gaptelkhakov rn что это такое

ТОП-50: Ринат Гаптельхаков

Подписаться:

Поделиться:

Получивший двадцать лет назад лицензию на розничную торговлю бензином учредитель группы компаний «ТранзитСити» запустил в Сокурах автозаправочную станцию нового поколения под обновленным брендом Irbis и открыл первую в Казани автоматическую заправку, работающую без участия оператора.

gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть фото gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть картинку gaptelkhakov rn что это такое. Картинка про gaptelkhakov rn что это такое. Фото gaptelkhakov rn что это такое

Вы закончили энергоинститут, но продаете бензин. Почему занялись этим делом и вообще бизнесом?

Я и по специальности успел поработать – на мотостроительном заводе дошел до начальника газовой службы. А в 1994 году друг пригласил в компанию АКОС – помимо автосалонов, они хотели развивать новые направления. Мне ближе оказался бензин, и 1995 году получил лицензию на розничную торговлю бензином под номером один. Хорошо помню, как пригнал первый бензовоз, поставил его на Южной трассе и сам несколько дней торговал – очереди были километровые, за день все улетало.

Как реагировали конкуренты?

Что стало образцом автозаправочной станции нового поколения с инновационным оборудованием и расширенным спектром услуг?

Как широко раскинулась ваша компания?

В прошлом году вы запустили новый бренд – Irbis. С чем это связано?

Хотелось оригинальное, яркое название. Его и всю символику придумала международная компания, сотрудничавшая с «Лукойлом», «Газпромнефтью», «Татнефтью». Так появился наш Ирбис – снежный барс, символ Татарстана. Некоторые сочли, что зверь изображен агрессивный – вроде как это нехорошо. А я считаю, раз агрессивный – значит, не больной, энергичный, умеет добиваться цели.

У вас семья вовлечена в бизнес?

Жена Зульфия владеет сетью кафе «Юмарт» на наших заправках. Старший сын Эдуард – ему двадцать пять – тоже в компании. Младший Ирек заканчивает школу. Захочет ли у нас работать, не знаю. Считаю, парень должен отслужить в армии, как я, а потом выбирать. И вообще, гореть делом. Иногда знакомые просят: возьми к себе моего сына, у него два высших, за границей учился. Я честно говорю: не смогу с ним работать – мне нужен человек, у которого глаза голодные.

Вы тоже таким были?

С четырнадцати лет пришлось трудиться – рано лишился отца, мама на заводе получила инвалидность. Разгружал вагоны на разъезде Восстания, в студенчестве ездил в стройотряды, на «Тасме» подрабатывал. И сейчас работаю прежде всего потому, что интересно ставить цель и осуществлять ее. Очень приятно, когда к нам заезжают люди и восклицают: вау, да это же как в Европе!

Работа отнимает все время?

После пятидесяти понял: надо передавать дело энергичным, молодым, более продвинутым. Генеральный директор Ирек Валеев поднял компанию на другой уровень. А я больше внимания уделяю стратегии, изучению опыта, отслеживаю новинки в России и Европе. Вот хотим попробовать компактные автозаправки, без участия оператора: навес, колонка и терминал для расчета. Первую открываем в Казани на Патриса Лумумбы. Но все же свободное время иногда выкраиваю, люблю поиграть с друзьями в футбол, а потом посидеть в кафешке. И каждый день гуляю с собакой по лесу – я наконец-то свой дом построил за городом.

Что помогает в трудные моменты?

Мы шефствуем над интернатом для детей-инвалидов в Дербышках. И когда ко мне приходят здоровые мужики, жалуясь на тяготы жизни, я говорю: поезжайте и посмотрите на этих детей с ДЦП, а потом поговорим. Никто с повторной жалобой не возвращался.

Источник

Ринат Гаптельхаков, группа компаний «ТранзитСити»: «В топливном бизнесе можно заработать быстрые деньги, но если ты сделаешь один неверный шаг – враз потеряешь все»

Свой первый автокомплекс Ринат Гаптельхаков — владелец группы компаний «ТранзитСити», построил 13 лет назад. Тогда же, общаясь с дальнобойщиками, он понял, что заправка на трассе должна не только обеспечивать качественным топливом, но и полным набором сервисных услуг: магазинами, кафе, парковками, шиномонтажными сервисами. С того момента компания построила два десятка автокомплексов, и все они отвечают требованиям самых взыскательных клиентов. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, почему в далеком 1998 году, когда в стране произошел дефолт, он рискнул открыть свой бизнес, к чему могут привести махинации с качеством топлива и зачем его компания проводит ребрендинг своих автокомплексов под новой торговой маркой IRBIS.

gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть фото gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть картинку gaptelkhakov rn что это такое. Картинка про gaptelkhakov rn что это такое. Фото gaptelkhakov rn что это такое
Ринат Гаптельхаков: «Если приходишь на рынок и хочешь заработать быстро, то о качестве можешь не волноваться. А если хочешь долго присутствовать на топливном рынке, то с качеством шутить нельзя»

«В 90-Е НЕ БЫЛО УВЕРЕННОСТИ В БУДУЩЕМ»

— Ринат Назипович, 16 лет назад вы организовали свой бизнес, который сейчас представляет собой группу компаний. А с чего все начиналось и почему вы выбрали именно топливный бизнес, ведь тогда, в 90-е годы, это было весьма рискованно?

— После окончания энергетического института я работал теплотехником на КМПО. Это было начало 90-х, а вы сами знаете, какие были тогда времена, на одну зарплату не проживешь. Приходилось подрабатывать ремонтом кондиционеров, установкой металлических дверей. Помню, как возил их на стареньком запорожце. И получилось так, что устанавливал дверь знакомому, он и предложил перейти в компанию «Акос», где работал. Дело было в 1994 году. Предложили возглавить новое бензиновое направление. Я согласился. Тогда, чтобы заниматься розничной продажей топлива, требовалась лицензия, а выдавал ее в Татарстане единственный монополист — «Татнефтепродукт». Получить лицензию у них было очень сложно, ведь им не нужны были конкуренты, даже список документов, необходимых для получения лицензии, был тайной за семью печатями. Но мне удалось одному из первых в республике получить этот документ. В результате я стал курировать уже несколько объектов. Спустя два года понял: энергии много, а все, что планируешь, к сожалению, не сбывается. И это понятно: когда на кого-то работаешь, далеко не все свои идеи можешь реализовать. В общем, наступило время пробовать себя в этом бизнесе. Из компании я ушел и стал работать самостоятельно. Сначала просто где-то купил топливо, где-то продал. Нанимал бензовозы, находил поставщиков топлива, покупателей. В общем, купи-продай. Но уже к концу 1998 года созрел для того, чтобы организовать юридическое лицо, собственную фирму с единственным на тот момент сотрудником — мною. Как раз в это время грянул дефолт…

— То есть вы зарегистрировали компанию в тот момент, когда сотни фирм уходили с рынка?

— Конечно, это было рискованно. Но я был вынужден оформиться как юридическое лицо. И причин тому было несколько. Во-первых, все свои заработанные деньги я вкладывал в топливо, а у людей, которые его покупали, не было средств расплатиться. Вот они и расплачивались тем, что у них есть. Тот же «Акос», к примеру, расплатился со мной землей, а оформить сделку можно было только между юридическими лицами. Второй момент: если ты работаешь от имени компании, то и у клиентов, и у поставщиков совсем другое отношение. Доверия больше. А к тому времени у меня уже сформировалась база поставщиков и клиентов. И конечно, в фирму пришли новые сотрудники. Кстати, наш первый автокомплекс мы построили как раз на том земельном участке, которым расплатился «Акос». Он находится на трассе М7 в районе села Щербаковка.

— А с какими трудностями пришлось столкнуться в начале становления вашего бизнеса?

— Уверенности не было в будущем. Помните лихие 90-е с их бандитскими разборками, группировками, «стрелками»? Поставка топлива тогда выглядела так: нанимаешь бензовоз, водителя (а еще не каждый согласится ехать), берешь брезентовый мешок с деньгами (если помните, тогда деньги исчислялись в миллионах), едешь на завод. А там тебя никто не ждет, там свои посредники крутятся. И вариантов «кидалова» тогда было очень много. Так что деньги можно было быстро потерять. Да и на дорогах что тогда творилось! Водители, когда ездили на нефтеперерабатывающий завод в Уфу, вообще в дороге на отдых не останавливались. Кстати, некоторые из них сегодня достигли руководящих постов в нашей компании, они в свое время прошли настоящую школу мужества.

«ЧТОБЫ БЫТЬ УВЕРЕННЫМ В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА, НУЖНО ИМЕТЬ СВОИ БЕНЗОВОЗЫ И НЕФТЕБАЗУ»

— Помнится, в те годы был не только дефицит топлива, но и качество его было очень сомнительным…

— Я это понял, еще работая в «Акосе». Действительно, в Казани тогда качественного топлива практически не было. А для того чтобы поставлять качественный бензин или дизтопливо, нужно было иметь как минимум собственный бензовоз. Первый бензовоз я купил в 1998 году, потом приобрел еще два — все по дешевой цене. Оформлял техосмотр, лицензию и продавал топливо. Первые точки продажи находились в Казани на улицах Гаврилова, Мусина и проспекте Победы. Мы старались держать качество, топливо брали напрямую с заводов. К слову, тогда у меня операторами в основном учителя работали, а это люди интеллигентные, глубоко порядочные, поэтому обслуживание было на высоком уровне. Да, и мы никогда не разбавляли бензин! В топливном бизнесе можно заработать быстрые деньги, но если ты сделаешь один неверный шаг — враз потеряешь все. Следующий момент: я с самого начала мечтал о своей нефтебазе, ведь, только имея ее, ты можешь быть уверенным в качестве топлива. Условно говоря, есть 100 способов, как можно качество топлива свести на нет, и вы никогда ничего не сможете предъявить. Поэтому прежде всего хотелось иметь свою нефтебазу. В 2006 году у нас появилась первая нефтебаза, затем — вторая. Одна рассчитана на небольшой объем топлива, вторая — на большую производительность, на поток. Последняя, я считаю, одна из крупных в регионе, объемом на 16 тысяч тонн топлива. Мы получили лицензию на водопользование, построили причал, откуда принимаем топливо с танкеров, у нас два тупика и своя железнодорожная ветка. Кстати, когда я покупал свою первую железнодорожную цистерну, пришлось продать дом, гараж да еще и денег занять. Я тогда вложился в нее и с этого момента пошел вверх.

— Жена не сопротивлялась? Все же продажа дома…

— Нет, она такая же, как и я. Мы, когда гостиницу построили, ее мебелью обставили, а у самих дома мебели не было, спали на полу.

— А супруга тоже участвует в вашем бизнесе?

— Да, она занимается придорожными магазинами, но в основном нашими кафе «Юмарт», что в переводе с татарского означает «щедрый». Это полноценные придорожные комплексы со своей кухней, своими мясным и овощным цехами, поварами. У нас основной принцип: привезли мясо, разделали и сразу приготовили. Мясо покупаем у местных фермеров и крестьянских хозяйств. Бразильского мяса нам не надо. Люди на трассе должны иметь возможность посетить чистое, красивое кафе с качественной кухней.

— И в первую очередь заправиться качественным бензином.

— По бензину это однозначно. У нас жесткий контроль качества топлива. В первую очередь есть собственная лаборатория. И это не просто колба, а целое здание с оборудованием на 5 миллионов. Напрямую с завода-поставщика приходят проверенные и опломбированные цистерны на нефтебазу, там проводится вторичный контроль, еще раз проверяется качество топлива. Потом пломбируются свои бензовозы, которые доставляют топливо на заправки. Бензовозы оснащены навигаторами, так что каждое движение транспорта отслеживается. Контроль качества осуществляют и государственные службы. Отмечу, что за 16 лет, что мы работаем на рынке, ни одна контролирующая служба нам ни разу не выдала предписаний о нарушении.

gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть фото gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть картинку gaptelkhakov rn что это такое. Картинка про gaptelkhakov rn что это такое. Фото gaptelkhakov rn что это такое
«На сегодняшний день мы эксплуатируем 20 автокомплексов, планируем запустить еще 5»

«ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСА СТОИТ НЕМАЛЫХ ДЕНЕГ, НО ЭТО ОДНО ИЗ ПРИТЯЖЕНИЙ АЗС»

— А как вы пришли к тому, что нужно развивать сервис на заправках, ведь на тот период в республике почти не было примеров организации сервисного обслуживания на АЗС?

— Когда мы построили свою первую стационарную заправку, у меня не было ни опыта, ни понятия, как должны развиваться автокомплексы. Я общался с дальнобойщиками и понимал, что необходимо создавать максимальное количество услуг. На трассе человек как минимум хочет три раза в день покушать, он хочет нормально сходить в туалет, нормально припарковаться. Понятно, что организовать для клиентов комфорт и удобство стоит немалых денег, но это все и есть одно из притяжений автокомплексов. Поэтому на следующем этапе мы одними из первых в регионе построили гостиницу при заправочном комплексе. Открыли кафе, автомагазин, потом уже и шиномонтаж появился. Со временем стали появляться и другие дополнительные услуги. Но настоящий прорыв произошел, когда я впервые побывал в Германии (раньше мы варились в основном в собственном соку), где познакомился с владельцем крупнейшего заправочного бизнеса. Он и показал нам, как этот бизнес развивается у них. Стали ездить и по другим странам, смотреть, перенимать опыт.

— Из небольшого ООО вы выросли в группу компаний. Что сейчас входит в структуру предприятия?

— Это сеть АЗК. На сегодняшний день мы эксплуатируем 20 автокомплексов, планируем запустить еще 5. При этих комплексах у нас идет несколько направлений. Это розничная продажа ГСМ, розничные магазины, где есть зоны автотоваров, бытовой химии, продуктов в дорогу, фастфуда, кофе. Также при этих объектах есть большие парковки. Сеть кафе «Юмарт» также представляет отдельный бизнес. На АЗК работает сеть шиномонтажных комплексов. Мы являемся дилерами крупной компании «Мишлен». Для отдыха наших клиентов мы открыли сеть отелей, которые работают по собственной хозрасчетной системе. Отдельное направление — это оптовая торговля ГСМ.

Помимо этого, оказываем услуги хранения нефтепродуктов на наших нефтебазах, и это тоже можно рассматривать как самостоятельный бизнес. Также оказываем транспортные услуги: имеем собственный парк из 25 бензовозов, скоро поступят еще 15. Продажей ГСМ занимается компания «Транзит-Ойл». «Транзит карт» развивает направление топливных карт: реализацию своих и налаживание отношений по работе с партнерами в данной сфере.

gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть фото gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть картинку gaptelkhakov rn что это такое. Картинка про gaptelkhakov rn что это такое. Фото gaptelkhakov rn что это такое
«Недавно открыли под брендом IRBIS новый комплекс, он расположен на трассе М7, на 710 километре в Чувашии»

«ИДЕМ НА МОСКВУ С НОВЫМ БРЕНДОМ IRBIS»

— Ваша компания проводит ребрендинг, с чем это связано? В чем основная идея нового бренда IRBIS («Ирбис»)?

— Можно было пойти двумя путями: дальше развивать франшизу или работать под тем названием, под которым у нас существует группа компаний «ТранзитСити». Мы выбрали третий путь — создать новый бренд. Форматы наших автокомплексов на сегодняшний день уникальны в России, все технологии, оснащение АЗС мы берем с Европы. И очевидно, если мы в Татарстане работаем по «Лукойлу», а он начинает сам развиваться в нашем регионе, то когда-нибудь франшиза закончится, нам все равно придется искать, под каким брендом работать. А когда мы приняли для себя программу развития сети АЗС на федеральных трассах вплоть до Москвы (трассы М7 и М5), мы понимали, что аналогичной нашей сети по своему составу предоставляемых услуг, товаров, наверное, нет. И поэтому, если мы создадим свой собственный бренд, он действительно будет выделяться на фоне других автокомплексов. И этот бренд будет узнаваемым, у него будет свое лицо. А франшиза действительно ужесточается. Если брать сильные бренды и франшизы под эти бренды, то приходится платить очень большие роялти и очень большие вознаграждения. Собственный бренд и формат, который мы сейчас эксплуатируем, позволят нам стать конкурентоспособными на трассе. Что мы в итоге получаем уже сейчас.

gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть фото gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть картинку gaptelkhakov rn что это такое. Картинка про gaptelkhakov rn что это такое. Фото gaptelkhakov rn что это такое
«Собственный бренд [IRBIS] и формат, который мы сейчас эксплуатируем, позволят нам стать конкурентоспособными на трассе. Что мы в итоге получаем уже сейчас»

— Вы будете модернизировать уже существующие автокомплексы в соответствии с новым брендом?

— Да, конечно. Сейчас идет строительство нескольких автокомплексов, мы их сразу строим под брендом IRBIS. В течение двух, максимум трех лет мы планируем все свои АЗС подвести под данный формат.

— А сколько всего АЗС сегодня уже работает под новым брендом?

— Сегодня в Казани четыре заправки на этапе ребрендинга. Новую АЗС строим в Лаишевском районе, на трассе Казань — Оренбург, прямо за Сокурами. Там будет очень большой комплекс. Предусмотрено не только кафе с горячим питанием, но и с быстрой едой — фастфудом. Там вкладываются серьезные деньги в оборудование, европейские технологии. Недавно открыли под брендом IRBIS новый комплекс, он расположен на трассе М7, на 710 километре в Чувашии.

— Какое оборудование там установлено?

— На данном объекте мы применили новейшие технологии, с нами работали самые успешные и известные подрядчики, которые сотрудничают с крупными федеральными сетями и европейскими компаниями. Мы установили новые немецкие колонки, обновили интерьеры и экстерьеры, открыли зону фастфуда, кофе-бар. И мы видим, что это действительно востребовано. То есть те клиенты, которые хотят быстро перекусить, выпить хороший кофе, с удовольствием пользуются этими услугами. Естественно, как и на других наших комплексах, там есть Wi-Fi (вай-фай), бесплатные туалеты, полноценный магазин.

— Какие планы на будущее? Как еще планируете совершенствоваться?

— Мы постоянно экспериментируем, к примеру, еще лет 10 назад первыми установили автоматическую заправку. Кстати, считаю, что именно за ними будущее в городской среде. Аналогичные заправки мы видели в Португалии, они установлены прямо на выезде из торговых центров. Это очень выгодно, ведь «автоматы» не требуют больших территорий, а цена топлива на них ниже, так как нет участия оператора. В Европе они распространены, у нас, к сожалению, пока дело идет тяжело. Но мы уже ведем переговоры с одной из крупнейших строительных компаний в Казани, они в своих проектах будут предусматривать наши автоматические заправки. Разрабатываем еще один интересный проект городского формата — оплата топлива после заправки. В Европе это применяют, в Москве, Петербурге. Когда мы отработаем все процессы этой системы, думаю, что месяца через три в Казани мы ее внедрим.

gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть фото gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть картинку gaptelkhakov rn что это такое. Картинка про gaptelkhakov rn что это такое. Фото gaptelkhakov rn что это такое
Коллектив компании «ТранзитСити»

— Планируете ли дальнейшее строительство автозаправочных комплексов?

— Приобрели три участка с существующими на них заправками на трассе М7 до Москвы. Планируем купить еще два. Приобрели именно те места, где есть возможности для развития, расширения площади. План мероприятий расписали, будем делать реконструкцию. И уже идем, образно говоря, на Москву со своим брендом IRBIS. Топливо мы в любом случае берем только стандарта «Евро-4» и «Евро-5» и только с НПЗ, никаких предложений от частных лиц и сторонних организаций даже не рассматриваем. Еще с 1995 года я понял, что если ты приходишь на рынок и хочешь заработать быстро, то о качестве можешь не волноваться. А если ты хочешь долго присутствовать на топливном рынке, развиваться, то с качеством шутить нельзя, здесь, наоборот, нужно ужесточать контроль.

«ДЛЯ УСПЕХА В БИЗНЕСЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕОБХОДИМО ТРУДОЛЮБИЕ»

— Расскажите о себе, где родились, в какой семье, какое образование получили?

— Родился в 1961 году, коренной казанец. Отец рано ушел из жизни, и мама — инвалид второй группы — растила нас с братом одна. Поэтому с 14 лет я стал зарабатывать на жизнь. И хоть мы не голодали в прямом смысле, но помню, что все время хотелось есть. После 8-го класса пошел в училище, чтобы получить стипендию, по окончании работал токарем на заводе, потом служил срочную в ракетных войсках. И уже перед демобилизацией взял направление на рабфак в казанский филиал Московского энергетического института. Учился на факультете промышленной теплоэнергетики. Днем был в институте, а по вечерам работал на «Тасме» упаковщиком. Женат, двое сыновей, супруга и старший сын работают в нашей компании.

— Есть ли увлечения помимо работы?

— Люблю путешествовать, узнавать новое, фотографией увлекаюсь. Спортом занимаюсь постоянно, это еще со студенческой скамьи: я в энергоинституте был председателем спортклуба. Сейчас с удовольствием помогаю нашей юношеской команде по водному поло. Вообще, я сторонник того, что надо своих спортсменов воспитывать. А ведь не у всех родителей есть возможность оплачивать тренировки, выезды на сборы, соревнования, особенно за границей. Мы и в Черногорию ребят на сборы вывозили, и в экскурсионное турне по Германии.

Еще у нас есть своя команда по мини-футболу. Набрали студентов, ребят из финансового института, и они играют за «ТранзитСити». И наша команда недавно взяла кубок города! Я им обещал, что если выиграют, то поедут в Барселону. Так что скоро ребята отправятся в Испанию.

gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть фото gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть картинку gaptelkhakov rn что это такое. Картинка про gaptelkhakov rn что это такое. Фото gaptelkhakov rn что это такое
«Я сторонник того, что надо своих спортсменов воспитывать»

— Имеете ли свои жизненные принципы?

— Не позволяй душе лениться! Я считаю, что, если хочешь чего-то добиться в жизни, нужно себя дисциплинировать. Это касается всего: образа жизни, питания, отказа от вредных привычек, не говоря уже о работе.

— Поделитесь секретами успешного бизнеса?

— Как говорит тренер нашей юношеской сборной по водному поло, чтобы мальчишка стал мастером, нужен не столько талант, сколько трудолюбие. И я с ним согласен, для достижения успеха нужно колоссальное трудолюбие. Конечно, большую роль играет окружение из единомышленников, профессионалов. А для меня и моей команды прежде всего на первом месте стоит честность в работе. В бизнесе это главное: если один раз обманул — потеряешь все.

Визитная карточка компании

В группу компаний «ТранзитСити» входят более 15 компаний.

Группа компаний начала работу с первого объекта на 812 км трассы М7 с 1998 года.

Уставный капитал всех компаний — более 900 тыс. рублей.

Генеральный директор: Ирек Валиев.

Учредитель компании: Ринат Гаптельхаков.

Визитная карточка руководителя (учредителя)

Ринат Назипович Гаптельхаков

Дата и место рождения: 19 августа 1961 года.

Образование: казанский филиал Московского энергетического института.

Источник

Перетасовки в Irbis: как Игорь Талдыкин вернул «первородство» Ринату Гаптельхакову

Как выяснил «БИЗНЕС Online», в структуре владения независимой сети АЗС Irbis прошли рокировки: контрольный пакет спустя 9 лет вернулся в руки Рината Гаптельхакова. При этом сразу 1 млрд рублей длинных займов «переехал» в портфель коротких кредитов при общей долговой нагрузке 3,5 млрд рублей. Не значит ли это, что компанию просят увеличить гарантии по внушительным займам или вообще готовят к продаже? Сами заправщики от комментариев отказываются.

gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть фото gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть картинку gaptelkhakov rn что это такое. Картинка про gaptelkhakov rn что это такое. Фото gaptelkhakov rn что это такоеКрупнейший независимый топливный трейдер Татарстана ТК «Транзитсити», более известный как сеть АЗС Irbis, сменил собственника Фото: «БИЗНЕС Online»

КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ СНОВА У РИНАТА ГАПТЕЛЬХАКОВА

Крупнейший независимый топливный трейдер Татарстана ТК «Транзитсити», более известный как сеть АЗС Irbis, сменил собственника. 28 августа доля в 70% перешла Ринату Гаптельхакову, сменившему в роли мажоритарного владельца Игоря Талдыкина. Формально именно тот владел компанией, хотя практически все знали имя настоящего хозяина, и даже СМИ этот факт не вуалировали.

Необходим небольшой экскурс в историю. ООО «ТК „Транзитсити“» появилось на свет в ноябре 2001 года, а его первыми учредителями стали Альфия и Валерий Прокопьевы, Эльмира Нурмухаметова, Галина Игнатьева и Сайдаш Зарипов. Но уже в августе 2003-го на сцену в роли ключевых владельцев выходят Гаптельхаков с Талдыкиным: первый — с долей в 75,6%, второй — 8,4%.

Следующие принципиальные изменения произошли в ходе шокового кризиса 2008–2009 годов. В сентябре 2009-го учредители остались вдвоем: доля Гаптельхакова выросла до 90%, Талдыкина — до 10%.

После прохождения острой фазы кризиса, в октябре 2011 года, 91% компании был переоформлен на Ильсафа Гилязетдинова. Об этом человеке мало что известно. В 2006-м он получил статус индивидуального предпринимателя, а в апреле-2010 ИП Гилязетдинов прекратил деятельность по собственному решению. Кроме того, он числился директором в московском ООО «Промэкс», которое специализировалось на розничной продаже моторного топлива. Однако, согласно базе данных «Контур.Фокус», в сентябре 2016 года «Промэкс» прекратил существование с формулировкой «исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица». Других следов Гилязетдинова в юридическом пространстве мы не обнаружили, что наводит на мысль о подставном учредителе, пусть и не массовом.

gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть фото gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть картинку gaptelkhakov rn что это такое. Картинка про gaptelkhakov rn что это такое. Фото gaptelkhakov rn что это такоеВ октябре-2014 в круг владельцев «Транзитсити» входит ее сегодняшний гендиректор Ирек Валиев Фото: «БИЗНЕС Online»

В октябре-2014 в круг владельцев «Транзитсити» входит ее сегодняшний гендиректор Ирек Валиев. Сначала на него оформляют 9%, а через пару месяцев, в «черном декабре», запомнившемся россиянам двукратным падением рубля и валютной паникой, — 91,7%. Далее последовали косметические правки, когда 9% передали в руки Ильшата Фатыхова, у Валиева же остался 91%.

В марте-2018 «неразменный» 91-процентный пакет перешел в знакомые руки одного из основателей, Талдыкина. Более никаких трансферов не было вплоть до 28 августа текущего года. В результате последней рокировки у Талдыкина осталось 10%, как в 2009 году. Еще 10% перешло Елене Семеновой, по 5% получили Рафкат Гаптельхаков (судя по отчеству, брат главного владельца) и Ильнар Сотруддинов. К слову, эта троица вместе с Талдыкиным и Ринатом Гаптельхаковым, а иногда с Валиевым — постоянный состав «труппы». В разных вариациях они выступают учредителями целого ряда фирм — от некоего ООО «Приоритет» с нулями в большинстве строк отчетности до «газового» подразделения группы ООО «Транзит-Сервис»

gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть фото gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть картинку gaptelkhakov rn что это такое. Картинка про gaptelkhakov rn что это такое. Фото gaptelkhakov rn что это такое28 августа доля в 70% перешла Ринату Гаптельхакову (на фото), сменившему в роли мажоритарного владельца Игоря Талдыкина Фото: «БИЗНЕС Online»

WHAT IS «ТРАНЗИТСИТИ»: 45 ЗАПРАВОК, БЕНЗИН ОТ СЕЧИНА, ТРЕХКРАТНЫЙ РОСТ ОБОРОТОВ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ

Сегодня бизнес ТК включает в себя оптовые поставки топлива от крупнейших российских производителей, таких как «Газпром нефть» и «Роснефть». Именно последняя лидирует в списке поставщиков, в прошлом году фирма Гаптельхакова купила топлива у возглавляемой Игорем Сечиным компании на 6,8 млрд рублей. Для сравнения: на втором месте «Лукойл» с 95 млн рублей.

Татарстанцам «Транзитсити» известна прежде всего брендом Irbis, под которым работает 45 автозаправочных станций, расположенных в Татарстане, Чувашии, Марий Эл, Нижегородской, Владимирской и Пензенской областях. Кроме собственно АЗС, в состав ГК входят многочисленные предприятия сопутствующего обслуживания: сеть автомагазинов, предприятия гостиничного хозяйства, сеть придорожных кафе и др.

Последние пять лет ТК демонстрирует стабильный рост оборотов: 2015 год — 6,3 млрд рублей, 2016-й — 11,9 млрд, 2017-й — 16,4 млрд, 2018-й — 17,7 млрд, 2019-й — еще плюс 15% до 20,2 миллиарда. За пятилетку более чем в 3 раза — практически татарстанская «газель».

Отметим, что максимальный объем госзаказов (246 млн рублей) «Транзитсити» пришелся на 2018 год, и большую часть этой суммы составили поставки топлива казанскому ПАТП-2. Для сравнения: в 2019-м трейдер подписал госконтрактов всего на 11 млн рублей.

Собственный капитал «Транзитсити» по итогам 2019 года оценивался в 361 миллион. Исходя из этого 70-процентный пакет по минимуму можно оценить в 253 млн рублей.

gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть фото gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть картинку gaptelkhakov rn что это такое. Картинка про gaptelkhakov rn что это такое. Фото gaptelkhakov rn что это такоеМаксимальный объем госзаказов (246 млн рублей) «Транзитсити» пришелся на 2018 год, и большую часть этой суммы составили поставки топлива казанскому ПАТП-2 Фото: kzn.ru

МИЛЛИАРД ТУДА, МИЛЛИАРД СЮДА. КРЕДИТОРЫ ПОПРОСИЛИ ГАРАНТИЙ?

Но вся эта статистика не дает ответа на главный вопрос: что побудило фактического основателя «Транзитсити» вернуть контрольный пакет в свои руки?

Как вариант, на фоне обострения текущего кризиса, который обещает стать затяжным, кредиторы потребовали от должника дополнительных гарантий, в том числе личного участия главного рулевого и ряда ключевых фигур, готовых разделить с ним ответственность. Уточним, что за 2019 год компания снизила объем долгосрочных займов почти на 1 млрд (!) до 2 млрд рублей. Но в то же время объем краткосрочных займов вырос еще сильнее, на 1,2 млрд до 1,47 млрд рублей. Так бывает, в частности, когда «длинные» кредиты переводят в менее рискованные для банка «короткие». В итоге суммарный долг «Транзитсити» подрос на 200 млн почти до 3,5 млрд рублей — весьма ощутимо при капитале в 361 миллион.

Пожалуй, нам следует оценить долговую нагрузку и связанных компаний. В частности, оформлены на самого Рината Гаптельхакова занятое в арендном бизнесе ООО «Рияз» и ЧОП «Центр охранных технологий», которые обходятся без заемных денег, но и объемы бизнеса тут скромные — десятки миллионов рублей. Отдельно стоит обратить внимание на учрежденную в июле 2019-го ТК «Ирбис» (куда, возможно, переведен розничный бизнес), накрутившую 972 млн выручки и получившую 16 млн рублей прибыли, но и она также работает без займов. А вот ее оптовый напарник «Ирбис-Бункер» при 324 млн выручки получил 21 млн рублей убытка и имел на балансе займов на 81 млн рублей.

На этом фоне выделяется ООО «Транзит-Сервис», у которого по итогам прошлого года при выручке 482 млн рублей было 848 млн долгов и собственный капитал ушел на отрицательную территорию, минус 19 млн рублей — уже повод для кредиторов потребовать дополнительных гарантий или погасить часть займов.

gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть фото gaptelkhakov rn что это такое. Смотреть картинку gaptelkhakov rn что это такое. Картинка про gaptelkhakov rn что это такое. Фото gaptelkhakov rn что это такоеВ адрес ТК «Транзитсити» за последние 12 месяцев поступил только сравнительно мелкий иск на 135 тыс. от «Лукойла», так что проблем с контрагентами у компании нет Фото: «БИЗНЕС Online»

Мы попросили ряд банков (АББ, ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк, Банк Зенит, Банк Казани) прокомментировать, кредитуют ли они ТК и требовали ли увеличения гарантий на фоне кризиса в экономике. В пресс-службе Газпромбанка нам ответили, что эта компания не является заемщиком банка. «Данный клиент ранее был в портфеле, но на сегодня не имеет действующих кредитов», — заявили в пресс-службе Банка Казани. При этом Ак Барс Банк отказался отвечать, сославшись на банковскую тайну, ВТБ не стал «комментировать клиентскую информацию». Ответили отказом Сбербанк, а также дочерний «Татнефти» Банк Зенит.

Впрочем, в адрес ТК «Транзитсити» за последние 12 месяцев поступил только сравнительно мелкий иск на 135 тыс. от «Лукойла», так что проблем с контрагентами у компании нет.

Есть и еще один вариант — подготовка к продаже. Как известно, независимым трейдерам, не включенным в вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), стало трудно жить после 2013 года. Правительство сначала заставило нефтяников заключить «пакт о ненападении» («вы не повышаете цены на заправках и поэтому живете»), теперь же то и дело режет маржу акцизами. Между тем крупные татарстанские игроки явно не прочь расширить свой бизнес, ежели подвернется случай. ТАИФ уже успел приобрести сеть ХК «Татнефтепродукт» и «Автодорстрой». «Татнефть», в свою очередь, купила российские заправки финской Neste.

Однако по поводу возможной купли-продажи «Транзитсити» нефтяники сегодня не говорят ни да, ни нет. «Мы не комментируем поступающие предложения, в том числе по причине высокой конкуренции за качественные активы», — ответили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Татнефти». Ее представители также отмечают, что организация заинтересована в развитии бизнеса по реализации собственного топлива: «Компания периодически рассматривает предложения о покупке сетей АЗС, включение которых в портфель активов может способствовать достижению стратегических целей». То есть что-что, но хороший автозаправочный бизнес нефтяники всегда готовы купить — было бы что покупать.

В самом ТК «Транзитсити» отказались прокомментировать «БИЗНЕС Online» смену ее владельцев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *