comic con что это такое
San Diego Comic-Con: история самого значимого поп-культурного фестиваля в мире (и трейлеры с конвенции 2018!)
Диас Мураталиев рассказывает о самом значимом фестивале поп-культуры, расцвет которого, возможно, сделал фильмы по комиксам такими востребованными.
Недавно в Сан-Диего закончился Comic-Con – один из самых крупных в мире фестивалей, посвящённых популярной культуре, и уж точно самый значимый. За почти пятьдесят лет существования этот фестиваль превратился из небольшого собрания фанатов комиксов в важное международное культурное событие, на котором влиятельные игроки сферы развлечений ежегодно продвигают свои будущие блокбастеры.
История создания
Фанатские фестивали (или, как их называют, конвенции) в США появились еще в 30-х, но по-настоящему развиваться начали в 60-е. Одну из таких, Детройтскую Тройную Фанатскую ярмарку (тройная – потому что объединяла фанатов фэнтези литературы, фэнтези фильмов и комиксов), с 1965 года развивал коммерческий дизайнер и большой любитель комиксов Шел Дорф. Летом 1969 года он помогал вышедшим на пенсию родителям переехать в калифорнийский Сан-Диего, находящийся на берегу Тихого океана, между Лос-Анджелесом и мексиканской границей. Пленённый солнечной атмосферой города, 36-летний Шел решил тоже там обосноваться.
Вскоре после переезда Дорф увидел в местном журнале объявление о скупке комиксов. Нуждаясь в деньгах и имея много редких выпусков, Шел позвонил по номеру в объявлении и с удивлением обнаружил, что рекламу в журнале дал 12-летний мальчишка по имени Барри Альфонсо. Узнав о богатой коллекции Дорфа, Барри сообщил о ней своим друзьям постарше. Среди них были промышлявшие перепродажей комиксов Майк Таури, Боб Сурк и Ричард Альф (возрастом в 14, 16 и 17 лет, соответственно). Познакомившись с юными любителями рисованных историй, Шел Дорф озвучил им идею о создании фанатской конвенции в Сан-Диего.
Ребята, конечно, слышали о крупных фестивалях в Нью-Йорке и Детройте, но поначалу не очень доверяли «старику» Дорфу. Они резонно опасались, что тот может оказаться каким-нибудь аферистом. Шел наконец завоевал их доверие и уважение, когда повёз мальчишек встретиться со своим знакомым, художником комиксов Джеком Кёрби. Кёрби был легендарной фигурой в индустрии, потому что участвовал в создании таких знаменитых персонажей, как Капитан Америка, Халк, Тор и Железный человек. Естественно, ребята были впечатлены такой встречей.
В затее Дорфу решил помочь Кен Крюгер – 44-летний литературный издатель и владелец книжного магазина. Крюгер привёл с собой небольшую группу юных любителей научной фантастики, которые собирались в его магазине и называли себя «Сурками». В эту группу, в числе других, входил будущий писатель-фантаст Грег Бир и Скотт Шоу, который позже станет мультипликатором и художником комиксов.
Так команда была полностью укомплектована. Шел Дорф в первую очередь выступал как вдохновитель, наставник и консультант. Умудрённый прошлым опытом, он подробно описал соратникам все шаги, которые нужно пройти для создания успешной конвенции. Но практические и организационные вопросы он делегировал подопечным.
Было решено, что будущая конвенция будет некоммерческим предприятием. Конечно, вход будет платным, но вырученные деньги пойдут только на покрытие расходов и бюджет на следующий год. Тем не менее, прежде чем получить выручку с билетов, нужны были финансовые вливания, а у Шела денег не было.
К счастью, несмотря на то, что он только собирался заканчивать школу, Ричард Альф уже был успешным предпринимателем и хорошо зарабатывал на перепродаже комиксов. На «складе» – в родительском гараже – у него было около двадцати тысяч номеров, которые он реализовывал не только друзьям и знакомым, но и людям по всей стране, отправляя по почте. Альф вложил в организацию конвенции три с половиной тысячи долларов, что по нынешним меркам равняется более чем двадцати двум тысячам. У Ричарда, кроме того, был свой автомобиль, и он взял на себя почти все вопросы, связанные с транспортом. С перевозкой иногда помогала мать школьника Барри Альфонсо. Позже Шел Дорф будет считать именно Ричарда истинным сооснователем наравне с собой.
Пусть с самого начала конвенция задумывалась как посвящённая комиксам, организаторы решили не ограничиваться на этом и приглашать разных увлечённых поп-культурой людей, перенимая опыт у Детройтской Тройной Ярмарки. К примеру, команда сотрудничала с Обществом Друзей Хоббитов, а также с местной ячейкой Общества Творческого Анахронизма, занимавшейся воссозданием средневековой культуры.
«Мы открыли двери и сказали, что будем рады всем. Любой, у кого есть хоть какой-то интерес к чему-либо как-то связанному с комиксами, в ком бьётся пульс, и кто желает с нами работать – дверь открыта, проходите», – вспоминает Ричард Альф.
В качестве пробного запуска команда решила сначала провести небольшое однодневное мероприятие. Этот minicon (мини-конвенция) прошёл 21 марта 1970 года в подвале отеля U.S. Grant. Гостями мероприятия стали: основатель субкультуры фанатов научной фантастики Форест Джеймс Аккерман и комикс-художник Майк Ройер. Мини-кон посетило около ста человек, что позволило собрать дополнительные деньги и сделать себе имя.
Первая полноценная конвенция, организованная Дорфом и его командой, прошла в том же отеле с 1 по 3 августа 1970 года и называлась San Diego’s Golden State Comic-Con. Звёздными гостями стали уже упомянутый Джек Кёрби и писатели-фантасты Альфред Ван Вогт и Рэй Брэдбери. Последний был настоящей звездой и обычно брал за публичное выступление несколько тысяч долларов, но на этот раз согласился приехать бесплатно, узнав о некоммерческом характере конвенции. На конвенции была отдельная комната для продажи продукции, несколько различных тематических программ и групповых обсуждений, показ фильмов и многое другое. По сути, там была заложена модель для большинства будущих мероприятий такого рода.
Фестиваль посетило более трёхсот человек, и это считалось успехом, из-за чего было решено проводить его ежегодно. Поступивший в университет Ричард Альф даже бросил свой комикс-бизнес, чтобы выделить больше времени на организацию следующей конвенции, на которой он был председателем. В 72-м году мероприятие было переименовано в San Diego’s West Coast Comic Convention, и только годом спустя организаторы выбрали лаконичное название San Diego Comic-Con, которое приживётся надолго.
Развитие
К концу 70-х посещаемость достигла 6 тысяч человек, а ещё десятилетие спустя составила 42 тысячи. В 1991 году из-за увеличения размаха мероприятие стало проводится в конференц-центре San Diego Convention Center, где площадь главного выставочного зала составляет более сорока тысяч квадратных метров. Чтобы передать международный масштаб события, в 95-м конвенция была переименована в Comic-Con International: San Diego, но большинству людей она известна просто как Comic-Con. В том же году был создан новый логотип организации.
В 2000 году произошло важное событие. В прокат вышел фильм «Люди-Икс» – крупнобюджетная супергеройская лента с серьёзным и реалистичным тоном, которая начала современный бум комикс-экранизаций. Кассовые сборы в почти триста миллионов доказали, что подобные фильмы способны приносить большие деньги. Студии начали искать способы продвигать свои проекты напрямую своей основной аудитории. Естественно, Comic-Con был отличной возможностью для рекламы.
По прошествии лет можно сказать, что сотрудничество киноиндустрии и Comic-Con оказалось взаимовыгодным. С одной стороны, киностудии получили полезную маркетинговую платформу. Но с другой, Голливуд через свою продукцию популяризировал любовь к комиксам, превратив их из несколько постыдного «детского» хобби в нечто «крутое», модное и популярное по всему миру. Плюс, рекламируя свои проекты, студии стали привозить на конвенцию звёзд, устраивать семинары с создателями, проводить эксклюзивные показы самих трейлеров и прочих материалов.
Скорее всего, это не случайность, что бум кинокомиксов совпал с увеличением посещаемости Comic-Con с 48 тысяч в 2000 году до максимально возможной в рамках San Diego Convention Center цифры в 130 тысяч всего 8 лет спустя. В 2010 году Книга рекордов Гинесса назвала Comic-Con крупнейшим ежегодным поп-культурным фестивалем в мире. В 2011-м все доступные билеты на конвенцию были распроданы уже в первый день начала продажи. А в 2016-м билеты раскупили за час.
Мероприятия
Сейчас на Comic-Con ежегодно проводится около семи сотен различных мероприятий, связанных с комиксами, фильмами, сериалами, анимацией, литературой, игрушками, мангой, а также различными компьютерными, карточными и ролевыми играми. На конвенции можно приобрести целый спектр тематической продукции, пообщаться с создателями любимых работ, посетить обучающие семинары, получить автограф какой-либо знаменитости, увидеть творчество начинающих авторов или выставить своё и завести полезные знакомства. В многочисленных просмотровых залах ежегодно показывается около 350 часов контента, связанного с поп-культурой.
С 1991 года на Comic-Con происходит церемония вручений премии Айснера – эквивалента премии Оскар в индустрии американских комиксов. Ещё на фестивале проходит ежегодная Конференция искусства комиксов, где собираются представители индустрии, критики, историки и академики из сферы комиксов и проводят презентации новых научных трудов и академические обсуждения.
На конвенции проводится и международный фестиваль жанрового независимого кино, включающий более пятидесяти картин со всего мира. В рамках фестиваля, помимо кинопоказов, организовываются связанные с киноискусством семинары и лекции.
Интересно отметить, что с течением времени популярность на Comic-Con набирают сериалы. В 2011 году на фестивале студии рекламировали 80 телешоу, и только 35 фильмов. На конвенции за последние годы побывали создатели таких сериалов, как «Теория большого взрыва», «Доктор Кто», «Декстер» и «Игра престолов».
Но самым значимым местом на Comic-Con считается легендарный зал Hall H, куда выстраиваются толпы и где проводятся презентации самых крупных проектов. В Hall H имеется 6 100 зрительских мест, что делает его первым по вместительности залом на Comic Con. Именно там в 2006 году глава Marvel Studios Кевин Файги объявил миру, ко всеобщему ликованию, что студия собирается собрать на экране команду супергероев-Мстителей. А четыре года спустя на той же сцене была впервые собрана и показана публике команда, которая этих Мстителей сыграет. В Hall H фанаты «Сумерек» в 2009 году начали выстраиваться за сутки до начала презентации новой части – «Новолуние». В том же году там Джеймс Кэмерон эксклюзивно показал 25 минут из своего самого крупного проекта «Аватар». В 2012-м на презентации фильма «Хоббит: Нежданное путешествие» фанаты с удивлением обнаружили, что окружены огромным экраном на 360 градусов.
Косплей
Начиная с 1974 года, на Comic Con проводится Маскарад – конкурс на самый лучший костюм. С тех пор конвенция стала привлекать тысячи косплееров со всего света. Косплей (от английского словосочетания costume play – костюмированная игра) – популярное хобби, в котором люди переодеваются в любимых персонажей. При этом, не обязательно добиваться точного сходства. Можно, наоборот, экспериментировать – например, смешивать элементы экипировки нескольких героев, или представлять, как знакомый персонаж выглядел бы в новом контексте.
Вот лишь несколько ярких косплеев с Comic-Con 2018:
Король Ночи из «Игры престолов», если бы он стал отцом.
Смесь баскетболиста и джедая: Коби-Ван.
Мистик из «Людей Икс» в момент изменения внешности.
Самурай Дарт Вейдер.
Дарт Вейдер и Дональд Трамп в одном лице.
Скуби-Ду и его команда.
Семья Повстанцев из «Звёздных войн».
А вот актёр Аарон Пол одел свою дочь в костюм варщика наркотиков из сериала «Во все тяжкие», где сам же и играл.
По этому поводу можно вспомнить один случай, как игравший в том же сериале Брайан Крэнстон в 2013 году тайно расхаживал по Comic-Con в маске собственного персонажа. Многие звёзды говорят, что им приходится надевать маски, чтобы спокойно насладиться конвенцией.
Свежие трейлеры 2018 года
Как уже сообщалось, Comic-Con ежегодно становится площадкой, на которой студии презентуют фанатам новые материалы, связанные с будущими проектами. Некоторые из них являются эксклюзивными, и показываются лишь единожды тем счастливчикам, кто успел попасть в зал. Но чаще всего новые ролики после показа на конвенции опубликовывают в интернете для широкой аудитории. Мы собрали самые яркие трейлеры, показанные на Comic-Con в этом году.
«Аквамен» – сольный фильм про супергероя, знакомого зрителям по ленте «Лига справедливости».
«Шазам!» – фильм с комедийным оттенком о новом супергерое из той же вселенной, что Аквамен, Супермен и Бэтмен.
«Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» – возвращение в волшебный мир Гарри Поттера.
«Годзилла 2: Король монстров» – продолжение истории о гигантском чудовище.
«Стекло» – картина, сталкивающая героев фильмов «Неуязвимый» и «Сплит».
«Нация убийц» – чёрная комедия о внезапном хаосе в небольшом американском городке.
«Город головорезов» – криминальная драма о бедных районах Нового Орлеана.
«Комик-Кон» в Сан-Диего (Comic-Con)
Фестиваль «Комик-Кон» в американском городе Сан-Диего (Comic-Con или San Diego Comic-Con International) — масштабное ежегодное мероприятие, собирающее тысячи фанатов комиксов, косплейщиков и дизайнеров, готовых воплотить в жизнь самые грандиозные и безумные идеи.
Стоит отметить, что «Комик-Кон» по своей вовлеченности аудитории уступает таким событиям, как «Комикета» в Японии, Международный фестиваль комиксов в Ангулеме (Франция).
Билет на фестиваль Comic-Con в Сан-Диего
Фестиваль «Комик-Кон» давно вышел за пределы США и считается международным. Сюда приезжают любители косплеев, комиксов и сериалов со всего мира. За четыре дня здесь могут побывать 130–150 тысяч человек.
Обычно билеты на мероприятие распродаются задолго до его проведения, поэтому событие, которое пройдет в следующем году, анонсируется заранее.
Можно попасть на фестиваль обычным зрителем, просто вовремя купив билет, или зарегистрироваться в качестве участника — придумать образ, подобрать костюм, грим, отрепетировать жесты, мимику и речь своего персонажа. Участники регистрируются заранее через официальный сайт «Комик-Кона» или приходят регистрацию на месте проведения фестиваля (делается это за несколько дней). Вы получите специальный пропуск и значок. Онлайн-регистрация предполагает несколько этапов — введение персональных данных, номера бесплатного пропуска или купленного билета, указание количества дней, в течение которых вы будете посещать «Комик-Кон» (например, это может быть один день или сразу четыре).
По поводу платного посещения — за один день придется заплатить в районе 45 долларов, за все четыре — 150 долларов. Мы не зря предупреждаем о том, что нужно заранее подумать о своей поездке в Сан-Диего, потому что билеты на фестиваль раскупают максимум за 3 месяца с момента их появления в продаже, а стартуют они задолго до этого события. Проследить за стартом продаж можно через официальные странички и паблики в соцсетях или на сайте самого «Комик-Кона». Обычно если в продаже еще есть билеты, то при посещении сайта всплывает «окно», где предлагается их купить. В противном случае (если такого баннера или «окошка» вы не нашли на стартовой странице) билеты либо раскуплены, либо их еще не начинали продавать.
Дети до 12-ти лет на фестиваль проходят бесплатно, однако им нужен специальный пропуск и получить его можно точно так же, как и остальным участникам, — через форму на сайте или персональную регистрацию. Подробную информацию о регистрации участников вы можете найти на официальном сайте «Комик-Кона». Там дан четкий план действий для всех категорий посетителей.
Программа Comic-Con в Сан-Диего в 2021 году
«Комик-Кон» длится четыре дня. С четверга по субботу фестиваль открывается в 10:00, а завершается программа в 19:00. В воскресенье — с 12:00 до 17:00.
Чего здесь только нет! Пресс-конференции и автограф-сессии с актерами, режиссерами известных фильмов и сериалов, созданных по комиксам или произведениям в стиле фэнтези. Можно посмотреть сборники самых старых и новых комиксов со всего мира. Организуют различные мастер-классы от дизайнеров, художников, мультипликаторов, сценаристов, журналистов и людей других творческих профессий.
В отдельном зале проходят показы фильмов, сериалов и мультфильмов. Можно посмотреть на грандиозные, необычные и иногда совершенно безумные инсталляции, картины художников и дизайнеров. Здесь же — выставки роботов, какой-то невероятной техники будущего.
Еще, конечно, поражают участники фестиваля, пришедшие в костюмах. Косплеи получаются такими восхитительными и продуманными до мелочей, что можно усомниться — а не настоящий ли герой перед вами? Фантазия просто зашкаливает: здесь супергерои, персонажи мультфильмов, кино и сериалов (от самых культовых до новых и популярных прямо сейчас), есть копии настоящих звезд — актеров и певцов.
В рамках фестиваля проходит награждение премией «Inkpot Award». Ее вручают за мощные работы и настоящие прорывы в области фэнтези, комиксов и анимации.
Кстати, с программой фестиваля можно ознакомиться на официальном сайте Comic-Con. Здесь есть подробная афиша событий по дням, времени и залам. Можно заранее составить собственный маршрут и успеть посетить все интересные вам мероприятия.
История
Впервые фестиваль прошел в Калифорнии в 1970 году. Организаторами этого знакового события стали настоящие фанаты комиксов — Шел Дорф, Ричард Альф, Кен Крюгер, Майк Тоури. Первоначально мероприятие было очень маленьким — всего 100–300 человек, показывали фильмы, демонстрировали собрания комиксов и т. д. И все это в подвальном помещении одного из калифорнийских отелей. Однако фестиваль стал настолько необычным, новаторским, интересным для своего времени, что очень быстро снискал славу.
Сейчас «Комик-Кон» настоящая мощнейшая «подпитка» для тех, кто увлекается комиксами и фэнтези. Здесь каждый может найти что-то новое, необычное и интересное для себя — знания, идеи, вдохновение и друзей.
Comic-Con Russia
Подобные мероприятия проводят по всему миру. Например, в России такой фестиваль идет осенью (Comic-Con Russia), тоже называется «Комик-Кон», программа где-то схожа с той, что представлена в Сан-Диего. С подробной информацией об этом событии вы можете ознакомиться на официальном сайте.
Как добраться
Место проведения фестиваля Comic-Con («Комик-Кон») в Сан-Диего: США, штат Калифорния, West Harbor Drive, 111.
Общественный транспорт
До здания Конвеншн-Сентер можно добраться на наземном метро. Выбирайте зеленую ветку. Выходить нужно на остановке «Convention Center», находится она прямо напротив сооружения.
Также ежегодно на официальном сайте «Комик-Кона» публикуется подробный график движения специальных автобусов-шаттлов (обновляется расписание каждый год). Они курсируют в разных направлениях по городу и их легко узнать — есть специальные логотипы «Комик-Кона». Интервал движения шаттлов — каждые 15–30 минут.
Такси
Если вы не очень хорошо ориентируетесь в незнакомом городе, особенно в другой стране, и просто боитесь заблудиться, тогда вызовите такси через мобильное приложение Uber.
Конвеншн-Сентер в Сан-Диего на google-панораме
Видео: фестиваль «Комик-Кон» в Сан-Диего
Comic con что это такое
Конференция разработчиков игр стала первой конференцией для специалистов из игровой индустрии. Популярность профильного ресурса для разработчиков DTF привела к тому, что было решено организовать событие, где представители компаний, специалисты и издатели игр могли бы собраться раз в год и обсуждать наиболее значимые события, делиться опытом и посещать доклады своих коллег.
Создание такой конференции повлияло на отечественную игровую индустрию, способствуя ее выходу на качественно новый, профессиональный и глобальный уровень. Александр Фёдоров, один из основателей DTF, а также организаторов КРИ и «ИгроМира», рассказал, с чего начиналась идея КРИ и как конференция смогла повлиять на игровую индустрию, которую мы знаем сегодня.
КРИ (Конференция разработчиков игр)
Идея создания такой конференции фактически была на поверхности — сначала был DTF, который пользовался необычайной популярностью у геймдевелоперов: портал собирал вокруг себя разработчиков, они делились знаниями и опытом, и индустрия развивалась. Несмотря на то, что проект не приносил прибыли…
Александр Фёдоров: Регулярно возникала проблема, что нужно как-то пытаться с этого зарабатывать. С ресурсом этого не получалось по многим причинам, и мы стали думать, какой может быть способ это сделать, причем, с одной стороны, оставаясь в парадигме доброго и вечного для нашей индустрии, с другой — немного заработать. Мы стали смотреть по сторонам, что происходит в мире, и обратили внимание на конференцию GDC, подумав, а почему бы не попробовать.
Ощущалась общая потребность нашей отечественной GDC, потому что на тот момент вроде как были компании, которые делают игры, при этом они продолжали быть сами в себе, оставаясь довольно закрытыми. У многих были непонятные наработки, которые шли параллельно друг другу, но людям, переходящим из одной компании в другую, приходилось начинать все сначала — взаимозаменяемых технологий не было, и приходилось заново изобретать велосипеды. Возникала потребность, чтобы люди могли делиться информацией и обмениваться опытом, а для этого идеально подходил формат конференции. Был запрос и со стороны разработчиков с издателями, и с нашей стороны, так как это действительно была та вещь, на которой можно было бы заработать денег.
В отличие от интернета, на котором денег, кроме как через баннеры, заработать было невозможно, здесь был понятный формат: вот у тебя конференция, на ней есть участники, они платят какие-то деньги и так далее. Все это срослось вместе, и появилась идея попробовать. То есть понятно, что не было такого, что ребята с DTF внезапно собрались и решили, что вот давайте мы проведем конференцию и все на нее приедут. Разумеется, мы поездили по крупнейшим на тот момент разработчикам и издателям, спросили, насколько им это надо, и, как только получили положительные ответы, решили, что да, мы собираемся это делать.
Юрий Мирошников, глава игрового направления «1С», внес значительный вклад в организацию конференции. Он был одним из первых, к кому команда DTF обратилась за советом, как было бы лучше организовать подобное мероприятие и что необходимо сделать для этого в первую очередь. Организаторами первой КРИ, которая проходила 21 и 22 марта 2003 года в МГУ, выступили: Максим Донских, Евгений Малеев, Максим Маслов, Юлия Шкелева и Александр Фёдоров.
Александр Фёдоров: Это было отдельным челенджем, и хорошо, что это было лишь однажды. Веселья и проблем с таким форматом был вагон… например, у тебя есть холл учебного здания, который застраивается стендами компаний; также была часть лекториев, где мы проводили свои сессии. Там же, параллельно, в соседних лекториях шли лекции — оттуда выходили студенты и преподаватели. В общем получалось, что это было, по сути, вмешательством в образовательный процесс — с одной стороны, и нам неудобно, и студентам неудобно, и непонятно, на каких правах мы тут находимся, что вроде бы и все с руководством согласовано, а с другой стороны, мы мешаем куче людей, которые здесь учатся, работают и не понимают, откуда мы, что здесь делаем и что вообще происходит.
На первой конференции было несколько сотен людей — порядка 500–600 человек. Со временем эта цифра увеличилась до 1 500 участников. Было организовано 12 конференций, при этом последняя проходила в рамках «ИгроМира». После МГУ и за исключением «ИгроМира» КРИ проводилась в гостинице «Космос».
Еще об «ИгроМире» и Comic Con Russia: