Что такое систематика 7 класс конспект урока сонин
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемarkhkrai.ucoz.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Что такое систематика Текст В. Б Захаров, Н. И. Сонин. Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов. 2001 Составитель Большаков С. В.» — Транскрипт:
1 Что такое систематика Текст В. Б Захаров, Н. И. Сонин. Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов Составитель Большаков С. В.
2 В итоге эволюционного процесса возникло то разнообразие форм жизни, которое мы наблюдаем при изучении современных и ископаемых видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Их классификацией, т. е. систематизацией, распределением по группам на основе сходства и родства, занимается отрасль биологии, называемая систематикой.
5 Основоположником систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней ( ). Он создал лучшую по тем временам систему, но и она была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, а их внешнее сходство. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми.
6 Первую естественную классификацию создал Ч. Дарвин. В ее основу он положил общность происхождения организмов. С этого времени систематика стала эволюционной наукой. Если теперь зоологсистематик объединяет собак, лисиц и шакалов в единую группу собачьих, то он исходит не только из внешнего сходства, но и из их родства.
9 Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству Род Волк и род Енотовидная собака входят в состав семейства Собачьи; туда же входят род Лисица и род Песец. ews/index.php?rss=y&P AGEN_1=9
12 Организмы различных систематических групп в процессе исторического развития, приспосабливаясь к постоянно меняющимся условиям среды, давали начало все новым и новым формам. Изучение биологического разнообразия еще не завершено. Ученые продолжают открывать неизвестные науке виды.
13 Литература Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ. Текст В. Б Захаров, Н. И. Сонин. Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов. 2001
Поурочные разработки 7 класс «учебная линия Н.И.Сонин»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-212871
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект по биологии на тему :»Многообразие живых организмов. Наука систематика»( 7 класс)
Тема: « Многообразие живых организмов. Наука систематика »
Учитель: Киселёва Ирина Олеговна
Раздел: Многообразие живых организмов
Тип урока: комбинированный.
Авторский медиапродукт: презентация « Многообразие живых организмов. Наука систематика »
Показать разнообразие форм жизни, познакомить с научной системой их классификации.
Показать принципы классификации живых организмов, сформировать представление о виде, как основной структурной единице.
Составить таблицы основных систематических единиц и многообразия живых организмов.
ОБОРУДОВАНИЕ : таблицы, рисунки и фотографии животных, растений, грибов и бактерий; портреты знаменитых естествоиспытателей: Аристотеля, Чарлза Дарвина, Карла Линнея, комнатные растения.
1)Организационный момент и приветствие(3 мин)
2)Вступительное слово учителя(2мин)
3)Урок- лекция(30мин)
4)Подведение итогов и домашнее задание (5 мин)
Время реализации занятия: 40 минут
— Здравствуйте ребята! Сегодня мы узнаем о многообразие живых организмов и науке систематике.
Тема: «Многообразие живых организмов. Наука систематика».
Проверка освоения материала прошлого урока (слайд 3)
1. Назовите особенности, отличающие живые организмы от неживой природы. (Клеточное строение, рост и развитие, передвижение, питание, обмен веществ, репродукция и т. д.)
2. Перечислите уровни организации живой природы.(Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.)
3. Перечислите ключевые химические элементы, из которых состоит живой организм. (Углерод, кислород, водород и азот.)
4. С чем связано развитие и многообразие живой природы? (С воздействием естественных законов – наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора.)
5. Как были открыты законы развития живых организмов? (С формированием эволюционного учения и вследствие работам Ч. Дарвина.)
6. В чем различие искусственного и естественного отборов? (При естественном отборе выживают более адаптированные к окружающим обстоятельствам особи, при искусственном – отбор осуществляет человек.)
7. Вкратце перечислите важные события в жизни Ч. Дарвина, повлиявшие на его научные исследования.
Объяснение нового материала
1. Систематика. История становления науки, значение работ К. Линнея.
Дополнение. Согласно критерию сбережения познаний о многообразии животного мира, необходимость в их систематизации становилась все более настоятельной. Еще в давние времена античный естествоиспытатель Аристотель (384–322 гг. до н. э.) собрал известную «Историю животных», где не только обрисовал сотни конфигураций, но даже предвосхитил отдельные понятия о их борьбе за существование: «Войну друг с другом ведут животные, что населяют одни и те же места и добывают ресурсы к существования из одного и того же источника». Позже его товарищ и ученик Теофраст (370–285 гг. до н. э.) обрисовывал многообразие растений. Однако только лишь в XVIII в. шведский доктор и ботаник Карл Линней (1707–1778) сформировал слаженную концепцию систематизации животных и растений, основанную в их наружном схожести (к примеру, растения он разграничивал на классы согласно Количеству тычинок в цветке). Вплоть до этих времен сохранилось неизбежное правило данной концепции – двоичная (парная) номенклатура, если академическое наименование любого типа непременно заключается с 2-ух латинских слов, напоминающих фамилию и имя любого человека: наследственного (постоянно пишется с большой буквы) и непосредственно видового наименования (пишется с маленькой буквы). В конце принято обозначать имя человека первым, обрисовавшим этот вид, и время описания этого вида, к тому же с почтения к знаменитостям, давшим имена многим тысячам видов, устанавливается только лишь 1-ая буква их фамилии. К примеру, абсолютное академическое наименование волка Cam’s Lupus L., 1758, обозначает, что же его в первый раз обрисовал как раз Карл Линней («Система природы», 10-е выпуск, т. 1, 1758). Несомненно и само сочетание наименования основного его работы и урока о систематизации живых организмов – систематики – говорит о признании приоритета К. Линнея в ее формировании. Необходимо отметить, что русское наименование вида способен заключаться равно как с 1-го (волк), так и с 2-ух слов (бурый медведь). В последствии работ Ч. Дарвина и К. Линнея начали динамично исследовать похожие взаимосвязи (филогению) видов и надвидовых подразделений, принимать во внимание их в построении натуральной системы живых организмов.
Основные систематические единицы (подразделения): (слайды 9-10)
Отряд (только для животных; в систематике растений не используется)
Тип (для животных) или Отдел (для растений)
Каждый живой организм непременно принадлежит к любому подразделению данной иерархии. Однако ключевых систематических единиц Зачастую отнюдь не достаточно для полной характеристики родственных взаимосвязей, подобия и отличия отдельных групп живых организмов, следовательно в систематике зачастую применяют переходные (вспомогательные) подразделения (надвид, подсемейство, надотряд, подкласс, подтип, подцарство и т. п.).
2. Многообразие живых организмов:
Фиксирование изученного материала (слайд11)
1. что же нового привнес К. Линней в систематизацию организмов?
2. Почему классификация организмов, которую составил К. Линней, является искусственной?
3. Какие основы объединения организмов в систематические категории: виды, роды, семейства и т. д.?
4. В чем значение двойных наименований животных и растений? Приведите примеры.
5. Одинаковы ли систематические группы в зоологии и ботанике?
Домашнее задание (слайд 12)
1. Составить таблицу, в левой части которой расположить типы животных и отделы растений, а также их деление в классы (в случае если они названы). В правой части таблицы указать Количество видов, отмеченных в учебнике для некоторых из этих подразделений: базимицетов (из отдела настоящих грибов), водорослей, голосемянных и покрытосемянных (цветковых) растений, насекомых, моллюсков, червей (3 класса), рептилий, птиц и млекопитающих. В последующем дополнять данную таблицу с помощью педагога и данного пособия согласно критерию исследования любой группы живых организмов.
2. Применяя дополнительную литературу, подобрать сведение о биографии К. Линнея и составить письменно краткий очерк о жизни данного ученого.
Конспект урока по биологии в 7 классе «Многообразие растений и животных, принципы их классификации»
Поурочное планирование. Биология – 7 класс. Разнообразие живых организмов
Тема: Эволюция живой природы.
Тема урока : Многообразие растений и животных. Принципы их классификации..
Учебная : рассмотреть отличительные признаки представителей разных царств живой природы.; изучить систему растений и животных как отображение эволюции.
Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы обучающихся на уроке, умения работать с компьютерной техникой, проводить сравнительный анализ развивать логическое и критическое мышление у учащихся, устную речь, самостоятельность, формулировать выводы. Развивать умения и навыки работы в группах; с дополнительной литературой. Развивать творческие способности детей на уроке биологии.
Воспитательная : воспитывать бережное отношение обучающихся к природе, воспитывать культуру общения, порядочность, внимание, наблюдательность, прилежность, аккуратность, экологическую культуру, любовь к природе, дисциплинированность
Определять предмет изучения систематики, естественной классификации.
Называть отличительные систематические признаки царств живой природы- Бактерий, грибов. Растений, Животных.
Характеризовать вклад К. Линнея в развитие биологической науки.
Оборудование: РТПБ, электронное приложение к учебнику, таблица « Систематика организмов», коллекция таксономических единиц разных систематических групп.
Базовые понятия и термины : систематика, вид, род, семейство, порядок, отряд, царство, систематические группы.
Тип урока: изучения нового материала
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности …..… 7 мин.
IV . Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся- 10 мин.
Подведение итогов урока ………………………… 3 мин.
П. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Каковы представления о возникновении жизни на Земле7
Какие важные события для дальнейшей эволюции живой природы произошли в архее и протерозое?
Как изменилась жизнь в палеозое?
Какие группы организмов достигли расцвета в мезозое и кайнозое?
111.Мотивация учебной деятельности. Сегодня на уроке вы узнаете:
Для чего необходима систематика как наука .
Какие царства живых организмов вам известны?
Аристотель родился в Северной Греции, в городе Стагире. Его отец, придворный врач македонского царя, сам обучал мальчика врачебному искусству и философии.
В 15 лет Аристотель потерял родителей, и заботы о нём принял его опекун, Проксен, под руководством которого Аристотель продолжил своё образование. В этот период Аристотель начал изучать растения и животных.
В семнадцатилетнем возрасте Аристотель уезжает в Афины, где становится учеником великого философа Платона. После смерти своего учителя Аристотель покидает Афины и уезжает в Малую Азию, где его застаёт предложение от македонского царя Филиппа стать учителем его сыну — Александру, будущему Александру Македонскому.
В 335 году до н. э. Аристотель вернулся в Афины и создаёт там свою школу (Ликей или лицей).
Аристотелем было написано достаточно много трактатов по различным наукам. Философия Аристотеля стремилась охватить различные области живой и неживой природы. Изучению растительного мира он посвятил свой труд «Теория растений». Аристотель признавал существование в мире двух царств: царства неодушевлённой природы и царства живых, или одушевлённых, существ.
Теофраст родился в Эресе на острове Лесбос, учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и сделался его ближайшим другом.
Теофраст определял ботанику как науку о растениях. Это и запечатлено в её названии. Говоря о растениях, он несомненно имел в виду особей растений, а не виды, поскольку систематики растений в нашем понимании тогда просто ещё не существовало. Мир растений делили на деревья, травы, кустарники, лианы и более дробные подразделения в пределах этих групп.
Разносторонний учёный, Теофраст наряду с Аристотелем является основателем ботаники и географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе он выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории познания).
Теофраст автор свыше 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и других науках).
Число видов разных групп живых организмов
Система живой природы
Надцарство ядерные (эукориоты)
Водоросли (сборная группа отделов)
Класс — одна из высших систематических категорий, в которую объединяют родственные порядки или отряды.
Род — основная надвидовая систематическая категория, объединяющая близкородственные виды.
Семейство — систематическая категория, объединяющая близкие роды, имеющие общее происхождение.
Семейство — систематическая категория, объединяющая близкие роды, имеющие общее происхождение.
Царство — самая высшая систематическая категория в классификации организмов.
Линней родился в Швеции, в деревеньке Розгульт в семье пастора 13 мая 1707 года.
Отец был большим любителем цветов и садоводства. В живописном Стенброгульте он развёл сад, который вскоре сделался первым во всей провинции. Мальчику отвели особый уголок в саду, несколько грядок, где он считался полным хозяином. Это место так и называли — «садик Карла».
Когда Карлу минуло десять лет, его отдали в начальную школу в городке Вексие. По окончании гимназии Карл поступил в Лундский университет, но вскоре перешёл оттуда в один из самых престижных университетов Швеции в городе Упсала. Линнею было всего 23 года, когда он начал преподавать в университете.
Основным делом своей жизни Линней считал систематизацию растений. Главная работа «Система растений» заняла целых 25 лет, и только в 1753 году Линней опубликовал свой главный труд.
Линней предложил бинарную номенклатуру — систему научного наименования растений и животных. Каждое название, по его мнению, должно было состоять из двух слов — родового и видового обозначений.
Применённый им принцип оказался очень удобным и стал общепринятым в научной классификации, сохранив своё значение и в наше время.
шведский врач и натуралист, заложил основы научной классификации живых организмов
Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Какие задачи решает систематика?
Какие систематические группы приняты в современной классификации растений, грибов и животных?
Что обозначает двойное название вида?
Выполнить 1- 5 упрж в РТПБ на стр 10
VI Подведение итогов урока
Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание те новые знания, которые они приобрели в процессе урока.
Урок биологии 7 класс ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА систематика
Содержимое разработки
Паспорт урока биологии в 7б классе
ФИО учителя, название ОО Алексеева Елена Дмитриевна
Что такое систематика?
Формирование ценностного отношения ко всему живому и развитие коммуникативных способностей на основе изучения новых понятий: отдел, класс, порядок, семейство, род, вид.
Планируемые образовательные результаты
По окончании изучения темы ученик:
— аргументирует и отстаивает собственное мнение
— анализирует, сравнивает, группирует и обобщает свои знания
— согласует свою точку зрения с другими
— внимательно слушает одноклассников.
— анализирует информацию, выделяет её основные смысловые единицы.- формулирует вопросы определяющие направления деятельности.
— соотносит и владеет основными понятиями.
— расширяет учебные задачи в процессе учебно-группового сотрудничества.
— анализирует информацию и выделяет её основные смысловые единицы.
— перечисляет основные таксономические единицы
— определяет порядок соподчинения единиц классификации.
— приводит примеры классификации.
— даёт определения вида, популяции.
Программные требования к образовательным результатам раздела «систематика»
— принципам построения естественной системы живой природы
Ученик получит возможность научиться:
— различать существенные признаки биологических объектов
— устанавливать черты сходства и различия царств живой природы
-различать объекты в природе, на таблицах, рисунках, схемах
Значение работ К. Линнея и Ч. Дарвина для развитии биологии, таксономические единицы: вид, род, семейство, прядок, класс, отдел, царство. Определение вида.
Комплексное изучение систематики немыслимо без исследования и усвоения исторического периода её развития.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации
План изучения учебного материала
1. Становление систематики.
2. Вид – основная единица классификации.
3. Таксономические единицы.
Систематика, вид, К. Линней., Ч. Дарвин, таксоны: вид, род, семейство, прядок, класс, отдел, царство
Основные законы, закономерности
Иерархичность при построении систематического положения.
Изучение нового материала
Компьютер, презентации, тетради, учебник, цветные карандаши.
4 группы по 6 человек
Предварительная подготовка к уроку учащихся
Повторение изученного ранее: движущие силы эволюции, ученые естествоиспытатели; царства.
Прочитать текст на стр.9-10. В тетради записать классификацию одного из цветковых растений.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3-5 мин.)
Приветствие. Проверка отсутствующих. Распределение на группы. Психологический настрой на урок
Выбор лидера группы
Определение общих правил работы в группе
II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (5-7 мин.)
Длительная, охватывающая период в несколько миллиардов лет эволюция когда-то появившихся на Земле примитивных живых организмов через смену одних групп другими привела к современному разнообразию органического мира. Разнообразие жизни на Земле с трудом поддается описанию. Полагают, что сейчас на нашей планете обитает свыше 10 млн. видов живых организмов и не менее 500 млн. видов вымерло в былые геологические эпохи. Нет, и никогда, не будет человека, который знал бы все эти виды. Тем более возникает необходимость в системе живой природы, руководствуясь которой мы могли бы найти место любого организма, который нас заинтересовал, будь то бактерия, вызывающая болезнь, новый гриб, жук или клещ, птица или рыба. Эту необходимость естествоиспытатели поняли давно, когда началась эпоха Великих географических открытий.
Задание: Сформулируйте тему урока. Главный вопрос урока: Для чего нужна систематика?
Коллективная дискуссия, из которой рождаются основные вопросы изучения темы.
Задание 1 группе: «Карл Линней и его заслуги перед наукой»
Задание 2 группе: «Чарльз Дарвин естественная система как результат исторического развития живой природы»
Задание 3 группе: «Систематика в биологии и её задачи»
Задание 4 группе: «Вид – основная единица классификации»
Распределение заданий внутри группы
Знакомство с содержанием рабочих папок: инструкции, учебные материалы, листы оценки и самооценки
III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП (15 мин.)
Практическая работа в микрогруппах
Работа 1 группы: Карл Линней и его заслуги перед наукой
1 знакомятся с информацией
2 создают схему заслуг ученого
3 ставят вопросы к тексту
4 готовят краткое сообщение по теме
Работа 2 группы: Чарльз Дарвин естественная система как результат исторического развития живой природы
1 знакомятся с информацией
2 создают схему заслуг ученого
3 ставят вопросы к тексту
4 готовят краткое сообщение по теме
Работа 3 группы: Систематика в биологии и её задачи
1 знакомятся с информацией
2 создают схему заслуг ученого
3 ставят вопросы к тексту
4 готовят краткое сообщение по теме
Работа 4 группы: «Вид – основная единица классификации»
1 знакомятся с информацией
2 создают схему заслуг ученого
3 ставят вопросы к тексту
4 готовят краткое сообщение по теме
обсуждение, выработка общего мнения или выполнение общей работы, подготовка к презентации итогов работы
-раскрывает сущность понятий систематика, таксоны, соподчинение единиц.
-выделяют особенности заслуг ученого
-активно взаимодействует с другими участниками образовательного процесса;
— анализирует информацию из разных источников;
— организует самостоятельную работу;
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (15 мин.)
Презентация итогов групповой работы
Презентация работы 1 группы: Карл Линней и его заслуги перед наукой
Презентация работы 2 группы: Чарльз Дарвин естественная система как результат исторического развития живой природы
Презентация работы 3 группы: Систематика в биологии и её задачи
Презентация работы 4 группы: Вид – основная единица классификации
ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ ЧАРЛЗ ДАРВИН ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ. СИСТЕМАТИКА
Вставьте пропущенное слово.
1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова
Все живые организмы имеют сходство в строении – все они состоят из …
2. Клетки многоклеточного организма, в отличие от одноклеточного,
специализированы и не могут существовать …
3. Живое вещество биосферы – это все … …, обитающие на …
4. Эволюционное учение создал ученый …
5. Основная единица классификации – …
6. Всего различают пять царств живой природы: …, …, …, …, …
7. Видом называют особи, имеющие сходство по морфологическим, …, … и
биохимическим признакам, свободно … и дающие … потомство.
Выберите правильный ответ
А. Группа клеток, выполняющих различные функции
Б. Группа клеток, образующих ткани, выполняющих различные функции
В Группа клеток, образующих ткани и органы, осуществляющих только одну
Г Согласованное взаимодействие клеток, тканей и органов, составляющих этот
A Особи одного вида
Б. Особи одного вида, обитающие на одной территории
B. Все живые организмы, обитающие на одной территории
Г. Особи одного вида, обитающие на одной территории и частично или полностью
изолированных от особей других таких же групп
10. В основе систематики лежит:
A. Изучение многообразия живых организмов
Б. Изучение строения живых организмов
B Распределение живых организмов по группам на основе сходства и родства
Г. Изучение ископаемых видов живых организмов
11.Основоположником систематики является:
12 Выберите правильную последовательность систематических категорий
А Вид, семейство, род, порядок, класс, отдел царство
Б. Вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство
В. Род, вид, семейство, класс, порядок, отдел, царство
Г. Вид, род, семейство, класс, порядок, отдел, царство
Выберите верное утверждение
1 Английский ученый Чарлз Дарвин в 1906 г. опубликовал книгу, где объяснил
развитие природы действием естественных законов.
2. Создание человеком новых пород животных и сортов растений производится на
основе индивидуальной наследственной изменчивости.
3. Из поколения в поколение человек выбирал животное или растения с полезными
для себя признаками, например растения с сочными и крупными плодами.
4. Понимание происхождения культурных форм растений и животных позволило
объяснить происхождение видов животных и растений.
5. Причинами, определяющими процесс видообразования, являются борьба за
существование и естественный отбор.
6. Борьба за существование включает только сложные и многообразные отношения
между живыми организмами.
7. Конкуренция между различными видами включает борьбу за пищу.
8. В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор
9. Наиболее приспособленные организмы к определенной среде обитания оставляют
плодовитое потомство и их численность возрастает
10. Движущие силы эволюции – это наследственная изменчивость, борьба за
существование и естественный отбор.
14. Расставьте в правильной последовательности один из примеров естественной
классификации растительного царства, указав систематические категории – вид, род,
семейство, порядок, класс, отдел, царство.
Растения (1), Покрытосемянные (2), Двудольные (3), Бобовые (4),Горох посевной (5), Бобовоцветные (6), Горох (7),
Возвращение к главному вопросу урока, обсуждение
Вывод, обобщение по уроку: Систематика (классификация, таксономия) – наука о многообразии живых организмов и распределении их по группам на основании (эволюционного) родства
У доски вся группа
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3-5 мин.)
Содержательная оценка и самооценка работы группы, участие каждого в групповой работе. Итоги коллективной работы.
Листы оценки и самооценки
Поэзия названий Карл Линней
Цветов, деревьев, трав.
Я раньше по поляне
Я с именами древними
Был шапочно знаком:
Деревья звал деревьями,
Цветок я звал цветком.
Был прав великий гений,
Цветам названья дав:
В отечестве растений
Нет безымянных трав.
К. Линней старался систематизировать все. Описания растений и животных отличались сложностью и противоречивостью. Каждый вид растений и животных в разных странах назывался по-разному и даже в одной стране имел нескольку названий. Это приводило к ошибкам и вызывало споры.
Линней взял за основу систематики растений тычинки и пестики – такие мелкие части цветка, на которые натуралисты и внимания не обращали.
Линней разбил все растения по числу и строению тычинок на 24 класса, классы разделил на отряды, отряды – на роды, роды – на виды.
Под видом он понимал группы организмов, происходящих от общих предков и дающих при скрещивании плодовитое потомство.
Каждому растению Линней дал видовое и родовое название на латинском языке.
Такой способ обозначения растений двумя словами называется бинарной (двойной) номенклатурой. Попытка применить бинарную номенклатуру была сделана еще за 100 лет до Линнея (К. Баугин), но Линней первым применил её широко и прочно закрепил в науке.
Из двух слов одно – существительное – обозначает род, а второе (чаще всего прилагательное) – название вида.
Например, Лютик едкий и Лютик золотистый, Клевер красный и Клевер ползучий, Пшеница твердая и Пшеница мягкая. Здесь Лютик, Клевер, Пшеница – названия родов, а золотистый, едкий, красный, ползучий, твердая, мягкая – названия видов.
Раньше шиповник назывался «обыкновенной лесной розой с «новым душистым цветком» – по Линнею он стал Розой лесной. Линней подсчитал, что из шести прилагательных и трех существительных, то есть из девяти слов, можно составить названия для 100 видов.
И если раньше, по словам современников, пользоваться видовыми названиями представляло «величайшее затруднение для памяти, языка и пера», то новая система была практичной, удобной и удивительным образом облегчила занятия наукой. Благодаря системе Линнея за несколько десятилетий число известных видов растений увеличилось от 7 000 до 100 000.
Сам Линней знал и описал около 10000 видов растений и свыше 4200 видов животных.
Линней провел реформу языка ботаники. Он впервые предложил такие названия частей цветка, как венчик, пыльник, нектарник, завязь, рыльце, тычиночная нить, цветоложе, цветоножка, околоцветник. Линней ввел в ботанику около 100 новых терминов.
Но система Линнея, непревзойденная по своей простоте и изяществу, была все-таки искусственной: она помогала распознавать растения, но не раскрывала их родственных связей.
Линней и сам понимал искусственность своей системы, но считал, что такая система, которая учит распознавать растения, необходима, пока нет естественной.
Правда, Линней понимал под естественной системой такую, которая отражала бы порядок природы, установленный «Творцом», а не исторический процесс развития организмов, как это понимается сейчас.
«Карл Линней и его заслуги перед наукой»(продолжение). Линней представлял себе живой мир в виде непрерывной цепи, в которой растительные звенья незаметно переходят в животные.
Всех животных Линней разделил на шесть классов (млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, насекомые и черви) и каждому классу дал соответствующую характеристику.
Каждому животному он также дал родовое и видовое название: Синица большая, Синица болотная (гаечка), Синица черная (ковка); Воробей домовой, Воробей полевой и так далее.
Линней первый выделил классы млекопитающих и птиц причислил к млекопитающим кита (которого раньше принимали за рыбу) и отделил червей от насекомых.
Человека Линней поместил рядом с обезьянами. Он сделал это за 120 лет до Ч. Дарвина, обосновавшего происхождение человека. Но при этом Линней заметил, что близость в системе не говорит о кровном родстве.
Вопроса о происхождении видов для Линнея не существовало. Он полагал, что все виды созданы «всемогущим Творцом».
Карл Линней умер 22 января 1778 г. Весь Упсальский университет присутствовал на похоронах. На могиле поставили памятник с медальоном и надписью «Карлу Линнею – князю ботаников. Друзья и ученики. 1778 г».
2. Чарльз Дарвин предложил понимать естественную систему как результат исторического развития живой природы. Он писал в книге «Происхождение видов»: …общность происхождения и есть та связь между организмами, которая раскрывается перед нами при помощи наших классификаций».
Дарвин предположил, что наблюдаемая таксономическая структура связана с их происхождением друг от друга. Так возникла эволюционная систематика, ставящая во главу угла выяснение происхождения организмов, для чего используются как морфологические, так и эмбриологические и палеонтологические методы.
3. Наибольшее развитие систематика получила в биологии, где её задачей является описание и обозначение всех существующих и вымерших организмов, установление родственных отношений и связей между отдельными видами и группами видов. Стремясь к созданию полной системы, или классификации, органического мира, систематика опирается на данные и теоретические положения всех биологических дисциплин; по своему духу и характеру систематика неразрывно связана с теорией эволюции. Особая функция систематики состоит в создании практической возможности ориентироваться во множестве существующих видов животных (около 1,5 млн.), растений (около 350-500 тыс.) и микроорганизмов. Это относится и к вымершим видам. Систематика животных и систематика растений имеют одни задачи и много общего в методах исследования. Биологическая систематика – дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов и практическое приложение этих принципов к построению системы. Под классификацией здесь понимается описание и размещение в системе всех существующих и вымерших организмов.
Предмет изучения систематики – описание, обозначение, классификация и построение системы живой природы, которая бы не только отражала сходство в строении организмов и их родство, но и учитывала историю возникновения и эволюцию разных групп организмов.
В настоящее время используется совокупность признаков организмов:
•особенности строения организмов и их клеток;
•история развития группы на основе ископаемых остатков;
•особенности размножения и эмбрионального развития;
•нуклеотидный состав ДНК и РНК;
•тип запасных питательных веществ;
•распространение организмов и т.д.
При классификации бактерий, грибов и растений используется принцип иерархичности или соподчиненности, означает, что виды, объединяются в роды, роды – в семейства, семейства – в порядок, порядок – в классы, классы – в отделы, отделы – в царства.
В микробиологии употребляются такие термины, как » штамм » и » клон «.
4. Новый шаг в этом направлении был сделан последователем Дарвина, немецким биологом Эрнстом Геккелем. Из генеалогии Геккель заимствовал понятие «генеалогическое (родословное) древо». Родословное древо Геккеля включало все известные к тому времени крупные группы живых организмов, а также некоторые неизвестные (гипотетические) группы, которые играли роль «неизвестного предка» и помешались в развилках ветвей или в основании этого древа. Такое чрезвычайно наглядное изображение очень помогло эволюционистам, и с тех пор – с конца XIX века – филогенетическая систематика Дарвина-Геккеля господствует в биологической науке. Одним из первых следствий победы филогенетики стало изменение последовательности в преподавании курсов ботаники и зоологии в школах и университетах: если раньше изложение начинали с млекопитающих (как в «Жизни животных» А. Брема), а затем спускались «вниз» по «лестнице природы», то теперь изложение начинают с бактерий или одноклеточных животных.
5. Вид – это единственная таксономическая категория, которой можно дать относительно точное определение. Вид – это группа особей:
•обладающих единственным в своём роде набором морфологических (структурных) и функциональных признаков, т.е. внешним видом, особенностями расположения органов и их работы и т.п;
•способных, скрещиваясь между собой, давать плодовитое потомство;
•сходных по генотипу (количеству, размеру и форме хромосом);
•занимающих одну и ту же экологическую нишу.