epns клеймо что значит
Серебрение. Плакирование серебра. FRAGET (Фраже) E.P.N.S. ALPACCA
Серебрение.
Ох как часто начинающий инвестор напарывается на покупку предмета, позиционируемого как массив серебра, а на деле это оказывается обычным посеребренным металлом. И как обманчивы клейма, частенько стоит всеми любимая «84», внезапно затмевающая разум, в голове уже крутятся трехзначные цифры за грамм… а в итоге на руках – «бланк металл» ( blanc metal ) с легеньким, при регулярном использовании за месяц «съедаемым», тоненьким слоем серебра.
В данном случае, эти самые цифры 90, 100, 120, 150, а есть также 13, 20, 40, 60, 80 и конечно 84 – означают, сколько грамм чистого серебра было затрачено при легировании (гальванопокрытии серебром) 12 столовых ложек и 12 вилок. Этот штемпель стал ставиться приблизительно с 1850 г. Это соответствует 24 кв.дм. Если говорить о чайнике, то вот так и считать – 90 грамм чистого серебра на 24 кв.дм. площади.
Числовые клейма на посеребренных предметах.
Производство посеребренных столовых приборов на индустриальном уровне началось в Германии в середине 19-ого столетия. Два фактора ограничивали производство:
1. Доступ к электроэнергии был очень ограничен в то время.
2. Электрический ток был довольно слаб по сравнению с нашим временем.
После некоторого экспериментирования исследователи обнаружили, что наилучшие результаты достигаются, когда они использовали маленькую гальваническую ванну, помещая одну дюжину столовых ложек и одну дюжину столовых вилок в нее и используя 90 граммов чистого серебра и затем осаждали серебро, пока серебряные аноды не были израсходованы, и серебро твердо обосновалось на столовом приборе. Это занимало много времени, и в начале делало готовые предметы довольно дорогими. Инженеры обнаружили, что на 12 ложках оседает немного больше серебра, чем половина используемых 90 грамм (поскольку у них поверхность больше, чем у вилки), немного меньше чем половина была осаждена на этих 12 вилках. При использовании большой ванны потребовался бы намного более длительный процесс металлизации, который сделал бы процесс еще более дорогим. Использование больше чем 12 + 12 предметов в ванне привело бы к :
1. Предметы, самые близкие к серебряным анодам, получили бы намного более толстую металлизацию.
2. Части, самые дальние от анодов, получили бы очень тонкую металлизацию.
Таким образом, толщина серебряного слоя отличалась бы значительно.
Использование 12 + 12 предметов, как описано выше, и 90 граммов чистого серебра стало стандартом в Германии. Процесс был зарегистрирован и эти “90″ стали выбиваться на предметах. Если компании хотели произвести более дешевый столовый прибор, они использовали меньше серебра, 60 граммов, 40 граммов или даже 20 граммов, которые делали металлизацию очень тонкой. Некоторые использовали больше, 100 или 150 граммов. На предметах наносилось соответственно “60″, “40″, “20″, “100″ и т.д.
Процесс металлизации был приспособлен к другим предметам столовых приборов: ручки ножей, маленькие ложки и т.д., так, чтобы серебряный слой на них был столь же толстым как на столовых ложках и столовых вилках. Поскольку тот же самый стандартный процесс использовался, они все были отмечены клеймом “90″. Новые методы позволяли покрыть больше предметов серебряным слоем в больших ваннах в более короткое время, используя большие серебряные аноды. Однако толщина металлизации оставалась той же самой, таким образом, клеймо оставалось тем же самым.
Когда покрытые серебром столовые приборы стал более доступны, многочисленные покупатели стали задаваться вопросом: сколько же чистого серебра их столовый прибор фактически содержит? Изготовители поняли, что могут использовать ответ в качестве метода, чтобы способствовать продажам и начали штамповать еще одну марку, которая примерно отражала фактический вес граммах серебра, которое покрыло предмет. К сожалению, они использовали две различных системы:
1. Предметы, которые обычно изготавливаются в дюжинах (столовые вилки-ложки – ножи, кофейные ложки и т.д.) клеймятся весом серебра, используемого для того, чтобы покрыть дюжину частей серебряным слоем. Таким образом, столовые вилки и столовые ложки были отмечены вторым клеймом “45″, мелкие предметы были отмечены более низким числом (например, “35″), поскольку меньше серебра было необходимо, чтобы обеспечить им ту же самую толщину металлизации.
