Крейцерова соната о чем

Крейцерова соната

Вот подлинная история Позднышева, рассказанная им самим той же ночью одному из попутчиков, история о том, как он этой самой любовью был приведён к тому, что с ним произошло. Позднышев, помещик и кандидат университета (был даже и предводителем) жил до женитьбы, как все в его кругу. Жил (по его нынешнему мнению) развратно, но, живя развратно, считал, что живёт, как надо, даже нравственно. Он не был соблазнителем, не имел «неестественных вкусов», не делал из разврата цели своей жизни, а отдавался ему степенно, прилично, скорее для здоровья, избегая женщин, которые могли бы его связать. Между тем чистого отношения к женщине у него давно уже не могло быть, он был, что называется, «блудником», подобным морфинисту, пьянице, курильщику. Потом, как выразился Позднышев, не вдаваясь в подробности, пошли и всяческие отклонения. Так жил он до тридцати лет, не оставляя, впрочем, желания устроить себе самую возвышенную, «чистую» семейную жизнь, приглядываясь с этой целью к девушкам, и наконец нашёл такую, одну из двух дочерей разорившегося пензенского помещика, которую счёл достойной себя.

Однажды вечером они ездили в лодке и ночью, при лунном свете, возвращались домой. Позднышев любовался её стройной фигурой, обтянутой джерси (это ему хорошо запомнилось), и вдруг решил, что это — она. Ему казалось, что она понимает в эту минуту все, что чувствует он, а он, как ему тогда казалось, думал самые возвышенные вещи, и на самом деле джерси было ей особенно к лицу, и после проведённого с нею дня он вернулся домой в восторге, уверенный, что она — «верх нравственного совершенства», и уже назавтра сделал предложение. Поскольку он женился не на деньгах и не на связях (она была бедна), да к тому же имел намерение держаться после женитьбы «единобрачия», то гордости его не было пределов. (Свинья я был ужасная, а воображал, что ангел, признался Позднышев своему попутчику.) Однако все сразу пошло наперекосяк, медовый месяц не складывался. Все время было гадко, стыдно и скучно. На третий или четвёртый день Позднышев застал жену скучающей, стал спрашивать, обнял, она заплакала, не умея объяснить. И ей было грустно и тяжело, а лицо выражало неожиданную холодность и враждебность. Как? Что? Любовь — союз душ, а вместо этого вот что! Позднышев содрогнулся. Неужели влюблённость истощилась удовлетворением чувственности и они остались друг против друга совершенно чужие? Позднышев ещё не понимал, что эта враждебность была нормальным, а не временным состоянием. Но потом произошла ещё ссора, потом ещё одна, и Позднышев почувствовал, что «попался», что женитьба не есть нечто приятное, а, напротив, очень тяжёлое, но он не хотел признаться в этом ни себе, ни другим. (Это озлобление, рассудил он позднее, было не что иное, как протест человеческой природы против «животного», которое подавляло её, но тогда он думал, что виноват женин дурной характер.)

В восемь лет у них родилось пять детей, но и жизнь с детьми была не радость, а мука. Жена была чадолюбива и легковерна, и семейная жизнь обернулась постоянным спасением от воображаемых или действительных опасностей. Присутствие детей дало новые поводы к раздорам, отношения становились все враждебнее. На четвёртый год они уже разговаривали просто: «Который час? Пора спать. Какой нынче обед? Куда ехать? Что написано в газете? Послать за доктором. Горло болит у Маши». Он смотрел, как она наливает чай, подносит ложку ко рту, хлюпает, втягивая жидкость, и ненавидел её именно за это. «Тебе хорошо гримасничать, — думал он, — ты вот промучила меня сценами всю ночь, а у меня заседание». «Тебе хорошо, — думала она, — а я всю ночь не спала с ребёнком». И они не только так думали, но и говорили, и так бы и жили, как в тумане, не понимая себя, если бы не случилось того, что случилось. Жена его будто проснулась с тех пор, как перестала рожать (доктора подсказали средства), и постоянная тревога о детях стала утихать, она будто очнулась и увидела целый мир с его радостями, о которых она забыла. Ах, как бы не пропустить! Уйдёт время, не воротишь! Ей с юности внушали, что в мире одно достойно внимания — любовь; выйдя замуж, она получила кое-что из этой любви, но далеко не все, что ожидалось. Любовь с мужем была уже не то, ей стала представляться какая-то другая, новая, чистенькая любовь, и она стала оглядываться, ожидая чего-то, снова взялась за брошенное прежде фортепьяно. И тут явился этот человек.

Вскоре был устроен званый обед, скучный, притворный. Довольно скоро началась музыка, играли Крейцерову сонату Бетховена, жена на фортепьяно, Трухачевский на скрипке. Страшная вещь эта соната, страшная вещь музыка, думал Позднышев. И это страшное средство в руках у кого угодно. Разве можно Крейцерову сонату играть в гостиной? Сыграть, похлопать, съесть мороженое? Услышать её и жить как прежде, не совершая те важные поступки, на которые настроила музыка? Это страшно, разрушительно. Но Позднышев впервые с искренним чувством пожал Трухачевскому руку и благодарил за удовольствие.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Крейцерова соната о чем. Смотреть фото Крейцерова соната о чем. Смотреть картинку Крейцерова соната о чем. Картинка про Крейцерова соната о чем. Фото Крейцерова соната о чем

Главные герои

Повесть вышла в свет в конце 19 века (1890), действие происходило по замыслу автора в этот же период. Героев немного, рассказчик становится свидетелем того, как некий мужчина излагает собственную историю случайным попутчикам, которые вместе путешествуют на поезде:

Имеются и второстепенные персонажи — попутчики в поезде, которые вступают в оживленную дискуссию о любви. В те времена данный предмет обсуждать можно было не со всех сторон. Да и нравы были совсем другими.

Но повесть остается актуальной, поскольку вопросы любви, ревности, супружества волнуют людей в любые времена.

Основные события

Краткое содержание по главам можно посмотреть во многих источниках. Но чтобы лучше понять психологию героя, лучше самостоятельно читать повесть онлайн, тем более это бесплатно. На прочтение уйдет около трех часов, но зато произведение можно будет глубоко прочувствовать и лучше вникнуть в замысел автора. Для тех, у кого нет времени знакомиться с повестью полностью, есть и сокращенный вариант.

Беседа в поезде

В поезде подобралась разношерстная компания: дама, адвокат, богатый купец, рассказчик и прочие. На второй день путешествия начинается оживленное обсуждение животрепещущей темы — любовь и брак.

Крейцерова соната о чем. Смотреть фото Крейцерова соната о чем. Смотреть картинку Крейцерова соната о чем. Картинка про Крейцерова соната о чем. Фото Крейцерова соната о чем

Представители более молодого поколения сетуют на то, что раньше людей могли поженить еще до того, как молодые увидят друг друга. Они утверждают, что в таком случае о взаимных чувствах не может быть и речи.

Сторонники традиций считают, что девушка просто обязана полюбить супруга, несмотря на обстоятельства. Поскольку «женщина — утлый сосуд», что она чувствует — неважно, ее дело приспособиться к обстоятельствам и быть покорной.

Неожиданно в спор вступил господин, который до этого сторонился попутчиков. Он спрашивает их, что же следует «разуметь под любовью истинной». По его мнению, настоящая любовь есть «только в романах», в реальности же она не встречается.

Вступление в брак

Помещик Позднышев получил университетское образование и вел не слишком нравственный образ жизни. При этом считал себя вполне приличным человеком. Он занимался развратом «для здоровья», «степенно». Василий избегал любых привязанностей в отношениях с женщинами.

Крейцерова соната о чем. Смотреть фото Крейцерова соната о чем. Смотреть картинку Крейцерова соната о чем. Картинка про Крейцерова соната о чем. Фото Крейцерова соната о чем

Когда Позднышеву исполнилось тридцать лет, он решил остепениться и придумал себе «самую возвышенную, чистую» жизнь с будущей женой. В невесты он избрал красивую дочку разорившегося помещика. Девушка ему показалась идеальной кандидаткой в жены, мужчина сделал предложение руки и сердца.

В глубине души Позднышев считал себя высоконравственным человеком, чуть ли не ангелом во плоти. После венчания твердо решил не изменять законной супруге, чем хотел выделиться среди товарищей. Это очень тешило его самолюбие. Но проблемы начались еще до брака — молодые просто не знали, о чем разговаривать.

