Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка

Когнитивные расстройства и деменция

Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть картинку Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Картинка про Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка

Мороз Анна Андреевна
врач-невролог, к.м.н.

Проблема когнитивных расстройств и деменции, как крайней степени их проявления, сегодня невероятно актуальна. По статистике ВОЗ, ежегодно во всем мире около 10 млн человек с когнитивными нарушениями достигают степени деменции, более 50 млн человек поставлен этот диагноз. Если верить прогнозам, к 2050 г. до 22% населения планеты будут страдать деменцией.

Что такое когнитивные функции?

Когнитивные функции — это не только память. К ним относят множество других свойств головного мозга, на которые мы обычно не обращаем внимание. Но стоит лишиться хотя бы одного из них, и качество жизни резко падает.

Когнитивные функции — это:

Нередко страдает какая-то одна сфера когнитивных функций при сохранности других. Такое состояние не сильно мешает адаптации и самостоятельной жизни человека, — в этом случае речь идет о когнитивных расстройствах. Когда же нарушение происходит в нескольких сферах, а человек становится социально дезадаптированным и зависимым от окружения, стоит говорить о деменции.

Чем опасна деменция?

Помимо крайне неприятного факта снижения интеллектуальных способностей человека, это состояние опасно изменением его поведения, которое может стать угрожающим как для самого пациента, так и для окружающих. Более того, по мере прогрессирования заболевания, пациенты становятся зависимыми от ухаживающих лиц, и именно качество ухода определяет продолжительность их жизни.

Собственно, дефицит питания, движений и гигиены зачастую служит причиной гибели людей с деменцией.

Признаки надвигающейся деменции

Как и любое другое заболевание, когнитивные расстройства куда проще предотвратить или замедлить на ранних стадиях. На что следует обратить внимание и когда стоит обратиться за медицинской помощью:

К какому специалисту стоит обратиться?

Причин, вызывающих когнитивные нарушения, много. Среди основных стоит выделить, конечно, сосудистую деменцию и болезнь Альцгеймера. Однако и многие другие неврологические состояния сопровождаются снижением когнитивных функций: болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона, прионные заболевания, редкие формы деменций — деменция с тельцами Леви, лобно-височная деменция. Эти состояния пограничные, в основном ими занимается невролог, однако в случае появления депрессии, неадекватности поведения, психопродуктивной симптоматики может потребоваться помощь психиатра.

Бывает и обратная ситуация.

Порой психические расстройства могут имитировать когнитивные нарушения.

Так, депрессия очень часто имитирует когнитивные расстройства, ведь при депрессии существенно снижается работоспособность, способность усваивать новую информацию, пропадает желание общаться с людьми и следить за собой. В ситуации «псевдодеменции» лечение депрессии приводит к восстановлению когнитивных способностей.

Обратимые деменции

Некоторые неврологические и соматические заболевания могут приводить к деменции. При своевременной диагностике и лечении — прогноз положительный.

Потенциально обратимая деменция может развиваться в следующих случаях:

Диагностика деменции

По тяжести симптомов когнитивные нарушения разделяют на:

Некоторые исследователи выделяют стадию мягких (легких или субъективных) когнитивных нарушений (MCI), когда пациент активно предъявляет жалобы на забывчивость, невнимательность, неспособность с чем-то справиться, но при нейропсихологическом тестировании определяются нормативные показатели высших мозговых функций (ВМФ) либо отдельные незначительные затруднения в 1-2 когнитивных сферах, не нарушающие общий когнитивный статус. Подобные состояния могут быть проявлением депрессии, повышенной тревоги, результатом ситуационного переутомления либо первыми доклиническими признаками нейродегенеративного заболевания головного мозга (например болезни Альцгеймера).

При жалобах на снижение памяти клиническое обследование пациентов направлено на:

До визита к неврологу, при наличии у пациента жалоб на память, можно провести ряд обследований:

Также полезно проанализировать такие данные пациента:

Даже при тяжелом хроническом заболевании максимально ранняя диагностика болезни и комплексный подход к лечению значительно улучшают прогноз пациентов и увеличивают продолжительность их жизни.

