Лексическая работа что это

Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения, как один из способов снижения учебной нагрузки

Данный вопрос можно рассматривать с двух позиций; здоровьесберегающего обучения и занимательности лексической работы.

Направлено на: обеспечение психического здоровья учащихся.

Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.

Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, рекомендуется применять образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Может ли лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения быть одним из способов снижения учебной нагрузки?

Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальных классах. С одной стороны, знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника.

Опишу в общих чертах методику работы по каждому из выше названных направлений.

Разнообразит работу по объяснению значения слова занимательный материал, умело подобранный учителем.

Например, можно использовать –

Материалы презентации «Словарь устаревших слов».

Игра «Как назвать одним словом?»:

— Заботливое отношение к кому-нибудь. (Внимание);

— Дружеское расположение к людям. (Доброта);

— Оскорбление, униженное достоинство. (Унижение).

Игра « Букву заменишь – смысл слова изменишь».

— С е можно быстро обойти все кругом, с и то, чего нельзя делать по отношению к слабым. (Обежать – обижать).

— С е нужно старость уважать, а с и можно просто отдохнуть. (Поседел – посидел).

— С о всегда будешь чистым и опрятным, а с а – нежным и добрым. (Полоскать – поласкать).

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Она является одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний. Обращаясь к прошлому слова, дети открывают для себя его место в современном языке; точнее и вернее понимая смысл слова, сознательно усваивают его орфографический «облик», лучше чувствуют его художественно-выразительные возможности. Рассказы об истории и происхождении слов – одно из действенных средств сделать обучение русскому языку в школе не только по-настоящему обучающим, развивающим и воспитывающим, но и интересным, занимательным.

Ознакомление детей с этимологией слова будет способствовать не только развитию внимания к языку, развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, но и возникновению интереса к овладению секретами родного языка.

Элементы этимологического анализа слов должны быть использованы прежде всего в работе над словами с непроверяемым написанием, которые даются в программе по русскому языку на каждом году обучения. За четыре года обучения школьник младшего возраста должен усвоить правописание от 190 до 250 слов. Правописание таких слов остается у многих детей неосвоенным, если в их обучении исключалась активная мыслительная деятельность. Известно, что учащихся начальных классов привлекает все новое, неожиданное. Неожиданность, необычность в работе со словами становится тем раздражителем, который рождает осмысленный интерес у ребенка к явлениям языка. Можно предложить детям собрать свой “Этимологический словарик”. Выглядеть он может так

БИБЛИОТЕКА – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. Слово заимствовано в XV веке из латинского языка. Сложное слово, где библион – “книга”, тека – “склад, ящик”.

Изображение (фото) библиотеки.

КАПУСТА – огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.

Название капуста получила от латинского слова капут – “голова, кочан”.

Капуста – капут = “голова капусты”.

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я. /капуста/.

Изображение (фото) капусты.

Работа с синонимами

Работа над синонимами должна начинаться с первого класса. На этом этапе детям не следует давать теоретические сведения об этом явлении, термин «синонимы» целесообразнее заменять термином «слова – братья» или «слова – друзья». Можно предложить презентацию, которая в первой части знакомит со словами-приятелями (синонимами), а во второй – игры со словами. (Презентация)

Во втором классе целесообразно познакомить учащихся с понятиями: «синонимы», «синонимический ряд». Это лучше сделать с помощью иллюстрированной сказки «Слова – братья»:

«Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти поскорее друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил их в один синонимический ряд, объединил наших знакомых под флагом Синонимики, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности, они стали называться одним словом – синонимы. Ведь все равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий «счастливый».

В работе с синонимами можно использовать следующие упражнения.

— Запиши слова в порядке уменьшения качества:

маленький, небольшой, крохотный;

большой, огромный, гигантский.

— Группировка слов, близких по значению.

Бежит, глядит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит.

— Замена синонима в предложении.

Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую).

Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся).

Выбор одного из данных близких по смыслу слов.

Небо (закрыло, заволокло) тучами.

Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.

Работа с антонимами

Работа над антонимами должна начинаться в первом классе и, усложняясь, проводиться постоянно, главным образом в связи с читаемыми текстами и с некоторыми грамматическими темами. Через презентацию преподнести этот материал можно так. (Презентация)

Ещё можно использовать игру «Магнит»:

Слева – добрые слова, справа – слова с противоположным значением.

В дальнейшем такие игры в «слова-наоборот» могут продолжаться, сочетаясь с изучением частей речи, с обучением построению словосочетаний и т.д. Они помогут активизировать словарный запас детей, наблюдать за смысловыми отношениями слов.

Работа над фразеологией

Работа над фразеологией должна вестись совместно со словарной работой на уроках русского языка, очень важно, чтобы дети не только записали и запомнили то или иное фразеологическое сочетание, но и усвоили его значение и могли правильно употребить его в своей речи.

В этой работе можно использовать следующие приёмы:

1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

2. Прочитайте. Соедините фразеологизм из первого столбика с противоположным ему по значению фразеологизм из второго.

За тридевять земельвоспрянуть духом
Повесить головувзять себя в руки
Выйти из себярукой подать

3. Допишите фразеологизм:

Держать ухо..; засучив..; не покладая.

4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите.

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

Мы дружно работали сложа руки.

Мы с другом долго спорили, но, в конце концов, нашли общий язык.

У лягушки дух захватило от страха высоты.

Яшка сломя голову остановился.

5. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Уля проснулась очень рано.

6. Комплексное задание.

Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы: «Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?». Задание можно предложить в игровой форме.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем.

В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему как об стенку горох.

— Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение, назовите их. Каково их значение? О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.

Лексико-орфографические упражнения
при изучении слов из словаря

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса.

Учитель: Дети, отгадайте сказку!

По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра.

Дети: Русская народная сказка «По щучьему велению».

Учитель: Кто главный герой этой сказки?

Учитель: На чём Емеля любил кататься?

Дети: Емеля любил кататься на печке.

Учитель: И вот у Емели случилась беда. Печка сломалась. Помогите Емеле отремонтировать его средство передвижения. Тот ряд, который выполнит задание без ошибок, тот и поможет Емеле. Учитель пускает по рядам три печки с написанными на них словами с пропущенными буквами. Дети заполняют и передают друг другу.

Определяются места по рядам.

Аналогично проводятся игры «Поймай рыбку!», «Накорми обезьяну!», «Чей самолёт быстрее?», «Чей кораблик быстрее?», «Чей трактор быстрее?» и т.п.

«Яйцо с секретом». (Двойная игра)

На доске помещается «Киндер». Он предлагает нам поиграть в «яйцо с секретом». (Это самая любимая игра у детей по словарной работе).

Используются киндер яйца по количеству учащихся в классе. В каждом яйце листок со словарными словами, в которых пропущены буквы. Дети вставляют их. Яйцо с секретом то, в котором лежит листочек со штампиком «учитель». Можно от руки сделать какую-либо другую пометку. Учитель проходит по рядам с яйцами. Каждый выбирает себе яйцо. Кому’ досталось такое яйцо – становится на следующем уроке учителем этапа урока по словарной работе. Этот ученик-«учитель» дома заранее готовит слова с непроверяемым написанием, думает – кого из детей вызовет к доске, а кого назначит проверяющими. На следующий день вызывает трёх учащихся к доске, назначает проверяющих с каждого ряда и диктует свои слова.

Словарный диктант можно проводить с помощью ТСО. (Презентации)

Таким образом, включение этих упражнений в лексическую работу на уроках позволяет решать не только языковые задачи, воспитывать любознательность ребят, но и снижать учебную нагрузку. Дети охотно работают с синонимами, антонимами, фразеологизмами, их занимает и радует процесс подбора точного, выразительного, образного слова.

Считаю, что такую работу нужно проводить регулярно на уроках русского языка, и на уроках литературного чтения.

Источник

Характеристика понятий «лексика», «лексическая работа», «развитие словаря»

Лексическая работа что это. Смотреть фото Лексическая работа что это. Смотреть картинку Лексическая работа что это. Картинка про Лексическая работа что это. Фото Лексическая работа что это Лексическая работа что это. Смотреть фото Лексическая работа что это. Смотреть картинку Лексическая работа что это. Картинка про Лексическая работа что это. Фото Лексическая работа что это Лексическая работа что это. Смотреть фото Лексическая работа что это. Смотреть картинку Лексическая работа что это. Картинка про Лексическая работа что это. Фото Лексическая работа что это Лексическая работа что это. Смотреть фото Лексическая работа что это. Смотреть картинку Лексическая работа что это. Картинка про Лексическая работа что это. Фото Лексическая работа что это

Лексическая работа что это. Смотреть фото Лексическая работа что это. Смотреть картинку Лексическая работа что это. Картинка про Лексическая работа что это. Фото Лексическая работа что это

Лексическая работа что это. Смотреть фото Лексическая работа что это. Смотреть картинку Лексическая работа что это. Картинка про Лексическая работа что это. Фото Лексическая работа что это

Охарактеризуем понятие «лексика».

Лексика— совокупность слов того или иного языка, части языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Лексика любого живого языка находится в постоянном изменении — в язык непрерывно входят неологизмы и постепенно уходят старые слова.

Лексическая работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. В современной методике лексическая работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Развитие словаряпонимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Овладение словарём является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнений представлений, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операций мышления: анализ, синтез, обобщение.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Проводя лексическую работу, педагоги одновременно решают задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.

Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:

¾ работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

¾ формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

¾ все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Исследователями выделены следующие направления развития словаря:

¾ расширение объема словаря;

¾ уточнение значения слова;

¾ развитие структуры значения слова;

¾ формирование семантических полей и лексической системности;

¾ расширение связей между словами в лексиконе.

Методика словарной работы предусматривает следующие направления:

¾ обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов. Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

¾ уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.). Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании. Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла слова, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста.

¾ активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания. Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи.

¾ устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Своеобразной задачей словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прется и т. д.).

Лексическая работа что это. Смотреть фото Лексическая работа что это. Смотреть картинку Лексическая работа что это. Картинка про Лексическая работа что это. Фото Лексическая работа что это

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои приемы и методы. В учебном процессе в детском саду выделяются занятия, главной целью которых будет решение какой-нибудь одной конкретной задачи словарной работы, а другие задачи (не только словарные) осуществляются попутно.

Источник

Лексическая работа это в литературе 4 класс

Лексическая работа на уроках литературного чтения.

Лексическая работа что это. Смотреть фото Лексическая работа что это. Смотреть картинку Лексическая работа что это. Картинка про Лексическая работа что это. Фото Лексическая работа что это

Лексическая работа на уроках литературного чтения.

М.Г. Гусева, учитель начальных классов

Нередко словарная работа на уроке превращается в тяжёлый довесок

к чтению. Прочитав с детьми произведение, учитель спрашивает, какие слова детям были непонятны. Ученики выбирают непонятные слова и объяснение их превращается в самостоятельную часть речи, которая уводит детей от целостного восприятия произведения. Слово нужно рассматривать не само по себе, а в связи с текстом, где оно приобретает определённый оттенок значения.

Словарную работу надо вести так, чтобы она не ослабляла восприятие произведения, а усиливала и углубляла его. Поэтому не следует разбивать первичное восприятие словотолкованием. Во-вторых, объяснение слов, которые мало употребляются в современной речи таких как «амбар», «тулуп», «парчовая кичка», «терем» дано в подстрочнике по словарю

Ушакова Д.И. На это следует обратить внимание детей с самого начала, а затем дети сами привыкнут обращаться к сноскам.

По ходу чтения учитель даёт лишь краткое объяснение таких слов, чтобы это объяснение не отвлекало внимание детей от понимания произведения в целом.

В школьной практике используются разные приёмы ознакомления с новыми словами и их значениями:

Выяснение значения путём показа картины, макета, цветового круга

(лазурь, терем, гусли, пурпурный, пепельный, золотистый).

Подбор синонимов или антонимов:

синонимы:алчный-жадный, важничать-зазнаваться, задира-драчун;

антонимы:щедрый-скупой, халатный-добросовестный, смеркаться-

Словообразовательный анализ (добродушный-добрая душа, доброжелательный-желать добра).

Включение слова в словосочетание, предложение:уездный город, нарушить обещание, околеть от холода.

Использование толкового словаря:

аршинстарая мера длины, равная 0,71 метра или линейка, планка такой длины для измерения.

При подготовке к уроку учителю следует проанализировать текст с точки зрения лексических возможностей.

При отборе слов для проведения словарной работы необходимо установить, какой приём для объяснения значения слова будет использован. Необходимо также выделить слова, над которыми следует поработать основательно, чтобы они вошли в активный словарный запас учащихся.

Так, например, на уроке в 1 классе по рассказу «Заплатка» Н.Носова при объяснении слов использовались следующие приёмы:

«защитный цвет» — показ предмета защитного цвета, использование цветового круга;

«досада» — приём подбора синонимов (досада – огорчение);

«оправдываться» — приём словообразовательного анализа, (выделяется слово «правда», подбирается словосочетание «говорить правду», признавать себя невиновным, правым).

При изучении «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина в тексте встречается достаточное количество слов, над которыми предстоит работать.

Можно использовать следующие приёмы:

— приём показа картины, иллюстрации при объяснении слов: терем,

душегрейка, кичка, перстни;

— приём подбора синонимов и антонимов:

Корысть – выгода, невод – сеть, молвить – говорить, ветхая –

— старая, перечить – говорить наперекор, возражать (антонимсоглашаться),сварливая баба- ворчливая, склонная к ссорам(антонимысговорчивая, добрая, приветливая, терпимая), горевать –

грустить (антоним – радоваться).

Дети используют толковый словарь (землянка – крытое углубление

в земле, вырытое для жилья; светёлка – в старину небольшая светлая комната; бояре – богатые знатные люди, которые служат царю).

Читая в 4 классе всеми любимого классика русской литературы

А.С. Пушкина, дети встречают много непонятных для них слов.

А.С.Пушкина «Зима. Крестьянин, торжествуя…»

(отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Зима. Крестьянин торжествуя…,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

При повторном чтении стихотворения учащиеся находят непонятные

слова и с помощью учителя объясняют их значение, используя различные приёмы:

Объяснение устаревших слов с помощью толкового словаря:

«дровни» — деревянные сани;

«кибитка» — в старину крытая повозка;

«облучок» — сиденье для кучера;

«тулуп» — долгополая меховая шуба, не покрытая сукном;

«кушак» — широкий матерчатый пояс;

Объяснение слов с помощь подбора синонимов:

«бразды» — борозды-следы от саней

Работа с текстуальными синонимами:

«взрывая»- разлетаясь в разные стороны

Чтобы облегчить детям самостоятельную работу с толковым словарем, предлагается памятка:

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ

1Внимательно рассмотрите словарь, прочитайте список уловных сокращений и знаков.

2 Потренируйтесь в быстром нахождении по словарю интересующего вас слова. Не забывайте о том, что слова в словарях расположены по алфавиту не только первой, но и второй и третьей букв.

3 Прочитав всё, что написано о данном слове в словарной статье, обратите внимание, как правильно произносится слово и как оно пишется.

4. Старайтесь задумываться над значением слов, которые вы употребляете, и почаще заглядывайте в словарь, чтобы ваша речь стала грамотной и выразительной.

К значению изученных слов учащиеся постоянно возвращаются, работая со «Словарной копилкой». В эту копилку собираются все слова,
уже проработанные на уроке и дома.

Используйте следующие формы работ:

Учащиеся достают из копилки по одному слову и предлагают дать их толкование соседу по парте.

Учитель читает толкование какого — либо слова-учащиеся поднимают карточку с этим словом.

Учитель: «Деньги, имущество, принадлежащее государству или общине».

Учитель: «Долгополая меховая шуба, не покрытая сукном».

Возможна самостоятельная работа по вариантам.

По заданию учителя учащиеся должны дать письменное объяснение предлагаемых слов.

Работа над лексическим значением слова обогащает словарный запас учащихся, повышает интерес к прочитанному, позволяет глубже понять смысл текста и авторский замысел. Уже к 4 классу учащиеся способны демонстрировать хорошие навыки речи при составлении самостоятельных текстов.

Когда приходит весна, всё в природе просыпается от глубокого зимнего сна.

Приятно после зимних холодов погреться на тёплом ласковом солнышке. Звенит весёлая капель. Появляются первые весенние цветы-подснежники. Весной изменения происходят не только в природе, но и в душе человека. Становится веселее на душе, радуешься солнышку и теплу.

Сергеева Татьяна, ученица 4 «Б» класса.

Это было ранним утром. Я проснулась, когда ещё только светало, посмотрела в окно и удивилась. Как будто белым покрывалом была прикрыта земля. Кругом стало чисто и светло.

Богородская Маша, ученица 4 класса «Б».

С наступлением осени начинают опадать листья с деревьев. Они образуют разноцветный шуршащий ковёр. Каких только расцветок здесь ни встретишь: и бурый, и пурпурный, и золотистый! Приятно шагать по мягкому ковру и смотреть в небо. В солнечную погоду оно бывает ярким, лазурным. А необычный наряд листьев радует глаз! Осень, хотя и слякотное время года, но я люблю осень с её листопадами и красками!

Носенко Екатерина, ученица 4 «Б» класса.

Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения, как один из способов снижения учебной нагрузки

Данный вопрос можно рассматривать с двух позиций; здоровьесберегающего обучения и занимательности лексической работы.

Направлено на: обеспечение психического здоровья учащихся.

Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.

Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, рекомендуется применять образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Может ли лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения быть одним из способов снижения учебной нагрузки?

Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальных классах. С одной стороны, знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника.

Лексическая работа включает в себя работу со:

Опишу в общих чертах методику работы по каждому из выше названных направлений.

Разнообразит работу по объяснению значения слова занимательный материал, умело подобранный учителем.

Например, можно использовать –

Материалы презентации «Словарь устаревших слов».

Игра «Как назвать одним словом?»:

— Заботливое отношение к кому-нибудь. (Внимание);

— Дружеское расположение к людям. (Доброта);

— Оскорбление, униженное достоинство. (Унижение).

Игра « Букву заменишь – смысл слова изменишь».

— С е можно быстро обойти все кругом, с и то, чего нельзя делать по отношению к слабым. (Обежать – обижать).

— С е нужно старость уважать, а с и можно просто отдохнуть. (Поседел – посидел).

— С о всегда будешь чистым и опрятным, а с а – нежным и добрым. (Полоскать – поласкать).

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Она является одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний. Обращаясь к прошлому слова, дети открывают для себя его место в современном языке; точнее и вернее понимая смысл слова, сознательно усваивают его орфографический «облик», лучше чувствуют его художественно-выразительные возможности. Рассказы об истории и происхождении слов – одно из действенных средств сделать обучение русскому языку в школе не только по-настоящему обучающим, развивающим и воспитывающим, но и интересным, занимательным.

Ознакомление детей с этимологией слова будет способствовать не только развитию внимания к языку, развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, но и возникновению интереса к овладению секретами родного языка.

Элементы этимологического анализа слов должны быть использованы прежде всего в работе над словами с непроверяемым написанием, которые даются в программе по русскому языку на каждом году обучения. За четыре года обучения школьник младшего возраста должен усвоить правописание от 190 до 250 слов. Правописание таких слов остается у многих детей неосвоенным, если в их обучении исключалась активная мыслительная деятельность. Известно, что учащихся начальных классов привлекает все новое, неожиданное. Неожиданность, необычность в работе со словами становится тем раздражителем, который рождает осмысленный интерес у ребенка к явлениям языка. Можно предложить детям собрать свой “Этимологический словарик”. Выглядеть он может так

БИБЛИОТЕКА – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. Слово заимствовано в XV веке из латинского языка. Сложное слово, где библион – “книга”, тека – “склад, ящик”.

Изображение (фото) библиотеки.

КАПУСТА – огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.

Название капуста получила от латинского слова капут – “голова, кочан”.

Капуста – капут = “голова капусты”.

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я. /капуста/.

Изображение (фото) капусты.

Работа с синонимами

Работа над синонимами должна начинаться с первого класса. На этом этапе детям не следует давать теоретические сведения об этом явлении, термин «синонимы» целесообразнее заменять термином «слова – братья» или «слова – друзья». Можно предложить презентацию, которая в первой части знакомит со словами-приятелями (синонимами), а во второй – игры со словами. (Презентация)

Во втором классе целесообразно познакомить учащихся с понятиями: «синонимы», «синонимический ряд». Это лучше сделать с помощью иллюстрированной сказки «Слова – братья»:

«Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти поскорее друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил их в один синонимический ряд, объединил наших знакомых под флагом Синонимики, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности, они стали называться одним словом – синонимы. Ведь все равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий «счастливый».

В работе с синонимами можно использовать следующие упражнения.

— Запиши слова в порядке уменьшения качества:

маленький, небольшой, крохотный;

большой, огромный, гигантский.

— Группировка слов, близких по значению.

Бежит, глядит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит.

— Замена синонима в предложении.

Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую).

Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся).

Выбор одного из данных близких по смыслу слов.

Небо (закрыло, заволокло) тучами.

Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.

Работа с антонимами

Работа над антонимами должна начинаться в первом классе и, усложняясь, проводиться постоянно, главным образом в связи с читаемыми текстами и с некоторыми грамматическими темами. Через презентацию преподнести этот материал можно так. (Презентация)

Ещё можно использовать игру «Магнит»:

Слева – добрые слова, справа – слова с противоположным значением.

В дальнейшем такие игры в «слова-наоборот» могут продолжаться, сочетаясь с изучением частей речи, с обучением построению словосочетаний и т.д. Они помогут активизировать словарный запас детей, наблюдать за смысловыми отношениями слов.

Работа над фразеологией

Работа над фразеологией должна вестись совместно со словарной работой на уроках русского языка, очень важно, чтобы дети не только записали и запомнили то или иное фразеологическое сочетание, но и усвоили его значение и могли правильно употребить его в своей речи.

В этой работе можно использовать следующие приёмы:

1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

2. Прочитайте. Соедините фразеологизм из первого столбика с противоположным ему по значению фразеологизм из второго.

За тридевять земельвоспрянуть духом
Повесить головувзять себя в руки
Выйти из себярукой подать

3. Допишите фразеологизм:

Держать ухо..; засучив..; не покладая.

4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите.

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

Мы дружно работали сложа руки.

Мы с другом долго спорили, но, в конце концов, нашли общий язык.

У лягушки дух захватило от страха высоты.

Яшка сломя голову остановился.

5. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Уля проснулась очень рано.

6. Комплексное задание.

Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы: «Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?». Задание можно предложить в игровой форме.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем.

В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему как об стенку горох.

— Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение, назовите их. Каково их значение? О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.

Лексико-орфографические упражнения
при изучении слов из словаря

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса.

Учитель: Дети, отгадайте сказку!

По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра.

Дети: Русская народная сказка «По щучьему велению».

Учитель: Кто главный герой этой сказки?

Учитель: На чём Емеля любил кататься?

Дети: Емеля любил кататься на печке.

Учитель: И вот у Емели случилась беда. Печка сломалась. Помогите Емеле отремонтировать его средство передвижения. Тот ряд, который выполнит задание без ошибок, тот и поможет Емеле. Учитель пускает по рядам три печки с написанными на них словами с пропущенными буквами. Дети заполняют и передают друг другу.

Определяются места по рядам.

Аналогично проводятся игры «Поймай рыбку!», «Накорми обезьяну!», «Чей самолёт быстрее?», «Чей кораблик быстрее?», «Чей трактор быстрее?» и т.п.

«Яйцо с секретом». (Двойная игра)

На доске помещается «Киндер». Он предлагает нам поиграть в «яйцо с секретом». (Это самая любимая игра у детей по словарной работе).

Используются киндер яйца по количеству учащихся в классе. В каждом яйце листок со словарными словами, в которых пропущены буквы. Дети вставляют их. Яйцо с секретом то, в котором лежит листочек со штампиком «учитель». Можно от руки сделать какую-либо другую пометку. Учитель проходит по рядам с яйцами. Каждый выбирает себе яйцо. Кому’ досталось такое яйцо – становится на следующем уроке учителем этапа урока по словарной работе. Этот ученик-«учитель» дома заранее готовит слова с непроверяемым написанием, думает – кого из детей вызовет к доске, а кого назначит проверяющими. На следующий день вызывает трёх учащихся к доске, назначает проверяющих с каждого ряда и диктует свои слова.

Словарный диктант можно проводить с помощью ТСО. (Презентации)

Таким образом, включение этих упражнений в лексическую работу на уроках позволяет решать не только языковые задачи, воспитывать любознательность ребят, но и снижать учебную нагрузку. Дети охотно работают с синонимами, антонимами, фразеологизмами, их занимает и радует процесс подбора точного, выразительного, образного слова.

Считаю, что такую работу нужно проводить регулярно на уроках русского языка, и на уроках литературного чтения.

лексическая работа со словами на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Лексическая работа что это. Смотреть фото Лексическая работа что это. Смотреть картинку Лексическая работа что это. Картинка про Лексическая работа что это. Фото Лексическая работа что это

Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Лексическая работа над словом

на уроках русского языка

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка. Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учёбном процессе, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.

Лексикологией называется раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от языка. Лексика русского языка представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.

Стандарт начального общего школьного образования по русскому языку предусматривает в разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова, синонимии и антонимии слов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка.

В представленных в данном пособии материалах тематически охвачены основные темы раздела «Лексика» за курс начальной школы. Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания.

Предлагаемые материалы подчинены, разумеется, определённой логике и системе, но они не «привязаны» ни к программе по русскому языку, ни к учебнику, так как разница в уровне подготовки учеников различных классов велика, да и в одном классе ученики могут значительно отличаться по уровню сообразительности и смекалки.

Их выбирают и используют по интересам, а не по порядку расположения. Выбор определяется степенью трудности материала и наличием необходимых знаний, полученных в систематическом курсе. К большинству заданий приведены ответы, которые следуют за текстом задания. Это сделано для того, чтобы облегчить труд учителя при подборе нужного ему материала для урока или внеклассного занятия.

В сборник вошли задания, заимствованные из других источников, а также составленные самостоятельно. Для более точного объяснения ребёнку цели предлагаемых заданий прежде необходимо объяснить ему важность некоторых употребляемых понятий.

Каждый раздел состоит из двух блоков. Первый блок включает в себя тренировочные задания рассчитанный на пополнение словарного запаса учащихся, знакомство с разнообразным составом русской лексики, а также материал для развития образной речи школьников. Данный материал встречается на олимпиадах и интеллектуальных марафонах по русскому языку.

Второй блок предполагает интеллектуальное, научное творчество детей, решение субъективно-творческих задач разной степени трудности и творческого вклада (задач, решение которых в глобальном смысле не является творческим, но для ученика, субъективно, таковым является).

Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету.

Часто на олимпиадах детям предлагают задания, позволяющие судить о богатстве словарного запаса учащегося. Прежде всего, это задания, связанные с синонимией слов. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный — веселый — грустный; смелый — бесстрашный — храбрый — мужественный — отважный).

Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.

Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *