Кто такая дура соня
Урок внеклассного чтения в 11-м классе по рассказу Т.Толстой «Соня». Тема: «Каждый выбирает по себе…»
Разделы: Литература
Последние 10 лет не умолкают дискуссии о современной женской прозе, активно заявившей о себе в 1980годах. Появление на литературном горизонте таких ярких и разных писательниц, как Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая, Людмила Улицкая, Виктория Токарева сделало актуальным вопрос о новом явлении «женская литература». Одной из основных тем современной женской прозы является тема «семьи» и тема любви. Сегодня мы будем говорить об особенностях творчества представителя не только женской прозы, но и представителя направления, которое в литературе называется «жестокая проза».
Работа первой группы
Портрет Сони: автор отмечает нелепую внешность, нелепую одежду
Возраст – ровесница века – «в 41 году ей должно было исполниться 40….»
Внутренний облик: «Ясно одно – Соня была дура». Четыре раза на протяжении рассказа утверждается, что Соня – дура. В чем же заключается Сонин идиотизм? Незаменимость на кухне, швейные достоинства, готовность погулять с чужими детьми «торты накручивала великолепные». Соню любят дети.
Очень интересен набор лексических средств, передающих разговоры о Соне: «пользоваться», «перебрасывать», «разумная очередь». И это идиотизм? Окружающие бессовестно используют ее.
— Интересно, а кто Соню называет дурой? (Это ее знакомые, общество, которое ее окружает)
— Кто эти люди, которые ее окружают? Как характеризует их автор? («Интересные, по-настоящему содержательные люди», оставившие концертные записи, книги, монографии по искусству). Какие судьбы!
— Что мы знаем о судьбах этих людей? Их имена? Что они написали? Названия книг и монографий (ничего не осталось в памяти)
— С какой интонацией рассказывает о них автор? (с иронией)
— Как характеризуется один из самых ярких представителей этого общества – Лев Адольфович? Значение имени.
— Имя «Соня». Каково значение имени? Для русской литературы имя не случайно. Вспомните литературных героинь с таким же именем (Сонечка Мармеладова, Сонечка у Улицкой)
— Что было самым чудесным в жизни Сони? (Ее эпистолярный роман с Николаем)
— Кому обязана своим счастьем Соня? (Аде)
Была ли Соня счастлива?
— Т.Толстая дарит Соне мечту, сказку. Но, как справедливо заметил А.Генис, «Толстая отнюдь не добрый волшебник, и сказки у нее с плохим концом. Мир страшен сам по себе. Жизнь изначально трагична уже потому, что подчиняется времени»
Вывод: за нелепой внешностью Сони таится чистая, возвышенная, романтическая душа.
— Из-за чего она решает начать переписку Сони и Николая? (Она мечтает наказать Соню)
— Почему не хочет прервать Сонину переписку с Николаем? (понимает, что, отняв самую главную иллюзию- любовь к Николаю убьет ее)
— Как живется Аде во время войны? («Копала рвы», съела все, что можно было, отвезла в братскую могилу отца, потом брата. Значение имени символично: Ада Адольфовна – от Адольфа Гитлера. Имя принесло ей, видимо, немало горя в годы войны.)
Символична брошка Ады («Большая камея приколота у горла, на камее кто-то кого-то убивает: щиты, копья, враг изящно упал»).
Вывод: За красивою внешностью скрывается «змеиная душа». Образы Сони и Ады противоположны в рассказе». Красота-явление преходящее.
Время и пространство
Анализ художественных средств рассказа.
— Т.Толстая утверждает, что в любом ее произведении есть фраза, которая является ключом к тексту и открывает суть ее произведения. Какая это фраза? В чем ее смысл? «Голубков огонь не берет»
По закону справедливости каждому воздается по его выбору, по его вере. Докажите это.
Соня прожила свою жизнь счастливо, она осталась в памяти людей, спасла своего Николая от неминуемой смерти, ушла в небытие в самый счастливый момент своей жизни).
— Соня идет с баночкой сока к своему Николаю. Кого она увидела? Кому отдала бесценную баночку сока?
А) материализовавшемуся Николаю?
Б) Соня приняла Аду за Николая?
В) Соня поняла, что это Ада, но это было уже не важно. «Она благословила свою счастливую судьбу и ушла за водой, чтобы больше никогда не вернуться»?
Написать эссе «В чем же заключается смысл человеческой жизни?»
Поэтика рассказа Т.Толстой «Соня» 11 класс
«Поэтика рассказа Т.Н.Толстой «Соня». Черты постмодернизма в нём».
Цели урока: развитие коммуникативной, лингвистической, речеведческой, социокультурной компетенций посредством совершенствования умения производить многоаспектный анализ прозаического текста.
Мы с вами познакомились с очень интересным направлением в литературе постмодернизмом, предполагающим создание поэтической системы, способствующей духовному возрождению человечества.
Ирония и пародирование — первый толчок к сомнению в неоспоримости канонов, которые должны возникнуть у читателей.
Прием игры — читатель всегда втянут в процесс игры: он догадывается, домысливает, находит второй и третий смысл.
Внимание к «маленькому человеку» Маленький человек – это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.
2.Цели и задачи урока
— Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом Т.Н.Толстой, которая представляет такое художественное направление, как постмодернизм; проведем многоаспектный анализ рассказа «Соня», найдем приметы постмодернизма в нем. Узнаем о сценической судьбе рассказа. Возможно ли отнести рассказ Т.Н.Толстой «Соня» к литературе постмодернизма? На этот вопрос нужно будет ответить в конце урока:
3.Знакомство с биографией Т.Н.Толстой.
Так что же вы можете рассказать о писательнице. Слово вам, господа читатели!
(Явная реминисценция. Ещё не зная содержание рассказа, я могу предположить, что за судьба у его героини. «Вечная Сонечка. » Ну конечно, Соня Мармеладова. Бескорыстие Сони, умение любить, готовность идти за любимым на край света, бескорыстие, любовь к детям, готовность к самопожертвованию, умение прощать, детски наивная, чистая душа.)
-Вспомните, какой литературный герои ведет любовную переписку и при этом ни на что не надеется? (Желтков «Гранатовый браслет»). Еще одна реминисценция.
-Как называется этот литературный прием? (оксюморон. Может, этот оксюморон должен помочь нам в художественном осмыслении вопросов жизни и смерти, смысла жизни, итога жизни?
Расскажите, что вы узнали о Соне? (портрет, возраст, внешность, специальность, внутренний облик, поступки).
Составьте кластер «Черты характера Сони»
— В чём же проявляется «идиотизм» Сони?
Создается впечатление, что это рассказывает кто-то из знакомых Ады. Это ее знакомые. Это рассказчик, который находится внутри событий. Очевидно, Толстая настолько доверяет читателю, что уверена: он прекрасно разберется. что есть хорошо, а что плохо.
— Давайте выясним, какие герои окружают Соню?
— Расскажите и составьте кластер об Аде.
Возраст: видимо, чуть моложе Сони,
Значение имени: Ада – с древнеевр. – нарядная, украшенная. Первое, что поддерживает имя, это красота. Значение имени символично: Ада Адольфовна – от Адольфа Гитлера. (Имя принесло ей, видимо, немало горя в годы войны.)
в 33 году она “в своей лучшей форме ” – теннис, байдарки, поклонники, тут-то и придуман “адский планчик”,
в 90-е годы Ада Адольфовна – парализованная старуха под девяносто
Какой мы видим Аду в начале рассказа? («Женщина острая, худая, по-змеиному элегантная». Термин «змеиная» означает умение укусить исподтишка.
Из-за чего она решает начать переписку Сони и Николая? (Мечтает отомстить)
Почему не хочет прервать их переписку? (Понимает, что это убьёт Соню)
Символична брошка Ады. Как она выглядит? («Большая камея приколота у горла, на камее кто-то кого-то убивает: щиты, копья, враг изящно упал»)
Вывод: За красивой внешностью Ады скрывается змеиная душа. Красота – явление преходящее.
-Какие еще герои окружают Соню?(просмотр отрывка фильма «Дом на песке» 1.27-2.38)
1.Дайте характеристики героям. Что мы знаем о судьбах этих людей?
Сами себя эти люди считают интеллектуалами, здесь есть и писатели, и авторы научных монографий: «И сколько было действительно интересных, по-настоящему содержательных людей, оставивших концертные записки, книги, монографии по искусству». Но характеристика Льва Адольфовича двойственная: «негодяй в сущности, но умнейший человек и в чем-то миляга».
-Что они написали? Названия книг? (ничего не осталось в памяти)
— С какой интонацией рассказывает о них автор? (с иронией)
2. Обратите внимание на имена героев.
3 . Какова позиция автора по отношению к ним?
Позиция автора скрыта от читателя. «Автор мёртв». Но, думается, она проскальзывает в иронических замечаниях к характеристикам героев.
5.Какую историю придумала Ада для развлечения? Как этот поступок характеризует Аду?
«Адский планчик»: Просмотр отрывка из к/ф»Дом на набережной» (14.46-16.16) или выразительное чтение учащихся.
Как об этом сказано в тексте?
(“И вот надо же – жизнь устраивает такие штуки! – счастьем этим она была обязана всецело этой змее Аде Адольфовне”)
Но все разрушила война.
— Какие пронзительные детали описания блокадной жизни Ленинграда вы
нашли?
Слово учителя Мы не знаем, что точно произошло с Соней, кроме того, что она «не успела эвакуироваться». Все остальное, только предположения автора.Какие это предположения? Соня не получила последнее письмо Ады, «могильную весть» и не узнала ее, когда пришла в квартиру Адиного отца. Перед ней лежал Николай «с черным страшным лицом, с запекшимися губами, но гладко побритый». Происходит полное превращение Ады в Николая… Соня, как и обещала в своих письмах, сознательно жертвует собой ради любимого человека.
— Что произошло бы, если бы Соня узнала, что Николай никогда не существовал? Изменило бы это ее решение?
Думаю, что нет. Одинокой героине для счастья оказалось нужно совсем немного – любить и быть любимой, это то, чего у Ады было слишком много, но так и не сделало ее счастливой. А Соня была переполнена счастьем от писем Николая, с которым она даже не могла встречаться. Вот почему можно говорить о Сониной мудрости, опирающейся на бесконечную веру в человеческую честность, порядочность, доброту и любовь. Красота физическая кратковременна и проходит, а перед красотой души – время бессильно.
-А сейчас посмотрим как изобразительно-выразительные средства «работают» на идею рассказа.
Проверка индивидуальных заданий
1. Язык рассказа насыщен тропами и фигурами речи: метафорами («стыло бульонное озерцо»), «Но напрасны попытки ухватить воспоминания грубыми телесными руками», «Кристалл Сониной глупости засверкал иными гранями «время всё съело»
-«Жил человек и нет его», «время всё съело». Эти метафоры повторяются дважды: в начале рассказа и в конце. Что же осталось?
.Найдите литературный прием «овеществление «, при помощи которого видно, как к Соне относятся в этой компании.
Но у Сони обнаруживаются необыкновенно полезные для общества качества: хорошо готовит, на нее можно оставить детей и квартиру.
сравнениями («истуканом сидела в торце длинного накрахмаленного стола», «Влюбилась так, что только оттаскивай», «выпекая, как автомат горячие почтовые поцелуи»), необычными эпитетами («лежала праздная ложка», «Сонины лошадиные черты», «нарядно бессмертная »), каждая новая мысль-предложение основано на инверсии («Было ли у неё счастье?», «не мешайте, дураки!»), синтаксические конструкции разговорного стиля («Год шел что-нибудь тридцать третий», «И вот надо же — жизнь устраивает такие штуки!»). каламбур: «адский планчик».
За неказистой внешностью Сони скрывается прекрасная душа, а за прекрасной внешностью Ады скрывается «змеиная » натура.
Сониных «голубков огонь не берёт». Брошь из детали превращается в символ вечной любви
В символический образ превращается и еще одна деталь – баночка томатного сока, спасшая Николая-Аду. Самые главные мысли Толстая формулирует кратко, емко, афористично: «Сока там было ровно на одну жизнь»
Т. Толстая утверждает, что в любом ее произведении есть фраза, которая является ключом к тексту и открывает суть данного произведения Дух и Душа произведения
Давайте подумаем, какая это ключевая фраза в рассказе?
«Голубков огонь не берет» В ней смысл произведения. Ещё одна реминисценция. С каким произведением? рукописи не горят» (М.Булгаков)
Пристально вдумаемся в данную фразу…
Какова идея данного произведения, Дух и Душа произведения? (Любовь не убивается временем, истинная красота не уничтожается временем!)
Просмотр отрывка студенческого спектакля
-Режиссёр рижского театра Алвис Херманис по-своему представил Соню.
Просмотр новостной ленты о спектакле
— любовь «Голубков огонь не берет»
-счастье «Уж что-что, а счастья у нее было»
-самопожертвование «Сока там было на одну жизнь»
-о внутренней и внешней красоте
-о выборе (каждый выбирает по себе)
Закончить урок хочу словами Т.Толстой:
«Мне интересны люди „с отшиба“, то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил»
Домашнее задание: написать эссе по любой из проблем рассказа. Прочитать рассказ Т.Толстой «Смотри на обороте» и рассказ А.П.Чехова «Студент».
Краткое содержание «Соня»
Всего получено оценок: 46.
О произведении
Рассказ «Соня» Толстой Татьяны, написанный в 1984 году, повествует о некрасивой и глупой, но очень доброй женщине, пожертвовавшей собой ради спасения вымышленного возлюбленного. Она стала жертвой жестокой шутки, но смогла продемонстрировать всё величие и благородство своей души.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Соня», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Все прекрасно знали, что « Соня была дура. Это её качество никто никогда не оспаривал ». В своей глупости Соня была настолько бестактной, что запросто могла спросить у мужчины в присутствии его жены, как звали красивую даму, с которой тот был в филармонии. Известный насмешник Лев Адольфович даже сказал по этому поводу, что « если человек мёртв, то это надолго, если он глуп, то это навсегда ».
Соня работала в музее « каким-то там научным хранителем ». Выглядела она под стать своей скучной работе: крупная, неуклюжая с толстыми косолапыми ногами и в нелепой одежде, которая подчёркивала все недостатки её фигуры. У Сони была брошка в виде эмалевого голубка, с которой она никогда не расставалась. Она прекрасно шила, но почему-то не могла сшить себе ни одного приличного платья или костюма.
Соня была отличной хозяйкой: « торты накручивала великолепные » и даже из требухи могла приготовить кулинарный шедевр. Кроме того, она любила детей и неизменно соглашалась на просьбы присмотреть за малышами, когда их родителям нужно было отлучиться по делам или даже отправиться в отпуск. Знакомые беззастенчиво пользовались добротой Сони и даже « устанавливали какую-то разумную очередь ».
У Льва Адольфовича была сестра, Ада — « женщина острая, худая, по-змеиному элегантная ». Однажды она тоже пострадала из-за « Сониного идиотизма » и хотела её наказать. Но не слишком сурово, а так, чтобы все могли посмеяться.
В тридцать третьем году, когда Соне было чуть за тридцать, Ада Адольфовна разработала план, который её брат Лев назвал « адским планчиком ». Ада, которая всегда превосходно выглядела и имела много поклонников, « предложила придумать для бедняжки загадочного воздыхателя, безумно влюблённого, но по каким-то причинам никак не могущего с ней встретиться лично ». Выдуманного поклонника назвали Николаем и придумали ему биографию: у него была жена и трое детей, а «жил» он в квартире Адиного отца. Никто не сомневался, что Соня не покажется по этому адресу: для этого она была слишком глупа, да и совесть не позволила бы ей рушить чужую семью.
Николай писал Соне лирические письма, в которых называл её путеводной звездой и пышной розой. Он признался, что, однажды увидев Соню в филармонии, влюбился с первого взгляда, но не мог встречаться с ней из-за чувства долга перед женой и детьми.
Началась бурная переписка. Соня сразу клюнула на приманку и « влюбилась так, что только оттаскивай ». Вся компания — « Ада, Лев, ещё Валериан, Серёжа, кажется, и Котик » — веселилась до упаду, читая Сонины письма и сочиняя ей послания от Николая. Однажды Соня потравила Николаю своё единственное украшение — белого эмалевого голубка, и поклялась « непременно отдать за Николая свою жизнь или пойти за ним, если надо, на край света ».
Спустя какое-то время эта затея начала надоедать: Соня оказалась на удивление очень скрытной и никому не рассказывала о своём поклоннике. « Валериан, Котик и, кажется, Серёжа по разным причинам отпали от участия в игре », и только Ада упорно продолжала писать письма от лица Николая.
С приходом войны и Ада, и Соня не успели эвакуироваться, оставшись в блокадном Ленинграде. Ада, похоронив отца и брата, медленно умирала голодной смертью в своей квартире. В прощальном письме Соне она написала, « что все ложь, что она всех ненавидит, что Соня — старая дура и лошадь, что ничего не было и что будьте вы все прокляты ».
Вряд ли Соня получила это письмо, но она что-то почувствовала и отправилась на квартиру, где приготовилась к смерти Ада. Она принесла с собой « все, что у неё было — баночку довоенного томатного сока, сбережённого для такого вот смертного случая ». Соня напоила Аду соком с ложечки, а сама ушла за водой, « чтобы больше никогда не вернуться — бомбили в тот день сильно».
Ада Адольфовна выжила и дожила до преклонного возраста. Сонины письма она, по-видимому, сожгла в ту страшную зиму.
Заключение
Произведение Татьяны Толстой демонстрирует, насколько безнравственно играть чужими чувствами. Добрая и наивная женщина, оказавшись главной героиней розыгрыша, искренне верит в вымышленную любовь и кладёт к её алтарю собственную жизнь.
После ознакомления с кратким пересказом «Соня» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Урок + презентация «Каждый выбирает по себе» (по рассказу Т.Толстой «Соня»)
Выбранный для просмотра документ Каждый выбирает по себе. doc
«Каждый выбирает по себе…»
(Урок по рассказу Татьяны Толстой «Соня»)
Никифорова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка
и литературы МБОУ «Карпогорская ВСОШ №51»
познакомить учащихся с понятием «жестокая проза» на примере рассказа «Соня» Т. Толстой;
проследить связь творчества Татьяны Толстой с литературой 19 века;
развить умения и навыки анализа прозаического произведения: определение темы и идеи, особенностей изображения героев, изобразительно-выразительных средств языка произведения, сюжетно-композиционных особенностей текста, определение авторского отношения к изображаемому;
воздействовать на эмоциональное восприятие учащихся; воспитывать в внимательное отношение к близким людям, толерантность.
«Толстая отнюдь не добрый волшебник, и сказки у неё с плохим концом. Мир страшен сам по себе. Жизнь изначально трагична уже потому, что подчиняется времени» (А.Генис).
«В её рассказах помещаются только маленькие люди – не Башмачкины, а Стойкие Оловянные солдатики» (П. Вайль).
«…маленький человек – это человек нормальный» (Т.Толстая).
«…вечная Сонечка, пока мир стоит…», « Это человек-то вошь?» (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).
Мультимедиа: презентация, кадры из спектакля «Соня» и художественного фильма «Дом на песке», музыкальное сопровождение – гр. «ЧайФ» («Соня любит Петю»)
Предварительная подготовка: чтение учащимися рассказа Т.Толстой “Соня”.
Тип урока: изучение нового материала
Вступление (стих. «Каждый выбирает для себя», Ю.Левитанский)
Сообщение учащегося о жизни и творчестве Т.Толстой.
А) Анализ образа Сони
Б) Анализ образа Ады
Г) Анализ художественных средств
5. Домашнее задание.
1.Вступление: чтение учителем стихотворения Юрия Левитанского
Каждый выбирает для себя
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Тема нравственного выбора всегда остро стояла в литературе. Современная литература тоже поднимает этот жизненно важный вопрос.
Последние 10 лет не умолкают дискуссии о современной женской прозе, активно заявившей о себе в 80-х годах. Появление на литературном горизонте таких ярких и разных писательниц, как Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая, Людмила Улицкая, Виктория Токарева сделало актуальным вопрос о новом явлении «женская литература». Одной из основных тем современной женской прозы является тема семьи и тема любви. Но сегодня мы посмотрим, как уживаются вместе женская литература и направление, которое в литературе называется «жестокая проза» на примере рассказа «Соня» Татьяны Толстой. Но немного об авторе… (слайд №1)
Татьяна Никитична Толстая (р.1951) – прозаик, эссеист, критик, во многом определившая литературное лицо 1990-х годов, единодушно признана одним их самых ярких авторов нового поколения. Внучка писателя Алексея Николаевича Толстого и переводчика Михаила Леонидовича Лозинского. После окончания средней школы и классического отделения филологического факультета Ленинградского университета долгое время работает в издательстве. С 1974 г. живет в Москве. Писать, по собственному признанию, начала случайно. (Слайд №2) Первый сборник рассказов “На золотом крыльце сидели…” появился в 1987 году, затем появились еще 3 сборника, рассказ “Соня” входит в книгу “Река Оккервиль”. В 2000 и 2002 году вышли книги “День” и “Ночь”, за роман “Кысь”, который создавался 14 лет, в 2001 году писательница получила премию “Триумф». С начала 90-х Татьяна Толстая подолгу живет в Америке, преподает в различных университетах историю и теорию литературы.
* Портрет (нелепая внешность, нелепая одежда)
* Возраст: ровесница века (“в 41году ей должно было исполниться 40”)
По-своему представили Соню режиссёр одноимённого спектакля и режиссёр художественного фильма «Дом на песке»
Презентация (кадры из спектакля и фильма «Дом на песке» под песню группы «ЧайФ» «Соня любит Петю») (слайд №4)
В литературе XIX века появляются герои, похожие друг на друга. Это литературные «типы» («маленький» человек, «лишний» человек) или «двойники» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «двойники» Раскольникова).
Это герои одного периода или одного автора, но есть и «сквозные» персонажи, встречающиеся в произведениях писателей разных эпох, но имеющие сходство не только внутреннее и внешнее, но и похожие судьбы. Таковой является образ «вечной Сонечки», которую мы встречаем впервые в литературе XIX века. В каком произведении?
Что общего у героинь? (Бескорыстие, умение любить, готовность к самопожертвованию, неприспособленность к жизни, любовь к детям)
Каково значение имени «Соня»?
Имя «Софья» имеет древнегреческое происхождение и означает мудрость. Соня – нежная, добрая. В отношениях с незнакомыми людьми стеснительна и не отличается излишней доверчивостью, в то же время она способна проявить сочувствие к слабому и беззащитному существу и оказать посильную помощь человеку, попавшему в затруднительное положение.
Как окружающие позволяют шутить над Соней? Как вы относитесь к подобным “шуткам”? Прочитайте эпизод о разработке “адского планчика”. Почему не удалась в полной мере затея? О каких личных качествах Сони это говорит? Унижая другого человека, люди, в первую очередь, унижают себя, потому что демонстрируют низкие стороны своей души. Достойное поведение Сони, напротив, вызывает уважение и жалость читателя к человеку, не приспособленному к жизни в мире обмана и нечистоплотности.
Что в Соне есть кроме безобразной внешности?
Что было самым чудесным в её жизни? (эпистолярный роман с Николаем) Кто создал для неё это счастье? Вот об этом сейчас и поговорим…
Б) Анализ образа Ады (слайд №5)
Возраст: видимо, чуть моложе Сони,
в 33 году она “в своей лучшей форме” – теннис, байдарки, поклонники, тут-то и придуман “адский планчик”,
в 41 она тоже в блокадном Ленинграде, сын эвакуирован с детским садом,
баночка томатного сока спасает ей жизнь,
в 90-е годы Ада Адольфовна – парализованная старуха под девяносто
Значение имени:Ада – с древнеевр. – нарядная, украшенная.
Какой мы видим Аду в начале рассказа? («Женщина острая, худая, по-змеиному элегантная». Термин «змеиная» означает умение укусить исподтишка.
Из-за чего она решает начать переписку Сони и Николая? (Мечтает отомстить)
Почему не хочет прервать их переписку? (Понимает, что это убьёт Соню)
Как живётся Аде во время войны
Символична брошка Ады. Как она выглядит?
За красивой внешностью Ады скрывается змеиная душа. Красота – явление преходящее.
Почему этот рассказ не об Аде? (слайд №6) Потому что самое большое чудо в своей жизни – спасительную баночку сока блокадным декабрем – она не заслужила. И не заслужила не потому, что когда-то в 33 году придумала в наказание Соне эпистолярную любовь, Николая, а потому, что зимой 41 отреклась от нее: написала Соне, что “все ложь, что она всех ненавидит, что Соня – старая дура и лошадь, что ничего не было и что будьте вы все прокляты”. И обвинять-то ее в этом тяжело – “было не до любви” в декабре 1941 года. Но вот Соне же было до любви…
Потому и рассказ о Соне (Так Гончаров пишет роман об Обломове, а не о Штольце. Литература защищает, оберегает того, у кого все отнимается в жизни. Так сказке милее всех Иванушка-дурачок. А наша Соня – четырежды будет сказано в тексте – “дура”.)
Ада обязана Соне жизнью. Но и Соня обязана Аде своим счастьем. Так все удивительно переплелось в этой жизни.
Чем была бы ее жизнь без романа в письмах – повседневность, обыденность, быт. Но Соня заслужила и другое.
И Толстая дарит Соне мечту, сказку. Вернее, Ада (“И вот надо же – жизнь устраивает такие штуки! – счастьем этим она была обязана всецело этой змее Аде Адольфовне”). В этой сказке все было, как и положено: королевич, королевна, живая вода. И уже непонятно, что в ее жизни вообще было настоящим, а что выдуманным. Однако, как справедливо заметил А.Генис, “Толстая отнюдь не добрый волшебник, и сказки у нее с плохим концом. Мир страшен сам по себе. Жизнь изначально трагична уже потому, что подчиняется времени”.
Одна из особенностей авторского повествования – несобственно-прямая речь. Авторское повествование звучит как диалог, причём автор здесь больше слушатель или журналист, берущий интервью, а высказаться получают право герои. Через речь персонажей “проглядывает” и их облик, и обстановка, в которой происходит беседа.
В каких эпизодах вы увидели автора?
Г) Анализ художественных средств
*Толстая утверждает, что в любом её произведении есть фраза, которая является ключом к тексту и открывает суть произведения. («Голубков огонь не берёт») В чём смысл фразы? Брошь – предметная деталь – превратилась в символическую, она символизирует любовь, мысль о вечности и истинности любви. В пространстве и времени любовь, красота души, добро вечны. У Сони было единственное украшение – эмалевый голубок. Брошь для неё – это часть души.
По закону справедливости каждому воздаётся по его выбору, по его вере. Докажите это. (В конце рассказа Ада – 90-летняя парализованная старуха, она никому не нужна, никем не любима. Соня прожила свою жизнь счастливо, она осталась в памяти людей, спасла своего Николая от неминуемой гибели, ушла в небытие в самый счастливый момент своей жизни)
В символический образ превращается и еще одна деталь – баночка томатного сока, спасшая Николая-Аду. Самые главные мысли Толстая формулирует кратко, емко, афористично: “Сока там было ровно на одну жизнь”. Кому Соня отдала баночку сока? Узнала ли она Аду?
Вера человека в его мудрость и красоту души сближает писателей XIX и XX веков.
Образы «вечных Сонечек» прекрасны и правдивы. Они смиренны, кротки, но готовы испепелять себя ради любимых людей, поддерживая их в трудную минуту. Преодолевая немыслимые тяготы, они несут добро. Жертвенность не может быть напрасной. «Красота спасет мир», — сказал князь Мышкин, герой романа Достоевского «Идиот». «Красота души спасет мир!» — говорим мы
Написать эссе «В чём заключается смысл человеческой жизни»