dolby vision и dolby atmos что такое
Что такое Dolby Atmos
Содержание
Содержание
В начале было моно. Затем появилось стерео, и до сих пор чаще всего музыка звучит через две колонки. Потом начались эксперименты: квадро — с двумя колонками сзади, несколько форматов с шестью спикерами, и, наконец, 5.1 с фронтальным каналом для диалогов и боковыми для эффектов. Но тут появляется Dolby Atmos — новый формат объемного звука, превосходящий все предыдущие. В чем его отличие, какие новые впечатления он может подарить, где он используется и что для него нужно?
Краткая история многоканального звука
Именно звук создает эффект присутствия в кино и погружает в атмосферу фильма. Звуковое кино буквально за несколько лет убило немой кинематограф. Первый фильм с объемным звуком — диснеевская «Фантазия» — был выпущен еще в сороковых. Спустя десятилетие в Нью-Йорке имел большой успех демо-фильм «Это — Синерама», сочетавший панорамную картинку с 7-канальным звуком: 5 каналов для источников с экрана, и еще пара — по бокам для эффектов.
С пятидесятых годов, до появления технологий Dolby, в кинематографе 20 лет правил стандарт многоканального звука Todd-AO. Пять колонок ставили за экраном, и дополнительный канал с эффектами шел в колонки по бокам. Компания Dolby Laboratories была основана в 1965 году, она усовершенствовала систему Todd-AO — вместо двух из пяти фронтальных каналов поставили два сабвуфера, а затем оставили лишь один, освободившийся канал использовали для звукового окружения.
Первым хитом, который позволил Dolby доминировать на рынке технологий объемного звука для кино, стали Звездные Войны. На старом постере в правом нижнем углу виден логотип Dolby System.
В чем отличие Dolby Atmos
К девяностым годам в кинозалах и домашних кинотеатрах закрепились системы многоканального звука 5.1 и выше. Они актуальны и сегодня, хотя имеют ограничения.
Дело в том, что раскидывать звук по каналам должен звукорежиссер в студии. Это строго регламентирует схему позиционирования акустики в помещении. Не проблема для 5.1, но при 11 и больше каналах требования к размещению акустики уже настолько сложные, что не каждый кинозал может соответствовать стандартам, не говоря уже о домашних кинотеатрах. Именно эту проблему решает появившийся всего несколько лет назад формат Dolby Atmos.
Главное отличие Atmos от 5.1 и иже с ним — в новом формате звук по каналам раскидывает аудиопроцессор.
А звукорежиссер в специальной программе лишь рисует, откуда звуковой объект должен исходить и куда двигаться. Таким образом, технология сама подстраивается под количество каналов, не важно, 5 их или 25, и сводит звук в реальном времени. Это позволяет легко масштабировать систему — от домашних кинотеатров до гигантских кинозалов.
Второй важный момент — это объем. Dolby Atmos нужны колонки сверху, благодаря им звук получается по-настоящему 3D и звучит не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. Технология позволяет создать объемную бесшовную звуковую картину, когда гром гремит прямо над головой, а космические корабли проносятся сверху вниз и по диагонали. Словом, новый формат позволяет погрузиться в происходящее на экране и действительно открывает новое измерение.
Где применяется Dolby Atmos
В кинозалах
Новым стандартом сразу заинтересовались кинотеатры, ведь он позволяет привлечь больше зрителей. Atmos в кинозалах раскрывается на полную, позволяя задействовать до 64 каналов и пустить по ним до 128 звуковых объектов, и все они автоматически распределяются по аудиосистеме. Иными словами, по залу одновременно может летать до 128 разных звуков, и всех их будет одинаково хорошо слышно.
Большой плюс кинозалов с Dolby Atmos в том, что все они построены по лицензии. После установки оборудования в зал приезжает специалист компании Dolby и настраивает оборудование самостоятельно. Поэтому все залы с Atmos звучат одинаково хорошо, в них приятно смотреть современные блокбастеры.
В телевизорах
Стоит сразу отметить, что Atmos в бытовой технике отличается от стандарта в кинозалах — до 32 каналов (против 64 в залах), до 11 звуковых объектов (против 128). Но это не значит, что в домашних кинотеатрах Atmos какой-то ущербный и урезанный — объекты просто группируются в кластеры, поскольку пропускная способность аудиотракта в домашних кинотеатрах ограничена, да и все 128 объектов на блю-рэй диск не влезут.
