Лексические темы это что значит
Лексические темы в логопедической практике
Для чего нужны лексические темы?
Педагоги планируют свою работу таким образом, что определенный отрезок времени дошкольники обучаются по какой-то одной лексической теме.
Содержание всей коррекционной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных бытовых ситуациях, в семье при выполнении с родителями логопедических заданий. Обучение проходит гораздо успешнее, если используются дидактические игры и упражнения по определенной лексической теме.
Посредством различных игр и упражнений у детей формируются навыки образования и изменения слов. Способность образовывать слова различными способами является в речевом развитии очень важной потому, что овладевая ей, ребенок учится различать и находить значимую часть в словах, видеть схожие части разных слов. Этому навыку способствуют такие игры как: «Скажи ласково», «Один – много», «Какой? Какая? Какое?», «У кого кто?», «Назови семейство».
Игры «Из чего сделали?», «Скажи наоборот», «Придумай загадку», «Я начну, а ты закончи» способствуют закреплению знаний о предметах, их особенностях, уточняют знания детей, формируют видовые и родовые понятия.
Еще ряд игр и упражнений направлен на то, чтобы сформировать у детей умения правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже: «Мой, моя, моё, мои», «Посчитай», «Чего не стало?» и другие.
Эти игры – эффективный способ повторения и закрепления грамматических навыков, полученных детьми. Все они развивают мышление и память, способствуют увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторить одну и ту же игру неоднократно, повторяя нужные слова и закрепляя их в речи.
Существенную роль в работе по лексическим темам является художественная литература. Тексты для чтения и заучивания с детьми выбирают так, чтобы они были доступны пониманию ребенка. Заучивая стихи дети при рассказывании закрепляют правильное употребление различных языковых форм. Художественная литература дает возможность научить малышей анализировать суть прочитанного, обогащает словарный запас детей.
В подменю этого раздела Вашему вниманию по каждой лексической теме представлены:
— упражнения на координацию речи и движения;
— стихи, загадки, тексты;
Выполняя с ребенком рекомендуемые задания, заинтересуйте малыша, используйте его любимые игрушки, постарайтесь сделать обучение интересным и весёлым времяпрепровождением.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ?
Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо развивались, свободно и уверенно общались со сверстниками и взрослыми, хорошо учились в школе.
Поэтому необходимо учить ребенка правильно говорить. Учась говорить, он научится думать.
Что значит говорить правильно?
Это значит иметь развитый активный словарь, который к 4-м годам в норме достигает 3000 слов. Речь должна быть грамотной. Ребенок должен правильно:
• употреблять падежные окончания, предлоги, согласовывать прилагательные и числительные с существительными;
• пользоваться развернутой фразовой речью, уметь пересказывать небольшие рассказы и сказки, рассказывать о содержании сюжетной картины.
К 5-ти годам должно сформироваться правильное произношение всех звуков родного языка.
В детском саду важнейшим условием совершенствования речевой деятельности является осуществление всей образовательной деятельности по лексическим темам в течение одной недели. (т.е. в этот отрезок времени воспитанники младшей, средней, старшей и подготовительной групп изучают определенную лексическую тему).
Сосредоточение на определенной лексической теме заданий, дидактических игр и упражнений дает возможность сформировать у малышей навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Педагоги учат с детьми стихи, отгадывают загадки, выполняют пальчиковую гимнастику; упражнения на координацию движения и речи и другие виды деятельности, способствующие общему развитию в рамках одной лексической темы.
Содержание всей образовательной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных режимных моментах и ситуациях.
Так у детей формируются навыки образования и изменения слов. Способность образовывать слова различными способами является в речевом развитии очень важной потому, что овладевая ей, ребенок учится различать и находить значимую часть в словах, видеть схожие части разных слов. Этому навыку способствуют такие игры как: «Скажи ласково», «Один – много», «Какой? Какая? Какое?», «У кого кто?».
Игры «Из чего сделали?», «Скажи наоборот», «Придумай загадку», «Я начну, а ты закончи» способствуют закреплению знаний о предметах, их особенностях, уточняют знания детей, формируют видовые и родовые понятия.
Еще ряд игр и упражнений направлен на то, чтобы сформировать у детей умения правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже: «Мой, моя, моё, мои», «Посчитай», «Чего не стало?» и другие.
