edi в логистике что это такое
EDI: что это такое, типы документов, расшифровка понятия — система электронного обмена данными
Стандарты EDI-технологий разработаны в одном из Американских национальных институтов (ANSI). Их применение обеспечивает комфортные условия для ведения и развития бизнеса. На этой почве популярность технологий проявилась и в других отраслях экономики, а также в социальной сфере. Что же это такое — система электронного обмена данными EDI (еди ай) или Electronic Data Interchange.
Про платформу
Контрагенты пользуются ей для обмена информационными данными в интернет-формате. Здесь доступна отправка и принятие финансовых, коммерческих и логистических сведений. Круг посылаемых и принимаемых документов не ограничен. Это могут быть также каталоги и любая сопроводительная документация к заказам. Пользователь моментально обрабатывает заявки, отправляет документы поставщикам или торговым сетям. Усилий на это тратится минимальное количество, и взаимодействие происходит чрезвычайно быстро. Плюсом является и то, что сервис способен проводить проверки на наличие ошибок. Формировать данные разрешается даже для госсистем, контролирующих производство, сбыт и сертификацию продукции на территории России, например, ЕГАИС.
Кроме того, платформа предлагает хранение созданной документации. Таким образом, можно по опознавательным признакам найти нужную бумагу, хранящуюся в защищенном архиве. Доступна и опция по формированию отчетности. Этому способствует внедренный сюда аналитический Business intelligence инструмент.
Фактически предлагаемая система не нова. Расшифровка EDI-технологии — это Electronic Data Interchange. Она является новшеством в сознании российских предпринимателей, медленно принимающих прогрессивные идеи для облегчения их работы. Тем не менее опыт использования показал, что обсуждаемая здесь технология помогает оптимизировать деятельность и в целом развивать свой бизнес гораздо эффективнее. Она позволяет отправлять заявки, обрабатывать информацию по тысячам заказов ежемесячно. Хотя такой объем необязателен. EDI становится частью электронного документооборота, который присутствует повсеместно на большинстве предприятий.
Если, к примеру, ваша компания работает с маркировкой определенных видов товаров (обувь, табак, одежда, алкоголь и др.), то ведение ЭДО для вас обязательно. А облегчить и оптимизировать этот процесс вам поможет ПО, предлагаемое компанией «Клеверенс».
Стандарты и способы передачи данных
Для EDI-обмена можно использовать широчайший массив международных нормативов для удовлетворения всевозможных запросов. Но в первую очередь необходимо понимать значение представленных далее двух стандартных идентификаторов.
GTIN-код
В расшифровке это Global Trade Item Number или уникальный цифровой штрихкод товара. Он заменил американский UPC и европейский EAN. Присваивается национальными регистраторами и зашифровывается в геометрическом формате. В него включаются циферный ряд, состоящий из разного количества цифр: 8, 12, 13, 14. Сведения о нем заносятся в единую информационную базу, действующую по всему миру. Такой штрих-код для товарных категорий получают производители, владельцы брендов, импортеры. Его разработкой и принципом присвоения занималась международная организация GS1.
GLN-код
Полное значение — Global Location Number. Уникализированный код из 13-ти чисел. Нужен для идентифицирования пользователя в системе, то есть для обозначения всех участвующих в поставке лиц. Его расположение — зачастую под штрихкодом. Кроме национального префикса, здесь содержится информация про фигуранта сделки: его адрес для почтовых отправлений, категория объекта, регион размещения, телефонный и факсовый номера, реквизиты банка, требования и ограничения по доставке, а также указание представителя фирмы для связи.
Чтобы организации-поставщику создавать партнерские отношения с торговыми объединениями, ему приходится получить GLN.
EDI как базовая система для электронного обмена данными и интеграций с партнёрами
Содержание
EDI возник в 1970–1980-х и популярен до сих пор. Как и многие другие ранние информационные технологии, EDI-обмен придуман военными и изначально использовался в логистике.
