ilsac gf 5 что это значит
Новые стандарты моторных масел (API SN, ILSAC GF-5, GM dexos1™) или что означают эти загадочные буквы?
С 1 октября 2010 года Международная организация API начала лицензирование моторных масел по новому стандарту ILSAC GF-5 и новой классификации API SN.
Введены три новые спецификации качества моторных масел для легковых автомобилей 2011 модельного года:
API SN
ILSAC GF-5
GM dexos1™
API SN
Это последняя сервисная категория для автомобилей с бензиновыми двигателями. Этот новый североамериканский стандарт заменил предыдущую сервисную категорию SM, которая была введена в 2004 г.
Моторные масла, отвечающие API SN, могут использоваться в двигателях, которым предписаны категории API SM и более ранние категории S. Масла API SN улучшены по сравнению с API SM в областях окислительной стабильности и контроля отложений и шламов.
API также ввело новое обозначение «Сберегающее Ресурсы» (Resource Conserving), которое может использоваться в связке с API SN. Обозначение «Сберегающее Ресурсы» заменило предыдущее обозначение «Сберегающее Энергию» (Energy Conserving). В то время как обозначение «Сберегающее Энергию» было сфокусировано только на экономии топлива, новое обозначение «Сберегающее Ресурсы» охватывает экономию топлива, защиту системы очистки выхлопных газов и турбонаддувов, а также совместимость с топливами, содержащими этанол (вплоть до Е85, т.е. с топливами, содержащими до 85 % биоэтанола).
ILSAC GF-5
ILSAC GF — это стандарт эксплуатационных характеристик масла, который подавляющее большинство производителей двигателей в Северной Америке и Азии предписывают для своих бензиновых транспортных средств.
Последняя версия этого стандарта — ILSAC GF-5, который заменил предыдущий ILSAC GF-4, введенный в 2004 г.
ILSAC GF-5 полностью заменяет все предыдущие версии стандартов ILSAC GF.
Стандарт ILSAC GF-5 требует, чтобы масла отвечали обоим новым стандартам API SN и API Resource Conserving. Вязкие масла, такие как SAE 10W-40 и 20W-50, имеющие API SN, не отвечают требованиям ILSAC GF-5.
Масла ILSAC GF-5 превосходят масла ILSAC GF-4 в трех областях:
экономия топлива сохраняется на всем протяжении интервала эксплуатации;
живучесть масла — контроль окисления, отложений и шламов;
защита систем контроля эмиссии.
Лицензированные API моторные масла, отвечающие ILSAC GF-5, обозначаются сертификационной маркой API «звездный взрыв» на переднем лейбле и сервисным символом API — «кольцо», на заднем.
GM dexos1™
Запроектированная в 2006 г. и разработанная в 2007 г. патентованная всемирная спецификация General Motors (GM) назва на dexos™. Подразделяется на dexos1™ — для искровых (бензиновых) двигателей, и dexos2™ — для дизельных двигателей легкого режима.
Спецификация dexos2™ была введена для дизельных транспортных средств легкого режима 2010 модельного года и заменила собой предыдущие спецификации GM-LL-B-025 и GM-LL-А-025. dexos2™ также может использоваться для сервисной заправки искровых бензиновых двигателей в Европе и России.
Спецификация dexos1™ вводится для бензиновых транспортных средств 2011 модельного года и заменит собой ранее действующие спецификации GM 6094M, GM 4718M и GM-LL-A-025.
Основной вязкостью при фабричной и сервисной заправке GM dexos1™ и dexos2™ является 5W-30.
Для того, чтобы отвечать требованиям dexos1™ моторные масла должны быть либо полностью синтетическими, либо представлять собой синтетическую смесь.
GM dexos1™ обеспечивает улучшенные характеристики над предыдущими спецификациями GM 6094M и ILSAC GF-4 в следующих областях:
контроль окисления, отложений и шламов;
контроль аэрации — важная характеристика для двигателей с регулируемыми фазами газораспределения;
низкотемпературная текучесть;
летучесть (угар) масла;
совместимость с уплотнениями.
Масла, лицензированные и сертифицированные по GM dexos1™ имеют логотип dexos1™ на лицевой этикетке и 11-значный буквенно-цифровой код лицензии на оборотной этикетке.
ILSAC GF-5 и GM dexos1™ — эксплуатационные спецификации моторных масел для двигателей легковых автомобилей, использующих искровое зажигание (питаемых бензином). Обе обладают существенными улучшениями над ILSAC GF-4. GM dexos1™ — мировая спецификация, принадлежащая GM, тогда как ILSAC GF-5 — основная спецификация индустрии, нацеленная на североамериканский и азиатский рынки.
Так как dexos1™ представляет индивидуальную мировую спецификацию моторного масла для искровых двигателей GM, она должна отвечать наиболее строгим эксплуатационным требованиям GM 6094M, GM 4718M и GM-LL-A-025. В силу этого она требует использования синтетических базовых масел.
В то время как большинство продуктов dexos1™ отвечают ILSAC GF-5, последняя не требует dexos1™. dexos1™ не синонимичен ILSAC GF-5.
Моторные масла для двигателей легковых автомобилей ILSAC GF-5, сформулированные из обычных базовых масел не отвечают dexos1™. Большинство синтетических продуктов ILSAC GF-5 предположительно отвечают dexos1™, но это не гарантия или требование ILSAC GF-5.
Стандарты ILSAC. Что это и почему такое масло лучше
Считается, что масло в двигателе в основном выполняет лишь две функции — уменьшает трение между движущимися деталями и отводит тепло во время работы двигателя. На самом деле это не так — масло играет важную роль при уменьшении расхода топлива, защиты деталей двигателя от коррозии и всевозможных налетов, а еще правильно подобранное масло уменьшает выбросы в атмосферу. Понять, насколько хорошо масло выполняет и основные, и эти — пускай и неочевидные — функции, помогают стандарты качества и спецификации. О них и поговорим в этой статье.
Любое масло состоит из двух компонентов: базовой основы и добавок. База составляет не менее 85% всего масла. Она изготовлена из нефти и отвечает за смазку двигателя и его охлаждение. Остальные 15% — это различные добавки и присадки, регулирующие ключевые параметры масла. Например, они защищают двигатель от износа и умеют разрушать отложения и нагар, гарантируя долговечную работу двигателя, и обеспечивают стабильность вязкости.
Состав присадок обычно зависит о того, где и как будет использоваться масло: но «на глазок» добавлять ничего нельзя — как и в любом производстве, здесь есть свои стандарты. Как правило, они скрываются за всеми теми непонятными кодами, указанными на канистрах — SAE, API, ILSAC, GF-5. Это и есть, либо название стандарта, как GF-5, либо стандарт и организация, которая контролирует его выполнение.
Кто отвечает за стандарты
В мире есть сразу несколько организаций, которые контролируют качества масла. Например, до 1992 за сертификацию и классификацию масла в мире отвечало объединение нескольких организация — API (American Petroleum Institute/Американский институт нефти), SAE (Society of Automobile Engineers/Общество инженеров автомобильной промышленности) и ASTM (American Society for Testing and Materials/ Американское общество испытательных материалов). Это объединение задавало общие стандарты, которых должны были придерживаться производители масел.
Такая система неплохо работала на заре автомобилестроения, но оказалась слишком неповоротливой в условиях бурного развития прогресса. Автопроизводители постоянно выводили на рынок новые двигатели, а стандарты на масла еще не были готовы. Чтобы все происходило вовремя, японские (JASO) и американские автопроизводители (AAMA) совместно организовали собственную систему качества, соответствие нормам которой контролирует Международный Комитет по Стандартизации и Апробации Моторных Масел — ILSAC (International Lubricant Standartization and Approval Committee). От имени этого Комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Масла, сертифицированные ILSAC, часто сертифицируются совместно с API.
Как работает ILSAC
По сути, ILSAC — это еще один контролер качества масла, система менеджмента которого более современная, чем у своих предшественников. Требования к маслу жестче, а доверие потребителей, соответственно — выше. Краеугольные камни стандартов ILSAC — экономия топлива, производительность двигателя и контроль вредных выбросов в атмосферу.
Классификация масел по ILSAC похожа на те, что используют другие регуляторы. Отличительными особенностями масел, сертифицированных по ILSAC, являются энергосбережение и экономия топлива, достигаемая пониженным значением HTHS, малая испаряемость по методикам NOACK или ASTM, улучшенная фильтруемость в условиях низких температур, стойкость к вспениванию, высокая стабильность к сдвигу, защита систем снижения токсичности выхлопных газов путем ограничения содержания фосфора.
Правда, требования здесь жестче. Вот, основные стандарты масел:
— GF-1 — создан в 1990 году, стал минимальным требованием к маслу, используемому в американских и японских автомобилях, для защиты систем снижения токсичности выхлопных газов введено требование к содержанию фосфора, не превышающее 0,12%. Спецификация ILSAC GF-1 указывает, что масло соответствует API SH и дополнено требованиями по энергосбережению EC-II. На данный момент она является недействительной;
— GF-2 — заменил GF-1 в 1996 году, эта спецификация предъявляла более высокие требования для масел 0W-30, 0W-40, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50. Содержание фосфора в таких маслах не должно превышать 0,1%. Они отличаются улучшенными низкотемпературными свойствами, повышенной стойкостью к образованию высокотемпературных отложений и к пенообразованию.
— GF-3 — появился в 2001 году, чтобы заменить предыдущие стандарты: в GF-3 появились более жесткие требования к содержанию фосфора и температурным характеристикам, увеличился интервал замены масла. От GF-2 и API SJ существенно отличаются лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также меньшей испаряемостью. Стандарт ILSAC GF-3 предъявляет повышенные требования к истощению пакета присадок, а также к нормам расхода на угар в течение всего срока службы масла. ILSAC GF-3 имеет более строгие параметры, касающиеся долгосрочных последствий влияния масла на современные системы нейтрализации токсичности выхлопа транспортных средств;
— GF-4 — разработан в 2004 году, регламентировал масла с вязкостью SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Для спецификации регламентированы классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Предъявляются еще более строгие требования к содержанию фосфора, его содержание не должно превышать 0,08%. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений, усиленными противоизносными характеристиками. Кроме того, улучшена топливная экономичность, снижена испаряемость, повышена стабильность характеристик масла в течение периода эксплуатации;
— GF-5 введен в октябре 2010 года, направлен на защиту двигателя от нагара, отложений и осадков, экономию топлива. Основные отличия ILSAC GF-5 от предыдущей классификации GF-4 — в возможности работы с биотопливом, улучшенной защите от износа и коррозии, большей топливной экономичности, улучшенной совместимости с уплотнительными материалами и улучшенной защите от шламообразования. Актуален по сей день;
— GF-6 — планируют ввести к 2020 году.
Зачем нужны стандарты
Стандарт ILSAC GF-5 дает покупателю гарантию сразу по нескольким позициям.
Автомобиль экономит топливо. Все масла, сертифицированные по стандарту GF-5, обеспечивают экономию топлива в 1-2%. Проверяют это так: в лабораторный двигатель заливается новое масло. Двигатель запускают и в течение шестнадцати часов следят за расходом топлива и масла — так называемый «тест на свежее масло». Затем двигатель работает еще около ста часов, и тест снова повторяется. В результате инженеры получают данные о том, как меняется расход, в зависимости от «возраста» масла.
Двигатель меньше изнашивается. Современное масло не только смазывает и охлаждает, но и защищает двигатель от отложений и, соответственно, износа. Отложения забивают масляный фильтр и влияют на работу поршней: закоксованные кольца и канавки автоматически снижают мощность двигателя, кроме того, увеличивается расход топлива.
Уменьшение выбросов. Один из главных загрязнителей атмосферы — диоксид серы. Но если содержание его в бензине контролируется довольно давно, то с маслом сложнее. Содержание серы в смазочных материалах отслеживают не все производители. «Приучить» к этому и призваны стандарты ILSAC. Кроме того, GF-5, ограничивает и содержание фосфора в масле, что не только положительно вне загрязняет окружающую среду, но и бережет выхлопную систему.
Как получить соответствие стандарту
Чтобы получить право наносить маркировку ILSAC на свою продукцию, производитель масла должен пройти несколько независимых экспертиз и испытаний, а также иметь сертифицированную лабораторию на производстве. Все оригинальные масла TAKAYAMA имеют сертификацию ILSAC.
Все без исключения предприятия, выпускающие масло TAKAYAMA, работают по принципу «KANRI KENSA». Это японская система контроля, которая позволяет гарантировать качество масла: на каждом этапе производственной цепочки продукт проверяет специальная аккредитованная лаборатория, работающая по стандартизованным методам ILSAC. Это, в свою очередь, позволяет отвечать за состояние и долговечность двигателей, где используется масло TAKAYAMA.
Готовимся к очередной смене масла. Что такое API, ASEA и ILSAC (многа букав).
Теория вопроса по классификации моторного масла.
Основные классификации — API, ASEA, ILSAC.
Система классификации моторных масел API развивается с 1969 года в результате совместной работы API, ASTM и SAE. Новый качественный шаг в развитии качества и классификации моторных масел был сделан в 1983-1992 гг., когда под руководством API была создана и развита «Система лицензирования и сертификации моторных масел EOLCS» (Engine Oil Licensing and Certification System, API Publication No 1509). Все масла, получившие лицензию, включены в список EOLCS, который публикуется в Интернете:
По системе API (ASTM D 4485, SAE J183 APR96) установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:
S (Service) — состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждого нового поколения масла присваивается дополнительная буква по алфавиту:
API SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM, SN
(категория SI — намеренно пропущена API, для исключения путаницы с Международной системой мер, для проекта категории PS-06 планировалось название SK, но один из поставщиков моторных масел в Корее использует сокращение «SK» как часть своего корпоративного имени. Для исключения возможной путаницы буква «К» была заменена следующей «L»).
C (Commercial) — состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту:
API СA, СB, СC, СD, CE, CF, CF-2, CF-4, CG-4, CH-4, CI-4, CJ-4.
EC (Energy Conserving) — энергосберегающие масла — новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.
Моторные масла, отличающиеся низкой вязкостью как при низкой, так и при высокой температуре могут быть сертифицированы на соответствие категории API EC «энергосберегающее» масло («Energy Conserving» Oil).
Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа. Например, API CG-4/SH — масло, оптимизированное для применения в дизельных двигателях, но его можно применять и в бензиновых двигателях, для которых предписывается масло категории API SH и ниже (SG, SF, SE и т.д.).
API — для бензиновых двигателей
SN
Введена 1 октября 2010 г. Предназначена для масел, эксплуатируемых в самых современных бензиновых двигателях пассажирских и спортивных автомобилей и небольших фургонов. Масла этой категории обладают улучшенными антиокислительными и моющими свойствами, обеспечивает высокую защиту от износа и коррозии. Усилены высокотемпературные свойства для эксплуатации в двигателях с турбонаддувом. Могут использоваться там, где рекомендуется применение масел категории SM и SL. Некоторые масла из этой категории могут соответствовать спецификации ILSAC GF-5 и квалифицироваться как энергосберегающие
SM
Для двигателей 2010 г и раньше. В дополнении к категории SL улучшены
антиокислительные и противоизносные свойства. Масла этой категории отличаются сохранением низкотемпературных свойств даже после длительных интервалов эксплуатации. Некоторые из этих масел могут также соответствовать спецификации ILSAC GF-4 и/или быть энергосберегающими
(Energy Conserving)
SL
Для двигателей 2004 года или раньше. Отличаются стабильностью энергосберегающих свойств, пониженной летучестью, удлиненными
интервалами замены. API планировал разрабатывать проект PS-06 как следующую категорию API SK, но один из поставщиков моторных масел в Корее использует сокращение «SK» как часть своего корпоративного имени. Для исключения возможной путаницы буква «К» пропускается для следующей категории «S»
SJ
Для двигателей 2001 года или раньше. Масла для бензиновых двигателей, отвечающие высоким требованиям в отношении расхода масла в двигателе, энергосберегающих свойств (экономии топлива) и способности выдерживать нагрев, не образуя отложений. Могут применяться в тех случаях, когда рекомендованы масла уровня SH и более ранних
SH
Для двигателей до 1996 года или раньше. По требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Масла данной категории предназначены для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. При проведении сертификации на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII
_______________________________________________
API — для дизельных двигателей
CJ-4
Введена в 2006. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ppm (0,05% от массы). Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов.
Масла со спецификацией CJ-4 превышают рабочие свойства CI-4, CH-4, CG-4, CF-4 и могут применяться в двигателях, которым рекомендуются масла этих классов
CI-4
Введена в 2002. Для высокоскоростных 4-тактных двигателей разработанных в соответствии с требованиями стандарта 2002 года по эмиссии выхлопных газов. Для двигателей с рециркуляцией выхлопных газов (EGR). Для использования с топливами с
Моторное масло: класс ILSAC GF-5
Американский институт нефти, или же American Petroleum Institute (API), – неправительственная организация, которая регулирует вопросы в газовой и нефтяной отраслях. В его полномочия входит сертификация нефтяных и газовых продуктов. 1 октября 2010 года в действие были приведены новые стандарты классификации моторных масел, применяемые совместно: ILSAC GF-5 и API SN.
Содержание
ILSAC GF-5
Класс продолжает линейку стандартов эксплуатационных характеристик смазочных жидкостей, широко распространенных среди производителей двигателей транспортных средств в Азии и Северной Америке. Масло GF-5 предназначено для бензиновых моторов.
API SN
Сервисная категория, продолжающая линейку стандартов S (для ДВС на бензине) по спецификации API. Считается улучшенной версией SM в области контроля шламов и отложений и окислительной стабильности.
Основные отличия масел стандарта ILSAC
Масло прошло испытания General Motors, ASTM, Sequence.
Отличие ILSAC GF-5 от прежних аналогов
Каталог масел ILSAC GF-5
ROLF JP SAE 0W-20 ILSAC GF-5/API SN
Синтетическое моторное масло, предназначенное для всесезонного использования в бензиновых моторах, производители которых рекомендуют применять смазки соответствующей спецификации. Соответствует высшим требованиям, предъявляемым к маслам для американских, японских и корейских автомобилей.
ROLF JP SAE 5W-20 ILSAC GF-5/API SN
Синтетическое моторное масло, предназначенное для всесезонного использования в бензиновых моторах. Сочетание сбалансированного пакета присадок и синтетического базового масла позволяет обеспечить легкий и быстрый запуск двигателя при низких температурах, а также хорошую смазку деталей мотора с первых секунд его работы.
ROLF JP SAE 0W-30 ILSAC GF-5/API SN
Синтетическое моторное масло, предназначенное для всесезонного использования в бензиновых моторах. Рекомендуется к эксплуатации в условиях экстремально низких температур. Соответствует требованиям, предъявляемым к смазочным жидкостям для американских, японских и корейских автомобилей.
ROLF JP SAE 10W-30 ILSAC GF-5/API SN
Синтетическое моторное масло, предназначенное для эксплуатации в моторах, работающих на бензине, газе, бензиново-этаноловых смесях и биодизельном топливе. Соответствует смазкам высших категорий по классификации API. Может использоваться в американских, корейских и японских автомобилях.
Расшифровка классификации масла по ILSAC
ILSAC (International Lubricant Standartization and Approval Committee) – это Международный Комитет по Стандартизации и Апробации Моторных Масел. Был создан по инициативам Американской Ассоциацией Производителей Автомобилей (ААМА) и Японской Ассоциацией Производителей Автомобилей (JAMA) с целью ужесточения требований, предъявляемых к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.
Классификацию ILSAC необходимо рассматривать как подкласс (правильнее сказать «категорию») в API классификации, хотя она и является самостоятельной. Но что же дает такой подкласс и чем он отличается просто от API?
От стандартизации API стандарт ILSAC дополнительно ужесточает требования к:
На сегодняшний день официально стандартизированы 5 категорий ILSAC — ILSAC GF-1, GF-2, GF-3, GF-4, GF-5.
GF-1 – введен в 1994 году, на данный момент устарел. Совпадает с API SH. Включает в себя первоначальные требования к моторным маслам японских и американских автомобилей.
GF-2 – c 1997 года совпадает с API SJ, на сегодняшний день тоже является устаревшей.
GF-3 – с 2001 года соответствует API SL. Предъявлены повышенные требования по экологичности выхлопной системы, экономии топлива, обеспечению производительности двигателя при критических нагрузках и по сроку службы. Тоже считается устаревшей, однако ещё используется.
GF-4 – с 2004 года отвечает API SМ, перекрывыет GF-3 по всем параметрам: улучшены моющие и экономия топлива, ужесточены требования к содержанию фосфора до 0,08%. Сохраняет свои свойства на увеличенном периоде эксплуатации.
GF-5 — введен в 2010 году вместе с API SN. Стандартизированные масла предназначены для обеспечения высокой защиты поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений, высокие требования предъявляются к шламообразованию. Главное отличие от предыдущих версий — возможность применения в двигателях, использующих биотопливо. Самая последняя защита систем токсичности выхлопных газов. Максимально увеличен интервал замены масла. Является определяющим стандартом для всех двигателей последнего поколения.