Что такое соната кратко

Соната

Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната кратко

Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната кратко

Сона́та (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов, как правило, соло или дуэта. Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых составов, принято называть не сонатой, а большим концертом (итал. concerto grosso ). Также словом «соната» может называться собрание пьес в одно целое, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме.

Содержание

История

Термин «соната» появился в XVI веке и, в противовес кантате (итал. cantare — петь), обозначал любую инструментальную музыку, а также вокальный мотет, переложенный на инструменты. В это время сонаты исполнялись полифонически, например трио-соната для скрипки или флейты, виолы да гамба и клавесина.

Георг Фридрих Гендель и особенно Иоганн Себастьян Бах сделали огромный вклад в написание сонат и применение для них фортепиано. Гайдн, Моцарт и Муцио Клементи подготовили, а Бетховен произвёл переход сонат от размеров сжатых и небольших произведений до масштабных симфоний. Со временем музыкальный язык, принципы построения и содержание становятся в них все более сложными и разнообразными.

Строение сонатного цикла

Классический сонатный цикл, начиная со второй половины XVIII века, состоит преимущественно из трёх частей, реже из четырёх:

Предполагаемое использование

Несколько известных сонат

См. также

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Соната» в других словарях:

СОНАТА — (ит. sonata, от лат. sonare звучать). Прежде называлась пьеса, предназначенная для исполнения на каком нибудь инструменте, в отличие от кантаты пьесы для пения. Нынче собрание муз. пьес и соединение их в одно целое. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

Соната F-A-E — Соната F A E соната для скрипки и фортепиано, написанная по инициативе Роберта Шумана им самим и двумя его младшими коллегами, Иоганнесом Брамсом и Альбертом Дитрихом. Создана в октябре 1853 года в Дюссельдорфе (в дневнике Шумана… … Википедия

соната — ы, ж. sonate f., ит. sonata. Инструментальное музыкальное произведение, состоящее обычно из четырех или трех различных по характеру и темпу частей, из которых одна имеет форму сонатного аллегро. БАС 1. Sonates. Сонаты. Есть безчисленное множество … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СОНАТА — (итальянское sonata, от sonare звучать), камерно инструментальное произведение; один из основных жанров инструментальной музыки. Классическая соната для одного или двух инструментов (фортепьяно; скрипки и фортепьяно; и др.), представляющая собой… … Современная энциклопедия

СоНата — (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Опочинина 9, Василе … Каталог отелей

Соната — (итальянское sonata, от sonare звучать), камерно–инструментальное произведение; один из основных жанров инструментальной музыки. Классическая соната для одного или двух инструментов (фортепьяно; скрипки и фортепьяно; и др.), представляющая собой… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СОНАТА — СОНАТА, сонаты, жен. (итал. sonata) (муз.). Инструментальное музыкальное произведение из трех или четырех различающихся своим содержанием частей, из которых одна или две написаны в форме сонатного аллегро (см. сонатный). Крейцерова соната.… … Толковый словарь Ушакова

СОНАТА — СОНАТА, ы, жен. Музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов, состоящее из нескольких контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. Сонаты Скрябина. | прил. сонатный, ая, ое. Сонатная форма. Толковый словарь Ожегова. С.И … Толковый словарь Ожегова

соната — сущ., кол во синонимов: 3 • жанр (41) • сонатина (1) • сонатка (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н … Словарь синонимов

Соната — (не следует смешивать с сонатной формой). До конца XVII С.называлось собрание инструментальных пьес, а также вокальный мотет,переложенный на инструменты. С. разделялись на два рода: камерную С.(sonata da camera), состоявшую из прелюдий, ариозо,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Источник

Что такое соната кратко

Что такое соната, история сонаты

Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната краткоИстория мировой музыкальной культуры тесно связана с беспрерывной эволюцией человека. Музыка с древних времён в жизни людей играла важную роль. Она помогала выражать разные эмоции, развивать воображение и воспитывать эстетический вкус, то есть являлась одним из ценнейших средств формирования личности. Это побуждало род человеческий к изобретению новых музыкальных инструментов, а также к созданию и совершенствованию самых разнообразных вокальных и инструментальных жанров. Так, например, в результате усердных изысканий, для претворения творческих замыслов композиторов, более трёх столетий назад зародилась «соната», которая и в нынешнее время считается одной из самых гибких и универсальных музыкальных форм.

