james dean кто это такой
Джеймс Дин: стремительная гонка жизни
Яркая, но короткая жизнь актера Джеймса Дина принесла ему награду «Золотой глобус» и номинацию на Оскар. К сожалению, все это случилось уже после его смерти. Молодой харизматичный американец, влюбленный в автомобильные гонки и спортивные машины, погиб в аварии в 1955 году. Именно в этот год вышли три его знаковых фильма.
Содержание
Актерский талант
Джеймс Дин (James Byron Dean) родился 8 февраля 1931 года в Марионе, штат Индиана. Его семья переехала в Калифорнию в 1935 году, но после смерти матери мальчика отправили обратно в Индиану, чтобы жить с родственниками. Будучи звездным спортсменом в старшей школе, он также преуспел в театральном кружке. После окончания университета Дин первый раз отметился на телевидении. В 1950 году он появился в рекламном ролике для Pepsi Cola, а затем отправился на Запад, чтобы поступить в колледж. Однако учеба вскоре ушла на задний план, и Джеймс погрузился в актерскую карьеру.
После дебюта на шоу по случаю пасхи под названием «Hill Number One», он получил несколько небольших ролей. Желание продвигаться к вершине продолжилось в Нью-Йорке, где Джеймс участвовал в различных телешоу. Именно тогда его пригласили в Актерскую студию, где работали Марлон Брандо, Джули Харрис, Артур Кеннеди.
Фильмы Джеймса Дина
С Джеймсом работал знаменитый учитель Ли Страсберг. Благодаря ему актер получил роли в постановках «See the Jaguar», «The Immoralist» и во многих телевизионных драмах того времени. К 1954 году Дин заключил контракт с Warner Bros., чтобы сыграть главную роль в фильме Элиа Казана «К востоку от рая». Его герой – неспокойный сын богатого бизнесмена, идеально подходил по типажу эмоциональному и нервному Джеймсу. Именно это амплуа преследовало актера и в драме «Бунтарь без причины».
Джеймс Дин снова сыграл максималиста и подростка с бурей эмоций внутри. Фильм стал довольно популярен, как и стиль персонажа. Его герой Джим Старк был одет в красную куртку харрингтон, белую футболку и джинсы. Этот стиль «James Dean» переняли подростки по всей Америке. А современные актеры черпают в фильме вдохновение, чтобы показать мятежный характер подростка. Помимо харрингтона Джеймс ввел в моду белую футболку, которую до этого носили только в качестве нижнего белья.
Следующий фильм «Гигант» стал последним в карьере и жизни актера. Второстепенная роль пожилого бизнесмена принесла ему номинацию на Оскар. Сама картина получила 10 номинаций и была признана одним из величайших фильмов в истории.
Другие фильмы:
Автомобили Джеймса Дина
Страсть к автомобилям у Джеймса была с самого детства. Его первой машиной стала MG TD красного цвета, купленная после гонорара за ленту «К востоку от рая». В 1954 году Дин заинтересовался развитием автогонок. Он покупал различные транспортные средства, в том числе мотоцикл Triumph Tiger T110 и автомобиль Porsche 356. Незадолго до начала съемок «Бунтаря без причины» Джеймс участвовал в своей первой профессиональной гонке в Палм-Спрингс. Дин занял первое место в классе новичков, и второе место на главном мероприятии. Он продолжил соревноваться и надеялся конкурировать на «500 миль Индианаполиса», но из-за напряженного графика съемок ему пришлось отказаться от этой затеи.
Последняя гонка Дина состоялась в Санта-Барбаре 30 мая 1955 года. После чего Warner Brothers запретили ему участвовать во всех подобных мероприятиях во время съемок «Гиганта». Однако сразу после того, как фильм отправился в пост-продакшн, он решил снова отправиться на гонки. Последней машиной актера стал серебристый Porsche 550 Spyder по прозвищу «Little Bastard».
Смерть Джеймса Дина
Стремясь вернуться к «освобождающим перспективам» автогонок, Дин должен был участвовать в мероприятии в Салинасе, штат Калифорния 30 сентября 1955 года. Вместе с ним туда отправился координатор трюков Билл Хикман, фотограф Коллье Санфорд Рот и Рольф Вютерих, немецкий механик с завода Porsche, который смотрел за автомобилем Дина – Porsche 550 Spyder. Именно он ехал вместе с ним в тот день.
Выехав на трассу U.S. Route 466 (State Route 46), машина Дина двигалась предположительно со скоростью 55 миль/час (88 км/ч). Но на перекрестке поворачивал Ford Tudor, за рулем которого сидел Дональд Торнпсид. Дин, не успев остановиться вовремя, врезался практически лоб в лоб в Форд, и его машина подпрыгнула через тротуар на обочину. Пассажир Дина, Вютерих вылетел из автомобиля, в то время как сам актер оказался в ловушке, получив при этом многочисленные смертельные травмы, включая сломанную шею. Другой водитель Дональд отделался несколькими переломами. К сожалению, шансов у Джеймса уже не было. Актер скончался по дороге в больницу.
Подробности смерти Дина быстро распространялись по радио и телевидению. Ко 2 октября происшествие уже вовсю освещалось в СМИ. Похороны Джеймса состоялись 8 октября 1955 года, гроб оставался закрытым. По приблизительным оценкам, присутствовали около 600 скорбящих, а 2400 поклонником собрались за пределами здания во время шествия.
Джеймс Дин
Биография
Детство и юность
Родился будущий актер в номере отеля в городке Мэрион американского штата Индиана. В родословной Джеймса Байрона Дина есть шотландцы, немцы, ирландцы и валлийцы. Отец звезды – Уинтон Дин – зарабатывал на жизнь фермерством. Когда сыну исполнилось 6 лет, глава семьи оставил работу на земле и стал зубным врачом в калифорнийской Санта-Монике.
Актер Джеймс Дин
Наиболее теплые и доверительные отношения у мальчика были с мамой, но Милдред умерла от онкологии, когда сыну исполнилось 9 лет. Отец отдал Джеймса на воспитание родственникам-фермерам, обитавшим в Фэйрмаунте. Там парень приобщился к протестантской вере и квакерам.
Наибольшее влияние на подростка имел священник Джеймс Ди Уирд. Позже биографы выдвинули версию, что теплые отношения Дина и Ди Уирда носили интимный характер. Благодаря священнику подросток узнал о гонках, актерстве и корриде, в скором будущем напрямую повлиявшими на биографию Джеймса.
Джеймс Дин в детстве
В школе парень мало отличался от ровесников: играл в бейсбол и баскетбол. В спорте Джеймс Дин добился немалых успехов, а вот в школьном драмкружке поначалу не поражал искусной игрой. Но актерское искусство манило Джеймса, и он продолжал изучать теорию, выходить на подмостки школьного театра и шлифовать мастерство.
Окончив школу в 1949 году, сын вернулся к отцу в Калифорнию. На тот момент у Дина-старшего появилась новая семья. По настоянию родителя юноша поступил в юридический колледж, где взялся штудировать право. Но изучение законов вызывало у Джеймса зевоту, а лицедейство звало и манило.
Джеймс Дин
Джеймс Дин оставил колледж и отправился в Калифорнию. В университете юноша продолжил изучать актерское ремесло, чем навлек на себя гнев родителя.
В университете начинающий артист вышел на подмостки и был замечен Джеймсом Уитмором, театральным режиссером и актером. Дина приняли в труппу и доверили играть заметную роль в спектакле «Макбет». Молодому актеру удалось обойти три сотни конкурентов, чтобы заполучить роль Малькольма.
Работа на сцене так увлекла юношу, что он оставил университет и в 1951 году начал строить карьеру.
Фильмы
Впервые Джеймс Дин появился на телеэкранах в рекламном ролике «Пепси Колы». Его заметили и доверили небольшую роль в пасхальном шоу. С 1951 по 1953 годы актера задействовали в крошечных ролях и эпизодах четырех фильмов, где он сыграл секунданта, солдата-новобранца и футбольного фаната. В титрах картин Джеймс Дин не нашел свое имя.
Джеймс Дин в фильме «Берегись, моряк!»
В ленте киностудии «Парамаунт», вышедшей в 1952 году под названием «Берегись, моряк!», наконец-то Дину досталась роль со словами. В фильме блистал дуэт джазового певца и артиста Дина Мартина и комика Джерри Льюиса. Джеймсу Дину доверили сыграть тренера по боксу в одном эпизоде.
В ожидании ролей Дин трудился, где мог. Работая парковщиком в медиахолдинге «Си-Би-Эс корпорейшн», он встретил влиятельного продюсера. Знакомство с Роджерсом Брекеттом, который возглавлял радио-редакцию в агентстве рекламы, сыграло в карьере актера решающую роль. Брекетт помог с жильем и дал Джеймсу дельные советы, как сократить расстояние к успеху.
Джеймс Дин
Джеймс Дин перебрался в Нью-Йорк, где ему предложили поработать в игровых телешоу. Вскоре Дин стал учащимся студии актерского мастерства, которую возглавлял легендарный мэтр и наставник Ли Страсберг. Переполненный гордостью актер поделился радостью с родными, написав в письме, что счастлив учиться в мастерской, где работают идолы киноиндустрии Марлон Брандо и Артур Кеннеди.
Учеба у Страсберга открыла Джеймсу Дину двери в рейтинговые телешоу. Появился артист и на театральных подмостках, сыграв Багира в постановке «Имморалист». Работа в шоу и театре проложила актеру дорогу на «фабрику грез». В Голливуде Дин успел сыграть главных персонажей в трех картинах, превративших молодого артиста в культовую фигуру американских тинейджеров.
Джеймс Дин в фильме «К востоку от рая»
В середине 1950-х американский кинорежиссер Элиа Казан взялся за экранизацию романа Джона Стейнбека. На главную роль одноименной киносаги «К востоку от рая» Казан наметил пригласить голливудскую звезду Марлона Брандо.
Планы пришлось изменить из-за вмешательства автора саги: сценарист Пол Озборн познакомил Стейнбека с малоизвестным молодым актером, который произвел на писателя неизгладимое впечатление. Казан вынужденно согласился, хотя не считал кандидатуру Джеймса Дина подходящей.
Джеймс Дин в фильме «Бунтарь без причины»
В том же году Джеймс Дин воплотил образ второго звездного киноперсонажа Джимми Старка в драме известного голливудского мэтра Николаса Рэя «Бунтарь без причины». Лента о подростковом протесте оказалась в мейнстриме: после выхода фильма фигура Старка стала культовой для юных американцев. На экране Джеймс Дин появился в звездной компании с Натали Вуд и Сэлом Минео.
Джеймс Дин в фильме «Гигант»
Третья, последняя, роль досталась артисту в эпической драме Джорджа Стивенса «Гигант», где главных героев сыграло звездное трио: умудренные опытом Элизабет Тейлор, Рок Хадсон и молодое дарование Джеймс Дин. Его персонаж отличался от предыдущих: Джетт Ринк – нефтяной воротила из Техаса. Для роли магната Дин «состарил» внешность, изменив цвет волос и стрижку.
Премьера «Гиганта» состоялась после смерти Джеймса Дина. За работу в картине имя звезды во второй раз внесли в списки номинантов на вожделенную фигурку.
Личная жизнь
Внезапный уход Джеймса Дина породил всплеск интереса к его персоне и море слухов о личной жизни звезды. Дину приписывали скоротечные романы с молодыми голливудскими актрисами «Уорнер Бразерс». Но подтверждена связь лишь с одной красавицей – итальянкой Пьер Анджели.
Джеймс Дин и Пьер Анджели
Они встретились, когда Пьер снималась в голливудской мелодраме «Серебряная». Поговаривают, пара обменялась в знак верности драгоценностями. Браку Джеймса и Пьер воспрепятствовала мать девушки, настаивавшая на выборе мужа-католика. Вскоре Анджели вышла замуж за соотечественника – певца Вика Дамона.
Биограф звезды Уильям Баст уверяет, что интрижка звезды с итальянской красавицей была рекламным ходом «Уорнер Бразерс».
Джеймс Дин и Роджерс Брекетт
Слухи, что Джеймс Дин – гей, появились после того, как американец избежал армейской службы, сославшись на нетрадиционную ориентацию: на призывном пункте он заявил о гомосексуализме, что в то время в США считалось психическим отклонением.
Биографы и журналисты приписывают Дину связь с покровителем и продюсером Роджерсом Брекеттом, биографом и другом Уильямом Бастом, сценаристом Полом Озборном, выбившим роль для Джеймса у Стейнбека. Но достаточно и противников версии, называющих нетрадиционную ориентацию звезды пиар-ходом киностудии.
Смерть
Начав прилично зарабатывать, актер приобрел спортивный автомобиль. Осенью 1955 года голливудская звезда в компании механика Рольфа Вютериха отправился на гоночном «Порше 550» на гонки в Салинас.
Роковое столкновение с черно-белым «Фордом», за рулем которого находился студент политехнического вуза, случилось на развилке неподалеку от калифорнийского городка Чоламе.
Место гибели Джеймса Дина
Водитель «Форда» получил незначительные травмы, Вютериха доставили в госпиталь с увечьями средней тяжести. А вот травмы Джеймса Дина оказались несовместимыми с жизнью.
Актер скончался по дороге в больницу. Похоронили Дина на кладбище «Парк» в Фэйрмаунте.
МнениеЖизнь после смерти:
Как Джеймс Дин стал символом раз и навсегда
Синие джинсы, белая футболка и дух свободы
В ПРОКАТ ВЫХОДИТ «ЛАЙФ» — БАЙОПИК ДЖЕЙМСА ДИНА, снятый режиссёром «Контроля», легендарным фотографом и клипмейкером Антоном Корбейном. Фильм назван в честь съёмки журнала Life, для которой фотограф Деннис Сток провёл две недели с тогда ещё малоизвестным Дином, стоявшим на пороге прорыва в большом кино. Главные роли достались Роберту Паттинсону и Дэйну Дехаану — вопреки ожиданиям Дина играет именно второй. Фигура актёра стала такой незыблемой константой в поп-культуре, что многие обращаются к ней, не задумываясь, откуда эта легенда взялась и где проходит грань между правдой и мифом. Разбираемся, почему все, от поп-звёзд до порноактёров, до сих пор так держатся за образ Дина-бунтаря.
«Blue jeans, white shirt It was like, James Dean, for sure», — предается фантазиям Лана Дель Рей в альбоме «Born To Die». Дель Рей сама как набор увековеченных в поп-культуре штампов, так что и призрачный мужчина её мечты под стать — парень в белой футболке и джинсах, то ли из соседнего двора, то ли мираж с экрана. Номинально его образ родился в пятидесятых вместе с карьерой кинозвездой по имени Джеймс Дин и почти сразу зажил своей жизнью. Имя Дина стало фактически нарицательным (сейчас бы это назвали хештегом), обозначая собирательный образ юного прекрасного бунтаря, которое знает и стар и млад, но о котором не известно ничего наверняка.
Сегодня Дина за его белую футболку, синие «ливайсы» и бомбер провозгласили бы королём нормкора. В послевоенных 50-х же это был жест освобождения совсем другого рода: не от власти корпораций и переизбытка информации, а от старых норм приличия, которые мир продолжал сбрасывать с себя после войны, как старую кожу. В пятидесятых мужская белая футболка перестала быть нижним бельём, превратившись в самостоятельный предмет одежды. Сначала её вывел в люди молодой Марлон Брандо в «Трамвае „Желание“», и уже вслед за ним эстафету принял Дин. После «Бунтаря без причины» уже никто не стеснялся носить когда-то «нижнюю» вещь просто так — продажи футболок взлетели: каждый хотел быть «не таким, как все» и горько плюнуть на правило, что детей (пусть и выросших) «должно быть видно, но не слышно». Простую белую футболку, в которой снимался Дин, продали несколько лет назад на аукционе за шесть тысяч долларов.
Удачный кастинг и мощные роли с ходу сделали Джеймса Дина символом свободы
Удачный кастинг и мощные роли с ходу сделали Джеймса Дина символом свободы, образцом для подражания подрастающих беби-бумеров, лицом будущего подросткового раскрепощения и веры в бесконечное светлое будущее. Со сцены возмутительно эротично двигал бёдрами Элвис, Мэрилин соблазнительно пела про бриллианты, а битники колесили по Америке. Экономический подъём делал своё дело: всё больше людей могли позволить себе автомобили, а мобильность, которую дарили машины, ассоциировалась с внутренней свободой. У Дина всё это было: обтягивающая футболка, быстрая машина, сигарета во рту, пренебрежение религией в консервативной Америке — и даже больше. Актёр нашел новую глубину в своей профессии, изменившую не только кино, но и тех, кто его смотрел.
Вместе с Брандо, Стивом Маккуином и Полом Ньюманом он стал частью нового поколения актёров, которые сделали серьёзный шаг в сторону от того, как было принято играть в Голливуде. Это было самое начало того, что в американской традиции называется «method acting», водоразделом прошедшим между театральной традицией и кино нового поколения. На контрасте с классической театральной декламацией Кларка Гейбла полусонная манера Дина и то, как он вживался в образ, были революционны для тех лет — а ведь до «Нового Голливуда» было ещё лет пятнадцать. Ветераны кино негодовали — зрители были в восторге.
Вживание в роль предполагало поиск вдохновения в личных переживаниях и боли, а их у Дина было предостаточно: он вырос без матери, умершей молодой, а отец предпочёл отдать его на воспитание своей сестре. Биографы Дина рассказывают о его несдержанном характере и до сих пор пытаются раскопать детские травмы. Чувственность и неординарность актёра, что во внешности, что в поведении, были одинаково понятны и привлекательны для всех — неудивительно, что этот «успешный аутсайдер» стал иконой гей-сообщества (даже если оставить за скобками непрекращающиеся спекуляции на тему его возможной бисексуальности).
Карьера Дина была скоропостижной: при его жизни успел выйти лишь один его фильм. За культовую экранизацию Стейнбека «К востоку от рая» он получил пропуск к отличной карьере, которым не успел воспользоваться, — Дин стал первым актёром, номинированным на «Оскар» посмертно. При этом с самого начала индустрия пыталась слепить из него кого-то на свой вкус. Режиссёр его кинодебюта, голливудский мастодонт Элиа Казан, искал себе «нового Брандо»; журналист из Life Деннис Сток, магнумовский фотограф, пытался поймать восходящую звезду в самом начале пути. В конце концов фанаты «Бунтаря» хотели запомнить его именно таким — страдающим и немного потерянным.
В пику множественным существующим биографическим фильмам и книгам новый байопик, кажется, хочет как-то очеловечить историю Дина. «Лайф» начинает рассказ о Дине в первую очередь как о личности, однако всё равно отталкивается от очередной легенды. Забронзовевшая съёмка журнала Life стала вещью в себе: несмотря на её невиданный гуманизм — вот Дин буквально лежит пьяный лицом на столе, вот идёт под дождём на улице или сидит босой у себя в крошечной нью-йоркской квартире, — она вышла под заголовком «Moody New Star», заранее увязав образ Дина с тоской и меланхолией. Журнал вышел за два дня до премьеры «К востоку от рая» — через два дня Дин проснулся молодой звездой номер один.
«Бунтарь без причины» вышел уже после смерти актёра, сделав его идолом молодёжи, посмевшим перечить «взрослым». Джим Старк был первым американским подростком, чья боль и растерянность оказались на виду: его максимализм встряхнул тех, кто растил молодое поколение, а сама молодёжь впервые увидела на экране героя своего времени. Неудивительно, что за байопик Дина взялся Корбейн, которого всегда волновал образ тех, кто ушёл слишком рано, как Иэн Кёртис.
Чувственность и неординарность актёра были одинаково понятны и привлекательны для всех
Рассказ о Дине принято начинать с конца. 30 сентября 1955-го, двадцатичетырёхлетний Джеймс Дин разбился в своём порше и умер практически мгновенно. По грустной иронии в интервью незадолго до смерти он призывал молодёжь не гонять по шоссе. Новость моментально разлетелась по телевидению и радио, а на похороны пришло три тысячи человек, которые не могли поверить в произошедшее. Молодой актёр умер, но легенда продолжала жить. Образ Дина законсервировался в себе — отчасти сыграла свою роль и нездоровая фетишизация смерти молодых и талантливых, свойственная жадной поп-культуре.
Именно в пятидесятых популярная культура окончательно избавилась от обузы лишних букв, превратившись в «поп-кульутру», легитимизировав свою доступность, броскость и понятность. Дин был одним из её пионеров, чей образ идеально вписывался в язык этого нарратива и, возможно, обманчиво слишком легко раскладывался на составляющие. Неудивительно, что в романтичном байопике 2001 года его играл именно Джеймс Франко, такой же человек-мем, только образца XXI века — если приглядеться, то между этими двумя куда больше идейного, нежели внешнего сходства.
Сделать отсылку к Дину в своей работе стало пунктом обязательной программы: Боб Дилан пытается повторить его фотографию на обложке «The Freewheelin’», его упоминают в песнях The Eagles, Бейонсе и Тейлор Свифт, а скандальный порноактёр и вовсе взял его имя в качестве сценического псевдонима. «Джеймс Дин» стало культурным кодом свободы, искренности и нон-конформизма, потому что однажды оно принадлежало не культурному полю, а человеку и хорошему актёру, который просто не успел вложить в него ещё какие-то смыслы.
Фотографии: Wikipedia Commons (1,2), Warner Bros.
Джеймс Дин: 12 фактов из жизни актера, которые вы могли не знать
Его воспитывали тетя и дядя
Дин родился в небольшом городке в Индиане, а вскоре, когда его отца, зубного техника, перевели в больницу в Санта-Монику, он вместе с родителями переехал в Калифорнию. Когда мальчику было девять лет, его мать умерла от рака шейки матки, и Джеймса отправили обратно в Индиану к дяде и тете, которые жили на ферме в Фэрмаунте. С этого момента Дин редко виделся с отцом и практически перестал с ним общаться.
В детстве он выбил передние зубы
Двоюродный брат описывал молодого Дина как «никогда не сидящего на месте». Так и было. Как-то раз ему выбили два передних зуба, когда он раскачивался на трапеции в сарае тети и дяди (позже Джеймс приукрасил историю, сказав, что потерял их в аварии на мотоцикле). Говорят, что актер любил во время беседы неожиданно вытаскивать вставные зубы, чем удивлял собеседников.
Он установил рекорд в прыжках с шестом на местных соревнованиях
Несмотря на близорукость (читал Дин исключительно в очках), невысокий рост и худощавое телосложение, Джеймс был видным спортсменом в своей средней школе в Индиане: он играл в бейсбол, баскетбол и отлично бегал. «Дин был умным игроком и хорошим соперником», — сказал однажды его тренер по баскетболу. Особенно он преуспел в прыжках с шестом, побив рекорд родного округа в 1949 году.
Фан-клубом актер обзавелся еще до своей славы
Дин снялся всего в трех фильмах
Бросив колледж, чтобы полностью посвятить себя актерскому мастерству, Дин начал играть эпизодические роли в голливудских фильмах, а затем в октябре 1951 года переехал в Нью-Йорк. Там он сыграл в двух бродвейских пьесах и в многочисленных телешоу. Именно тогда его пригласили в актерскую студию, где работали Марлон Брандо, Джули Харрис, Артур Кеннеди. Своему успеху Джеймс обязан знаменитому учителю Ли Страсбергу. Благодаря ему актер получил роли в постановках See the Jaguar и The Immoralist. К 1954 году Дин заключил контракт с Warner Bros. и получил главную роль в экранизации эпического романа Джона Стейнбека «К востоку от рая». Кэла Траска — сына богатого бизнесмена — мог сыграть и Марлон Брандо, но решение в пользу Джеймса Дина вынес сам автор книги. Когда Дин появился на съемочной площадке, Стейнбек воскликнул: «Господи Иисусе, он вылитый Кэл!».
После этого актер быстро получил главную роль в следующем фильме — молодежной драме о подростковом бунте «Бунтарь без причины». Картина «Гигант», в которой он снимался с Элизабет Тейлор и Роком Хадсоном, стала последней в его карьере и жизни. Второстепенная роль пожилого бизнесмена принесла Дину номинацию на «Оскар». В разработке были и другие фильмы, но Джеймс погиб до окончания съемок.
Он был фанатом гоночных автомобилей
Дин обожал скорость, именно поэтому он не задумываясь потратил большую часть гонорара за фильм «К востоку от Эдема» на покупку красного кабриолета MG TD и мотоцикла Triumph Tiger T110. Актер также участвовал в гонках. Так, в марте 1955 года он на своем белом Porsche Super Speedster стал вторым на соревнованиях в Палм-Спрингс. Во время работы над «Гигантом» студия запретила ему участвовать в гонках. Но закончив съемки, он поменял Speedster на еще более мощный Porsche 550 Spyder, который назвал «Маленький ублюдок».
За два часа до смерти ему был выписан штраф за превышение скорости
Днем 30 сентября 1955 года, когда 24-летний Дин ехал на своем новеньком Porsche Spyder на гонку в Салинасе, полицейский выписал ему штраф за превышение скорости на 10 миль в час. Чуть более двух часов спустя автомобиль Дина столкнулся на перекрестке с седаном Ford Tudor (в сентябре 2005 года это место назвали в честь Джеймса). Актер сломал шею, получил серьезные травмы внутренних органов и скончался по прибытии в ближайшую больницу, а 23-летний водитель Ford отделался травмами средней тяжести. По сей день точно неясно, превысил ли Джеймс скорость в ту роковую секунду.
Его машина считается проклятой
Джордж Баррис, проектировщик многих известных голливудских нестандартных автомобилей, который работал над Porsche Spyder Дина, купил автомобиль после смерти актера. Позже в одном из интервью Джордж рассказал, что когда спорткар привезли к нему в магазин, он скатился с автовоза и отдавил его работнику ноги. Сам Баррис считал машину покойного актера проклятой. Он утверждал, например, что как-то вор, пытаясь украсть рулевое колесо, поскользнулся и сломал руку, а те, кто покупали запчасти того самого Porsche, попадали в аварии со смертельным исходом. К слову, механик Дина, сидевший рядом с ним во время аварии, погиб в результате несчастного случая из-за вождения в нетрезвом виде в 1981 году после нескольких попыток самоубийства. Хотя легенда о проклятии с каждым годом обрастает все новыми подробностями, большинство экспертов сомневаются в правдивости заявлений Джорджа.
В 1960-м знаменитую машину одолжила Патрульная дорожная служба Флориды для очередной выставки безопасности дорожного движения в Майами. После окончания мероприятия «Маленький ублюдок» должен был отправиться в Лос-Анджелес, но по дороге бесследно исчез. Текущее местонахождение автомобиля остается неизвестным.
Сексуальная ориентация Дина до сих пор остается загадкой
Актера называли закоренелым холостяком, который еще не готов посвятить себя одной единственной женщине. Однако в Голливуде ходили слухи о многочисленных романах звезды. Говорят, он встречался с итальянской актрисой Пьер Анджели, с ней Джеймс познакомился, когда она снималась в фильме «Серебряная» (1954 год) для студии Warner Brothers. Лиза Шеридан утверждала, что у нее был короткий роман с Дином в Нью-Йорке. В 2000-м она даже написала мемуары под названием «Головокружение и Джимми: моя жизнь с Джеймсом Дином: история любви». Чтобы не служить в армии, Дин назвал себя гомосексуалом (в те годы в Америке это официально считалось психическим отклонением). Периодически Джеймс ходил в гей-клубы, а его друг (и по совместительству первый биограф) Уильям Баст утверждал, что у них была любовная связь. Некоторые считали Джеймса бисексуалом. Иными словами, сексуальная ориентация актера так и осталась загадкой.
Фирменный стиль Дина копировали (и по сей день копируют) фанаты по всему миру
Парадоксально, но стиль его героя из фильма «Бунтарь без причины» — Джима Старка — стал культовым для целого поколения. Красная куртка харрингтон, белая футболка (до этого ее носили только в качестве нижнего белья) и джинсы — так стали одеваться подростки по всей Америке.
Дин делал ставку на комфорт: среди его любимых вещей была коричневая замшевая куртка (из того же «Бунтаря») и кожаная байкерская куртка с меховым воротником (явно вдохновленная Марлоном Брандо). Сам Брандо негодовал, что Джеймс копирует его: «Кажется, господин Дин носит вещи из моего прошлогоднего гардероба и использует мой талант прошлого года».
Он был эрудитом
Дин был известен своей жаждой знаний. Незадолго до смерти он нанял художника Пегота Уоринга, который учил его лепке. «Актер должен интерпретировать жизнь, и для этого ему надо перенять весь опыт, который он может получить. Фактически, он должен искать больше, чем то, что жизнь бросает к его ногам. За короткий период актер должен узнать все, что нужно знать, испытать все, что нужно испытать. Он должен быть сверхчеловеком и хранить в глубине своего подсознания все, что он мог бы использовать в своем искусстве», — сказал однажды Джеймс.
Дин обожал фокусы
Актеру нравилось показывать фокусы. Один из его любимых выглядел так — он клал незажженную сигарету и горящую спичку в рот, а затем вытаскивал пылающую сигарету.