Что такое сон философия
Философ Эллиот Вольфсон: «Состояние сновидения и реальность бодрствования — феномены одного порядка»
Ксения Романенко
Профессор Нью-Йоркского университета, религиовед и философ Эллиот Вольфсон приехал в Москву в по приглашению проекта Эшколот. Он считает, что мир сновидений и мир реальности одинаковы по своей природе в восприятии человека. Об изучении мира воображения, а также связи последних достижений нейронауки с древними мистическими сюжетами, феноменологией Гуссерля, архетипами Юнга и Францем Кафкой — он рассказал в интервью «Теориям и практикам».
— Как вам удается сочетать в своих исследованиях нейрофизиологию, психологию, философию и религиоведение?
— Прежде всего мое первое образование — это философия. Я изучал такие направления философии, как феноменология и герменевтика. После этапа изучения философии я стал заниматься историей еврейской мистики, так что для меня совершенно естественно было сочетание этих двух направлений. С другой стороны, когда я начал заниматься снами, я понял, что здесь не обойтись без нейронауки. Ну, есть и еще один аспект: невозможно, конечно, писать о снах, не затрагивая психоанализ. Кроме того, это отражает еще и мое принципиальное мнение о том, что необходимо сближать гуманитарные, естественные и точные науки, нужно больше таких междисциплинарных исследований.
— Как именно вы проводите связи между настолько различными дисциплинами, и насколько это трудно?
— Этот вопрос для меня звучит примерно так же, как для танцора — просьба объяснить, как он исполняет тот или иной танец. Это трудный момент, но я постараюсь привести вам конкретные примеры. Вот нейронаука и феноменология. С одной стороны, феноменология в ее классических источниках, у Гуссерля, настаивает на том, что онтологический статус реальности не так важен. Самое главное — это ухватить феномен. То, что нам кажется реальностью, и есть сама реальность, а имеет ли наше представление о реальности «реальные» основания, мы выносим за скобки. А в нейронауке достаточно недавно, с появлением новых технологий, возникло сканирование мозга и деятельности различных областей мозга. И некоторые исследователи показали, что когда человек представляет себе что-то умственным взором, фантазирует, то задействуются те же области мозга, что и при восприятии чего-то реального. То есть с точки зрения нейропсихологии нет разницы между фантазированием, сновидением и восприятием реальных объектов. Состояние сновидения и реальность бодрствования — феномены одного порядка. С другой стороны, психоанализ и каббала очень хорошо сочетаются в том аспекте, что и каббала, и психоанализ воспринимают сон как текст, который требует прочтения и интерпретации. То есть здесь идет акцент на нарративную, текстуальную природу сна.
— Что вы думаете о психоаналитическом способе интерпретировать сны?
— Если говорить о психоанализе как способе заниматься снами, то для меня Юнг важнее и интереснее Фрейда. Хоть я и не принимаю его теорию универсальных архетипов, она мне не очень близка, но его работа с символами гораздо шире и не такая редукционистская, как у Фрейда — в особенности в том, что касается сексуальности. А также мне принципиален акцент, который делает Юнг на активности воображения, так что, наверное, он для меня более естественный партнер для диалога, чем Фрейд.
— А почему вы не согласны с юнговской теорией универсальных архетипов?
— Мне кажется, что главная проблема с этой теорией — это то, что она не принимает в расчет культурную относительность. Я, как человек эпохи постмодерна, уже испорчен критикой эссенциализма, которая связана с культурным разнообразием. А это то, чего Юнг не учитывал.
— Мне довольно трудно сформулировать вопрос, но я попробую. Когда вы говорите о своей концепции «сна во сне», о том, что мы смотрим сновидения, находясь внутри другого сна, это для вас просто метафора или описание онтологической реальности, в который мы живем?
— Я также не уверен, что мой ответ будет достаточно ясным. Идея, месседж, который стоит за этой концепцией, связан с моим представлением о неизбежности метафоричности; о том, что мы не можем выйти из круга метафор. В этом смысле пробуждение от сна — это пробуждение к осознанию того, что мы пробуждаемся от сна. Это все соотносится с древней мудростью в индуизме, буддизме, даосизме. И одним из самых больших открытий, которое я сделал, изучая сочинения Моше де Леона, каббалиста конца XIII века, было то, что в одном из своих сочинений он пишет, что мудрость каббалы уходит корнями в мудрость Востока, где есть представление о том, что реальность — это не что иное, как сон.
Поэтому выражение «сон во сне», «сон внутри сна» — о том, что невозможно избежать сна, невозможно выйти за пределы сна к истинной реальности. Мы всегда находимся в кругу отражений, в такой комнате, полной зеркал. Поэтому любая реальность для нас — это уже отражение.
— Раз мы уже заговорили про буддизм, даосизм и каббалу, то как относятся к вопросу сновидений и интерпретации сновидений в разных религиозных, духовных и мистических концепциях?
— Это слишком большой вопрос для того, чтобы в рамках интервью на него ответить. Разные религиозные традиции по-разному воспринимают сны и возможность их толкования, и отношение к снам отражает специфику той или иной религиозной традиции. Но я был очень удивлен, обнаружив, что есть некоторые универсалии. Универсальная идея — это восприятие реальности как сновидения, «подозрение» о сновидческой природе реальности. Это замечание есть в восточных традициях, и в иудаизме, и в суфизме, мусульманской мистике. На удивление, самая далекая от этого представления религия — это христианство.
— В чем христианство дальше в своем отношении к снам от всех остальных?
— Я пишу об этом в своей книге и не могу сказать, что полностью постиг и исчерпал этот вопрос. Но у меня есть несколько гипотез, одна из которых состоит в том, что доктрина воплощения препятствует восприятию реальности как иллюзии, как сновидения, потому что это требует придания материальной реальности некоторого онтологического статуса. Если «реальность реальности» отнять, то все развалится. Но в христианстве есть понятие, очень близкое к снам, — это видения, есть видения Девы Марии, видения Иисуса Христа. Это такие мистические явления, но они, как правило, не в состоянии сна происходят. Это явления другого порядка.
— А если мы сейчас сместимся в сторону естественнонаучного блока, то как вы думаете, сновидения для чего-то нужны человеку или это побочный эффект в развитии человеческой психики? Есть ли разница между снами людей и животных?
— Все-таки для меня сновидения — это уникальное свойство человека, которое отличает его от животных. (Несмотря на то что еще Аристотель говорил, что сны видят не только люди, но и другие звери). И, действительно, некоторые нейрофизиологи утверждают, что сновидения — это деятельность, общая для человека и для животных; и что у животных фиксируется активность мозга во время сна, которая сопоставима с подобной активностью у человека. Но меня это не убеждает, для меня это явления разной природы. Активность мозга в сонном состоянии у животных и у человека можно замерить в количественных показателях, но, мне кажется, это не касается природы снов. Природа снов носит семиотический характер, связанный со знаками, со значением, и поэтому связана с человеческим сознанием, а не только с физиологическими процессами.
— Что нам может дать анализ сновидений? В чем цель интерпретации?
— Интерпретация снов не является чем-то внешним по отношению к сну — здесь сходятся и каббалистическая традиция, и психоанализ. Сон интерпретируется еще тогда, когда он снится. Конечно, можно, увидев сон, пойти к психоаналитику или толкователю, и получить какую-то внешнюю интерпретацию. Но то, что я пытаюсь показать, и то, что говорят источники, на которые я опираюсь, это то, что сон как работа воображения уже носит герменевтический и толковательный характер. В тот момент, когда мы видим сон, он уже анализируется. Таким образом, ваш вопрос снимается, потому что само сновидение и есть процедура его интерпретации.
— В последний вопрос я добавлю еще одну воображаемую текстовую реальность, а именно то, что описание сновидения, или того, что кажется реальностью, а оказывается сновидением (или наоборот), часто используется как литературный прием в художественной литературе. Каким авторам и в каких книгах, как вам кажется, наиболее точно и остроумно удалось уловить то понимание сновидений, которым вы занимаетесь?
— Мне кажется, ближе всего к тем идеям, которые я выражаю в своих исследованиях, находится Кафка. Кафка прекрасно описывает это ощущение, что мир — это паутина метафор, из которой невозможно вырваться. Эта паутина подобна системе зеркал и отражений, из которых нет выхода.
А также я считаю, что природа литературы тоже связана со сновидениями. Даже если писатель в своем повествовании описывает исторические события (не говоря уже о придуманных), то он все равно материал меняет, преобразует, трансформирует в своем толковании, в своем семиотическом процессе. Писатель придает любой истории свои дополнительные смыслы. И такая работа, работа воображения, очень похожа на работу сновидения.
Книги, которые рекомендует Эллиот Вольфсон:
Kelly Bulkeley. Dreaming in the World’s Religions.
О снах устами великих
Тот факт, что во сне все люди видят сновидения, доказан медициной. А человеком доказано, что всем свойственно мечтать наяву: у каждого человека есть стремления, цели и надежды, которые мы часто называем мечтами. Ниже приведена подборка выражений известных людей о мыслях и надеждах, присущих каждому из нас.
2. Кто познает смысл знаков, возникающих перед нами во сне, поймет, что они оказывают важное влияние на все события.
Гиппократ, древнегреческий врач
4. Внутри каждого, даже самого лучшего из нас, дремлет неуправляемый дикий зверь, который просыпается, когда мы спим.
Платон, древнегреческий мыслитель
5. О Боже, если бы у меня не было дурных снов, я мог бы быть заключенным в ореховой скорлупке и считать себя королем Вселенной.
«Гамлет», Вильям Шекспир, английский драматург
6. В кошмарных сновидениях самые обычные, безобидные вещи и формы вызывают боль страданий.
Сэмюэль Тейлор Кольридж, английский поэт
7. Явь живет единым миром, во каждый сон живет своей собственной жизнью.
Гераклит Эфесский
9. Я видел сон. безумный сон.
В нем было все, о чем хочу узнать я
И где хотел бы побывать я.
Роберт Плоят, рок-музыкант из группы «Led Zeppelin»
10. Когда загадываешь желание, глядя, как падает звезда, сбываются все мечты.
Джемини Крикет
11. Ну и сон же мне приснился! Такой сон, что не хватит ума человеческого объяснить его!
«Сон в летнюю ночь», Вильям Шекспир
12. Во сне мы становимся ближе к тому универсальному, истинному и вечному Я, которое прячется под покровом ночи.
Карл Юнг, швейцарский психолог
14. Я удивился, как это великий мастер, назвав сон «каждодневной смертью», не назвал сновидения сумасшествием каждодневного здравомыслия.
Чарльз Диккенс, английский писатель
15. И увидят старики сны,
Юношам же явятся видения.
Книга Иоиля, 2:28
17. Я спал, и снилось мне, что жизнь прекрасна.
Неужто сон мой был всего туманной ложью?
Эллен Стургис Купер, американская поэтесса
21. Не уравниваются ли разумные и безумцы, когда спит разумное?
Чарльз Диккенс, английский писатель
22. Всю ночь мне снились тела убиенных. Теперь я знаю, что это были души деревьев, взывающие ко мне.
Хасидская пословица
24. Почему во время сна мы видим вещи более отчетливо, чем в фантазиях бодрствования?
Леонардо да Винчи, итальянский художник
25. Если вы помните, как вы летали во сне, как парили птицей или танцевали, или пели, значит, удивительно отчетливо вам известно, что никакой вторичный опыт не вызовет у вас того трепета, который вы уже испытывали во сне.
Гейл Делана, американский психолог
26. Сны позволяют любому из нас еженощно быть тихими и безвредными сумасшедшими.
Вильям Демент, американский психиатр
27. Настоящее удовольствие получаешь не от самого сюжета, но оттого, что во сне все вершится без твоего вмешательства и не поддается твоему контролю.
Исаак Динезен, датский писатель
28. И если снишься ты в моих объятиях,
Так значит, так оно и есть,
Ведь сны ничто иное, как фантазия.
Джон Донн, английский поэт
29. Все истинное сокрыто глубоко в теле мира, и его нельзя добыть силою. Оно может присниться и явиться, и озариться познанием через страх и любовь.
Рикки Дюкорне, американский писатель
30. Мы становимся (во сне) теми, кем мечтаем быть.
В реальности, по сути, мы видим лишь картины, созданные нашим воображением.
Лоуренс Дюреллъ, английский поэт французского происхождения
31. Существование было бы невыносимым, не будь снов.
Анатоль Франс, французский писатель
32. Только видящий сон может изменить его ход.
Джон Логан, шотландский священник и поэт
35. Прав был тот, кто сравнил нашу жизнь со сном.
Мы спим, бодрствуя, и бодрствуем во сне.
Мишель Монтень, французский философ
36. Все, что мы видим или чем кажемся, Ничто иное, как сон во сне.
Эдгар Алан По, американский писатель
37. Многие из моих сюжетов так никогда и не увидели бы свет, если бы я не записывал все, что являлось мне во снах.
Сэр Вальтер Скотт, шотландский писатель
39. Непонятый сон, что невскрытое письмо.
Талмуд
40. Во снах мы видим себя обнаженными, рельефными, как реальные персонажи, причем даже более ясно, чем наяву.
Генри Дэвид Тара, американский писатель
42. Мне порой снились сны, которые оставались со мной навсегда и меняли мои воззрения и представления; эти сны протекали сквозь меня, как вино сочится сквозь воду, и изменили цвет моего разума.
Эмили Бронте, английская писательница
44. Ничто не убеждает меня в безграничности человеческого разума так, как это делают сны.
Вильям Бентон Клулоу, английский священник
46. Бывало, я ложился спать в слезах;
но во сне самые чарующие формы снисходили на меня,
чтобы утешить и взбодрить,
и на следующее утро я просыпался
обновленным и радостным.
Иоганн Вольфганг Гете, немецкий поэт
47. В жизни люди приходят и уходят, но они никогда не покидают наших снов. Однажды зацепившись в вашем подсознании, они остаются с вами навсегда.
Патриция Хэмпл, американская поэтесса
48. Часто, пробудившись от беспокойного сна, мы чувствуем облегчение: такое же облегчение мы почувствуем однажды после смерти.
Натаниель Готорн, американский писатель
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СНАХ
Существуют разные философские взгляды в понимании значения такого феномена, как сон. Сновидение, несмотря на всю свою необычность, существует реально. Однако философы мира несколько расходятся в понимании генезиса и структуры сна, предлагая нам возможные способы толкования данного феномена. Философы мира рассматривают сны как особый тип реальности, без которой целостность человеческого бытия не может быть постигнута в полной мере. В этой статье мы попытаемся изложить некоторые философские теории о снах. Так, мы хотим увидеть внутреннюю структуру феномена для воссоздания в дальнейшем наиболее целостного концепта «Traum».
Интерес к снам появился с древних времен. Так, знаменитый философ, снотолкователь и гадатель II в. н. э., Артемидор называет сновидение «волнением души» или «созданием разных образов, знаменующих будущие блага или беды». По его мнению, сон есть контакт сновидца с его собственной душой, при котором последняя сообщает спящему грядущие события. Артемидор видит четкое отличие между сном (enhypnion/ derTraum) и сновидением (oneiros/das T raumgesicht), подчеркивая, что сновидение показывает сновидцу будущее, а сон настоящее [7, с.32-33]. Такое понимание он объясняет тем, что «некоторые ощущения обладают свойством возвращаться в душу, снова пребывать в ней и вызывать явления во сне. Влюбленный, например, обязательно увидит во сне своих любимцев, напуганный — причину своего испуга… в этих видениях, за которыми кроются ощущения, содержится не предсказание будущего, а переживание настоящего» [2, с. 212]. Сновидения, в свою очередь, Артемидор разделяет ещё на 5 видов: иносказательные, ясные, личные, чужие и родственные [там же, с. 219]. Ясные сновидения сбываются с полной точностью в краткий срок; иносказательные показывают свое значение символом-загадкой и сбываются лишь спустя время. Личные сновидения – это сновидения, в которых человеку снится он сам; в результате такого сна со сновидцем происходит нечто хорошее или плохое. Чужими сновидениями Артемидор называет те сновидения, при которых сновидец видит действующим другого человека; такие сновидения предвещают хорошее или плохое только для приснившегося. Родственные, исходя из самого названия, – это сновидения, во время которых сновидец видит своих родственников. По характеру выражения Артемидор выделяет четыре группы сновидений. Одни предсказывают многое через многое, другие – малое через малое, третьи – многое через малое, четвертые – малое через многое. Более того снотолкователь указывает на особую, отдельную группу сновидений, называя такие богопосланными [там же, с. 219].
Платон придавал снам большое значение. Философ разделял сновидения назначимые и не значимые. К первой группе относились сны «божественного происхождения», ко второй соответственно ночные видения «небожественного происхождения». Платон говорит о сне, как о способе увидеть, или как он выражается «подглядеть» иномирное пространство. Во многих своих работах он дает сну как позитивную, так и негативную окраску, объясняя это прямой зависимостью сна от спящего. В трудах Платона есть следующее объяснение: Боги сотворили человека и наделили его глазами, излучающими свет (т.е. зрение) наружу. Дневной свет попадает внутрь человека. С наступлением ночи человек засыпает, закрывая внутренний огонь, который создает яркие образы. Если же человек во сне производит движения телом, переворачивается, это немедленно отражается в сновидении и может помешать сообщению Богов. Так, чтобы увеличить вероятность общения с богами во сне, человеку было необходимо проводить очищающие ритуалы перед сном и засыпать в спокойной тихой обстановке[7, S. 19-21]. Философ выдвигает идею о трех началах души: вожделеющем, яростном и разумном. Если разумное начало души сновидца стоит во главе, укротив яростное и вожделеющее начало ему даются пророческие сновидения, открывающие истину. Ложные же сны и видения приходят к душам невежественным, находящимся под властью чувственных страстей и удовольствий. Платон так же предполагает возможность человека черпать вдохновение для жизни из пространства сна [4, с. 353-358].
Аристотель создал целый ряд философских произведений о снах. Среди них известны следующие работы: «О сновидениях» (Περὶἐνυπνίου / De Insomniis), «О сне и бодрствовании» (Περὶ ὗπνου καὶ ὶγρηγορήσεως / De Somno et Vigilia), «О гадании по снам» (Περὶτῆς καθ΄ ὕπνον μαντικῆς / De Divinationeper Somnum) [3, с. 420].В отличие от Платона, Аристотель полностью отрицает божественное происхождение сновидений. Философ объясняет это тем, что сны видит не только человек, но и некоторые животные. Он не видит причины общения Богов и животных, вследствие чего и указывает на демоническое происхождение сновидений. Само явление сна Аристотель называет физическим феноменом. Говоря о психо-физиологии и «механике» сновидений, Аристотель описывает некое прозрачное тело, которое находится между глазом и воспринимаемой вещью и является «опосредующим звеном в отношении видящего к видимому» [там же, с. 422]. Согласно такой теории, по словам философа «видения во сне возникают в результате отражения на внутренней поверхности век исходящих из глаз лучей света» (также как вышеописанный «внутренний свет» у Платона) [там же, с. 423]. Аристотель указывает, что видение снов не может быть следствием чувственного восприятия или мнения человека. Он утверждает, что наша душа имеет потребность к регенерации, поэтому люди спят и видят сны. Аристотель призывает исследовать «механизм сна», определить, как и каким образом происходит вѝдение снов. Останавливаясь на религиозном аспекте, следует заметить, что философ называет сны явлением «профанным», потому что если бы они были явлением «сакральным», так называемым «божественным откровением», сновидения приходили бы только лучшим людям, а не каждому без исключения [7, с 24-26].
Фридрих Ницше называет сон своего рода «опьянением» и относит его к художественным силам природы. Вот как описывает философ ощущение сна человеком в одном из своих очерков: «наша внутренняя сущность, общая основа бытия во всех нас, испытывает сон с глубоким наслаждением и радостной необходимостью». По его мнению, человеческая жизнь состоит из двух половин: бдения и сна [9, ч.1]. Первая представляется человеку без всякого сравнения «более предпочтительной, важной, достопочтенной,жизне-достойной, даже единственно жизненной». Однако при всей видимости такого парадокса, Ницше утверждаеттаинственную основу сущности человека, и указывает на прямо обратную оценку сновидения. Философ наделяет сон силой и духом. Ницше говорит, что «мир сонных грёз» совершенен и не находится ни в какой зависимости от интеллектуального развития или художественного образования сновидца. Философ пишет, что «под воздействием сна человеку открывается единство с внутренней первоосновой мира в символическом подобии сновидения» [там же, ч.4]. Фридрих Ницше полагает, что сны пластичны и логичны. При невероятной пластической точности и верности сновидений философ видит во снах логическую причинность линий и очертаний. Ницше говорит, что если человеку отвлечься от собственной «реальности», и «принять своё эмпирическое существование, как и бытие мира вообще, за возникающее в каждый данный момент представление Первоединого», сновидение, таким образом, станет для человека «иллюзией в иллюзии». Так, он утверждает, что каждый сон дает возможность постичь переходность вещей, приводя в пример аллегорию «видящего сны грека и Гомера», где видящего сны грека по праву можно назвать Гомером, а Гомера — видящим сны греком. [4, с 340].
П. А. Флоренский описывает сон как ступень жизни в невидимом. Сон, по его словам, позволяет каждому «предощутить» существование иномирного пространства и осознать, что не единственно то, что мы склонны считать жизнью есть жизнь. Сном как таковым, философ называет именно глубокий сон, а сновидение, по его мнению, есть не что иное, как рубеж между сном и бодрствованием [5, с. 4-16]. Философ особо выделяет временнóе пространство сна, которое позволяет за короткое по внешнему измерению, время «прожить» гораздо более длительный период, чем на самом деле длится сон [там же]. Во сне система времени имеет совершенно иную систему, в которой время летит с неимоверной быстротой, относительно времени, воспринимаемого человеком в бодрствующем состоянии. Это же явление подтверждает эффект необычно быстрого забывания сна после пробуждения [там же].
Так, представив образы сновидений таких философов как Артемидор, Платон, Аристотель, Фридрих Ницше, П. А. Флоренский, мы показали насколько разнообразно можно истолковывать внутренний характер сновидений.
Философия сна
Не отметить тот факт, что сон уже долгие века является не только способом восстановиться, было бы не правильно, учитывая, сколько легенд, сказаний, учений и просто мыслей людей из разных временных отрезков было посвящено таинствам сна. Так сложилась философия – философия сна, которая и в наше время помогает осознать видения, понять себя и даже свою жизнь, отыскать истину в непрекращающемся потоке образов и символов.
Что для человека сон
Функции, которые несёт в себе сон, очень разнообразны. Помимо простой биологической потребности, которая заключается в восстановлении физической силы и способности мышления, ночной отдых занимается выполнением многих других задач.
1. Выведение из организма токсичных веществ, продуктов разложения и прочих отходов, которые производит организм в течение всего дня. Если процесс сна не нарушен, что с утра после такого очищения мы чувствуем себя опустошёнными в самом хорошем смысле данного слова – лёгкость и ясность ума очевидны.
2. Расслабление мышц, снижение нагрузки на суставы – тело полностью отдыхает, позволяя активизировать все процессы регенерации. Полноценный сон позволяет в короткие сроки восстановить физическую форму и выносливость, что в свою очередь помогает легче переносить физические тренировки.
3. Упорядочение мыслей, чувств и эмоций. Иногда кажется, что всё это невозможно контролировать – мысли перебивают одна другую, чувства отключают разум, эмоции затмевают сознание. Но, стоит выспаться, и всё как будто встаёт на свои места – мысли выстраиваются в нужном порядке, не нужные – уходят прочь, чувства поддаются контролю, а эмоции приобретают положительный характер. Сны часто пытаются нам что-то показать, например, можно узнать к чему снится умерший отец если обратиться к соннику.
4. Усвоение полученной информации, навыков. Если сон полноценный, то можно даже не сомневаться в том, что всё, что вами было выучено или узнано в течение дня, будет усвоено и всплывёт тогда, когда это необходимо, даже в самом сне. Таким образом, можно заучивать планы сновидений или сценарии для осознанных снов, что в процессе ночного отдыха позволяет контролировать увиденное, вспоминая наставления из реальности.
5. Установка психоэмоционального равновесия. Когда мы спим, вырабатывается гормон серотонин, который контролирует деятельность нервной системы и отвечает за приподнятое настроение. Ко всему прочему, во время полноценного сна наша нервная система имеет возможность полностью распределить нагрузку, полученную за день и запустить процессы восстановления.
6. Возможность получить ответы на свои вопросы посредством анализа сновидений. Это мало относится к эзотерике, ведь психологи всего мира часто используют данную возможность, чтобы в реальности помочь людям разобраться в своих проблемах и постепенно решить их.
Сон как потребность души
Меланхолия, усталость, стресс, влюблённость, грусть, печаль – часто именно эти человеческие состояния, отражающие душевные терзания, являются причиной сонливости, либо, напротив, бессонницы. В данном случае сон становится некой потребностью, потребностью нашей души – во сне мы философствуем, ищем ответы, видим причины своего состояния и вместе с тем становимся более чувствительны ко всему, что происходит вокруг нас.
Раскрывая тему глубины человеческой души, можно сказать, насколько нам важно её наполнение. Сны часто являются тем самым наполнением, которое помогает нам жить, чувствовать и развивать своё видение, а значит, и укреплять свою философию.
Сон как метод саморазвития
Одним из главных пунктов философии сна является возможность благодаря ему развиваться. Речь идёт, как о духовном, так и о физическом, и об интеллектуальном развитии. Поспособствовать этому могут практики осознанных сновидений, астральных путешествий и прочих выходов из тела. Благодаря им можно научиться контролировать свой собственный разум, а значит, в нужный момент наполнять его необходимыми для нас знаниями. Это же позволяет ставить препятствия перед тем, что нашему разуму не нужно.
Просто прочитав книгу, мы запомним сюжет, но проигрывая сюжет данной книги в своём подсознании, мы начинаем различать детали и находим то, что ранее казалось не значимым. Так и происходит постепенное развитие нашего разума, интеллекта, расширяются возможности нашего энергетического круга, его влияния на окружающее нас пространство.