Что такое соната?

Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната кратко

Какова же классическая схема построения сонатного цикла?

Как правило, динамичная первая часть произведения, пишется в форме «сонатного аллегро», которая являясь одной из самых развитых форм инструментальной музыки, включает в себя такие разделы, как экспозиция, разработка и реприза. Впрочем, бывают исключения и иногда композиторы сонатную форму заменяют на вариационную.

Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната кратко

Если «соната» имеет четыре части, то далее следует грациозный менуэт или оживлённое скерцо, написанные в сложной трёхчастной форме.

Заключительная часть произведения – это жизнеутверждающий, оптимистичный, а иной раз драматический финал, который обычно заключён в форму рондо, рондо-сонаты, а иногда вариаций.

Необходимо отметить, что композиторы, в зависимости от художественного замысла произведения, довольно часто делали вариантные перестановки частей, не соответствующие классической модели «сонаты». Примером тому является «Лунная» соната великого Бетховена, а также вторая соната Шопена, включающая знаменитый «Траурный марш».

Популярные сонаты

Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано No14 до-диез минор, «Лунная». Произведение было написано в 18001 году и посвящено юной возлюбленной Бетховена графине Джульетте Гвиччарди. Такое поэтическое наименование соната получила после кончины композитора. Так её назвал немецкий литератор Людвиг Рельштаб в своей статье, посвящённой творчеству гениального маэстро.

Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано № 8 до минор, «Патетическая». В композиции, созданной великим музыкальным гением в 1799 году, отображены два совершенно противоположных мира. Это грёзы и мечтания лирического героя, а также злая, реальная действительность, которая бесцеремонно вторгается в воображаемый мир героя и окрашивает его в сумрачные тона.

Фредерик Шопен. Соната для фортепиано №2, си-бемоль минор. Эту композицию называют самым мрачным произведением в жанре сонаты. Она начинается угрюмыми аккордами, а далее, в третьей части, звучит музыка, впоследствии ставшая самым знаменитым «похоронным маршем».

Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для фортепиано №11, Ля мажор. Особую популярность произведение получило из-за финальной части, которую в народе называют «Турецким маршем». Оно было создано великим композитором в 1783 году. Моцарт любил исполнять эту композицию на концертах, так как она всегда вызывала бурный восторг у публики.

Йозеф Гайдн. Соната для фортепиано Соль мажор. Этот прекрасный образец юношеского творческого периода композитора, был написан Гайдном в 1754 году. Он пленяет своей эмоциональностью и жизнерадостностью, а отличительной особенностью данной композиции является то, что все её части написаны в одной тональности.

История сонаты

Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната кратко

В следующем XVII столетии «сонаты» стали вполне самодостаточными сочинениями, сформировавшимися, как самостоятельный жанр. Изначально это были пьесы только полифонического склада, которому затем на смену пришёл гомофонно-гармонический способ изложения музыкального материала. Количество частей в данных произведениях варьировалось от одной до пяти, а музыкальная форма, применяемая авторами, в нынешнее время получила наименование «старинная сонатная».

Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната кратко Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната кратко

Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната кратко Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната кратко

Во второй половине XVIII века, то есть в период венского классицизма, слово «соната» воспринимается, как один из самых богатейших и в то же время сложнейших жанров камерной музыки, который по праву начинает занимать ведущее положение. С появлением молоточкового фортепиано особый расцвет получили клавирные «сонаты», но от них не отставали произведения и для других солирующих инструментов. А вот в названии ансамблевых пьес с двумя или более инструменталистами данный термин появлялся уже не часто, то есть фортепианное трио, например, со скрипкой и виолончелью, «сонатой» именовался значительно реже.

Нельзя оставить без внимания, что особый вклад в развитие жанра «сонаты» внесли Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Муцио Клементи. В своих композициях они тщательно оттачивали форму «сонатного allegro», а само произведение всё чаще создавали в виде трёхчастного, реже четырёхчастного цикла с быстрыми крайними разделами.

Важнейшее место в сонатном цикле того времени занимала подвижная первая часть, которая практически всегда композиторами сочинялась в форме «сонатного аллегро». В следующем разделе произведения, который своим лирическо-созерцательным характером и соответственно более спокойным темпом контрастен первой части, авторы были более свободны в выборе структуры и довольно часто в качестве второй части вводили менуэт. Заключительный раздел «сонаты», самый быстрый и активный в цикле, сочинялся в форме рондо, рондо-сонаты и иногда вариаций.

В наступившую затем эпоху романтизма, несмотря на то, что набирали популярность такие малые формы инструментальной музыки, как ноктюрн, песня без слов, прелюдия и этюд, жанр «сонаты» продолжал своё интенсивное развитие. Композиторы, осознанно стремившиеся продолжать классические традиции, всё же переосмысливали и обогащали жанр, насыщая его новыми образами, характерными для романтической поэмности. В произведениях, пропитанных созерцательной лирикой, ярко проявилось мелодическое начало, в основу которого легли народно-песенные элементы. Появились новые приёмы выразительности, подчёркивающие особую красоту мелодического и гармонического языка, а для достижения большего единства в сонатных циклах, нередко имеющих программное содержание, которое отображалось в названии сочинений, стал прямо применяться принцип монотематизма.

Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната кратко

В двадцатом веке «соната» продолжала оставаться актуальным жанром, к которому обращались практически все известные композиторы, сочиняющие академическую музыку. При этом, предлагая своё прочтение и трактуя данный музыкальный жанр в духе нового времени, они давали «сонате» совершенно иной облик. Из зарубежных композиторов, насытивших жанр новыми образами и своеобразными средствами выразительности, необходимо особо отметить Габриеля Форе, Поля Дюка, Мориса Равеля, Клода Дебюсси, Макса Регера, Венсан д Энди, Кароля Шимановского, Камиля Сен-Санса, Бела Бартока, Кшиштофа Пендерецкого.

Нельзя оставить без внимания вклад в развитие жанра «сонаты» русских и советских композиторов. Замечательными художественными достоинствами отмечаются сочинения Антона Рубинштейна , Сергея Рахманинова, Николая Метнера, Николая Мясковского, Анатолия Александрова, Сергея Прокофьева , Родиона Щедрина, Дмитрия Шостакович , Дмитрия Кабалевского, а Александра Скрябина именуют композитором, который перекинул мост от романтической к современной «сонате».

Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната кратко Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната кратко

Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната кратко Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната кратко

Интересные факты

Соната. Этот удивительный музыкальный жанр, возникнув триста лет назад, не ушёл в прошлое, а успешно существует и поныне. Претерпев значительные изменения, сегодня он предстаёт перед слушателями во всём богатстве вариантов, ведь по своему содержанию это не только многосоставная, но и самая сложная музыкальная форма, которую сопоставляя с литературными произведениями можно сравнить не только с повестью, но и с романом.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Соната

Источник

Соната

Сегодня мы вспомним основные направления развития европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв.

Наше внимание будет сосредоточено на жанре инструментальной сонаты. Мы познакомимся со строением сонатно-симфонического цикла, подробно разберем строение сонатной формы. Послушаем ярчайшие образцы сонатного творчества композиторов-венских классиков – В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

Соната – это многочастное циклическое произведение, состоящее из 3-х (4-х) частей, предназначенное для одного-двух инструментов.

Циклическое значит в произведении есть несколько отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единым замыслом. К ним можно отнести симфонию, сонату, квартет, концерт. Сонатно-симфонический цикл состоит обычно из трёх- или четырёх отдельных частей. Например, симфония или квартет включает сонатное allegro, медленную часть, менуэт и финал (это четырёхчастный цикл). Сонаты писали для одного-двух инструментов. Например, для фортепиано сочинял сонаты Бетховен, всего 32 сонаты; у Моцарта 17 сонат, и они тоже все написаны для 1 инструмента –фортепиано. Но некоторые композиторы пишут сонаты для 2-х инструментов, например, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано.

1 часть – всегда быстрая, стремительная, жизнерадостная, в темпе allegro (поэтому сонатную форму называют ещё и сонатное аллегро)

2 часть – медленная и размеренная, в темпе andante.

3 часть – заключительная, пишется в духе 1-ой части в темпе allegro.

Разберём строение первой части сонаты.

1 часть чаще всего пишется в сонатной форме. Вот как она строится:

Кода – окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.

Таким образом, сонатная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов: в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.

Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена

Людвиг ван Бетховен (1770—1826) — великий представитель классического направления в музыке. В то же время для его творчества характерны черты романтизма, свойственные музыке XIX в. Музыка Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения. В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со всеми eго душевными переживаниями, страстями, конфликтами, которые нашли свое отражение в процессе развертывания музыкальных тем, в борьбе идей, выраженных в звуках.

Соната состоит из трех частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер. В отдельных моментах Сонаты № 8 фортепиано по силе и сложности техники игры звучит подобно оркестру.

Необычно начало сонаты. Быстрой музыке I-й части предшествует обширное медленное вступление. Именно в нем возникает первое противопоставление образов — источник конфликтности. Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех ее частях.

Контраст между трагедийностью вступления, бурным драматизмом главной партии и душевной лирической взволнованностью побочной темы определяет дальнейшее развитие сонаты, все части которой интонационно родственны. Из темы вступления вырастает главная тема (или, как говорят, главная партия) 1-й части, а из побочной — тема рондо 3-й части (финала).

Необходимым этапом развития становится медленная и певучая 2-я часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого. Применяя принцип варьирования, композитор обогащает раздумья все новыми деталями, дополнительными штрихами.

Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению этой части является быстрая и взволнованная 3-я часть.

Послушайте Сонату № 8 Л.В. Бетховена и ответьте на вопросы:

В 1ой части Сонаты № 8 (до 6 мин. 40 сек.): в каких разделах сонатной формы вновь появляются интонации вступления? Какую роль тема вступления играет в разработке и последующем развитии музыки? Как завершается 1-я часть?

Во 2-ой (с 6 мин 40 сек) и 3-ей (с 11 мин. 25 сек.) частях Сонаты №8: как меняется состояние героя в каждой из них? В какой части музыка скорее выражает напряжение мысли, а в какой передает действие? Каким предстает в этой музыке человек?

Источник

СОНАТА

СОНАТА, музыкальная композиция для одного или нескольких инструментов. В классическом понимании термин относится к произведению для фортепиано соло либо для струнного или духовного инструмента с фортепиано, состоящему из нескольких самостоятельных частей. План составной многочастной сонаты и ограничение в употреблении термина только сольными произведениями сформировались во второй половине 18 в.

Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната кратко

Слово «соната» часто употребляется также в составе термина «сонатная форма»: в этом случае оно относится не к многочастному произведению, а к формальной структуре одной части сонаты. Сонатная форма встречается также в симфониях, концертах, трио, квартетах, квинтетах, даже в увертюрах и т.д.

Ранние сонаты.

История сонаты начинается с примечания «da cantare e sonare» («для пения или игры»), которое в 16 в. часто помещалось на титульных листах изданий мадригалов. Постепенно термины «canzona da sonare» («песня для исполнения на инструментах») и «соната» заняли место на титулах сочинений, предназначенных специально для инструментов. Один из ранних и выдающихся образцов такого рода – Sonata piano e forte (1597) венецианского мастера Дж.Габриели – инструментальная пьеса, в которой впервые различие между «тихо» и «громко» выражено в фактуре произведения.

Что такое соната кратко. Смотреть фото Что такое соната кратко. Смотреть картинку Что такое соната кратко. Картинка про Что такое соната кратко. Фото Что такое соната кратко

В течение эпохи барокко (17 – начало 18 вв.) название «соната» часто прилагалось к произведениям для двух, трех и более инструментов. Среди них особое значение приобрела трио-соната (sonata a tre). Трио-сонаты сочинялись для двух солирующих инструментов (например, двух скрипок) с аккомпанементом (преимущественно клавишных инструментов). Среди барочных трио-сонат выделяются два основных вида: церковная соната (sonata da chiesa) – инструментальная музыка для публичного исполнения; камерная, или светская соната (sonata da camera) – инструментальная музыка для домашнего музицирования (см. также КАМЕРНАЯ МУЗЫКА). Сонаты первого типа сочинялись обычно в четырех развернутых полифонических частях (медленно – быстро – медленно – быстро). Сонаты второго типа содержали большее число коротких частей и напоминали танцевальные сюиты. Сонаты обоих типов иногда служили вступлениями к крупным вокально-инструментальным формам: например, название «соната» употребляется в значении «увертюра» еще в 1715, в кантате № 182 И.С.Баха. В течение 18 в., с расширением сферы светской музыки, соната превратилась в самостоятельный жанр камерной музыки, и различие между «церковной» и «домашней» сонатами исчезло.

Сольная соната, т.е. соната для одного инструмента, с аккомпанементом или без него, возникла в творчестве Б.Мартини ок. 1620. В конце концов именно этот исполнительский состав стал отождествляться с термином «соната». Решающее воздействие на развитие жанра оказало появление первых клавирных сонат в творчестве одного из предшественников И.С.Баха – И.Кунау (1660–1722). В клавирных сонатах мастеров следующих двух поколений, особенно в одночастных сонатах Д.Скарлатти (1685–1757) и сонатах К.Ф.Э.Баха (1714–1788), складывается классическая модель сонатной формы. Особого внимания заслуживают поразительные по глубине содержания сонаты И.С.Баха для скрипки соло и виолончели соло.

Классическая соната.

Соната конца 18 в., состоящая из нескольких частей в контрастных темпах, впитала в себя разные формы инструментальной музыки эпохи барокко; особенно это касается инструментальной танцевальной сюиты, откуда классическая соната позаимствовала менуэт и рондо. Параллельное развитие камерных и оркестровых жанров оказало существенное влияние на их формальную структуру: так, классический квартет можно считать сонатой для четырех инструментов, классический концерт – сонатой для солирующего инструмента с оркестром. Слово «соната» теперь применялось ограниченно, а именно к музыке для завоевывавшего все большую популярность фортепиано и для других солирующих инструментов (с аккомпанементом или без него).

На вершине своего развития (рубеж 18 и 19 вв.) план составной (циклической) классической сонаты включал три, иногда четыре части: подвижную первую, медленную, менуэт (позже скерцо) и быстрый финал. Менуэт – иногда расположенный перед медленной частью, иногда после нее, а часто и вообще опускавшийся, – структурно был самым простым, поскольку основывался на модели танца. Медленная часть иногда сочинялась в форме темы с вариациями, а финал – в форме рондо. Во многих случаях, однако, эти части, как и первая, имели сонатную форму, и в конце концов черты сонатной формы все теснее переплетались с чертами других форм, особенно рондо (рондо-соната).