2. Предметы, которые обычно приобретались отдельно или в парах были отмечены клеймом с весом серебра на единичном предмете.
Эта немецкая система маркировки серебрения была принята другими европейскими странами.
Плакирование серебра ( “sterling weighted”).
Встречается порой еще один вид “почти серебра”. Это не цельнолитое серебро, но и не серебрение, предметы покрыты тонкими листами серебра.
Внутрь подставок, оснований, ножек предметов, изготовленных различными методами из тонкого серебра и, как правило, не широких в основании, очень часто заливались свинец, олово, баббит, другие сплавы и даже обычная канифоль, как для большей устойчивости, так и для предохранения их от деформации(вмятин). Изготовитель вынужден был клеймить такие предметы специальными надписями, чтобы не ввести в заблуждение покупателя, ведь массовая доля серебра была ничтожно ниже в сравнении с массой “утяжелителя”.
Такого плана изделия, действительно могут быть изготовлены из тонкостенного серебра (тонкостенное литье, к примеру, не массивное). Но существовало еще и плакирование (плакирование (фр. plaquer — накладывать, покрывать), термомеханическое покрытие получаемое путем нанесения на поверхность металлических листов, проволоки, труб путем горячей прокатки слоя др. металла). Методом плакирования листы меди соединяли с листами серебра, а затем из полученного двухслойного листа штамповали створки медальонов, портсигаров, шкатулок и т.п., притом с внешней стороны располагалось серебро, а с внутренней медь.
Фраже FRAGET (1824 – 1939).
Посеребренная посуда из серебра и никеля E.P.N.S. (EPNS)
Как расшифровать надпись и в чем смысл аббревиатуры EPNS которую часто можно встретить на английской посеребренной посуде и столовых приборах. В 1840 году фирмой английской фирмой Elkington из Бирмингема было изобретено электрохимическое нанесение серебра на базовый металл изделия. Первые изделия с гальванопокрытием серебром были из чистого никеля, сейчас такие раритетные предметы стали большой редкостью для коллекционеров серебра. При этом, как это часто случается на предметы стали наносить псевдо клейма. В 1896 году нанесение псевдо клейм для гальванопокрытия серебром стало незаконным и все подобные предметы указали клеймить EPNS, что обозначало ElectroPlated Nickel Silver или никель покрытый серебром методом гальванопокрытия. Но так как не было законодательной базы которая бы указывала на порядок клеймения данных продуктов, то до сих пор остается затруднительным определить их год выпуска. Но все же некоторые фирмы такие как Elkington & Co сами ставили дату на своих изделиях, что несомненно большой плюс для коллекционеров. Дату выпуска изделий порой можно определить по каталогам или стилю того или иного изделия EPNS. В последствии, в основном в современной Индии зачастую изделия стали производить из латуни и других металлов, потом наносить никель, а на никель уже серебро для уменьшения стоимости продукции. Толщину покрытия серебра принято обозначать в микронах. Менее 1 микрона – очень тонкий слой, 1 микрон и более говорит о более качественном серебрении. Изделия по технологии EPNS изготавливают, ставят клеймо и в наше время.
В общем и целом, аббревиатура EPNS в сочетании с клеймом известных фирм или маркировкой города Шеффилд или Бирмингем говорит о качественном английском серебрении поверх никеля.
Серебряная кофейная пара с фарфоровым вкладышем
СТОИМОСТЬ СЕРЕБРЕНЫХ ИЗДЕЛИЙ зависит от рыночной цены драгоценного металла.
Соответственно обладание функциональными и декоративными серебряными предметами (не говоря уже о золотых) испокон века рассматривалось как показатель уровня достатка. Более того, поскольку изделия можно продавать на вес для переплавки в слитки, серебро также представляет капиталовложение «на черный день».
Как «смотреть» серебро
КАК СТАРАЯ ПОСЛОВИЦА » Не все то золото, что блестит» остерегает потенциальных покупателей этого драгоценного металла, так же и клейма на серебре остерегают коллекционера, поскольку они могут ввести в заблуждение. Как-то меня попросили идентифицировать серебряный бочонок с клеймом «EPNS». «Ведь это чистое английское натуральное серебро и, вероятно, дорого стоит?» К сожалению, мне пришлось огорчить ее. Бочонок был из накладного никелевого серебра и, разумеется, стоил гораздо дешевле чисто серебряного.
Мечта коллекционера обрести серебряный предмет в отличном первоначальном состоянии осуществляется редко. Поэтому следует внимательно изучать изделия, сопоставляя поверхность, стиль и декор с информацией, предоставляемой клеймами, и решать, связаны ли несоответствия с починкой или подделкой.
Возьмите с собой карманные весы: стоимость зависит от веса. Магнит поможет выявить посеребренные железо или сталь, а сквозь карманное увеличительное стекло вы будете рассматривать клейма.
После изучения клейм следует проверить их подлинность, проще подделать клеймо, чем все изделие. Фальшивые клейма, штампованные из мягкого металла, имеют более мягкий очертания, чем подлинные стальные клейма.
Клейма
Клеймо мастера вводится в 1363 г., лишив возможности фальсификаторов чеканить голову леопарда. Литера с указанием года пробы добавилось в 1478 г., и наконец, в 1544 г. идущий лев подтвердил королевский контроль над пробирной палатой. Это основная система английских клейм, к которым время от времени добавлялись другие.
Клеймо мастера. С 1363 г. клеймо мастера, «именник», было его символом (многие тогда не умели читать). В конце ХVII в. к символу добавились инициалы мастера. На протяжении следующего века символы вышли из употребления, и клеймо состояло из инициалов имени и фамилии мастера. В период британского стандарта (1697-1720) мастеров обязыли зарегистрировать новые знаки, состоящие из первых двух литер их фамилии.
Буквенные годовые клейма. Означающая дату литера, появившаяся на лондонском серебре в 1478 г. и используемая до сих пор, указывает год пробирования предмета в пробирной палате. Литера изменялась ежегодно, так как поначалу пробирные мастера ежегодно сменялись. Литеры (обычно в алфавитном порядке) в каждой пробирной палате различные. Буква заключена в щиток, также ежегодно меняющий форму.
Клеймо стерлингового серебра. В Англии серебро, соответствующее требуемому высокому стандарту, клеймилось головой леопарда. Так как этот знак восходил к королевскому гербу, его называли «королевским клеймом». Когда клеймом стерлингового серебра стал идущий лев (1544), голова леопарда стала клеймом лондонской пробирной палаты. Клеймо «идущий лев» сменилось клеймом британского стандарта (1697-1720).
Налоговое клеймо. Впервые налог на серебро стал взиматься в Англии в 1720 г. Расходы Англии в период Американской войны за независимость (1775-1783) увеличили потребность в финансовых средствах, что привело к увеличению налога. В 1784 г. использовалось клеймо с профильной головой монарха, свидетельствующее об уплате налога во время пробирования. Профили монархов появлялись на английском серебре до 1890 г., когда серебряных дел мастера добились отмены налога.
Россия
Пробирные палаты были основаны в Москве и Санкт-Петербурге в ХVII в., на серебре ставились городское и пробирное клейма, а также «именник» мастера. Изначально московским городским клеймом был двуглавый орел. В 1741 г. его сменил Георгий Победоносец на коне, пронзающий копьем змия. Стандартизированная система клейм появилась в России в 1896 г.
КЛЕЙМА США
В США никогда не было универсальной системы клеймения. Однако многие американские мастера клеймили изделия инициалами имени и полной фамидией, а не инициалами, как в Англии. Большинство мастеров ставили на изделиях свое имя или название компании, сокращенно или полностью. Это помогает определить, где и когда был сделан предмет, так как дизайн зависит от места и времени производства. Некоторые фирмы также применяли собственную систему датировки изделий. Например, фирма «Горэм» из Провиденса (штат Род-Айленд) обозначала каждый год разными символами.
История светильников
В Средние века, до появления свечей, использовались масляные лампы. Ранних подсвечников сохранилось очень немного, так как во время войн их переплавляли на монеты. После реставрации монархии в 1660 г. подсвечники ковали из тонкого листового металла.
К концу ХVII в. искусные мастера-гугеноты, бежавшие из Франции от религиозных преследований, ввели в практику литье подсвечников из цельного серебра. Цоколь, стоян (ножка) и сам свечник отливались по отдельности, а потом спаивались. Литые подсвечники были тяжелые, прочные, часто со сложным рельефным декором.
Мода начала ХVIII в. на простые, минимально декорированные подсвечники сменилась в 1730-х гг. более богатой орнаментикой. Некоторые талантливые мастера переняли пышный стиль французского рококо. Наиболее изящные подсвечники того времени преставляют искусно отлитые стояны в виде женских фигур, держащих над головой розетки для свечей. К 1780 г. модная вычурная орнаментика уступила место сдержанному декору неоклассического периода. В то же время рост таких промышленных центров, как Бирмингем и Шеффилд, обеспечивал массовое производство подсвечников. Теперь их чеканили из листового серебра, а полые части для устойчивости заполняли смолой, деревом, иногда металлом.
Для производства менее дорогих подсвечников в Бирмингеме и Шеффилде применялся процесс механической чеканки с закладыванием листового серебра в пресс-форму с рельефным узором (с 1760-х гг.).
В ХIХ в. декоративный стиль в соответствии с викторианским вкусом обрел преувеличенную вычурность. В последние годы века к литью прибегали редко, поскольку этот прием обраюотки серебра стал непомерно дорогим, а механизация производства предполагала выпуск не парных подсвечников или канделябров, а больше наборов.
История сосудов для питья
В СТАРИНУ СТОПЫ, кружки и стаканы были приблизительно одной формы. В начале ХVIII в., когда привозные чай, кофе и шоколад отодвинули пиво на второй план, пивные кружки превратились в декоративный предмет для подарков. Потребовались сосуды для подачи экзотических напитков, какими считались тогда чай и кофе, и появились серебряные чайники и кофейники.
До ХIХ в. фарфоровые, стеклянные и серебряные сосуды оставались привилегией высших сословий. В богатых домах пили только из серебра. Емкости для пунша, вина и крепких напитков также были серебряными, повторяя разнообразные формы керамической или оловянной утвари.
До конца ХVIII в. большинство сосудов сохраняло форму ранних образцов. Развитие механизированного производства в ХIХ в. и расширившееся использование листового серебра позволили производить цилиндрические и овальные чайные и кофейные принадлежности. Более поздние викторианские изделия имели форму луковицы.
С конца ХIХ в. сосуды для питья делались в различных стилях. В ХХ в. новые идеи способствовали широкому развитию производства в стилях ар нуво, ар деко и модернистском. Некоторые английские ювелиры отвергали механизацию и работали в русле движения «Искусства и ремесла», черпая вдохновение в далеком прошлом.
История столовых приборов
СТОЛОВОЕ СЕРЕБРО представляет отличный объект коллекционирования. Ложки использовались с древних времен и служили подарками со времен Средневековья; вилки же вошли в обиход только в ХVI в. Традиция подавать к столу приборы берет начало в ХVII в. Позднее столовое серебро определяло достаток и статус хозяина.
Под влиянием моды на столовое серебро в едином стиле в ХVIII в. сильно возросло производство приборов. Однако лишь единичные комплекты сохранились полностью. Первая модель называлась «ганноверской», с плоским закругленным, загнутым вверх концом стебля и рубчиком по черенку.
С 1760-х гг. «ганноверская» модель переродилась в «староанглийскую». Ее стебель имел простой закругленный конец, загнутый вниз, а не вверх, в соответствии с новой модой класть столовые приборы лицевой стороной вверх. Примерно в то же время появились вилки с четырьмя зубцами вместо трех. С развитием столового этикета появились позолоченные приборы для десерта.
Американские столовые принадлежности ХIХ в. не уступали европейским. В США производили десертные приборы оригинальных моделей. Часто применялась позолота, чтобы подчеркнуть рисунок изделий. Также серебро комбинировали с медью и бронзой для создания высокохудожественных дизайнов в стиле «Эстетического движения» 1870-х гг.
Серебрение. FRAGET (Фраже). E.P.N.S. ALPACCA
Начинающие инвесторы из-за наивности зачастую приобретают массив серебра, даже не подозревая, что купили посеребренный металл. А все из-за приманивающего числа «84». Такое серебро стоит больших денег, почему бы не купить сейчас его по невероятно низкой цене? А потому, что никто «84» пробу продавать дешево не будет, если только это не подделка. Но если вы начинающий коллекционер, то наверняка вам ни цифра 84, ни 100, 120, 150, 13, 20 и так далее ни о чем не говорит. А означают эти цифры то, сколько грамм серебра было затрачено при производстве того или иного изделия.
Подобное нововведение в антикварный мир ворвалось в 1850 году. Именно в этот год появились первые экземпляры, на которых были указаны эти «таинственные цифры». Примерно в это же время начали зарождаться и первые подделки, а почему бы и нет? Тогда не было каких-то современных технологий, которые бы могли вывести мошенников на чистую воду.
В середине девятнадцатого века начали производиться посеребренные столовые приборы. Производство началось в Германии, но не особо эффективным оно было по тем причина, что электроэнергия была ограничена, а тратить его приходилось действительно много. Также с электрическим током были проблемы – он не выдерживал должной нагрузки, из-за часто производственные процессы просто останавливались.
Проводилось немало полезных экспериментов исследователями. И вот их результаты. Экспериментаторы взяли одну небольшую ванну и поместили в нее двенадцать столовых ложек и двенадцать вилок. И, конечно же, взяли чистое серебро – ровно девяносто грамм. После осаждения серебра получилось так, что на испытуемых предметах полностью закрепилось серебро. Но работа эта была трудоемкой, поэтому такие приборы изначально стоили совсем недешево. Был замечен еще один факт – на дюжине ложек чуть больше остается серебра, чем часть используемых девяносто грамм. Это объясняется тем, что у ложки поверхность больше, чем у вилки. Так как была использована гальваническая ванная, процесс не занял относительно много времени, но если бы ванна была несколько большее, процесс металлизации происходил бы гораздо дольше.
А что же будет, если использовать не двенадцать столовых предметов в паре, а больше?
1. Металлизация была бы гораздо толще в том случае, если предметы были более-менее близки к серебряным адонам;
2. У частей, которые дальше всего находятся от адона, не было бы должной металлизации. Другими словами, одна часть была бы полностью покрыта серебром, а другая лишь частично.
И вот, после проведенного эксперимента в Германии начали производить экземпляры именно по таким стандартам, то есть 12+12 на 90 грамм серебра. С этого момента на предметах и начала указываться цифра «90», которая как раз таки говорила о том, сколько грамм драгоценного металла было задействовано в создании предмета. Предметы с «90» были не самыми дешевыми, к более бюджетным экземплярам стоит отнести пробы «40» и «20». А вообще, есть и 60. На пробе «20», конечно, металлизация была очень тонкой. И это было даже внешне заметно.
После того, как процесс металлизации был окончательно изучен, «в ход пустили» не только ложки и вилки, но и другие столовые предметы, такие как ручные ножи, небольшие ложки и многое другое. Причем серебряный слой у них совсем не отличался от первых испытуемых столовых приборов. Так как процесс этот ничем не отличался от изначального, клеймо решили не менять, а оставить такое же, то есть «90». С приходом новых методов процесс занимал гораздо меньше времени и позволял увеличить количество производимых экземпляров. Но даже несмотря на это, клеймо не менялось, потому что толщина металлизации тоже оставалось прежней.
Но с приходом современных технологий серебряные столовые приборы перестали быть роскошью, приобрести их мог каждый среднестатистический житель. И тут-то этот житель начал задаваться вопросом: а сколько же в экземплярах на самом деле серебра? Изготовители пошли навстречу покупателям, поэтому начали выпускать еще одну марку, благодаря которой покупатель знал, сколько веса серебра в том или ином приборе. Этот способ, кстати, позволил увеличить свою прибыль многим компаниям.
Экземпляры, производимые в дюжинах, неважно какие столовые предметы, всегда клеймятся весом серебра. Вес драгоценного металла зависел от размера прибора. Допустим, вилки и ложки клеймились «45» числом, более маленькие примеры «30» число. Мы клоним к тому, что толщина металлизации не была разной у разных предметов. Просто наносилась она в различном количестве из-за размера экземпляра. То есть, используя меньшее количество серебра, например, для мелкого предмета, можно было добиться той же металлизации, которая также свойственная столовой ложке.
Экземпляры, выставленные на продажу в частном или парном виде, также носили клейма, но наносилось клеймо только на один экземпляр.
Да, возможно, сейчас вам процесс не понятен, поэтому объясним все на примере.
Допустим, у вас в руках столовая ложка, клейменная число «90» и «30». В итоге, можно сделать вывод, что около четырех грамм серебра использовали в процессе металлизации на данный предмет. Еще возьмем в пример такой столовый прибор, как сахарный совочек. Если он клеймен числами «90» и «2», то получается, примерно два грамма серебра было задействовано в металлизации. То же самое со всеми остальными столовыми приборами, неважно, какой их размер. Как мы уже сказали, процент металлизации никак не сказывается на размере.
Такая система маркировки зародилась в Германии. И довольно быстро она разошлась по всем другим европейским странам, подарив многим изготовителями серебряных изделий успех.
Есть такое серебро, которое можно назвать «почти серебром». Не путайте данный материал с процесс серебрения. Такие экземпляры покрываются небольшими листами серебра. То есть, как таковой металлизации не происходит.
Раньше внутрь подставок, ножек каких-то предметов и других каких-либо оснований, изготовленных из листьев серебра, заливали многие сплавы. А нужно это делать было для хорошей устойчивости и во избежание появления дефектов. Однако, наивный покупатель может подумать, что здесь вовсе не сплав олова или свинца, а настоящее серебро, он может позже разочаровать и предъявить претензии к изготовителю. И изготовители поняли, что клеймить подобные предметы нужно обязательно. Если сравнить сплав различных смесей с количество серебра, потраченного на экземпляр, то примерно 90% здесь будет сплава и 10% чистого серебра.
Мы хотели бы также рассказать еще о плакировании. Что это такое? Благодаря плакированию создается термомеханическое покрытие. То есть, на предметы наносится металлический лист, проволка, трубы. Процесс сложно описываемый, да и вряд ли он вам пригодится. С помощью плакирования изготовители научились соединяться листы меди с листами серебра. И уже после плакирования им удавалось создавать створки медальонов, шкатулок и других подобных предметов. Еще один важный момент – на внешней стороне всегда было именно серебро, а вот на внутренней медь. В принципе, сделано так было исключительно в плане декора. Потому что серебро все-таки красивее меди.
Фраже FRAGET (1824 – 1939).
Фраже – это известная фабрика в Варшаве, занимающаяся изготовлением предметов из плакированного серебра и мельхиора. В одно время Фраже также занималась изготовление серебряной продукции.
Историй компании началась в далеком 1824 году. Изначально фабрика носила названия «Братья Фраже», потому что была основана двумя братьями. Однако, спустя три года после основания один бран Альфонс решил покинуть должность учредителя компании, поэтому остался один единственный владелец фабрики – Иосиф Фраже. Именно в этот момент компания и стала называться «FRAGET». Следующим владельцем стал сын Иосифа – Юлиан. В более чем десяти городах открылись фирменные магазины бренда. Мария — дочь Юлиана, заполучила в свою руки фирму после смерти своего отца
В 1919 году фабрика начала производить изделия из недрагоценных металлов. Помимо этого, занималась военными заказами в Варшаве. Причина такой резкой смены деятельности компании неизвестна.
E.P.N.S. – аббревиатура метода посеребрения
Опытные коллекционеры наверняка часто встречали на английской посуде такую аббревиатуру. А все началось в 1840 году. Именно в этот год производитель Elkington разработала способ электрохимического нанесения серебра на металл изделия. Сегодня, кстати, первые предметы, созданные такие образом, встретить можно очень редко, соответственно, цена на них высока. А вот подделки вас ждут на каждом шагу, псевдо клейма сейчас создаются быстро благодаря технологиям, но, конечно, их качество оставляет желать лучшего. Любой коллекционер мигом сможет отличить фальшивку от оригинала.
Нанесение фальшивых клейм прекратилось в 1896 году. Вышел закон, запрещающий подобную процедуру. С этого момента подобные предметы были обязаны носить клеймо EPNS. В расшифровке — ElectroPlated Nickel Silver. Метод гальванопокрытия был в то время как никогда актуален, поэтому этот закон был действительно нужен. С клеймом все понятно, вот только год выпуска подобных изделий неизвестен, определить его с точностью практически невозможно. Правда, есть изготовители, которые указывали дату. К таким фирмам можно отнести Elkington & Co. И на таких изготовителей коллекционеры обращают внимание больше всего. Конечно, опытный антикварщик может и без указанной даты приблизительно узнать дату изготовления того или иного изделия по его стилю, но о точности говорить нельзя.
В современной Индии, кстати, дабы уменьшить стоимость продукции, процесс производства немного изменился. То есть, экземпляры изготовляли из латуни и других легко доступных металлов, на которые в дальнейшем наносили никель, а на никель серебро. Микрон – это величина, обозначающая степень покрытия серебра. Если у изделия один микрон, то покрытие очень тонкое, а, значит, серебрение качественное. Технология EPNS не потеряла свою актуальность, и по сей день с ней работают современные изготовители.
Подводя итоги, хочется пояснить начинающим коллекционерам, что если у вас в руках экземпляр с данной аббревиатурой и клеймом одной из известных изготовителей, то, без каких-либо сомнений, данное изделие обладает высококачественным английским серебрением на никеле.
Есть еще популярная маркировка серебрения, но в наше время ее встретить удастся нечасто. ALPACCA, или же ALPACA. Это никелированный металл, который получил свое название ближе к концу девятнадцатого века.