Эти игры – эффективный способ повторения и закрепления грамматических навыков, полученных детьми. Все они развивают мышление и память, способствуют увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторить одну и ту же игру неоднократно, повторяя нужные слова и закрепляя их в речи.
Существенную роль в работе по лексическим темам является художественная литература. Тексты для чтения и заучивания с детьми выбирают так, чтобы они были доступны пониманию ребенка. Заучивая стихи, дети при рассказывании закрепляют правильное употребление различных языковых форм. Художественная литература дает возможность научить малышей анализировать суть прочитанного, обогащает словарный запас детей.
А главную роль в речевом развитии детей играет, конечно, семейное воспитание. Без помощи родителей логопед, воспитатели и другие педагоги не смогут решить коррекционные и развивающие задачи, не преодолеют отставания в речевом и общем развитии ребенка, не обеспечат его гармоничного всестороннего развития.
Еженедельные методические рекомендации родителям детей, посещающих логопункт, регулярно обновляются в ВК в группе «Вместе веселей». https://vk.com/club112894940. Задания включают игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей данного возраста: внимания, памяти, мышления.
Успехов вам и вашим детям!
Подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А.
Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-240 с.
Лексические темы это что значит
Автор: Рочагова Марина Сергеевна
Организация: МДОУ детский сад общеразвивающего вида №12 «Искорка»
Населенный пункт: Московская область, г.о. Коломна, п. Пески
Тема всестороннего формирования речи дошкольников является очень злободневной. Речевое развитие, согласно Инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой, издание пятое (инновационное), направлено на
-совершенствование всех сторон речи,
-овладение речью как средством общения,
-развитие речевого творчества;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой.
В соответствии с программными требованиями педагоги и специалисты нашего ДОУ создают развивающую речевую среду посредством оформления развивающей речевой среды в группах и проведения занятий по развитию речи. Мы используем конспекты и сценарии занятий Гербовой В.В., пособие по ознакомлению дошкольников со звучащим словом Г.А. Тумаковой под редакцией Ф.А.Сохина, пособие по коррекционной работе в логопедической группе Н.В. Нищевой.
ООП ДОУ содержит комплексно-тематическое планирование работы, согласно которому развитие и обучение детей осуществляется в соответствии с определённой темой, а также в соответствии с лексической темой недели. Лексические темы заимствованы из пособия Н.В. Нищевой.
Такого рода планирование позволяет охватить все стороны развития речи: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи и связной речи.
Циклическое (из года в год) повторение лексических тем недели позволяет расширять и активизировать словарный запас детей, развивать моторику речедвигательного аппарата, тонкую моторику рук, общую моторику, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, закреплять правильную артикуляцию звуков, развивать грамматический строй речи, обучать связной речи.
Формы работы лексических тем недели разнообразны и потому позволяют использовать их в разных режимных моментах в течение дня, не только на занятии по развитию речи, но и во время других занятий. Это и физкульминутка, и пальчиковая гимнастика, и артикуляционная гимнастика, и подвижная игра на прогулке, и хороводная игра, игры на развитие слухового и зрительного внимания, речевые игры, игры с мячом, составление рассказа по картине, пересказывание текстов, отгадывание и толкование загадок.
Лексические темы недели. Подготовительная группа
Семинар-практикум для родителей «Значение лексических тем в речевом развитии детей»
Елена Кузина
Семинар-практикум для родителей «Значение лексических тем в речевом развитии детей»
Практикум адресован воспитателям ДОУ и может быть интересным студентам педагогических учебных заведений.
Цель: Познакомить родителей с содержанием образовательной деятельности по принципу использования лексических тем.
Задачи:
1. Дать представление родителям о том, какая лексическая тема изучается с детьми каждую неделю и как закрепить полученные знания детей в домашних условиях.
2. Помочь родителям в правильной организации развивающего обучения ребёнка дома.
3. Сделать сотрудничество с родителями более продуктивным.
1. Вступительная часть
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем семинар-практикум на тему: «Значение лексических тем в речевом развитии детей». Мы бы хотели, чтобы все участки семинара были активны, инициативны. Итак, мы начинаем. Чтобы нам было легче общаться, проведем разминку.
(Родители встают в круг.)
Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть (можно дотронуться рукой и т. п.). Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
(Звучит спокойная красивая музыка.)
Закройте глаза. Представьте себе, что мысли в вашей голове – это лучи света, распространяющиеся различных направлениях. А теперь пусть все лучи соберутся и светят, как прожекторы в одном и том же направлении. Пусть свет ваших мыслей объединиться в один большой, красивый и мощный луч. Откройте глаза. Теперь вы в состоянии сосредоточиться на любом предмете.
2. Основная часть
И так, поговорим о речевом развитии детей.
Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей детей: коммуникативную, информационную, познавательную (развивающую, что уже говорит о ее значимости.
В начале нашей встречи я предлагаю обсудить факторы успешного речевого развития ребенка.
Факторы речевого развития.
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.
2. Общение ребенка со сверстниками.
3. Строение артикуляционного аппарата.
4. Речь взрослых – образец.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Чтение детям художественной литературы.
7. Игра ребенка со взрослым и сверстниками.
На слайде представлен перечень факторов речевого развития. Выберите, пожалуйста, наиболее значимые факторы и прокомментируйте свой выбор.
1. Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.
Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу. Предложите, как будут отвечать дети 5-ти лет на следующие вопросы. Выберите из них наиболее удачный:
Что нарисовано на картине?
Что делают дети на картине?
Про что (о чем) рассказал художник в картине?
Перечисление изображенных предметов
2. Максим непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя?», «Какая это машина?», «Какой дядя тут сидит?». Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы.
В каком возрасте проявлял себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы?
Примерный ответ. Вопросы «Кто?», «Что?», «Какой?» характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность ребенка. Поэтому нередко, недослушав ответ, ребенок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, попытке понять что-то неизвестное, осмыслении нового.
3. Иногда дошкольник не задает взрослому вопросов. Какими на ваш взгляд, могут быть причины?
Примерный ответ. Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого, избирательного интереса к чему-либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздраженной или критичной реакцией взрослого, что задело его самолюбие и др.
4. «Наш Славик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но мы считаем, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!».
Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения?
Примерный ответ. В продуктивных видах детской деятельности ребенок учиться ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивает его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики рук, что создает предпосылки к овладению письмом.
5. В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. У некоторых из них были выявлены характерные недостатки:
Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить? Что следует сделать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника.
Примерный ответ. У Оли и Данила – замена труднопроизносимых звуков на легко произносимые; у Пети – пропуск первого слога; у Вовы – перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи, скорее всего, объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков. Взрослым важно демонстрировать ребенку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр-упражнений.
А сейчас я предлагаю Вам ознакомиться с основными направлениями работы по развитию речи детей.
Основные направления работы по развитию речи детей.
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.
Для чего нужны лексические темы?
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.
Часто в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды применяют принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме заданий, дидактических игр и упражнений дает возможность сформировать у детей навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Педагоги учат с детьми стихи, отгадывают загадки, выполняют упражнения, способствующие общему развитию в рамках одной лексической темы.
В нашем детском саду важнейшим условием совершенствования речевой деятельности является осуществление всей образовательной деятельности по лексическим темам в течение одной недели.
Мы, педагоги, планируют свою работу таким образом, что определенный отрезок времени (неделя) дети изучают какую-либо одну лексическую тему.
В данном планировании воспитательно-образовательной деятельности нашей группы Вашему вниманию, уважаемые родители, представлены: лексика для детей; пальчиковые игры; упражнения на координацию речи и движения; чтение стихов, загадки; игры и упражнения и другие виды деятельности по одной лексической теме в течение дня.
Содержание всей образовательной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных режимных моментах и ситуациях. Обучение проходит гораздо успешнее, если используются дидактические игры и упражнения по определенной лексической теме.
Посредством различных игр и упражнений у детей формируются навыки образования и изменения слов. Способность образовывать слова различными способами является в речевом развитии очень важной потому, что овладевая ей, ребенок учится различать и находить значимую часть в словах, видеть схожие части разных слов. Этому навыку способствуют такие игры как: «Скажи ласково», «Один – много», «Какой? Какая? Какое?», «У кого кто?».
Игры «Из чего сделали?», «Скажи наоборот», «Придумай загадку», «Я начну, а ты закончи» способствуют закреплению знаний о предметах, их особенностях, уточняют знания детей, формируют видовые и родовые понятия.
Еще ряд игр и упражнений направлен на то, чтобы сформировать у детей умения правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже: «Мой, моя, моё, мои», «Посчитай», «Чего не стало?» и другие.
Эти игры – эффективный способ повторения и закрепления грамматических навыков, полученных детьми. Все они развивают мышление и память, способствуют увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторить одну и ту же игру неоднократно, повторяя нужные слова и закрепляя их в речи.
Существенную роль в работе по лексическим темам является художественная литература. Тексты для чтения и заучивания с детьми выбирают так, чтобы они были доступны пониманию ребенка. Заучивая стихи, дети при рассказывании закрепляют правильное употребление различных языковых форм. Художественная литература дает возможность научить малышей анализировать суть прочитанного, обогащает словарный запас детей.
В речевом развитии детей особую роль играет семейное воспитание. И сейчас я предлагаю Вам поучаствовать в игровых упражнениях и заданиях, которые принесут пользу для семейного общения и развития речи ребенка.
1. Белое одеяло землю одевало,
Солнце напекло, одеяло утекло. (Снег)
2. Три глаза, три приказа,
Красный – самый опасный. (Светофор)
3. Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает. (Дверь)
4. Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание, сообразительность, доказательную речь.
Послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:
— тарелка, стакан, корова, чашка
— чашка, стакан, тарелка, кружка
Игра «Дай определение словам»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления.
Ход игры: я начну, а вы закончите:
Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой) – веселый, долгожданный
Игра «Дай действия словам»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания.
Ход игры: я начну говорить, а вы закончи:
Мама (что делает) – стирает, готовит, помогает…
Праздник (сто делает) – наступает, приходит, радует…
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.
Ход игры: я начну, а вы продолжите:
Веселый праздник – грустный
Большой подарок – маленький
Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом «а».
Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами.
Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок». Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок».
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.
Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.
Педагог: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Еще предлагаю Вам в электронном виде дидактические игры, которые направлены на формирование у детей лексико-грамматических представлений и способствуют постепенному количественному росту их словаря, нормализации грамматического строя речи.
3. Заключительная часть
Завершая встречу, посоветовать родителям: выполняя с ребенком рекомендуемые задания, заинтересуйте малыша, используйте его любимые игрушки, постарайтесь сделать обучение интересным и весёлым времяпрепровождением.
— Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001. – 264 с.
Консультация для родителей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста» ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития.
Консультация для родителей «Фонетика в речевом развитии детей» Основным средством общения ребенка со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения их к действию является речь. Еще до.
Мастер-класс для родителей «Возможность участия семьи в речевом развитии детей» Цель: Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей в работу по развитию речи. Задачи: 1. Повысить уровень знаний.
Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет (семинар-практикум) «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»(1 слайд (Ю. М) Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.
«Рекламное агентство». Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста на тему «Игровые технологии в развитии детей» бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида №33 «Звездочка».
Семинар-практикум для родителей «Роль игрушки в психическом развитии ребёнка» Цель : помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него. Краткое.
Семинар-практикум для воспитателей «Подвижные игры» в развитии детей дошкольного возраста Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П. Ф. Лесгафт, А. П. Усова и многие.
Семинар-практикум с родителями «Значение развития мелкой моторики у детей» Цель: сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Программные задачи: показать.
Значение сказки в речевом развитии детей В настоящее время изучению проблемы речевого творчества до-школьников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов.
Лексические темы это что значит
Семинар-практикум для родителей «Значение лексических тем в речевом развитии детей»
Елена Кузина
Семинар-практикум для родителей «Значение лексических тем в речевом развитии детей»
В данном семинаре — практикуме рассматривается решение вопроса взаимодействия педагогов и родителей в развитии лексической стороны речи у дошкольников.
Практикум адресован воспитателям ДОУ и может быть интересным студентам педагогических учебных заведений.
Цель: Познакомить родителей с содержанием образовательной деятельности по принципу использования лексических тем.
Задачи:
1. Дать представление родителям о том, какая лексическая тема изучается с детьми каждую неделю и как закрепить полученные знания детей в домашних условиях.
2. Помочь родителям в правильной организации развивающего обучения ребёнка дома.
3. Сделать сотрудничество с родителями более продуктивным.
1. Вступительная часть
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем семинар-практикум на тему: «Значение лексических тем в речевом развитии детей». Мы бы хотели, чтобы все участки семинара были активны, инициативны. Итак, мы начинаем. Чтобы нам было легче общаться, проведем разминку.
(Родители встают в круг.)
Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть (можно дотронуться рукой и т. п.). Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
(Звучит спокойная красивая музыка.)
Закройте глаза. Представьте себе, что мысли в вашей голове – это лучи света, распространяющиеся различных направлениях. А теперь пусть все лучи соберутся и светят, как прожекторы в одном и том же направлении. Пусть свет ваших мыслей объединиться в один большой, красивый и мощный луч. Откройте глаза. Теперь вы в состоянии сосредоточиться на любом предмете.
2. Основная часть
И так, поговорим о речевом развитии детей.
Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей детей: коммуникативную, информационную, познавательную (развивающую, что уже говорит о ее значимости.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов (мышление, память, внимание). Несформированность грамматических представлений, это — трудности словоизменения, согласования прилагательного с существи-тельным в косвенных падежах, правильного употребления падежных и родовых окончаний и т. д., все это в дальнейшем у дошкольников приводит к трудностям в овладении письменной речью в школе.
В начале нашей встречи я предлагаю обсудить факторы успешного речевого развития ребенка.
Факторы речевого развития.
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.
2. Общение ребенка со сверстниками.
3. Строение артикуляционного аппарата.
4. Речь взрослых – образец.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Чтение детям художественной литературы.
7. Игра ребенка со взрослым и сверстниками.
На слайде представлен перечень факторов речевого развития. Выберите, пожалуйста, наиболее значимые факторы и прокомментируйте свой выбор.
1. Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.
Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу. Предложите, как будут отвечать дети 5-ти лет на следующие вопросы. Выберите из них наиболее удачный:
Что нарисовано на картине?
Что делают дети на картине?
Про что (о чем) рассказал художник в картине?
Перечисление изображенных предметов
2. Максим непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя?», «Какая это машина?», «Какой дядя тут сидит?». Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы.
В каком возрасте проявлял себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы?
Примерный ответ. Вопросы «Кто?», «Что?», «Какой?» характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность ребенка. Поэтому нередко, недослушав ответ, ребенок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, попытке понять что-то неизвестное, осмыслении нового.
3. Иногда дошкольник не задает взрослому вопросов. Какими на ваш взгляд, могут быть причины?
Примерный ответ. Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого, избирательного интереса к чему-либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздраженной или критичной реакцией взрослого, что задело его самолюбие и др.
4. «Наш Славик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но мы считаем, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!».
Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения?
Примерный ответ. В продуктивных видах детской деятельности ребенок учиться ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивает его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики рук, что создает предпосылки к овладению письмом.
5. В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. У некоторых из них были выявлены характерные недостатки:
Данил: «шишка» — «сиска»,
Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить? Что следует сделать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника.
Примерный ответ. У Оли и Данила – замена труднопроизносимых звуков на легко произносимые; у Пети – пропуск первого слога; у Вовы – перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи, скорее всего, объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков. Взрослым важно демонстрировать ребенку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр-упражнений.
А сейчас я предлагаю Вам ознакомиться с основными направлениями работы по развитию речи детей.
Основные направления работы по развитию речи детей.
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.
Для чего нужны лексические темы?
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.
Часто в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды применяют принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме заданий, дидактических игр и упражнений дает возможность сформировать у детей навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Педагоги учат с детьми стихи, отгадывают загадки, выполняют упражнения, способствующие общему развитию в рамках одной лексической темы.
В нашем детском саду важнейшим условием совершенствования речевой деятельности является осуществление всей образовательной деятельности по лексическим темам в течение одной недели.
Мы, педагоги, планируют свою работу таким образом, что определенный отрезок времени (неделя) дети изучают какую-либо одну лексическую тему.
В данном планировании воспитательно-образовательной деятельности нашей группы Вашему вниманию, уважаемые родители, представлены: лексика для детей; пальчиковые игры; упражнения на координацию речи и движения; чтение стихов, загадки; игры и упражнения и другие виды деятельности по одной лексической теме в течение дня.
Содержание всей образовательной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных режимных моментах и ситуациях. Обучение проходит гораздо успешнее, если используются дидактические игры и упражнения по определенной лексической теме.
Посредством различных игр и упражнений у детей формируются навыки образования и изменения слов. Способность образовывать слова различными способами является в речевом развитии очень важной потому, что овладевая ей, ребенок учится различать и находить значимую часть в словах, видеть схожие части разных слов. Этому навыку способствуют такие игры как: «Скажи ласково», «Один – много», «Какой? Какая? Какое?», «У кого кто?».
Игры «Из чего сделали?», «Скажи наоборот», «Придумай загадку», «Я начну, а ты закончи» способствуют закреплению знаний о предметах, их особенностях, уточняют знания детей, формируют видовые и родовые понятия.
Еще ряд игр и упражнений направлен на то, чтобы сформировать у детей умения правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже: «Мой, моя, моё, мои», «Посчитай», «Чего не стало?» и другие.
Эти игры – эффективный способ повторения и закрепления грамматических навыков, полученных детьми. Все они развивают мышление и память, способствуют увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторить одну и ту же игру неоднократно, повторяя нужные слова и закрепляя их в речи.
Существенную роль в работе по лексическим темам является художественная литература. Тексты для чтения и заучивания с детьми выбирают так, чтобы они были доступны пониманию ребенка. Заучивая стихи, дети при рассказывании закрепляют правильное употребление различных языковых форм. Художественная литература дает возможность научить малышей анализировать суть прочитанного, обогащает словарный запас детей.
В речевом развитии детей особую роль играет семейное воспитание. И сейчас я предлагаю Вам поучаствовать в игровых упражнениях и заданиях, которые принесут пользу для семейного общения и развития речи ребенка.
1. Белое одеяло землю одевало,
Солнце напекло, одеяло утекло. (Снег)
2. Три глаза, три приказа,
Красный – самый опасный. (Светофор)
3. Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает. (Дверь)
4. Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание, сообразительность, доказательную речь.
Послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:
— тарелка, стакан, корова, чашка
— чашка, стакан, тарелка, кружка
Игра «Дай определение словам»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления.
Ход игры: я начну, а вы закончите:
Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой) – веселый, долгожданный
Игра «Дай действия словам»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания.
Ход игры: я начну говорить, а вы закончи:
Мама (что делает) – стирает, готовит, помогает…
Праздник (сто делает) – наступает, приходит, радует…
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.
Ход игры: я начну, а вы продолжите:
Веселый праздник – грустный
Большой подарок – маленький
Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом «а».
Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами.
Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок». Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок».
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.
Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.
Педагог: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Еще предлагаю Вам в электронном виде дидактические игры, которые направлены на формирование у детей лексико-грамматических представлений и способствуют постепенному количественному росту их словаря, нормализации грамматического строя речи.
3. Заключительная часть
Завершая встречу, посоветовать родителям: выполняя с ребенком рекомендуемые задания, заинтересуйте малыша, используйте его любимые игрушки, постарайтесь сделать обучение интересным и весёлым времяпрепровождением.
— Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001. – 264 с.
— Загик Л. В., Куликова Т. А., Маркова Т. А. и др. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада/Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Просвещение, 1999.-192 с. : ил.
Консультация для родителей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста» ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития.
Консультация для родителей «Фонетика в речевом развитии детей» Основным средством общения ребенка со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения их к действию является речь. Еще до.
Мастер-класс для родителей «Возможность участия семьи в речевом развитии детей» Цель: Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей в работу по развитию речи. Задачи: 1. Повысить уровень знаний.
Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет (семинар-практикум) «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»(1 слайд (Ю. М) Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.
«Рекламное агентство». Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста на тему «Игровые технологии в развитии детей» бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида №33 «Звездочка».
Семинар-практикум для родителей «Роль игрушки в психическом развитии ребёнка» Цель : помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него. Краткое.
Семинар-практикум для воспитателей «Подвижные игры» в развитии детей дошкольного возраста Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П. Ф. Лесгафт, А. П. Усова и многие.
Семинар-практикум с родителями «Значение развития мелкой моторики у детей» Цель: сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Программные задачи: показать.
Значение сказки в речевом развитии детей В настоящее время изучению проблемы речевого творчества до-школьников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ?
Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо развивались, свободно и уверенно общались со сверстниками и взрослыми, хорошо учились в школе.
Поэтому необходимо учить ребенка правильно говорить. Учась говорить, он научится думать.
Что значит говорить правильно?
Это значит иметь развитый активный словарь, который к 4-м годам в норме достигает 3000 слов. Речь должна быть грамотной. Ребенок должен правильно:
• употреблять падежные окончания, предлоги, согласовывать прилагательные и числительные с существительными;
• пользоваться развернутой фразовой речью, уметь пересказывать небольшие рассказы и сказки, рассказывать о содержании сюжетной картины.
К 5-ти годам должно сформироваться правильное произношение всех звуков родного языка.
В детском саду важнейшим условием совершенствования речевой деятельности является осуществление всей образовательной деятельности по лексическим темам в течение одной недели. (т.е. в этот отрезок времени воспитанники младшей, средней, старшей и подготовительной групп изучают определенную лексическую тему).
Сосредоточение на определенной лексической теме заданий, дидактических игр и упражнений дает возможность сформировать у малышей навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Педагоги учат с детьми стихи, отгадывают загадки, выполняют пальчиковую гимнастику; упражнения на координацию движения и речи и другие виды деятельности, способствующие общему развитию в рамках одной лексической темы.
Содержание всей образовательной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных режимных моментах и ситуациях.
Так у детей формируются навыки образования и изменения слов. Способность образовывать слова различными способами является в речевом развитии очень важной потому, что овладевая ей, ребенок учится различать и находить значимую часть в словах, видеть схожие части разных слов. Этому навыку способствуют такие игры как: «Скажи ласково», «Один – много», «Какой? Какая? Какое?», «У кого кто?».
Игры «Из чего сделали?», «Скажи наоборот», «Придумай загадку», «Я начну, а ты закончи» способствуют закреплению знаний о предметах, их особенностях, уточняют знания детей, формируют видовые и родовые понятия.
Еще ряд игр и упражнений направлен на то, чтобы сформировать у детей умения правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже: «Мой, моя, моё, мои», «Посчитай», «Чего не стало?» и другие.
Эти игры – эффективный способ повторения и закрепления грамматических навыков, полученных детьми. Все они развивают мышление и память, способствуют увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторить одну и ту же игру неоднократно, повторяя нужные слова и закрепляя их в речи.
Существенную роль в работе по лексическим темам является художественная литература. Тексты для чтения и заучивания с детьми выбирают так, чтобы они были доступны пониманию ребенка. Заучивая стихи, дети при рассказывании закрепляют правильное употребление различных языковых форм. Художественная литература дает возможность научить малышей анализировать суть прочитанного, обогащает словарный запас детей.
А главную роль в речевом развитии детей играет, конечно, семейное воспитание. Без помощи родителей логопед, воспитатели и другие педагоги не смогут решить коррекционные и развивающие задачи, не преодолеют отставания в речевом и общем развитии ребенка, не обеспечат его гармоничного всестороннего развития.
Еженедельные методические рекомендации родителям детей, посещающих логопункт, регулярно обновляются в ВК в группе «Вместе веселей». https://vk.com/club112894940. Задания включают игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей данного возраста: внимания, памяти, мышления.
Успехов вам и вашим детям!
Подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А.
Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-240 с.
Лексические темы
Эта страничка для родителей, чьи дети имеют диагноз ОНР (общее недоразвитие речи).
на логопедических занятиях в детском саду с детьми 6-7 лет, а так же
ссылки на полезные сайты и материалы по развитию ребёнка
с общим недоразвитием речи.
Материал по каждой лексической теме содержит:
— необходимый картинный материал по теме;
— текстовую информацию для словарного запаса, представлений об окружающем мире;
— описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением;
— задания, направленные на развитие общих речевых навыков;
— большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания,
фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи;
— стихотворения, загадки и тексты для пересказа.
Авторами данных материалов являются практикующие логопеды И.А.Михеева, С.В.Чешева.
Все материалы вы можете скопировать, распечатать
и использовать для домашних занятий с ребёнком.
Ссылки на полезные сайты
— портал о развитии и воспитании детей
— тематические альбомы для ребёнка (раннее развитие детей)
— детям о природе (раннее развитие детей)
— На этой странице собраны ссылки на статьи,
которые рассказывают о детях старше пяти лет,
собранные в разделе «Всё о раннем развитии».