Легенда об уленшпигеле о чем
Краткое содержание Костер Легенда об Уленшпигеле
В произведении «Легенда об Уленшпигеле», созданном бельгийским писателем Шарлем де Костером, рассказывается о жизненном пути Тиля по прозвищу Уленшпигель в страшное время, когда в его родных землях творила суд над всеми людьми инквизиция.
Мальчик родился в бедной семье в тот же день, что и испанский король Филипп II. Тиль стал смелым, добрым юношей, который никогда не полезет за словом в карман. За свои вольные высказывания Тиль был выдворен из родной местности. Во время его отсутствия от рук инквизиторов пострадала мать Неле – подружки вольнодумца.
Юноша во время своих вынужденных путешествий стал законченным плутом. Благодаря своей хитрости и смекалке он вернулся в родные края. Здесь Тиль узнал ещё одну печальную новость о том, что на костре был сожжён его отец, а мать умерла, так и не справившись с горем, свалившимся на неё. В смерти отца был повинен односельчанин, с которым Тиль сумел поквитаться.
Юноша задумал наказать тех церковников, которые издевались над простым народом. Он попросил совета у мудрой ведьмы. Она послала Тиля и Неле искать Семерых, не объяснив, кто такие эти семь незнакомцев, и где их можно обнаружить. К путникам присоединился Ламме Гудзак, который мечтал найти свою жену.
В это время в стране разгорается восстание против инквизиторов. Тиль со своими путниками присоединился к недовольным людям. Юноша участвовал в схватках с испанскими карателями. Постепенно Тиль стал искусным и храбрым солдатом, но и не потерял порядочности. Однажды он заступился за монахов, попавших в плен, хотя и недолюбливал всех церковников.
Спустя время Тиль и Неле стали мужем и женой и ушли от восставших. Они поняли, что Семеро, которых им было велено отыскать – это смертные грехи. И их можно превратить в добродетели. А Ламме смог найти свою пропавшую жену и вновь воссоединиться с ней.
Однажды Тиль не смог проснуться, и обрадованные его враги поспешили похоронить смутьяна. Но в тот момент, когда церковнослужитель читал панихиду, юноша встал из выкопанной могилы. Тиль на глазах обескураженных зрителей ушёл вместе со своей женой.
Автор призывает своих читателей всегда выступать против несправедливости.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Легенда об Уленшпигеле. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Повесть известного русского писателя Юрия Васильевича Бондарева «Батальоны просят огня» переносит своего читателя в 1943 год на территорию Украины. Само название этой повести дает понять, что это главная фраза
Поэма начинается размышлением автора о том, что пора отбросить длинные эпопеи. Необходимо перейти к краткому стилю письма, а именно к телеграммам.
Некий человек вечером решил переждать дождь под широкими воротами Расёмон. Хотя данные ворота находились на центральной улице города и под ними могли бы укрыться от непогоды несколько людей
Цикл «Сага о Форсайтах», написанный Джоном Голсуорси, повествует о жизни одного английского семейства в конце девятнадцатого века.
Глубоко в лесу жил в избушке лесничий Чернобородый вместе с семьей – женой и двумя сыновьями, 12 и 9 лет. Не были братья дружными между собой, и это очень огорчало отца.
Легенда об Уленшпигеле
Пускай голодным я стою у кухонь,
Вдыхая запах пиршества чужого,
Пускай истреплется моя одежда,
И сапоги о камень разобьются,
И песни разучусь я сочинять.
Что из того – мне хочется иного.
Пусть, как и тот бродяга, я пройду
По всей стране, и пусть у двери каждой
Я жаворонком засвищу и тотчас
В ответ услышу пенье петуха.
(Эд. Багрицкий, Юго-запад).
_____________________________
* Кроме названных выше работ, Костеру принадлежит ряд небольших повестей и рассказов: «Свадебное путешествие» («Un voyage de noсе», 1872, есть русский перевод); «Путешествие в Зеландию» («Un voyage en Zélande»), «Женитьба Туле» («Le mariage de Toulet») – обе вещи напечатаны после смерти автора (1880); отрывок его личной переписки: «Письма к Элизе» («Lettres á Élisa») и пятиактная драма «Стефания» («Stéphanie», 1878), впервые опубликованная в Брюсселе в 1927 году с предисловием К. Гюнсманса. Последние по времени иностранные монографии о Костере: Н. Liebrecht La vie et le rêve de Ch. de Coster (1927); J. Hanse, Charles de Coster (1928).
** Фамилия или кличка героя (флам. Уленшпигель, немецк. Эленшпигель) буквально значит «Зеркало совы». Из вступления к роману (см. «Предисловие Совы») явствует, что автор знает это традиционное толкование и объясняет его иносказательно: «зеркало» есть аллегория «комедии» или «веселья»; «сова» (со времен греческой мифологии) – символ знания или мудрости; таким образом, слово «Уленшпигель» получает значение «веселой мудрости». Из дальнейших указаний Костера видно, что он хочет вывести эту кличку из фламандских корней: Улен (сокращенное вм. ulieden) – ваше, шпигель – зеркало, а все вместе должно дать смысл: «ваше зеркало», то есть зеркало каждого, кто в него взглянет.
Легенда об Уленшпигеле
Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях отважных, забавных и достославных во Фландрии и иных странах.
Книгу предваряет «Предисловие совы», в котором даётся двойное толкование имени «Уленшпигель». По одной версии оно означает «я — ваше зеркало», по другой — «сова и зеркало». Действие легенды происходит во Фландрии в XVI в. В городе Дамме в семье угольщика Клааса рождается сын — Тиль Уленшпигель. Он вырастает весёлым и озорным парнем, и часто проказы его далеко не безобидны. Как-то в компании Уленшпигель заявляет, что заупокойные молитвы выгодны только попам, а один из присутствовавших доносит на него и обвиняет его в ереси. Уленшпигеля изгоняют из Фландрии на три года, в течение которых он должен совершить паломничество в Рим и получить у папы отпущение грехов. В Дамме остаются опечаленные родители, Клаас и Сооткин. Но больше всех печалится подружка Тиля, Неле, дочь доброй колдуньи Катлины. Родившийся в одно время с Уленшпигелем король Филипп II растёт болезненным, изнеженным и жестоким. Увидев, что Филипп сжёг на костре свою ручную обезьянку, император Карл хочет наказать сына, но за него вступается архиепископ: «Его высочество в один прекрасный день станет великим сожигателем еретиков». И действительно, на цветущей земле Фландрии один за другим загораются костры, с помощью которых церковь охраняет свою чистоту от еретиков. Катлину обвиняют в том, что она навела порчу на соседскую корову (на самом деле Катлина просто не сумела её вылечить). Ее подвергают пыткам, от которых она повреждается в уме. Уленшпигель, пробыв положенный срок в изгнании, перепробовав массу занятий, лукавя и плутуя, получает отпущение грехов и возвращается в Дамме. Накануне его возвращения Клаас посажен в тюрьму по обвинению в ереси. На него донёс сосед, старшина рыбников Иост Грейпстювер, позарившись на присланные Клаасу братом деньги. Клааса сжигают на костре. После его смерти Сооткин и Уленшпигель приходят на место казни и берут немного пепла — оттуда, где на месте сердца пламя выжгло глубокую дыру. Сооткин шьёт мешочек из красного и чёрного шелка, и Уленшпигель с тех пор носит его на шее, время от времени повторяя: «Пепел Клааса бьётся о мою грудь». Вдову и сына казнённого подвергают пыткам, чтобы узнать, где спрятаны деньги, но те молчат.
Катлине, умастившейся чудодейственной мазью, открывается видение: угольщик Клаас и император Карл предстают перед Христом, восседающим на престоле звёздном. Душу труженика Клааса матерь Божья возносит в самую высокую из горных обителей, и там, омытый ангелами, он становится юным и прекрасным. А душа императора Карла, жестокого деспота и тирана, разорителя своей страны, отправляется в ад.