Как происходит лечение деменции в клинике Рассвет?

В клинике Рассвет приветствуется мультидисциплинарный подход к данной проблеме. Тщательный осмотр врачом, длительная беседа, тестирование по ряду шкал и совместная работа невролога и психиатра помогают поставить верный диагноз, а дополнительные обследования позволяют выявить конкретную причину когнитивного снижения. Именно это помогает разработать дальнейшую эффективную тактику лечения и реабилитации.

Медикаментозная терапия деменции может снизить темп прогрессирования заболевания и продлить жизнь пациенту. Принципиальное значение в лечении деменции — особенно на этапе умеренных когнитивных нарушений — также имеет активное освоение новых навыков, постоянная тренировка памяти (когнитивное стимулирование) и эмоциональная поддержка близких.

Источник

Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть картинку Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Картинка про Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка

Когнитивные способности – это способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи и генерировать новые идеи.

Бесплатные занятия с логопедом

Когнитивные способности – это способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи (не только математические) и генерировать новые идеи. К когнитивным способностям относятся память, внимание, концентрация, восприятие, чувства, воображение, логическое мышление, способность к принятию решений и способность понимать эмоции других людей (эмоциональный интеллект), регуляция произвольной деятельности и др.)

Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть картинку Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Картинка про Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка

Как определить наличие когнитивных нарушений у ребёнка?

На что же обратить внимание родителям?

Обратите внимание на:

Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть картинку Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Картинка про Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка

К возникновению когнитивных нарушений могут привести такие моменты в анамнезе как:

Очень внимательно к развитию когнитивных функций своего ребёнка следует подойти, если у него уже диагностированы серьёзные заболевания или ранее имелась черепно-мозговая травма или необследованная травма головы.

К травмам головы у детей нужно подходить очень-очень внимательно, даже если они на первый взгляд кажутся незначительными. Такие травмы у детей очень распространены и составляют до 30–50% от всех травм. Ежегодно их количество возрастает примерно на 2%. В общей массе травм головы очень часто (до 30% – 45% случаев) встречается черепно-мозговая. Последствия черепно-мозговой травмы зависят от её тяжести, своевременно оказанной помощи, а также возраста ребёнка.

Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист.

Коррекция когнитивных нарушений у детей. Практические советы

Коррекция когнитивных нарушений у детей происходит с помощью комплекса мероприятий. Это, прежде всего, медикаментозное лечение и психолого-педагогическое сопровождение. Ребёнку необходимо обеспечить сбалансированное питание и получение полного набора витаминов (особенно группы В), необходимых для развития и функционирования нервной системы.

Медикаментозное лечение назначает врач на основании результатов осмотра, обследования и после сбора анамнеза. Задача родителей и педагогов – помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных занятий.

Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений:

Источник

Когнитивные нарушения у детей и подростков с тревожно-депрессивными расстройствами: особенности течения, методы коррекции

Резюме. Охрана психического здоровья детей является одной из главных задач современной системы здравоохранения. Психические заболевания во всем мире представляют собой серьезную медико-социальную проблему. По данным Всемирной организации здравоохранения, у 20% общего количества детей Европейского региона наблюдается одно отклонение психического состояния, >25% детей сталкиваются с психическими или поведенческими проблемами. Об особенностях течения когнитивных нарушений при тревожно-депрессивных расстройствах, расстройствах поведения и эмоций, их нейропсихологической коррекции шла речь во время секционного заседания «Организация психологической и психиатрической помощи детям и подросткам» в рамках Научно-практической конференции с международным участием «Украинская психиатрия: практика, образование, исследования», прошедшей 17–18 мая 2018 г. в Харькове.

Нейропсихологическая коррекция когнитивных нарушений

Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть картинку Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Картинка про Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенкаПрофессор Эмилия Михайлова, ведущий научный сотрудник отделения психиатрии Государственного учреждения (ГУ) «Институт охраны здоровья детей и подростков Национальной академии медицинских наук (НАМН) Украины», рассказала о нейропсихологической коррекции когнитивных нарушений у детей и подростков с тревожными и депрессивными расстройствами. Она отметила, что по данным Всемирной организации здравоохранения, тревожные расстройства и депрессия относятся к первым десяти самым значимым проблемам здравоохранения. Показано, что у лиц, перенесших депрессию в детском возрасте, повышен риск развития аффективной патологии в последующем, а также возрастает риск суицидального поведения и социальной дезадаптации.

Тревожность и разные страхи свойственны практически всем детям, это нормальная часть их развития и взросления. Доказано, что до 22% детей испытывают тревожность более интенсивно, что мешает им нормально развиваться. Выявленный страх у детей и подростков, длящийся >6 мес, следует считать именно фобией, а не переходящим страхом. Дети и подростки с ≥1 фобией постоянно испытывают тревогу при воздействии на конкретный объект или ситуацию. У них возможны такие варианты тревожных расстройств, как страх разлуки, генерализованная тревога, социальная фобия, социальное тревожное расстройство, селективный мутизм, агорафобия, навязчивое состояние, посттравматическое стрессовое расстройство.

При сильной тревоге, как правило, возникают такие физические симптомы, как головокружение, тошнота, учащенное сердцебиение, головная боль, неусидчивость, усталость, бессонница, плохая концентрация, дрожь, напряжение в мышцах, боль в животе. Факторами риска развития тревожных расстройств являются родительская тревожность, темперамент ребенка с тенденцией к замкнутому стилю поведения, травматические/стрессовые события в жизни ребенка, стиль воспитания.

Э. Михайлова отметила, что для депрессии и тревоги характерны общие симптомы, затрудняющие раннюю диагностику тревожно-фобических и депрессивных расстройств. К ним относят снижение успеваемости в школе, соматические жалобы, возбудимость, раздражительность, чрезмерную утомляемость, нарушение сна. На развитие тревожно-фобических расстройств у детей могут влиять индивидуальные факторы реагирования на негативные импульсы, факторы влияния перинатальной патологии и семейной отягощенности, средовые и социальные факторы.

Когнитивные функции у детей с тревожными и депрессивными расстройствами нарушены в 100% случаев. У детей с тревожными расстройствами и депрессией нарушения когнитивных функций могут проявляться в виде повышенной утомляемости при выполнении умственной работы, снижения мотивации к познавательной деятельности. Также возможны трудности перехода с одного этапа когнитивной деятельности на другой, затруднения при подборе слов (бедность активного словаря с дополнением собственной речи мимикой и жестами, в некоторых случаях — трудности, связанные с пониманием длинных и сложных высказываний), нарушения способности выражать свои мысли с помощью речевых выска­зываний.

Э. Михайлова подчеркнула, что влияние онтогенеза на формирование различных симптомокомплексов тревоги и депрессии формирует некоторые трудности при диагностике и реабилитации этой категории пациентов. Диагностическая оценка ребенка с вероятным тревожным либо депрессивным расстройством должна обеспечить возможность пациента ответить один на один на определенные вопросы диагностического интервью. Желательно участие родителей для предоставления информации о поведении ребенка в настоящее время и в прошлом. Диагностическая оценка включает подробное описание тревоги и страха, а также связанных с ними проблем (ситуации, которые вызывают страх и избегание; симптомы тревоги; идентификация фобий; предшествующие и последующие переживания). Среди диагностических инструментов в детской и подростковой практике используют опросник для родителей и детей о наличии страхов, шкалу Спилберга для оценки личностной и ситуативной тревоги, многомерную оценку детской тревожности, шкалу Гамильтона для оценки тревоги у подростков, тест уровня невротического состояния. Диагностическая процедура также включает оценку сопутствующих состояний и других проблем психического здоровья (другие тревожные расстройства, депрессию, состояния нарушения нейроразвития, аутизм, умственную отсталость и др.). Для оценки когнитивных функций используют нейропсихологические методы исследования (Векслеровскую шкалу интеллекта для взрослых и для детей, тест Стэнфорд — Бине).

Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть картинку Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Картинка про Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка

Наиболее распространенным методом психосоциального вмешательства является психотерапия, в частности длительная когнитивная поведенческая терапия, арт-терапия, семейная психотерапия. В качестве фармакотерапии применяют селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (препараты 1-й линии выбора), социальные интервенции (социальная помощь семьи, предоставление адекватной образовательной поддержки ребенку), комбинированную терапию.

В основу терапии нарушений когнитивных функций у детей с тревожно-депрессивными расстройствами положен мультидисциплинарный подход. Препаратами выбора являются препараты с ноотропным действием — производные пиридоксина, производные пирролидина, производные и аналоги гамма-­аминомасляной кислоты, препараты, усиливающие холинергические процессы, глутаматергические препараты, нейропептиды и их аналоги.

Э. Михайлова отметила, что выбор лекарственного средства проводят с учетом индивидуальных особенностей ребенка и коморбидных состояний. При этом обязательно необходимо учитывать возбудимость центральной нервной системы. При ее повышенной возбудимости предпочтение отдают препаратам без возбуждающего эффекта или сочетанию ноотропа с седативным средством.

Социально-когнитивное функционирование подростков с невротическими расстройствами

Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть картинку Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Картинка про Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенкаТатьяна Матковская, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отделения психиатрии ГУ «Институт охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины», обратила внимание на то, что в мире отмечается рост заболеваемости психическими расстройствами и снижение возраста их манифестации. К примеру, распространенность депрессии к подростковому возрасту достигает 30%, а средний возраст ее возникновения приближается к 9 годам. В Украине отмечается общемировая тенденция к возрастанию депрессии, тревожных расстройств, суицидального поведения, значительный рост социально детерминированных психических расстройств. Кардинально увеличивается количество детей и подростков, которые нуждаются в медико-психологической и психотерапевтической помощи.

В структуре детской и подростковой заболеваемости первое место занимают непсихотические психические расстройства (среди детей — 80,2%, среди подростков — 63,6%) с преобладанием среди них расстройств невротического регистра, расстройств поведения и эмоций. Клинико-эпидемиологические показатели невротических расстройств у детей школьного возраста свидетельствуют об увеличении преневротических нарушений с 17,6 до 58%, психических пограничных расстройств — с 14,4 до 38%. Причем наибольшую частоту психических нарушений регистрируют у учащихся 5–9 классов, которая составляет 48,4% для городской и 52,3% — для сельской местности. У учеников общеобразовательных школ психические расстройства невротического уровня регистрировали в 40,3% случаев, высокий уровень негативных эмоциональных переживаний — в 35,3%, низкий контроль агрессии — в 43,5%, низкий уровень познавательной активности — в 20%.

Т. Матковская подчеркнула, что часть когнитивных расстройств рассматривается как собственно фактор риска для развития как депрессии, так и тревоги, тогда как другая часть является всего лишь коррелятом клинико-психопатологических нарушений или маркером предрасположенности и маркером состояния. Несмотря на многочисленные исследования влияния остроты депрессии на нейрокогнитивные функции, эта связь не вполне понятна, недостаточно известно об эффекте симптомов депрессивного симптомокомплекса на когнитивную сферу.

Для успешного функционирования необходимо игнорировать негативные аффективные стимулы (страх, тревогу), которые подавляют навыки решения проблемы и организованных действий. Важно и необходимо дифференцировать нейрокогниции и социальные когниции, поскольку они значительно влияют на социальное функционирование человека. Показатели социального функционирования и качество жизни являются важными характеристиками пациентов с депрессивными расстройствами и должны учитываться на всех этапах оказания терапевтической и реабилитационной помощи. Следует помнить, что данные показатели находятся в прямой зависимости от наличия наследственной отягощенности по психическому заболеванию, возраста начала и длительности заболевания.

Выделены социальные маркеры невротических расстройств у подростков, к которым относят воспитание в условиях гипоопеки и отвержения, дисгармоничную семью, низкий уровень материального обеспечения, конфликтность со сверстниками и учителями, трудовую миграцию родителей, школьные конфликты.

Т. Матковская обратила внимание на то, что на современном этапе практически не разработаны программы профилактики невротических расстройств, психообразования в системе социальной детской психиатрии, социальной педиатрии, школьной медицины, что приводит к поздней диагностике нарушений психического здоровья и социально-когнитивного функционирования, ранней социальной дезадаптации подростков. Отсутствие комплексности и преемственности в терапии и реабилитации подростков с депрессией, тревожными расстройствами без учета когнитивной составляющей значительно затрудняет социализацию, ресоциализацию и адаптацию на последующих этапах онтогенеза. Значительные трудности связаны также с отсутствием унифицированных стандартизованных диагностических инструментов для квалификации психических расстройств непсихотического уровня у детей на различных этапах онтогенеза.

Коморбидность депрессии, тревоги с когнитивными нарушениями у подростков требует не только эффективных методов терапевтического вмешательства, но и правильного выбора психотерапевтических интервенций. Доказано, что степень нарушения познавательных функций у подростков с депрессивными и тревожными расстройствами выступает в роли предикторов дальнейшей социальной реабилитации больного в большей степени, чем выраженность основных симптомов депрессии и тревоги, что необходимо учитывать при формировании программ терапевтического вмешательства.

Особенности психосоциального сопровождения детей

Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть картинку Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Картинка про Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенкаЛегкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть картинку Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Картинка про Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенкаОсобый инте­рес вызвало совместное выступление Инны Вашките, ассистента кафедры психотерапии Харьковской медицинской академии последипломного медицинского образования, руководителя медицинской службы Центра психосоциальной реабилитации детей и подростков Фельдман Экопарк, и Татьяны Алиевой, ассистента кафедры психотерапии Харьковской медицинской академии последипломного образования, руководителя психологической службы Центра психосоциальной реабилитации детей и подростков Фельдман Экопарк. В настоящее время для медико-психологической реабилитации детей с психотравмой активно начали применять анималотерапию — вид терапии, использующий животных или их образы для оказания психотерапевтической помощи. Она бывает двух видов: ненаправленная (взаимодействие с животными без конкретной терапевтической цели) и направленная (целенаправленное использование животных по специально разработанным терапевтическим программам) анималотерапия.

Основными видами вмешательства с помощью животных являются:

Перед проведением анималотерапии обязательно необходимо выявить мишени психологического вмешательства, в частности определить физическое состояние пациента и его семьи, психический статус и идентифицировать проблему.

Задачей реабилитации является социальное сопровождение семьи — возможность участия в юннатских программах, включающих проведение конкурсных творческих соревнований, волонтерскую деятельность, научную деятельность на базе работы с животными, проведение закрытых групп у родителей по типу обратной связи. Смысл этой деятельности заключается в совместном времяпровождении детей и родителей, в их общей активности.

Наиболее распространенным видом анималотерапии является канистерапия — метод социализации, реабилитации и адаптации лиц с особыми потребностями при помощи собак. Основной вид коммуникации с собаками — игровая деятельность. Взаимодействие с собакой благоприятно влияет на психическое состояние ребенка, позволяет преодолевать страхи и посредством животного контактировать с окружающим миром.

Мишенями психокоррекционного воздействия выступают не только ребенок, но и вся семья, а также близкие друзья и родственники. Алгоритм работы с семьей включает:

В первую фазу основной целью является развитие навыков регулирования эмоций, повышение толерантности во взаимодействии, внимательности, межличностной эффективности, когнитивной реконструкции, изменении в поведении, обучение навыкам релаксации. Важно развитие взаимопонимания и установление межличностных связей, работа над эмоциональной стабилизацией. Психообразовательная программа для семей должна включать предоставление информации о типах реакции организма на психотравмирующее событие, формирование навыков саморегуляции, пути решения конфликтных и стрессогенных ситуаций. Во вторую фазу вырабатывается адаптивная модель поведения и формируется новая стратегия взаимодействия как внутри семьи, так и с социумом. На данном этапе важными компонентами являются формирование чувства собственного достоинства и работа с тревогой. В третью фазу необходимо помочь пациенту применить новые навыки и выработать адаптивное понимание себя и своего опыта с помощью применения конструктивных шаблонов поведения в семье.

Когнитивный дефицит у подростков с расстройствами поведения и эмоций

Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Смотреть картинку Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Картинка про Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенка. Фото Легкое когнитивное расстройство что это такое у ребенкаТатьяна Мозговая, профессор кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии Харьковского национального медицинского университета, отметила, что в настоящее время расстройства поведения у подростков являются одной из наиболее сложных проблем социальной и клинической психиатрии. Расстройства поведения и эмоций у подростков характеризуются диссоциальным, вызывающим, агрессивным и криминальным поведением. Антисоциальное поведение проявляется у 5–15% детей и подростков; преобладают лица мужского пола (4:1 в случаях краж и 8:1 — в случаях применения насилия). В идеологии расстройств поведения существенное место занимают генетические, средовые, медицинские, нейроэндокринные факторы, а также невысокий интеллект и этиологическая кумулятивность. Для подростков с расстройствами поведения и эмоций характерен специфический когнитивно-психологический стиль. Так, в их представлении окружающие являются враждебно настроенными противниками. Для них характерно искаженное видение причинно-следственных связей, последствий своей агрессии, низкий уровень успеваемости, повышенная чувствительность к скуке и потребность к стимуляции извне, а также раннее употребление психоактивных веществ.

Т. Мозговая представила результаты исследования по изучению функционирования вегетативной нервной системы (ВНС) у подростков. Был выявлен полиморфизм вегетативных нарушений функционирования ВНС, а также смещение общего исходного тонуса в виде низкой распространенности вегетативного равновесия и преобладающее влияние симпатического отдела ВНС.

Превалирование симпатикотонии свидетельствует о том, что в организации исходных вегетативных нарушений ведущая роль принадлежит эрготропным механизмам, что свидетельствует о нарушении регуляции на уровне надсегментарных вегетативных аппаратов, а отклонения в виде пониженной вегетативной реактивности — нарушении взаимодействия эрготропных и трофотропных структур с превалированием эрготропной функции и недостаточностью вагусных влияний. Диссоциация выявленных показателей, отражающих тип вегетативной реактивности обследуемых подростков, с показателями физиологического состояния ВНС указывает на дисбаланс регуляторных механизмов лимбико-ретикулярного комплекса. Нарушение вегетативного обеспечения деятельности у подростков с преобладанием активности парасимпатического отдела ВНС вследствие снижения системного кровотока способствует угнетению церебральной гемодинамики и ухудшению когнитивных функций, что является одним из звеньев патогенеза нарушений когнитивной деятельности. Отмечается наибольшая уязвимость вегетативного функционирования со снижением адаптационных возможностей организма при интеллектуальной деятельности и эмоциональном реагировании. При этом умственная нагрузка формирует самый высокий уровень снижения вегетативного обеспечения деятельности, определяя тем самым степень дез­адаптивных процессов.

Т. Мозговая отметила, что во время проведения исследования выявлена взаимосвязь нарушений когнитивной деятельности с центральными механизмами вегетативной регуляции. Полученные данные могут быть основанием для применения при нарушениях когнитивной деятельности у подростков с расстройствами поведения и эмоций интегративного подхода во время реабилитационных вмешательств.

Проведенная секция вызвала большой интерес среди практикующих детских психиатров, подтвердив тем самым чрезвычайную актуальность рассматриваемой темы.

Марина Колесник,
фото автора

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *