dsee extreme sony что это такое
Что такое DSEE HX и как это работает
Sony уделяет много внимания аудиосистемам, по праву считаясь одним из лучших производителей в этой области. Параллельно с разработкой наушников, плееров и колонок компания не забывает развивать технологии, которые позволяют выжать максимум из сжатых форматов аудио. Сейчас редко встретишь человека, который слушает музыку в несжатых форматах, подавляющее большинство людей закачивает на плеер или смартфон композиции в MP3. Качество таких композиций пусть и весьма хорошее, но все же не сравнится с «серьезными» записями без сжатия. Однако Sony удалось создать технологию, которая позволяет существенно улучшить качество звучания. При этом не нужно переходить на другой формат или освобождать место на устройстве под более увесистые аудиофайлы.
Цифровым форматам аудиофайлов весьма трудно воспроизвести мельчайшие нюансы композиции. Вся музыка – звучание музыкальных инструментов, вплоть до едва уловимых тонов, вокал – должна быть записана в виде обыкновенной последовательности единиц и нулей. Если на стандартном CD-диске качество все еще высокое, то с более популярным форматом MP3 из-за сильного сжатия файла звучание ощутимо хуже. Поначалу может казаться, что песня превосходно звучит, но стоит включить ту же композицию на CD или несжатом формате, как все недостатки сжатого формата дадут о себе знать.
Хуже всего ситуация с высокими частотами, которые обычно первыми страдают при уменьшении размера файла. Они звучат смазано, а иногда их невозможно расслышать в принципе. Sony озадачилась улучшением качества песен в сжатых форматах. Проблема может показаться натянутой – можно ведь просто перейти на записи высокого разрешения, то есть созданные по технологии High-Resolution Audio. По качеству формат даже лучше CD, но композиции занимают гораздо больше места. На смартфоне, как правило, хранят и коллекцию фотографий, и игры, и самые разные приложения – под музыку места может не хватить, особенно когда хочется записать всю домашнюю медиатеку «на всякий случай». С Hi-Res Audio, помимо размера файлов, есть еще одна проблема. Музыка изначально должна быть записана в соответствующем разрешении, а таких пластинок не очень много.
Поэтому в Sony решили работать над улучшением звука в имеющихся форматах – CD и MP3 – без изменения самих файлов. На момент создания новой технологии у компании уже была система улучшения цифрового звука DSEE (Digital Sound Enhancement Engine), которая при обработке сигнала переводит сжатую композицию в формат более высокого качества. Таким образом записи получали пропавшие с переходом в MP3 высокие частоты. В результате получалось, что MP3-записи звучали примерно как CD. Sony взяла за основу DSEE и умудрилась доработать технологию так, что теперь она превосходит по качеству CD. Новинка получила название DSEE HX. Несколько красноречивых цифр: у композиций на CD частота составляет 44.1 кГц/16 бит, у DSEE HX – 96 кГц/24 бит. Главный плюс – размер файла нисколько не увеличивается. Технология обрабатывает не запись как таковую, а информацию, которая транслируется в оперативной памяти устройства во время проигрывания музыки, то есть прямо на лету.
А разницу хоть услышим?
Конечно. Sony предлагает протестировать любую композицию с DSEE HX и без нее. Рекомендуется слушать даже не целиком, а небольшой фрагмент, чтобы лучше почувствовать различия. Послушали отрывок песни, отмотали к началу отрезка, активировали чудо-опцию и вновь запустили композицию – изменения будет сложно не заметить.
Эффект DSEE HX особенно хорошо проявляется на концертных записях – создается впечатление, что находитесь прямо на площадке. Отчетливее слышатся аплодисменты, гул толпы, отдельные музыкальные инструменты – гитары не сливаются, а звучат более разрозненно. Словом, полное ощущение присутствия на выступлении группы или музыканта. Также на концертах иногда можно услышать эхо от вокала, и технология позволяет передать изменения в громкости этих звуков, вплоть до постепенного затухания. На студийных записях работу DSEE HX тоже заметите, просто на живых выступлениях она будет более явной.
На каких устройствах работает?
Само собой, только производства Sony. DSEE HX работает на смартфонах линейки Xperia Z начиная с Z3 и всех последующих версиях, плеерах Walkman, которые поддерживают звук высокого разрешения (Hi-Res Audio), беспроводных аудиоколонках, AV-ресиверах под домашние кинотеатры, 4K-телевизорах серии BRAVIA и некоторых других устройствах.