Катлину по ночам посещает любовник, «чёрный бес», как она его называет. Свой приход он возвещает криком орлана. Бес вымогает у Катлины деньги, и однажды она проговаривается ему, что деньги Сооткин и Уленшпигеля спрятаны у колодца. В эту же ночь, опоив Катлину снотворным, любовник убивает собаку и крадёт деньги. От горя Сооткин заболевает и умирает. Уленшпигель хочет отомстить рыбнику, но, встретив его, увидев, насколько тот мерзок и жалок, бросает его в канал. Уленшпигель приходит к Катлине за советом. «Пепел Клааса бьётся о мою грудь, я хочу спасти землю Фландрскую, — говорит Тиль. — Я спрашивал Творца неба и земли, но он мне ничего не ответил». Катлина обещает ему помочь, но при условии, что девушка, которая его любит, возьмёт его с собой на шабаш весенних духов, «на Пасху соков земли». Выпив чудодейственной жидкости, Неле и Уленшпигель присутствуют на весеннем празднестве духов. Духи обнаруживают смертных и перекидывают их один другому, пока те не оказываются перед престолом паря. Уленшпигель находит в себе хладнокровие и мужество рассказать, что привело его сюда желание спасти свой истерзанный край. В ответ парь и царица духов, а за ними и все остальные начинают петь, и из их песни следует, что Уленшпигелю «в смерти, в крови, в разрухе, в слезах» следует искать Семерых. Уленшпигель и Неле не в силах понять смысл песни, и безжалостная рука одного из духов сбрасывает их в пропасть. Тиль приходит в себя и видит лежащую рядом Неле.
Уленшпигель уходит на поиски Семерых. Попутчиком его становится добродушный толстяк, любитель вкусно поесть и выпить, Ламме Гудзак, разыскивающий оставившую его жену. Неле провожает Уленшпигеля и никак не может расстаться с ним.
Король Филипп учреждает в Нидерландах испанскую инквизицию. По всей стране занимается огонь народного гнева. Восставшие за независимость именуют себя «гёзами», то есть нищими. Уленшпигель и Ламме присоединяются к гёзам. Уленшпигель всюду, где только может, сеет бурю и поднимает народ против палачей, терзающих родимый край. Герцог Альба со своими войсками лютует. Уже казнены граф Эгмонт и граф Горн. Принц Оранский, по прозвищу Молчаливый, набирает войско. Уленшпигель вербует для него солдат. Идя мимо развалин, всюду видя кровь и слезы, он теряется в догадках, кто же спасёт его родину. А Филипп не находит себе места от тоски и злобы. Его не утешают даже мысли о тех временах, когда он сосредоточит в своих руках власть над всей Европой. Он расправляется со своим сыном, со своей женой, с придворными, не испытывая ни радости, ни горя.
Уленшпигель делит с войском Молчаливого победы и поражения. Однажды он говорит о себе: «Я родом из прекрасной Фландрии Я и живописец, и крестьянин, я и дворянин, я и ваятель. И странствую по белу свету, славя все доброе и прекрасное, а над глупостью хохоча до упаду». Но Уленшпигель ещё и вмешивается в ход событий, карая злодеев и помогая обиженным. Он выводит на чистую воду продажного Спелле, погубившего множество людей, в том числе брата девушки Боолкин, Михилькина. Мысли Уленшпигеля часто возвращаются к Неле и к родному городу Дамме. В это время в окрестностях города появляется оборотень, волк-человекоубийца. Однажды от него еле спаслась Катлина. Оказавшись в Дамме, Уленшпигель решает поймать оборотня и ставит на него капкан. Убийцей, обиравшим свои жертвы, оказывается тот же рыбник, Иост Грейпстювер, что когда-то погубил Клааса. Он «перекусывал» шеи тем, кого ему удавалось подстеречь, при помощи вафельницы с длинными острыми зубьями по бокам. Рыбника судят и приговаривают к сожжению. Король Филипп развлекается, играя на «клавесине», ящике с кошками. Когда король ударял по клавише, она колола кошку, и животное мяукало и пищало от боли. Но король не смеялся, как не смеялся и подсылая убийц, как не смеялся, удовлетворяя своё сладострастие.
Уленшпигель становится искусным канониром и отличным воином. Он ловок и неутомим. «У меня нет тела, у меня есть только дух, — отвечает Тиль на расспросы, — а моя подруга Неле похожа на меня. Дух Фландрии, Любовь Фландрии — мы никогда не умрём». Уленшпигель заступается за монахов, которых должны были отпустить, после того как они сдались, но не отпустили. «Слово солдата — закон», — заявляет он и стоит на своём, хотя заступничество чуть не стоит ему жизни. От виселицы Уленшпигеля спасает Неле, объявив, что берет его в мужья — по местным обычаям это возможно. Она становится свирельщицей на корабле, где служит Уленшпигель. Гёзы терпят ряд неудач. Неле, Уленшпигель и Ламме попадают в плен и вместе с другими заключены в бывшем монастыре. Но пленников освобождают, и Уленшпигель с Неле и Ламме возвращаются на корабль. Ламме делают корабельным коком. Уленшпигель назначен капитаном корабля. Победа вновь улыбается гёзам. В одной из стычек гёзы берут в плен толстого монаха. Ламме начинает откармливать монаха, который скоро становится толще, чем он сам. Ламме ранен в бедро. И тут его навещает и перевязывает ему рану жена, которую он так долго искал. Она объясняет, что оставила Ламме, послушавшись призывов одного монаха, склонявшего женщин к безбрачию. Это тот самый монах, которого Ламме откармливает. Ламме с вернувшейся к нему Каллекен прощаются с гёзами и оставляют корабль.
Созванные в Гааге Генеральные Штаты низлагают короля Филиппа. Нидерланды становятся свободными. А вскоре наёмный убийца всаживает три пули в грудь принца Оранского. Уленшпигель и Неле уходят из флота. Они не утратили ни юности, ни силы, ни красоты, ибо любовь и дух Фландрии не стареют. Уленшпигель становится сторожем и начальником башни Веере. Однажды Неле и Уленшпигель снова умащаются волшебным снадобьем и видят преображённых Семерых. Гордыня стала Благородной гордостью, Скупость преобразилась в Бережливость, Гнев — в Живость, Чревоугодие — в Аппетит, Зависть — в Соревнование, Лень — в Мечту поэтов и мудрецов. А восседавшая на козе Похоть превратилась в Любовь. Очнувшись, Неле в ужасе видит, что Уленшпигель не приходит в себя. Оказавшиеся неподалёку бургомистр и священник с радостным криком: «Слава Богу! Великий Гёз умер!» — бросаются хоронита Тиля. Могила засыпана, священник читает заупокойную молитву, но вдруг песок шевелится и Уленшпигель встаёт из могилы.
«Никому не удастся похоронить Уленшпигеля, дух нашей Фландрии, и Неле, сердце ее! Фландрия тоже может уснуть, но умереть она никогда не умрёт! Пойдём, Неле!» — с этими словами Уленшпигель, обняв Неле, уходит.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Шарль де Костер «Легенда об Уленшпигеле»
«Легенда об Уленшпигеле» — одно из самых знаменитых произведений. Автор красочно описывает ту эпоху, когда людей за малейшую провинность, да и просто по наговору, сжигали на кострах, обвинив в ереси. Он показывает жестокость испанцев, равнодушие к страданиям людей и садистское удовлетворение от издевательств.
Об авторе
Шарль-Теодор-Анри де Костер — знаменитый бельгийский писатель, родился в семье представителя Папы Римского (нунция). Окончил университет в Мюнхене, работал в государственном архиве. Дебютным произведением был роман «Фламандские легенды».
Но главной книгой его жизни стала «Легенда об Уленшпигеле». Она стала знаковой в бельгийской литературе и оказала влияние на творчество многих писателей Западной Европы. Роман при жизни автора не приносил ему средств к существованию и славы. Поэтому де Костер работал преподавателем в военной школе и еле сводил концы с концами.
Также среди известных книг автора следует назвать:
Сюжет книги «Легенда об Уленшпигеле»
Произведение рассказывает о Фландрии XVI века.В небольшом городе Дамме живет угольщик Клаас. У него есть сын Тиль Уленшпигель (имя «Уленшпигель» имеет два значения: первое – я являюсь вашим зеркалом, а второе – сова и зеркало). Как любой мальчишка, он весельчак и озорник. Порой его язык приносит ему неприятности.
Однажды Тиль сказал товарищам, что именно священникам выгодны молитвы по покойным. Его слова были переданы куда надо, что привело к изгнанию парня из Фландрии на три года, чтобы он отправился в Рим и вымолил у Папы прощение за свои выражения и получил отпущение всех грехов. Родители очень переживают за сына-озорника, а его девушка Неле впадает в грусть.
А в это время подрастает король Филипп II, одногодка Тиля. Он очень жесток, хотя здоровьем бог его не наградил. Увидев, как Филипп сжег обезьянку без малейшего сожаления, император Карл решает наказать его. Однако архиепископ прочит ему великое будущее — он будет сжигать на кострах не животных, а отступников от веры, еретиков.
И действительно, все происходит так, как предрекал священник. Появились костры, на них сжигают ведьм и еретиков. Мать девушки Тиля, Каталину, обвиняют в ведьмовстве (она якобы уморила корову соседки). Ее пытают, женщина сходит с ума.
В это время Уленшпигель возвращается на родину, он всеми правдами и неправдами получил отпущение грехов, опробовав кучу разных работ. Не дождавшись сына всего один день, Клаас попадает в тюрьму за ересь — он становится жертвой доноса соседа Иоста Грейпстювера, который позавидовал тому, что Клаасу брат прислал деньги. Его бросают в костер.
Сооткин, мать Тиля, собирает пепел с костра и складывает в собственноручно сшитый мешочек. Его вешает на грудь Тиль и носит при себе. Мать и сын тоже получают свою порцию пыток, однако от них никто так и не узнал, где находятся злосчастные деньги.
Жизнь во Фландрии становится просто невыносимой, Уленшпигель мечтает помочь своему народу и приходит за помощью к Каталине. Чем закончится борьба фламандцев против испанского гнета. Вы можете узнать, прочитав книгу «Легенда об Уленшпигеле» онлайн на нашем бесплатном книжном портале.
Тиль Уленшпигель и габсбургские Нидерланды: история и легенда
Легенда о Тиле Уленшпигеле, которая вновь обрела популярность благодаря Шарлю де Костеру, повествует о непростом периоде в истории Нидерландов 16 века.
Шарль де Костер и легенда о Тиле Уленшпигеле
В закромах фольклора и народной культуры Западной Европы хранилось немало сюжетов и персонажей, которые со временем обретали новую жизнь и не теряли своей актуальности. Один из богатейших регионов Европы в своей бурной городской жизни «породил» весёлого и хитрого сына угольщика Тиля Уленшпигеля. Фландрия была знаменита своими обширными пастбищами, небольшими деревеньками и торговыми городами, в которых протекала вся жизнь региона. Рыночные площади и порты стали средоточием всех сокровищ этой области — золото, серебро, меха, пряности, войлочная кожа, вино, мясо, шёлк, зерно, горох, ковры, гобелены, бархат и многое другое стекалось именно туда.
Считается, что первое анонимное издание легенды о похождениях ловкого и весёлого Тиля Уленшпигеля относится к последней четверти 15 столетия. Корни этой истории уходят корнями в немецкие шванки. Уже в 1520 году истории о нём были переведены на французский и голландский языки (того времени). Образ шута из простого народа, который утёр нос толстосумам и князьям, становится популярным на фоне событий в Европе: бунты простолюдинов, Крестьянская война в Германии 1524−1525 годов и, конечно же, война за независимость Нидерландов. Именно драматические события этой долгой и изнурительной борьбы провинций с испанской метрополией дали простор для превращения легенды о Тиле Уленшпигеле в настоящее литературное произведение.
Житель Бельгии, скромняга-учёный и литератор 19 века, высокий и светловолосый фламандец Шарль де Костер проделал серьёзную работу над тем, чтобы «подарить жизнь» герою народных легенд. Будучи служащим Бельгийского государственного архива, писатель изучил много любопытных документов, которые подтолкнули его на создание романа о похождениях Тиля Уленшпигеля. В 1867 году произведение Шарля де Костера наконец увидело свет. «Социальность» книги сразу бросалась в глаза: автор выставлял господ и богачей в отрицательном свете, из-за чего критики не восприняли эту его работу. Обращаясь к событиям прошлого, Костер бунтовал против устоев настоящего: бельгийская элита не принимала его творение, а популярность к писателю пришла лишь только после смерти.
Фландрия — родина Тиля Уленшпигеля
Как уже упоминалось ранее, земля, которая породила Тиля Уленшпигеля, была довольно богатой и бурно развивающейся. Окончательно с 1482 года, после распада Бургундского герцогства, Нидерланды благодаря ловкой династической комбинации стали «жемчужиной в короне Габсбургов». Там появился на свет будущий император Карл V и именно в этой земле творили знаменитые живописцы и гуманисты: Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, Эразм Роттердамский. Реформация, безусловно, оказала сильное влияние на интеллектуальную жизнь региона. Хоть император в первой половине 16 века укреплял Нидерланды, присоединяя к своим владениям соседние земли, особого внимания Карл V землям Фландрии не уделял. Вся власть была делегирована генеральному статхаудеру из правящей династии.
После отречения Карла V Нидерланды перешли под власть испанской короны во главе с королём Филиппом II. С приходом испанского монарха налоговое бремя стало более ощутимым для жителей Нидерландов, а распространение нового вероучения только злило набожного короля. Церковь усиливала контроль за этим регионом, а корыстные и податливые доносчики на еретиков давали почву для развёртывания серьёзной инквизиционной кампании. В таких условиях зрела война за независимость Нидерландов, которая разразилась в 1568 году.
Легенда о Тиле Уленшпигеле: образы
Отправной точкой истории Шарля де Костера становится дата 21 мая 1527 года: в этот день родился Тиль Уленшпигель, добрый и весёлый мальчуган, и его антагонист — жестокий и грубый выродок, принц Филипп (будущий король Испании). Отцом Уленшпигеля был угольщик Клаас, который впоследствии стал жертвой доносчиков и попал на костёр. Когда мать и отец главного героя ушли в мир иной, Тиль отправился в долгий путь вместе со своим товарищем брюхатым Ламме Гудзаком чтобы наказать церковников, вороватых чиновников и грабительскую власть короля. «Желая очистить нас от ереси, они вводят инквизицию, но это слабительное действует не на наши души, а на наши кошельки» — эта фраза прекрасно показывает отношение героев к происходящей кампании церкви в Нидерландах. Оказав помощь восставшим гёзам и расправившись с неприятелем, Тиль начинает спокойную жизнь со своей возлюбленной Нелле.
Так или иначе, герои прекрасно олицетворяют дух родной земли. Тиль — свободолюбивый и ловкий представитель народа Фландрии, Нелле — его любовь, выпивоха Ламме Гудзак — «сытое брюхо» богатого региона. Отрицательные персонажи — Карл V и Филипп II в целом предстают в очень неприглядном свете. Встречаются очень занятные пассажи вроде этого: «В этот день король Филипп объелся пирожным и потому был ещё мрачен, чем обыкновенно. Он играл на своём клавесине — ящике, где были заперты кошки, головы которых торчали из круглых дыр над клавишами. Когда король ударял по клавише, она в свою очередь ударяла иглой по кошке, а животное мяукало и визжало от боли».
За скобками героического романа остались шутки Уленшпигеля, которые дошли до нас из немецких шванков. Например, как-то он распорол живот лошади и распотрошил его, чтобы залезть туда и как бы оказаться в доме с 4 стенами (вместо опор были копыта, соответственно). Повеселив тем самым герцога, он сказал, обращаясь к мёртвой лошади: «Спасибо тебе, лошадка, ты помогла мне и спасла мне жизнь… Отныне покойся здесь. Тебя сожрет воронье — это лучше, чем если бы склевали меня». Также Уленшпигель соревновался в поедании собственных фекалий с шутом польского короля, который в итоге проиграл это состязание. Тиль выигрывает бочку пива на празднике, соблазняет пятнадцатилетнюю дворянку, клянчит деньги у хозяйки за то, что ел за троих, ведь это сложная работа, а также мошенническим образом добывает тысячу гульденов, обманывая евреев, продав им собственное дерьмо под видом целебных ягод.
Следует сказать, что Шарль де Костер проделал серьёзную работу по превращению плута и балагура, любимца бюргеров в народного героя, образ которого пользовался популярностью в советском кинематографе и театральном искусстве.