Выручала подготовка к свадьбе, будущие супруги обсуждали квартиру, свои наряды и прочие житейские вопросы.

Совместная жизнь

Молодые рассчитывали, что во время медового месяца сумеют насладиться счастьем. Но и этот долгожданный период не принес им никакой радости. Всего через несколько дней молодая жена заскучала, начала плакать без причины. На ее красивом лице Василий прочел «холодность и враждебность», переходящие в ненависть.

Позднышева поразило это открытие. Он не думал, что любовь, брак могут вызывать подобные эмоции. Поначалу супруг надеялся, что это настроение временное. Но вскоре понял, что враждебность стала постоянной. Начались ссоры. Вот тогда помещик осознал, что он не увидит желаемого счастья в браке. Наоборот, супружество — это «нечто очень тяжелое».

Крейцерова соната о чем. Смотреть фото Крейцерова соната о чем. Смотреть картинку Крейцерова соната о чем. Картинка про Крейцерова соната о чем. Фото Крейцерова соната о чем

За восемь лет в браке появилось пятеро детей. Но и они не стали спасением для отношений между мужем и женой. Для Позднышева они стали мученьем, не принося никакой радости. Супруга же совсем перестала обращать на него внимание. Самое ужасное, что дети стали для них орудием в «немилосердных играх».

Пошатнувшееся здоровье госпожи Позднышевой поправили доктора, которые больше не советовали ей рожать и «научили средству», как этого избежать.

Женщина вскоре начала хорошеть, привлекать внимание других мужчин. Настроение ее улучшилось, она больше стала заниматься собой. Дама даже вспомнила о былом увлечении — игре на фортепиано.

Трагическая развязка

В доме появляется мужчина — учитель музыки, скрипач Трухачевский. Позднышев замечает, что привлекательный молодой человек понравился его жене, так в душе родилась ревность. В доме стали проводиться музыкальные вечера. На одном из них мадам Трухачевская и Позднышев исполняют «Крейцерову сонату» Бетховена. Это яркое, динамичное произведение поразило приказчика. Музыка гениального композитора словно предвещала трагедию, которая вскоре случится в этом самом обычном доме. Хозяева его были похожи на невольников, связанных цепями, отчего втайне ненавидели друг друга.

Крейцерова соната о чем. Смотреть фото Крейцерова соната о чем. Смотреть картинку Крейцерова соната о чем. Картинка про Крейцерова соната о чем. Фото Крейцерова соната о чем

Дела призвали Позднышева в уездный город, но мысли о молодом музыканте, который теперь может наедине видеться с его женой, не оставляли ревнивца. И он принимает решение внезапно вернуться домой. Встав в пять утра, бросается в дорогу, проехав десятки километров на лошадях и восемь часов на поезде. Домой прибыл уже за полночь. Там подтверждаются его худшие опасения — в доме находится музыкант.

Вот как происходит убийство:

Жена умирает не сразу, она успевает выразить желание, чтобы детей воспитывала ее сестра. Только когда Василий видит молодую красивую женщину в гробу, осознает, что совершил непоправимое деяние: живую и теплую супругу он превратил в неподвижную, восковую. Поправить ничего нельзя.

Позднышев арестован, он одиннадцать месяцев проводит за решеткой, ожидая приговора. Его оправдывают.

Краткий анализ

Книга Льва Толстого вызвала в обществе живой интерес.

Крейцерова соната о чем. Смотреть фото Крейцерова соната о чем. Смотреть картинку Крейцерова соната о чем. Картинка про Крейцерова соната о чем. Фото Крейцерова соната о чем

Тема была весьма необычной для того периода, настолько, что повесть запретили сразу после выхода. В дальнейшем ее подвергали цензуре. Скандальное произведение было разрешено только после того, как супруга писателя, Софья Толстая, добилась личной встречи с царем Александром III. Хотя и неохотно, самодержец все-таки разрешил опубликовать «Крейцерову сонату» в одном из томов собрания сочинений писателя.

Бурные дискуссии среди читателей развернулись еще до того, как книга снова вышла в печать. В кратком рассказе писателю удалось поднять много вопросов:

Крейцерова соната о чем. Смотреть фото Крейцерова соната о чем. Смотреть картинку Крейцерова соната о чем. Картинка про Крейцерова соната о чем. Фото Крейцерова соната о чем

Обсуждения повести были такими бурными, что автору пришлось написать специальное послесловие, где он обнародовал свои взгляды. «Крейцерова соната» до сих пор волнует умы и сердца. Произведение часто ставили в театре, по нему снимали фильмы.

Одной из лучших иллюстраций к повести считается картина французского художника Рене-Ксавье Прине «Двое». Она выражает самую суть интриги, которая разворачивается перед читателями рассказа. От стремления получить наслаждение героев удерживали лишь рамки морали. Но как только им удалось о ней забыть — случается прелюбодеяние.

Последствием измены является грех еще более тяжкий, необратимый — убийство. Вывод Толстой делает простой — людям стоит воздерживаться от телесной близости, только если она не происходит с целью зачатия детей. Следовал ли писатель собственной «новой морали», трудно сказать. Известно, что у него было много детей и молодая жена.

В своей повести Льву Толстому удалось поднять тему, которая волнует людей в любые времена. Но решать вопрос о том, как жить в браке, каждый должен самостоятельно.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Цитатник

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А Б В Г Д.

Инесса Арманд. История любви «Она была необыкновенно хороша&qu.

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

«Крейцерова соната» или исповедь развратника??

«»Крейцерова соната» или исповедь развратника??» именно так писали еще в 1891 году, сразу же после выхода в свет повести Льва Николаевича Толстого. В послесловии к «Крейцеровой сонате» Толстой пишет: «Разврат ведь не в чем-нибудь физическом, ведь никакое безобразие физическое не разврат, а разврат, истинный разврат именно в освобождении себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физическое общение». Толстой-публицист взволновано говорит о разрушении семьи, теряющей свое основное назначение.

По ТВ «Культура посмотрел фильм М.Швецера 1987 «Крейцерова соната» года с Олегом Янковским в главной роли. Янковский держит весь фильм. И он не играет развратника, напротив он играет очень добропорядочного человека, но жизнь с первых дней супружества ставит перед ним вопросы о взаимоотношениях мужчины и женщины. Может быть Поздышев сам является жертвой общепринятых представлений о любви и семейной жизни? И все дело не в нем, а в пустой жизни Лизы, его жены?

Крейцерова соната о чем. Смотреть фото Крейцерова соната о чем. Смотреть картинку Крейцерова соната о чем. Картинка про Крейцерова соната о чем. Фото Крейцерова соната о чем

Звучит Крейцерова соната, которая стала для Поздышева сигналом к трагической развязке.

Послушайте ее в исполнении одного из лучших наших скрипачей Гидона Кремера, лучшего ученика Давида Ойстраха, а потом поговорим о любви, семье и браке.

Но вернемся к Крейцеровой сонате.

Вряд ли найдется другая такая соната Бетховена, чье название, репутация и популярность основывались бы на стольких недоразумениях. Французский скрипач и композитор Родольф Крейцер (1766–1831), которому Бетховен посвятил свою сонату, ни разу ее не сыграл. «Крейцер — хороший, милый человек, доставивший мне много удовольствия во время его пребывания в Вене. Его естественность и отсутствие претензий мне милее, чем лишенный внутреннего содержания внешний лоск большинства виртуозов», — говорил об этом музыканте Бетховен.

Однако в случае с сонатой ор. 47 «хороший милый человек» заупрямился. Злые языки уверяли, что это произошло из ревности: Крейцер не смог перенести, что соната была написана для другого музыканта.

Соната № 9 для скрипки и фортепиано ля мажор, op. 47 (1802), Крейцерова соната — одно из наиболее известных камерных произведений Людвига ван Бетховена.

Общая продолжительность произведения колеблется, в зависимости от исполнительской трактовки, в пределах 37-40 минут, что необычно много для сонатной формы начала XIX века.

Первоначально соната была посвящена скрипачу Джорджу Бриджтауэру, который и стал её первым исполнителем 24 мая 1803 г. в Вене. Бетховен закончил произведение накануне, ноты ещё не успели полностью переписать, так что сам Бетховен исполнял фортепианную партию частично по своим черновикам, а часть произведения была переписана в одном экземпляре, и скрипачу приходилось заглядывать в ноты через плечо пианиста. Финал сонаты, впрочем, был написан раньше и предназначался для Сонаты для скрипки и фортепиано № 3 соль мажор, op.30. Полный текст посвящения носил шуточный характер: «Мулатская соната, сочинённая для мулата Бришдауэра, большого шута и мулатского композитора» (итал. Sonata mulattica composta per il Mulatto Brischdauer gran Pazzo e compositore mulattico) — это посвящение сохранилось на черновом автографе в архиве композитора.

Крейцерова соната о чем. Смотреть фото Крейцерова соната о чем. Смотреть картинку Крейцерова соната о чем. Картинка про Крейцерова соната о чем. Фото Крейцерова соната о чемБетховен сочинил «Крейцерову» сонату для Джорджа Полгрина Бриджтауэра (1779–1860) — скрипача-мулата, родившегося, по некоторым сведениям, в Польше. Бриджтауэр был из плеяды музыкальных вундеркиндов, которых обожал XVIII век: в 10-летнем возрасте он уже дебютировал в Париже, в 1790 г. переселился в Англию, в 1811 г. получил степень бакалавра музыки Оксфордского университета, занимался преподаванием и выступал с оркестром Королевского филармонического общества. Бетховен познакомился с молодым человеком в 1803 г. у князя Лихновского, оценил его виртуозную игру и некоторое время переписывался с ним.

Сохранилась переписка Бетховена с Бриджтаурэм, относящаяся к маю 1803 года, она свидетельствует о дружеском расположении Бетховена к этому музыканту. В этих письмах композитор обращается к нему не иначе, как «любезный Бриджтауэр» и называет его «очень искусным виртуозом в совершенстве владеющим своим инструментом».

«Крейцер» — это концертная соната, в которой скрипач должен показать свое мастерство во всем блеске. В подобного рода произведениях, предназначенных для исполнения на публике, а не для домашнего музицирования, пианист должен либо ограничить себя аккомпанированием, подчеркивающим красоту и виртуозность скрипичного звука, либо вступить в состязание с другим инструментом (как это любили делать итальянские импровизаторы XVIII века).

Однако Бетховен выбирает третью, необычную форму отношений скрипки и фортепиано: обе партии равноценны, два инструмента — энергичные единомышленники. Бетховен писал фортепианную партию для собственного исполнения, и кажется, что он сам выступает из нее «среднего роста, крепкой кости, полный энергии — воплощение силы», как описывают его друзья. Мы как будто видим его — с его широкими мозолистыми руками, которые падают на клавиши плашмя и, по мнению современников, ничем не напоминают руки пианиста-виртуоза.

Какую захватывающую историю услышали утром 24 мая 1803 года слушатели в парке Аугартен! С каким азартом скрипка и фортепиано сметали со своего пути любые препятствия, как чутко откликались на перемены настроения друг у друга!

Существуют различные версии относительно того, почему в печать соната попала с посвящением уже не Бриджтауэру, а Родольфу Крейцеру, считавшемуся первым солистом того времени. Широко распространена история о том, что вечером после премьеры Бетховен и Бриджтауэр поссорились из-за женщины (иногда утверждается, что Бриджтауэр нанёс какой-то знакомой даме Бетховена оскорбление), и Бетховен снял посвящение, перепосвятив сонату французскому скрипачу.

Название знаменитой повести Льва Толстого «Крейцерова соната» тоже возникло случайно. «Однажды граф Толстой обратился ко мне с вопросом: какое из ансамблевых произведений для скрипки и фортепиано является, по моему мнению, самым значительным. Я тотчас ответил: думаю, что соната Бетховена, ор. 47, так называемая «Крейцерова» соната, — рассказывал основатель и директор Московской консерватории Николай Рубинштейн. — Вскоре была опубликована под этим названием повесть Толстого, вызвавшая большой интерес в литературных и музыкальных кругах». Можно поспорить, действительно ли все сказанное в повести относится к бетховенской сонате ор. 47.

— Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо?- Знаете?!-вскрикнул он.-У.

А Софья Андреевна считает, что женщины они такие… Во всяком случае, ее героиня (а ее героиня – это где-то она сама) – просто белая и пушистая, непорочная, и во всем виноват ее ужасный муж, который ее доводит до такого отчаяния и в конце концов ее убивает.

В отличие от Льва Николаевича у Софьи Андреевны получился такой женский роман, где все начинается на даче: девушки пошли купаться, босиком бегают по траве, и приезжает князь, старый друг семьи, который вдруг видит, что красивая девушка, которую он знал совсем ребенком, выросла и стала очень привлекательной молодой женщиной. И тут начинается любовь. Все очень романтично сначала. Она по любви выходит за него замуж, но она не готова к телесной стороне брака. Он действует слишком резко, он ее не понимает, и все становится все хуже и хуже. Так что это женский роман, написанный весьма недурно, я бы сказал. Софья Андреевна – это, конечно, не Лев Николаевич, но ее очень приятно читать, у нее безусловный литературный талант.

Заметим, что история любви Льва Толстого и его жены Софьи Андреевны – это история двух людей, по точному определению их старшей дочери, Т. Л. Сухотиной, «бесконечно близких» друг другу и «бесконечно далеких». Трагическая глубина этого парадокса в полной мере проявилась в последние месяцы их совместной жизни – летом и осенью 1910 года.

Каково это — Быть женой гения

23 сентября 1862 года юная Софья Берс, которой всего лишь месяц назад исполнилось восемнадцать лет, вышла замуж за известного в России писателя, тридцатичетырехлетнего графа Льва Толстого. Молодая семья поселилась в усадьбе мужа Ясная Поляна. Вместе они прожили 48 лет. Все эти годы Софья Андреевна вела дневники, каждое десятилетие семейной жизни имело для нее свои неповторимые особенности. Перед читателем предстают основные этапы супружеской жизни Софьи Андреевны, которые можно определить следующим образом: стать женой гения – быть женой гения – остаться женой гения. Особая страница в истории жизни Толстых – лето и осень 1910 года. В это драматичное для них время Софья Андреевна в своих дневниковых записях, а также при близких и посторонних людях не раз ставила под сомнение способность Толстого следовать в повседневной жизни своим же убеждениям.

В начале 1860-х годов дневник Софьи Андреевны – это история любви, в которой он всегда стоит в центре ее раздумий. При этом молодая жена размышляла над тем, какое место она занимает в жизни Льва Толстого, ей хотелось уяснить для себя, «как вести себя с ним». Понимание неравенства с мужем и по уму, и по таланту приводило ее к поискам ответа на вопрос о собственном предназначении. И она обрела его в детях, в заботах о разрастающейся семье и большом хозяйстве. Первого ребенка Софья Андреевна родила незадолго до девятнадцатилетия, а последнего – в 43 года. Всего в семье Толстых родилось 13 детей.

Настоящее счастье пришло к ней, когда забота о маленьких детях сопровождалась духовным общением с Толстым. Софья Андреевна стала помощницей, собеседницей и самым близким другом Льва Толстого, создававшего во второй половине 1860-х годов свою великую книгу «Война и мир». Молодая жена многие годы занималась перепиской рукописей мужа. Она всегда была рядом с Толстым, и он любил ее.

В 1870-е годы Софья Андреевна все отчетливее осознавала масштаб личности своего мужа, в дневниковых записях ее взгляд был устремлен на Льва Толстого, на его занятия художественным творчеством, общение с широким кругом людей, на его увлечения и высказывания. Софья Толстая стала его первым биографом. Жизнь молодой графини была без остатка подчинена интересам семьи и мужа. Вместе с ним она учила детей и воспитывала их. Первые два десятилетия семейной жизни Толстых – самая радостная, светлая, счастливая пора в истории их любви. К этим годам прежде всего относится позднее высказывание С. А. Толстой: «Мы жили с Л. Н. одним широким течением жизни…»

Однако 1879 год открыл новую страницу в этой истории. В тот год, испытывая глубокий духовный кризис, Толстой начал работу над «Исповедью». В ней он воссоздавал подспудный, внешне малозаметный процесс, в течение нескольких десятилетий происходивший в его духовной жизни. «Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и зачатки которого всегда были во мне», – писал он. Еще в июне 1863 года он отметил в дневнике: «Ужасно, страшно, бессмысленно связать свое счастье с матерьяльными условиями – жена, дети, здоровье, богатство». С годами он только укрепился в этом представлении. В «Исповеди», своем первом религиозно-философском произведении, Толстой стремился определить сущность происшедшего в нем духовного переворота. Страницы «Исповеди» раскрывали, как в напряженном диалоге Толстого с великими философами и с великими религиозными мыслителями мира все «укладывалось» в его новое понимание смысла жизни.

Между тем Софья Андреевна оставалась в прежней жизни, хозяйственные и имущественные интересы, утрачивающие для ее мужа значение, становились только ее заботой, она по-прежнему самоотверженно занималась здоровьем детей и мужа, образованием и воспитанием детей. Когда в начале 1880-х годов появилась необходимость дать образование подросшим детям, семья переезжает из Ясной Поляны в Москву и поселяется в Хамовниках. Теперь Толстые будут приезжать в свое тульское имение только летом.

Впечатления от московской жизни 1880–1890-х годов способствовали углублению критического отношения Толстого к современным социальным институтам. Особенно тяжелы для него были городская господская праздная жизнь людей его круга, с одной стороны, и контрастирующая с ней бедность и нищета городского люда – с другой. Софье Андреевне казалось, что он впал «в крайнее соболезнование всему народу и всем угнетенным», ей виделось в этом не только явное преувеличение с его стороны, но и особого рода пристрастность – склонность в первую очередь видеть только страдания. Супруги Толстые были связаны взаимной любовью, но в своих стремлениях они неуклонно расходились. Отсутствие единства во взглядах родителей на жизнь не лучшим образом сказывалось в деле воспитания детей – подрастающих дочерей и сыновей.

1910-й – трагический в жизни Софьи Андреевны год. В августе она отметила: «Хочется на все его слабости закрыть глаза, а сердцем отвернуться и искать на стороне света, которого уже не нахожу в нашей семейной тьме». Она остро ощущает свое одиночество и желает смерти: «молю Бога о смерти».

В те тяжелейшие летние и осенние месяцы они, как и прежде, любили друг друга, но их совместная жизнь была уже губительна для каждого. 14 июля 1910 года Толстой написал жене о том, что обусловило их семейную драму, и указал: «Главная причина была роковая та, в которой одинаково не виноваты ни я, ни ты, – это наше совершенно противуположное понимание смысла и цели жизни».

Каждый из нас является неповторимым созданием, единственным во всей истории человечества. Но узнаем о себе мы лишь по тому отражению, которое видим в глазах других людей и часто приходим к выводу, что наше достоинство и наша ценность находятся где-то вне вас. И тогда не остается места для положительной самооценки и подлинной любви к себе. А это не правильно. Надо любить себя, но и партнер тоже любит себя, как же достичь гармонии?

Конечно, можно постараться принять стиль поведения, который доставляет удовольствие окружающим и партнеру, позволяет быстрее добиться их внимания и любви. Но в этом случае мы перестаем быть собой и становимся кем-то другим, кто и пользуется уважением, признанием и любовью. Не многие готовы к такому раздвоению личности и способны длительное время топтать свое «Я» без негативных последствий для психики. Опустошая душу, загоняя на уровень бессознательного естественные для нас эмоции и чувства, мы рискуем получить большие неприятности в будущем.

Справедливо говорят, что любовь – это цветок, которому нужны не только соответствующие климатические условия, но и постоянная забота, полив и уход. Зарождающаяся любовь – еще более нежный и тонкий росток, который может погибнуть от одного единственного сквозняка. Например, если человек дорог нам – надо уступать ему. Осознанные многочисленные уступки в мелочах дадут нам моральное право при решении принципиальных вопросов настоять на своем. Но в тех случаях, когда затронуты наши жизненные ценности, ни в коем случае нельзя позволять «садиться себе на голову», как бы мы хорошо не относились к партнеру и как бы, ни были в нем заинтересованы. Такие уступки не приведут ни к чему хорошему, и в дальнейшем только усугубят ситуацию.

Жизнь устроена так, что получить желаемое часто намного легче, чем его сохранить. Любовь, а особенно ее поддержание на «высокой ноте», требует постоянного труда, настойчивости и самопожертвования. Любя кого-то, мы готовы пожертвовать ради него всем. Самопожертвование всегда идет рука об руку с любовью, и многие любящие люди приносят в жертву партнеру свои самые заветные желания. Всецело посвятив себя другому человеку, мы утрачиваем контакт со своим внутренним миром, становимся нерешительными, теряем способность находить свой путь в жизни и продвигаться по нему. Стремление пожертвовать многим ради близкого человека – это замечательно. Но жертвовать всем, не задумываясь о последствиях, переступая через свои мечты и планы – это большая и непростительная ошибка. Поверьте, человек, который по-настоящему вас любит, не примет такую жертву. А ради того, кто просто притворяется любящим, зачем на нее идти?

Нельзя путать любовь со страстью. Страстное увлечение – это еще не любовь. Настоящая полноценная любовь предполагает взаимность – когда положительных чувств и эмоций вы получаете от партнера не меньше, чем отдаете ему сами. Состояние страстной влюбленности аналогично состоянию, вызванному употреблением возбуждающих средств. Чувствуем себя энергичными, уменьшается потребность в отдыхе, снижается аппетит и повышается чувство оптимизма. Мы становимся сильнее, целеустремленнее, кажется, что способны свернуть горы. Но у всего этого есть и обратная сторона. Многие, потеряв рассудок от наслаждения, вызванного взрывом эмоций, забывают, что состояние эйфории, каким бы приятным оно ни было, обязательно пройдет. Пройдет, как проходят все сильные эмоции, и тогда должны быть готовы к тому, что если любовь не состоится, выход из состояния страстного увлечения почти всегда будет сопряжен с сильной депрессией и апатией.

Надо ли добиваться любви человека, несовпадающего с вами по большинству установленных нами критериев? Многие мужчины и женщины, безуспешно осаждающие потенциального партнера, надеются, что может быть со временем все изменится и, в конце концов, он полюбит. В мире нет двух одинаковых людей, нет и не может быть однозначного ответа на этот вопрос. Но, если вы доверились своим чувствам, и собрали необходимую информацию, проанализировали ее и убедились, что причины невнимания к вам связаны с полным неприятием вашего генотипа, проще и лучше уйти. Невозможно кардинально изменить то, что веками накапливалось в генах и досталось вам и ему в наследство от папы с мамой. Возможно, при должных усилиях вы сможете завоевать тело партнера, но вряд ли сможете полностью покорить душу, а поэтому в будущем вас могут ожидать серьезные проблемы.

Возвращать ушедшего партнера сложно и часто бесполезно. Совершивший этот поступок однажды, способен повторить его снова и снова, и теперь уже с большей легкостью, благодаря полученному опыту. Расставание с любимым человеком – это тяжелый стресс. Мы теряем не только партнера, но и представление о своем будущем. Для психологического равновесия человеку необходимо всегда представлять, что его ждет впереди сегодня, завтра, через год. Все его мысли и планы на будущее, как правило, связаны с конкретным человеком, идущим по жизни рядом, и его потеря вызывает ощущение, что будущего нет. Но это большое заблуждение. Разрушилось лишь ваше представление о будущем, а не само будущее.

Прошлое определяет наше настоящее и будущее. Мы часто переживаем то, чего уже давно нет. Прошлое – это наши воспоминания и связанные с ними ощущения. А эти ощущения подвластны человеку. Наиболее простой способ перепрограммировать прошлое – написать книгу о своей жизни, не для печати, для себя. Главное, подробно отразить в ней все события, до сих пор волнующие вас. Хорошо, если вы опишите моменты, вызывающие болезненные воспоминания с юмором, как бы переписывая их заново. Написанное начнет собственное существование и, читая историю своей жизни, вы посмотрите на нее как бы со стороны. Посмотрите и поймете, что все в ней закономерно, одно событие вытекает из другого, а значит, все случилось так, как должно было случиться. Не давайте читать написанное никому, даже своим близким. Вы сами сводите счеты со своим прошлым, оставляя на бумаге все ошибки и обиды.

Я убежден, что абсолютно каждый человек «пришел» в эту жизнь, чтобы познать любовь, любовь к себе – это понять, признать, принять свое «Я» во всех проявлениях, даже если мы не согласны с этим. Источником нашего благополучия являемся мы сами – а не признания и похвалы со стороны других. Вот почему так важно знать свое «Я», это позволяет нам заняться исцелением, а не изменением себя. Любовь – это не мистическое чудо, а целительная сила, которая появляется неизвестно откуда и с ним ничего нельзя поделать, явление, имеющее свои закономерности, которыми можно управлять.

А потому желаю вам любви!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *