halo что такое в формуле 1
Система защиты «гало» спасла от травм головы 4 гонщиков «Ф-1» за три последних Гран-при. Ее ненавидели за уродование болидов
Все же эстетические жертвы того стоили.
Два с половиной года назад в «Формуле-1» кипело ожесточенное сражение между «Феррари» Феттеля и «Мерсдесом» Хэмилтона, иногда выстреливал «Ред Булл» и Валттери Боттас и вообще казалось, будто чемпионат движется к светлому будущему. Главной проблемой в начале 2018-го виделось внедрение гало – системы защиты головы пилота от обломков и оторванных колес: фанатам, гонщикам и шефам команд новинка ФИА категорически не приглянулась из эстетических побуждений.
К примеру, ярче всех отметился шеф «Мерседеса» Тото Вольфф – цитатой о желании срезать гало бензопилой.
Наверное, во всем фанатском сообществе давно не было настолько общего единодушия и однозначного консенсуса: система защиты головы не понравилась практически всем.
Красоту «Формулы-1» убивают
Однако уже спустя три месяца после старта гоночного сезона-2018 критика стихла: «гало» всерьез спасла жизнь пилоту «Формулы-2» в жесткой аварии.
«Я рад, что на машине было гало». Критикуемая защита головы спасла пилота «Формулы-2» от серьезных травм
А сейчас, в 2020-м, в «Формуле-1» выдалась целая серия гонок со странными и опасными авариями – и открыло ее столкновение Джорджа Расселла с оторванным от болида Антонио Джовинацци колесом.
Да, англичанину весьма повезло, что два года назад ФИА не поддалась и оставила систему безопасности неизменной.
«Я был обречен: если бы подался направо, то врезался бы в него, а слева меня ударило его колесо. Все произошло очень быстро. Когда по трассе летит огромное заднее колесо, и ты не знаешь, куда оно направится, это довольно страшно, – рассказал после финиша юниор «Мерседеса». – Я благодарен гало – остался бы в безопасности, если бы оно прилетело в меня. Нам всем повезло, что мы используем эту систему».
Следующим повезло Шарлю Леклеру: пилот «Феррари» влетел в «Параболику» на слишком большой скорости и не сумел выровнять болид. Итог – максимально жесткий контакт с барьерами.
A huge impact for last year’s Monza winner on Sunday
Though his race was over, Charles Leclerc was okay after this crash coming out of Parabolica#ItalianGP 🇮🇹 #F1 pic.twitter.com/gwZbEQfVdT
Вряд ли рекламный баннер нанес бы монегаску смертельную травму, но с потенциальными сотрясениями лучше не шутить, верно?
Третий везунчик – Антонио Джовинацци из «Альфа Ромео». Он пострадал в массовом завале на седьмом круге Гран-при Тосканы – и теоретически мог получить колесом в шлем.
A scary moment on Sunday at Mugello, which resulted in a red flag 😮@Anto_Giovinazzi and three other drivers thankfully walked away unscathed 💥#TuscanGP 🇮🇹 #F1 pic.twitter.com/67Xyzan58B
Хоть колеса вроде и удержались на тросах – случай с Расселлом доказывает, что фэйл может наступить в любой момент.
В том же замесе пострадал и Карлос Сайнс из «Макларена».
И вот ему без гало кусок болида «Альфа Ромео» прилетел бы в шлем без сомнений.
Итого: четыре случая, доказывающие полезность системы защиты головы. Всего за три последних Гран-при.
Halo — реальная защита или.
Официально объявлено о введение в 2018 году дополнительного элемента защиты гонщика — Halo. На первый взгляд это действительно решение, защищающее помимо шлема голову гонщика. Если, например оторвет колесо(да, я в курсе, что они закрепелены и в теории не должны отлетать) и оно полетит в гонщика, то эта хреновина вроде как спасет от прямого попадания. Собственно, вот эта хэйло:
Разговоры о подобном доп. элементе защиты велись уже давно, и поводом послужила авария Фелиппе Массы, когда ему на полном ходу в шлем отлетела деталь от впереди идущего болида Браун ГП. Вот на фото момент и его последствия для Фелиппе:
Метки: формула 1
Комментарии 30
Бьянки тоже не спасло бы… Надо стекло ставить и выдвижные боковины при жествой аварии, поставить кучу датчиков, технологии позволяют. А это кака редкостная. Походу фиа послушали фитиля, его хайло устроило.
, хоть и не в тему. Но очень познавательно.
Извиняюсь, но…
«Собственно, вот эта хэйло:»
Там У вместо Э должно быть.
А после У должно быть Й
…в мусорку это Г.
Оставить так как есть, либо менять саму концепцию болида, например
спасет или нет покажет время.
Можно и не создавать было сей пост! И так поняттно, что Хало, херало, все это не спасет, если не убьет, при разлетании обломков самого же хало-мало.
Вопрос? У кого? У меня нет вопросов.
Масса родился в рубашке!
живой то остался
но с карьерой Топ-Пилота попрощался к сожалению(
Не думаю что из-за этого
Он когда-то был первым пилотом?))
Масса родился в рубашке!
вот сей ужас
Почему не внедрить тогда уж щит? смотрится явно лучше чем это убожество. И от пружины массы как раз спасло бы. Но нет же, bluеflag разнылся, один из всех! И нельзя)))
Реакция пилотов на введение хайло:
Льюис Хэмильтон: «Помимо неудобства с попаданием в машину, я не заметил большой разницы. Я не замечал Halo, не считая моментов, когда смотрел в зеркала».
Фернандо Алонсо: «Когда я опробовал Halo в Сингапуре, то обнаружил, что выбираться из болида стало жутко неудобно. Нужно по-особому ставить ноги и выпрыгивать из машины через эту рамку».
Кими Райкконен: «Первое впечатление в момент проверки видимости положительное. Структура не мешает смотреть по сторонам».
Роман Грожан: «Это опасный вид спорта, но он безопасен в целом, ведь мы можем гонять по трассам на скорости в 370 км/ч и избегать смертельных аварий. В качестве пилотов мы, конечно же, не хотим, чтобы безопасность перестала улучшаться, но мы также не можем закрыть глаза на ДНК Формулы-1».
Себастьян Феттель: «Мне не понравилось. В плане видимости есть немало проблем».
Джолион Палмер: «Формула-1 достаточно безопасна. Я предпочитаю Halo, поскольку эта система менее оскорбительно выглядит визуально, но она не нужна. Это полумера. Возможно, система сможет остановить некоторые предметы, но не все. Машина становится уродливой, мне по душе классические формы».
Даниил Квят: «Я бы предложил оставить открытые кокпиты!»
Гонщики Ф1 про Halo: кто за, а кто против
На Гран При Венгрии у пилотов Формулы 1 была первая возможность высказаться по поводу внедрения в 2018 году системы Halo. Мы собрали в одном материале мнения всех гонщиков о спорном нововведении.
FIA отчиталась по Halo. Что мы узнали? Коротко
Фотограф: Чарльз Коутс / Motorsport Images
Фотограф: Sutton Images
Еще я надеюсь, что команды смогут улучшать Halo, потому что сейчас она выглядит как посторонний элемент, а ведь машины Формулы 1 должны быть еще и красивыми. Поэтому, если мы можем спасать жизни, то это приоритет, но если существует способ сделать машину [с Halo] красивее, то это был бы бонус».
Фотограф: Sutton Images
Время повернуть вспять нельзя, но у нас есть инструмент, который в определенных ситуациях сможет помочь. Было бы невежественно и глупо его игнорировать».
Фотограф: Sutton Images
Фотограф: Sutton Images
Почему мы надеваем шлемы? Если хотите, Halo – это второй шлем. Если кто-то из гонщиков говорит, что теперь они могут сильнее атаковать, потому что защита стала лучше, то это глупости. Пусть болельщики не позволяют вводить себя в заблуждение».
Фотограф: Sutton Images
Фотограф: Sutton Images
Фотограф: Чарльз Коутс / Motorsport Images
Фотограф: Sutton Images
Правда, что с моим инцидентом [на Гран При Венгрии 2009 года] Halo бы не помогла. Не помогла бы она и в случае с Жюлем Бьянки, но там совершенно другое – он врезался в трактор, а такое не должно случаться в Ф1. И я не думаю, что это когда-нибудь произойдет еще раз.
Я тестировал в своей жизни столько разных вещей, которые казались очень странными, но потом ты к ним привыкаешь. И это еще одно такое решение. Оно не помогает в аэродинамике, но может спасти жизнь».
Фотограф: Sutton Images
Я никогда не ездил с Halo, не знаю, каково это, но если она делает машины безопаснее, а у гонщиков нет жалоб по поводу обзора, то я не вижу причин, по которым мы не должны ее использовать. Я знаю, что это «формулы», у пилотов тут открыта голова, такова природа этого спорта, но в то же время мы должны предотвращать инциденты. Безопасность – это работа FIA. За последние годы было много разных новых решений по поводу машин, которые сначала не принимались, а потом они нормально работали».
Фотограф: Sutton Images
Что касается внешнего вида, то сложно угодить всему миру, этого никогда не будет. Помню, 50 лет назад в Формуле 1 не было ремней безопасности. И что же, в наши дни кто-то будет говорить, что ремни безопасности противоречат ДНК Формулы 1?»
Фотограф: Sutton Images
Фотограф: Sutton Images
Фотограф: Sutton Images
Но в то же время мне хочется верить, что мы привыкнем к Halo, просто забудем о ней и со временем она станет выглядеть лучше».
Фотограф: Эндрю Хон / Motorsport Images
Фотограф: Эндрю Хон / Motorsport Images
Фотограф: Эндрю Хон / Motorsport Images
Но как член и директор GPDA, как гонщик я должен поблагодарить FIA за исследования, потому что они были основательными. Halo – хорошее устройство, подходящее для многих случаев. Тем не менее, есть проблемы, о которых мы не подумали. Например, видимость стартовых огней – никто этого не пробовал. Они всегда разные, они всегда в разных местах. А флаги по бокам и прочие вещи? В общем, к этой системе еще нужно присмотреться».
Формула 1. Система защиты «гало»
Решил высказать свои мысли по поводу «гало», хотел еще порассуждать о новом формате квалификации, но пока еще точного решения нет и все может поменяться, поэтому повременим. 3 марта Ferrari на тестах в Барселоне опробовала новую систему защиты головы пилота, которую планируют ввести в 2017 году. Люди сразу разделились на два лагеря: сторонников и противников этой системы.
Вчера тестировал Кими Райкконен, а сегодня Себастьян Феттель. Внешне она хоть и выглядит так, что мешает обзору, но по факту оба пилота говорят, что видят все то, что необходимо, хотя и признают, что с точки зрения эстетики ее надо доработать. В итоге пилоты Ferrari, Нико Росберг, несколько журналистов и экс-пилотов высказались за эту систему. Феттель сказал, что как минимум двух пилотов, погибших в последние годы можно было спасти с помощью «гало».
Отец Жюля Бьянки, скончавшегося в результате аварии на гран-при Японии 2014, сказал, что система не спасла бы его сына. Ведь врачи заявляли, что мозг пострадал от резкой остановки, иными словами мозг врезался в черепную коробку.
Такие пилоты как Льюис Хэмилтон, Даниил Квят и Нико Хюлькенберг стали противниками этой защиты. Особенно раскритиковал Льюис, заявив, что это худшее решение в истории. Квят сказал, что выступает в гонках в том числе и ради риска, а эта система его снизит.
Эволюция Halo
Хронология событий вокруг защитного ореола на болиде
Если вы пропустили первую половину сезона-2016 и теперь у вас большое удивление вызывает загодочное название Halo, то наш материал именно для вас. Мы составили хронологию появления в Формуле 1 защитного ореола, собрали мнения «за» и «против», уточнили планы по поводу внедрения данной конструкции в сезоне-2016 и перспективы появления Halo в Формуле 1 вообще.
Предыстория
Уровень безопасности в Формуле 1 растет с каждым годом. Но при усовершенствовании конструкции шлема и других дополнительных элементов для защиты головы пилота о полностью закрытом кокпите речи не шло. Все изменилось в 2009 году, когда в Брэндс-Хэтче во время этапа Формулы 2 юный Генри Сертиз погиб после попадания оторванного колеса прямо в шлем. Спустя всего пару дней на Гран-при Венгрии произошла тяжелая авария Фелипе Массы — ему в голову на скорости больше 250 км/ч влетела пружина от подвески болида Баррикелло. Тогда FIA всерьез задумалась о закрытых кабинах пилотов в формулах.
Вновь о таком нововведении заговорили после страшной аварии Жюля Бьянки на Гран-при Японии 2014 года. 23 августа 2015 года во время гонки IndyCar в голову Джастина Уилсона попал элемент разбившегося болида, что привело к смерти пилота. После этого инцидента технический делегат FIA Чарли Уайтинг снова заявил, что федерация усердно работает над конструкцией дополнительной защиты головы пилота.
Разработки
Представители FIA рассматривали разные идеи. Одним из вариантов защиты головы пилота была установка лопастей разной длины, которые бы крепились к верхней части шасси и спереди по углам кокпита. Но первой конструкцией, которую показали поклонникам автоспорта, стала разработка команды Mercedes – обруч, который и стал прообразом Halo. Этот вариант FIA рассматривала еще до аварии Джастина Уилсона, и буквально за неделю до трагедии было принято решение провести испытания такой конструкции.
Первые тесты
Впервые защитный ореол головы пилота был протестирован только во время тестов в Барселоне в марте 2016 года. После доработок конструкция, получившая название Halo, была установлена на болид Кими Райкконена. Поклонники Формулы 1 тут же заявили, что болид с таким новшеством выглядит ужасно, и не скупились на фото-мэмы.
После тестов Альберто Антонини, руководитель пресс-службы Ferrari, сообщил, что испытываемая конструкция на 100% является экспериментальной. Прототип на тот момент был выполнен из карбона и крепился к корпусу машины винтами, из-за чего защитный ореол можно было снять только в боксах. Антонини утверждал, что впереди еще много работы, в частности, планировалось сделать верхнюю секцию защиты поднимающейся. Главным же заданием для тестов была проверка: влияет ли эта конструкция на видимость. Кими Райкконен был немногословным относительно тестов и конструкции и сказал, что с Halo «видимость неплохая».
Мнения «за»
Нико Росберг был одним из первых пилотов, безоговорочно поддержавших Halo: «Похожее решение могло бы сохранить жизни пилотам, которые погибли в гонках в последние несколько лет».
Бывший напарник Жюля Бьянки, Макс Чилтон, также согласен, что Halo необходимо внедрять: «Уверен, что шлемы выглядели странно после того, как все предпочитали носить защитные очки. Это жизнь».
Накануне Гран-при Венгрии гоночный директор FIA Чарли Уайтинг, директор по безопасности Лоран Мекис и консультант по безопасности Энди Меллор показали гонщикам аварии в Формуле 1, GP2 и GP3. Они объяснили, как в каждой конкретной ситуации сработал бы Halo и спас бы жизнь гонщика. После такой наглядности и ответов представителей FIA на волнующие гонщиков вопросы, некоторые пилоты изменили свое мнение о системе.
Мнения «против»
Одним из первых негативно о Halo высказался Льюис Хэмилтон. На своей страничке в Инстаграм он разместил такой пост: «Пожалуйста, нет! Это самое худшее обновление в истории!» Позже британец удалил это сообщение, но продолжал утверждать, что, если у гонщиков будет выбор, он не намерен использовать такую конструкцию на своем болиде. Правда, уже во время Гран-при Германии Хэмилтон кардинально изменил свою точку зрения и признался, что не понимает, почему Стратегическая группа приняла решение отсрочить использование защитной конструкции. «Что мы будем чувствовать, если за эти полтора года произойдет серьезный инцидент, а мы знаем, что у нас разработана конструкция, которая могла бы помочь? Мы будем просто кусать себе локти. Точнее, они [участники Стратегической группы]», — добавил британец.
Даниил Квят также уверен, что в Формуле 1 должны ездить болиды исключительно с открытыми кокпитами: «Да, так опаснее. Но я готов принять этот риск». А Нико Хюлькенберг и вовсе призвал не делать Формулу 1 «стерильной».
Фелипе Масса отметил, что необходимо повышать уровень безопасности в Формуле 1 и внедрять закрытые или полузакрытые кокпиты. «Но сейчас эта штука выглядит не слишком красиво», — добавил пилот Williams.
Кристиан Хорнер раскритиковал Halo и заявил, что остается приверженцем открытых болидов. Тем более, что он полностью уверен в том, что такой защитный ореол не помог бы ни Фелипе Массе, ни Жюлю Бьянки.
Альтернативные варианты
Во время первой свободной практики Гран-при России Red Bull протестировали свою версию защиты головы пилота. На болид Даниэля Риккардо был установлен защитный экран Aeroscreen. После заездов австралиец признался, что данная конструкция ему очень нравится. «Он ничуть не ограничивает видимость – впереди есть свободное пространство. В целом, мне нравится данная идея. И если в будущем это поможет спасти хотя бы одну жизнь – мы должны его использовать», — отметил Риккардо.
Коллег сразу же поддержала Клэр Уилльямс, руководитель Williams: «Мне очень нравится. Если мы собираемся строить футуристические болиды, то пускай будет что-то от реактивного истребителя».
У команды Red Bull даже были версии очищения экрана во время дождя или в случае другого загрязнения. Планировалось нанесение на Aeroscreen специального средства, похожего на Rain-X на визоре шлема. Во время пит-стопа механики команды могли бы убирать одну из защитных пленок экрана. Похожая процедура происходит в серии NASCAR.
Повторные тесты
Спустя некоторое время конструкция Halo была модернизирована и повторно предстала перед публикой во время первой свободной практики Гран-при Великобритании. В конструкции увеличились проемы, она стала выглядеть визуально более легкой и изготовлена теперь из титана. Однако после двух установочных кругов Себастьян Феттель отметил, что видимость из болида стала хуже.
После завершения Гран-при Великобритании на тестах в Сильверстоуне конструкция Halo впервые была установлена на болид Red Bull. Пьер Гасли, участник молодежной программы Red Bull, отметил, что конструкция никак не влияет на обзорность. Но он заявил, что глазам очень мешает треугольник по центру этого защитного ореола.
Перспектива
Техническая рабочая группа Формулы 1 на одном из своих заседаний приняла решение об обязательном использовании в 2017 году доработанной версии Halo, а в 2018 году – модифицированного Aeroscreen. Но после того, как защитный ореол был повторно испытан в Сильверстоуне, директор гонки FIA Чарли Уайтинг сообщил, что конструкция по-прежнему нуждается в доработке, поскольку в случае аварии голова пилота может удариться о переднюю часть конструкции. И это подтвердили краш-тесты. К тому же Halo должен иметь более приятный внешний вид.
Вместе с тем такая дополнительная защита категорически не нравится Берни Экклстоуну. А некоторые специалисты считают ее опасной и обеспокоены влиянием семикилограммовой конструкции на аэродинамику болида.
Все прояснилось во время заседания Стратегической группы накануне Гран-при Германии. Представители Формулы 1 приняли решение не использовать конструкцию Halo в сезоне-2017. Однако в 2018 году защита головы гонщика появится однозначно. По мнению Чарли Уайтинга, это будет доработанный Halo. До конца текущего сезона абсолютно все пилоты опробуют систему Halo для того, чтобы FIA смогла собрать все впечатления от использования этого способа защиты в различных условиях.
Кстати, представители некоторых команд выразили предположение, что в будущем может быть создана абсолютно новая конструкция, которая не была бы заметна со стороны, но резко поднималась бы перед головой гонщика в случае возникновения опасности. Однако Чарли Уайтинг пока не верит в реальность такой защитной системы.