dolby digital plus что это такое в телевизоре
Декодер Dolby Digital в телевизоре что это
Декодер Dolby Digital в телевизоре что это
Покупая телевизор, проигрыватель BluRay или домашний кинотеатр, вы обязательно столкнетесь с термином Dolby Digital Plus. Что стоит за этими словами? Расскажем в нашей статье.
Выбираете новый телевизор, но не знаете, что означает большая часть его характеристик? В чем существенная разница между Dolby Digital Plus и простым Dolby Digital? Разберемся вместе с CHIP.
Что такое Dolby Digital Plus?
Требования к аудиокодеку
Если вы любите слушать музыку или смотреть фильмы в наушниках, обратите внимание на нашу последнюю статью, в которой мы рассказывали про технологию Bluetooth.
Покупая телевизор, проигрыватель BluRay или домашний кинотеатр, вы обязательно столкнетесь с термином Dolby Digital Plus. Что стоит за этими словами? Расскажем в нашей статье.
Выбираете новый телевизор, но не знаете, что означает большая часть его характеристик? В чем существенная разница между Dolby Digital Plus и простым Dolby Digital? Разберемся вместе с CHIP.
Что такое Dolby Digital Plus?
Требования к аудиокодеку
Если вы любите слушать музыку или смотреть фильмы в наушниках, обратите внимание на нашу последнюю статью, в которой мы рассказывали про технологию Bluetooth.
Dolby Digital – вмонтированное устройство декодирующего назначения, которое создает шестиканальное звуковое сопровождение спутниковых цифровых вещательных программ или мультимедийного видеоконтента, записанного на цифровой видеокассете, цифровой аудиокассете или с видеосервера.
Что такое декодер dolby digital в телевизоре
Декодер Dolby Digital представлен как система идеально чистого звука. Каналы (левый — центральный и правый — фронтальный) позволяют установить месторасположения источника звука. Отдельно распределенные каналы увлекают телезрителя охватывающими и льющимися с экрана звуками.
Зачем необходим декодер dolby digital в телевизоре
Процессор Dolby Digital стал продолжением ранее воплощенной в жизнь системы кодирования многоканального звука Dolby. При отсутствии сигнала шумопоглащения Dolby работает по принципу снижения шума, а в случае его наличия дает возможность мощному производительному аудио сигналу перебивать шум более низкого уровня. Именно поэтому, эта технология применяет психоакустическую модель слуха.
Внимание! В том случае если сигнал заполняет отдельную часть спектр, шумопоглащения Dolby снижает шумовой уровень в отдельных участках спектра, в которых отсутствует производительный сигнал, делая его незначительным. Это происходит потому, что звуковой сигнал скрывает только ближайший частотный шум.
Приставка Dolby Digital обхватывает множество других резервов:
Как пользоваться декодером dolby digital
Для того чтобы настроить системное устройство, телевизор должен поддерживать стандартные настройки.
Вместе с тем, видеозаписи также должны соответствовать формату DD+. Как правило, его используют во всех BluRay и на отдельных коммерческих каналах.
Для передачи видеоконтента Dolby Digital Plus с видеопроигрывателя на телевизор, а затем на оборудование мультимедийного комплекса потребуется стандартный кабель HDMI 1.3.
Словарь терминов, Декодер, Dolby digital – Инструкция по эксплуатации Panasonic SC-HT928 RU
Страница 31: Dts (digital theater systems), Dynamic range (динамический диапазон), 1/р/в — типы изображения, Линейная икм (импульсно-кодовая модуляция), Контроль воспроизведения (рвс), Частота выборки, Hic3h
Внимание! Текст в этом документе был распознан автоматически. Для просмотра оригинальной страницы Вы можете воспользоваться режимом «Оригинал».
Декодер расшифровывает закодированные аудиосигналы, записанные на
DVD диске, в обычные. Это называется декодированием.
Это метод кодирования цифрового сигнала, разработанный Dolby
Laboratories. Кроме стерео (2-канального) звука, эти сигналы могут быть
также многоканальным звуком. Используя этот метод, большое
количество аудио информации может быть записано на один диск.
DTS (Digital Theater Systems)
Это система окружающего звучания используется во многих кинотеатрах
по всему миру. Сушествует хорошее разделение между каналами так. что
возможны эффекты реального звучания,
Dynamic range (Динамический диапазон)
Динамический диапазон — это разница между нижним уровнем звука,
который может быть слышен вне шума оборудования, и верхним уровнем
звука до того, как происходит искажение
Frame still and field still (Стоп-кадр —кадры и поля)
Кадрами называются неподвижные изображения, при быстром
чередовании создающие иллюзию движущегося изображения.
Каждую секунду на экран выводится около 30 кадров.
Каждый кадр состоит из двух полей. Обычный телевизор
воспроизводит эти поля по очереди, создавая изображение кадра.
Стоп-кадр будет показан, если переключить движущееся
изображение в режим паузы. Стоп-кадр представляет собой два
чередующихся поля, так что изображение может быть нерезким, но
общее качество высокое.
Стоп-кадр, состоящий из одного поля, обладает высокой резкостью,
но поскольку в одном поле содержится лишь половина от общей
информации кадра, качество такого изображения ниже.
1/Р/В — типы изображения
MPEG 2, стандартный формат видео сжатия для
использования с DVD-Video, кодирует кадры, используя 3 типа
изображений.
I: Изображение в формате intra
Такое изображение обладает наилучшим качеством, и его
лучше всего использовать при регулировке изображения.
Р: Изображение в предиктивном формате
Это изображение рассчитывается на основе ряда
предыдущих I- или Р-изображений.
В: Изображение в реверсивно-предиктивном формате
Изображение этого типа рассчитывается методом
сравнения предыдущих и последующих I- и
Р-изо6ражений, так что оно несет наименьший объем
информации.
Линейная ИКМ (импульсно-кодовая модуляция)
Это несжатые цифровые сигналы, подобные сигналам,
имеющимся на дисках CD.
Контроль воспроизведения (РВС)
Если Video CD имеет “контроль воспроизведения (РВС)’’, Вы
можете выбрать сцены или информацию с помощью меню.
Выборка — это процесс преобразования амплитуды звуковой
волны (аналоговый сигнал), который выполняется через
зпределенные периоды, в цифровой вид (цифровое
кодирование). Частота выборки — это количество образцов
взятых за секунду, так что большие числа означают более
естественное воспроизведение оригинального звука.
Современный ТВ и не очень современный домашний кинотеатр с декодером DD 5.1 и Dolby Prologic II
Гуру, подскажите пожалуйста!
На телевизоре есть только оптический выход S/PDIF, а на ресивере ДК такого входа нет, зато есть S/PDIF коаксиальный, но такового выхода нет на телевизоре, HDMI ARC поддерживает только ТВ, у ДК просто HDMI Помимо этого на ресивере ДК есть еще три аудио входа: «AUX» в виде 2RCA и «TV» тоже в виде 2RCA, отличаются они только входной чувствительностью 500мВ у «AUX» и 250 мВ у «ТV», последний вход «MP3 Line In» чувствительностью тоже 500мВ.
Так как нет возможности соединить ДК и ТВ по цифровому аудио каналу, получается 3 альтернативных варианта:
-выход minijack 3.5 (ТВ) — вход MP3 Line In 500 mV (ДК)
-выход minijack 3.5 (ТВ) — вход 2RCA AUX 500 mV (ДК)
-выход minijack 3.5 (ТВ) — вход 2RCA TV In 250 mV (ДК)
Что хочу: подключать внешний хард к телевизору и, соединив телевизор с дом. кинотеатров тремя вышеперечисленными вариантами, получать объемный звук на дом. кинотеатре с помощью декодера Dolby Prologic II.
