Латентный риск вовлечения что это

Аналитическая справка по проведению дистанционного социально-психологического тестирования по выявлению обучающихся «групп риска», склонных к аддиктивному и суицидальному поведению и организации прфилактической работы

Департамент образования мэрии города Новосибирска

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 41»

Аналитическая справка по проведению дистанционного социально-психологического тестирования по выявлению обучающихся «групп риска», склонных к аддиктивному и суицидальному поведению и организации прфилактической работы

Приказ министерства образования Новосибирской области от 16.09.2019 №2186

Письмо департамента образования мэрии города Новосибирска от 16.09.2019 №14/14/09708

Письмо заместителя начальника департамента образования – начальника управления от 10.10.2019 №14/14/11014

Письмо министерства образования Новосибирской области совместно с Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям (ОЦДК) от 11.09.2019 № 8249-03/25 об организации проведения СПТ

План внутреннего мониторинга и контроля качества образования в рамках ВСОКО МБОУ СОШ № 41на 2019/2020уч.год

выявление степени психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях, выявление обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в дезадаптивные формы поведения

(аддиктивного, суицидального поведения) с последующей организацией профилактической работы

3. Сроки проведения:

С 21.10. по 18.11.2019

4. Объект контроля (мониторинга):

Учащиеся от 13 до 18 лет МБОУ СОШ №41

5. Вид контроля (мониторинга):

6. Форма сбора информации:

Педагог-психолог Юдина Д.С., Жукова И. В., социальный педагог Иванова В. Н.

8. Нормативные документы, регламентирующие работу:

Положение об оказании психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в МБОУ СОШ № 41;

План работы педагога-психолога;

Письмо министерства образования Новосибирской области от 23.01.2019 № 464-03/25 об организации проведения социально–психологического тестирования среди обучающихся образовательных организаций на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также скринингового исследования несовершеннолетних на выявление несовершеннолетних с суицидальным поведением;

Письмо министерства образования Новосибирской области от 11.09.2019 № 8249-03/25 об организации проведения социально-психологического тестирования;

« Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях…», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 16.06.2014№658;

Методические рекомендации по проведению разъяснительной работы с родителями обучающихся в целях предупреждения отказа от участия в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

В соответствии с Письмом министерства образования Новосибирской области от 11.09.2019 № 8249-03/25 об организации проведения социально-психологического тестирования, « Порядком проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях…», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 16.06.2014№658; проведено социально-психологическое тестирование на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

В 2019-02020 учебном году тестирование осуществлялось с использованием новой Единой методики социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ2019), утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации. Методика направлена на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. ЕМ СПТ-2019 является опросником и состоит из набора вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Тесты, используемые в ЕМ СПТ-2019, направлены на выявление степени психологической устойчивости респондентов в трудных жизненных ситуациях и представлены в трех формах: для учащихся 7-9 классов, 10-11 классов, для студентов СПО и ВУЗов.

В 2019-2020 учебном году тестирование проводилось с 21.10 2019 по 18.11.2019 года в электронной форме с использованием автоматизированной системы интернет-тестирования и анкетирования лиц на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. На основании выборки и анализа достоверных и недостоверных ответов автоматически были рассчитаны значения, формирующие латентный риск вовлечения и явный риск вовлечения. Эти данные стали основой для анализа итогов результатов социально-психологического тестирования.

Необходимо отметить, что в связи с применением новой методики в проведении социально-психологического тестирования невозможно провести сравнение результатов тестирования 2019-2020 учебного года с результатами проведения тестирования предыдущих лет, так как методики, по которым проводилось СПТ, основаны на различных подходах в формировании итоговых результатов. При этом необходимо понимать, что результаты, полученные в результате проведения социально-психологического тестирования по единой методике не могут быть использованы для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента. Данные результатов тестирования были использованы для проведения профилактической работы с обучающимися.

Предварительно нами была проведена информационная кампания для обучающихся и их родителей, разъясняющая цель и правила проведения социально-психологического тестирования (СПТ). После получения согласий были организованы встречи с участниками предстоящего тестирования, на которых педагог-психолог школы Д. С. Юдина и И. В. Жукова подробно объяснили, как нужно подготовиться к этой процедуре, и ответили на все вопросы обучающихся.

В 2019-2020 учебном году количество обучающихся, подлежащих участию в социально-психологическом тестировании составило 395 человек, из них приняли участие в тестировании 254человека (5 человек – это дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей), количество отказавшихся 141 человек (не смогли принять участие в тестировании по разным причинам и отнесены к количеству не давших письменного согласия по иным причинам).

Тестирование с использованием методики «Аддиктивная склонность», применяемое в предыдущие годы, предполагало участие выборочных групп обучающихся. Так, в 2018-2019 учебном году тестирование предлагалось учащимся общеобразовательных организаций с 5 по 11 класс, всего в исследовании приняли участие 143 человека. Применение ЕМ СПТ-2019 позволило увеличить охват участников тестирования в 2019-2020 учебном году на 111 человек.

С целью исключения результатов обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально, в ЕМ СПТ-2019 был предусмотрен алгоритм селекции недостоверных ответов.

По результатам автоматической обработки итогов тестирования доля достоверных ответов составляет 56,69% от общего количества подлежащих тестированию респондентов (144 человека). На недостоверные ответы приходится 43,30% (110 человек). ЕМ СПТ – 2019 выявляет латентную (незначительную) и явную психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.

Низкая психологическая готовность к аддиктивному поведению (незначительная вероятность вовлечения) выявлена у 127 респондентов, что составляет 50% от общего количества респондентов, подлежащих тестированию.

Группа обучающихся с незначительной вероятностью вовлечения в зависимое поведение – это группа обучающихся, нуждающихся в активной профилактической работе со стороны всех участников образовательных отношений.

Необходимо иметь ввиду, что данные показатели характеризуют лишь возможные вовлечения несовершеннолетних в зависимость и слабую сопротивляемость социуму в вопросе приема и использования наркотических средств и не могут быть использованы как показатели для выявления наркозависимости.

В соответствии с письмом министерства образования Новосибирской области от 29.11.2019 № 11384-03/25. В соответствии с межведомственным приказом министерства здравоохранения Новосибирской области и министерства образования Новосибирской области от 31.08.2015 № 2614/2453 «Об организации взаимодействия при проведении мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся государственных образовательных организаций Новосибирской области, подведомственных министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, муниципальных общеобразовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области», согласно письму заместителя начальника департамента образования мэрии города Новосибирска от 02.12.2019 № 14/14/13470 «О проведении ПМО», по итогам проведения социально-психологического тестирования в МБОУ СОШ №41, результаты тестирования (поименные списки обучающихся, подлежащих прохождению профилактических медицинских осмотров, проводимых по итогам социально-психологического тестирования) направлены в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический наркологический диспансер. Всего таких обучающихся было направлено 5 человек (2 семьи написали отказ).

О передаче списка обучающихся, подлежащих медицинскому осмотру, было сообщено департаменту образования мэрии города Новосибирска 05.12.2019 года.

Также в соответствии с вышеперечисленными письмами и приказами до 24.01.2020 были проведены родительские собрания с родителями (законными представителями) по информированию о необходимости участия в профилактических медицинских осмотрах.

Информацию о графиках проведенных родительских собраний мы представили в департамент образования мэрии города Новосибирска 24.01.2020 . Всего было проведено 22 родительских собрания, в которых приняли участие 421 родитель.

Реализация по профилактике и минимизации факторов риска и усилению факторов защиты, осуществлялась через совместную работу администрации школы, учителей, психолога, социального педагога и медицинского работника школы.

С самого начала в своей работе мы руководствовались нормативно-правовой базой, инструктивно-методической документацией, разработанным планом мероприятий, по которому велась основная работа. Был собран и обновлен банк данных по результатам диагностики СПТ, который позволил организовать работу с учащимися «группы риска» (дети прошедшие СПТ). Результаты СПТ с выявленным риском доведены до сведения родителей (законных представителей), классных руководителей, составлены планы индивидуальной работы с данными обучающимися.

В феврале месяце мы получили методические рекомендации «Организация работы по результатам СПТ» составленные ГБУ НО «ОЦДиК» направленные на организацию профилактики девиантного поведения обучающихся в условиях образовательных организаций.

Руководствуясь предложенным алгоритмом дальнейшей работы по результатам СПТ мы осуществили:

1. Анализ результатов СПТ, руководствуясь данными методическими рекомендациями.

2. Ввиду очевидной необходимости комплекса превентивных мер, направленных на предотвращение негативных исходов и усиления позитивных результатов развития обучающихся мы выделили обучающихся групп повышенного внимания, в которые вошли:

3. Анализ таблиц 4,5,6 методических рекомендаций для определения направлений работы с данными группами обучающихся.

4. Для каждой из выявленных групп повышенного внимания составлен график проведения профилактических мероприятий, разработанных в соответствии с учетом выраженности различных факторов. Данные мероприятия представлены в Таблице 1:

Необходимые направления и мероприятия профилактической, коррекционно-развивающей, воспитательной работы

Источник

Справка по результатам СПТ20

по результатам группового социально-психологического тестирования

на выявление склонности подростков к вовлечению в употребление психоактивных веществ МБОУ в Будённовской СОШ №80

Цель тестирования: оценка вероятности вовлечения подростков в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты.

Дата проведения: с 28.09.20г. по 09.10.2020г.

Количество обследуемых: 103 человека.

Форма проведения: тестирование в режиме он-лайн.

Исследование проводилось в соответствии с приказом Минобразования Ростовской области от 17.08.2020 №650/263.1/71/222/73 «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и образовательных организациях высшего образования», на основании приказа управления образования Сальского района от 01.09.2020 №442 «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных учреждениях Сальского района», приказа по МБОУ Будённовской СОШ №80 от 01.09.2020 №166 «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся МБОУ Будённовской СОШ №80, с целью выявления лиц, склонных к немедицинскому употреблению ненаркотических средств и психотропных веществ.

ЕМ СПТ-2020 предназначается для выявления латентной (скрытой) и явной рискогенности социально-психологических условий, которые формируют у учащихся психологическую готовность к зависимому поведению, выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение. Оценка вероятности вовлечения в аддиктивное поведение осуществляется на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых.

Основные принципы проведения СПТ:

принцип добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 13 до 15 лет их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования;

принцип конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия;

принцип ненаказуемости: результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного взыскания;

принцип помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к педагогу-психологу.

Педагогом-психологом, классными руководителями проведена предварительная работа с родителями обучающихся с целью формирования у родительской общественности позитивного отношения к СПТ обучающихся, получение добровольных информированных согласий от максимального количества родителей. После получения согласий были организованы встречи с участниками предстоящего тестирования, на которых педагог-психолог школы подробно объяснила, как будет проходить данная процедура, и ответила на все вопросы обучающихся.

Из 104 обучающихся был 1 отказ родителей от тестирования (Алексей П, 8-Б класс).

В ходе тестирования были получены следующие результаты:

Количество обучающихся, принявших участие в СПТ

Количество обучающихся, оформивших в установленном порядке отказ от участия в СПТ.

Количество обучающихся, составивших по результатам СПТ «группу явного вовлечения»

Количество обучающихся, составивших группу «латентного риска вовлечения»

Источник

Социально-психологическое тестирование

Что такое социально-психологическое тестирование.

За короткий промежуток времени подростковое сообщество переживает по меньшей мере три тревожные тенденции.

Первая – синтетические наркотики. Молодежь перешла на синтетические вещества, которые можно легко «раздобыть», а эффект от их применения не так очевиден окружающим. Специалисты подчеркивают, что некоторые дети начинают употреблять синтетические вещества едва ли не с начальной школы. Несмотря на все предпринимаемые правительством меры, с каждым годом синтетические наркотики становятся все более и более смертоносными, и одновременно скрытыми. Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить употребление наркотиков ребенком, пока употребление не перерастает в необратимую стадию – зависимость. Позднее выявление приводит к росту общей заболеваемости, то есть к тяжелым медицинским и социальным потерям. При отсутствии профилактических мероприятий эти лица быстро пополняют группу больных наркоманией.

Третья – подростковая делинквентность (антиобщественное противоправное поведение). Новостей по теме подростковой преступности очень много, и это, к сожалению, не только кража шоколадки из магазина. Но есть проблема, имеющая не меньшие драматические и резонансные эффекты. Это, например, школьная травля (буллинг). Как правило асоциально настроенная молодежь просто преследует, прессует, избивает тех, кто по уличным законам жить не умеет.

Задача социально-психологического тестирования – выявить у детей исключительно личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать, или уже стали, значимыми факторами риска возможного вовлечения в зависимое поведение подростка, связанного с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.

Социально-психологическое тестирование проводится в образовательных организациях области в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:

· Федеральный закон от 07.06.2013г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».

· Приказ Министерства просвещения РФ от 20. 02. 2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях».

· Распоряжение Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.

Следует отметить, что с прошлого 2019/2020 ученого года процедура проведения социально-психологического тестирования в части использования инструмента кардинально поменялась. Данный факт, прежде всего, связан с внедрением Единой методики для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к зависимому поведению.

Единая методика социально-психологического тестирования.

Проведение социально-психологического тестирования на территории Свердловской области рекомендовано с использованием Единой методики социально-психологического тестирования (далее ЕМ СПТ), разработанной ФГБНУ «Центром защиты прав и интересов детей» совместно с МГУУ им. М.В. Ломоносова. Данная методика применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста с 13 до 18 лет включительно (или обучающихся в 7-11 классах общеобразовательных организаций и студентов 1-2 курсов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования).

Целью тестирования является выявление скрытой и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.

Методика не может быть использована для формулировки заключения о наличии наркотической или иной зависимости респондента.

К организации проведения социально-психологического тестирования в субъекте Российской Федерации и интерпретации его результатов допускаются специалисты, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие обучение по применению ЕМ СПТ.

Методика полностью или какая-либо ее часть не может находиться в открытом доступе для всеобщего ознакомления.

Принципы построения и проведения методики.

Научность. Все результаты и выводы, получаемые с помощью методики, формируются на основе научных подходов и подтверждаются статистическими методами обработки данных.

Конфиденциальность. Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится
в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Добровольность. Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее – информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя.

Достоверность. В методике используется трехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально.

Источник

Родителям о социально-психологическом тестировании

Родителям о социально-психологическом тестировании

Уважаемые родители обучающихся МАОУ СОШ №23!

Современный мир — это мир скоростей, мир стремительного темпа жизни, мир компьютерных технологий и новых возможностей, мир соблазнов и искушений. Жить в нем одновременно и интересно, и сложно.

Многие подростки кидаются в крайности: то бросаются в погоню за удовольствиями, то переживают разочарования, доходящие порой до поведения с риском для жизни.

Подросток хочет стать самостоятельным, считая себя почти взрослым. Взрослым – значит таким, как… Родитель? Герой боевика? Взрослый хулиган во дворе? или иным? Вот и подростку трудно разобраться в моделях взрослости, демонстрируемых ему со всех сторон. Но он точно знает, что быть взрослым – это в том числе позволять себе рискованное поведение.

Выделяют 2 типа рискованного поведения:

Вы скажете, что это точно не про вашего ребенка! К сожалению, так думают 99% родителей! Увы, не существует никаких гарантий того, что взросление вашего ребенка обойдется без «второго» типа рискованного поведения.

Что же необходимо знать родителю для того, чтобы разобраться в указанном вопросе?

Факторы риска — социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение и факторы защиты— обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.

Другими словами, ребенок должен научиться рисковать в пределах границ безопасных для жизни, приобретать важные навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами. А задача родителей вовремя заметить, распознать, предотвратить включение ребенка в ситуации опасные для его жизни.

С 2013 года во всех образовательных организациях Российской Федерации на основании Федерального закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее Закон) осуществляется процедура, направленная на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа:

С какой целью проводится СПТ обучающихся?

С какого возраста проводится СПТ?

В СПТ принимают участие лица, достигшие возраста 13 лет (с 7 класса) исключительно при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей (законного представителя). Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах.

Обучающиеся в возрасте 15 лет и старше дают добровольное информированное согласие на участие в социально-психологическом тестировании самостоятельно.

Если ребенок обучается в 7 классе, но не достиг возраста 13 лет, он также может стать участником СПТ при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей.

Что означает понятие «информированное добровольное согласие»?

В России понятие «информированное добровольное согласие» получает легитимность с момента принятия «Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.) и сохраняется в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Смысл, в котором используется это понятие в законе, раскрывается в IV разделе вышеупомянутого закона «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ». Во-первых, с помощью этого понятия фиксируется «согласие на медицинское вмешательство» (статья 20). Во-вторых, провозглашается право пациента на информацию о состоянии своего здоровья, «в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи» (статья 22), а также «право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него (гражданина) вредное влияние» (статья 23).

Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к наркотикам?

В 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации была введена Единая методика СПТ обучающихся, разработанная и подготовленная к внедрению Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. Вопросы Единой методики не содержат информацию о каких-либо наркотических средствах и психотропных веществах.

Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?

В соответствии с законодательством СПТ является строго конфиденциальным.

Родителям и подросткам дается гарантия, что информация, предоставляемая в рамках профилактических мероприятий (тесты, программы, консультации и т.д.) будет дана в строгом соответствии с требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ. Такую гарантию дает руководитель образовательной организации и несет за нее ответственность по закону.

Личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивает руководитель образовательной организации. Можно ли передать результаты СПТ третьим лица? Да, но только в том случае, если один из родителей или сам обучающийся, достигший возраста 15 лет, дал на то особое разрешение.

По индивидуальным запросам родители и сами обучающиеся по достижении 15 лет имеют право быть ознакомленными с результатами тестирования у школьного психолога.

Для чего это нужно и что дают результаты теста? Чтобы понять какие социально-психологические факторы не позволяют подростку преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в дальнейшем механизмы психологической защиты. Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания!

Уважаемые родители!

Мы предлагаем Вам включиться в работу по ранней профилактике вовлечения подростков в употребление наркотиков и просим Вас дать согласие на участие Ваших детей в СПТ.

Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

Помните: проблему легче предотвратить, чем справиться с ней.

Сделайте выбор в пользу своего ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *