что стало с соней в войне и мире
Соня Ростова («Война и мир»)
Прототип
Прототипом Сони была родственница писателя — Татьяна Александровна Ергольская. Сходства с героиней романа предостаточно. Сироту Ергольскую взяли на воспитание в семейство Толстых. Татьяна росла вместе с Николаем (отцом писателя), и любила его. Как и героиня романа, Ергольская понимала, что спасти Толстых может лишь женитьба Николая на богатой невесте, и пожертвовала мечтой выйти замуж за любимого человека. Наконец, Татьяна Александровна заботилась о семье Николая и Марии, помогая воспитывать детей.
Знакомство с героиней
В первых же «мирных» главах романа, не связанных с великосветскими салонами, автор знакомит читателей с семьёй Ростовых. Говоря о барышнях, нетрудно заметить сразу несколько контрастов. Разумная, высокомерная, всегда правая и очень неприятная Вера (списана с Лизы Берс) – антипод младшей сестры, весёлой, непоседливой и симпатичной Наташи. В то же время Соня как бы стоит посредине: весёлого озорства маловато, в то же время она красивая и симпатичная (автор сравнивает героиню с кошечкой-подростком).
Соня влюблена в троюродного брата, Николая, а потому чувствует ревность, когда с любимым кокетничает Жюли Карагина. Правда, вспышка ревности вскоре гаснет.
Святки
Неудачное предложение от Долохова
Как ни странно, Долохов время от времени оказывался иным — не тем типичным циником, заядлым дуэлянтом (как его прототип Фёдор Толстой, «Американец»), но добрым, ищущим свой идеал.
И нетрудно понять, почему суровый Долохов полюбил Соню Ростову и даже сделал ей предложение. Фёдор Иванович, любивший мать и сестру, заметил, что возможная невеста — как раз тот самый идеал.
Но девушка отказала — не могла она идти замуж за нелюбимого человека. Отказ оказался настолько неприятным сюрпризом, что Долохов от разочарования и досады разозлился и обыграл Николая Ростова в карты. Удивительно, но шулер неспроста решил сыграть на сорок три тысячи рублей: цифру «сорок три» Фёдор Иванович получил, сложив свой возраст с возрастом Сони.
Неоценимая помощь
Когда Наташа Ростова страдала из-за отсроченной свадьбы с Андреем Болконским, графиня Безухова позаботилась о том, чтобы свести своего брата Анатоля с девушкой. План сработал, и Наташа влюбилась в Анатоля до безрассудства (точнее, это была дикая, «тёмная» страсть). Соня узнала об этом и была в ужасе: как так, подруга вздумала променять порядочного человека, молодого князя Болконского, на дурака Анатоля Курагина? Что это за план с побегом из дома, и тайным венчанием?
Соня связалась с Марией Ахросимовой и рассказала всё, что узнала. Вскоре план Долохова (он жаждал отомстить Наташе — девушка недолюбливала бретёра и не скрывала это) провалился, и дуэлянт вместе с Анатолем Курагиным был вынужден ретироваться.
Надежда
Однако сама судьба (или же, быть может, воля писателя?) решила иначе. Болконский умер, и Николай Ростов смог всерьёз задуматься о женитьбе на богатой княжне Марье, которую полюбил. Кроме того, это был единственный способ решить главную проблему — избежать потери имения из-за больших долгов.
Соня понимала, что теперь её надежда напрасна, и в глубине души смирилась с этим. Она заботилась о хозяйстве, помогала воспитывать детей (в то же время графиня Марья Ростова, в девичестве Болконская, каждый раз сердилась, сталкиваясь с недавней соперницей). В эпилоге получилась редкая, удивительная для того времени картина: девушке скоро исполнится тридцать лет, а она до сих пор не замужем. А всё потому, что Соня не сможет никого полюбить так, как кузена Николая.
Заключение
Лев Толстой посвятил Соне много страниц в романе. Но его симпатии явно на стороне других героинь — Наташи Ростовой, княжны Марьи. Соня — не столь яркая личность, как Наташа, она не отличается возвышенной духовностью, подобно Марии. И все же остается впечатление, что судьба не была благосклонна к этой девушке, а автор романа, пожалуй, не был вполне справедлив к ней.
Соня Ростова
Соня Ростова – второстепенная героиня романа, но ее образ способствует лучшему пониманию других персонажей, связанных с ней одной сюжетной линией. Эта девушка является символом глубокой порядочности и доброты, а также покорности и смирения. Прототипом Сони стала Татьяна Ергольская, которая жила в доме отца Льва Толстого и являлась его троюродной сестрой. В молодости у нее был роман с отцом писателя, схожий с романом Сони и Николая Ростова, который описан в данном произведении.
Описание героя
Ирина Губанова в роли Сони. Х/ф «Война и Мир». 1967
Соня и семья Ростовых
Соня Ростова рано лишилась родителей и была взята в семью своего дяди, Ильи Андреевича Ростова. Его положение позволяло обеспечить девушке такие же условия, какие были у его родных детей. По степени родства она приходилась Наташе, Николаю, Вере и Пете Ростовым троюродной сестрой. О ее настоящей фамилии ничего не известно, вероятно, дядя изменил ее на свою, когда взял опекунство над осиротевшей племянницей.
В большой и дружной семье Ростовых девушка чувствовала себя наравне с остальными, никто даже намеком не напоминал ей о том, что она не родная. Она научилась ценить это и была безмерно благодарна, что выражалось в ее теплом отношении ко всем Ростовым. «Эта бедная, черноглазая племянница была так кротка, так добра, так преданно-благодарна своим благодетелям… что нельзя было ни в чем упрекнуть ее».
Соня и Николай Ростов
Когда наступила та пора, когда девушка начинает ощущать потребность в любви, Соня влюбилась в своего брата Николая Ростова. Она, как могла, скрывала свое чувство от всех домочадцев, но трудно было не заметить тех перемен, которые происходили с ней в присутствии Николая. Первой высказала свое отношение к этой непростой ситуации графиня Наталья. Ей нравилась Соня, но она категорически не поощряла эту влюбленность: «Графиня упрекала племянницу в заманиванье сына и в неблагодарности».
Женой Николая она видела совсем другую женщину и приняла решение, что не допустит «сближения между своим сыном и бесприданной Соней». Девушка очень страдала от этого, ее состояние усугублялось тем, что ее чувство к Николаю не было взаимным.
Соня и Долохов
Из-за любви к брату ею был отвергнут Долохов, который сделал ей предложение. Все уговоры родственников о том, что нужно принимать этот подарок судьбы, не заставили Соню отказаться от своего решения. Надо полагать, что любовь Долохова к Соне была искренней, потому что он не брал в расчет ее положение. Ведь, по сути, девушка, проживая у своих родственников, так или иначе, оставалась бесприданницей.
В дальнейшей судьбе Сони так и не случилось взаимной любви, и ей не посчастливилось обрести семейное счастье. После войны 1812 года она какое-то время проживала в семье Николая и Марьи, а затем посвятила свою жизнь уходу за старой графиней Натальей. Такова краткая история жизни Сони Ростовой.
Внешность
Когда Соня появляется на страницах романа, ей всего пятнадцать лет. Чтобы составить представление об этой девушке, лучше всего обратиться к ее описанию самим автором: «Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густою черною косою, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее».
Шестнадцатилетняя Соня выглядит еще более сногсшибательно: «Соня шестнадцатилетняя девушка с бархатными черными глазами во всей прелести только распустившегося цветка». Двигается Соня плавно и грациозно, и на многих это действует почти завораживающе. «Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой».
«Соне был уже двадцатый год. Она уже остановилась хорошеть, ничего не обещала больше того, что в ней было; но и этого было достаточно». В свои двадцать лет Соня оставалась все той же одинокой красавицей. Возникает вопрос: почему Соня, обладая такой яркой внешностью, не вызывала интереса у молодых людей из ее окружения? Логично было бы объяснить это издержками ее характера или иными отрицательными качествами. Но Л.Н. Толстой описывает эту героиню исключительно в положительном ключе. Ни на одной странице романа нет даже намека на какой-либо проступок Сони.
Черты характера
По словам Толстого, Соня всегда отличалась добротой и кротостью. У нее был подвижный ум и развитая память, которые позволяли ей легко запоминать большие объемы информации, а также сложные термины и понятия. В отличие от Наташи, Соня более сдержанна и это сближает ее со старшей сестрой Верой. Иногда она решается дать волю своим чувствам, как это случилось на святочные праздники, когда она веселилась, не сдерживая эмоций. Но потом, словно очнувшись и устыдившись этого, дала себе слово не позволять более таких вольностей. В разговоре с Марьей Болконской о Соне Наташа говорит о ней следующими словами: «Она пустоцвет, знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы».
Жизненные принципы
Самая трагическая страница в жизни Сони – ее безответная любовь к Николаю. Сначала он проникся к девушке симпатией, что дало ей надежду на взаимные отношения, но вскоре охладел, а она продолжала любить и ждать его возвращения. Узнав о его намерении жениться, она долго не могла оправиться от боли и все время плакала, и только спустя какое-то время нашла в себе силы отпустить Николая.
В романе Лев Толстой многократно повторяет, что Соня – это идеал, в котором сосредоточены одни добродетели. У нее есть такие качества, благодаря которым ею можно бесконечно восхищаться, но не полюбить. В этом заключается весь драматизм Сониной неустроенности, в ее принципиальности и глубокой консервативности.
Это хорошо прослеживается на примере ее отношений с Николаем. Полюбив его, Соня не допускает даже мысли о том, чтобы отступиться от своего чувства. Для нее это означает предательство. Ее принципиальность становится тормозом на пути ее дальнейшего развития и приводит к тому, что она так и остается, по словам Наташи, «пустоцветом», которому суждено коротать свой век в одиночестве. Пугает то, что Соня смиряется с этим положением и даже не пытается что-то изменить.
Противоречия в жизни
Вся жизнь Сони – это череда сплошных противоречий, которые возникают уже в момент появления ее в семье Ростовых. Несмотря на то, что ее воспитывали, как родную дочь, успехи ее никогда не оценивались взрослыми родственниками. В отличие от родных детей, Соню никогда не хвалили. Все ее достижения рассматривались как что-то само собой разумеющееся.
На своем первом балу Соня предстает не меньшей красавицей, чем Наташа. В семье очень тщательно готовились к этому мероприятию и старались, чтобы обе девушки были на высоте. Но, в отличие от Наташи, на Соню никто не обращает внимания и этому невозможно найти какие-либо объяснения.
Графиня Наталья Ростова когда-то дала себе слово не допустить свадьбы Николая и Сони. Но весь парадокс заключен в том, что именно Соня будет ухаживать за графиней до ее последнего вздоха.
На алтарь своей любви к Николаю Соня положила всю свою жизнь, и в какой-то момент оказалась в его семье, вынужденной наблюдать, как он строит свое счастье с другой женщиной. Будучи привязанной к семье, свято служа ей и жертвуя ради нее всем, что у нее было, сама она остается одинокой и бездетной до конца своих дней.
Соня живет по ей самой выработанным правилам и не представляет, что их можно менять в зависимости от жизненной ситуации. Ее категоричность мешает ей двигаться вперед, она не способна обходить острые углы и делать правильные выводы. Ее жизнь – это бесконечная жертва ради других, и она настолько свыклась с этой ролью, что такое существование стало казаться ей единственно возможным и правильным.
Роль героя в произведении
В романе образ Сони выполняет вспомогательную роль, он является неким ориентиром, или индикатором достоинства, в соответствии с которым необходимо рассматривать остальных героев. Толстой изображает ее как образец чистоты и непорочности, благоговейный образ, в котором заключено все то, что ценно для самого автора. В каком-то смысле этот образ можно рассматривать, как нереальный, потому что такие люди либо не существуют, либо очень рано покидают этот мир. Также Толстой напоминает об отсутствии у Сони некоего духовного стержня, который обеспечил бы ей ту необходимую жесткость, которой так не хватало в ее одинокой, не сложившейся жизни.
Характеристика Сони Ростовой в романе «Война и мир», образ, описание, судьба
Характеристика Сони Ростовой в романе «Война и мир», образ, описание, судьба
«Это моя племянница, – сказал граф, представляя Соню. » (том 4 часть 1 глава XIV)
«. графиня упрекала племянницу в заманиванье сына и в неблагодарности. » (том 2 часть 4 глава XII)
«. мы ведь троюродные. » (том 1 часть 1 глава VII)
«. семьи, которая вскормила и воспитала ее. » (том 4 часть 1 глава VIII)
«. в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она. » (том 4 часть 1 глава IV)
«И потом, ежели маменьке (Соня графиню и считала и называла матерью)..» (том 1 часть 1 глава XVII)
«Оттого что Соня бедна, – думал он. » (том 2 часть 4 глава VIII)
«. сближения между своим сыном и бесприданной Соней. » (том 2 часть 4 глава VIII)
«. для бесприданной сироты-Сони. » (том 2 часть 1 глава XI)
«Вот Софья Александровна непременно увидят, – шепотом сказала Дуняша. » (том 2 часть 4 глава XII)
«. Соня – пятнадцатилетняя племянница графа. » (том 1 часть 1 глава VIII)
Внешность Сони Ростовой
«. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густою черною косою, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. » (том 1 часть 1 глава IX)
«. ее глаза из-под длинных густых ресниц смотрели. » (том 1 часть 1 глава IX)
«. Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. » (том 1 часть 1 глава XVII)
«. оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос. » (том 1 часть 1 глава XVII)
«. этою черненькою, грациозною, любящею другого девочкой. » (том 2 часть 1 глава X)
«..«Соня? – подумала она, глядя на спящую свернувшуюся кошечку с ее огромной косой. » (том 2 часть 3 глава XIII)
«. Соне минуло уже шестнадцать лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. » (начало 1806 г., том 2 часть 1 глава I)
«. Соня шестнадцатилетняя девушка во всей прелести только распустившегося цветка. « (осень 1806 г., том 2 часть 1 глава X)
«. Соне был уже двадцатый год. Она уже остановилась хорошеть, ничего не обещала больше того, что в ней было; но и этого было достаточно. » (весна 1810 г., том 2 часть 4 глава I)
«. завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони. » (том 2 часть 4 глава XI)
«Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня. » (том 2 часть 5 глава VIII)
«. от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза. » (том 4 часть 1 глава VIII)
«. какая‑то румяная, с большою черною косой, девушка, которая неприятно‑притворно улыбалась, как показалось княжне Марье (это была Соня). Княжна взбежала по лестнице, притворно улыбавшаяся девушка сказала: сюда, сюда. » (том 4 часть 1 глава XIV)
«Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. » (том 1 часть 1 глава IX)
«Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошечью натуру. » (том 1 часть 1 глава IX)
«. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот-вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично. » (том 1 часть глава XVII)
Личность и характер Сони в романе «Война и мир»
«. Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия. » (том 2 часть 1 глава I)
«..«Чтo за прелесть эта девочка! – подумал он. » (том 2 часть 4 глава XI)
«Нет, куда ей! Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет. » (том 2 часть 3 глава XIII)
«. верная, непоколебимая любовь этой девушки радостно действовала на него. » (том 2 часть 4 глава I)
«. отвечать на ее верную, преданную любовь. » (том 2 часть 4 глава VIII)
«. так верно, неизменно, с самоотвержением влюблена в Николая. » (том 2 часть 4 глава VIII)
«. эта бедная, черноглазая племянница была так кротка, так добра, так преданно-благодарна своим благодетелям и так верно, неизменно, с самоотвержением влюблена в Николая, что нельзя было ни в чем упрекнуть ее. » (том 2 часть 4 глава VIII)
«И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее. » (том 2 часть 4 глава XII)
«Он в душе своей как будто упрекал ее за то, что она была слишком совершенна, и за то, что не в чем было упрекать ее. В ней было все, за что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее. » (эпилог часть 1 глава V)
«Это метампсикоза, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. » (том 2 часть 4 глава X)
«. попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать. » (том 3 часть 1 глава XX)
«. старательно читала Соня своим тоненьким голоском. » (том 3 часть 1 глава XX)
«. она находилась в несвойственном ей оживленно-энергическом настроении. » (том 2 часть 4 глава X)
«. Соня, она знала, с своим строгим и цельным взглядом, или ничего бы не поняла, или ужаснулась бы ее признанию. » (том 2 часть 5 глава X)
«. Соня вела домашнее хозяйство, ухаживала за теткой, читала ей вслух, переносила ее капризы и затаенное нерасположение и помогала Николаю скрывать от старой графини то положение нужды, в котором они находились. » (эпилог часть 1 глава V)
«. восхищался ее терпением и преданностью, но старался отдаляться от нее. » (эпилог часть 1 глава V)
«Она пустоцвет, знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы. » (эпилог часть 1 глава VIII)
«. Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности. » (том 4 часть 1 глава VIII)
«Сколько ее ни просила мама, она отказала, и я знаю, она не переменит… если что сказала. » (том 2 часть 1 глава XI)
Судьба Сони в романе «Война и мир»
«. Соня? Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней. « (том 1 часть 1 глава XVII)
«. Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос. « (том 1 часть 1 глава XVII)
«. я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна…» (том 1 часть 1 глава XVII)
«Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. « (том 4 часть 1 глава VIII)
«Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…» (том 1 часть 1 глава XVII)
«Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых. « (том 2 часть 4 глава XIII)
«Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю. « (том 2 часть 1 глава XIV)
«. а мы ведь троюродные. « (том 1 часть 1 глава XVII)
«. она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная…» (том 1 часть 1 глава XVII)
«А Николай мне cousin…надобно… сам митрополит… и то нельзя. « (том 1 часть 1 глава XVII)
«Потом я молод. Maman не хочет этого. « (том 2 часть 1 глава XI)
«. он сделал предложение Соне. « (том 2 часть 1 глава XI)
«. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света, нельзя было отказать ему. « (том 2 часть 1 глава XI)
«. теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора, и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», – думала она. « (том 2 часть 5 глава XV)
«. заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу. « (том 4 часть 1 глава VII)
«. я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что, несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня. « (том 4 часть 1 глава VII)
«. Соня со времени женитьбы Николая жила в его доме. « (эпилог часть 1 глава VIII)
«Действительно, казалось, что Соня не тяготится своим положением и совершенно примирилась с своим назначением пустоцвета. Она дорожила, казалось, не столько людьми, сколько всей семьей. Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому. Она ухаживала за старой графиней, ласкала и баловала детей, всегда была готова оказать те мелкие услуги, на которые она была способна; но все это принималось невольно с слишком слабою благодарностию…» (эпилог часть 1 глава VIII)
Это был цитатный образ и характеристика Сони в романе «Война и мир» Толстого: описание внешности и характера Сони в цитатах, а также описание судьбы Сони в цитатах из романа.
Соня Ростова
Приемные дети – актуальная тема для литературы и жизни. Великий классик исподволь подводит к пониманию важности персонажа Соня Ростовой в сюжете, но не делает его главным персонажем. Грань между приемными и собственными такая тонкая, что философские проблемы могут увести в сторону.
Судьба приемного ребенка
Соня – троюродная сестра детей Ростовых. В романе нет указаний на то, при каких обстоятельствах девушка оказывается в их доме. Соня – не просто сестра для главной героини. Она подруга Наташи. Девушка стремится помочь Ростовой, она удерживает ее от позора отношений с Курагиным. Соня обещает сидеть у дверей молодой графини и не выпускать ее из дома, не позволяет ей сбежать с Анатолем.
Отношения между девушками открытые и искренние. Наташа плачет вместе с Соней, даже не вникая в причину. Горе подруги воспринимается как свое.
Соня платит благодарностью семье, которая ее воспитала. Она готова пожертвовать всем ради Ростовых. В итоге, девушка отказывается от возможности создания своей семьи. Что это за решение? Кто-то считает, что глупость, другие верят в силу любви. У каждого читателя складывается свое мнение о персонаже. Общее одно – Соню жаль. В конце романа это 30-летняя «старая дева». Всю себя она отдает заботе за членами семьи: ухаживает за графиней, балует детей Николая. Автор описывает ее такими словами, что за каждым встает вопрос: стоило ли это того? «Примирилась со своим назначением пустоцвета», «…как кошка…прижилась не к людям, а к дому», «…мелкие услуги». Классик как будто сомневается в искренности поступков: «…все это принималось невольно с слишком слабою благодарностью». Роман «Война и мир» учит: нельзя давать чувствам поглощать себя полностью, отказываться от своей судьбы. Человеку дана жизнь, чтобы все испытать. Для женщины – это материнство. Таких образов «старых дев» в русской литературе множество. Приживалки вызывают жалость, но это их выбор. Они сами платят за свои минутные слабости.
Жертвование своим счастьем
Любовь к Николаю стала смыслом жизни девушки. Никто не одобряет возникшего чувства. Графиня Ростова объясняет приемной дочери пагубность и опасность ситуации: «порча карьеры сыну». Соня не скрывает своих чувств, это становится понятно из ее слов. Она обращается даже к митрополиту, который говорит, что нельзя поддаваться данному чувству. Но как часто и бывает, человек не властен над любовью.
Характеристика Сони Ростовой дополняется данными о возможности повернуть, изменить судьбу. К Соне сватается Долохов. Блестящий офицер мог бы поменять судьбу красавицы. Она бесприданница, сирота. Он отличная партия, но девушка отказывает. Причина – страстная любовь к Николаю. Девушка держит мужчину, не дает возможности ему стать свободным. Порядочный Николай не может обидеть Соню. Отношения приходят к логическому завершению: Соня освобождает Николая от юношеских обещаний. Ростов женится на Болконской. Женщина живет в новой семье, с Марией и любимым ею человеком. Представить, каково Соне, сложно и страшно. Смотреть за отношениями, ухаживать за детьми, любить, но не получать ответа, не сметь даже мысленно мешать семейному счастью.
Личность героини
Прелестная девушка отличается верностью чувств. Она показывает пример преданности и самоотверженности. В образе, по мнению автора, «одно хорошее».