gonzo что это значит
Гонзо
Все люди, интересующиеся жизнью и тем, что в ней происходит, в той или иной мере знакомы с гонзо-журналистикой, даже если не знают, что это такое. Пришло время разобраться с мало кому понятным словом гонзо.
Сразу оговорюсь, носатое существо из «Маппетс-шоу» по имени Гонзо к теме сегодняшнего обзора не имеет никакого отношения.
Понятие «гонзо-журналистика» – калька с английского словосочетания gonzo journalism, введённого в употребление застрелившимся год назад Хантером С. Томпсоном, знаменитым американским журналистом и писателем. Доктор Гонзо – главный герой его автобиографичного романа «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» – получил своё имя благодаря редактору еженедельника The Boston Globe Биллу Кардоза. Это именно он назвал раннее творчество Томпсона «чистейшим Гонзо».
Говорят, что на сленге бостонских ирландцев словом «гонзо» называли победителя «пивного марафона», того, кто дольше других участников продержится в вертикальном положении. Изначально же лексема заимствована, по всей видимости, из итальянского gonzo – «дурак, глупец».
Гонзо-журналистикой называют такой стиль ведения репортажа, когда журналист оказывается в центре описываемых им событий и принимает в них самое активное участие, причём повествование ведётся в неординарной манере – вызывающе, без стеснения в средствах выражения своих мыслей и ощущений. Впрочем, сейчас на Западе, говоря о гонзо, не обязательно подразумевают исключительно журналистику. Появились такие направления, как гонзо-фотография и гонзо-кинематограф, характеризующиеся непосредственным участием фотографа или оператора в процессе съёмки, когда в кадре появляется он сам, целиком или фрагментарно.
Не знаю, насколько здесь уместен следующий экскурс, но во время написания обзора мне вспомнилось, что в детстве мы часто использовали сленговое словечко «гонза», обычно нарекая им человека, который «гонит», то есть несёт чушь, врёт и тому подобное. Любопытное совпадение, не правда ли?
Gonzo что это значит
Наверняка, многие слышали этот термин, возможно, некоторые даже вспомнят некоего Хантера Томпсона и что он «как-то связан с Джонни Деппом». Но точное определение понятию «гонзо-журналистика» редко кто может дать. В этом вам поможет данная статья.
Кулак Гонзо. Символ гонзо-журналистики и Томпсона в частности
Начать стоит с объяснения значения загадочного слова «гонзо». Споры по этому поводу не утихали с самого момента первого употребления слова редактором Boston Globe Биллом Кардосо в 1970 году. В его рецензии на статью Хантера С. Томпсона, самого основоположника гонзо-журналистики, «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» промелькнула фраза «это чистый Гонзо журнализм». Позже Кардосо объяснил, что это слово из ирландского сленга и обозначает последнего стоящего на ногах человека после пьянки. Также редактор заявил, что корни слова гонзо – gonzo – исходят из искаженного французского gonzeaux, обозначающего в дословном переводе «сияющий путь».
Все, кто связывает понятие «гонзо-журналистика» с Хантером Томпсоном, будут правы. Ведь именно американский журналист впервые использовал стиль «гонзо» в написании статьи, а именно – «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» о скачках в Луисвилле, родном городе Томпсона. Особенность ее заключалась в следующем: Хантер Томпсон, работавший тогда на скачках с художником Ральфом Стедманом, столкнулся с двумя факторами, предопределившими содержание и стилистику статьи.
Фактор первый: со своих мест Томпсон и Стедман просто не видели саму гонку лошадей, поэтому им пришлось работать с тем, что происходило вокруг скачек – вечеринки, пьянки, орущая толпа, погрязшая в разврате и тому подобное. В статье Томпсон писал, что им со Стедманом пришлось окунуться в эту атмосферу с головой, чтобы составить образ того слоя общества, на который они изначально планировали карикатуры.
Второй фактор: дедлайн, к которому Томпсон не успевал, и в итоге ему пришлось отдать редактору на верстку блокнот с отрывочными записями о скачках. Записи эти были наполнены субъективизмом настолько, что сама статья, в конце концов, не была похоже на журналистскую вообще. Кстати, есть теория, что Хантер Томпсон намеренно не писал чистовик статьи, ограничившись набросками в блокноте и сюрреалистическими скетчами Стедмана, чтобы как можно точнее отобразить атмосферу скачек. Как бы то ни было, начало гонзо-журналистике было положено.
Вообще, Хантер Томпсон был интереснейшей личностью. Информационной деятельностью он начал заниматься еще во время службы в армии на авиабазе во Флориде. Далее всего за несколько лет Томпсон сменил множество мест работы, занимаясь в основном независимой журналистикой для американских газет. В 1963 году он женился на Сандре Коллин, с которой его связывали давние романтические отношения. Через год у пары родился сын Хуан.
Первая книга посвящена знаменитой гонке на мотоциклах Минт-400 в пустыне Невада, проходившей под Лас Вегасом, а также полицейской наркологической конференции. Отличительная черта произведения – не просто субъективное описание опыта участия в происходящих событиях, а описание действий, совершенных под наркотиками, которые, между прочим, играли большую роль в формировании Томпсона как гонзо-журналиста.
Вторая книга представляет собой сборник статей о предвыборной гонке Никсона и Макговерна. Все статьи были буквально пронизаны критикой Никсона и его методов управления. В то же время, Томпсоном всячески одобрялись демократы и Макговерн конкретно. Однако после его поражения на президентских выборах 1972 года, писатель сказал, что окончательно пресытился политикой.
Оглядываясь на прошлое, можно с уверенностью сказать, что Томпсон так и остался ярчайшим представителем гонзо-журналистики.
Безусловно, стоит сказать о представителях течения Новой Журналистики, являвшегося популярным в 60-е годы. Каких-то отличительных черт это течения не имело, скорее это было собирательное название для жанров и стилей публицистики, популярных в то время, среди которых конечно выделялась гонзо-журналистика.
Итак, среди важнейших авторов Новой Журналистики выделяют Тома Вульфа, известнейшего в США писателя. В его беллетристских произведениях также можно встретить наркотики как почти самостоятельных героев повествования.
Упомянуть также необходимо Джорджа Плимптона, известного своими спортивными репортажами, Лестера Бэнгса, известного рок критика 70-х, Терри Саутерна, который в своих литературных изысканиях попробовал почти все – от коротких эссе до написания сценариев для знаменитейшего шоу « Saturday Night Live »; и Джона Бирмингема, представитель уже современной публицистики, выросший во времена расцвета гонзо-культуры.
Гонзо-журналистика
Гонзо-журналистика — это направление журналистики, отражающее глубоко субъективный взгляд репортера на происходящие события. Отличается агрессивностью повествования, ведущегося от первого лица, нецензурной речью, сарказмом и преувеличением. Автор (часто находясь под воздействием психотропных веществ) является непосредственным участником событий, которые и происходят вокруг него.
Этот стиль зародился в Америке в 60-х годах. Его основоположником является Хантер Стоктон Томпсон.
Содержание
Происхождение термина [ править ]
Термин гонзо впервые был употреблен Биллом Кардосо в 1970 году в его рецензии на статью Хантера С. Томпсона, «Дерби в Кентукки упадочно и порочно». Там промелькнула фраза «это чистый Гонзо-журнализм». Позже Кардосо объяснил, что он взял слово из ирландского сленга и оно обозначает последнего стоящего на ногах человека после пьянки. Также редактор говорил, что корни слова гонзо — исходят из искаженного французского gonzeaux, что в дословном переводе означает «сияющий путь». Также, в устной биографии Томпсона говорится, что слово «гонзо» было взято из названия песни нью-орлеанского джазового музыканта Джеймса Букера.
Особенности статьи «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» о скачках в Луисвилле, родном городе Томпсона, состоят в том, что Хантер Томпсон, работавший тогда на скачках с художником Ральфом Стедманом, просто не видел саму гонку лошадей, поэтому они работали с тем, что происходило вокруг скачек — вечеринки, пьянки, орущая толпа, погрязшая в разврате, и тому подобное. В статье Томпсон писал, что им со Стедманом пришлось окунуться в эту атмосферу с головой, чтобы составить образ того слоя общества, на который они изначально планировали карикатуры.
Так же считается, что когда Томпсон не успевал дописать свою статью в срок, он просто отдал свой блокнот с записями этих событий редактору. Они были настолько субъективны, что статья получилась не похожей на журналистскую вообще. Существует мнение, что Хантер поступил так намеренно, ограничившись собственными заметками и набросками Стедмана, чтоб более точно передать атмосферу скачек.
Суть стиля [ править ]
Гонзо — чаще всего репортаж, зачастую даже там, где нет события для репортажа. В этом стиле нет ограничений и правил, он не поддается канонам и рамкам, автор находится в центре происходящего, он не просто рассказчик, он главный герой события.
Структура текста тоже не имеет никаких ограничений, в тексте присутствуют цитаты, сарказм, неприкрытые обвинения. Отсутствие какой-либо цензуры является неотъемлемой частью стиля, так же как и смазанные воспоминания, отрывистые впечатления и сумбурный пересказ событий. Для гонзо важнее всего свобода.
В отличие от стандартной, скудной на эмоции, журналистики, гонзо-журналистика не может быть полезной в научных целях, она настолько субъективна, что не дает трезво оценить описываемое событие. Но с культурной точки зрения, стиль гонзо незаменим в возможности вместе с автором погрузиться и прочувствовать атмосферу объекта репортажа. Целью данного стиля является не описание событий, а то, как они ощущаются, и какие эмоции испытывает сам автор.
Символ Гонзо [ править ]
Символом Гонзо-журналистики и самого Хантера Томпсона является шестипалый кулак, в котором зажат цветок пейота — кактуса, из которого производят мескалин. Кулак переходит в меч, гардой которого является слово Gonzo. Знак был введён Хантером Томпсоном как нетленный символ свободной литературы и отвязного образа жизни в начале 70-х годов XX века.
Последователи [ править ]
Кроме Хантера, среди важнейших авторов Новой Журналистики выделяют Тома Вульфа, известнейшего в США писателя (в его беллетристских произведениях также можно встретить наркотики как почти самостоятельных героев повествования).
Упомянуть также необходимо Джорджа Плимптона, известного своими спортивными репортажами, Лестера Бэнгса, известного рок-критика 70-х, Терри Саутерна, который в своих литературных изысканиях попробовал почти все — от коротких эссе до написания сценариев. И Джона Бирмингема, представителя уже современной публицистики, выросшего во времена расцвета гонзо-культуры.
Произведения [ править ]
Наиболее известными произведениями в стиле гонзо являются произведения Хантера Томпсона, такие как:
Комикс Transmetropolitan тоже про гонзо-журналистику, собственно его и характеризуют как «Хантер Томпсон в 23 веке».
Значение слова «гонзо»
го́нзо
1. направление в журналистике, где репортёр является непосредственным участником событий
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: надпочечники — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «гонзо»
Предложения со словом «гонзо»
Понятия, связанные со словом «гонзо»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «гонзо»
Среди других определений гонзо: журналистика вне закона, новая журналистика, альтернативная журналистика и литературный кубизм.
– Ну точно не мы, – Гонзо улыбнулся, а после и вовсе разразился смехом, и, сначала, я подумал, что грохот в глубине леса, это лишь эхо его голоса, поглощённое зарослями, и отражённое обратно, но синтетик поспешил убедить меня в обратном.
По этой же причине, два знаменитых прон-режиссера, снимают в основном, в стиле гонзо, который сами и придумали.
Синонимы к слову «гонзо»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Гонзо-журналистика
Гонзо-журналистика (англ. Gonzo — рехнувшийся, чокнутый, поехавший ) — направление в журналистике, представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий. Использование цитат, сарказма, юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики также являются неотъемлемой чертой этого стиля.
Этот стиль можно считать ответвлением так называемой новой журналистики, движения 60-х, основоположником которого был Хантер С. Томпсон, чьи идеи были подхвачены Лестером Бэнгсом и Джорджем Плимптоном.
Гонзо-журналистикой занимались также писатели Джорбан Кобос, Уильям Гудвин, Мэтт Тайбби, Алан Кабал, Владимир Лебедев.
История термина
Впервые термин гонзо был использован редактором американского журнала The Boston Globe, Биллом Кардозо после того, как он прочитал опубликованную в журнале Scanlan’s Monthly в 1970 г. статью «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» (англ. The Kentucky Derby Is Decadent and Depraved ), написанную журналистом Хантером Томпсоном, позже популяризовавшим стиль гонзо, и проиллюстрированную английским художником Ральфом Стедманом. Томпсон был отправлен редактором в Кентукки для освещения известных лошадиных скачек (дерби). Присутствуя на скачках, Томпсон был впечатлён поведением зрителей, являвших собой жалкое сборище пьяниц и матершинников, о чём он подробно написал в дневнике. Когда срок сдачи статьи подошёл к концу, она ещё не была готова. И Томпсон отправил редактору страницы, вырванные из своей записной книжки, наброски в которых были крайне жёсткими и имели глубоко субъективную окраску. Опубликованная статья вызвала большой общественный резонанс.
Кардозо утверждал, что словом Gonzo в ирландских кругах Южного Бостона называют человека, который последним из всей компании сможет стоять на ногах после ночного алкогольного марафона. Согласно другой версии, этот термин может происходить от испанского gonzagas, что означает «я тебя одурачил», «нелепости».