Также заметил, что по сей день, даже самые современные ДК до сих пор включают в себя декодер Dolby Prologic II, а некоторые — нет. Так как почти все цифровые каналы в РФ вещают в стерео, а не DD 5.1, правильно ли я понимаю что при подключении телевизора к ДК, в этом случае, без декодера Dolby Prologic II будут работать опять же только фронты?
Декодер Dolby Digital/AC3/DTS
Всем доброго!
Возникла необходимость в устройстве, через которое можно будет управлять несколькими источниками звука имея один комплект колонок — посматриваю на устройства подобные HD AUDIO RUSH, но хочу точно определиться с наличием необходимых мне алгоритмов работы, поэтому собственно возникли несколько вопросов, важных для меня, но не описаные в найденных мною обзорах. Если не сложно, попрошу владельцев или бывших пользователей декодеров ответить, хотя бы на некоторые из нижеперечисленных вопросов:
1) После выключения-включения прибора, он сбрасывается в начальный режим или запоминает какие либо настройки (запоминает вход и режим 2.15.1)? (как где то писали он должен сбрасываться на 1-й оптический вход и режим 5.1)
2) Прибор не определяет сам есть ли у него подключение по какому либо из входов (оптика, коаксиал, стерео)? т.е. в любом случае нужно будет при включении выбирать источник сигнала если источник не 1-ая оптика?
3) Стерео сигнал по умолчанию (при включении) воспроизводится как стерео или преобразуется в 5.1? (т.е. если, при включении по умолчанию включен режим 5.1, то, как я думаю, он должен 5.1 воспроизводить как есть а стерео преобразовывать в 5.1 — или я ошибаюсь?)
4) Опишите поподробнее как действует кнопка 5.12.1? Я предполагаю что она управляет двумя режимами: ПЕРВЫЙ режим — воспроизводит 5.1 как есть а стерео преобразует в 2.1 и ВТОРОЙ режим — 5.1 преобразует в 2.1 и стерео преобразует в 2.1. Если я не прав — напишите как работает данная кнопка на самом деле? (если режимов более двух, то укажите, пожалуйста, как они работают и какой из них именно включается по умолчанию при выключении-включении прибора).
5) Какой алгоритм микширования будет работать если на вход прибора подать сигнал 4.0? (У меня нет системы 5.1, но есть 4 колонки, которые отлично играют от компьютера, потому что он может выдавать 4.0, но что будет когда я в разрыв между ними поставлю декодер? — на выходе будет такое же 4.0 или звук преобразуется в 5.1? Впринципе, насколько я знаю, стандарт 5.1 подразумевает вывод полного спектра звука по 5 каналам и вывод только низкочастотного спектра на саб — поэтому любой из вариантов меня устроит — главное чтобы прибор не завис в этой непонятной ситуации. если не сложно, у кого прибор в наличии — попробуйте переключиться в режим 4.0 и напишите что из этого вышло).
6) Ну и вопрос не касающийся конкретно декодера: возможно ли какое либо адекватное подключение акустики 4.0 к источнику сигнала 5.1? Т.е. если просто центр из 5.1 скоммутировать на обе передние колонки 4.0 то входы колонок между собой гальванически замкнутся и через них будет воспроизводится и центр и левый-правый каналы одновременно… возможно есть способ вывести центральный канал на обе колонки, при этом не нарушая гальванической развязки левого и правого канала? Вопрос этот возник после мыслей о том, что возможно придется подключать к декодеру источник, который умеет 5.1 и не умеет 4.0 (телек какой или медиацентр) — я в электронике не очень разбираюсь, поэтому не могу придумать что делать в этом случае (может нужно самому какую развязку спаять или возможно для этого готовое устройство есть)?
Технологии звука: Dolby Digital и DTS
Сам термин Dolby Digital ранее обозначал специальные цифровые системы звукового оборудования в кинотеатре. Аналогичные системы, но уже для «домашнего» звука, носили название Dolby Surround AC-3. Для упрощения и во избежание путаницы было принято решение профессиональные и домашние системы объединить названием Dolby Digital.
Этот стандарт обеспечивает 6 совершенно независимых каналов звука. В первую очередь, это 3 фронтальных (левый, правый и центральный), а также 2 независимых друг от друга тыловых и ещё один канал низкочастотных эффектов, в котором хранится дополнительная информация о басах. Этот шестой канал больше известен как сабвуфер. Он добавляется к одному из фронтовых каналов, таким образом составляя систему каналов 5+1 (отсюда и название системы — Dolby Digital 5.1).
Технология Dolby Digital имеет такие достоинства:
Во-первых, идентичность характеристик всех каналов гарантирует плавный переход звука от движущихся объектов из одной колонки в другую;
Во-вторых, полностью независимые друг от друга «фронты» и «тылы» позволяют воспроизвести перемещение звука в любом направлении с чёткой локализацией его источника в любой момент времени;
И, в-третьих, наличие независимого сабвуфера заметно расширяет возможности звукорежиссёров по усилению эмоционального воздействия звука.
Обычному потребителю необходимо знать о том, что на практике метка «Dolby Digital» на диске (особенно, пиратском) совсем не означает, что мы получим великолепный шестиканальный звук. На деле, как правило, звук оказывается обычным Dolby Stereo, а то и вообще записанным в монорежиме. Маркировка АС-3 тоже совершенно не даёт никакой гарантии, что перед вами 6 каналов звука. Разве только он сжат с помощью технологии АС-3, но это можно сделать вообще с любым сигналом…
DTS (Digital Theatre Sound)
Многие называют эту звуковую технологию самой совершенной на сегодняшний день. По сравнению с Dolby Digital используется в 4 раза меньшая степень компрессии (сжатия) цифровых данных, что обеспечивает лучшее качество звука. Данная система пока распространена значительно меньше, чем Dolby Digital и используется в основном в США. Особенно приглянулась это система кинопрокатчикам. Впервые качество своего первоклассного звука DTS продемонстрировала ещё в 1993 году во время показа блокбастера Стивена Спилберга «Парк Юрского периода». С тех пор все ведущие киностудии США и Европы используют многоканальный цифровой звук DTS, который делает аудиотреки фильмов более динамичными и реалистичными.
Вместо нескольких дорожек Dolby Digital, у DTS существует лишь одна, зато по качеству аналогичная первоисточнику. Для прослушивания понадобится соответствующий DTS-декодер. В последнее время на рынке стали появляться универсальные внешние декодеры, которые сочетают в себе всевозможные системы сжатия звуковых потоков, предоставляя слушателю возможность выбора способа декодирования.
Для сравнения DTS и Dolby Digital стоит выделить два пункта, по которым DTS, несомненно, лидирует:
Во-первых, чёткий, кристально чистый звук, а значит, заметны даже еле слышные его оттенки;
Во-вторых, широкий динамический диапазон, позволяющий глубже почувствовать звук.
Достаточно часто некоторые звуковые дорожки DTS звучат громче, чем в Dolby Digital. Это связано с тем, что они доносят до слушателя оригинальное звучание, которое было на мастер-записи, а Dolby Digital использует технологию выравнивания уровня сигнала звука до 4 дБ.
Digital Theatre Sound в последнее время приобрела большую популярность. DTS оборудуются практически все современные кинозалы, а на рынке аппаратуры для домашних кинотеатров DTS остаётся в числе лидеров.
Что такое декодер dolby digital в телевизоре: как пользоваться
Опубликовано kachlife в 29.10.2020 29.10.2020
Dolby Digital – вмонтированное устройство декодирующего назначения, которое создает шестиканальное звуковое сопровождение спутниковых цифровых вещательных программ или мультимедийного видеоконтента, записанного на цифровой видеокассете, цифровой аудиокассете или с видеосервера.
Битва за превосходство в окружении звучанием во всех подробностях
В процессе развития систем домашнего кинотеатра появились новые форматы окружающего звучания, добавившие детальности и реалистичности вечерним просмотрам. Вернемся к истокам и рассмотрим два самых популярных из них – DTS и Dolby Digital.
И DTS, и Dolby Digital представляют собой технологии сжатия аудиосигнала, позволяющие производителям фильмов записывать многоканальный звук, который может воспроизводиться как в кинозалах, так и на домашних системах. Оба обеспечивают потрясающее качество звучания. В чем между ними разница и который из них лучше?
Дьявол, как всегда, в деталях. Или, точнее говоря, в способах кодирования аудиосигнала, применяемых обеими технологиями.
Кодирование сигнала в DTS выполняется с более высоким битрейтом, и по этой причине некоторыми экспертами считается более качественным. Другие возражают, что у Dolby Digital более совершенная технология, позволяющая создавать более качественный звук при меньшей скорости потока данных.
Уже запутались? Все не так сложно: оба варианта широко распространены, и скорее всего вам не придется выбирать.
В своей базовой форме и DTS, и Dolby Digital кодируют 5.1-канальное аудио (то есть рассчитаны на типичную домашнюю аудиосистему с пятью колонками и одним сабвуфером). Более передовые версии технологий, DTS:X и Dolby Atmos, поддерживают 7.1-канальные форматы, окружающее звучание в HD и динамики над головой.
DTS и Dolby Digital можно найти в Blu-ray-проигрывателях, домашних кинотеатрах, игровых консолях, компьютерах, телеприставках и даже смартфонах. Из нашего материала вы узнаете, чем различаются DTS и Dolby Digital – и почему это важно.
Требования к аудиокодеку
Если вы любите слушать музыку или смотреть фильмы в наушниках, обратите внимание на нашу последнюю статью, в которой мы рассказывали про технологию Bluetooth.
Always On Display: почему эта технология тратит так мало энергии
Интервью с инженером Dolby: как новые технологии позволяют нам получать больше удовольствия от кино и видео
Зачем необходим декодер dolby digital в телевизоре
Процессор Dolby Digital стал продолжением ранее воплощенной в жизнь системы кодирования многоканального звука Dolby. При отсутствии сигнала шумопоглащения Dolby работает по принципу снижения шума, а в случае его наличия дает возможность мощному производительному аудио сигналу перебивать шум более низкого уровня. Именно поэтому, эта технология применяет психоакустическую модель слуха.
Внимание! В том случае если сигнал заполняет отдельную часть спектр, шумопоглащения Dolby снижает шумовой уровень в отдельных участках спектра, в которых отсутствует производительный сигнал, делая его незначительным. Это происходит потому, что звуковой сигнал скрывает только ближайший частотный шум.
Приставка Dolby Digital обхватывает множество других резервов:
Table of Contents:
Объемное звучание является неотъемлемой частью домашнего кинотеатра, и при этом существует множество форматов объемного звучания в зависимости от возможностей вашей аудиосистемы, расположения динамиков и контента.
Вероятно, наиболее часто используются форматы, входящие в состав семейства Dolby Digital. В этой статье мы обсудим три из них: Dolby Digital, Dolby Digital EX и Dolby Digital Plus, которые обычно используются на DVD-дисках и потоковом контенте, а также представлены в качестве дополнительного выбора в содержимом диска Blu-ray.
Что такое Dolby Digital?
Почти все домашние приемники домашнего кинотеатра имеют встроенный декодер Dolby Digital, и все проигрыватели дисков DVD и Blu-ray оснащены возможностью передавать сигналы Dolby Digital на правильно оборудованные приемники для декодирования.
Dolby Digital часто упоминается как 5.1-канальная система объемного звучания. Однако следует отметить, что термин «Dolby Digital» относится к цифровому кодированию аудиосигнала, а не к количеству его каналов. Другими словами, Dolby Digital может быть:
Dolby Digital EX
Однако, если у вас есть DVD-диск или другой исходный контент, который содержит кодировку EXE с 6.1 каналами, а ваш ресивер не имеет EX-декодирования, приемник по умолчанию будет использовать Dolby Digital 5.1, чтобы просто объединить дополнительную информацию в звуковом поле 5.1-канального звука.
Dolby Digital Plus
НОТА: Хотя у Dolby Digital Plus есть свое собственное обозначение ярлыков, во многих приложениях Dolby Digital 5.1 и 6.1 (EX) часто называют просто Dolby Digital.
Dolby Digital также можно назвать: DD, DD 5.1, AC3
Независимо от того, в каком формате в семействе Dolby Digital у вас есть доступ, цель состоит в том, чтобы обеспечить прослушивание объемного звучания, наполняющее комнату, которое улучшает возможности просмотра домашнего кинотеатра или более полное воспроизведение звука с совместимого ПК или портативного устройства.
101 вопрос, который нужно задать себе, пока не стало слишком поздно, и 11 других вещей, которые нужно знать на этой неделе
12 вопросов, которые нужно задать своему будущему работодателю, и еще 11 вещей, которые нужно знать сейчас
5 вещей, которые нужно узнать о себе перед поиском работы, и еще 11 вещей, которые нужно знать
Что такое Dolby Atmos
Содержание
Содержание
В начале было моно. Затем появилось стерео, и до сих пор чаще всего музыка звучит через две колонки. Потом начались эксперименты: квадро — с двумя колонками сзади, несколько форматов с шестью спикерами, и, наконец, 5.1 с фронтальным каналом для диалогов и боковыми для эффектов. Но тут появляется Dolby Atmos — новый формат объемного звука, превосходящий все предыдущие. В чем его отличие, какие новые впечатления он может подарить, где он используется и что для него нужно?
Краткая история многоканального звука
Именно звук создает эффект присутствия в кино и погружает в атмосферу фильма. Звуковое кино буквально за несколько лет убило немой кинематограф. Первый фильм с объемным звуком — диснеевская «Фантазия» — был выпущен еще в сороковых. Спустя десятилетие в Нью-Йорке имел большой успех демо-фильм «Это — Синерама», сочетавший панорамную картинку с 7-канальным звуком: 5 каналов для источников с экрана, и еще пара — по бокам для эффектов.
С пятидесятых годов, до появления технологий Dolby, в кинематографе 20 лет правил стандарт многоканального звука Todd-AO. Пять колонок ставили за экраном, и дополнительный канал с эффектами шел в колонки по бокам. Компания Dolby Laboratories была основана в 1965 году, она усовершенствовала систему Todd-AO — вместо двух из пяти фронтальных каналов поставили два сабвуфера, а затем оставили лишь один, освободившийся канал использовали для звукового окружения.
Первым хитом, который позволил Dolby доминировать на рынке технологий объемного звука для кино, стали Звездные Войны. На старом постере в правом нижнем углу виден логотип Dolby System.
В чем отличие Dolby Atmos
К девяностым годам в кинозалах и домашних кинотеатрах закрепились системы многоканального звука 5.1 и выше. Они актуальны и сегодня, хотя имеют ограничения.
Дело в том, что раскидывать звук по каналам должен звукорежиссер в студии. Это строго регламентирует схему позиционирования акустики в помещении. Не проблема для 5.1, но при 11 и больше каналах требования к размещению акустики уже настолько сложные, что не каждый кинозал может соответствовать стандартам, не говоря уже о домашних кинотеатрах. Именно эту проблему решает появившийся всего несколько лет назад формат Dolby Atmos.
Главное отличие Atmos от 5.1 и иже с ним — в новом формате звук по каналам раскидывает аудиопроцессор.
А звукорежиссер в специальной программе лишь рисует, откуда звуковой объект должен исходить и куда двигаться. Таким образом, технология сама подстраивается под количество каналов, не важно, 5 их или 25, и сводит звук в реальном времени. Это позволяет легко масштабировать систему — от домашних кинотеатров до гигантских кинозалов.
Второй важный момент — это объем. Dolby Atmos нужны колонки сверху, благодаря им звук получается по-настоящему 3D и звучит не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. Технология позволяет создать объемную бесшовную звуковую картину, когда гром гремит прямо над головой, а космические корабли проносятся сверху вниз и по диагонали. Словом, новый формат позволяет погрузиться в происходящее на экране и действительно открывает новое измерение.
Где применяется Dolby Atmos
В кинозалах
Новым стандартом сразу заинтересовались кинотеатры, ведь он позволяет привлечь больше зрителей. Atmos в кинозалах раскрывается на полную, позволяя задействовать до 64 каналов и пустить по ним до 128 звуковых объектов, и все они автоматически распределяются по аудиосистеме. Иными словами, по залу одновременно может летать до 128 разных звуков, и всех их будет одинаково хорошо слышно.
Большой плюс кинозалов с Dolby Atmos в том, что все они построены по лицензии. После установки оборудования в зал приезжает специалист компании Dolby и настраивает оборудование самостоятельно. Поэтому все залы с Atmos звучат одинаково хорошо, в них приятно смотреть современные блокбастеры.
В телевизорах
Стоит сразу отметить, что Atmos в бытовой технике отличается от стандарта в кинозалах — до 32 каналов (против 64 в залах), до 11 звуковых объектов (против 128). Но это не значит, что в домашних кинотеатрах Atmos какой-то ущербный и урезанный — объекты просто группируются в кластеры, поскольку пропускная способность аудиотракта в домашних кинотеатрах ограничена, да и все 128 объектов на блю-рэй диск не влезут.
Многие современные топовые ТВ поддерживают Dolby Atmos. Понятное дело, что крохотные динамики в ультратонком телевизоре не способны сотрясать стены так же, как киловатт звука в настоящем домашнем кинотеатре. Поэтому в телевизорах Atmos — это, скорее, демо-версия, которая позволяет подарить впечатления, схожие с настоящим форматом. Зато такая функция поможет понять, нужен ли он зрителю, или ему роднее старый добрый 5.1.
В саундбарах
Куда более яркие впечатления могут подарить саундбары, некоторые из которых поддерживают Atmos и буквально напичканы технологиями на грани магии. В них встроены узконаправленные динамики, которые стреляют в потолок — звук отражается от него и попадает прямо в слушателя, как будто это колонки сверху.
Благодаря играм с фазой и эффектам психоакустики саундбары создают впечатление объемного звука со всех сторон, при этом избавляют от необходимости расставлять колонки по комнате и тянуть к ним провода, не заставляют глушить помещение акустическими панелями и вообще представляют собой компактное и элегантное решение.
Однако минусы все же есть — качество звучания зависит от материалов стен и потолка, ведь звуку нужно отражаться от них, и лучше всего он отражается от голых бетонных стен. Если же в комнате стоит много мебели, то звук будет рассеиваться и попадет куда угодно, только не в зрителя.
В домашних кинотеатрах
Dolby Enabled Speakers — штука, позволяющая превратить старую добрую систему 5.1 в Dolby Atmos покупкой всего нескольких дополнительных колонок. Как минимум, нужны два сателлита, стреляющие в потолок, подобно саундбарам, они ставятся на фронтальные колонки.
Для полного эффекта еще пару сателлитов можно расположить по бокам. Эта штука была придумана компанией Dolby чтобы максимально быстро вывести на рынок новый формат. Как и в случае с саундбаром, система чувствительна к отделке помещения.
Но все же лучшие впечатления от Dolby Atmos дарит система с настоящими потолочными сателлитами. Чаще всего это формат 7.1.4 — три фронтальные колонки, две сзади, две по бокам (итого 7 в горизонтальной плоскости), на потолке — по паре сзади и спереди, плюс сабвуфер.
Естественно, колонкам нужен подходящий источник, поэтому для работы Atmos понадобится AV-ресивер, поддерживающий этот формат. Про выбор ресивера можно почитать тут, но главное, о чем нужно помнить — это о мощности. Не у каждого ресивера ее достаточно, чтобы питать разросшееся поголовье колонок, а потому многие используют связку ресивера или звукового процессора с мощным многоканальным усилителем.
В видеоиграх
Что особенно подкупает — Dolby Atmos поддерживают консоли последнего поколения Xbox One и PS5 (хотя в последней гейминг с Atmos доступен только в наушниках, но фильмы смотреть можно и через колонки).
Видеоигры — штука сама по себе интерактивная и подкупает особенным погружением в экшн, а объемный звук усиливает многократно впечатление, особенно в батальных сценах, когда все вокруг горит, стреляет и взрывается. К тому же, технология дает возможность точно определить, откуда стреляет враг. Как включить Dolby Atmos в играх, и какие из них поддерживают технологию, рассказано в этой статье.
В музыке
Да, в формате Atmos даже выпускается музыка — многие артисты взяли новую технологию на вооружение, тем более что на рынке уже полно наушников, ее поддерживающих.
Пока сложно сказать насколько такой формат станет популярным — эксперименты с объемной музыкой были еще в шестидесятых годах прошлого века, и мало к чему привели. Правда, в отличие от шестидесятых, сегодня в продаже есть и наушники с Atmos.
В наушниках
Как можно догадаться, оборудовать домашний кинозал с настоящим Dolby Atmos — задача не из легких. Поэтому многие идут по иному пути — наушники. Таких с каждым днем все больше, и они имеют весомые плюсы: не нужно тратить деньги на колонки, усилитель и ресивер, вешать акустические панели и басовые ловушки, тянуть провода и т.п.
Сертифицированные наушники позволяют передать всю суть новой технологии без головной боли. А на ПК достаточно скачать официальную программу Dolby Atmos for Headphones, чтобы получить объемный звук в любых наушниках.
В мобильных устройствах
Даже мобильные устройства поддерживают Dolby Atmos. Конечно, это все не настоящий Atmos, а скорее демо-версия, чтобы передать впечатления от реальной технологии. Тем не менее, технологию стараются пихать во все топовые новинки, так что найти смартфон с ее поддержкой не проблема — например, он присутствует в любом последнем Айфоне.
Другие форматы объемного звука
DTS:X — главный конкурент Atmos, который также основан на звуковых объектах. В максимальной версии DTS:X Pro позволяет сделать до 30 каналов с двумя сабами, имеет аж целых 5 слоев в высоту: первый возле пола, второй — на уровне ушей, третий — чуть выше, четвертый — еще выше, и последний — в самом верху по центру. Из минусов — мало ресиверов и процессоров, которые поддерживают именно Pro версию, а стандартная инкарнация ограничена 11 каналами. Из плюсов — есть апмикшер Neural:X, превращающий 5.1 в настоящий объемный звук. Есть и DTS Headphone:X для наушников.
Auro 3D — стандарт, который, в отличие от Atmos, основан на поканальном микшинге. То есть вместо звуковых объектов — старые добрые каналы звука (хотя есть Aura MAX для кинотеатров, где объекты таки есть). Максимальное количество каналов — 13.1, из них: до 7 горизонтальных, до 5 — сверху, один — сверху по центру, именуемый не иначе как Voice of God. Главный минус стандарта — он очень узконаправленный, лучший звук получается в одной конкретной точке, где сидит зритель, если же походить по залу, то звук сильно меняется, обычно не в лучшую сторону. Второй минус — очень мало контента в этом формате, однако есть апмикшер Auro Matic, который конвертирует 5.1 в Auro 3D.
Заключение
Миллион колонок в помещении с голыми стенами могут создать такую какофонию, что ни о каких впечатлениях от Dolby Atmos говорить не придется. Поэтому, даже если в комнате уже стоит система 5.1, рекомендуется сначала добиться идеального звучания всех колонок в горизонтальной плоскости, и лишь затем наращивать сателлиты на потолке.
Об акустической обработке и звукоизоляции помещений можно почитать тут. В дополнение к этому, система Atmos предъявляет требования к покрытию пола, ведь колонки на потолке стреляют вниз, и отражения от пола затуманят звуковую картину. Поэтому лучше всего положить на пол толстый ковер или ковролин.