Многие современные топовые ТВ поддерживают Dolby Atmos. Понятное дело, что крохотные динамики в ультратонком телевизоре не способны сотрясать стены так же, как киловатт звука в настоящем домашнем кинотеатре. Поэтому в телевизорах Atmos — это, скорее, демо-версия, которая позволяет подарить впечатления, схожие с настоящим форматом. Зато такая функция поможет понять, нужен ли он зрителю, или ему роднее старый добрый 5.1.
В саундбарах
Куда более яркие впечатления могут подарить саундбары, некоторые из которых поддерживают Atmos и буквально напичканы технологиями на грани магии. В них встроены узконаправленные динамики, которые стреляют в потолок — звук отражается от него и попадает прямо в слушателя, как будто это колонки сверху.
Благодаря играм с фазой и эффектам психоакустики саундбары создают впечатление объемного звука со всех сторон, при этом избавляют от необходимости расставлять колонки по комнате и тянуть к ним провода, не заставляют глушить помещение акустическими панелями и вообще представляют собой компактное и элегантное решение.
Однако минусы все же есть — качество звучания зависит от материалов стен и потолка, ведь звуку нужно отражаться от них, и лучше всего он отражается от голых бетонных стен. Если же в комнате стоит много мебели, то звук будет рассеиваться и попадет куда угодно, только не в зрителя.
В домашних кинотеатрах
Dolby Enabled Speakers — штука, позволяющая превратить старую добрую систему 5.1 в Dolby Atmos покупкой всего нескольких дополнительных колонок. Как минимум, нужны два сателлита, стреляющие в потолок, подобно саундбарам, они ставятся на фронтальные колонки.
Для полного эффекта еще пару сателлитов можно расположить по бокам. Эта штука была придумана компанией Dolby чтобы максимально быстро вывести на рынок новый формат. Как и в случае с саундбаром, система чувствительна к отделке помещения.
Но все же лучшие впечатления от Dolby Atmos дарит система с настоящими потолочными сателлитами. Чаще всего это формат 7.1.4 — три фронтальные колонки, две сзади, две по бокам (итого 7 в горизонтальной плоскости), на потолке — по паре сзади и спереди, плюс сабвуфер.
Естественно, колонкам нужен подходящий источник, поэтому для работы Atmos понадобится AV-ресивер, поддерживающий этот формат. Про выбор ресивера можно почитать тут, но главное, о чем нужно помнить — это о мощности. Не у каждого ресивера ее достаточно, чтобы питать разросшееся поголовье колонок, а потому многие используют связку ресивера или звукового процессора с мощным многоканальным усилителем.
В видеоиграх
Что особенно подкупает — Dolby Atmos поддерживают консоли последнего поколения Xbox One и PS5 (хотя в последней гейминг с Atmos доступен только в наушниках, но фильмы смотреть можно и через колонки).
Видеоигры — штука сама по себе интерактивная и подкупает особенным погружением в экшн, а объемный звук усиливает многократно впечатление, особенно в батальных сценах, когда все вокруг горит, стреляет и взрывается. К тому же, технология дает возможность точно определить, откуда стреляет враг. Как включить Dolby Atmos в играх, и какие из них поддерживают технологию, рассказано в этой статье.
В музыке
Да, в формате Atmos даже выпускается музыка — многие артисты взяли новую технологию на вооружение, тем более что на рынке уже полно наушников, ее поддерживающих.
Пока сложно сказать насколько такой формат станет популярным — эксперименты с объемной музыкой были еще в шестидесятых годах прошлого века, и мало к чему привели. Правда, в отличие от шестидесятых, сегодня в продаже есть и наушники с Atmos.
В наушниках
Как можно догадаться, оборудовать домашний кинозал с настоящим Dolby Atmos — задача не из легких. Поэтому многие идут по иному пути — наушники. Таких с каждым днем все больше, и они имеют весомые плюсы: не нужно тратить деньги на колонки, усилитель и ресивер, вешать акустические панели и басовые ловушки, тянуть провода и т.п.
Сертифицированные наушники позволяют передать всю суть новой технологии без головной боли. А на ПК достаточно скачать официальную программу Dolby Atmos for Headphones, чтобы получить объемный звук в любых наушниках.
В мобильных устройствах
Даже мобильные устройства поддерживают Dolby Atmos. Конечно, это все не настоящий Atmos, а скорее демо-версия, чтобы передать впечатления от реальной технологии. Тем не менее, технологию стараются пихать во все топовые новинки, так что найти смартфон с ее поддержкой не проблема — например, он присутствует в любом последнем Айфоне.
Другие форматы объемного звука
DTS:X — главный конкурент Atmos, который также основан на звуковых объектах. В максимальной версии DTS:X Pro позволяет сделать до 30 каналов с двумя сабами, имеет аж целых 5 слоев в высоту: первый возле пола, второй — на уровне ушей, третий — чуть выше, четвертый — еще выше, и последний — в самом верху по центру. Из минусов — мало ресиверов и процессоров, которые поддерживают именно Pro версию, а стандартная инкарнация ограничена 11 каналами. Из плюсов — есть апмикшер Neural:X, превращающий 5.1 в настоящий объемный звук. Есть и DTS Headphone:X для наушников.
Auro 3D — стандарт, который, в отличие от Atmos, основан на поканальном микшинге. То есть вместо звуковых объектов — старые добрые каналы звука (хотя есть Aura MAX для кинотеатров, где объекты таки есть). Максимальное количество каналов — 13.1, из них: до 7 горизонтальных, до 5 — сверху, один — сверху по центру, именуемый не иначе как Voice of God. Главный минус стандарта — он очень узконаправленный, лучший звук получается в одной конкретной точке, где сидит зритель, если же походить по залу, то звук сильно меняется, обычно не в лучшую сторону. Второй минус — очень мало контента в этом формате, однако есть апмикшер Auro Matic, который конвертирует 5.1 в Auro 3D.
Заключение
Миллион колонок в помещении с голыми стенами могут создать такую какофонию, что ни о каких впечатлениях от Dolby Atmos говорить не придется. Поэтому, даже если в комнате уже стоит система 5.1, рекомендуется сначала добиться идеального звучания всех колонок в горизонтальной плоскости, и лишь затем наращивать сателлиты на потолке.
Об акустической обработке и звукоизоляции помещений можно почитать тут. В дополнение к этому, система Atmos предъявляет требования к покрытию пола, ведь колонки на потолке стреляют вниз, и отражения от пола затуманят звуковую картину. Поэтому лучше всего положить на пол толстый ковер или ковролин.
Что такое Dolby Vision: ответы на важные вопросы [Перевод], статья. Журнал «Stereo & Video»
Сохранить и прочитать потом —
Данный текст — перевод неофициального сборника ответов на вопросы, связанные с HDR-стандартом Dolby Vision. Несмотря на то, что сам FAQ является неофициальным, вся информация в нем взята либо из открыто опубликованных Dolby документов и материалов, либо уточнена непосредственно у представителей компании.
Что такое Dolby Vision в общих чертах?
Dolby Vision — технология Dolby Labs, созданная для видео с широким динамическим диапазоном (HDR). И хотя HDR в видео отличается от фото-HDR, в целом они преследуют одни и те же цели — показать широкий динамический диапазон, более детальный как в ярких, так и в темных местах изображения одновременно. Подробней об HDR читайте в статье «Что такое HDR-телевизор и почему он показывает ярче и чернее».
Dolby Vision — единственный вариант HDR-видео?
Не совсем. На данный момент существуют несколько предложений от других компаний. Основные:
* PQ (Perceptual Quantizer)
— Dolby Vision от Dolby Labs
— Prime Single от Technicolor и Philips
* HLG (Hybrid Log Gamma) от BBC и NHK
Ассоциация Blu-ray (BDA) установила обязательным стандартом для сертификации Ultra HD формат HDR10, и поддерживать его должны и диски, и плееры. Два других стандарта BDA признала опциональными и использует для них названия Dolby Vision и Philips HDR соответственно.
Очень многие организации работают над стандартизацией и спецификациями HDR-видео, среди них стоит выделить SMPTE, ATSC, DVB, ITU и ARIB. Больше информации в статье (eng) «The State of HDR in Broadcast and OTT early 2016».
И в чем же отличие Dolby Vision от HDR10?
В основе своей оба стандарта используют формат передачи PQ («Perceptual Quantizer» — пер. с англ. перцептивный квантизатор). Эту технологию электронно-оптической передаточной функции (EOTF — Electro-optical Transfer Function) разработала Dolby, а стандартизировала SMPTE как стандарт ST.2084.
В целом, существуют пять способов применения HDR:
* PQ без метаданных, на Ultra HD Forum назван PQ10
* PQ со статическими метаданными, использует стандарт ST.2086
* PQ с динамическими метаданными, использует стандарт ST.2094
* PQ с дополнительным уровнем, предложенный Dolby и Technicolor
* HLG, предложенный BBC и NHK, входит в состав стандарта ITU-R BT.2100
HDR10 использует PQ со статическими метаданными. Для того HDMI 2.0 был обновлен до версии 2.0a.
В то же время Dolby Vision способен работать в любом из первых четырех режимов, но чаще всего (и в идеале) использует динамические метаданные в одной из двух конфигураций: одноуровневой или двухуровневой.
То, что и Dolby Vision, и HDR10 основаны на одном и том же стандарте ST.2084, облегчает задачу студиям и поставщикам контента, позволяя создать видео в HDR10, а после добавить динамические метаданные или больше уровней для Dolby Vision. Динамические метаданные не так чтобы необходимы, но их использование гарантирует наилучшие результаты при просмотре на устройствах с поддержкой Dolby Vision. Однако HDR10 использует статические метаданные, и картинка все равно выглядит хорошо — намного лучше, чем в SDR. Даже и совсем без метаданных ST.2084 может работать на приемлемом уровне.
Есть два вида Dolby Vision: одноуровневый и двухуровневый. Одноуровневый — это видеопоток, включающий только HDR-версию, в то время как двухуровневый содержит и SDR-сигнал. Dolby разработала решение, которое сможет передавать одновременно и SDR, и HDR, используя один поток (подробнее — на странице Dolby Vision). Сигнал может быть закодирован в HEVC и AVC.
Отсутствие необходимости в двух потоках — плюс для всех, кто участвует в создании контента. Система позволяет вещателю выбирать, куда направить SDR-сигнал. Его можно направить как одновременно с HDR вторым потоком, так и сконвертировать всю трансляцию в один двухуровневый поток в передающем энкодере. Также конвертация из HDR в SDR может проводиться средствами ТВ-приставок. Более того, SDR-сигнал, полученный из HDR с помощью разработанного Dolby метода картирования контента (CMU — Content Mapping Unit), заметно лучше, чем нативный SDR-сигнал в плане цветов и детальности: Dolby не единожды демонстрировала сравнения на различных выставках. Метаданные создаются и вводятся в поток сигнала в момент начала передачи или прямо перед последним энкодером, но не в процессе самой передачи.
Dolby Vision — единственный вариант, который использует динамические метаданные?
Dolby Vision — первая технология, которая использует динамические метаданные, но теперь уже не единственная. Samsung разработала и предложила альтернативную технологию, продемонстрировав ее на NAB 2016. Компания сообщила, что собирается сделать ее бесплатным и открытым стандартом для всех производителей. На данный момент это заявление остается заявлением.
Как Dolby Vision относится к стандарту UHD Premium? (Они конкурируют? Или же совместимы?)
UHD Premium — сертификат и логотип, которые ассоциация UHD Alliance выдает устройствам, подходящим под определенные параметры. Dolby Vision — стандарт, лицензированный Dolby Labs. В некоторых статьях и первое, и второе называют сертификационными программами, в других же оба называют стандартами, но это неверно. Однако сертификационная программа для телевизоров, включающая в себя Dolby Vision, существует.
UHD Alliance для сертификации UHD Premium обозначила требования к дисплеям, контенту и его распространению. Требования, касающиеся отображения HDR, включают в себя уровень черного и пиковую яркость. Для контента рекомендованы определенные уровень черного, максимальная яркость и минимальный цветовой охват (палитра DCI-3), им должен соответствовать экран, на котором делают мастеринг. Для всех трех параметров спецификация обуславливает использование SMPTE ST 2084. Она включает в себя стандарты ST 2084 + ST 2086, соответствующие Dolby Vision, HDR 10 или Technicolor/Philips.
Это значит, что телевизор может иметь логотип UHD Premium, логотип Dolby Vision, обладать обоими или не иметь их вовсе. Зависит от характеристик. Одно другого не подразумевает.
Привязан ли Dolby Vision к UHD или конкретному разрешению?
На данный момент Dolby Vision используется в 4K телевизорах и/или в кинотеатрах, но его можно применять и в других разрешениях. Хотя и маловероятно, что производители выпустят HD-телевизоры с поддержкой Dolby Vision, но это вполне возможно. Скорее всего вы встретитесь с планшетами, ноутбуками и прочими мобильными устройствами (возможно, с меньшим, чем UHD, разрешением) с поддержкой Dolby Vision. Также будущие «UHD-2»-дисплеи (или 8K) с разрешением 7680×4320 смогут работать с Dolby Vision.
И несмотря на то, что HD-телевизоров с Dolby Vision или иной HDR-технологией не предвидится, HDR-трансляции в 1080p определенно появятся. Суть в том, что большинство вещательных компаний, а также операторов спутникового и кабельного телевидения, предпочитает транслировать сигнал в HD+HDR в силу ограниченной пропускной способности, поскольку HDR добавляет к потоку от 0 до 20%, в то время как UHD-разрешение — все 300%.
На схеме в документе Dolby Vision указаны два разрешения: UHD и HD. Dolby Vision использует два потока видеоданных (VES — video elementary streams), первый из них — в полноценном разрешении (UHD или HD), второй — с разрешением в одну четверть от основного (HD или ¼ HD соответственно).
Всегда ли девайсы Dolby Vision поддерживают и HDR10?
Не всегда. Серия телевизоров Reference 2016 от Vizio (бренд продается только в Северной Америке) — это те модели, которые работают с Dolby Vision, но не воспринимают HDR10, по крайней мере, на момент запуска. Сообщается, что эту возможность добавят в последующем обновлении ПО. Однако в большинстве случаев телевизоры с Dolby Vision поддерживают HDR10. Все потому, что Dolby разработала «универсальное решение», названное VS10. В пресс-релизах Dolby описывает его так: «VS10, будучи универсальным решением для воспроизведения видео, уникально в своей способности проигрывать контент как в Dolby Vision, так и в других вариантах HDR, основанных на стандарте SMPTE ST 2084. Это позволяет высококачественно проигрывать HDR-контент на устройствах как начального, так и самого высшего уровня, используя особенности аппаратной части по максимуму».
Из этого описания может быть неясно, но VS10 поддерживает HDR10. Это решение позволит проигрывать HDR-контент, соответствующий стандартам SMPTE ST 2084 и 2086. Лучше всего, конечно, оно будет работать с Dolby Vision. Устройства, основанные на Dolby Vision VS10, смогут воспроизводить самые разные версии HDR, включая HDR10 и сертифицированный UHD Alliance контент.
Со стандартом VS10 уже работают несколько производителей полупроводников, например: HiSilicon, Mediatek, Mstar and RealTek. Телевизоры, созданные на основе этих чипсетов, без проблем смогут проигрывать видео в HDR10.
Необходимо ли для Dolby Vision 12-битное видео?
Dolby Vision использует 12-битную глубину цвета для кинотеатрального контента, но другая глубина цвета формату не помешает: с 10-битным видео технология также работает. На самом деле «домашний» Dolby рекомендует 10-битный формат.
Dolby Vision для кинотеатров и для дома — одно и то же?
Нет. Они отличаются по очень многим параметрам, той же самой глубине цвета, о которой сказано выше. Более того, динамический диапазон и цветовое пространство отличаются у кинотеатральных проекторов и домашних дисплеев. Из-за этого колористам пришлось разработать разные стандарты для дома и кинотеатров.
Какая версия HDMI необходима Dolby Vision? Раз Dolby Vision использует динамические метаданные, то каким образом UHD Blu-ray плеер может передать сигнал на телевизор с HDR через HDMI 2.0a (который поддерживает только статические метаданные)?
Во время цветокоррекции колористы, работающие с Dolby Vision, анализируют картину от сцены к сцене, добиваясь от нее необходимой яркости и контрастности. После того, как все настроено, генерируется комплект метаданных для этой сцены, который далее связывается с изображением и передается покадрово. Именно поэтому такой тип метаданных назван динамическим. Эта технология уникальная и дает результат и точность выше тех, что используют статические метаданные.
В дополнение к покадровым динамическим метаданным существуют и статические метаданные, например, настройки экрана, которые использовались для мастеринга в процессе цветокоррекции. Эти данные не меняются на протяжении всей передачи и потому называются статическими. Их можно передавать с использованием существующих стандартов HDMI.
Dolby Vision не требует стандарта HDMI 2.0a или 2.1 — он внедряет метаданные в видеосигнал. Понимая, что предыдущие версии HDMI не смогут передать динамические метаданные, Dolby разработала способ передачи метаданных на HDMI-интерфейсах, начиная с версии 1.4b. Сама Dolby не хочет соревноваться с HDMI, но стремится создать экосистему с полной поддержкой Dolby Vision не дожидаясь развития стандартов передачи. Dolby всегда была и будет вовлечена в разработку нынешней и будущих версий HDMI.
На практике большинство Dolby-Vision-контента в данный момент в UHD и требуют защиты HDCP 2.2, имеющаейся только у интерфейса HDMI 2.0 и старше.
Отметим, что в случае просмотра контента через стриминговые приложения на Smart TV HDR-сигнал никоим образом не взаимодействует с HDMI, поэтому все новые технологии, поддерживающие передачу сигнала по устаревшим интерфейсам, относятся исключительно к проводному подключению.
Двум устройствам (к примеру, и UHD Blu-ray плееру, и телевизору) необходимо поддерживать Dolby Vision, верно? Если да, то почему?
Функция Dolby Vision содержит два параметра: декодирование и картирование дисплея.
Декодирование всегда происходит в источниках перед передачей сигнала по HDMI: интерфейс всегда переносит декодированное видео (с аудио ситуация другая). Поэтому сигнал в Dolby Vision необходимо декодировать также и в источнике. Там же отрисовываются меню, выступающие поверх кадра.
Картирование изображения происходит в конечном устройстве (телевизоре или проекторе). Именно здесь динамический диапазон и цветовой охват исходника сверяются со способностями дисплея.
Каждый экран уникален, и поэтому такие расчеты нельзя провести на устройстве-источнике, если целью стоит показать изображение «так, как было задумано». Каждый Smart TV с поддержкой Dolby Vision обладает декодером для стриминговых приложений, поскольку в этом случае видео обрабатывается силами телевизора.
Все ли UHD-Blu-ray-проигрыватели поддерживают Dolby Vision?
Нет. На данный момент ни один из выпущенных или представленных UHD-Blu-ray-плееров не поддерживает Dolby Vision. Возможно в моделях, которые представят в ближайшем будущем, анонсируют поддержку стандарта.
Поддерживают ли стриминговые сервисы Dolby Vision?
Amazon Prime Videо, Netflix и Vudu — да. M-Go и Sony Ultra поддерживают только HDR10. Последний вообще работает только на 4K телевизорах Sony, которые на данный момент не поддерживают Dolby Vision.
Игнорирует ли Dolby Vision пользовательские настройки телевизора?
В некоторых обзорах UHD-телевизоров сказано, что да. Однако в той же статье написано, что Dolby Vision не заставляет телевизор менять настройки. Последнее слово в этой ситуации за производителем телевизора: именно он решает, кто контролирует настройки в HDR-режиме.
Какие студии поддерживают Dolby Vision?
Все крупные киностудии выпустили версии фильмов для кинотеатров в формате Dolby Vision. Также почти все сообщили, что сделают доступными в этом формате цифровые версии фильмов. Немалое число фильмов в Dolby Vision уже доступны в библиотеке Vudu и M-Go, но ни одного пока еще не было выпущено на дисках UHD Blu-ray. Это может быть связано как с недостатком авторского инструментария, так и с отсутствием поддерживающих технологию плееров. Однако с первой проблемой практически покончено: Sony DADC и Scenarist LLC сообщили, что добавят поддержку Dolby Vision в свои средства разработки Blu-ray контента.
Какие фильмы были созданы в формате Dolby Vision?
На Википедии есть список фильмов, созданных в формате Dolby Cinema — с использованием Dolby Vision и Dolby Atmos.
Будут ли все эти фильмы изданы в Dolby Vision HDR на UHD Blu-ray дисках?
Зависит от решения киностудий. На данный момент не все студии в принципе согласились выпускать фильмы на UHD Blu-ray, однако ожидается, что в 2017 году такие компании, как Disney, могут присоединиться к желающим. Среди крупных студий, поддерживающих формат, значатся: 20th Century Fox, Sony Pictures, Warner Bros. Home Entertainment, Paramount Pictures, Lionsgate, MGM Studios и Universal Pictures. В списке значатся также и более мелкие киностудии.
Где бы еще почитать?
Побольше конкретно о Dolby Vision (на английском):
* страница Dolby Vision на сайте компании
Побольше о HDR и конкурирующих технологиях:
* A New Day Dawning. HDR Delivery — больше технический деталей о Dolby Vision и других форматах
Dolby выпустила несколько трейлеров Dolby Vision (и Dolby Atmos, с которой вместе они образуют Dolby Cinema), включая эти:
* «Голодные игры: Сойка-пересмешница — Часть 2» в формате Dolby Cinema
Этот FAQ — публикация Dolby?
Нет, это независимая публикация. Некоторые ответы основаны на информации от Dolby. Большое спасибо Джону Арчеру за его вклад.
Моего вопроса тут нет. Что делать?
Спрашивайте в комментариях, возможно мы все вместе найдем ответ.