В конце 1940-х воздушное сообщение в Европе сопровождалось передачей больших объёмов информации о грузах, при этом процесс обмена данными был неудобным, остро требовалась разработка новых концепций и методов обмена. Одной из первых интегрированных систем, использующих EDI, была схема лондонского аэропорта Cargo EDP Scheme (LACES) в аэропорту Хитроу (Лондон, Великобритания) в 1971 году. Внедрение метода прямого ввода данных трейдером (DTI) позволило экспедиторам вносить информацию непосредственно в систему таможенного оформления. После этого процесс оформления стал быстрее и легче.
Рост морских перевозок и проблемы на таможне, схожие с теми, что возникали в аэропорту Хитроу, привели к внедрению систем DTI в некоторых портах и группах портов в 1980-х.
Электронная передача данных между компаниями, а также между бизнесом и государством в едином, общем для всех формате привлекала всё больше внимания, и в 1987 году был утверждён стандарт UN/EDIFACT (стандарт Организации Объединённых Наций для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте). ООН взяла на себя эту ответственную миссию и до сих пор выпускает обновлённые справочники каждые полгода, инвестируя в эту работу немалые средства. Справочники содержат стандартные сообщения для разных отраслей, сейчас это более двухсот сообщений.
В разработке справочника принимает участие и Технический комитет по стандартизации № 154 Международной организации по стандартизации (ISO, сокр. от англ. International Organization for Standardization).
Использование единых стандартов EDI удобно бизнесу и выгодно контролирующим органам: таможенной, налоговой службе и т. д. Это делает обмен сообщениями прозрачным и легко управляемым. ООН даже рекомендует использовать стандарт UN/EDIFACT при обмене сообщениями в государственных органах и между правительствами стран.
Итак, для интеграций с иностранными партнёрами может использоваться стандарт UN/EDIFACT, а для обмена данными с компаниями внутри России распространены его подмножества, например SWIFT — в банковской сфере, EANCOM — в торговле. Также есть ряд других подмножеств для разных отраслей.
В российской интернет-торговле распространён формат CommerceML в виде XML от «1С», а также YML (сокр. от англ. Yandex Market Language) в виде XML. Но если вам нужна интеграция с глобальными корпорациями, этот стандарт не будет им знаком.
В Северной Америке распространён стандарт Американского национального института стандартов (ANSI, сокр. от англ. American National Standards Institute) — ASC X12 (также известен как X12).
GS1 EDI устанавливает стандарты в глобальных поставках. TRADACOMS — стандарт, распространённый в ретейле Великобритании. ODETTE, VDA используются в автомобильной промышленности, HL7 — в здравоохранении.
Заказчику разработки необходимо определиться: нужен ли ему именно обмен юридически значимыми документами, отчётность или всё же интеграция ИС? Это разные вещи.
Естественно, что у бизнеса есть много юридически значимых документов, которыми нужно обмениваться с покупателями, поставщиками и налоговой (как минимум). Особенность EDI в России — в многообразии форм: на рынке есть несколько систем электронной отчётности («СКБ Контур», СБИС); формат УПД (сокр. от «универсальный передаточный документ») носит рекомендательный характер; есть несколько операторов ЕЦП (сокр. от «единая цифровая подпись») и т. д.
Но обмен проще, когда все стороны используют единый формат и единые правила. Чтобы сделать такую интеграцию, нужен электронный документооборот. В таком случае под EDI подразумевают набор стандартов (Legacy), касающихся электронного документооборота.
EDI как средство отчётности и обмена юридически значимыми документами — обширная тема, но в этой статье мы поговорим об EDI как о технологии для интеграций: именно с этой частью задач мы имеем дело в своей работе.
Простая XML-схема не подойдёт.
Разработка собственных EDI-стандартов потребует большого количества усилий аналитиков (а если мы говорим о межгосударственном взаимодействии, то и политиков) с обеих сторон. А вот усилия, потраченные на техническую реализацию, в сравнении с согласованиями будут незначительными.
— Так сложилось исторически. Во-первых, все основные логистические системы и WMS были созданы 20–30 лет назад, когда существовал только EDI. Сейчас эти WMS не просто древние, а мегадревние, и сделать для них API часто бывает невозможно.
Во-вторых, в логистике до сих пор есть очень высокий уровень доверия к обмену файлами по EDI. Логисты — прагматичные люди, им привычнее представлять файл как физический объект, артефакт. С EDI логист может сказать «я выслал тебе файл» и «я получил твой файл». Ответственность прозрачна: каждый участник обмена всегда может доказать, что, когда и кому он отправил.
API и транзакционный обмен гораздо сложнее для понимания. Сложно концептуализировать формат передачи данных через API и доверять ему. Думаю, это главная причина, по которой EDI-обмен так популярен. Но во многих логистических компаниях уже есть подвижки: приходит молодое поколение с другими взглядами на EDI и API.
В-третьих, написать скрипт и подключить его к API гораздо сложнее, чем использовать EDI. У большинства IT-решений есть стандартная EDI-спецификация на входе или на выходе, и это достаточно легко использовать: когда ты хочешь подключить одну систему ERP-клиента к WMS или другой ИС, тебе достаточно сделать mapping — не нужно писать скрипты, методы, подключать их к API и т. д.
EDI в логистике, примеры и перспективы
Давайте зададимся вопросом «что такое логистика?»
С точки зрения практического применения логистика — это выбор наиболее эффективного варианта обеспечения нужного товара, нужного качества, нужного количества, в нужное время, в нужном месте и с минимальными затратами. Поэтому необходимым условием работы логистической отрасли является эффективное управление и быстрая передача информации, именно этот фактор и оптимальная организация бизнес процессов в компании, позволяют ей осуществлять эффективную логистику.
Думаю, что никто не будет спорить, что оптимизация работы с потоком информации и бизнес-процессов в целом возможна на сегодняшний день исключительно благодаря использованию современных информационных технологий. Именно о технологиях и возможностях, которые дают решения Comarch, я и хотела Вам рассказать. Решения Comarch по обмену данными и управлению документами позволяют оперативно и безопасно обмениваться информацией, управлять документами и перепроверять данные на корректность, что помогает участникам логистического процесса быстро адаптироваться к любым изменениям.
В течение 25 лет Comarch помогает своим партнерам, работающим во многих отраслях промышленности, внедрять соответствующие решения ИТ для оптимизации процессов обмена информацией. Проект по реализации обмена данными реализуется для оптимизации обмена информацией между производителем, дистрибьютором и розничными сетями. Но сегодня прогресс не стоит на месте, и компании ищут всевозможные пути для усовершенствования взаимоотношений с партнерами в каждом аспекте сотрудничества. Одним из востребованных процессов сегодня является автоматизация обмена логистической информацией. Реализовать такого рода обмен данными можно как в рамках уже реализованной схемы, так и используя новые типы электронных документов, а также подключая новых участников, например, логистических операторов, перевозчиков.
Одним из возможных вариантов может быть автоматизация передачи штрих-кодов логистических единиц. Штрих-код (код SSCC), находящийся на логистической этикетке, передается в электронном документе (Уведомление об отгрузке). Таким образом грузополучатель точно знает сколько товара и в каких логистических единицах будет доставлено на склад. Ответственному сотруднику остается только сканировать штрих-код и товар принят. Функционал Платформы Comarch B2B Network позволяет определять разные логистические единицы, задавать определенный алгоритм формирования кода SSCC либо вводить его вручную, создавать логистическую этикетку на основе уведомления об отгрузке. Дополнительно облегчает работу с грузом визуальное отображение важных данных о грузе на самой логистической этикетке, например: срок годности, данные об аллергенах и другие параметры.
Другой возможный вариант – это автоматизация обмена информацией с логистическими операторами. В этом случае могут использоваться как торговые электронные документы: Уведомление об отгрузке с кодом SSCC, Уведомление о приемке, Инструкция по упаковке, так и логистические электронные документы: Заказ логистических услуг, Информация о транспортном средстве и т.п.
Компания Comarch имеет опыт реализации множества успешных проектов логистического характера, среди которых хотелось бы отметить следующие:
Автоматизация обмена информацией с логистическими партнерами для UNILEVER:
В рамках проекта для компании LEROY MERLIN удалось:
– Автоматически создавать уведомление об отгрузке (DESADV) на основе полученного заказа согласно спецификации Leroy Merlin;
– Создавать логистические единицы, соответствующие требованиям Leroy Merlin (включая поддоны, коробки, рулоны), наряду с автоматическим/ручным вводом SSCC-кода и возможностью обозначения логистических единиц в случае сгруппированных товаров
– Быстро и легко сопрягать линию заказа с данной логистической единицей и указывать количество товара, которое необходимо упаковать. Дополнительно, появилась возможность упаковки незапакованного товара с помощью одного нажатия;
– Распечатывать логистическую этикетку согласно шаблону Leroy Merlin непосредственно из веб-приложения (без необходимости установки приложения on-site) на принтере этикеток (например, Zebra, Sato) и офисных принтерах.
Среди преимуществ внедрения EDI в логистике можно выделить: обмен коммерческой и логистической информацией в одном месте, быстрый и безопасный обмен ключевыми данными, улучшение качества данных, разные способы подключения (веб-приложение и интеграционное соединение), адаптация к требованиям и техническим возможностям каждого участника, доступ ко всем статусам реализации поставки в одном месте, что несомненно ведет к значительной оптимизации логистических процессов и положительно влияет на другие бизнес-процессы в компании.
Для получения более детальной информации касательно EDI в логистике обратитесь в техническую службу поддержки платформы COMARCH EDI по телефону 0 800 300 142.
Больше информации о решениях по обмену данными и управлению документами на сайте.
Автор: Анна Васильева, бизнес-консультант по решениям электронного документооборота Comarch e-invoicing на украинском рынке, компания Comarch.
Документооборот (EDI) между торговыми партнерами
Для ускорения бизнес-процессов и экономии ресурсов торговые сети и поставщики переходят на EDI — электронный обмен данными.
В статье разберем, что такое EDI между компаниями, чем отличается EDI от ЭДО и как начать работу в сервисе электронного обмена данными.
Электронный документооборот EDI в ритейле: что это и для чего нужен в b2b
Электронный обмен данными EDI: разница ЭДО и EDI
Правила передачи и формы документов участники устанавливают самостоятельно, могут их менять и дополнять.
Например, партнер может оформить каталог товаров для торговой сети на свое усмотрение, указать больше подробностей о продукции или только самые основные характеристики. Торговая сеть, отправляя заказ на товары из каталога, может не только перечислить нужный ей ассортимент, но и запросить аналоги. Коммуникации торговых сетей с поставщиками в системе EDI проще из-за возможности гибких настроек.
Для ЭДО есть строгие правила со стороны закона.
Обычно их устанавливает ФНС. Это необходимо, чтобы облегчить обработку документов и ускорить их проверку, поэтому любое отклонение от правил приравнивается к ошибке в заполнении.
Кроме того, под ЭДО в России обычно понимают электронный обмен юридически значимыми документами. То есть документами с квалифицированной электронной подписью. Это, например, универсальные передаточные документы (УПД), отчетность в госорганы, договоры и др.
Отличия ЭДО от EDI:
Информация может дополняться и изменяться
Юридически значимые документы
Обязательные поля, которые нельзя изменять
Формат устанавливается законом.
Например, счета-фактуры, универсальный передаточный документ (УПД), отчетность в госорганы
Типы EDI документов и стандарты обмена данными
PRICAT (Price Catalogue)
ORDERS (Purchase Order)
ORDERS (Purchase Order)
DESADV (Despatch Advice)
RECADV (Receiving Advice)
RETANN (Announcement for Returns)
INVOIC (Invoice)
В цепочке документооборота также могут фигурировать другие типы данных в зависимости от особенностей деятельности компании или требований контрагентов. Например, каталоги локализации, дополнения к уведомлению об отгрузке и другие. Их наличие в системе EDI зависит от технической возможности провайдера.
Правила передачи, безопасность, структуру и формат данных определяют международные стандарты EDIFACT и GS1 EANCOM.
Как работает EDI-обмен между торговой сетью и поставщиками
Поставщик может сформировать каталог товаров (PRICAT) и отправить его торговым сетям. Этот шаг иногда пропускают, например, если ассортимент заранее известен или сотрудничество уже налажено. Или поставщик может известить партнера о товарах иным путем. Тогда обмен данными начинается с того, что торговая сеть отправляет своему поставщику заказ (ORDERS). Заказ содержит подробную информацию о продукте, количестве и месте доставки.
В ответ поставщик высылает ORDRSP, в котором может полностью или частично принять/отклонить заказ. Если товара нет в наличии или достаточном количестве, поставщик может предложить аналог или поставить только часть товара.
Когда все условия и подробности приняты, поставщик отправляет уведомление об отгрузке (DESADV). В документе отражается подробная информация о поставке: количество отправленной продукции, точка доставки, транспорт, сроки доставки и др.
Торговая сеть получает товар и проводит сверку. Если все в порядке, отправляет поставщику уведомление о приемке (RECADV). Сеть может принять только часть товара, а бракованную или недопоставленную продукцию указать в документе. Тогда поставщик должен совершить возврат или заменить товар, чтобы выполнить условия договора.
После приемки торговой сетью товара по заказу поставщик отправляет через систему ЭДО универсальный передаточный документ (УПД), подписанный КЭП. Это финальный этап процесса поставки. По УПД производится оплата и начисление НДС.
Преимущества перехода на EDI документооборот
Как подключиться к EDI-системе электронного обмена
Электронный документооборот с сетями с помощью платформ СФЕРА EDI и Comarch EDI
EDI в web-интерфейсе
Для работы с электронными данными не нужно устанавливать специальные EDI-программы и настраивать рабочее место. Это удобно, если документов и сотрудников, которые будут работать с сервисом, немного.
Чтобы начать обмен в веб-версии СФЕРА EDI от СберКоруса, нужно войти в личный кабинет с помощью логина и пароля в браузере.
Интеграционные решения для EDI
Если в компании обмен данными происходит в больших объемах, а сотрудников, которые обрабатывают документы, нет времени обучать, проще интегрировать сервис EDI в учетную систему.
Другие сферы использования: EDI в логистике
EDI в логистике помогает управлять цепочками поставок за счет своевременного обмена достоверной информацией. Для удобства на одной платформе совмещают два типа сообщений: торговые и логистические. Например, когда вместе с уведомлением об отгрузке отправляется паллетная этикетка. Использование такой связки повышает качество работы склада и сокращает время на приемку товара.
В EDI используются различные типы логистических сообщений. Чаще всего это:
Выводы об EDI
EDI расшифровывается как Electronic Data Interchange, что означает электронный обмен данными. В России под EDI понимают систему коммерческого и логистического документооборота. Такие документы необязательно подписывать квалифицированной электронной подписью, а их форма может быть любой.
Все этапы сотрудничества поставщиков и торговых сетей ускоряются с помощью EDI: заказ, актуализация данных, отгрузка, приемка или обмен необходимой информацией происходит за несколько кликов по защищенным каналам. Поэтому все больше компаний переходят на электронный обмен данными.
В отличие от EDI, система ЭДО предполагает обмен юридически значимыми электронными документами. То есть участникам ЭДО не обойтись без электронной подписи, а сами документы следует оформлять по правилам, которые устанавливает закон. Например, торговая сеть может выбрать удобные для нее формы и виды документов при электронном обмене данными в EDI. Но не может при передаче УПД контрагенту в ЭДО, потому что документ необходимо оформить так, как предписывает налоговая.
Чтобы начать обмен электронными данными без установки ПО, можно подключиться к веб-версии сервиса СФЕРА EDI. Потребуются только логин и пароль. Если данных отправляется много, сервис можно интегрировать в учетную систему. Это позволит обмениваться EDI-сообщениями в режиме одного окна. Способ подключения зависит от индивидуальных потребностей бизнеса, поэтому лучше проконсультироваться со специалистами.
EDI также используют в логистике, но обычно обмен данными по поставкам объединяют с торговыми. Так, кроме работы поставщиков с сетями по продукции, можно автоматизировать склад и ускорить приемку товаров. Это позволяет полностью контролировать все процессы работы.
Edi в логистике что это такое
ООО «КОРУС Консалтинг СНГ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера. «КОРУС Консалтинг СНГ» серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки.
Типы EDI документов
Типы EDI документов
EDI (Electronic data interchange) — это система для передачи электронных данных между контрагентами. Через EDI можно отправлять и принимать финансовую, коммерческую и логистическую информацию.
Расскажем, кто и какие виды EDI-документов использует.
Разница между EDI и ЭДО
Система EDI позволяет отправлять и получать данные для ускорения бизнес-процессов — уведомления, сообщения, заказы, каталоги и сопроводительные документы. У них нет установленной законом формы, а контрагенты сами договариваются, какие данные в этих документах будут передавать.
Через ЭДО чаще всего обмениваются юридически значимыми документами, которые оформляются по правилам законодательства и госорганов и подписываются электронной цифровой подписью.
Типы EDI сообщений и документов
В системе EDI поставщики и торговые сети могут отправлять и получать заказы и сопроводительную документацию.
Наиболее часто используемые виды EDI-документов:
PRICAT
ORDERS
ORDRSP
DESADV
ALCRPT
RECADV
RETANN
Автоматизируйте заказы и документооборот, контролируйте все этапы поставок с помощью платформы СФЕРА EDI. Подключим к обмену EDI в кратчайшие сроки.
Схема электронного обмена данными EDI
Подключение к системе обмена данными EDI, как правило, не отличается от представленной ниже схемы.
1. Оставьте заявку и дождитесь звонка специалиста.
Он поможет выбрать тариф и проверит техническую возможность подключения.
Для EDI нужен номер GLN — глобальный уникальный цифровой код, который идентифицирует участника
в цепи поставок. Если его нет, менеджер поможет получить.
2. Подпишите договор и оплатите подключение.
3. Дождитесь финальной настройки.
Менеджер пришлет персональные данные для входа в web-интерфейс и поможет завершить настройку сервиса.
Нет.
EDI — это электронный обмен данными между поставщиками и торговыми сетями, а ЭДО — обмен электронными юридически значимыми документами с контрагентами, банками, госсистемами. Получается, что ЭДО дополняет EDI и помогает поставщику полностью перейти на электронный обмен документами с контрагентами и госорганами.
Нет, это зависит от правил, которые устанавливает торговая сеть.
Многие не используют каталоги (PRICAT), счет-фактуру (INVOIC), а документ для возврата (RETANN) — вообще редкость. Поэтому минимальный, но необязательный набор типовых документов в работе — ORDERS и ORDRSP.
Подробно о том, какие типы EDI документов используют торговые сети России, смотрите на странице подключения.
Компания
Информация
Контакты
Санкт-Петербург
Б.Сампсониевский пр., д. 68, лит. Н
194100