led zeppelin что значит название
Led Zeppelin (Лед Зеппелин): Биография группы
Кто-то называет эту культовую группу Led Zeppelin родоначальницей стиля «тяжелый металл». Другие считают ее лучшей в блюз-роке. Третьи уверены, что это наиболее удачный проект за всю историю современной поп-музыки.
С годами Led Zeppelin стали называть динозаврами рока. Глыбой, вписавшей бессмертные строки в историю рок-музыки и заложившей основы «тяжелой музыкальной промышленности».
«Свинцовый дирижабль» можно любить, не любить. Но эта группа достойна почтительного отношения и глубокого уважения со стороны тех, кто называют себя меломанами. Выражаясь спортивным языком – это суперкоманда. Она занимает самые высокие места в высшей лиге чемпионата по рок-н-ролльным дисциплинам.
Рождение легенды Led Zeppelin
Группа «Лед Зеппелин» выросла на обломках ансамбля «Ярдбердз». В ней со середины шестидесятых оттачивал мастерство гитарист Джимми Пейдж. Поначалу новый проект назывался «Нью Ярдбердз», что даже нашло отображение на первых концертных афишах. Но потом наступило осознание необходимости переименования коллектива.
Название Led Zeppelin – искаженное «Свинцовый дирижабль». В переводе с английского обозначает сленговое выражение «грохнуться вниз, с треском провалиться». Оно было придумано спонтанно. Кто-то из знакомых музыкантов шутливо предрек новоявленным рокерам провал, а те восприняли это как вызов судьбе.
С бас-гитаристом Джоном Пол Джонсом Пейдж познакомился еще во время многочисленных студийных подработок. Настоящее имя музыканта – Джон Болдвин. В студийной среде очень ценились его способности придумывать добротные оркестровки к музыкальным композициям различных жанров.
О певце Роберте Планте и барабанщике Джоне Бонэме ребята услышали от знакомых из Бирмингема. Там эти персонажи выступали с одним из местных блюзовых ансамблей. Менеджер будущей группы, Питер Грант, телеграммой вызвал кандидатов на телефонные переговоры.
После диалога столичные джентльмены совершили вояж в Бирмингем. Побывали на концерте с участием Планта и Бонэма. Убедились в их забойном потенциале и через неделю пригласили в Лондон. Сначала рекрутировали Роберта, а тот уговорил составить себе компанию «Бонзо» и притащил того вслед за собой.
Первый альбом, названный незатейливо Led Zeppelin, вышел в свет осенью 1968 года под лейблом студии звукозаписи Atlantic. Звукорежиссурой занимался лично Пейдж. Пара песен перекочевала из репертуара «родителей» группы – The Yard birds. Одну композицию позаимствовали у знатного блюзовика Вилли Диксона. И еще одну – у Джоан Байез, остальное сочинили сами.
Критики, особенно американские, отозвались о диске не очень высоко, тогда как публика приобретала его с удовольствием. Впоследствии рецензенты пересмотрели свои оценки в положительную сторону.
Лед Зеппелин: Методично и целенаправленно
По завершению европейского и американского турне, выступив на BBC, спустя год после дебюта группа выпустила второй альбом. Над названием тоже долго не размышляли – Led Zeppelin II– и все дела! Запись производилась на нескольких студиях Америки – в аккурат по маршруту концертного продвижения.
Работа получилась разношерстной, более спонтанной, но очень живой. И сегодня от музыки альбома веет свежестью. За первые дни продаж пластинка получила статус «золотой»! С вершины списка была смещена битловская AbbeyRoad. Позже альбом вошел во всевозможные рейтинги лучшего из лучших.
В это время Джимми Пейдж приобрел особняк скандально известного оккультного поэта и сатаниста Алистера Кроули, что породило массу слухов о жизненных пристрастиях музыкантов. Их обвиняли в связях с «темными силами», в увлечении мистицизмом. Впоследствии ряд трагедий, которые пережили участники группы, публика посчитала расплатой за подобные увлечения.
Led Zeppelin. Группа, изменившая звучание хард-рока
Основанная в Лондоне в конце 1960-х Led Zeppelin стала одной из самых влиятельных групп в истории. Как и многие британские музыканты той эпохи, участники были погружены в американский блюз. Однако они воспроизвели стиль в более тяжелой вариации, создавая мощный звук, который также включал элементы фолка, психоделического рока, соула, регги, кельтских и арабских мотивов. Таким образом, Лед Зеппелин вдохновили последующее поколение хард-рок групп, и их часто считают предшественниками хеви-метала.
Содержание
Новые Yardbirds
В 1966 году лондонский сессионный гитарист Джимми Пейдж присоединился к группе Yardbirds, чтобы заменить басиста Пола Смита. Вскоре он переключился на ведущую гитару вместе с Джеффом Беком. Однако Бек неожиданно покинул коллектив. Тогда Пейдж приступил к созданию новой команды. Изначально он хотел играть с Джеффом на гитарах, Китом Муном и Джоном Энтвислом из The Who на барабанах и басе соответственно. В качестве вокалистов рассматривались Стив Уинвуд и Стив Марриотт. Но проекту не было суждено сбыться. Хотя Пейдж, Бек и Мун вместе записали песню «Beck’s Bolero». Тогда в записи принял участие басист-клавишник Джон Пол Джонс.
Спустя два года Yardbirds, уставшие от постоянных гастролей, решили завершить карьеру. Они передали все права группы Джимми Пейджу и басисту Крису Дрэю, которые вновь начали искать музыкантов для нового проекта. Первым в качестве вокалиста был выбран Терри Рид, но он отказался, предложив взамен Роберта Планта, который пел в группах Band of Joy и Obs-Tweedle. В конце концов Плант согласился, рекомендовав в свою очередь бывшего барабанщика Band of Joy Джона Бонэма. Тогда же Джон Пол Джонс спросил о вакантном месте бас-гитариста, так как Дрей выбыл из проекта, чтобы стать фотографом. Путем таких хитрых сплетений наконец появился полноценный состав.
Группа начала выступления как The New Yardbirds и даже отправились в тур, хотя практически не имели опыта совместной работы. Ключевую роль сыграл Питер Грант, менеджер, у которого был контракт на восемь концертов Yardbirds, сохранившийся после распада коллектива. Вернувшись, квартет записал дебютный альбом и впервые вышел на сцену в качестве Led Zeppelin 25 октября 1968 года. Пейдж профинансировал и выпустил LP, который в конце концов будет известен как Led Zeppelin I, записанный всего за 30 часов в лондонской студии.
Свинцовый дирижабль
У названия группы есть целая история. В одном из описаний того, как оно было выбрано, говорилось, что Мун и Энтвистл, когда Пейдж им предложил создать свою команду, скептически отнеслись к идее. Они сказали, что супергруппа с Пейджем и Беком упадет, как «свинцовый воздушный шар» – «lead balloon». Это идиома для катастрофически неудачных результатов. Название пришлось Пейджу по душе. По предложению менеджера Питера Гранта он отказался от буквы «а», чтобы те, кто не знаком с термином, не произносили его как «leed». Слово «воздушный шар» было заменено на «дирижабль» – «zeppelin». В итоге имя стало идеальным отражением «тяжелого и легкого, воспламеняющегося и грациозного» в сознании Джимми. Из-за слова, которое схоже по произношению с прилагательными, имеющими окончание «ing», некоторые поклонники произносили название как Лед Зеппелинг.
Музыка Led Zeppelin
Песни группы представляли собой смесь блюза с жесткими гитарными риффами Пейджа, пронзительным воплем Планта и громоподобным бэкбитом Бонэма. Первый альбом вошел в топ-10 США. Хитом на концертах был кавер на трек «Train Kept A-Rollin», записанный американским джаз и ритм-энд-блюз музыкантом Тини Брадшо в 1951 году. Изначально ее изменил Джонни Бернетт, сделав акцент на гитарном риффе, используя намеренно искаженное звучание. Затем песню взяли Yardbirds, показав психоделическое блюзовое рок-исполнение, после чего она перекочевала в репертуар Лед Зепелин.
Также первые выступления показали хиты «Communication Breakdown», «I Can’t Quit You Baby» и культовую «Dazed and Confused». За это группу обвиняли в плагиате. К примеру, трек «I Can’t Quit You Baby» был написан Вилли Диксоном, а еще один хит «Babe i’m gonna leave you» является песней Энни Бредон. На это Пейдж отвечал, что первый альбом был создан под влиянием прошлого. Он по-особенному описывал группу во время пресс-релиза в то время:
«Я не могу назвать как-то нашу музыку. Каждый из нас был под влиянием блюза, но это одна из интерпретаций и того, как вы его используете. Я бы хотел, чтобы кто-нибудь придумал выражение, но самое близкое, что я могу получить, это современный блюз».
Заметно было, что на творчество музыкантов оказывало влияние множество направлений со всего мирра: в основном это фолк, индийская, арабская музыка, кантри и джаз. Позже вдохновением служили работы писателя Джона Рональда Руэла Толкина. Благодаря ему Джимми увлекся созданием мистических текстов.
Альбомы Led Zeppelin
В ноябре 1968 года Питер Грант получил контракт на 143 000 долларов от Atlantic Records, который был тогда крупнейшей сделкой для новой группы. Atlantic являлся лейблом с исполнителями блюза, соула и джаза, но в конце 1960-х они начали интересоваться британскими прогрессив-рок группами. Руководители подписали LZ, даже не увидев их. В соответствии с условиями контракта, участники сами принимали решения о выпуске альбомов и туров, а также решали вопрос о содержании и дизайне каждого альбома. Они решали, как продвигать каждый релиз и какие треки выпускать в виде синглов.
После дебютного альбома коллектив начал активно гастролировать, записывая второй Led Zeppelin II в студиях по всему миру. Выпущенный менее чем через год, он достиг первого места в США, а «Whole Lotta Love» попал на четвертое место в чарте синглов. Однако команда не хотела выпускать единичные песни, они отказались от синглов, став пионерами «альбомного рока». Лед Зеппелин считала каждый альбом единым заявлением.
В 1970 году группа остановила туры, чтобы записать третий альбом Led Zeppelin III. Он удивил поклонников и критиков из-за акустических кельтских и народных мотивов. Тексты отражали интерес участников к мифологии и мистике. Практически не останавливаясь, команда выпустила четвертый альбом, в котором появились классика «Black Dog», «Rock and Roll» и, что особенно важно, «Stairway to Heaven». Релиз был хитом, в итоге ставшим одной из самых продаваемых записей всех времен. Следующие «Houses of the Holy» и двойной альбом 1975 года «Physical Graffiti» продолжили свою серию побед.
Последующие три года LZ ездили с концертами, и в 1979 году выпустили очередной альбом «In Through the Out Door». Он показал звуковые эксперименты, которые снова вызвали неоднозначную реакцию критиков. Тем не менее, запись достигла первого места в Великобритании и США всего за две недели. Однако на этом история Led Zeppelin оборвалась.
Смерть Джона Бонэма
Участники продолжали вести разгульный образ жизни в 1980-м году. Их ждал тур по Северной Америке, а Джон вливал в себя огромное количество алкоголя. По воспоминаниям ассистента группы Рекса Кинга, перед репетицией 24 сентября он вез Бонэма в студию, и тот позавтракал чуть меньше, чем литром водки. Во время и после репетиции Бонэм продолжал пить. Ночью его уложили спать в доме Пейджа. На утро все встали, но Джон не вышел из комнаты. Его нашли мертвым. Причиной смерти стало удушье, которое произошло в результате того, что музыкант подавился собственными рвотными массами во сне. Хотя ходили слухи, что будет найден новый ударник, Led Zeppelin приняли решение о завершении выступлений.
После этого каждый из участников занялся сольной карьерой. В 1982 году вышел альбом «Coda», который представлял сборник из песен, записанных в течение 1970-х годов. Спустя три года группа объединилась для фестиваля Live Aid. Ударниками были Тони Томпсон и Фил Коллинз.
Хиты Лед Зеппелин
Группа считается одной из самых успешных и инновационных в истории рок-музыки. Она повлияла на многие культовые рок-коллективы, такие как Deep Purple, Black Sabbath, Queen, Aerosmith и Megadeth. Даже пост-панки Ramones, Joy Division и Cult черпали вдохновение у Led Zeppelin. Они оказали важное влияние на развитие альтернативного рока. Smashing Pumpkins, Nirvana, Pearl Jam и Soundgarden адаптировали звуковые элементы коллектива середины 1970-х годов для своих песен.
Среди всемирно признанных хитов можно отметить «Dazed and Confused» с первого альбома. Песня стала фирменной и основной на концертах в течение почти всей жизни группы. Трек «Whole Lotta Love» со второго альбома стал еще одной визитной карточкой. Завораживал гитарный рифф Пейджа. Он, как и первый, был преобразован от блюзовых хитов.
Также были такие культовые песни «Since I’ve Been Loving You» и «Immigrant Song». Особого внимания заслуживает восьмиминутная «Stairway to Heaven». Она начинается с акустической гитары и заканчивается барабанами и тяжелыми электрическими звуками. Это была самая востребованная песня на радиостанциях США в 1970-х годах. Долгое время даже считалось, что в треке есть призывы к сатанизму, если ее прокрутить наоборот. Впрочем, в 1980-е о рок музыке такое говорили достаточно часто.
Позже группа выпустила такие хиты, как «Kashmir», который считается самым громким с партией меллотрона, струнных и духовых инструментов, «Ramble On» особенно показала влияние Толкина. Она написана под впечатлением от «Властелина колец». Перечислить все культовые композиции не получится, потому как каждый альбом выдавал особенный звук и тексты. Лед Зепелин собрали очень много наград за всю свою карьеру. Они были введены в Зал славы рок-н-ролла, Зал славы музыки Великобритании и получили Грэмми.
Клипы Лед Зеппелин
Группа повлияла на характер музыкального бизнеса. Они – те, кто делал первые действительно большие концертные шоу на аренах. Именно поэтому в коллекции Led Zeppelin очень много видео с выступлений. Хотя, по сути, им и не требовалось создание замысловатых сюжетов клипов. Достаточно посмотреть на энергетику участников на сцене. Этого хватает с лихвой.
В 2019 году вышла серия видеороликов «History Of Led Zeppelin». Они являются частью празднования 50-летия культовой рок-группы, которая за последнее десятилетия уже не раз собиралась. В качестве барабанщика был выбран Джейсон Бонэм, сын погибшего музыканта. Также юбилейный год отметился коллаборацией с брендом Vans. Была выпущена одежда и обувь с символикой группы. Она посвящена первому альбому Led Zeppelin.
Лед-зеппелин
Лед-зеппелин
Led Zeppelin | ||
слева направо: Джон Бонэм, Роберт Плант, Джимми Пейдж, Джон Пол Джонс | ||
---|---|---|
Годы |
Никто ни до ни после не мог сравниться с Пэйджем в его умении драматизировать звук. Это он заставил барабаны Джона Бонэма звучать как вулканические извержения; помог вокалу Роберта Планта вибрировать так, словно бы он снисходил с Олимпа. Даже изящные басовые партии Джона Пола Джонса были улучшены в студии, зазвучав с прежде неслыханной чистотой. Но главное, Пейдж виртуозно манипулировал звуком собственной гитары — так, что тот постоянно менял цвета и оттенки подобно блюз-роковому хамелеону. — Guitar World, 1993 [30] No one in rock before or since has equalled Page’s flair for the dramatic. He made John Bonham’s drums sound like volcanic eruptions and Robert Plant’s vocals reverberate as if they were sung from the top of Mount Olympus. Even John Paul Jones’s nimble bass benefitted from Page’s studio acumen, as thanks to him it grooved with unprecedented clarity. But above all, Page was able to manipulate the sound of his own guitar so that it changed colors and hues like some blues-rock chameleon. Утяжелённый блюз-рок (который уже играли до этого The Yardbirds, Cream, The Jimi Hendrix Experience), получил в этих экспериментах качественно новое развитие: первый альбом Led Zeppelin (как отмечает рецензент [36] Успешное американское турне сделало своё дело: заказы на дебютный альбом Led Zeppelin составили около 50 тысяч экземпляров. Записанный за 30 часов и обошедшийся группе (по свидетельству менеджера Питера Гранта) в 1750 фунтов, Led Zeppelin I к 1975 году собрал 7 миллионов долларов. Альбом добрался до 10-го места в хит-параде США и 6-го в UK, став впоследствии мультиплатиновым. [5] Led Zeppelin I был в целом благоприятно встречен критикой, но некоторые издания, в частности, еженедельник Rolling Stone, обвинили группу в излишне свободным обращением с классикой блюза (граничащим с плагиатом), что положило начало многолетней негласной войны группы с прессой, усугублявшейся агрессивной тактикой Питера Гранта. Тем не менее, к моменту начала работы над вторым альбомом, и прежде благоволившее к группе руководство Atlantic Records, по словам Пэйджа, от неё «окончательно впало в экстаз». [30] Led Zeppelin IIЗавершив в феврале европейский тур, Led Zeppelin после короткого отдыха в Британии (где о них по-прежнему почти не знали) в апреле 1969 года вылетели во второе американское турне. Если первая поездка оказалась убыточной, то вторая принесла группе (после подсчета всех расходов) прибыль в сумме 150 тысяч долларов. [37] Почти сразу же по возвращении группу 27 июня пригласили выступить на BBC 1 (для программы Джона Пила). Сыграв на фестивале блюза и прогрессивного рока в Бате, Led Zeppelin дали успешный концерт в лондонском Ройал Алберт-холле, после которого отношение к ней на родине впервые резко изменилось к лучшему. Пробыв июнь дома, группа 5 июля начала третьи американские гастроли выступлением на поп-фестивале в Атланте, Джорджия. [37] «How Many More Times» непременно включала в себя «As Long As I Have You» Мемфис Минни или «Fresh Garbage» Spirit, плюс еще миллион песенных кусочков выползали откуда-то из дебрей. В этом и состояла для меня красота Led Zeppelin. «Whole Lotta Love» становилась постепенно эквивалентом «How Many More Times» благодаря пространным мидл-секциям. Есть бутлеги, которые просто радостно слушать — как «Smokestack Lightning» переходит в «Hello Mary Lou», а мы подбрасываем один кусок за другим из вещей, которые никогда не репетировали. На некоторых концертах я начинал петь что-нибудь — просто чтобы узнать, знают ли остальные аккорды. Это была своего рода живая энциклопедия: типа — я знаю вот эту песню, старый би-сайд Ларри Уильямса, а вы? И начиналось! Временами мы играли очень странные вещи: «Dazed & Confused» менялась постоянно в каждой из своих частей… Я стоял сбоку за кулисами с сигаретой и думал: бог мой, это же замечательно! — Роберт Плант. [38] При этом концерты группы в США практически не рекламировались. «Быть поклонником Led Zeppelin означало быть членом эксклюзивного клуба. Информация о группе распространялась не через печатные издания, а через разговоры на задних сиденьях автомобилей, по телефону или по радио», — писал в биографии группы Кэмерон Кроу. [15] Альбом Led Zeppelin II записывался в нескольких американских студиях — по мере продвижения группы по стране. Испытывая острый недостаток оригинального материала квартет как минимум три трека («Whole Lotta Love», «The Lemon Song», «Bring It on Home») выстроил на основе блюзовых стандартов, входивших в его тогдашний концертный репертуар. [39] [40] Между тем, именно во втором альбоме Роберт Плант впервые заявил о своих поэтических претензиях («What Is and What Should Never Be», «Thank You»). Здесь же появились первые указания («Ramble On») на интерес Пэйджа и Планта к мистике вообще и творчеству Толкиена в частности. Спонтанно созданный, импровизированный альбом вышел 22 октября 1969 года и уже на следующий день (только по числу почтовых заявок) разошёлся полумиллионным тиражом, став золотым. Спустя три недели он оказался в на 2-м месте в списках «Биллборда», а затем вышел на вершину (оттеснив битловский Abbey Road) где оставался 7 недель. Led Zeppelin II до сих пор присутствует в сотне лучших рок-пластинок [41] трёх самых продаваемых за всю историю США. Вопреки желанию участников группы, считавших свои альбомы «неделимыми», Atlantic Records выпустили сорокапяткой укороченную (до 3:10) «радиоверсию» Whole Lotta Love (#4, США). [42] Питер Грант и участники Led Zeppelin впоследствии не раз заявляли, что этот сингл официальным релизом не считают. (С Whole Lotta Love был связан и другой скандал: она являлась обработкой старой песни Вилли Диксона, имя которого в связи с авторством нигде упомянуто не было. Chess Records 15 лет спустя подали на группу в суд и выиграли дело.) [43] Led Zeppelin III1970 год Led Zeppelin открыли британскими гастролями, в ходе которых дали концерт в лондонском Ройал Алберт-Холле (знаменательный ещё и тем, что именно здесь Пэйдж познакомился с французской моделью Шарлоттой Мартен, с которой имел долгий и бурный роман). В феврале Роберт Плант по пути на концерт Spirit попал в автомобильную катастрофу, но успел поправиться к началу европейских гастролей. [44] Первый же концерт в Копенгагене 28 февраля 1970 года ознаменовался курьёзным инцидентом, когда Ева фон Зеппелин, дальняя родственница создателя первого цеппелина, пригрозила, что через суд отберет у группы название. [21] Чтобы не искушать судьбу, Led Zeppelin выступили под названием The Nobs. [21] [45] В апреле 1970 года Led Zeppelin вышли в пятое американское турне, в ходе которого заработали (по подсчётам Daily Mirror) 800 тысяч долларов. Программу пришлось сократить (вместо 29 концертов был проведён 21), чтобы успеть на фестиваль в Бате (где группа выступила вместе с Jefferson Airplane, Frank Zappa and the Mothers of Invention, The Byrds, Santana и другими). [44] После практически непрерывных гастролей, длившихся 2,5 года, Led Zeppelin решили взять отпуск: Плант предложил Пэйджу отправиться с ним в коттедж, расположенный в горах Уэльса, и там использовать отдых для создания новых песен. «Я подумал: написать несколько калифорнийских, сан-франциских блюзов мы сможем находясь лишь в совершенно другом месте», — говорил Плант. [15] Led Zeppelin удалились на север Уэльса и поселились в уединённом коттедже Bron-Yr-Aur [46] (в названии трека «Bron-Y-Aur Stomp» на обложке была допущена случайная ошибка [47] ), где даже не было электричества. [14] [48] Начавшаяся здесь (в мобильной студии Rolling Stones) работа над третьим альбомом была продолжена в поместье Хэдли Грэйндж и завершилась в октябре 1970 года. Возглавивший английский и американский хит-парады, Led Zeppelin III был во многом акустическим и по настроению пасторальным, но содержал мощный хард-роковый трек «Immigrant Song», а также блюз-роковую «Since I’ve Been Loving You». В числе лучших песен Пэйдж отмечал также «That’s the Way»: он считал, что именно в этой истории детской дружбы двух мальчиков (и одновременно — аллегории первых впечатлений участников группы от Америки) Плант впервые проявил себя выдающимся автором текстов. [19] [49] В июле 1971 года Led Zeppelin дали навсегда запомнившийся им концерт в Милане (на велотреке Вигорелли), где после столкновений толпы и полиции (использовавшей слезоточивый газ) вся их аппаратура оказалась разгромлена. После этого группа отправились на гастроли в Японию (к этому времени Immigrant Song возглавила местный хит-парад [44] ), Канаду и США. [50] 19 сентября, завершив американский тур концертом в Madison Square Garden, группа вернулась в Британию. Неделю спустя еженедельник Melody Maker объявил Led Zeppelin победителями в категории «Лучшая группа мира» (где до этого в течение шести лет первое место занимали The Beatles), [51] Роберт Плант стал лучшим в категории «Вокалист года». [52] Однако, в ноябре 1970 года Atlantic Records преподнесли группе неприятный сюрприз, выпустив без её согласия синглом Immigrant Song («Hey Hey What Can I Do» стала единственным в истории группы b-сайдом). [14] Led Zeppelin IVК моменту выхода четвёртого альбома имидж группы заметно изменился: участники группы стали появляться на сцене в роскошных кафтанах и в украшениях, а гастрольные фургоны сменили на собственный самолет («The Starship»). [21] Группа стала снимать не отдельные номера, а целые секции в отелях (в частности, в лос-анжелесском «Континентал Хайатт Хаус»), где (под предводительством гастрольного менеджера Ричарда Коула) проходили оргии, обеспечившие почву для целой отрасли цеппелиновской мифологии. [58] Возможно, самый скандальный эпизод (с участием некой рыжеволосой группи и только что выловленной из реки краснопёрки) произошёл в сиэтлской гостинице «Эджуотер Инн» и вошёл в историю под названием Red Snapper Incident. [21] [37] Гастрольные триумфы, таким образом, не способствовали рассеянию недоброжелательной атмосферы, сгустившейся вокруг группы.
Работу над четвёртым альбомом группа начала в лондонской Island Studios, продолжила в Брон-эр-Айр (где пробыла недолго) и завершила в Хэдли Грэйндж, опять-таки, с роллинговской Mobile Studio. Led Zeppelin IV (другие варианты заголовка: The Fourth Album, Four Symbols, Zoso, Runes, Sticks, Man With Sticks) вышел 8 ноября 1971 года — именно в том оформлении, за которое в течение девяти месяцев Грант вёл борьбу с Atlantic Records. Вместо названия группы и заголовка он нёс на обложке четыре символа (рунических — у Бонэма и Джона Пола Джонса; Плант и Пэйдж свои разработали самостоятельно и смысл их остается загадкой до сих пор). [60] На принадлежность пластинки указывало лишь имя её продюсера — Джимми Пейджа. Со стороны Led Zeppelin это был вызывающий жест в адрес средств массовой информации, которые к этому времени сформировали крайне негативное отношение к группе и считали её репутацию раздутой искусственно. [52] Увлечённость группы фолк-музыкой и мистицизмом достигла здесь апогея (особенно в песне «The Battle of Evermore», имевшей толкиновский подтекст [61] и записанной с участием приглашённой вокалистки Сэнди Денни. Развитие получили также хард-/хэви метал-тенденции: в «Black Dog», «Rock and Roll», «When The Levee Breaks». [14] (Первые две из них были выпущены в США синглами и поднялись до 14 и 47 мест соответственно.) [42] Обе линии идеально соединились в «Stairway to Heaven» (русск. «Лестница на небеса» ) — песне, которая, хоть и не была выпущена синглом, стала негласным чарттоппером англоязычного музыкального радио. [5] [62] [63] [64]
|