hitman что это значит
Hitman
Hitman — популярная компьютерная игра в жанре стелс-экшена, доступная на многих современных платформах. Действие игр развивается вокруг профессионального лысого клона-киллера, известного, как Агент 47 (зачастую называемый просто 47 — сорок седьмым).
Серия была разработана датской игровой компанией IO Interactive, которая на данный момент является частью Eidos Interactive. Серия насчитывает четыре игры: Hitman: Codename 47 («Hitman: Агент 47») (2000), Hitman 2: Silent Assassin («Hitman 2: Бесшумный убийца») (2002), Hitman: Contracts («Hitman: Контракты») (2004) и Hitman: Blood Money («Hitman: Кровавые деньги») (2006). Изданием игр в России занимается студия «Новый диск».
В 2007 году вышел фильм по мотивам серии под названием «Хитмэн». Изначально на роль 47 планировался Вин Дизель, но позже он отказался и на главную роль взяли актёра Тимоти Олифанта. Режиссёром фильма стал Ксавье Жан, а продюсерами выступили Люк Бессон и Чак Гордон.
Серия игр отличается впечатляющей музыкой от известного композитора Йеспера Кида.
Содержание
Основной игровой процесс
Дизайн уровней и заданий в целом нелинейный, так как задания включают элемент разведки и, как правило, не проходятся одним заданным способом.
Игровой процесс развивается вокруг переодевания, которое игрок использует, чтобы ввести в заблуждение врагов и проникнуть в зоны ограниченного доступа. Акцент в сериях Hitman делается не на том, что игрок прячется от врагов в тени, но на том, что он скорее смешивается с ними (тем не менее, в последующих играх игрок чаще крадется позади охранников и избегает патрулей).
Персонаж, которым управляет игрок, Агент 47, не особенно подвижный; он вообще не умеет прыгать, не говоря уже о том, чтобы взбираться на стены или карабкаться по уступам (есть несколько заскриптованных мест, где он может перепрыгнуть с одного балкона на другой, но они встречаются редко); несмотря на это, большая подвижность достигается в самой последней игре серии, Hitman: Blood Money. Она в целом ограничивает движения игрока до определённой степени, хотя ему часто предоставляется возможность перейти на верхние или нижние уровни, используя обычные или приставные лестницы, лифты или груды предметов.
Многие уровни в Hitman могут быть завершены без единого выстрела; этот стиль игры стал превалирующим в Blood Money, где акцент был сделан на то, чтобы выдать убийства 47 за несчастные случаи. Несчастные случаи могут быть вызваны дистанционно минами RU-AP, взрывающимися на каком-нибудь (обычно тяжёлом и скрытом) предмете, и непосредственно сбросив жертву с балкона, а также некоторыми другими способами.
Серия Hitman в настоящее время включает:
Название | Год | Выпущено для платформы | ||
---|---|---|---|---|
Hitman: Codename 47 | 2000 | PC | ||
Hitman 2: Silent Assassin | 2002 | PC, PS2, GameCube | ||
Hitman: Contracts | 2004 | PC, PS2, Hitman: Blood Money | 2006 | PC, PS2, Xbox 360 |
Hitman Trilogy
Игры, включённые в сборник:
Hitman: Codename 47, первая игра в серии не была включена в сборник, вероятно по той причине, что многие её миссии повторяются в Contracts.
Международное контрактное агентство (ICA)
Центральное агентство, на которое работают Диана и 47. ICA предлагает услуги опытных внештатных киллеров всем людям, включая клиентов, имеющих высокое положение и обладающих властью. Фактически о нём известно мало, хотя с ним связан Смит, агент ЦРУ.
Главные или часто встречающиеся персонажи
Темы и мотивы
Стиль
Серия Hitman использует чётко выраженный стиль, в каждой следующей игре серии. Главное меню всегда изображает весь настрой и стиль игры (например, в «Contracts» 47 представляется, сидящим у окна на стуле в тёмной комнате, намекая на мрачный тон игры и некое обреченное состояние героя). Цветовая гамма для миссий в разных странах также разнится: в России, например, используются белые и серые оттенки, а в Европе приглушенные тона.
Примечательна нелинейная подача истории в серии, заметная в последних двух играх, когда следующая игра поясняет события произошедшие в предыдущей. Для большей информации смотрите хронологию серии и связь Contracts с Blood Money.
Белый цвет
Логотип
У 47 есть свой персональный символ, являющийся модифицированным fleur-de-lys, который был также символом психиатрической лечебницы Орт-Мейера. Этот символ использовался для департамента Иностранного легиона. Вероятно, что символ является стилизованой буквой «Н», то есть Hitman. Fleur-de-lys или лилия, также является цветком, обычно ассоциируемым со смертью. Этот символ выгравирован на пистолетах 47, ноутбуке и его кейсе, в котором он переносит снайперскую винтовку.
Способы убийства
Вероятно, наиболее проработанным выпадом 47 в «Contracts» является его маскировка под члена группы SWAT с последующим участием в рейде. Предполагается, что это задание было вдохновлено финалом фильма «Léon», в котором главный персонаж (наёмный убийца) действует по схожему сценарию.
Способ убийства влияет на узнаваемость игрока в «Hitman: Blood Money». Если персонаж впадает в ярость, но всё же оставляет свидетелей, его узнают в последующих заданиях. Если же персонаж тихо осуществляет атаки, то известен он будет мало. В некоторых заданиях, если все атаки можно изобразить как несчастные случаи (с помощью новой системы, введённой в «Blood Money»), то некоторые атаки будут рассматриваться не как покушения, а как несчастные случаи.
Оружие
Откуда взялся Хитмен: 16 лет хождения по трупам
Убийцами не рождаются. За редким исключением. Если смешать гены отборных мерзавцев, а результат вырастить в пробирке, то на выходе вполне может получиться совершенный киллер.
За последние полтора десятка лет Сорок Седьмой заслужил и буквально выстрадал свою репутацию самого виртуозного и неуловимого убийцы. Впрочем, когда все начиналось, его судьба могла сложиться совсем иначе.
В тот момент им очень удачно подвернулся датский актер Дэвид Бэйтсон. Сначала он готовился только озвучивать героя, но позднее с него срисовали и его внешность. И по сей день не найти лучшего актера на роль Хитмена — жаль, продюсеры большого кино этого не понимают.
В одной из начальных сцен игры герой сбегал из лаборатории. А чтобы обойти охранников — переодевался в одного из них. Именно эта идея кардинально сказалась на разработке: создатели решили использовать ее почаще. А еще примерно на этой стадии к разработчикам примкнул продюсер Thief 2 Джонас Энерот. А уж он мог многое рассказать про то, как работает хороший стелс.
По приютам я с детства скитался
Беды Хитмена начались задолго до его рождения.
Так сложилось, что в рядах французского Иностранного легиона служили пятеро товарищей. И все без исключения добились немалых успехов в своем деле. Ли Хон стал китайским Макиавелли, гением преступного мира и главой могущественного клана триад. Пабло Очоа построил кокаиновую империю. Франц Фукс напугал до полусмерти весь мир своими состоявшимися и будущими терактами. А Борис Дерюжка выказал наличие коммерческой жилки и стал оружейным бароном на зависть всем николасам кейджам.
Пятый однополчанин избрал иной путь. Отто Орт-Майер поселился в лаборатории, упрятанной под неким румынским дурдомом. Он завладел образцами ДНК четверых друзей и добавил свою, чтобы испечь, будто булку, наилучшего в мире наемника.
Получилось не сразу. Многие, очень многие клоны показали свою профессиональную негодность, хотя и не были уничтожены. И только один обнаружил в себе все нужные качества — Сорок Седьмой по счету. Орт-Майер помог подрастающему душегубу сбежать из собственной лаборатории.
На свободе, на свежем воздухе, юный Хитмен быстро попал в сети международного агентства, поставляющего услуги наемных убийц. Сорок Седьмой немедленно зарекомендовал себя как отборный оперативник, а его бессменным связным стала Диана Бернвуд. Пожалуй, единственная, кого Сорок Седьмой мог назвать другом.
Доктор Орт-Майер, пользуясь своими богатствами, «заказал» у Агентства всех своих сослуживцев. И Хитмен безупречно справился с каждым убийством. Если по канону, то Ли Хон был зарублен катаной, Пабло Очоа застрелен из пулемета, Франц Фукс подавился дробью, а Борис Дерюжка, он же Аркадий Егоров, взорвался вместе со своим роскошным автомобилем.
Но Сорок Седьмой не успокоился. Теперь он выяснил, что источником всех бед был Орт-Майер. Клон вернулся в «колыбель», прикончил всех своих собратьев новой модели — куда более послушных — и свернул шею создателю. И все это — под роскошные депрессивно-агрессивные мелодии Йеспера Кида. Композитор, кстати, долгое время оставался верен Hitman.
На рубеже веков трудно было представить себе игру от третьего лица, которая не была бы боевиком. А Hitman: Codename 47 в подавляющем большинстве случаев не только не располагал к стрельбе, но и наказывал за нее. Разве что вторая глава — та самая, в Колумбии, — почти полностью была посвящена перестрелкам.
В остальное время герой переодевался под охранника, чтобы слиться с коллективом и отвести от себя подозрения. Тихонько душил жертв и прятал бездыханные тела. Задумчиво прогуливался по уровню, отыскивая путь к победе. Переодевание так и осталось фишкой Hitman и монополией всей франшизы. Лишь некоторые проекты — вроде «Смерть шпионам» — осмелились позаимствовать этот опыт.
Однако наш герой — не просто бездушное генетическое чудовище. После убийства своего, хм, «родителя» он задумался. Готов ли он отдать всю жизнь служению богу смерти? «Нет», — решил Сорок Седьмой, покинул Агентство и скрылся на Сицилии, где добрейшей души человек, отец Витторио, закрыл глаза на грехи нового послушника и принял его в церковь. Пару лет Хитмен растил помидоры, ухаживал за садом и жил в гармонии с собой и окружающим миром.
Разумеется, этой идиллии быстро пришел конец — уже во второй части, Hitman 2: Silent Assassin. Во-первых, потому что успех первой части не мог позволить IO-Interactive навсегда оставить Сорок Седьмого церковным садовником. Во-вторых, потому что отец Витторио помешал сицилийской мафии и был похищен. Скрепя сердце смиренный служитель Божий вновь достал свои «сильверболлеры», уже ставшие самостоятельным символом игры — наряду с удавкой.
Сотрудники IO-Interactive поняли, что от их игры не требуются ни перестрелки, ни зрелищные драки. Механику бесшумного убийства дополнили и улучшили. Бесчисленные приспешники жертв Хитмена заболели паранойей и раскусывали его при первом удобном случае. Достаточно перейти с шага на бег трусцой, и каждый охранник в округе заорет: «Караул!» — и не заткнется до самой смерти. Пожалуй, это было даже излишне.
Но зато планирование убийств вышло на новый уровень, локации обросли деталями, арсенал расширился и пополнился такими чудесными штуками, как хлороформ. По итогам уровня игра прикидывала «чистоту» выполнения — в отличие от Codename 47, где каралось лишь убийство гражданских.
Кроме того, в погоне за похитителями друга Хитмена занесло в Россию. Снег, Петербург, менты, СВД — ну в самом деле, что еще бывает в России? В Hitman 2 хватало отборной клюквы, но отечественный игрок все равно с удовольствием ее прошел.
Душегуб на контракте
Другое дело — Hitman: Contracts, следующая часть. Хотя следующей назвать ее сложно. Единственная глобальная сюжетная линия — мучительное умирание Сорок Седьмого. Проваливаясь в бредовые сны, Хитмен вспоминает свои прошлые задания. ну а мы эти сны «проходим».
Другие миссии почти не отставали по оригинальности: то чопорные английские лорды, то голландские байкеры. А вот обещанного хитроумного ИИ мы не дождались. С оговоркой — носители аналогичной формы или униформы могли мгновенно распознать подставу, если маячить у них под носом.
Тем же, кто скучал по толковой истории, досталась красиво поставленная байка о том, как директор ФБР все охотился и охотился за Хитменом. По следам Агентства пустили другую фирму, Franchise, чьи хозяева ну очень желали создавать своих клонов, не хуже Сорок Седьмого. А в их распоряжении не было ничего лучше разрозненных писем Орт-Майера — остальные данные Хитмен спрятал. Поэтому их клоны росли быстро, старели рано и поголовно были альбиносами.
Сорок Седьмой положил всех недоброжелателей, собравшихся выпить за свое здоровье на его похоронах.
Оглушительный успех оказался одной из причин, по которым Square Enix выкупила Eidos со всеми подшефными студиями. К сожалению, на судьбе генномодифицированного убийцы это сказалось скверно. Deus Ex вот как-то выкрутилась, а Hitman — нет. И давление на студию разработки было, и Eidos потом распустили, и штат урезали.
Не трожьте женщину
Square Enix всегда акцентировала внимание на сильном сценарии. Hitman: Absolution поставил себе целью раскрыть личность Хитмена и задавил уникальный геймплей рамками скриптов, линейными уровнями и зоркими врагами.
Большинство уровней лишилось богатства, имевшегося в Blood Money. Часто даже жертвы не было — следовало лишь пробраться из точки А в точку Б. Уровней, более или менее походивших на старые, осталось буквально несколько штук, да и те, по правде, обилием содержимого не блистали. Хотя с виду они запоминаются — стриптиз-бар, залитый солнцем городок или Чайнатаун — и все изобилуют мелкими деталями. На проработку мира усилий не жалели.
Система маскировки почти погибла. Переодевание под полицейского разоблачается копами за считанные секунды. Тут, правда, немного помогает штатная сверхспособность — «Инстинкт». Она же позволяет глядеть сквозь стены, карты же больше не было.
В некоторых местах обустроены, так сказать, укрытия: в обличье копа Сорок Седьмой сверлит взглядом пончик, в обличье повара гипнотизирует пустую кастрюлю, а притворяясь уборщиком, яростно трет линолеум шваброй, но толку. В новом наряде все равно нельзя дефилировать среди врагов.
Поэтому многие прошли Hitman: Absolution, не снимая фирменного костюма. Зачем? Спрятался за комодом и крадись, благо система укрытий есть.
И вот теперь Hitman на распутье. Сюжет в новой части вроде перестал давить на игру — хорошо. Есть огромные, богатые путями-дорогами локации — тоже хорошо. Механика стелса и переодеваний осталась прежней — уже неплохо.
Будем надеяться, что Absolution многому научила и Square Enix, и IO-Interactive. Новый HITMAN, без подзаголовка, выходит эпизодами, и первый уже появился 11 марта (и мы успели его оценить). Действие происходит в Париже. Сыграйте и решите, будут ли стоить вашего внимания Марокко и Италия в апреле, ну и все прочие эпизоды — в течение года. А кто дождется осени, сможет купить все сразу в одной коробочке, как обычно.
Удачи, Сорок Седьмой! Не падай духом, не стреляй мимо. Ждем.
Скандал вокруг Хитмана и будущее DRM-free
На фоне октябрьских проблем с доступностью социальной сети Facebook и взлома стриминговой платформы Twitch новость о том, что из сервиса цифровой дистрибуции GOG была удалена Hitman — Game of the Year Edition, прошла незамеченной. А между тем это событие является одной из важнейших побед сообщества геймеров, хотя его значимость оценит далеко не каждый. Ведь, как бы громко это ни прозвучало, именно произошедшее 8 октября 2021 года определило то, как именно мы с вами будем играть в видеоигры на ПК в ближайшие годы.
За что «убрали» Хитмана? Хронология событий
После не слишком удачной Hitman: Absolution, увидевшей свет в 2012 году, IO Interactive вознамерилась вернуться к истокам, отказавшись от множества спорных нововведений пятой части. Как и в классических играх серии, в Hitman 2016 года, по сути ставшей мягким перезапуском франшизы, экшен-составляющая отошла на второй план, а core-геймплей игры вновь оказался сосредоточен вокруг скрытного устранения целей всеми возможными способами.
Несмотря на избранную модель дистрибуции (изначально игра распространялась по эпизодической схеме, что понравилось далеко не всем), старый новый Hitman был тепло встречен как игроками, так и критиками, ведь игра вновь стала тем, чем и была изначально — единственным в своем роде симулятором наемного убийцы, в котором ваш успех зависит не от рефлексов, а от умения продумывать каждый шаг и грамотно использовать окружающую обстановку.
В Hitman 2016 года разработчики вернулись к корням серии
Для предотвращения нелегального распространения в Hitman была встроена популярная в настоящее время среди разработчиков компьютерных игр система защиты Denuvo, однако уже 20 июня 2017 года вышел патч, полностью убирающий DRM из игры. Тем не менее Hitman так и не стал в полной мере DRM-free, поскольку для полноценного прохождения сингла все еще требовалось постоянное интернет-подключение.
Здесь необходимо сделать важное пояснение для тех, кто не играл в Hitman. Игра разделена на обособленные миссии, открывающиеся одна за другой по мере прохождения сюжета. Хотя основная кампания не предполагает ни прямого, ни косвенного взаимодействия с другими игроками, изначально даже для того, чтобы просто запустить игру, вам требовалось онлайн-соединение. Патч 1.7.0, выпущенный 16 ноября 2016 года, лишь немного улучшил ситуацию: спустя полгода после релиза Hitman получил поддержку автономного режима, однако крайне урезанного.
Ваш прогресс в Hitman позволяет открывать дополнительную экипировку для прохождения миссий разными способами
Притом весьма недружелюбной. Если в ходе прохождения очередной миссии у вас пропадет интернет-соединение, вам придется перезапускать игру, лишившись при этом доступа ко всей открытой ранее экипировке. И, как это часто бывает, пиратам в данном случае повезло значительно больше, чем обладателям лицензии, поскольку создатели «народных демоверсий» достаточно быстро решили проблему с привязкой прогресса к онлайн-подключению.
Несмотря на недовольство геймеров, IO Interactive так и не отказалась от данной системы, имплементировав завязанную на онлайне прогрессию и в последующие части франшизы. Но вот 22 сентября 2021 года Hitman появился на площадке цифровой дистрибуции GOG в формате издания «Game of the Year Edition», включающего весь контент 1-го сезона, да еще и со скидкой 70%! Казалось бы, повод обрадоваться, ведь раз GOG принимает в свой магазин исключительно игры без DRM, значит, разработчики наконец-то услышали игроков, добавив в игру полноценный офлайн-режим, и, быть может, впоследствии аналогичные патчи выйдут и для Hitman 2 и 3. Однако все оказалось куда прозаичнее.
Hitman — Game of the Year Edition вышла в GOG 22 сентября 2021 года
Результат вполне закономерен: спустя сутки после релиза рейтинг Hitman в GOG побил антирекорд, опустившись до 1,4 балла из 5 возможных. Главным поводом для недовольства игроков, как и следовало ожидать, оказалась встроенная в дистрибутив онлайн-DRM.
Hitman — Game of the Year Edition получила в GOG рекордно низкий рейтинг
Надо отметить, что в GOG все игры, требующие интернет-подключения для использования тех или иных функций (например, доступа к мультиплееру), имеют соответствующую пометку, однако при добавлении в сервис Hitman разработчики тактично умолчали об особенностях билда. Чуть позднее примечание в описании все же появилось, но и там IO Interactive слукавила, указав, что онлайн требуется лишь для запуска пользовательского (Контракты) и ивент-контента (Ускользающие цели), а также Эскалаций. Надо ли говорить, что столь неуклюжие попытки скрыть реальное положение дел лишь подлили масла в огонь?
Описание Hitman — Game of the Year Edition вводило пользователей в заблуждение
Ответ администрации самого магазина не заставил себя долго ждать, однако первая реакция официальных представителей GOG усугубила ситуацию еще больше. Один из сотрудников сервиса под ником chandra сделал весьма противоречивое заявление следующего содержания:
«Благодарим всех, кто обратил внимание на проблему. Мы изучим вопрос и сообщим о результатах проверки в течение ближайших недель. Все, кто приобрел Hitman — Game of The Year Edition и кого по тем или иным причинам не устраивает текущая версия игры, могут воспользоваться функцией возврата средств.
В то же время хотим напомнить, что хотя мы всегда открыты для обсуждения, мы не потерпим ревью-бомбинга и будем удалять отзывы, которые не соответствуют рекомендациям по написанию пользовательских обзоров».
Второй абзац явно оказался лишним: геймеры восприняли данный пассаж не иначе как косвенное признание в сговоре между GOG и IO Interactive. Впоследствии chandra даже пришлось разъяснять, что речь идет не о попытках выправить негативную оценку, а лишь о сообщениях, противоречащих требованиям площадки (например, содержащих оскорбления в адрес разработчиков), однако это уже мало кого убедило.
Конфликт разрешился лишь 8 октября: в GOG не просто сняли с продаж злополучную игру, но и публично признали собственную ошибку, принеся извинения геймерам:
«Сегодня мы удалили Hitman — Game of The Year Edition из каталога GOG. Мы не должны были допускать к продаже игру в ее текущем виде, на что справедливо указали наши клиенты.
В настоящий момент мы все еще ведем переговоры с IO Interactive по поводу релиза. Также мы бы хотели извиниться за возникшую путаницу и ваше недовольство, вызванное сложившейся ситуацией. Мы вас подвели и хотели бы поблагодарить за то, что вы подняли эту тему. Это показывает, насколько вы неравнодушно относитесь к GOG и тому, что мы делаем».
Подобный финал можно без преувеличения назвать идеальным: геймеры одержали полную победу в неравной борьбе, а GOG при этом удалось сохранить лицо в глазах сообщества. Но главным итогом противостояния все же стало удаление из магазина Hitman, ведь если бы игра осталась в каталоге сервиса, это создало бы чрезвычайно опасный прецедент.
GOG — последний оплот цифровой свободы современного геймера
На сегодняшний день именно GOG является ключевой платформой, где вы все еще можете купить игры без встроенной DRM. Да, помимо магазина от создателей «Ведьмака», существуют и другие сервисы вроде itch.io или Indie Gala, однако их ассортимент куда беднее, ведь размещаются там преимущественно инди-проекты, тогда как в каталоге GOG можно отыскать тайтлы буквально на любой вкус: помимо творений независимых разработчиков, здесь широко представлены хиты прошлых лет, игры от студий второго эшелона и даже блокбастеры, пусть и выходящие с некоторым запозданием.
При этом «Good Old Games» позволяет вам именно приобрести лицензионную копию игры в собственность, а не взять в бессрочную аренду, как де-факто и происходит на других площадках, где каждая покупка остается намертво привязана к аккаунту и требует по крайней мере единоразовой активации на ПК если не самой игры, то лаунчера для ее запуска (а иногда и того и другого сразу, и хорошо еще, если лаунчер только один). Наряду с акцентом на классических тайтлах, о чем красноречиво говорит расшифровка аббревиатуры GOG, полное отсутствие DRM в продаваемых играх является основой маркетинговой стратегии магазина, вынужденного конкурировать с естественной монополией Steam.
Размещение Hitman в каталоге GOG могло стать той точкой невозврата, после которой в сервисе цифровой дистрибуции стало бы появляться все больше и больше подобных «огрызков», требующих обязательного интернет-подключения для полноценного доступа к сингл-плееру. А вслед за ними подтянулись бы игры со встроенной Denuvo, собственными лаунчерами и прочими «прелестями» современного ПК-гейминга.
И казалось бы, что здесь такого? Раз вы используете онлайн-магазин, то интернет для вас уж точно не является проблемой. К тому же DRM создаются для борьбы с пиратством, а значит, честному покупателю ровным счетом не о чем волноваться. Увы, это не так. По иронии судьбы средства защиты от нелегального копирования доставляют куда больше неудобств обладателям лицензионных копий, в то время как пираты спокойно играют, не зная забот. Ведь если подумать, одно лишь отсутствие встроенной DRM обеспечивает владельцу игры массу преимуществ.
Приобретая игру без DRM, вы будете испытывать меньше проблем с производительностью.
И в случае с такими тяжеловесными системами защиты, как Denuvo, выигрыш может оказаться действительно значимым. Отличным подтверждением влияния DRM на производительность игр являются исследования автора YouTube-канала Overlord Gaming (на данном аккаунте вы сможете найти множество подобных видео).
В своих роликах блогер наглядно демонстрирует, что использование Denuvo всегда негативно отражается на производительности игр, причем в ряде случаев влияние защиты на скорость загрузки и частоту кадров может оказаться катастрофическим. Одним из самых показательных является пример Prey — иммерсив-сима, выпущенного Arkane Studios в 2017 году. Только вдумайтесь в эти цифры: на одном и том же оборудовании дистрибутив игры без DRM загружается всего за 17 секунд, тогда как версия с установленной защитой стартует 54 (!) секунды, то есть падение производительности достигает рекордных 317%!
С фреймрейтом дела обстоят также довольно печально: преимущество чистой версии по среднему FPS составляет 21%, по минимальному — 48%, а по показателю 0,1% low — 779%. Для слабого компьютера подобная разница может оказаться фатальной, сделав Prey абсолютно неиграбельной.
После удаления Denuvo производительность Prey заметно повысилась
Аналогичную картину можно увидеть в Dragon Quest IX, Devil May Cry 5, той же Hitman и множестве других проектов. Игры же вроде Detroit: Become Human, в которых влияние Denuvo на производительность не превышает 5%, являются скорее счастливым исключением из правил.
Без Denuvo фреймрейт в Dragon Quest IX значительно возрос
Одним словом, Denuvo — наглядная иллюстрация того, как издатели компьютерных игр пытаются решать свои проблемы за счет геймеров. Ведь если вас не устраивает FPS, то по заветам Сильвейна Троттье из Ubisoft вы всегда можете купить новую видеокарту, не так ли? Особенно иронично этот «добрый совет» звучит сейчас, когда по всему миру наблюдается тотальный дефицит видеоускорителей.
Приобретая игру без DRM, вы не будете привязаны к цифровому магазину.
Представить себе, что тот же Steam вдруг ни с того ни с сего закроется, довольно сложно. С другой стороны, если бы менеджмент крупных компаний никогда не ошибался, на рынке смартфонов сегодня безраздельно доминировала бы Nokia, а не Apple, а самой продаваемой в мире игровой консолью была бы, скажем, Dreamcast 4, а вовсе не PlayStation 5. Впрочем, чтобы лишиться своей игротеки, достаточно получить бан в сервисе цифровой дистрибуции, и для этого вовсе не обязательно быть читером.
Например, в 2018 году Sony забанила игрока из Мексики за «оскорбительный» ник Kike_0615 (то есть Кике — сокращение от Энрике, настоящего имени геймера), интерпретировав данное слово как используемое в США расистское ругательство.
Sony забанила игрока за безобидный никнейм
Обращения в техническую поддержку PSN и попытки объясниться ожидаемо ни к чему не привели, и только пост на Reddit с последующим привлечением профильных СМИ возымел результат: аккаунт Энрике был разблокирован, и Sony даже разрешила геймеру оставить прежний никнейм, однако парень решил все же его сменить, что называется, «от греха подальше».
Не стоит сбрасывать со счетов и технические неполадки. Пусть случаев массовой потери аккаунтов пока еще не было, но от крупных сбоев, как наглядно показал пример Facebook, не застрахован никто. Мелкие же неполадки происходят в сервисах цифровой дистрибуции не так уж и редко: тот же Steam «падает» в начале практически каждой крупной распродажи.
А иногда у пользователей сервиса пропадают игры. Один из таких инцидентов произошел 4 августа 2020 года: в этот день после планового технического обслуживания многие геймеры обратили внимание на то, что с их Steam-аккаунтов исчезла часть игр и DLC, причем приобрести ту или иную позицию повторно пользователи также не могли, хотя кнопка «Purchase» и была активна. Проблема сохранялась в течение нескольких часов, после чего все нормализовалось.
Летом 2020 года у геймеров стали исчезать игры с аккаунтов Steam
Поклонникам игровых консолей также периодически не везет. Например, начиная с мая 2020 года после технических работ, затронувших базу данных PSN, с аккаунтов пользователей сервиса начали пропадать игры, приобретенные в PlayStation Store, причем вместе с ними исчезали и соответствующие записи из истории транзакций. При попытке восстановить электронные лицензии на приобретенные игры приложение магазина выдавало ошибку CE-33946-5.
Из-за сбоя в PSN геймеры лишились доступа к своим играм
Sony признала сбой лишь в начале июля, посоветовав игрокам переустановить PlayStation Store, после чего все должно было нормализоваться. Если же это не помогало, геймерам, которых затронула данная проблема, предлагали обратиться в техподдержку, предоставив копии электронных чеков. Как нетрудно догадаться, сбой не коснулся обладателей дисковых изданий.
Эти примеры наглядно демонстрируют, что абсолютно любой владелец игротеки в Steam, PSN, Microsoft Store или на другой платформе может в одночасье лишиться своей коллекции. Чего, закономерно, никогда не произойдет с пользователем GOG, который заблаговременно сделал резервные копии.
Приобретая игру без DRM, вы не будете зависеть от разработчика, издателя или поставщика самой защиты.
Здесь сразу вспоминается произошедшее с Mafia: The City of Lost Heaven. Стремясь воссоздать атмосферу 30-х годов XX века, чешская студия Illusion Softworks включила в саундтрек игры немало классических композиций Дюка Эллингтона, Луи Армстронга, Джанго Рейнхардта, братьев Миллс и многих других джазовых исполнителей. Когда срок лицензии на использование музыки истек, игру попросту изъяли из продажи. Однако 20 октября 2017 года Mafia вновь вернулась на виртуальные полки, но уже без музыкального сопровождения: все, что в ней осталось, — несколько оригинальных треков, написанных для проекта чешским композитором Владимиром Шимунеком.
Из культовой Mafia: The City of Lost Heaven вырезали оригинальный саундтрек
Аналогичная судьба постигла и Grand Theft Auto IV: в 2018 году из игры вырезали множество лицензированных треков, которые можно было слушать на внутриигровом радио во время поездок по городу. А в январе 2020-го игру и вовсе убрали из Steam, поскольку Microsoft прекратила поддержку сервиса Games for Windows Live, также выполнявшего функцию DRM, и новые копии игры более нельзя было активировать.
К счастью, в данном конкретном случае все обошлось: вскоре RockStar удалила из игры злополучный GFWL и вернула GTA IV в продажу вместе с дополнениями Episodes from Liberty City, также добавив новую музыку для радиостанций. Но так везет, увы, отнюдь не каждому проекту.
Вспомним тот же Darkspore, в котором была реализована форма самой что ни на есть драконовской DRM: онлайн-подключение требовалось даже для прохождения сингла, причем интернет был необходим не только для проверки лицензии, но и для функционирования игры. Electronic Arts прекратила ее поддержку 1 марта 2016 года, отключив серверы, после чего единственным способом поиграть в Darkspore остался локальный сервер Resurrection Capsule, разработанный фанатами. Однажды судьбу данного проекта разделит и PC-версия Diablo 3, для функционирования которой также необходимо подключение к серверам Activision Blizzard. А вот первая часть знаменитой эпопеи, которая сегодня продается в GOG, продолжит радовать геймеров, поскольку такой привязки не имеет.
Оригинальная Diablo живее всех живых
Серьезной проблемой может стать и обычная онлайн-активация, как это произошло с Tron: Evolution. Правообладатель в лице Disney решил сэкономить на встроенной в игру SecuROM, приобретя ограниченную по времени лицензию на ее использование. В результате в октябре 2019 года владельцы лицензионных копий игры лишились возможности пользоваться честно приобретенным товаром.
Лицензионные копии Tron: Evolution больше нельзя активировать
Пикантности данному случаю придает тот факт, что издатель обратил внимание на проблему лишь после многочисленных жалоб игроков: фактически неработающая игра свободно продавалась в Steam на протяжении нескольких месяцев после истечения лицензии на DRM. Когда же проблема получила широкую огласку, Disney перешел к решительным действиям и… удалил игру из магазина. Патч для Tron: Evolution, убирающий из дистрибутива SecuROM, так и не был выпущен.
Впрочем, доступа к играм можно лишиться даже из-за обычной безалаберности разработчиков. Например, 8 ноября обладатели игр с внедренной Denuvo не могли запустить их в течение приблизительно 10 часов, а все из-за того, что создатели защиты забыли продлить домен, к которому игра обращается для подтверждения активации.
Отсутствие DRM позволяет избежать проблем с совместимостью.
За примерами далеко ходить не надо. В том же GOG сейчас можно приобрести классическую трилогию Prince of Persia, первую и вторую части The Suffering, F.E.A.R. 2: Project Origin и множество других игр, которые изначально разрабатывались для Windows XP/Vista, однако прекрасно работают и на Windows 10.
«Принц Персии» не устаревает ни геймплейно, ни технически
В то же время, будучи «счастливым» обладателем лицензионных дисковых версий от «Акеллы» или «Нового Диска», вы не сможете даже запустить перечисленные игры на современных системах, а все благодаря одиозной StarForce, попортившей в свое время немало крови не столько пиратам, сколько законопослушным геймерам: эта DRM была настолько сурова, что отказывалась признавать самые что ни на есть подлинные CD и DVD, требовала от пользователей удалять любые «подозрительные» (по мнению драйвера) программы, доводила операционную систему до BSOD, в довесок выводя из строя дисководы. И кстати, без привода оптических дисков, который сегодня есть далеко не у всех, эти игры также невозможно запустить.
У вас тоже возникают «вьетнамские флешбеки» при виде названия «StarForce»?
Современные DRM в этом смысле ничуть не лучше: проблемы с запуском игр с Denuvo уже возникли у обладателей процессоров семейства Alder Lake. В ноябре Intel опубликовала перечень игр, которые невозможно запустить на ПК, оснащенных новейшими CPU, из-за встроенной защиты, а причина возникновения данной проблемы заключается в том, что DRM не может распознать чипы на базе новой архитектуры. В качестве временного решения Intel предлагает геймерам активировать в BIOS функцию «Legacy Game Compatibility Mode», а после загрузки системы нажать на клавиатуре клавишу Scroll Lock. Хотя в будущем данную проблему обещают решить, нет гарантий того, что кто-либо озаботится выпуском патчей совместимости к следующему поколению процессоров, а значит уже через несколько лет все перечисленные игры благополучно «отыквятся».
Отсутствие DRM позволяет вам распоряжаться купленной игрой так, как вы того пожелаете.
Например, инсталляторы GOG позволяют установить на один ПК сразу несколько версий одной и той же игры, что может быть полезно тем, кто любит играть с модификациями или же увлекается их разработкой: вы сможете держать на одной машине сразу несколько билдов для экспериментов или несколько готовых сборок, включающих несовместимые между собой моды. Использование дистрибутива без DRM также позволяет избежать автоматической установки нежелательных патчей, способных сломать созданную вами сборку.
Кроме того, не будучи ограничены DRM, вы можете спокойно поставить купленные игры на домашний компьютер, ноутбук или рабочую станцию и играть там, где захотите, даже при полном отсутствии интернета, не заморачиваясь с активацией или семейным доступом. Можно поступить и еще проще: приобрести портативный жесткий диск WD_BLACK P10 объемом до 5 терабайт, установить на него любимые игры и более никогда не расставаться со своей игротекой.
Несмотря на внушительную емкость, устройства серии отличаются весьма компактными размерами (всего 118 × 88 мм при весе от 140 до 230 грамм), благодаря чему такой винчестер без труда поместится в карман вашей куртки, а скорости передачи данных до 140 МБ/с с лихвой хватит для хитов прошлых лет, инди-проектов, а также игр, нетребовательных к производительности накопителя (например, стратегий или пошаговых RPG).
Внешний жесткий диск WD_BLACK P10
С собой можно прихватить даже коллекцию AAA-хитов, если, конечно, вооружиться достаточно быстрым твердотельным накопителем вроде WD_BLACK P50. На сегодняшний день устройства серии P50 — это единственные внешние SSD, поддерживающие новейший интерфейс SuperSpeed USB 3.2 Gen 2×2 и способные развить скорость передачи данных вплоть до 2000 МБ/с при чтении файлов, что практически в 4 раза быстрее по сравнению с SATA SSD и сопоставимо с показателями внутренних NVMe-накопителей. Высокая производительность, малый вес (около 114 грамм), миниатюрность (118 × 62 мм) и противоударное исполнение делают WD_BLACK P50 практически идеальным компаньоном для любого заядлого геймера.
Портативный SSD WD_BLACK P50
Но, разумеется, чтобы от этих замечательных девайсов был реальный толк, вам понадобятся дистрибутивы игр, изначально лишенные DRM.
Отсутствие встроенной защиты также позволяет обезопасить вашу игротеку путем создания необходимого количества резервных копий, которые можно хранить любым удобным для вас способом. Наконец, дистрибутив игры без встроенной защиты можно записать на DVD или Blu-ray, поместить диск в стилбокс, распечатать эффектную наклейку и обложку для футляра и создать собственное коллекционное издание любимой игры, способное украсить полку любого заядлого геймера.
За коллекционными изданиями можно охотиться на eBay, а можно создать самому
К слову, GOG может вам помочь и здесь, ведь в комплект со множеством игр уже включены цифровые артбуки и другие графические материалы в хорошем качестве, которые можно использовать для изготовления самодельной коллекционки.
Как мы смогли убедиться, DRM вовсе не является чем-то безобидным и вряд ли когда-либо станет, поскольку любой крупный издатель заинтересован в получении максимального контроля над каждой проданной копией игры. Дело отнюдь не только в борьбе с пиратством: уже сейчас привязка к онлайну позволяет извлекать дополнительную прибыль даже из сингловых проектов посредством продажи дополнительного контента и услуг через встроенный магазин наподобие того, как это реализовано во free-to-play MMO. А когда речь заходит о деньгах, такие «мелочи», как удобство покупателей или сохранение культурного наследия (ведь компьютерные игры вполне можно рассматривать как одну из форм искусства), отходят на второй план.
Но пока существует GOG и другие аналогичные сервисы, пока подобные площадки продолжают держаться единожды избранного курса, не идя на поводу у издателей, которых вовсе не заботят интересы конечного потребителя, мы с вами все еще можем покупать игры без DRM, собирать коллекции и играть в сингловые проекты именно так, как нам того хочется. И чем больше будет прецедентов, подобных удалению Hitman из GOG, тем дольше у нас с вами будет оставаться такая возможность.
- Литическое поражение позвонков что это значит
- Матрикс что это такое