Трех- или четырехчастная соната в сочинениях Гайдна и Моцарта до сих пор остается идеалом данной формы. Но термин «соната» продолжает прилагаться и к сочинения, отходящим от классического типа.

Соната в творчестве Бетховена достигает такой неумолимой логики развития и драматургической напряженности, которые не были превзойдены авторами последующих поколений. Особенно это относится к 32 фортепианным сонатам, среди которых наиболее популярны такие шедевры, как Патетическая, Вальдштейновская и Аппассионата. Бетховен открыл и столь всесторонне использовал многообразные возможности сонатной формы, что его творчество знаменует собой и кульминацию классической идеи сонаты, и начало ее распада. Несмотря на необычайную красоту гармонического и мелодического языка и обилие драматургически выразительных эпизодов, сонаты ближайшего последователя Бетховена – Ф.Шуберта (для солирующих инструментов и фортепианных дуэтов) исполняются не столь часто, как они того заслуживают.

Современная соната.

До 1845 были созданы четыре фортепианные сонаты К.М.фон Вебером и по три фортепианные сонаты – Ф.Мендельсоном, Р.Шуманом и Ф.Шопеном; хотя упомянутые композиторы сознательно стремились к продолжению классических традиций, эти сочинения обозначили начало романтической эпохи, когда богатство и оригинальность гармонического и мелодического письма взяли верх над строгой экономией средств и логикой развития в классической сбалансированной форме. Превосходный образец чисто романтической сонаты являет собой фортепианная Соната си минор (1854) Ф.Листа, где все части обычного сонатного цикла объединены в сквозной одночастной композиции. С другой стороны, десять виртуозных сонат И.Брамса (1833–1897) для фортепиано, скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано, кларнета и фортепиано демонстрируют подлинно новаторское претворение классических принципов художником романтической эпохи.

В массе сонат, которые продолжали появляться в позднеромантический период (конец 19 в.), профессиональное, но логически не обоснованное, сугубо формальное владение «школьной» схемой классической сонаты сочетается с типично романтическим и часто национально окрашенным музыкальным содержанием. Важным свидетельством тяготения композиторов-романтиков ко все большему единству сонатного цикла – единству, которое у Бетховена достигалось стилистической и драматургической цельностью концепции, – стало прямое применение принципа монотематизма, проведения одной тематической идеи во всех частях, причем нередко в связи с литературной программой. Монотематизм характерен, например, для сонатных циклов С.Франка (1822–1890), в числе которых популярная соната для скрипки и фортепиано (1886) и симфония ре минор (1888).

И все же классическая концепция сонаты сохраняет свою значимость: почти все крупные композиторы 20 в. обращаются к ней в своих масштабных инструментальных сочинениях. Тенденция к компактности и сжатости (например, в сонатах Прокофьева) нередко приходит на смену романтическому многословию; на традиционные ладово-тональные соотношения оказывают влияние более ранние, доклассические ладовые (модальные) системы (например, в сочинениях П.Хиндемита). Но при этом новые явления не затрагивают основы классической сонаты, и она сохраняет свою актуальность.

Сонатная форма.

Термин «сонатная форма» был введен музыкантами-теоретиками в конце 18 в. для характеристики типичной формальной структуры, которая наблюдается в некоторых частях классической сонаты, хотя подобная структура может присутствовать и в любых других жанрах инструментальной музыки классического периода. Поскольку описываемая структура почти всегда наличествует в первых частях сонатных циклов, которые, как правило, сочиняются в подвижных темпах, эту форму иногда называют «сонатным аллегро».

Сонатная форма явилась итогом длительной эволюции, детали которой до сих пор составляют предмет дискуссий. Важным элементом явилась т.н. двухчастная форма, типичная для танцевальной музыки барочного периода. По определению, эта форма состоит из двух разделов – А и В, где В служит логическим дополнением к А. Каждый раздел при исполнении обычно повторяется: АА ВВ. Постепенно раздел В стал протяженнее раздела А, и к началу 18 в. после него стали вводить повторение раздела А (или его части). Таким образом, возникла законченная двухчастная форма, которая может быть выражена схемой АВА, с повторениями – АА ВВ АА. В нее вошли и другие элементы. Барочный концерт, с его переходами от звучания солирующих инструментов к оркестровому tutti, привнес принцип контрастных тем внутри раздела А. В разделе В стали сосредоточиваться модуляции в отдаленные тональности. Все большее значение приобретал принцип тематического развития. Эти и другие элементы были объединены в середине и во второй половине 18 в. в классической сонатной форме Гайдна, Моцарта и Бетховена.

Сонатная форма характеризуется присутствием двух или более тем (или тематических групп), контрастных по характеру, по тональности изложения (главная и побочная партии), между ними помещаются связующие разделы – это экспозиция формы; далее следует развитие тем или их звеньев в разных тональностях – разработка; наконец наступает возвращение двух основных тем, причем обе они звучат в одной тональности – реприза. Экспозиции иногда предшествует вступление, возможно, предвосхищающее по своему материалу появление основных тем; после репризы иногда следует дополнительное обобщение развития, заключение – кода. В разработке разделы, в которых варьируются основные темы, перемежаются с т.н. эпизодами и моментами переходного характера. Экспозиция и реприза содержат по сути один и тот же тематический материал, но для экспозиции типичен прежде всего контраст между основными темами, их «борьба», а для репризы – «примирение». В ранней сонатной форме экспозиция, а также разработка вместе с репризой повторялись. Когда разработка разрослась (что имеет место во многих сонатах Гайдна, Моцарта и Бетховена), ее повторение вместе с репризой оказалось излишним, хотя повторение экспозиции еще довольно долго оставалось непреложным правилом.

Главная характеристика сонатной формы – это специфическое тематическое развитие, которое впервые в полную силу проявилось в сочинениях Й.Гайдна (1732–1809). Тематическое развитие (обычно связанное со средним разделом сонатной формы – разработкой, но не обязательно только с ней) – это особый метод, с помощью которого композитор исследует все возможности экспонированного тематического материала. Имеется в виду процесс трансформации, детализации, фрагментирования тем в мелодическом, гармоническом и ритмическом аспектах. Техника тематического развития включает тональные (модуляции) и ладовые перемещения (переходы из мажора в минор и обратно); использование элементов фуги и типичных полифонических приемов – увеличения темы (т.е. ее изложения в более крупных ритмических единицах, в результате чего она звучит медленнее), ее уменьшения (когда тема излагается более мелкими ритмическими единицами, т.е. звучит быстрее), инверсии (обращения темы, в результате которого верхние ноты становятся нижними и наоборот), стретты (проведения темы в разных последовательно вступающих голосах накладываются одно на другое). Тематическое развитие играет наиболее значимую роль в сочинениях Л. ван Бетховена, но и вообще оно является абсолютно обязательным аспектом сонатной формы в творчество всех крупных мастеров инструментальной музыки.

После окончания классического периода сонатная форма претерпевает дальнейшее развитие. Так, отмена повторения экспозиции превращает бывшую двухчастную форму в трехчастную (АВА). Хотя характеристики главной и побочной партий как воплощающих мужское и женское начала связаны с эпохой романтизма, именно романтическая сонатная форма часто жертвует напряженностью тематического контраста и тематической разработки в пользу созерцательной лирики. Интересной тенденцией, заявившей о себе в творчестве таких поздних симфонистов, как Брукнер, Сибелиус и Шостакович, и имеющей источником Третью и Пятую симфонии Бетховена, является наличие тематических «ядер», которые разворачиваются в полные темы и развиваются на протяжении всей сонатной формы, а не только в разработке как таковой. Подобная тенденция в ряде образцов 20 в. может приводить к сворачиванию репризного раздела, так как протяженное развитие делает излишним повторение первоначального материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *