Триер в фильме «Дом, который построил Джек». Режиссер взял не просто музыку, а кадры с Гленном Гульдой, который играет самое начало до-минорной партиты Баха.

🎩 Однако это было принято и раньше. Не то чтобы все блюстители музыкальных салонов или любители музыки были такими большими и тонкими ценителями сонатной или симфонической формы. Они так же, как и мы, использовали музыку для развлечения, для получения удовольствия. И если в музыке был яркий и интересный фрагмент, его играли отдельно. Поэтому традиция играть «Турецкий марш» отдельно достаточно стара.

🎹 По своему духу 11-я соната довольно сильно напоминает 10-ю. Когда подробно разбираешь соседние сонаты Моцарта, становится видно, что часто они устроены похожим образом. У 8-й и 9-й сонат совершенно разное настроение, но какие-то конструктивные элементы, приемы композиции в них схожи. Это отзвук поточного производства музыки, которое появилось вместе с каноном классицизма, то есть задолго до массовой культуры.

→ Даниель Баренбойм. 11— я соната Моцарта.
Видео: https://disk.yandex.ru/i/kGKWPTYo-GVyRQ
⏱ Время прослушивания: 22 минуты

10-я и 11-я сонаты устроены похожим образом, а вот 12-я несколько от них отличается. Давайте обсудим, чем и послушаем ее.

🎶 12-я соната выглядит более цельной, в ней есть некое предчувствие Бетховена. Здесь можно найти предощущение романтического принципа органического единства.

→ Даниель Баренбойм. 12-я соната Моцарта.
Аудио-пример: https://disk.yandex.ru/i/-LfdMtccMb5kew
⏱ Время прослушивания: 7 минут

👉 Что вы слышите в сонатах Моцарта, что они напоминают вам?

что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть картинку что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Картинка про что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11 что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Смотреть картинку что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Картинка про что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11. Фото что остроумно изобразил моцарт в третьей части сонаты 11

Как устроена музыка: от Баха до Моргенштерна

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *