что такое питание 6 класс биология сонин
Пищеварение и способы питания организмов
Вопрос 1.
Питание – это процесс получения организмами веществ и энергии. Источником энергии для растительных организмов служит солнечная энергия. Для животных, грибов и других организмов источником энергии являются готовые питательные вещества (углеводы, жиры и белки).
Вопрос 2.
Пищеварение — процесс механической и химической обработки пищи в пищеварительной системе. Химическое расщепление питательных веществ на составляющие их простые компоненты, которые могут пройти сквозь стенки пищеварительного канала, осуществляется под действием ферментов, входящих в состав соков пищеварительных желез.
Вопрос 3.
У растений, помимо фотосинтеза, существует корневое питание – почвенное питание. Растения с помощью корня способны поглощать минеральные вещества (воду и растворенные в ней минеральные соли). Корни растений покрыты, как пушком, корневыми волосками, которые поглощают почвенный раствор. благодаря им поверхность всасывания увеличивается в десятки и даже сотни раз.
Вопрос 4.
Поглощение питательных веществ из воздуха называется воздушным питанием. Листья — органы, обеспечивающие воздушное питание растения. При помощи листьев растения поглощают углекислый газ из воздуха, поступающего в лист через устьица и заполняющего пространства между клетками. Из межклеточников углекислый газ проникает в клетки, где в хлоропластах идет процесс фотосинтеза.
Фотосинтез — синтез органических соединений из неорганических, идущий за счет энергии света. Фотосинтез происходит на хлоропластах в присутствии углекислого газа, воды с использованием солнечного света.
Вопрос 5.
Фотосинтез идет только в зеленых клетках растения, а именно в хлоропластах, содержащих хлорофилл.
Вопрос 6.
Для получения необходимой энергии бактерии могут использовать готовые органические вещества; такие бактерии называют гетеротрофами. Они получают энергию при окислении органических веществ кислородом или при сбраживании (без участия кислорода). В зависимости от субстрата, на котором они развиваются, различают сапрофитные бактерии (питаются мертвым органическим веществом, например, бактерии гниения, молочнокислые бактерии); бактерии-паразиты (развиваются только на живых организмах, например, менингококки, гонококки) и миксотрофные бактерии (способны и к паразитическому, и к сапрофитному образу жизни, например, бациллы сыпного тифа, сибирской язвы).
Автотрофные бактерии используют неорганические соединения углерода (главным образом углекислый газ) для синтеза собственных органических веществ. В качестве источника энергии они используют или свет (фотоавтотрофы: цианобактерии, пурпурные бактерии, зеленые бактерии), или химическую энергию окисления неорганических веществ (хемоавтотрофы: серобактерии, нитрифицирующие бактерии, железобактерии, водородные бактерии). К фотоавтотрофным принадлежат бактерии, имеющие зеленые пигменты бактериохлорофиллы. Фотосинтез у них протекает в анаэробных условиях без выделения кислорода (аноксигенный фотосинтез). К этой группе относятся также и цианобактерии. У них имеется хлорофилл, но фотосинтез протекает с выделением кислорода (оксигенный фотосинтез). В группу хемоавтотрофов входят нитрифицирующие бактерии, способные окислять аммоний до нитратов. Азотфиксирующие бактерии переводят молекулярный азот в нитраты. Бесцветные серные бактерии окисляют сероводород до молекулярной серы, а при нехватке сероводорода переводят серу в сернистую и серную кислоты. Железобактерии окисляют двухвалентное железо в трехвалентное, благодаря их деятельности в протерозойской эре образовались залежи железных руд (Криворожское месторождение). Водородные бактерии окисляют молекулярный водород до воды.
Особый интерес представляют бактерии-симбионты, тесно связанные с другими живыми организмами симбиотическими типами отношений. Например, клубеньковые бактерии, образующие клубеньки на корнях бобовых растений. Они свободно живут в почве, но фиксацию молекулярного азота могут осуществлять только в симбиозе с растениями. Растение обеспечивает бактерии питательными веществами и создает для них необходимые условия существования, а бактерии снабжают растения азотом. Они способны фиксировать молекулярный азот и переводить его в форму, доступную для всасывания растениями.
Вопрос 7.
В состав пищеварительной системы входят пищеварительный канал (длиной 8—10 м) и пищеварительные железы, связанные с ним протоками. Пищеварительный канал включает следующие отделы: ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, прямую кишку. Пищеварительные железы: слюнные железы, многочисленные железы желудка и кишечника, поджелудочная железа – смешанная железа, желчный пузырь.
Вопрос 8.
Симбиоз — форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекают пользу при совместном обитании. Организмы, которые вступают в симбиотические взаимоотношения, называются симбионтами. Например, клубеньковые бактерии обитают на корнях бобовых растений, бактерии используют растения в качестве места обитания и защиты.
Вопрос 10.
У планарии пищеварительная система имеет глотку и кишечники одно ротовое отверстие, поэтому, пока пищеварение не закончится, животное не может питаться, заглатывать новую жертву, т.е. планария имеет примитивную пищеварительную систему, чем у дождевого червя. Пищеварительная система дождевого червя имеет два отверстия, начинается она ротовым отверстием и заканчивается анальным, поэтому пища по ней проходит только в одном направлении – через глотку, пищевод, зоб, желудок и кишечник. Поэтому дождевой червь поглощает пище независимо от процесса переваривания.
Вопрос 11.
К хищным растениям относятся: растения, которые используют липкие листья для ловли насекомых (жирянка); растение, которое использует пузырьковые ловушки для ловли насекомых (пузырчатка); растения, которые используют движущие железистые щупальца (росянка); растения, которые имеют захлопывающуюся ловушку, внутри которой происходит переваривание жертвы (венерина мухоловка); растения, которые имеют ловчие листья в форме кувшина (саррацения).
Вопрос 13.
Приспособления к поглощению пищи у животных:
крепкие жевательные органы (растительноядные животные);
преобладание резцов и коренных зубов (многие млекопитающие); роговые пластины для перетирания растительной пищи (растительноядные животные);
роговые пластины для процеживания пищи (киты);
колюще-сосущий ротовой аппарат (насекомые);
грызущий ротовой аппарат (кузнечик);
реснички или щетинообразные усики для отцеживания пищи (моллюски, морские желуди);
хищный зуб и развитые клыки (хищные млекопитающие);
развитые резцы (у грызунов);
многие паразитические черви способны поглощать пищу через покровы тела (аскарида);
сменяющиеся зубы по мере их стирания (акулы);
липкий язык для захвата пищи (лягушка, хамелеон).
Обобщение по теме «Питание и пищеварение». 6-й класс
Разделы: Биология
Класс: 6
Цель: обобщение и закрепление знаний о строении пищеварительной системы, о типах и значении питания и пищеварения в жизни живых организмов.
Оборудование: Презентация. На отдельном столе в виде выставки представлена литература.
I. Организационный момент
Приветствие учителя. Отметка отсутствующих.
II. Проверка знаний и умений по пройденной теме
Сегодня я приглашаю вас на урок-путешествие. Мы побываем с вами на разных станциях и проверим, хорошо ли вы усвоили эту тему. В путь отправятся два экипажа. Класс делится на 2 группы, каждая группа выбирает себе капитана.
– Итак, первая станция «Загадки». (См. слайды 2, 3, 4).
– Следующая станция – «Правописание» (См. слайд 5).
– Станция «Термины» (Проверка основных понятий. Каждой команде задается по очереди термин, необходимо дать определение. Если команда не отвечает на свой вопрос, то может ответить другая, заработав при этом дополнительный бал). (См. слайд 6).
– Питание. Пищеварение. Фотосинтез. Хищники. Растительноядные животные. Симбионты. Трупоеды. Паразиты. Хлоропласты. Сахара. Пищеварительная система. Ферменты.
– Следующая станция – «Восстанови схему». (См. слайды 12, 13, 14, 15).
Физминутка
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.
Заполни таблицу. (См. слайд 16).
Список видов животных для заполнения таблицы: колибри, амеба, инфузория – туфелька, актиния, осьминог, беззубка, прудовик, голубь, бабочка-капустница, рак, медуза, личинка бабочки (гусеница), клоп, комар, гидра, синий кит, человек.
Тип питания
Следующая станция – «Какие утверждения верны?» (Приложение 2)
(правильные суждения: 2, 3, 4, 5, 7, 10)
Станция – «Вставьте пропущенные слова»
Фотосинтез происходит в …(1).
При этом поглощается …(2), а выделяется … (3).
Процесс фотосинтеза происходит на …(4), и в результате его образуется …(5).
Станция – «Подпиши и раскрась рисунок» (задания в рабочей тетради)
Станция – «В мире интересного» (работа с дополнительной литературой) приготовить небольшой рассказ о каком-либо организме.
III. Подведение итогов урока
В ходе игры учитель заполняет ведомость.
Название конкурса
Команда №1
Команда № 2
Обратить внимание учащихся на достигнутые цели урока; определить команду-победителя; выставление оценок учащимся.
Питание животных. 6-й класс
Разделы: Биология
Класс: 6
Цель: предоставить возможность учащимся 6 класса усовершенствовать свои знания по теме: “Питание животных”, создать условия для осознания и осмысления новой информации.
Тип урока: комбинированный.
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
2. Опрос прошлой темы
1. Органоиды клетки зеленого цвета, принимающие основное участие в фотосинтезе.
2. Газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза.
3. Газ, выделяемый растениями в процессе питания.
4. Процесс поглощения пищи, в процессе чего организм получает питательные вещества (белки, жиры, углеводы, витамины и минералы), необходимых для поддержания жизни.
5. Органическое вещество – продукт фотосинтеза.
6. Основной орган растения, в котором происходит фотосинтез.
7. Органическое вещество, которое образуется из глюкозы. Способно накапливаться в семенах, клубнях. окрашивается в синий цвет под действием йода.
8. Процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием света.
1. хлоропласты 2. углекислый 3. кислород 4. питание 5. глюкоза 6. лист 7 крахмал 8. фотосинтез
0 «5», 1-2 «4», 3-4 « 3» 5 и более «2» (Запись на доске, для взаимооценки)
3. Прежде чем, объявить вам тему и цели урока, хочу прочитать вам стишок
Мышки – серые воришки.
Сыр нашли в кладовке мышки.
Но не спит хозяин кот,
Кот кладовку стережет.
Вопрос к учащимся: О чем этот стишок? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
– О питании животных
На предыдущем уроке было изучено питание растений; сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее в тетради: “Питание животных”.
Постановка целей урока для учащихся
– Мы должны узнать, как питаются разные животные.
– Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи.
– Выяснить, что общего в процессе питания у всех животных.
4. Изучение нового материала:
– Учащимся задаются вопросы:(
А) Что такое процесс питания?
Б) На какие группы делятся организмы по способу питания?
– Знакомство учащихся с представителями разных групп животных по способу питания.
А) Ребята работают в группах с текстом учебника. Каждой группе дается карточка с названием группы животных. Также дается инструктивная карточка для устного ответа группы.
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 60–62
Выясните, какие организмы относятся к группе животных, предложенной вам для работы. (название группы учащиеся вытягивают у учителя).
Какие приспособления имеют животные к своему способу питания, приведите примеры.
Б) Выступление групп. Учащиеся отвечают по вопросам инструктивной карточки.
В течение знакомства беседа с ребятами о приспособлениях к определенному типу питания.
2 Плотоядные, хищники.
3 Трупоеды – питаются остатками организмов.
4 Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.
5 Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.
6 Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.
Г) Запись групп животных в тетради в виде схемы:
Учитель называет животных, если это растительноядное, то дети должны хлопнуть в ладоши, если хищник – топнуть ногами, если всеядное –хлопаем глазами.
Д) Питание животных сильно отличается от питания растений, и включает в совокупность иных процессов (Записываем в тетради)
Питание животных
↓
Поступление питательных веществ
↓
Переваривание
↓
Всасывание
↓
Усвоение↓
В учебнике найдите определение « пищеварения» и запишите в тетрадь.
5. Закрепление изученного материала:
А) Закрепление знаний о группах организмов с помощью игрового приема:
Каждый ученик составляет группу из пяти животных, так чтобы один из них был лишним по причине питания.
Затем объяснить классу свою работу.
Вопрос детям: при входе в одного из зоопарков Нью-Йорка есть огромное зеркало, а над ней такие слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда – либо зверей только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды…» Кто этот хищник? (Дети предлагают свои варианты ответа). Если дети затрудняются ответить, то сказать им о том, что эти слова написаны над огромным зеркалом, следовательно, самый опасный зверь на земле – … (человек).
Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек?
Ответ: хищники истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько особей, сколько им требуется для питания.
6. Общий вывод по уроку:
Учащиеся делают вывод по уроку:
Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.
У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища – основной источник энергии для жизни животных и человека.
Существуют разные группы животных по способу питания (можно назвать группы)
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.
На изображенном на листе ватмана дереве они прикрепляют листья разного цвета:
Выставление оценок, их аргументация. Выставление отметок по карточкам возможно на следующем уроке.
8. Домашнее задание. Стр. 60–62. Вопросы на стр. 66–67.
Написать сочинение с элементами исследования « Питание моего пушистого друга», ответив на вопросы: что любит кушать, какие приспособления имеет для питания.
Конспект урока в 6 классе. Питание и пищеварение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
6 класс . Урок 25. Тема: Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты
роль пищеварения для организма;
особенности строения пищеварительных систем животных;
что такое «пищеварительные ферменты», каково их значение.
Задача урока. Образовательные: усвоение и закрепление знаний по теме «Питание и пищеварение».
Развивающие: уметь работать с учебником, давать определения понятиям: питание, пищеварение; описывать сущность процесса пищеварения; называть особенности строения пищеварительных систем животных; сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения.
Воспитательные: умение работать в группе; умение руководить товарищами в группе; умение объяснять задание; умение оценивать ответы других; умение работать активно самому. Воспитывать интерес к знаниям; культуру умственного труда.
Проблема урока: Питание и пищеварение – одно и то же?
1)Вступительная часть: Мотивация учебной деятельности учащихся: почему необходимы знания о питании и пищеварении?
— питание животных и его виды (учебник стр. 61-62).
3) Работа в командах по заданиям:
Разминка (проверка основных понятий). Каждой команде задается по очереди термин, необходимо дать определение. Если команда не отвечает на свой вопрос, то может ответить другая, заработав при этом дополнительный бал.
Питание Пищеварение Фотосинтез Фермент Хищники Растительноядные животные Симбионты Трупоеды Паразиты Хлоропласты Крахмал
2. “Третий лишний” Объясните свой выбор.
3. Восстанови схему.
4. Найди соответствие.
клетки наружного слоя образуют выросты- волоски
защищает зону деления, снижает трение о почву
передвигаются неорганические и органические вещества
клетки продолжают делиться, а также растут
в этой зоне клетки постоянно делятся
3). Изучить новый материал (стр. 63-65).
1.Выписать новые понятия в тетрадь:
2.Найти, как осуществляется процесс пищеварения:
3.В тетради ответить на следующий вопрос:
— пищеварительные ферменты расщепляют сложные молекулы белков, углеводов, жиров, которые поступают в организм с пищей. Почему эти ферменты не переваривают клетки, в которых они образовались?
4). Закрепление знаний тестирование по пищеварению и питанию.
Тест «Питание и пищеварение» Выбрать два любых задания ( на 5: 3, 4; на 4: 1,2; на 3: любой один тест)
1. Сложные процессы, протекающие в зеленых клетках растения, приводят к образованию:
А) сахара, который затем превращается в крахмал;
В) всех перечисленных веществ
2. В процессе фотосинтеза в атмосферу выделяется:
В) азот и углекислый газ.
3. Питание- это процесс:
А) переваривания пищи;
Б) приобретения пищи и энергии;
В) образования кислорода и выделения углекислого газа.
2. Какие утверждения верны?
Решите, правильно или неправильно то или иное суждение.
Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.
Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня.
Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной корня.
Только растения могут непосредственно усваивать солнечную энергию.
В результате пищеварения сложные питательные вещества становятся доступными для усвоения.
Животные потребляют готовые органические вещества.
Процесс поглощения корнем из почвы воды и минеральных солей называется почвенным питанием.
При фотосинтезе в качестве побочного продукта выделяется кислород.
3. Выполните тест подстановки.
Б) Солнечный свет, несущий энергию, через прозрачные бесцветные клетки листа устьица… проникает в более глубокие слои зелёного листа, а именно в клетки с хлоропластами … Из стебля в клетки поступает вода … Из атмосферного воздуха поступает углекислый газ …Происходит образование органических веществ …Этот процесс называется фотосинтезом…
4. Решение биологической задачи:
выросла и стала весить 65кг, а вес почвы уменьшился на 50г. За счёт чего выросла ива? Объясните результаты опыта.
5). Рефлексия (подведение итогов занятия):
что нового узнали на уроке,
что вам было уже известно?
6)Дома: стр. 63-65. Выполнить задания стр. 66-67. П. 10 весь. Сообщение о роли знаний о дыхании в процессе выращивания растений.
Презентация по биологии «Питание и пищеварение» (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ питание и пищеварение.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Питание пищеварение и *
Питание – это процесс получения органических веществ и энергии *
Тип питания Автотрофное (растения) Гетеротрофное (животные, грибы) *
это организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических *
Способы питания растения воздушное питание (лист) почвенное питание (корень) *
Тип питания почвенное (минеральное) Орган Корень Ткань Всасывающая Клетки Корневые волоски Вещества Вода и минеральные соли *
Тип питания воздушное (фотосинтез) Орган Ткань Клетки Структуры Вещества Лист Основная Столбчатые Хлоропласты Органические (сахара) *
Значение фотосинтеза Рост растений Созревание плодов Запасание веществ Насыщение атмосферы кислородом *
Виды питания животных * Хищники Травоядные Всеядные Паразиты Симбионты Трупоеды
Этапы пищеварения поступление питательных веществ переваривание всасывание усвоение *
* Самостоятельная работа с текстом стр.109-111 Отдел пищеварительной системы Что происходит с пищей Ротовая полость Глотка Пищевод Желудок Кишечник Анальное отверстие
* Прочитать параграф 12, стр. 106-112 Устно ответить на вопросы стр. 112 Задания на выбор: Подготовить сообщение особенности питания растений хищников особенности питания растений паразитов особенности питания животных паразитов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Номер материала: ДБ-856627
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.