Что такое венок сонетов

Что такое сонет, венок сонетов?

Что такое венок сонетов. Смотреть фото Что такое венок сонетов. Смотреть картинку Что такое венок сонетов. Картинка про Что такое венок сонетов. Фото Что такое венок сонетов

Сонет — своеобразное стихотворение о любви

Пример сонета

Уж если ты разлюбишь — так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром — утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,
Что нет невзгод, а есть одна беда —
Твоей любви лишиться навсегда.
(В. Шекспир. Сонет 90. Перевод С. Маршака)

Венок сонетов — это пятнадцать сонетов, связанных в особом порядке между собой. При этом последний сонет в венке состоит из первых строк всех сонетов.

Пример венка сонетов

1. Леля
Четырнадцать имен назвать мне надо…
Какие выбрать меж святых имен,
…………………
2. Таля
Имен любимых, памятных, живых
Так много! Но, змеей меня ужаля,
…………………
3. Маня
С какой отравно-ранящей усладой
Припал к другим я, лепетным, устам!
…………………
4. Юдифь
Теперь, в тоске, я повторяю их,
Но губы тяготит еще признанье.
…………………
5. Лада
Да! Боль былую память множить рада!
Светлейшая из всех, кто был мне дан!
…………………
6. Таня
О, счастье мук, порывов молодых!
Ты вдруг вошла, с усмешкой легкой, Таня,
…………………
7. Лила
Навек закрепощенных в четкий стих,
Прореяло немало мигов. Было
…………………
8. Дина
Ты — слаще смерти, ты — желанней яда,
Околдовала мой свободный дух!
…………………
9. Любовь
Как будто призраков туманный строй,
Все те, к кому я из твоих объятий
…………………
10. Женя
В вечерних далях реет предо мной
И новый образ, полный женской лени,
…………………
11. Вера
Да! Каждый образ для меня священен!
Сберечь бы все! Сияй, живи и ты,
…………………
12. Надя
Вот близкие склоняются ко мне,
Мечты недавних дней… Но суесловью
…………………
13. Елена
В смятеньи — думы; вся душа — в огне
Пылала; грезы — мчались в дикой смене…
…………………
14. Последняя
Да! Ты ль, венок сонетов, неизменен?
Я жизнь прошел, казалось, до конца;
…………………
15. Заключительный
Четырнадцать назвать мне было надо
Имен любимых, памятных, живых!
С какой отравно-ранящей усладой
Теперь, в тоске, я повторяю их!
Но боль былую память множить рада;
О, счастье мук, порывов молодых,
Навек закрепощенных в четкий стих!
Ты — слаще смерти! ты — желанней яда!
Как будто призраков туманный строй
В вечерних далях реет предо мной,—
Но каждый образ для меня священен.
Вот близкие склоняются ко мне…
В смятеньи — думы, вся душа — в огне…
Но ты ль, венок сонетов, неизменен?
( В. Брюсов «Роковой ряд»)

История сонета

Родиной сонета является Италия. Появился сонет в Средние века. Этой формой стихосложения пользовались поэты XIII—XIV веков Данте, Петрарка. В Англии, в XVI веке — Шекспир. Широко известны сонеты английского поэта XIX века Уордсворта, к форме сонета обращались великие русские поэты Пушкин, Тредиаковский, Сумароков, Бальмонт, Анненский; и поэты «серебряного века» Северянин, Брюсов, Волошин, Гиппиус, советские поэты Кирсанов, Сельвинский, Бедный, Ахматова, Антокольский

Сонеты Шекспира

Что такое венок сонетов. Смотреть фото Что такое венок сонетов. Смотреть картинку Что такое венок сонетов. Картинка про Что такое венок сонетов. Фото Что такое венок сонетов

Сонет сочиняет Э. Багрицкий

«Сонеты Петрарки? — переспросил Багрицкий. — А хотите, я напишу сонет сразу, начисто?… дайте мне тему.
— Камень, — сказал кто-то.
— Хорошо, камень!
И атлет пошёл на арену.
….Крошился мел, Багрицкий шел вдоль появляющихся на доске букв, заканчивал строку, поворачивал, пошёл вдоль строки обратно, начиная следующую, шёл вдоль неё, опять поворачивал… Аудитория в это время читала — слово, другое, третье и целиком всю строчку, которую получала, как подарок, — под аплодисменты, возгласы, под улыбку на мгновение оглянувшегося атлета.
— Тише! — восклицал, профессор, поднимая руку. — Тише!
Сонет, написанный по всей форме, был закончен скорее, чем в пять минут. На доске за белыми осыпающимися буквами маячил образ героя с пращой, образ битвы, образ надгробного камня» (Ю. Олеша «Ни дня без строчки»)
.

Источник

Венок сонетов

Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал, мадригал) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов.

Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка.

Венок сонетов изобретён в Италии в XIII веке. Это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм). Первый венок сонетов на русском языке принадлежит филологу Фёдору Коршу, который в 1889 году перевёл венок сонетов словенского поэта Франце Прешерна. Оригинальные венки сонетов написали: Вячеслав Иванов (в сборнике «Cor ardens»), Валерий Брюсов («Роковой ряд»), Максимилиан Волошин («Corona Astralis», «Lunaria»), Константин Бальмонт и другие. Бывший футурист Илья Зданевич (Ильязд) написал и издал в Париже в 1961 году венок сонетов «Приговор безмолвный» с иллюстрациями Жоржа Брака и Альберто Джакометти. К этой сложной форме обращались не только признанные мастера поэтического слова, но и менее известные поэты: А. Г. Архангельский, Ю. Б. Кричевский, Н. Оболенский, Н. Н. Шульговский.

Венок сонетов — одна из немногих твёрдых форм, к которой обращались поэты и в советское время (Павел Антокольский, Владимир Солоухин, Илья Сельвинский, Виктор Соснора, Татьяна Гнедич, Семён Кирсанов, Кирилл Ковальджи, Юрий Абрамов, Александр Павлов, Евгений Блажеевский и др.). К форме венка сонетов прибегают в современной рок-музыке («Rosarium» Сергея Калугина, альбом «Nagelreid» проекта Nitberg, исполненный в жанре Black Metal).

Источник

О том, как правильно писать сонеты, рассказано в «учебнике» или в «энциклопедии».
Техника венка достаточна проста. Взяв какой-либо сонет, как магистрал или написав его специально, что более предпочтительно, разбиваем сонет на парные строки.
1-2, 2-3, 3-4, 4-5 и так до конца. Для удобства выписываем первую строку в начало, оставляем свободное место для 12 строк и записываем вторую строку вниз, ею сонет должен завершиться.
Например В. Солоухин «Венок сонетов»:

Венок сонетов — давняя мечта,
Вершина формы строгой и чеканной,
Когда невыносима суета,
К тебе я обращаюсь в день туманный.

О, белизна бумажного листа!
Она источник жажды окаянной,
Манящий образ женщины желанной,
В ночи осенней яркая звезда!

Себя другим в угоду не иначь.
Души от ветра времени не прячь,
Чтобы ее, как факел, раздувало

Хранится в сердце мужества запас.
И свет во тьме, как прежде, не погас,
И тьма его, как прежде, не объяла!

1. Венок сонетов – давняя мечта
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. Вершина формы строгой и чеканной.

Следующий сонет начинается с последней строки предыдущего. Этот принцип обязателен для всего венка.
14 сонет представляет собой объединение 1 и 14 строки магистрала, причём 14 строка магистрала обязана быть первой строкой 14 сонета, а первая – последней. И тогда происходит плавное перетекание всего венка в венчающий его магистрал.
Корона венков сонетов пишется по тому же принципу, где каждый сонет венка является магистралом для Короны. Исходя из логики развития жанра, стоит предположить, что каждый сонет Короны может стать магистралом для создания Кольца. Другими словами, точнее цифрами:
Венок – 14 сонетов и один магистрал.
Корона – 225 сонетов, включая магистрал.
Кольцо – 225 магистралов, а сколько сонетов не знаю, калькулятор заклинило.
Могу ошибаться. Но теоретически, если писать Кольцо в одиночку, надо лет 10 гарантированной жизни, при условии написания одного сонета в день.
Дерзайте, всё примитивно просто и доступно!

© Copyright: Михаил Можаев, 2009
Свидетельство о публикации №1902171028

Источник

Венок сонетов

Венок сонетов — это архитектоническая форма (твердая форма) поэтического произведения, а также поэтическое произведение, написанное в этой форме.

Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал или мадригал) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов.

Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка.

Венок сонетов был изобретён в Италии в XIII веке. Это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм). Первый венок сонетов на русском языке принадлежит филологу Федору Коршу, который в 1889 году перевёл венок сонетов словенского поэта Франце Прешерна. Оригинальные венки сонетов написали: Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Андрей Крылов и другие. Венок сонетов есть и у известного писателя Владимира Солоухина. Венок сонетов — одна из немногих твёрдых форм, к которой обращались поэты и в советское время

Сонеты, входящие в венок, должны соответствовать всем основным условиям, по которым пишется сонет, поскольку сонет – это тоже твердая форма. Об истории развития сонета и его особенностях сложения можно прочитать в статье «Все о сонете».

Повторю только основные принципы написания классического сонета:

Для классического Венка все сонеты, которые его составляют, должны иметь одну систему рифмовки (иметь одну и ту ту же форму сонета).

Источник

Венок сонетов

Из Википедии — свободной энциклопедии

Вено́к соне́тов — архитектоническая форма (твёрдая форма) поэтического произведения, а также поэтическое произведение, написанное в этой форме.

Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал, мадригал) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов.

Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка.

Венок сонетов изобретён в Италии в XIII веке. Это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм). Первый венок сонетов на русском языке принадлежит филологу Фёдору Коршу, который в 1889 году перевёл венок сонетов словенского поэта Франце Прешерна. Оригинальные венки сонетов написали: Вячеслав Иванов (в сборнике «Cor ardens»), Валерий Брюсов («Роковой ряд»), Максимилиан Волошин («Corona Astralis», «Lunaria»), Константин Бальмонт, Наталья Крандиевская и другие. Бывший футурист Илья Зданевич (Ильязд) написал и издал в Париже в 1961 году венок сонетов «Приговор безмолвный» с иллюстрациями Жоржа Брака и Альберто Джакометти. К этой сложной форме обращались не только признанные мастера поэтического слова, но и менее известные поэты: А. Г. Архангельский, Ю. Б. Кричевский, А. Г. Крылов, Н. Оболенский, Н. Н. Шульговский.

Венок сонетов — одна из немногих твёрдых форм, к которой обращались поэты и в советское время (Павел Антокольский, Владимир Солоухин, Илья Сельвинский, Виктор Соснора, Татьяна Гнедич, Семён Кирсанов, Кирилл Ковальджи, Юрий Абрамов, Александр Павлов, Евгений Блажеевский и др.). К форме венка сонетов прибегают в современной рок-музыке («Rosarium» Сергея Калугина, альбом «Nagelreid» проекта Nitberg, исполненный в жанре Black Metal).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *