что же дает соне силу жить дальше
Соня Мармеладова – история жизни, судьба, анализ героя с романа Достоевского “Преступление и наказание”
Соня Мармеладова играет важную роль в романе «Преступление и наказание». Первоначально героиня занимала второстепенное место в повествовании, однако Ф. М. Достоевский с помощью образа Сони выразил свои христианские мысли, что сделало образ героини действительно важным в идейном содержании.
Биография
Важна история жизни данного образа. Мармеладова Софья Семеновна родилась в бедной семье. На момент повествования героине было 18 лет. Матери Соня лишилась еще в детстве. Отец был человеком пьющим, из-за чего положение их семьи было крайне бедным. Первоначально вместе с семьей Соня живет в глубинке, а затем переезжает в Петербург, однако и там отец не может найти работу. Ради отца и его новой жены Катерины Ивановны, у которой было трое детей, Сонечка зарабатывает деньги сначала швеей. За работу она получала ничтожно мало, а иногда ей и вовсе не платили. Поэтому она приняла решение ради своей семьи пойти по «желтому билету», чего очень сильно стыдилась.
Судьба Сони тяжела и трагична. Однако героиня не опускает руки и продолжает проходить все испытания на своем пути. Встреча Сонечки с Родионом Раскольниковым имеет композиционное значение. Два важных персонажа в повествовании встречаются и оказывают друг на друга влияние. После признания Раскольникова в убийстве Соня отправляется за ним в Сибирь. Она счастлива, что через семь лет они будут вместе.
Характер
Анализ образа Сони невозможен без рассмотрения ее внутренних качества. Сонечка Мармеладова – чистая и милосердная девушка, которая способна к самопожертвованию ради каждого человека, близкого ей или малознакомого. Уже то, что она помогает пьющему отцу и Катерине Ивановне, которая не является ей настоящей матерью, говорит о том, что Соня добра и милосердна. Причем помогает людям героиня без каких-либо корыстных целей, от всего чистого сердца. Настоящим подвигом является ее желание помочь другим людям и ее способность к самопожертвованию.
Смирение – вот образ жизни героини. Однако нельзя назвать ее характер слабым, это по-настоящему один из самых сильных женских образов в русской литературе. Никакие жизненные препятствия не ломают Сонечку, она готова идти напролом.
Помогает выдержать все несчастия Соне ее вера в Бога. Она не ропщет на Бога из-за своего бедственного и трагичного положения, она верит в справедливость. Именно эта вера помогает Сонечке продолжать свой жизненный путь самой и светить своей человечностью другим людям.
Еще одним стимулом к жизни для Сони является любовь. Она искренна и добродушна.
Значение образа
Образ Сони имеет большое значение в романе «Преступление и наказание». Ее воздействие на образ Раскольникова действительно велико. Персонажи много времени проводят за разговорами, в которых находят утешение. Соня является поддержкой Родиона, благодаря ее нравственным качествам Раскольников «вдруг переменился»: «выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез». Герой признается в убийстве старухи-процентщицы.
Сонечка не оставляет главного героя, она отправляется вместе с ним. Героиня даже в убийце смогла найти человека. Для Раскольникова она стала нравственным спасением, раскаянием за теорию. За характер и душевные качества ее любят все заключенные, она становится для них символом раскаяния и прощения. Так, роман Ф. М. Достоевского показывает, что Сонечка Мармеладова несет божественное начало, способное воздействовать на других людей.
Соня, подобно Христу, сознательно ведет себя к греху. Делает она это не из корыстных побуждений, а ради того, чтобы помочь своей семье. Ее падение – в то же время подвиг. Не каждый человек способен пойти на такой шаг, чтобы спасти близких людей.
Как и многие герои романа, Мармеладова имеет свою теорию – теорию Бога. Узнав о мировоззрении Раскольникова, она говорит ему, что не поддерживает его теорию, что в мире не может быть разделения на «право имеющих» и «тварей дрожащих», что все люди равны и что ни один человек не может вершить судьбу другого человека. Равны все люди, по мнению Сони, именно перед Богом.
Данная теория показывает героиню как настоящего христианина, что и пытался передать Ф. М. Достоевский.
Веря в Бога, Соня не призывает Раскольникова к этому, она хочет, чтобы он сам дошел до веры. Персонаж постепенно приходит к выводу, что ее убеждения – это теперь и его убеждения.
Значение Сони не только в том, что она ведет Родиона по верному пути к Богу, но и в том, что героиня является выразителем идей самого Федора Михайловича Достоевского, для которого религия занимала важное место в жизни. Образом Сонечки Мармеладовой он показал идеальный женский образ, чья вера способна возродить не только себя, но и других людей.
Данная статья рассматривает образ Сони Мармеладовой, ее значение в произведении, также статья поможет написать сочинение «Соня Мармеладова».
Урок литературы в 10 классе «Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5» г. Брянска
Урок литературы в 10 классе
Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони.
учитель русского языка и литературы
Радькова Юлия Николаевна
Цель: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; показать, в чём Достоевский видит источник обновления жизни; осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: «Как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне?»; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки.
1.Подготовка к восприятию.
— Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть». Кто же в романе несет этот тёплый свет?
— Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Именно Сонечка, беззащит-ная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливос-ти и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольни-кова. Какие черты подчёркивает в Соне Достоевский? В чём «правда» героини? Над этими вопросами мы и поразмышляем сегодня на уроке.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
— Расскажите о жизни Сони.
Мачеха Сони, Катерина Ивановна, фактически обрекает ее на жизнь по желтому билету. Исто-щенные голодом дети выжили только благодаря Соне. Она отдает Мармеладову последние «гре-ховные гроши» на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи именно Соня смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях.
— Жизнь тяжела и дня Сони, и для Раскольникова. Но одинаково ли её воспринимают герои? Как смотрит на жизнь Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?
Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправед-ливости. Теория толкает его на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов пере-ступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим «муравейником». Идея и преступление Расколь-никова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя прези-рать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой доро-гой. Она смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. Во имя любви к людям она избирает путь насилия над собой, ради спасения других берёт на себя тяжести греха, идет на унижение и позор, при этом сохраняет в себе чуткую и отзывчивую душу.
— Зачем Раскольников идёт к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к ней?
Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению и хочет понять, как она с этим живёт, что поддерживает ее, во имя чего она преступила.
— Почему Раскольников задаёт вопросы, которые доводят Соню до исступления? Почему он беспощаден в своих прогнозах?
Раскольников специально пришёл мучить Соню, чтобы испытать глубину её человеческого терпе-ния, «ненасытного страдания», её стойкости, истоки которой ему непонятны. Он считает, что Соня – более преступница, чем он сам, ведь она напрасно погубила себя, ничего в мире не изменив. Отдалив гибель своих близких, Соня не может и не пытается уничтожить на земле зло.
Отправляясь к Соне, Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, поро-дившее вопрос: «Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду». Что же дает Соне силы жить дальше?
Вера, глубокая, способная творить чудеса. Соня уповает на Бога и ждет избавления.
— Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Почему выбран именно этот эпизод из Евангелия?
Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в «этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошед-шихся за чтением вечной книги», теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.
— Обратимся к тексту. Каково состояние Сони во время чтения Евангелия?
У Сони дрожали руки, голоса не хватало, она не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг Соня вся преобразилась. Она читала, желая, чтобы Раскольников, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога, и дрожала от радостного ожидания чуда.
Капернаум – город, часто упоминаемый в Новом Завете; здесь поселился Иисус Христос после то-го, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться «Его городом». В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений. «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные».
Так и в комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники, страдальцы, убогие – все больные и жаждущие исцеления. Сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступле-нии. Почему именно Соне герой признается в убийстве? Что она испытывает к нему?
Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело ему жить, испыты-вая мучения совести. Говорит: «Говори, я про себя пойму». Все окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников.
— Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму?
— Как Соня принимает признание Раскольникова?
Она понимает, как мучается Раскольников, и сама испытывает эти мучения вместе с ним.
— Почему Соня считает, что Раскольникова Бог «дьяволу предал»?
Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория стала его верой и законом.
— Какой путь предлагает Соня Раскольникову?
— Чуда воскрешения ждет теперь Раскольников от Сони. На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «. все разом в нем размягчилось, и хлы-нули слезы. он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием».
Окончательное освобождение Раскольникова от его прежних идей Достоевский показывает в финале романа, но происходит это далеко не сразу. Каким предстаёт герой на каторге?
«…Он не раскаивался в своём преступлении…он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашёл их так глупыми и безобразными, как казались они ему в то роковое время, преж-де», «Вот в чём одном признавал он своё преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Каторжане его не любили и избегали, «его даже стали …ненавидеть…Презирали его, смеялись над ним».
— А как каторжане относились к Соне?
Её все полюбили, встретив Соню, каторжане снимали шапки и кланялись. «Они любили даже её походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идёт, и хвалили её… к ней даже ходили лечиться».
— Возрождение приходит к Раскольникову как преодоление болезни. Какие сны видит он в это время?
Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя Героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед: ведь гением-предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры, которые переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга – «все и всё погибало».
4.Д/З: написать сочинение на материале романа «Преступление и наказание» по одной из тем:
— Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?
— Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
— Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?
— Может ли человек ставить себя выше общества?
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»
И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003
Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016
Соня Мармеладова
Соня Мармеладова играет важную роль в романе «Преступление и наказание». Первоначально героиня занимала второстепенное место в повествовании, однако Ф. М. Достоевский с помощью образа Сони выразил свои христианские мысли, что сделало образ героини действительно важным в идейном содержании.
Биография
Важна история жизни данного образа. Мармеладова Софья Семеновна родилась в бедной семье. На момент повествования героине было 18 лет. Матери Соня лишилась еще в детстве. Отец был человеком пьющим, из-за чего положение их семьи было крайне бедным. Первоначально вместе с семьей Соня живет в глубинке, а затем переезжает в Петербург, однако и там отец не может найти работу. Ради отца и его новой жены Катерины Ивановны, у которой было трое детей, Сонечка зарабатывает деньги сначала швеей. За работу она получала ничтожно мало, а иногда ей и вовсе не платили. Поэтому она приняла решение ради своей семьи пойти по «желтому билету», чего очень сильно стыдилась.
Судьба Сони тяжела и трагична. Однако героиня не опускает руки и продолжает проходить все испытания на своем пути. Встреча Сонечки с Родионом Раскольниковым имеет композиционное значение. Два важных персонажа в повествовании встречаются и оказывают друг на друга влияние. После признания Раскольникова в убийстве Соня отправляется за ним в Сибирь. Она счастлива, что через семь лет они будут вместе.
Характер
Анализ образа Сони невозможен без рассмотрения ее внутренних качества. Сонечка Мармеладова – чистая и милосердная девушка, которая способна к самопожертвованию ради каждого человека, близкого ей или малознакомого. Уже то, что она помогает пьющему отцу и Катерине Ивановне, которая не является ей настоящей матерью, говорит о том, что Соня добра и милосердна. Причем помогает людям героиня без каких-либо корыстных целей, от всего чистого сердца. Настоящим подвигом является ее желание помочь другим людям и ее способность к самопожертвованию.
Смирение – вот образ жизни героини. Однако нельзя назвать ее характер слабым, это по-настоящему один из самых сильных женских образов в русской литературе. Никакие жизненные препятствия не ломают Сонечку, она готова идти напролом.
Помогает выдержать все несчастия Соне ее вера в Бога. Она не ропщет на Бога из-за своего бедственного и трагичного положения, она верит в справедливость. Именно эта вера помогает Сонечке продолжать свой жизненный путь самой и светить своей человечностью другим людям.
Еще одним стимулом к жизни для Сони является любовь. Она искренна и добродушна.
Значение образа
Образ Сони имеет большое значение в романе «Преступление и наказание». Ее воздействие на образ Раскольникова действительно велико. Персонажи много времени проводят за разговорами, в которых находят утешение. Соня является поддержкой Родиона, благодаря ее нравственным качествам Раскольников «вдруг переменился»: «выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез». Герой признается в убийстве старухи-процентщицы.
Сонечка не оставляет главного героя, она отправляется вместе с ним. Героиня даже в убийце смогла найти человека. Для Раскольникова она стала нравственным спасением, раскаянием за теорию. За характер и душевные качества ее любят все заключенные, она становится для них символом раскаяния и прощения. Так, роман Ф. М. Достоевского показывает, что Сонечка Мармеладова несет божественное начало, способное воздействовать на других людей.
Соня, подобно Христу, сознательно ведет себя к греху. Делает она это не из корыстных побуждений, а ради того, чтобы помочь своей семье. Ее падение – в то же время подвиг. Не каждый человек способен пойти на такой шаг, чтобы спасти близких людей.
Как и многие герои романа, Мармеладова имеет свою теорию – теорию Бога. Узнав о мировоззрении Раскольникова, она говорит ему, что не поддерживает его теорию, что в мире не может быть разделения на «право имеющих» и «тварей дрожащих», что все люди равны и что ни один человек не может вершить судьбу другого человека. Равны все люди, по мнению Сони, именно перед Богом.
Данная теория показывает героиню как настоящего христианина, что и пытался передать Ф. М. Достоевский.
Веря в Бога, Соня не призывает Раскольникова к этому, она хочет, чтобы он сам дошел до веры. Персонаж постепенно приходит к выводу, что ее убеждения – это теперь и его убеждения.
Значение Сони не только в том, что она ведет Родиона по верному пути к Богу, но и в том, что героиня является выразителем идей самого Федора Михайловича Достоевского, для которого религия занимала важное место в жизни. Образом Сонечки Мармеладовой он показал идеальный женский образ, чья вера способна возродить не только себя, но и других людей.
Соня Мармеладова
Соня Мармеладова. Актриса Т. Бедова. Х/ф «Преступление и наказание». 1969
Соня Мармеладова – самый трогательный, беззащитный, самоотверженный женский образ романа Ф.М. Достоевского. В произведении ей принадлежит центральная роль наряду с главным героем Раскольниковым. Девушка – родная дочь горького пропойцы Семена Мармеладова и падчерица Катерины Ивановны. Безысходность, порожденная нищетой, вынуждает ее торговать своим телом. Встреча Сони и Родиона Раскольникова коренным образом меняет судьбы обоих героев.
В образе Сони отразились черты грешницы из 8-й главы Евангелия, которую прощает Иисус, предоставляя ей шанс начать новую жизнь.
Описание героя
Внешность
Во внешнем облике Сони удивительным образом отражается чистота ее духовного мира. Автор «награждает» девушку ангельски невинным, детским выражением лица и небесно-голубыми глазами. Соне почти восемнадцать лет, но выглядит она, как девочка-подросток. Она маленького роста, у нее худенькое, бледное, довольно симпатичное личико и белокурые волосы. Кротость ее взгляда выдает ту предельную степень униженности, в которой она пребывает.
В эпизоде смерти Мармеладова Соня одета так, что сразу отпадает вопрос о роде ее занятий. Вульгарное платье с хвостом и громадным кринолином и ярко-красное перо, прикрепленное к шляпке, выдают в ней «блудницу». В остальное время она одевается, как и все девушки ее возраста и положения – просто и бедно: «теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка…»
Характер Сони
Достоевский довольно скупо описывает характер Сони и делает это сознательно. Обходясь без подробного представления и довольствуясь малым количеством эпитетов, он преследует цель придать своей героине воздушность и легкость, практически незаметность. Известно, что одними из главных черт характера Сони являются доброта и милосердие. «Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!» «Соня робкая от природы» и, вдобавок ко всему, очень терпеливая и покорная. Она верит в бога и пытается в этой вере обрести утешение и спасение от своего грехопадения. Основу ее существования составляют смирение, кротость и человеколюбие. В этих ипостасях и заключена «правда жизни» Сонечки Мармеладовой.
Биография
Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник Д. Шмаринов
Соня родилась в небольшом провинциальном городке, в небогатой семье. Мать девочки рано ушла из жизни, поэтому ее воспитанием занимался отец, чиновник в должности титулярного советника. Когда Соне исполнилось четырнадцать лет, Семен Мармеладов встретил женщину, история которой наполнила его сердце жалостью и сочувствием. Так в их доме появилась Катерина Ивановна с тремя детьми, которая стала мачехой Сонечки.
Отношение Катерины Ивановны к падчерице можно назвать двойственным. С одной стороны, всю свою озлобленность неудавшейся жизнью она срывает на девушке, с другой – ни в чем не обделяет ее и не делает различий со своими родными детьми. У Сони нет никакого образования, так как отец внушил ей, что она не большого ума и не отличается никакими способностями. «Достигнув зрелого возраста», она прочитала несколько романтических книг, а после этого – «Физиологию» Льюиса – на этом ее просвещение закончилось. В настоящее время Соня занимается шитьем, что приносит ей небольшой, но стабильный доход. Жизнь безропотной девушки полностью подчинена интересам семьи, ради которой она готова на любую жертву.
Грехопадение
После того, как главу семейства сокращают на службе, супруги принимают решение о переезде в столицу. В Петербурге Мармеладов быстро находит работу, но практически сразу же теряет ее из-за постоянных запоев. Скудные запасы семьи мгновенно улетучиваются, и Мармеладовы начинают погружаться в полнейшую нищету. Чахотка, которая с каждым днем все больше подрывает здоровье Катерины Ивановны, не позволяет ей работать, Мармеладов не просыхает от пьянства, дети голодают. Невыносимо страдая от этой удручающей картины, Соня решает взять обеспечение семьи на себя.
Необходимо отметить роль Катерины Ивановны в решении Сони заняться постыдным делом. Женщина отличается взрывным, непростым характером, теперь же, когда ее окончательно сводит с ума плач голодных детей, она становится совершенно невыносимой. Однажды, на взлете эмоций, она бросает Соне фразу, которая оказывается для девушки роковой. Катерина Ивановна не может даже предположить, что сказанные сгоряча слова, так подействуют на Соню. Ей все становится понятно, когда Соня, вернувшись домой, отдает ей деньги и ложится на кровать лицом к стене. Осознав весь ужас происходящего, Катерина Ивановна встает перед падчерицей на колени и, целуя ее ноги, рыдает.
Учитывая то, что, по сути, и Катерина Ивановна, и ее дети были для Сони не кровными родственниками, а чужими людьми, ее жертву ради них невозможно переоценить. До сих пор между исследователями творчества Достоевского не утихают споры: является ли решение Сони духовным подвигом? Большинство приходит к выводу, что именно как подвиг во имя спасения семьи следует рассматривать ее поступок. Надо отдать должное Катерине Ивановне, которая глубоко ценила ее помощь и всегда заступалась за девушку, если кто-то дурно отзывался о ней.
«Новое» жилье Сони Мармеладовой
После того, как Соня пошла по желтому билету, она была вынуждена поселиться отдельно от семьи. То подобие жилища, в котором она теперь ютится, нельзя назвать ни комнатой, ни, тем более, квартирой. Оно больше похоже на отживший свой век сарай с косыми стенами. Из мебели здесь только кровать, покрытый скатертью стол, стул и допотопный комод. Желтизна на обоях свидетельствует о том, что зимой в комнате сыро и промозгло. Дополняет эту убогую картину вид из окон, под которыми смердит сточная канава. Обстановка унылости и нищеты, в которой вынуждена прозябать девушка, позволяет еще больше оценить ее жертвенность.
Вера и любовь Сони
Соня. Актриса Т. Бедова. Х/ф «преступление и наказание». 1969
Скромная и кроткая Соня страдает и мучается осознанием того, какой великий грех она совершает. Чувствуя себя раздавленной и униженной, она не решается даже присесть рядом с родственницами Раскольникова. По ее мнению, она теперь недостойна быть рядом с порядочными женщинами. Уязвимость своего нового положения она уже успевает прочувствовать по отношению к ней Лужина и квартирной хозяйки.
Но физическая слабость Сони противопоставлена в романе ее духовной силе, источником которой являются вера и любовь. Все поступки, совершаемые девушкой, основаны на взаимодействии этих двух божественных сущностей. Именно любовь к пьянице отцу заставляет ее жертвовать последние деньги на его похмелье, любовь к голодным детям Катерины Ивановны вынуждает ее торговать своим телом и душой. Любовь к Родиону Раскольникову толкает ее на отчаянный шаг – следовать за ним на каторгу.
Соня не злопамятна. Она не осуждает Катерину Ивановну, во многом из-за которой оказалась на панели, и не держит зла на своего отца за его пьянство, а напротив, жалеет его. Даже по отношению к убийце Раскольникову в ней просыпается чувство жалости, которое она выражает словами: «Нет никого несчастнее тебя в целом свете». В начале их отношений Раскольников искренне не понимает, почему Соня так и не довела до конца решение о самоубийстве: «Да скажи же мне, наконец, как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!». Внезапно ему открывается непреложная истина – Соня остается жить в сопротивлении своему греху лишь из-за того, что больше некому позаботиться о ее семье. «А с ними то, что будет?» – спрашивает она Родиона в ответ на его тираду. Именно это заставляет Раскольникова поклониться Соне: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».
Возникает ряд закономерных вопросов: где берет силы и терпение эта слабая, беззащитная девушка? Откуда в ее душе столько нерастраченной любви и всепрощения? Что помогает ей в оправдании поступков и пороков окружающих ее людей? Ответом на эти вопросы является вера в бога, которая подтверждается ее собственными словами: «Что бы я без бога-то была?»
Соня и Раскольников
Соня и Раскольников. Кадр из х/ф «Преступление и наказание». 1969
Эти герои живут в абсолютно параллельных мирах но, несмотря на полярность, их непреодолимо тянет друг к другу. Раскольников – яркое олицетворение бунта, Соня – воплощение смирения, Родион – атеист, Соня не мыслит себя без веры в бога, Раскольников эгоистичен, для Сони в порядке вещей посвящать свою жизнь другим людям.
О Соне Раскольников впервые узнает от пьяного Мармеладова, с которым он знакомится в одном из трактиров. Родион, будучи по своей природе чутким человеком, искренне проникается историей девушки, что еще ближе подталкивает его к совершению убийства процентщицы.
Его первая встреча с Соней происходит позже, в доме Семена Захаровича, куда она приходит, чтобы проститься с умирающим отцом. Родиона поражает вульгарный и неуместный для подобного случая наряд Сони, а ее смущает его бесцеремонное разглядывание.
По мере развития их отношений становится понятно, что Соня является полным антиподом Раскольникова. Раскольников идет на убийство ради своей безумной теории, Соня же преступает моральные законы ради спасения семьи. Соню терзает вина за совершенный грех, Раскольников пока не чувствует раскаяния. Но, как это часто случается с противоположностями, героев неудержимо влечет друг к другу, поэтому именно Соне, а не кому-то другому признается Родион в своем страшном преступлении.
Соня не озлобилась на людей после своего грехопадения, она продолжает оставаться все той же миролюбивой и доброй девушкой. В этом ей помогает глубокая вера в бога, основанная на любви и всепрощении. Раскольников, несмотря на пробуждающиеся у него муки совести, все еще отрицает и веру, и бога. Но ему необходима поддержка, поэтому он идет к Соне: «сам не вынес и на другого пришел свалить». Соня читает ему про воскрешение Лазаря из Евангелия. Прослушав эту легенду, Раскольников начинает понимать: принося себя в жертву ради спасения других людей, всегда нужно помнить о боге. Именно отстраненность Родиона от бога является, по убеждению девушки, главной причиной его преступления. Так, благодаря Соне, ее любви и вере понемногу начинает оттаивать сердце главного героя.
В начале их отношений его часто раздражает присутствие Сони, нередко он срывается на грубость. Но со временем он начинает привыкать к их встречам и даже скучает, если они долго не видятся. Соня становится для Раскольникова такой же необходимостью, как глоток воздуха. Это понимает и сама Соня, когда оправляется после тяжелой болезни. Отношения Сони и Раскольникова доказывают антигуманность изначально несостоятельной теории главного героя. Девушка советует ему «страдание принять и искупить себя им», она незаметно подводит его к признанию, а после приговора сопровождает в Сибирь, где делит с ним все лишения. Заключенные уважают ее и относятся ласково и доброжелательно. Беззаветная и жертвенная любовь Сони приводит Раскольникова к духовному возрождению.
В противостоянии двух абсолютно разных мировоззрений Достоевский присуждает победу Соне, олицетворяющей собой христианскую веру. Автор не отделяет любовь от бога, для него эти понятия составляют единое целое, это то, что позволяет героям пережить духовное возрождение и открыться навстречу вере и милосердию. «Их воскресила любовь», – такими словами заканчивает Достоевский историю своих героев.
Роль героя в произведении
На примере характера Сони Мармеладовой писатель изображает всепрощающую, ничего не требующую взамен, любовь. Эта любовь преподносится автором, как некая невысказанность, потому что в романе Соня не произносит о ней ни единого слова. Сама сущность девушки наполнена этим чувством, которое проявляется не в словесной форме, а в виде дел и поступков.
Неоценимо влияние героини и на дальнейшую судьбу Родиона Раскольникова. Соня помогает ему избавиться от его заблуждений и приблизиться к нравственному очищению. Соня уже самим своим существованием разрушает теорию главного героя. Ему становится понятно, что эта девушка – не «тварь дрожащая», а сильная личность, веру которой ничто не способно сломить и поколебать. Она остается нравственно чистой даже в той липкой обстановке своей убогой комнаты, где ей приходится обитать. Возможно, это понимают и бывалые «грубые, клейменые каторжные», которые обращаются к Сонечке со словами: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!».
Развитие героя по мере сюжета
Безропотная Соня, испытавшая на себе муки и страдания, прошедшая через унижения, являет собой необыкновенную духовную силу, способную спасти не только себя, но и своего возлюбленного Раскольникова, находящегося на грани отчаяния. Ее отличительной чертой является способность считать чужой грех своим собственным. Во многом из-за искупления и своего греха тоже, она сопровождает Раскольникова в Сибирь. Ее уже нельзя назвать той возвышенной и безропотной жертвой, которую автор представляет в начале повествования. Теперь это сильная личность, которая олицетворяет собой новый тип героини второй половины девятнадцатого столетия.
Отношение автора к герою
Для Ф.М. Достоевского его героиня является нравственным идеалом. Он наделяет ее такими чертами, как доброта, всепрощение, нежность, сочувствие и любовь. Только такой, по его мнению, должна быть настоящая женщина. В образе Сони заключена теория самого писателя о том, что каждый человек имеет право на жизнь. Эту установку он преподносит читателю через убеждения девушки о том, что грех, ради чего бы он ни был совершен, так и останется грехом, что невозможно обрести счастье, совершив преступление. Соня уверена, что путь к счастью всегда лежит через страдания и доказывает это своим смирением и любовью к людям и богу.
Прототипы
В образе Сони отражаются евангельские мотивы. Не случайно в романе она представлена глубоко верующим человеком. В одной из глав Евангелия есть сюжет о девушке, обвиненной в прелюбодействе. Эту историю Достоевский использовал при создании образа Сони Мармеладовой. Он преподносит этот образ так же, как Иисус, обратившийся к людям со словами: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень».
Еще одним прототипом героини можно считать Марию Магдалену, которая, сопровождая Христа, проповедует его учение. Так же и Соня, будучи предельно набожной, следует заветам Спасителя и доказывает это не только словами, но и поступками.
Экранизации героя
Самой известной и полюбившейся экранизацией считается работа режиссера Льва Кулиджанова. Фильм вышел на экраны кинотеатров СССР в 1969 году и получил заслуженное признание зрителей и кинокритиков. Черно-белая кинолента длительностью более трех часов в точности передает мрачность Петербурга Достоевского. Роль Сони Мармеладовой стала первой работой в кино для двадцатитрехлетней актрисы Татьяны Бедовой, которой на удивление легко удалось вжиться в образ главной героини. После знакомства с экранным образом Сони в исполнении Татьяны Александровны, надолго остается удивительное чувство чистоты, смирения, какой-то особенной тонкости.
В 2007 году был снят сериал «Преступление и наказание», роль главной героини в котором досталась актрисе Полине Филоненко.