epb в автомобиле что это такое
Как работает электрический стояночный тормоз (EPB)
Независимо от марки и года производства автомобиля в нем всегда будет неизменным одно – наличие стояночного тормоза. Этот нехитрый элемент позволяет блокировать задние колеса машины и предотвращает ее движение в случае, если мотор выключен.
Но, как известно прогресс не стоит на месте и механическая громоздкая ручка, занимающая относительно много места между передними сиденьями, перестала устраивать производителей. Так в 00-х годах появилась электронная система EPB (Electromechanical Parking Brake, но, также ее часто называют FBS), которая пришлась по вкусу автовладельцам.
Как работает электроручник
Данная система состоит прежде всего из тормозного механизма. Он включает в себя штатные тормоза с небольшой модернизацией конструкции цилиндров. Так как в работе задействуется электроника, то логично, что будет не обойтись без входных датчиков. К ним относится кнопка, включающая систему. Она может быть установлена как рядом с рычагом ККП, так и на основной консоли (все зависит от марки и года выпуска авто). Также в системе присутствует датчик уклона (чаще всего монтируется в ЭБУ) и датчик сцепления (установлен на приводе сцепления и передает данные о скорости отпускания и точного расположения педали сцепления).
ЭБУ получает необходимую информацию от датчиков и преобразует ее в сигнал, который отправляется исполнительным механизмам. В дело вступает тормозной привод (активирует колодки), который состоит из:
Полезно! Электроручник объединен с системой управления авто и блоком, отвечающим за курсовую устойчивость (ESP).
Благодаря такой системе автовладельцу не нужно каждый раз тянуть на себя или отщелкивать громоздкий рычаг стояночного тормоза (о чем иногда многие забывают). Поэтому EPB значительно упрощает жизнь автомобилистов.
Включение и выключение
Работает такой механизм циклически:
Полезно! Если машина долго находится без какого-либо движения или автовладелец оставил двигатель заведенным, открыл дверь или отстегнул ремень безопасности, то происходит автоматическое включение EPB.
Также во многих автомобилях, оснащенные EPB присутствует кнопка Auto Hold. Она отвечает за то, чтобы задние колеса авто фиксировались при временных остановках. Особенно такая «фишка» придется по вкусу тем, кто часто ездит на АКПП по городским пробкам. Благодаря этому режиму не придется постоянно удерживать педаль газа после каждой кратковременной остановки транспортного средства. С этой точки зрения электромеханический стояночный тормоз действительно можно считать более современным механизмом.
Преимущества и недостатки EPB
Если сравнивать более современную систему с привычными механическими ручниками, то у электромеханического агрегата будут как довольно весомые плюсы, так и минусы. Например,:
Многие сомневаются, что в критической ситуации электромеханика сработает лучше. Допустим, водитель ТС внезапно потерял сознание во время движения. Если между сиденьями расположен привычный рычаг, то пассажир, находящийся рядом, может сообразить быстро его дернуть. Догадаться о кнопке, которая установлена где-то на консоли будет намного сложнее. Кроме этого EPB тормозит более плавно, поэтому в случае экстренного торможения от него будет меньше толку. То же самое касается и любителей «подрифтовать». Им придется забыть о красивых вхождениях в резкие повороты, так как электромеханика просто не допустит таких виражей.
Очень редко (но, все же такое происходит) электроника выходит из строя и элементарно не дает разблокировать тормоза. Некоторые жалуются, что такое частенько происходит при высоких морозах. В такой ситуации остается только вызывать эвакуатор.
Есть у такой «умной» системы и еще один, хоть и незначительный, минус – меры предосторожности в процессе использования и обслуживания.
О чем нужно помнить
Хоть EPB может самостоятельно себя регулировать, периодические проверки проходить придется. При этом авто устанавливается на стенд и с помощью специального диагностического оборудования механик проверяет исправность работы системы.
Если пришла пора менять тормозные колодки, то действовать нужно очень осторожно. При любых технических работах электромеханическая часть должна пребывать в сервисном режиме. Если упустить этот момент, то есть большой риск того, что электроручник самостоятельно активируется в процессе работ и повредит ТС или самого мастера.
В заключении
В целом можно сказать, что ручник такого типа является умной и более удобной системой. Автовладельцу не нужно в истерике дергать заедающую ручку и постоянно держать в голове, что ее нужно отщелкнуть перед началом движения. Однако, многие полагают, что нет ничего надежнее старой доброй механики, которая не начнет «глючить» и не заблокирует авто в случае разряженного аккумулятора.
Электромеханический стояночный тормоз — как это работает? Плюсы и минусы EPB
Ручной стояночный тормоз (РСТ) несмотря на прогрессивность и инновационность тормозной системы (ТС) автомобиля по-прежнему остается такой себе палочкой-выручалочкой, альтернативой, которая всегда подстрахует. Вместе с развитием основной тормозной системы существенно эволюционировал и «ручник», который теперь выглядит не так архаично, а функцию большого рычага теперь выполняет миниатюрная кнопочка.
На смену привычному РСТ пришел более продвинутый электронный аналог — электромеханический стояночный тормоз (ЭМСТ), который представлен небольшой кнопкой с надписью «(P)». Электронный ручник сегодня можно встретить на многих современных авто, причем переход от механики к электронике вполне закономерно, так как большинство систем автомобиля уже перекочевали в раздел электроники. На английском данная система обозначается аббревиатурой «EPB» (Electromechanical Parking Brake), что дословно так и переводится — электромеханический стояночный тормоз.
Как устроен электронный ручник, в чем его преимущества, а также недостатки, вы узнаете из моей сегодняшней статьи.
Главные функции EPB:
Устройство EPB
Система управления электронным ручником представлена отдельным блоком (ЭБУ), который работает с датчиками и исполнительными механизмами. Датчики следят за массой различных факторов (уклон, положение педалей, и т. д.), после чего сигнал предается в ЭБУ системы и обрабатывается согласно установленным алгоритмам. Блок управления принимает в учет положение кнопки включения электронного ручника, датчика уклона и датчика педали сцепления, который расположен на приводе сцепления. Последний следит за положением и скоростью отпускания педали. После полученная информация обрабатывается и ЭБУ посылает команду исполнительным устройствам (проводы, электромоторы, вспомогательные системы двигателя и т. д.).
Тормозной механизм включает в себя штатные дисковые тормоза, которые особо ничем не отличаются от обычных, разве что рабочие цилиндры стали другими. Также на суппортах тормозных механизмов теперь расположены приводы электромеханического стояночного тормоза.
Электропривод ручника включает в себя:
Электромотор передает крутящий момент через ременную передачу на планетарный редуктор, чем приводит его в движение. Редуктор в свою очередь перемещает винтовой привод, который преобразует движение в поступательное и перемещает поршни тормозных механизмов. Таким образом удается добиться бесшумной работы механизмов, сохранив при этом высокую эффективность.
Как работает электромеханический стояночный тормоз?
Активация и деактивация ЭМСТ происходит следующим образом. Когда водитель нажимает на кнопку, сигнал от нее идет в ЭБУ, который анализирует ряд параметров, после чего посылает команду на электроприводы, которые выполняют блокировку колес. Деактивация происходит либо автоматически, после того как водитель завел мотор включил передачу и собирается начать движение, либо в ручном режиме посредством нажатия на кнопку. Выключение EPB происходит после анализа блоком управления множества факторов, таких как угол уклона кузова, положение педали газа (или сцепления), положение селектора и т. д. Выключение электроручника может происходить с небольшой задержкой особенно в ранних моделях EPB, так как на анализ всех факторов и условий ЭБУ требовалось определенное время.
В большинстве случаев система электронного ручника дополнена опцией Auto Hold, данная опция в переводе на «человеческий» язык звучит как система автоматического удержания при кратковременных остановках. Данная система является своего рода расширением или дополнением системы электромеханического стояночного тормоза. Ее работа заключается в том, чтобы освободить водителя от необходимости удержания педали тормоза после остановки автомобиля. Данная опция очень удобна на авто с АКПП во время движения в городских «тягучах», которые утомляют водителей частыми остановками с нажатием на педали газ/тормоз. Электронный ручник активируется автоматически после длительной стоянки автомобиля. Также EPB автоматически активируется при выключении зажигания, открытии двери и оттягивании ремня безопасности.
Теперь о плюсах и минусах системы EPB
Преимущества электронного ручника:
Недостатки электронного стояночного тормоза:
В заключение.
Электронный ручник очень удобная и весьма перспективная опция, которая со временем полностью заменит классическую «кочергу». Благодаря данной системе вам не нужно постоянно думать о том «снялись вы с ручника» или нет. Электроручник постоянно подстрахует в случае движения под уклоном и не позволит вашему авто покатиться назад или вперед. В тандеме с опцией Auto Hold движение по городу и в пробках становится более комфортным и не таким утомительным. Несмотря на стоимость данных опций и более сложное исполнение считаю, что они вполне оправдывают потраченные на них средства.
Рекомендую посмотреть данное видео об электронном ручнике, в нем более наглядно и детально рассказано и показано как работает электромеханический ручной тормоз
Электромеханический стояночный тормоз
Электромеханический стояночный тормоз (Electromechanical Parking Brake, EPB) является современной конструкций стояночной тормозной системы, в которой используется электромеханический привод тормозных механизмов.
Электромеханический стояночный тормоз выполняет следующие функции:
— удержание автомобиля на месте при стоянке;
— аварийное торможение при движении автомобиля;
— удержание автомобиля при трогании на подъеме.
Система EPB устанавливается на задние колеса автомобиля. Электромеханический стояночный тормоз включает тормозной механизм, тормозной привод и электронную систему управления. В системе используются штатные тормозные механизмы, конструктивные изменения внесены в рабочие цилиндры.
Тормозной привод устанавливается на суппорте тормозного механизма. Тормозной привод преобразует электрическую энергию бортовой сети в поступательное движение тормозных колодок. Для выполнения возложенных функций привод включает следующие конструктивные элементы: электродвигатель, ременную передачу, планетарный редуктор и винтовой привод.
Все элементы находятся в одном корпусе. Вращательное движение электродвигателя через ременную передачу передается на планетарный редуктор. Применение планетарного редуктора обусловлено снижением уровня шума, массы привода, а также существенной экономией пространства. Редуктор осуществляет перемещение винтового привода, который в свою очередь обеспечивает поступательное движение поршня тормозного механизма.
Электронная система управления стояночным тормозом объединяет входные датчики, блок управления и исполнительные механизмы.
К входным датчикам относятся кнопка включения тормоза, датчик уклона, датчик педали сцепления. Кнопка включения располагается на центральной консоли автомобиля. Датчик уклона интегрирован в блок управления. Датчик педали сцепления расположен на приводе сцепления и фиксирует два параметра – положение и скорость отпускания педали сцепления.
Блок управления преобразует сигналы датчиков в управляющие воздействия на исполнительные устройства. В своей работе блок управления взаимодействует с системой управления двигателем и системой курсовой устойчивости ESP.
В роли исполнительного механизма системы управления выступает электродвигатель привода.
Работа электромеханического стояночного тормоза носит циклический характер: включение – выключение.
Включение стояночного тормоза производится нажатием кнопки на центральной консоли. При этом активируется электродвигатель, который посредством редуктора и винтового привода производит притягивание тормозных колодок к тормозному диску. Тормозной диск жестко фиксируется.
Выключение электромеханического стояночного тормоза производится автоматически при трогании автомобиля с места. Предусмотрено выключение тормоза вручную при нажатой педали тормоза. При выключении стояночного тормоза блок управления анализирует следующие параметры: величину уклона, положение педали газа (от блока управления двигателем), положение и скорость отпускания педали сцепления.
Это позволяет производить своевременное выключение стояночного тормоза, в том числе выключение с временной задержкой, предотвращающее откатывание автомобиля при трогании на подъеме.
Устройство и принцип работы электромеханического стояночного тормоза (EPB)
Важной частью любого автомобиля является стояночный тормоз, который фиксирует автомобиль на месте во время стоянки и предупреждает его непроизвольное откатывание назад или вперед. Современные автомобили все чаще стали оснащаться электромеханическим типом стояночного тормоза, в котором электроника заменяет привычный “ручник”. Аббревиатура электромеханического стояночного тормоза “EPB” расшифровывается как Electromechanical Parking Brake. Рассмотрим основные функции EPB и его отличия от классического стояночного тормоза. Разберем элементы устройства и принцип его работы.
Функции EPB
К главным функциям EPB относятся:
Устройство EPB
Электромеханический ручник устанавливается на задние колеса автомобиля. Конструктивно он состоит из следующих элементов:
Тормозной механизм представлен штатными дисковыми тормозами автомобиля. Конструктивные изменения коснулись только рабочих цилиндров. На суппорте тормозного механизма устанавливается привод стояночного тормоза.
Электропривод ручника состоит из следующих частей, находящихся в одном корпусе:
Электродвигатель посредством ременной передачи приводит в движение планетарный редуктор. Последний, снижая уровень шума и массу привода, воздействует на перемещение винтового привода. Привод, в свою очередь, отвечает за поступательное движение поршня тормозного механизма.
Электронный блок управления состоит из:
Входные сигналы поступают в блок управления, как минимум, с трех элементов: с кнопки включения ручника (располагаемой на центральной консоли автомобиля), с датчика уклона (интегрирован в сам блок управления) и с датчика педали сцепления (расположенного на приводе сцепления), который фиксирует положение и скорость отпускания педали сцепления.
Блок управления через сигналы датчиков воздействует на исполнительные устройства (такие, как электродвигатель привода, например). Таким образом, блок управления напрямую взаимодействует с системами управления двигателем и курсовой устойчивости.
Принцип работы EPB
Принцип работы электромеханического стояночного тормоза имеет циклический характер: он то включается, то выключается.
EPB включается с помощью кнопки на центральном тоннеле в салоне автомобиля. Электродвигатель посредством редуктора и винтового привода притягивает тормозные колодки к тормозному диску. При этом происходит жесткая фиксация последнего.
А выключается стояночный тормоз во время старта автомобиля. Это действие происходит автоматически. Также электронный ручник можно выключить, нажав на кнопку при уже нажатой педали тормоза.
В процессе выключения EPB блоком управления анализируются такие параметры, как: величина уклона, положение педали газа, положение и скорость отпускания педали сцепления. Благодаря этому и становится возможным своевременное выключение EPB, включая выключение с временной задержкой. Это предотвращает откат транспортного средства назад при старте на подъеме.
Большинство автомобилей, оснащенных EPB, рядом с кнопкой ручного тормоза имеют кнопку автоматического удержания транспортного средства при временной остановке (Auto Hold). Это очень удобно для автомобилей с АКПП. Особенно актуальна данная функция в городских пробках с частыми остановками и стартами. При нажатии водителем кнопки «Auto Hold» отпадает необходимость удерживать нажатой педаль тормоза после остановки автомобиля.
При длительном неподвижном положении EPB включается автоматически. Электрический стояночный ручник также включится автоматически, если водитель выключит зажигание, откроет дверь или отстегнет ремень безопасности.
Преимущества и недостатки EPB в сравнении с классическим стояночным тормозом
Для наглядности плюсы и минусы EPB по сравнению с классическим ручником представим в виде таблицы:
Преимущества EPB | Недостатки EPB |
---|---|
1. Компактная кнопка вместо громоздкого рычага | 1. Механический стояночный тормоз позволяет регулировать усилие торможения, что недоступно для EPB |
2. В процессе эксплуатации EPB нет необходимости в его регулировке | 2. При полностью разряженном аккумуляторе невозможно «снять с ручника» |
3. Автоматическое выключение EPB при старте автомобиля | 3. Более высокая стоимость |
4. Отсутствие отката автомобиля на подъеме |
Особенности обслуживания и эксплуатации автомобилей с EPB
Для проверки работоспособности EPB автомобиль необходимо установить на тормозной стенд и провести торможение стояночным тормозом. При этом проверку необходимо проводить регулярно.
Замена тормозных колодок осуществляется только при отпущенном стояночном тормозе. Процесс замены происходит при помощи диагностического оборудования. Колодки автоматически устанавливаются в нужное положение, фиксирующееся в памяти блока управления.
Нельзя оставлять автомобиль на стояночном тормозе в течение длительного времени. При длительной стоянке может разрядиться аккумулятор, вследствие чего автомобиль будет невозможно снять с ручника.
Перед проведением технических работ необходимо перевести в сервисный режим электронику автомобиля. В противном случае электрический ручник может автоматически включиться во время обслуживания или ремонта транспортного средства. Это, в свою очередь, может привести к повреждению автомобиля.
Заключение
Электромеханический стояночный тормоз освобождает водителя от проблемы под названием «забыл снять машину с ручника». Благодаря EPB с началом движения этот процесс происходит автоматически. Помимо этого он облегчает старт автомобиля в гору и существенно упрощает водителям жизнь в пробках.
Электромеханический стояночный тормоз: особенности работы, плюсы и минусы
Статья об особенностях эксплуатации электромеханического стояночного тормоза, а также его достоинства и недостатки. В конце статьи — видео про электронный «ручник». Статья об особенностях эксплуатации электромеханического стояночного тормоза, а также его достоинства и недостатки. В конце статьи — видео про электронный «ручник».
Ручная система торможения авто, удерживающая машину от произвольного качения вперёд или назад в то время, как он остановлен на стоянке – важная составная часть любого транспортного средства.
Разберёмся, чем отличается функционирование этого механизма и как его правильно эксплуатировать.
Устройство и главные функции электромеханического стояночного тормоза
Основное предназначение устройства заключается в обеспечении перечисленных ниже действий:
Electromechanical Parking Brake System включает в себя следующие системные блоки:
Система торможения – это всем известные ещё с сороковых годов прошлого века дисковые тормоза. Они эффективны, отлично охлаждаются и не теряют своей тормозной способности при перегреве, а также обладают высокой сопротивляемостью к загрязнениям и влиянию влаги.
Редуктор отвечает за уменьшение шума работы механизма и освобождает от лишней нагрузки винтовой привод, который, в свою очередь, активизирует поступательное движение поршня торможения.
Система электронного управления, входящая в состав технического узла, включает в себя датчики определения внешних данных, центральный блок управления и механизмы исполнения команд. Сигналы на вход системы управления могут поступать из различных источников:
Получая сигналы из перечисленных источников, электронная система управления тормозом получает возможность прямого взаимодействия с системой курсовой устойчивости автомобиля и прочими системами контроля работы двигателя.
Видео про принцип работы электромеханического стояночного тормоза:
Основные моменты работы Electromechanical Parking Brake System
Для того, чтобы включить Electromechanical Parking Brake System, необходимо активировать его нажатием кнопки на центральной управляющей панели автомобиля. В этот момент электромотор тормоза сдвигает тормозные колодки к диску, а сам тормозной диск жёстко зафиксируется.
По нажатию кнопки система активируется при условии выполнения следующих моментов: если зажигание выключено, отстёгнут ремень на водительском месте и не закрыта водительская дверь.
Для того, чтобы выключить тормоз в момент старта авто, отдельных действий делать не нужно: электроника сама отключит его в момент начала движения. При таком отключении электронный блок системы управления производит анализ целого ряда показателей от своих датчиков:
Благодаря анализу этих данных электромеханический стояночный тормоз может отключаться в момент старта с различным интервалом задержки, тем самым предотвращая столь «страшный» для учеников автошкол момент, когда после остановки на поверхности с уклоном назад есть риск не дожать педаль, и машина самопроизвольно покатится назад, толкнув слишком «поджавший» его на горке автомобиль.
Электромеханический стояночный тормоз также очень полезна для автомобилей с АКП. В таких моделях вместе с кнопкой активизации EPB, как правило, размещают ещё кнопку активизации режима автоудержания «Autо Hоld», которая отвечает за автоматику, позволяющую при кратковременной остановке удерживать машину на месте.
Эта полезная функция крайне актуальна при езде в городском цикле, изобилующем постоянными кратковременными остановками на перекрёстках и светофорах, а также при передвижении в пробках.
Активированная кнопка Autо Hоld позволяет водителю не удерживать прижатыми тормоза после того, как транспортное средство прекращает движение. Важно помнить, что этот режим включается только в том случае, если:
Существует ещё одна крайне полезная функция EPB: если автомобиль встал на длительный промежуток времени, система активизируется самостоятельно, без участия автолюбителя.
Также система сама включится, если при включённом зажигании у водителя не пристёгнут ремень безопасности, открыта одна из дверей салона или багажник. Таким образом, EPB повышает уровень безопасности транспортного средства.
Недостатки и преимущества электромеханического стояночного тормоза по сравнению с классическим «ручником»
Минусы электромеханического стояночного тормоза:
При всех перечисленных недостатках автомобили, оборудованные EPB, набирают всё большую популярность. Причин тому немало.
Плюсы электромеханического стояночного тормоза:
На что обратить внимание
Особенности эксплуатации автомобиля с электромеханическим стояночным тормозом: советы автомобилистам
Увлекаться использованием EPB, игнорируя основные тормоза, не стоит. Во-первых, стояночный тормоз функционирует только на задних колёсах автомобиля. Во-вторых, даже при всей своей «интеллектуальности» он в состоянии обеспечить машине только треть мощности её общей тормозной системы.
При этом не следует забывать, что, как и всякая электроника, данное устройство дорогостоящее при покупке и в ремонте, а также требует знания ряда дополнительных нюансов управления автомобилем.
Видео про электронный «ручник»: