Лексическое значение слова что это 3 класс русский язык
Лексическое значение слова
Всего получено оценок: 97.
Всего получено оценок: 97.
Лексическое значение слова можно узнать, если открыть специальный словарь – толковый. В русском языке множество слов, и все они зафиксированы в таких словарях. Каждый ученик 3 класса должен употреблять слова правильно, понимая, что они означают – тогда речь человека будет точной и красивой.
Определение понятия и способы объяснения значения слова
Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает. При этом значение может быть абстрактным и конкретным, что проще всего рассмотреть на примере слова “лес”. Так, в общем случае оно означает некую совокупность деревьев, расположенную на определенной территории, где также обитают животные. Но при этом слово может конкретизироваться, обозначая какой-то определенный лес.
Как определить его значение? Для этого используются разные способы. Первый и самый простой – это заглянуть в толковый словарь. Там же можно найти и контекст – цитаты, где оно употребляется. Это делает расшифровку значения еще более понятной.
Самый распространенный толковый словарь русского языка составлен С. И. Ожеговым – в нем около 80 тысяч слов. Школьники также используют словарь, предназначенный специально для них – он так и называется – школьный. И, конечно, нельзя не упомянуть словарь, собранный Владимиром Ивановичем Далем, хотя в нем уже довольно много устаревших на сегодня слов.
Существуют и другие способы лексического значения слова. Так, можно самостоятельно понять, что оно означает, если подобрать однокоренные конструкции. Например, если вы уже знаете значение слова “лес”, то “лесник” и “лесной” понятны интуитивно.
Подбор синонимов и антонимов также помогает понять, что означает то или иное слово.
Как значение слова в русском языке влияет на его сочетаемость?
Значение имеет прямое влияние на сочетаемость слов. Как правило, в русском языке слова изолированно не употребляются, они говорятся и пишутся вместе, в конструкциях. И определение имеет самое прямое влияние на то, как это происходит.
Под лексической сочетаемостью понимается способность слова соединяться с какими-то другими. У каждого есть определенный круг таких сочетаний. Так, можно сказать “металлическая палка”, но нельзя сказать “металлическое озеро”. Допущенная в таком случае ошибка называется лексической.
В помощь школьникам и не только им созданы специальные словари сочетаемости. Но научиться грамотно говорить и писать только с их помощью невозможно – нужно много читать, тогда конструкции, используемые в русском языке, сами закрепятся в памяти.
Что мы узнали?
Лексическое значение слова – это его определение, которое помогает понять, что это слово обозначает. Есть несколько способов найти это значение: его можно прочитать в толковом словаре, подобрать синонимы и антонимы, подобрать однокоренные слова, значение которых уже известно. Лексическая сочетаемость напрямую зависит от значения слова, поэтому грамотному человеку важно его знать.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык, 3 класс
Раздел. Слово в языке и речи. (Лексическое значение слова).
Тема. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что изучает лексика, определять лексическое значение слова, различать многозначные и однозначные слова.
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)
Лексика, лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?
Как видно из иллюстраций, одно и то же слово может обозначать разное.
Сегодня на уроке мы узнаем, что можно назвать с помощью слова, как определить смысл (лексическое значение) слова, с помощью какого словаря это можно сделать, что это за слова, которые одним словом называют разные объекты.
Итак, как помним из курса русского языка 1 класса, слова могут называть:
Рассмотрите рисунок. Какой предмет Вы увидели? Прочитайте его название.
На иллюстрации нарисована кастрюля.
Что обозначает слово «кастрюля»? Прочитайте толкование этого слова.
Кастрюля – предмет круглой формы из металла, предназначен для варки пищи.
То, что обозначает слово, является его лексическим значением.
Лексическое значение слова «кастрюля» – предмет круглой формы из металла, предназначен для варки пищи.
Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю.
В толковом словаре Ожегова так определяется значение следующих слов:
Малышка – ласково о маленьком ребёнке.
Прочитайте стихотворение, которое услышала Алиса из сказки Л. Кэролла «Алиса в Зазеркалье»:
Варкалось. Хливкие шорьки
И хрюкотали зелюки,
Как мемзюки в мове.
Знаете ли Вы значения «слов», из которых состоит стихотворение? Можно ли найти их лексическое значение в толковом словаре?
Мы не можем найти эти слова в словаре, не можем объяснить смысл этих слов, указать лексическое значение. Следовательно, словами они не являются. Каждое слово имеет лексическое значение.
Например, иголка (у ежа, у ёлки, штопальная, швейная).
1. Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.
Варкалось, замурзякали, кристкали.
Зелёный, красный, грустный.
Девочка, ученица, внучка.
Музей, стадион, театр.
2. Определите, что такое лексическое значение слова. Укажите правильный ответ.
То, что обозначает слово, определяет его смысл, объясняет значение.
Звуки и буквы, с помощью которых слово произносится или записывается.
То, что можно придумать и записать с помощью звуков и букв.
Раздел науки о языке, который формирует умение правильно писать.
3. Укажите, на какой строке записано лексическое значение слова «берёза».
Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
Состоит из 6 букв, 6 звуков.
Безударные гласные в слове – е, а.
Осина, сосна, ольха, кедр.
Укажите, в каком словаре можно определить лексическое значение слова.
Укажите слова, которые имеют несколько значений.
Кастрюля, светофор, колокольчик, язык.
Определите, о каком слове идёт речь в словарной статье.
Небольшой стеклянный сосуд с горлышком.
1. Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.
Броздь, кливляка, страгд.
Внук, сын, дочь, отец.
Музей, стадион, театр.
2. Определите, что такое лексическое значение слова. Укажите правильный ответ.
То, что обозначает слово, определяет его смысл, объясняет значение.
Звуки и буквы, с помощью которых слово произносится или записывается.
То, что можно придумать и записать с помощью звуков и букв.
Раздел науки о языке, который формирует умение правильно писать.
3. Укажите, на какой строке записано лексическое значение слова «ураган».
Сильный штормовой ветер.
Состоит из 6 букв, 6 звуков.
Безударные гласные в слове – у, а.
Укажите, в каком словаре можно определить лексическое значение слова.
Укажите слова, которые имеют несколько значений.
Кастрюля, светофор, язык, игла.
Определите, о каком слове идёт речь в словарной статье.
Вся разветвлённая часть дерева с его листвой.
Конспект урока по русскому языку 3 класс «Лексическое значение слова»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Кафедра начального образования
Конспект урока по русскому языку в 3 «Г» классе
Оськина Елена Сергеевна
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: «Лексическое значение слова»
— понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
— познакомить с лексическим значением слова;
— формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова;
— расширить понятие учащихся о лексическом значении слова;
— работать со схемой «Что я знаю о значениях слов в русском языке»;
— уметь пользоваться толковым словарём;
— уметь находить лексическое значение слова в толковом словаре.
I .Организационный момент
— Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка.
— Открываем тетради, записываем дату. Сегодня 24 сентября. Классная работа.
II . Орфографическая минутка
— Начнём урок с творческого словарного диктанта.
— Записываем словарный диктант. Но он будет необычный. Вы должны понять, что это за слова по рисункам и лексическому значению слова, что оно обозначает.
1. Посмотрите рисунок хлебного злака. Из овсяной муки можно приготовить овсяную кашу. Какое слово вы запишите? Овёс;
2. Сторона горизонта, где восходит солнце. Восток;
3. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. Заря;
5. (картинка) Это хлебный злак. Пшеница.
— Поставьте ударение в словах, выделите непроверяемую орфограмму.
1. О в ё с. В слове овёс ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.
2. В о ст о к. В слове восток ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.
3. З а р я . В слове заря ударение падает на второй слог, запоминаем букву а в первом слоге.
4. О р е х. В слове орех ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.
5. Пш е н и ца. В слове пшеница ударение падает на второй слог, запоминаем букву е в первом слоге.
— Ребята, что вы записали? ( Мы записали слова )
— Какая орфограмма есть во всех словах? ( Непроверяемая орфограмма )
— Где можно проверить написание данных слов? ( В орфографическом словаре )
— Каждое слово имеет свое собственное значение. Чтобы узнать это значение, мы определим, что означает слово.
III . Работа со шмуцтитулом
— Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Открываем учебник на странице 39. Прочитайте название раздела. ( Слово в языке и речи )
— Прочитаем, чему мы будем учиться, изучая данный раздел. (читают с.39)
IV . Определение темы и задач урока
( на интерактивной доске выведена тема урока )
— Прочитайте тему урока. ( Лексическое значение слова )
— Скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? ( узнаем, как определить лексическое значение слова; вспомним, что такое лексическое значение слова; узнаем, с каким словарем работать, чтобы определить лексическое значение слова )
V . Воспроизведение знаний о лексическом значении слова
— Все слова русского языка собраны в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. Их около 57000 слов
VI . Работа с упражнением
— Откройте учебник на стр. 40, упр. 64. Прочитайте. (Читают текст)
— Как вы поняли этот текст? ( В этом тексте говорится о том, сколько прекрасных слов в русском языке ).
— Согласны ли вы с мнением автора? (Ответы детей)
— А ведь действительно, сколько прекрасных слов в русском языке. Прочитайте слова, которые в тексте называются громкими, богатые, гордые, светлые и радостные. ( Мир, дружба, родина, Россия )
— А как вы думаете, что такое мир? ( 1. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара; 2. Спокойствие, отсутствие вражды, войны )
— Что мы понимаем под словом Россия? ( Россия – название государства, страны, населенные русскими )
— Найдите слова, которые характеризуются в тексте, как слова полные прелести, нежности, легкости. ( Берёза, солнце, счастье, весна, радость )
— Хорошо, прочитайте слова, которое лучится светом, лаской. ( Мама )
— Запишите любые 3-4 слова, которые вам особенно понравились.
— Прочитаем, что такое лексическое значение слова в рубрике Вспомните! ( То, что обозначает слово, является его лексическим значением. Например, лексическое значение слова весна — « время года, следующее за зимой » . Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю. )
— Что же такое лексическое значение слова?( То, что обозначает слово, является его лексическим значением )
VII . Работа со схемой
— Стр. 40, упр. 65. Рассмотрим схему на странице 41. Посмотрите внимательно на схему.
— Что значит однозначные слова? ( Однозначные слова – слова, которые имеют одно лексическое значение )
— Приведите примеры однозначных слов из таблицы. ( Грач, гитара, перстень, парта, глобус )
— Какие слова называют многозначными? ( Многозначные слова- это слова, имеющие два и более значений )
— Прочитайте слова, которые относятся к группе многозначных слов. ( Колокольчик, земля, листок, каток, язык, игла )
— Скажите, какое значение имеет слово колокольчик? ( Слово колокольчик имеет два значения – цветок; звонок)
— Скажите, какое значение имеет слово игла? ( Слово игла – инструмент для шитья; и игла на ветке ели или сосны )
— И мы видим группу слов, которая называется антонимы. Что такое антонимы? ( Антонимы – слова, противоположные по значению ).
— Найдите в таблице слово с его значением. ( Лексическое значение дано к слову перстень ).
— А к какой группе относится слово перстень? ( Слово перстень относится к однозначным словам )
— Запишите слово «перстень» и его лексическое значение.
VIII . Упражнение в распознавании лексического значения слова
— Упр. 66. Прочитаем текст.
— О чем этот текст? (О росе)
— Какое явление природы названо красивым словом роса? ( Капельки воды, которые появляются утром и вечером с наступлением прохлады )
— Наблюдали ли вы, какой бывает роса на траве? ( Утром роса переливается разноцветными огоньками )
— Посмотрите внимательно на слово роса. Произнесем его, как мы его слышим. ( Раса )
— А теперь, как надо правильно его произносить. ( Роса )
— Хорошо. Ребята, запишите предложение из этого упражнения, в котором говорится о солнышке и о капельках росы. ( Солнышко осветило капельки росы )
— Выделите грамматическую основу. И в слове «роса» выделите орфограмму.
IX . Работа со словарем
— Посмотрите, на выставке у нас есть толковые словари Ожегова Сергея Ивановича, Даля Владимира Ивановича. У вас в учебнике тоже есть толковый словарь на стр. 152. С ним мы и будем работать. Откроем его.
— Как расположены слова в словаре? ( По алфавиту )
— Найдите в нем слово герб. Прочитайте его лексическое значение. Какое это слово однозначное или многозначное? ( Однозначное )
— Следующее слово журавль. ( Многозначное )
— Дальше слово заря. ( Многозначное )
— И последнее слово альбом. ( Однозначное)
— Ребята, альбом – это словарное слово.
— Скажите, какая орфограмма встретилась в слове альбом? ( непроверяемая орфограмма в корне слова )
— Запишите слово альбом тетрадь. Это слово нужно запомнить.
— Выделите непроверяемую орфограмму и поставьте ударение.
— Чему мы учились на уроке?
— Для чего нам необходимо знать лексическое значение слова?
— Поднимите руку, кому было легко на уроке.
Что такое лексическое значение слова
Лексическое значение слова — это его внутреннее содержание, то, что это слово обозначает.
Узнаем, что такое лексическое значение слова как минимальной единицы речи.
Слово как предмет изучения
Ежедневно мы пользуемся словами, чтобы оформить с их помощью свои мысли, желания, просьбы в связную речь. Слово неразрывно связано с мыслью. Оно является творцом всей мировой культуры, управителем человеческой деятельности отдельного человека, народа и всего человечества. Какая другая сила в мире может сравниться с безмерной силой слова?
Каждый из нас знает, что слово, устная или письменная речь, — это необходимое средство общения между людьми, средство взаимопонимания и связи.
Исходя из этого утверждения, теперь вполне понятно, почему слово является объектом пристального внимания ученых и предметом их серьезного изучения.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Для изучения слова в языкознании существует специальная наука — лексикология.
Лексическое значение — внутреннее содержание слова
Чтобы понять, что такое лексическое значение слова, установим, что слово является центральной значимой единицей языка, которая оформляется в виде звуков в речи и записывается на бумаге буквами. У каждого слова имеется его внешняя звуковая оболочка, изучением которой занимается фонетика. Кроме звукового оформления, каждая лексема имеет своё внутреннее содержание — это его смысл. Слово соотносится с определённым понятием, предметом, признаком, действием и т.д.
С раннего детства ребенок, овладевая речью, знакомится со словами и понятиями, обозначенными ими, с помощью родителей. Так, например, слово «спичка» поначалу ничего для малыша не представляет опасного, пока он не узнает, что зажженная спичка может обжечь его и быть причиной пожара. Звуковая оболочка слова постепенно соотносится с его смыслом, или лексическим значением:
Спички — тонкие, обычно деревянные палочки, с головкой, покрытой воспламеняющимся веществом, служащим для добывания огня.
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
У слова, кроме внешней звуковой оболочки, имеется внутреннее содержание, которое в лексикологии называется лексическим значением слова.
Без лексического значения трудно было бы отличить одно слово от другого, и тогда речь, как правило, состоящая из слов с определённым значением, потеряла бы свой смысл и свое предназначение быть, в первую очередь, средством общения между людьми. Лексическое значение каждого слова помогает отличать одно слово от другого, например:
Лексическое значение слова трактуется по-разному. Начальное понятие о лексическом значении слова для младших школьников можно представить в виде следующей формулировки:
Например, каждый с детства знает и представляет, что такое рука. Рука — это часть тела человека, его верхняя конечность, которая имеет пальцы. С помощью рук человек может выполнять различную работу (шить, мастерить, строить), играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать и т. д. Как видим, в лексическое значение слова «рука», обозначенного сочетанием именно этих звуков речи, входят наиболее существенные признаки и свойства предмета, обозначенного этой лексемой.
Значит, лексическое значение слова — это единство его звукового оформления и внутреннего смысла, заключенного в нем. Тогда определение рассматриваемого понятия представим в таком виде:
Грамматическое и лексическое значение слова
Не забудем еще об одном аспекте слова. У каждой лексемы имеется грамматическое значение той части речи, к которой оно принадлежит.
Например, некоторые слова обладают грамматическим значением предметности, называя реалии действительности (школа), лица (мальчик), понятия (нежность, белизна), процессы (бег, ходьба) и отвечают на вопросы кто? что?
Это грамматическое значение предметности объединяет эти слова в один лексико-грамматический класс — имя существительное.
Рассмотрим соотнесенность лексического и грамматического значения слова «стол». Его лексическое значение уже определено.
Грамматическое значение заключается в его форме, которая определяется по окончанию.
(сидеть) у стол а — существительное, 2 склонения, мужского рода, в форме род. п., ед. ч.
Однозначные и многозначные слова
Лексическое значение слов фиксируют и объясняют специальные словари, которые называются толковыми. Богатство лексики русского языка отображает, например, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, который включает более 200 тысяч слов, «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова — около 90 тысяч слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из 120 тыс. слов.
В лексике русского языка есть слова, которые обозначают только один предмет, признак, действие, свойство и т. д.
Например, словом «фиолетовый» обозначается один из цветов спектра.
Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия.
Вот как определяет многозначность слова «земля» академик Д. С. Лихачев в предисловии к книге «Земля родная»:
Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово «земля» в русском языке имеет множество значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах.
Прямое и переносное значение слова
Прямое значение — это лексическое значение в собственном смысле, без дополнительных оттенков.
Переносное значение — это вторичное, производное, возникающее на основе сходства предметов по форме, цвету, характеру, выполняемой функции, ассоциации по смежности. Так возникают многозначные слова.
Переносное значение слов — это основа появления художественных образных средств речи:
Видеоурок
Что такое лексическое значение слова 3 класс русский язык примеры правило
Что такое лексическое значение слова
Лексическое значение слова — это его внутреннее содержание, то, что это слово обозначает.
Узнаем, что такое лексическое значение слова как минимальной единицы речи.
Слово как предмет изучения
Ежедневно мы пользуемся словами, чтобы оформить с их помощью свои мысли, желания, просьбы в связную речь. Слово неразрывно связано с мыслью. Оно является творцом всей мировой культуры, управителем человеческой деятельности отдельного человека, народа и всего человечества. Какая другая сила в мире может сравниться с безмерной силой слова?
Каждый из нас знает, что слово, устная или письменная речь, — это необходимое средство общения между людьми, средство взаимопонимания и связи.
Исходя из этого утверждения, теперь вполне понятно, почему слово является объектом пристального внимания ученых и предметом их серьезного изучения.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Для изучения слова в языкознании существует специальная наука — лексикология.
Лексическое значение — внутреннее содержание слова
Чтобы понять, что такое лексическое значение слова, установим, что слово является центральной значимой единицей языка, которая оформляется в виде звуков в речи и записывается на бумаге буквами. У каждого слова имеется его внешняя звуковая оболочка, изучением которой занимается фонетика. Кроме звукового оформления, каждая лексема имеет своё внутреннее содержание — это его смысл. Слово соотносится с определённым понятием, предметом, признаком, действием и т.д.
С раннего детства ребенок, овладевая речью, знакомится со словами и понятиями, обозначенными ими, с помощью родителей. Так, например, слово «спичка» поначалу ничего для малыша не представляет опасного, пока он не узнает, что зажженная спичка может обжечь его и быть причиной пожара. Звуковая оболочка слова постепенно соотносится с его смыслом, или лексическим значением:
Спички — тонкие, обычно деревянные палочки, с головкой, покрытой воспламеняющимся веществом, служащим для добывания огня.
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
У слова, кроме внешней звуковой оболочки, имеется внутреннее содержание, которое в лексикологии называется лексическим значением слова.
Без лексического значения трудно было бы отличить одно слово от другого, и тогда речь, как правило, состоящая из слов с определённым значением, потеряла бы свой смысл и свое предназначение быть, в первую очередь, средством общения между людьми. Лексическое значение каждого слова помогает отличать одно слово от другого, например:
Лексическое значение слова трактуется по-разному. Начальное понятие о лексическом значении слова для младших школьников можно представить в виде следующей формулировки:
Например, каждый с детства знает и представляет, что такое рука. Рука — это часть тела человека, его верхняя конечность, которая имеет пальцы. С помощью рук человек может выполнять различную работу (шить, мастерить, строить), играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать и т. д. Как видим, в лексическое значение слова «рука», обозначенного сочетанием именно этих звуков речи, входят наиболее существенные признаки и свойства предмета, обозначенного этой лексемой.
Значит, лексическое значение слова — это единство его звукового оформления и внутреннего смысла, заключенного в нем. Тогда определение рассматриваемого понятия представим в таком виде:
Грамматическое и лексическое значение слова
Не забудем еще об одном аспекте слова. У каждой лексемы имеется грамматическое значение той части речи, к которой оно принадлежит.
Например, некоторые слова обладают грамматическим значением предметности, называя реалии действительности (школа), лица (мальчик), понятия (нежность, белизна), процессы (бег, ходьба) и отвечают на вопросы кто? что?
Это грамматическое значение предметности объединяет эти слова в один лексико-грамматический класс — имя существительное.
Рассмотрим соотнесенность лексического и грамматического значения слова «стол». Его лексическое значение уже определено.
Грамматическое значение заключается в его форме, которая определяется по окончанию.
(сидеть) у стол а — существительное, 2 склонения, мужского рода, в форме род. п., ед. ч.
Однозначные и многозначные слова
Лексическое значение слов фиксируют и объясняют специальные словари, которые называются толковыми. Богатство лексики русского языка отображает, например, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, который включает более 200 тысяч слов, «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова — около 90 тысяч слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из 120 тыс. слов.
В лексике русского языка есть слова, которые обозначают только один предмет, признак, действие, свойство и т. д.
Например, словом «фиолетовый» обозначается один из цветов спектра.
Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия.
Вот как определяет многозначность слова «земля» академик Д. С. Лихачев в предисловии к книге «Земля родная»:
Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово «земля» в русском языке имеет множество значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах.
Прямое и переносное значение слова
Прямое значение — это лексическое значение в собственном смысле, без дополнительных оттенков.
Переносное значение — это вторичное, производное, возникающее на основе сходства предметов по форме, цвету, характеру, выполняемой функции, ассоциации по смежности. Так возникают многозначные слова.
Переносное значение слов — это основа появления художественных образных средств речи:
Видеоурок
Лексическое значение слова
Всего получено оценок: 95.
Всего получено оценок: 95.
Лексическое значение слова можно узнать, если открыть специальный словарь – толковый. В русском языке множество слов, и все они зафиксированы в таких словарях. Каждый ученик 3 класса должен употреблять слова правильно, понимая, что они означают – тогда речь человека будет точной и красивой.
Определение понятия и способы объяснения значения слова
Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает. При этом значение может быть абстрактным и конкретным, что проще всего рассмотреть на примере слова “лес”. Так, в общем случае оно означает некую совокупность деревьев, расположенную на определенной территории, где также обитают животные. Но при этом слово может конкретизироваться, обозначая какой-то определенный лес.
Как определить его значение? Для этого используются разные способы. Первый и самый простой – это заглянуть в толковый словарь. Там же можно найти и контекст – цитаты, где оно употребляется. Это делает расшифровку значения еще более понятной.
Самый распространенный толковый словарь русского языка составлен С. И. Ожеговым – в нем около 80 тысяч слов. Школьники также используют словарь, предназначенный специально для них – он так и называется – школьный. И, конечно, нельзя не упомянуть словарь, собранный Владимиром Ивановичем Далем, хотя в нем уже довольно много устаревших на сегодня слов.
Существуют и другие способы лексического значения слова. Так, можно самостоятельно понять, что оно означает, если подобрать однокоренные конструкции. Например, если вы уже знаете значение слова “лес”, то “лесник” и “лесной” понятны интуитивно.
Подбор синонимов и антонимов также помогает понять, что означает то или иное слово.
Как значение слова в русском языке влияет на его сочетаемость?
Значение имеет прямое влияние на сочетаемость слов. Как правило, в русском языке слова изолированно не употребляются, они говорятся и пишутся вместе, в конструкциях. И определение имеет самое прямое влияние на то, как это происходит.
Под лексической сочетаемостью понимается способность слова соединяться с какими-то другими. У каждого есть определенный круг таких сочетаний. Так, можно сказать “металлическая палка”, но нельзя сказать “металлическое озеро”. Допущенная в таком случае ошибка называется лексической.
В помощь школьникам и не только им созданы специальные словари сочетаемости. Но научиться грамотно говорить и писать только с их помощью невозможно – нужно много читать, тогда конструкции, используемые в русском языке, сами закрепятся в памяти.
Что мы узнали?
Лексическое значение слова – это его определение, которое помогает понять, что это слово обозначает. Есть несколько способов найти это значение: его можно прочитать в толковом словаре, подобрать синонимы и антонимы, подобрать однокоренные слова, значение которых уже известно. Лексическая сочетаемость напрямую зависит от значения слова, поэтому грамотному человеку важно его знать.
Лексическое значение слова – способы объяснения, определение (3 класс, русский язык)
Лексическое значение слова можно узнать, если открыть специальный словарь – толковый. В русском языке множество слов, и все они зафиксированы в таких словарях. Каждый ученик 3 класса должен употреблять слова правильно, понимая, что они означают – тогда речь человека будет точной и красивой.
Определение понятия и способы объяснения значения слова
Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает. При этом значение может быть абстрактным и конкретным, что проще всего рассмотреть на примере слова “лес”. Так, в общем случае оно означает некую совокупность деревьев, расположенную на определенной территории, где также обитают животные. Но при этом слово может конкретизироваться, обозначая какой-то определенный лес.
Как определить его значение? Для этого используются разные способы. Первый и самый простой – это заглянуть в толковый словарь. Там же можно найти и контекст – цитаты, где оно употребляется. Это делает расшифровку значения еще более понятной.
Самый распространенный толковый словарь русского языка составлен С. И. Ожеговым – в нем около 80 тысяч слов. Школьники также использую словарь, предназначенный специально для них – он так и называется – школьным. И, конечно, нельзя не упомянуть словарь, собранный Владимиром Ивановичем Далем, хотя в нем уже довольно много устаревших на сегодня слов.
Существуют и другие способы лексического значения слова. Так, можно самостоятельно понять, что оно означает, если подобрать однокоренные конструкции. Например, если вы уже знаете значение слова “лес”, то “лесник” и “лесной” понятны интуитивно.
Подбор синонимов и антонимов также помогает опять, что означает то или иное слово.
Как значение слова в русском языке влияет на его сочетаемость?
Значение имеет прямое влияние на сочетаемость слов. Как правило, в русском языке слова изолированно не употребляются, они говорятся и пишутся вместе, в конструкциях. И определение имеет самое прямое влияние на то, как это происходит.
Под лексической сочетаемостью понимается способность слова соединяться с какими-то другими. У каждого есть определенный круг таких сочетаний. Так, можно сказать “металлическая палка”, но нельзя сказать, “металлическое озеро”. Допущенная в таком случае ошибка называется лексической.
В помощь школьникам и не только созданы специальные словари сочетаемости. Но научиться грамотно говорить и писать только с их помощью невозможно – нужно много читать, тогда конструкции, используемые в русском языке, сами закрепятся в памяти.
Что мы узнали?
Лексическое значение слова – это его определение, которое помогает понять, что это слово обозначает. Есть несколько способов найти это значение: его можно просесть в толковом словаре, подобрать синонимы и антонимы, подобрать однокоренные слова, значение которых уже известно. Лексическая сочетаемость напрямую зависит от значения слова, поэтому грамотному человеку важно его знать.