Существует один нюанс: хоть технология на всем перечне девайсов одинаковая, но работает она чуточку по-разному. К примеру, в Walkman и Xperia будет другая частота. У плееров это 192 кГц, а у сматфонов – 96 кГц. В остальном различий нет.
Что такое DSEE HX на смартфонах и наушниках от Sony. Или разговор о дискретизации и разрядности
Работая над обзором новых TWS-наушников Sony WF-1000XM3, я столкнулся с одним интересным явлением. Эти наушники, как и многие другие устройства от Sony, поддерживают фирменную технологию DSEE HX, которая, согласно заявлениям самой компании, «творит чудеса» со звуком.
Но мой интерес вызвала не столько технология, сколько отношение к ней популярных ресурсов с обзорами техники.
Если какой-то автор не забывал упомянуть о DSEE HX, то это обязательно был хвалебный отзыв, повторяющий описание, прочитанное на официальном сайте Sony, которое гласит:
DSEE HX улучшает качество сжатого с потерями MP3-файла до уровня Hi-Res Audio, восстанавливая утерянные параметры оригинальной записи.
Официальное «объяснение» технологии DSEE HX
Другими словами, больше не нужны lossless-файлы в формате 24 бит/96 кГц (или 24/192), достаточно взять обычный сжатый mp3-файл в формате 16 бит/44.1 кГц, включить функцию DSEE HX и на выходе получаем тот же Hi-Res-аудио формат!
Сразу сделаю небольшую оговорку. Если вы не понимаете, о чем я только что написал и все эти «биты» и «килогерцы» ни о чем вам не говорят — прекрасно! К концу статьи вы будете очень хорошо во всем этом разбираться.
Но прежде, чем говорить о технологии Sony DSEE HX, нужно кое-что прояснить.
Как выглядит цифровой звук
Обычный (не цифровой) звук — это не более, чем столкновение молекул воздуха друг с другом. Когда, к примеру, мы хлопаем в ладоши, молекулы воздуха разделаются в разные стороны и ударяют по соседним молекулам:
Те, получив импульс, толкают следующие молекулы и так до тех пор, пока эти столкновения не попадут к нам в ухо и не ударят по барабанной перепонке. Если вы об этом не знали, тогда можете почитать вот эту нашу статью.
В результате таких столкновений в пространстве создаются области сжатого и разреженного воздуха (где молекулы сбились в кучу — это сжатый воздух, а где между ними образовалось много свободного пространства — разреженный).
Такие участки сжатия и разряжения мы обозначаем в виде волны — чем выше волна, тем сильнее в этом участке сжатие воздуха и наоборот, чем ниже опускается волна, тем более разрежен воздух:
Теперь представьте следующую звуковую волну, которую нам необходимо оцифровать (записать в виде нулей и единичек), чтобы сохранить на смартфоне и в дальнейшем воспроизводить:
Черная линия на картинке — это промежуток времени, равный 1 секунде. Когда микрофон записывает звук, в его мембрану ударяются те самые молекулы, что бьют и по нашей барабанной перепонке. И это движение мембраны преобразовывается в электрическое напряжение.
Всё, что нам нужно сделать — это записать значение напряжения в каждый конкретный отрезок времени и сохранить в бинарном виде (нули и единицы). Но как часто это делать?
Для простоты решим, что мы будем делать 5 замеров или «снимков» (сэмплов) и сохранять их в файл. В течение одной секунды мы 5 раз измерим напряжение через ровные промежутки времени, т.е. каждые 200 миллисекунд будем проверять напряжение и сохранять его значение:
Розовым цветом показаны те значения амплитуды (силы удара молекул о мембрану или, по-простому, громкости звука), которые мы запишем. В результате, если в течение секунды сделать всего 5 замеров, тогда в цифровой записи от красивой плавной звуковой волны у нас останется лишь это недоразумение (мы просто соединили розовые точки):
Согласитесь, это не совсем то, что было в оригинале. И если теперь такую запись попытаться снова преобразовать в аналоговый сигнал, качество звука будет совершенно неприемлимым.
Что же делать? Естественно, нужно чаще делать «снимки» (сэмплы) звуковой волы, то есть, за одну секунду записывать значение напряжения в 2 раза чаще:
Теперь на записи мы получим немножко более детализированную картинку, которая будет больше похожа на оригинал, но все еще далека от него:
Чтобы максимально приблизиться к оригиналу и записать все звуки в точности, как они звучали в реальной жизни, нам нужно гораздо чаще делать сэмплы (снимки) аналогового сигнала.
Так вот, частота, с которой мы записываем напряжение сигнала, называется частотой дискретизации. Если мы говорим, что частота дискретизации равняется 100 Гц (1 Гц = 1 раз в секунду), это означает, что за секунду мы делаем 100 замеров (сэмплов) звуковой волны. Если будем записывать значение напряжения 1000 раз в секунду, получим частоту дискретизации 1 кГц и т.д.
Если частота дискретизации будет не достаточно высокой, мы можем часто пропускать пики и впадины звуковой волны, что в итоге отразится на качестве звука. То есть, низкая частота дискретизации главным образом разрушает информацию и детализацию верхнего частотного диапазона, где длина волны очень короткая и между двумя замерами может запросто вместится несколько волн.
Так какая же частота дискретизации у обычного MP3-файла? Сколько «снимков» в секунду хранится в таком формате? Для начала нужно понимать, что MP3-файл — это уже сжатый с потерями Audio CD. Стандартом для CD-качества является частота дискретизации 44.1 кГц (44 100 сэмплов в секунду). Соответственно, MP3-файл имеет такую же частоту дискретизации, то есть, 44 100 Гц.
Разрядность или глубина кодирования звука
Но есть еще один важный параметр, влияющий на качество записи звука, под названием разрядность. Чтобы понять, что это такое, давайте еще раз вернемся к примеру нашей звуковой волны:
Здесь мы устанавливали розовые точки прямо по линии звуковой волны через определенные промежутки времени. Образно говоря, мы смогли поставить розовую точку на любой высоте, то есть, каждую пятую часть секунды мы считывали сигнал очень точно.
Но теперь представьте, что вы не можете поставить точку по высоте в любом месте, не можете считать сигнал с идеальной точностью. Вместо этого у вас есть всего 3 возможных варианта (зеленые отметки по оси Y):
И теперь нужно ставить точку не прямо на волне, то есть, считывать не идеально точно, а приблизительно, по вертикальным зеленым отметкам. В итоге у нас получится оцифровать аналоговый сигнал следующим образом:
Теперь удалим все лишнее и полюбуемся цифровой записью (слева — аналоговый оригинал, а справа — то, что получилось в итоге):
Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что цифровая копия не очень соответствует оригиналу.
И здесь мы подходим к понятию разрядности или глубины звука, которая выражается в битах. Разрядность и показывает, с какой детализацией мы можем записать значение напряжения (или амплитуды) в каждый конкретный момент. Недостаточно лишь увеличивать частоту считывания аналогового сигнала, нужно делать это с высокой детализацией.
Представьте, что теперь у нас на оси ординат не 3 отметки, а 300 или 3000 отметок. Это позволит нам с высочайшей точностью записать значение сигнала и параллельно увеличит динамический диапазон записи.
Именно поэтому разрядность (битность) еще называют динамическим диапазоном звука, так как чем выше эта разрядность, тем сильнее будет разница между самым громким и самым тихим звуком на записи.
Небольшой итог
К этому моменту вы уже должны хорошо представлять себе разницу между файлом, записанным в формате 16 бит/44.1 кГц и 24 бита/96 кГц.
В первом случае при записи использовалась разрядность 16 бит. То есть, при записи амплитуды (напряжения) было доступно
65 тыс. возможных значений (это и есть 16 бит или 2 в 16 степени). А частота дискретизации равнялась 44.1 кГц, то есть, оборудование записывало значение напряжения 44 100 раз в секунду.
Во втором случае при записи использовалась разрядность 24 бита (всего
16 млн возможных значений для каждого сэмпла) и частота сэмплирования составляла 96 тысяч раз в секунду.
Другими словами, запись в формате 24 бита/96 кГц содержит гораздо больше реальной информации о звуке, чем та, что записывалась в формате 16 бит/44.1 кГц. При использовании 24 бит нам доступно 16 млн значений для записи громкости. Это и есть динамический диапазон или разница в 16 млн раз между самым тихим значением громкости (условно единица) и самым высоким (условно 16 777 216 единиц). Вопрос лишь в том, нужна ли вся эта дополнительная информация. Но об этом чуть позже.
Что же такое Sony DSEE HX на самом деле?
Теперь, когда мы разобрались со всеми этими терминами, пришло время ответить на главный вопрос — что же такое в действительности технология DSEE HX?
DSEE HX — это алгоритм повышения частоты дискретизации сжатого mp3-файла с 44.1 до 96 кГц и разрядности с 16 до 24 бит
Другими словами, после обработки самого простого mp3 файла алгоритмом DSEE HX, аудиозапись будет содержать в 2 раза больше информации (только не в самом файле, а в оперативной памяти)!
Представьте, что у вас появилась возможность каким-то чудом вернуться в момент записи оригинальной песни и перезаписать ее с гораздо более высокой детализацией, чтобы она содержала всю ту информацию, что была потеряна при записи с более низкой частотой дискретизации и разрядностью, а также сжатием файла.
Думаю, каждый понимает, что сделать это невозможно. Если какой-то информации в файле нет (скажем, после сжатия с потерями), она там и не появится. По крайней мере, при современном развитии технологий. Возможно, в будущем искусственный интеллект и нейросети смогут это делать, анализируя композицию и добавляя реальную информацию, которая была потеряна. Но, не сегодня и не «на лету», как это делает DSEE HX.
Откуда же DSEE HX берет информацию?
Примерно оттуда же, откуда и все другие апскейлеры — математика. То есть, для вычисления промежуточных значений используется интерполяция. Мы также умеем интерполировать — если мы видим 2 высокие ступеньки, поднимающиеся вверх, нам ничего не мешает добавить между ними еще 2 ступеньки размером поменьше:
Что изменилось? Общая высота подъема или угол подъема? Ничего! Только ступенек стало в два раза больше. Примерно то же делает и DSEE HX, увеличивая частоту дискретизации и разрядность, но не добавляя никакой полезной информации в звук, тем более той, что была утрачена при сжатии.
Проблема в том, что делать простое сглаживание не означает оцифровывать звук с более высокой частотой. В реальности между двумя ступеньками мы могли пропустить целую волну очень высокой частоты. А алгоритм просто сгладил эти ступеньки, даже не догадываясь о ее существовании.
Так что же это получается, все дело в маркетинге? Давайте перед ответом на этот вопрос обсудим кое-что еще.
Какой может быть максимальная частота дискретизации и разрядности?
Можно ли увеличивать частоту дискретизации до бесконечности, улучшая тем самым качество звука? Вот мы считываем аналоговый сигнал 44 тысячи раз в секунду и оцифровываем звук. А если сэмплировать сигнал 1 миллион раз в секунду, будет ли от этого качество звука выше в 20 раз? Ведь, по идее, даже разница в 2 раза будет слышна каждому, а в 20 и подавно!
К сожалению, так это не работает. Вернее, работает, только толку нам, как слушателям, от этого никакого нет. Дело в том, что человек теоретически способен слышать звуки в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц (20 000 Гц), причем с возрастом верхняя граница постоянно снижается.
Подавляющее большинство авторов, которые успели «насладиться» работой DSEE HX, к сожалению, физически не способны были услышать никаких звуков с частотой свыше 16 кГц. Да и вы с вероятностью в 99% не услышите ничего на частоте 17 кГц и выше. Если, конечно, вам не 6 лет.
Тут еще очень важно отметить тот факт, что DSEE HX, как и высокая частота дискретизации в целом, имеет дело именно с верхней границей частотного диапазона. То есть, увеличивая частоту дискретизации, мы добавляем детализацию исключительно в верхних частотах. Но как бы мы не детализировали ультразвук, приятнее от этого композиция звучать не будет, а вот размер файла увеличится заметно.
Какие частоты звукового диапазона сохраняются в mp3-файле?
А теперь самое интересное. Как вы считаете, какую максимальную частоту звука возможно оцифровать и записать в файл (сэмплировать), используя стандартную для многих mp3-файлов частоту дискретизации 44.1 кГц?
К счастью, нам не нужно ничего высчитывать и доказывать, с этим успешно справились Гарри Найквист в 1928 году и Владимир Котельников в 1933 году. Так вот, согласно теореме Котельникова, при оцифровке аналогового сигнала (при дискретизации), частота дискретизации должна быть в два раза выше частоты звука, которую мы хотим записать.
Перефразирую еще по-другому. Для того, чтобы без единой потери записать звуки определенной частоты в цифровом виде, нужно считывать значение напряжения в 2 раза выше этой частоты.
Если предположить, что существуют взрослые люди со сверхспособностью слышать звук на частоте 20 000 Гц, тогда частота дискретизации при сэмплировании должна равняться минимум 40 000 Гц (40 кГц). А теперь еще раз вспомним, что частота дискретизации у mp3 — 44 100 Гц (44.1 кГц), что заметно превышает необходимую частоту для подавляющего большинства слушателей. То есть, используя частоту дискретизации 44.1 кГц мы можем записать весь слышимый частотный диапазон, вплоть до ультразвука на частоте 22 000 Гц.
Другими словами, записав аналоговый звук в цифровом виде с частотой дискретизации 44.1 кГц, мы можем заново воспроизвести оригинал без малейших искажений. И пусть в цифровом виде будет «лесенка», а не плавная звуковая волна. После прохождения реконструкционного фильтра любого ЦАПа (цифро-аналогового преобразователя), мы получим идеально гладкий аналоговый сигнал, который будет в точности соответствовать оригиналу.
Но, повторюсь, весь смысл mp3-формата в том, чтобы сжать аудиоданные, внося определенные потери. И если мы говорим про mp3-файлы с битрейтом 320 кбит/с, тогда услышать разницу между mp3 и оригиналом (16 бит/44.1 кГц) очень тяжело. Даже если использовать дорогое оборудование, люди, занимающиеся звуком профессионально, при очень внимательном прослушивании, далеко не всегда смогут определить на слух хоть какую-то разницу.
Ну всё, теперь Sony нас точно обманула!
Не только люди неидеальны, но и аппаратура. Если бы мы записывали звук с частотой дискретизации 44.1 кГц и разрядностью 16 бит, его качество оставляло бы желать лучшего.
Каждый человек мог бы слышать разницу в звучании композиции, записанной в формате 44.1 кГц/16 бит и 96 кГц/24 бита. И суть не в том, что одна запись содержала бы больше полезной (слышимой) информации. Все дело в искажениях и ошибках, которые вносит аппаратура (фильтры) и программное обеспечение при работе со звуком.
Здесь мы совершенно не будем касаться этого вопроса, просто следует знать, что именно для работы со звуком важно иметь «запас прочности» — более высокую частоту дискретизации и разрядность.
Что же касается воспроизведения музыки, здесь также не обойтись без апсемплинга (повышения частоты дискретизации). То есть, фактически Sony DSEE HX — это и есть апсемплинг, который нужен для того, чтобы композиция, пройдя конвертацию из цифрового сигнала в аналоговый, содержала минимальное количество искажений.
Но проблема с DSEE HX состоит в том, что буквально все современные цифровые ЦАПы и без помощи сторонних алгоритмов автоматически повышают дискретизацию. То есть, эта функция сама по себе не имеет смысла.
За одним важным исключением — эффект плацебо. Стоит вам лишь активировать эту опцию и увидеть на экране смартфона загоревшуюся надпись DSEE HX, как звук «действительно» становится более прозрачным, кристально чистым и объемным. Хотя бы в вашем воображении.
P.S. Не забудьте подписаться в Telegram на первый научно-популярный сайт о мобильных технологиях — Deep-Review, чтобы не пропустить очень интересные материалы, которые мы сейчас готовим!
Как бы вы оценили эту статью?
Нажмите на звездочку для оценки
Внизу страницы есть комментарии.
Напишите свое мнение там, чтобы его увидели все читатели!
Если Вы хотите только поставить оценку, укажите, что именно не так?
Обзор беспроводной гарнитуры с активным шумоподавлением Sony WF-1000XM4
Оглавление
Пару лет назад компания Sony выпустила беспроводную гарнитуру WF-1000XM3, которая сразу стала чуть ли не «золотым стандартом» качества работы активного шумоподавления в своем форм-факторе, да и в остальном показала себя очень и очень неплохо. Обновления модели ее поклонники ждали с явным нетерпением — и вот наконец Sony WF-1000XM4 поступила в продажу.
От заявленных характеристик просто дух захватывает: тут вам и новый процессор V1, и система активного шумоподавления с тремя режимами работы, и поддержка технологии 360 Reality Audio, и неплохая автономность, и свеженький Bluetooth 5.2 вместе с фирменным кодеком LDAC, за отсутствие которого многие критиковали прошлую модификацию. В общем, теоретически все выглядит просто замечательно, но посмотрим, как наушники покажут себя на практике.
Технические характеристики
Заявленный диапазон воспроизводимых частот | 20 Гц — 20 кГц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Размер динамика | ∅6 мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подключение | Bluetooth 5.2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поддержка кодеков | AAC, SBC, LDAC | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление | сенсорное, ПО Sony Headphones Connect | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Активное шумоподавление | есть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время работы наушников от аккумулятора | до 6 часов без ANC c кодеком LDAC | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разъем для зарядки | USB Type C | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры кейса* | 66×39×29 мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры наушника* | 29×25×21 мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса одного наушника | 7,3 г | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса кейса | 41 г | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Защита от воды | IPX4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительно | функция «звуковой прозрачности», 360 Reality Audio, DSEE Extreme, адаптивное управление | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Розничные предложения |
Кодек | DSEE Extreme | Функция шумоподавления/режим окружающего звука | Время работы |
---|---|---|---|
LDAC | Авто | Шумоподавление | 3,5 часа |
LDAC | Авто | Режим окружающего звука | 3,5 часа |
LDAC | Авто | Обе функции отключены | 4 часа |
LDAC | Выкл. | Шумоподавление | 5 часов |
LDAC | Выкл. | Режим окружающего звука | 4,5 часа |
LDAC | Выкл. | Обе функции отключены | 6 часов |
AAC | Авто | Шумоподавление | 6 часов |
AAC | Авто | Режим окружающего звука | 6 часов |
AAC | Авто | Обе функции отключены | 8 часов |
AAC | Выкл. | Шумоподавление | 8 часов |
AAC | Выкл. | Режим окружающего звука | 8 часов |
AAC | Выкл. | Обе функции отключены | 12 часов |
SBC | Авто | Шумоподавление | 5,5 часов |
SBC | Авто | Режим окружающего звука | 5,5 часов |
SBC | Авто | Обе функции отключены | 7 часов |
SBC | Выкл. | Шумоподавление | 7,5 часов |
SBC | Выкл. | Режим окружающего звука | 7 часов |
SBC | Выкл. | Обе функции отключены | 11 часов |
Тестирование автономности во всех предлагаемых режимах заняло бы слишком много времени, потому мы решили остановиться на двух, обеспечивающих максимальный и минимальный уровень автономности. Первый — это сочетание кодека AAC с отключенными «шумодавом» и DSEE, в нем производитель обещает до 12 часов работы. Минимальный уровень автономности достигается при включении всех функций и использовании LDAC — до 3,5 часов. Но наша методика тестирования подразумевает трансляцию белого шума, который не в силах нагрузить DSEE Extreme так, как это делает реальный музыкальный материал. Потому будем ориентировать на режим с использованием шумоподавления, но без DSEE — в нем гарнитура должна проработать до 5 часов.
Ну и раз уж заговорили про методику, вкратце напомним, как и что мы делаем. Безопасным уровнем звукового давления при прослушивании музыки в наушниках считается 75 дБ, но на практике большинство слушателей предпочитает уровень 90-100 дБ. Мы транслируем в наушники белый шум, фиксируя уровень SPL в районе 95 дБ, сразу после старта воспроизведения запускаем запись сигнала с измерительного стенда — по длине получившегося трека легко понять, сколько проработал каждый из наушников.
Разряжаются наушники неравномерно: правый работает немного меньше левого. Крайне малое число слушателей использует наушники в монорежиме, чаще всего отключение одного из них — повод убрать оба в кейс для зарядки. Потому при определении средней автономности ориентироваться мы будем на тот наушник, который проработал меньше.
Тесты | Правый наушник | Левый наушник | |
---|---|---|---|
AAC, все функции отключены | Тест 1 | 11 часов 38 минут | 12 часов 8 минут |
Тест 2 | 11 часов 42 минуты | 12 часов 12 минут | |
Итого | 11 часов 40 минут | 12 часов 10 минут | |
LDAC, шумоподавление включено | Тест 1 | 4 часа 47 минут | 5 часов 7 минут |
Тест 2 | 4 часа 53 минуты | 5 часов 12 минут | |
Итого | 4 часа 50 минут | 5 часов 10 минут |
Как несложно заметить, полученные значения максимально близки к тем, что предложил производитель. Из чего делаем вывод, что таблице можно доверять — в качестве ориентира она вполне подходит. Ну и почти 12 часов в экономном режиме — это, конечно, просто очень здорово. Для TWS-гарнитуры результат прямо-таки невероятный. Одна полная зарядка наушников снижает уровень заряда аккумулятора кейса примерно на 40%, соответственно — зарядить наушники с нуля можно два раза, на третий почти ничего не останется.
Если верить инструкции, после 5 минут зарядки в кейсе WF-1000XM4 может работать до часа в режиме воспроизведения музыки. У нас при включенном шумоподавлении и использовании LDAC она продержалась порядка 40 минут, в более экономичных режимах явно будет больше. В общем, без музыки остаться практически нереально. Зарядка кейса с нуля занимает порядка 1,5 часов, поддерживается как проводная, так и беспроводная по технологии Qi. Индикатор на передней панели во время зарядки горит оранжевым, если что-то идет не так — начинает мигать красным.
360 Reality Audio и DSEE Extreme
Перед тем, как перейти к разговору о звучании гарнитуры, скажем пару слов про технологию 360 Reality Audio. Для полноценной работы ей нужен специально подготовленный контент, найти который можно в стриминговых сервисах — в частности, Deezer и Tidal. Последний официально в России не работает, но у всех, кому это действительно интересно, аккаунт там давно есть. Ну и плюс Sony предлагает свой сервис под названием Artist Connection, приложение которого придется поставить отдельно. Устанавливаем, регистрируемся — и вот он нужный нам для «погружения» контент.
Есть и аудиотреки, и видео. Мы бы посоветовали начать со специально подготовленного выступления Зары Ларсон — звучит действительно весьма интересно, если слушатель ранее не сталкивался с чем-то подобным, вау-эффект ему обеспечен. В целом же, до полноценного ощущения «объемного звука» там довольно далеко, как и в большинстве подобных систем. Но Sony начала активно развивать это направление, что очень хорошо — возможно, со временем предлагаемый результат будет становиться все более занимательным.
А вот технология DSEE Extreme — штука куда более интересная и даже слегка полезная в повседневном использовании. Идея создать нечто, позволяющее «достраивать» звучание сжатых с потерями файлов просто крайне не нова — все мы видели не один десяток таких решений, начиная еще с Crystalizer у Creative, как пример. Необходимость и качество работы подобных систем всегда вызывали скепсис у энтузиастов хорошего звука, но своих поклонников такие продукты находили. Радует, что качество их работы с годами растет, пуст и не столь заметно, как хотелось бы. Работают они не так топорно и нередко делают звук действительно несколько более эффектным, а уж лучше или хуже — тут вопрос вкуса.
По сравнению с уже упомянутым Crystalizer у DSEE Extreme есть одно неоспоримое преимущество — она встроена не в универсальное устройство, которое можно применять с разной акустикой и в разных условиях, а в законченный продукт. А значит, может учитывать максимум различных параметров — вплоть до особенностей применяемых динамиков. В общем, поиграть с этой опцией вполне можно и даже с удовольствием, но проще все же просто предпочесть источники с достаточным качеством звука — тот же Deezer предлагает lossless-поток в рамках не такой уж и дорогой подписки, например.
Звучание и измерения АЧХ
Из маркетинговых материалов к Sony WF-1000XM4 мы знаем, что в них размещен новый 6-миллиметровый динамик с увеличенным на 20% объемом магнита и высокоэластичным диффузором, что по замыслу разработчиков должно улучшить качество звука на низких частотах. И низкочастотный диапазон получился действительно очень интересным.
Радует, что на нем нет лишних акцентов. Ничего не «бубнит» и не давит на слух, напротив — бас звучит вполне нейтрально, но при этом четко и с хорошей атакой. Умение подавать низкие частоты таким образом — сегодня редкость, тут WF-1000XM4 сразу показала себя очень хорошо. А если вдруг хочется акцентов на басе, так их можно добиться с помощью эквалайзера, на это мы еще посмотрим.
Среднечастотный диапазон, к сожалению, не самый «ровный» — партии солирующих инструментов, а зачастую и вокал могут «проваливаться», ощутимо уходя на задний план микса. Но в целом СЧ-регистр воспроизводится довольно неплохо, а иногда даже по-своему приятно, если не пытаться концентрироваться на нюансах. Высокие частоты же подаются довольно невнятно, звук хай-хэтов и тарелок глуховат и зачастую слишком уж «размазан» — грубо говоря, они делают «пшшш» вместо «тссс». Возможно, последняя фраза получилась слишком уж образной и непонятной, потому на этом остановимся и перейдем к иллюстрациям, на графиках АЧХ все описанные особенности прекрасно видны.
Традиционно обращаем внимание читателей на то, что все графики АЧХ приводятся исключительно в качестве иллюстрации, позволяющей продемонстрировать основные особенности звучания тестируемых наушников. Не стоит делать из них выводов о качестве той или иной модели. Реальный опыт каждого слушателя зависит от множества факторов: начиная от строения органов слуха и заканчивая силой прижима амбушюров, способной серьезно влиять на передачу низкочастотного диапазона.
Низкочастотный диапазон ровный, «глубокий бас» немного уведен назад и это хорошо — меньше гулкости. Провал в районе 1,5 кГц дает нам то самое ощущение немного ушедшего назад вокала, ну и с ВЧ-диапазоном тоже все понятно. В целом все очень наглядно, но можно сделать еще нагляднее.
График АЧХ выше показан на фоне кривой IDF (IEM diffuse field compensation), предоставленной производителем используемого стенда. Ее задача — помочь скомпенсировать резонансные явления в имитированном слуховом канале и особенности используемого оборудования, создав «звуковой профиль», максимально корректно иллюстрирующий то, как звучание наушников воспринимается слушателем. Ее можно рассматривать как адаптированный под конкретное устройство аналог так называемой «кривой Хармана», созданной командой Harman International под руководством доктора Шона Олива. Скомпенсируем полученный график АЧХ в соответствии с кривой IDF.
Вот теперь график в полной мере иллюстрирует впечатления от прослушивания Sony WF-1000XM4. Гарнитура уже успела собрать немало положительных отзывов, многие называют ее звук чуть ли не лучшим в своем классе. Позволим себе с ними не согласиться — да, звук для такого форм-фактора хороший, но есть в нем пара очень спорных нюансов. В общем, перед покупкой лучше послушать — как всегда. Ну а мы будем двигаться дальше и посмотрим, какое влияние на АЧХ оказывает включение системы активного шумоподавления.
Негативное влияние, прямо скажем — низкочастотный диапазон «проседает» просто крайне заметно. Собственно, как всегда. Тут уж либо «шумодав» эффективный, либо влияние на звук минимизировано — третьего пока не дано. Так что в спокойной обстановке ANC лучше отключать — благо, есть адаптивное управление настройками, помнить про это постоянно не нужно. Кстати, о настройках — посмотрим на различные пресеты эквалайзера.
Видно, что эквализации наушники в целом поддаются — в частности, «бассхеды» могу получить столь желанный акцент на низкочастотном диапазоне. А вот как-то компенсировать особенности звучания Sony WF-1000XM4 встроенный эквалайзер не в силах — пяти полос для этого мало. В тексте мы не раз упоминали про свой опыт использования наушников с силиконовыми насадками от другого производителя. Посмотрим, как они влияют на звук.
Низкие частоты еще немного уходят назад, освобождая чуть больше места для середины. Они по-прежнему хорошо воспринимаются, но звучат просто крайне деликатно. Любителям легкого комфортного звучания может понравиться — поэкспериментировать стоит, особенно учитывая влияние насадок на комфорт и надежность посадки наушников.
Итоги
Про Sony WF-1000XM4 уже немало песен сложено, причем хвалебных. Между тем, устройство получилось весьма неоднозначным. Замечательная автономность и действительно эффективная система шумоподавления, множество настроек и система их активации в зависимости от поведения пользователя, да даже различные «улучшайзеры» звука — это всё неоспоримые плюсы, делающие гарнитуру очень и очень интересной. В общем, наушники безусловно замечательные, но забывать про отсутствие мультипойнта, спорное звучание, не всегда надежную посадку и особенности работы органов управления тоже не стоит. При этом стоимость у Sony WF-1000XM4 довольно высокая, альтернативные варианты у готового потратить такие деньги покупателя есть, причем в большом количестве. За ним, как всегда, и остается окончательный выбор.
- Лецитин что это польза
- к чему снится собирать букеты